![Логово Белого Тигра](/covers_330/71047522.jpg)
Полная версия
Логово Белого Тигра
После этого наступило время другой звезды.
Звезда Дельта созвездия Андромеды
Звезда Дельта созвездия Андромеды обладает особой таинственной скрытностью, которая порождает случайности в виде неожиданных изменений на земле и во всём мире. Если долго смотреть на эту звезду, то можно увидеть через неё будущее, то, что должно произойти в ближайшее время. Обычно эта звезда благоволит чревовещателями и поэтам, предсказывающим будущее.
Глядя на эту звезду, Цзи Юнь сказал:
– Небесная Сокровищница всегда полна талантами и чудесами, которые прорываются из неё в мир людской. Небеса склонны помогать людям, если в них горит желание к возвышенным устремлениям.
И он высказал своё рассуждение о том, что у каждой профессии есть свой дух-покровитель.
22. У каждой профессии есть свой дух-покровитель
Каждый из ста видов искусства и ремесел поклонялся богу-прародителю. (百工技藝,各祠一神為祖). Адвокаты поклонялись Гуань Чжуну с его 300 женщинами, а актеры – Тан Сюань-цзуну с его сыновьями в жемчужных садах. (倡族祀管仲,以女閭三百也;伶人祀唐玄宗,以梨 園子弟也). Это наиболее типичные. (此皆最典). Клан Сюсюй поклонялся Сяо Хэ и Цао Шэню, а плотники – Лу Бану. (胥吏祀蕭何、曹參,木工祀魯班,此猶有義). Но когда речь идет о таких превосходных мастерах, как Сунь Чжи, и о таких мастерах по обработке железа, как Лао Цзюнь, это просто абсурд. (至靴工祀孫臏 ,鐵工祀老君之類,則荒誕不可詰矣). Поклонение Чжун Сан-лану со стороны Чан Суй было настолько глубоким страхом, что он не знал, каким богом является. (長隨所祀曰鍾三郎,閉門夜奠,諱之甚深, 竟不知為何神). Цюйфу Янь Цзеци сказал: "Это, должно быть, исполнение Чжуншаньского волка. Первый Яо Ань Гун сказал: "Это не неизбежно, но иначе и быть не должно. Конечно, не помешает прочитать "Книгу Ин" и "Янь сай". (曲阜顏介子曰:「必中山狼之轉音也。」先姚安公曰:「是不必然 ,亦不必不然。郢書燕說,固未為無益。」).
Глядя на звезду, Пу Сун-дин сказал:
– В природе существует некая механика секретов и тайн, но это вполне объяснимо, так как всё в мире создаётся по определённым внутренним схемам, и если человеческий разум способен понять эти схемы, то он может видеть то, что не видит неподготовленный человек. Овладевая этими схемами, маг получает возможность обретать дополнительную силу или мастерство, как и искусство.
И он рассказал историю о чревовещании.
23. Чревовещание
В деревню приехала молодая женщина лет двадцати четырех-двадцати пяти. (村里来了一个年轻的女人,大约有二十四五岁). Она взяла с собой кожаную сумку с лекарствами и пришла сюда, чтобы заниматься врачебной практикой и принимать пациентов. Некоторые люди обращались к ней за лечением, но она не могла сама назначить лекарство, а ждала вечера, чтобы попросить богов. По ночам она убиралась в маленьком домике и закрывалась в нем. Группа собралась вокруг двери и окна, наклонив головы и навострив уши, чтобы прислушаться, но внутри слышался только шепот, и никто не осмеливался кашлянуть. Внутри и снаружи дома в темноте не было никакого движения.
Было около полуночи, когда послышался звук слегка шевелящегося занавеса. Женщина спросила из дома: «Пришла ли девятая тетя»? (九姑来了吗)?. Женщина ответила: «Да, она пришла». (来了). Другой спросил: «А Хромой тоже последовал за Девятой тетей»? (腊梅也跟着九姑来了)? Голос горничной сказал: «Здесь». (来了). Все трое непрерывно болтали. Через некоторое время снова послышался звук отодвигаемого крючка для штор, и женщина сказала: «Шестая тетя здесь»? (六姑来了)? Затем послышался шум нескольких женщин, которые в замешательстве переговаривались: «Неужели Чуньмэй тоже пришла проводить молодого господина»? (春梅也抱小郎君来了吗)? Одна женщина сказала: «Этот непослушный малыш не хочет спать, даже когда его уговаривают, он настаивает на том, чтобы пойти с нами. Его тело весит сто килограммов, так что нести его очень тяжело». (这个顽皮的小家伙,怎么哄也不睡,定要跟来。身子有百十斤重,背着真累死人). Тут же мы услышали внимательный прием женщины, расспросы девятой тети, любезности шестой тети с сестрами, утешения двух горничных, игривость детей – все это доносилось с шумом. Женщина сказала с улыбкой: «"Маленький барин любит играть, он всю дорогу сюда нес кота». (小郎君倒很喜欢玩耍,老远的抱了个猫儿来). Затем шум голосов утих. Дверная занавеска снова задребезжала, и комната наполнилась шумом: «Почему четвертая тетя так поздно»? (四姑来得怎么这样晚)? Послышался голос девочки: «Дорога длиной более тысячи миль, и нам с тетушкой понадобилось столько времени, чтобы добраться туда. Тетя шла слишком медленно». (路足几千多里,我同阿姑走了这么长时间才到。阿姑走得太慢了). Затем голоса людей, просящих тепла, передвигающих места, приветствующих дополнительные места, всевозможные голоса, наполнили комнату шумом, и потребовалась трапеза, чтобы все стихло. Затем послышались голоса женщин, просивших лекарства. Девятая тетя сказала, что нужно использовать женьшень, шестая тетя решила, что нужно использовать астрагал, а четвертая тетя сказала, что нужно использовать атрактилодес. После некоторого времени консультаций я услышал, как Цзю Гу зовет принести перо, чернила и чернильный камень. Вскоре после этого послышался звук складываемой бумаги, звук «динь-динь», срывающий колпачок ручки и бросающий его на стол, и грохочущий звук изучаемых чернил. Через некоторое время. Женщина приподняла занавеску, поприветствовала пациента по имени и выдала пакет с лекарством вместе с рецептом. Сразу же после того, как она повернулась, чтобы войти в комнату, она услышала звуки прощания трех девушек, прощания трех горничных, немое мурлыканье маленького ребенка, хныканье котенка и еще одно мимолётное согласие. Голоса трех горничных, каждая со своими особенностями, были хорошо различимы. Все были поражены и считали, что это поистине божественно. Когда они попробовали это средство дома, оно не помогло. Это было просто народное искусство чревовещания, способ специально продавать лекарства. Но ее чревовещание было действительно хорошим.
Мой друг Ван Синь И однажды рассказал мне, что, когда он был в столице, он иногда проходил мимо рыночной площади и слышал звуки оркестровой музыки, а люди, собравшиеся вокруг, чтобы посмотреть, казались стеной. Когда он подошел за ним, то увидел, что это был юноша, поющий красивым голосом. В его руках не было инструмента, а только один палец, прижатый к щеке, пел, издавая звуки, резонирующие и не похожие на струнную музыку. Он тоже был потомок чревовещателей. (也是口技者的后代啊).
После этой истории Юань Мэй сказал:
– Главное качество в способности познания вещей в природе человека – это наблюдательность. При помощи наблюдательности можно обрести чудесные возможности творить то, что не под силу другим людям. Все мы обладаем определёнными дарами неба, но они нисходят на нас не просто так, а лишь тогда, когда мы хотим что-то познать. Окружающий нас мир очень сложен по своей структуре. В нём может происходить всё, и иногда даже уму непостижимо то, что в нём делается. Кажется, что мы видим какой-то абсурдный сон, но этот абсурд есть, не что иное, как другая действительность, которая происходит за границами нашего познания, и нам невдомёк, что мир заселён кроме нас ещё и множеством всяких тонких сущностей, которые иногда существуют помимо нашего присутствия в этом мире и понимания его.
После этого он рассказал о том, как младший сын друга Юань Мэя через три дня после смерти отца видит его в одежде монаха, в которого перевоплотился отец.
24. Поэт Цзян Цзин-цюнь
Я проявлял всегда поэтический интерес к поэту Линь Чану по прозвищу Цзянь-цзюнь 麟昌蔣君, у которого есть строка: «Песок неспокоен и непостоянен. Хаотично летают светлячки. А у лампы, что рядом с овцами, нет пламени, а лишь три синих язычка сияния». (驚沙不定亂螢飛,羊燈無焰三更碧). Когда он родился, его предку приснилось, что незнакомый монах бросил к его двери «Тринадцать Сутр», и дверь распахнулась – родился его старший внук. На сутре было написано имя монаха Шоу мелким почерком. (生時,其祖夢異僧擔《十三經》擲其門,俄而長孫生,故小字僧壽). Когда он рос, его называли Шоу-чан 壽昌 – «Великолепие жизни», но потом он сменил своё имя, чтобы избежать выдачи государственных секретов. Во сне монах нарисовал единорога и подарил его ему, поэтому его назвали Линь Чан 麟昌 – (Великолепие Единорога). В семнадцать лет он был уже почтительным сыном и образцом добродетели, за что на него обратили внимание при императорском дворе, а в девятнадцать лет поступил в литературную академию «Цилинь» – «Словесный лес». Он умер в возрасте двадцати пяти лет. Он был высокомерным и необычным человеком, который умел читать самые сложные вещи, понимая всё с первого взгляда, и часто говорил: «В вопросах письма я избегаю Юань Цзы-цая и люблю Цю Шу-доу, но с другими известными учеными, такими как Шэнь Гуйюй, легко имею дело». (文章之事,吾畏袁子才,而愛裘叔度,他名宿如沈歸愚,易與耳). Через три дня после его смерти его трёхлетний сын-сирота окликнул его и потом сказал членам семьи: «Дедушка в монашеском одеянии и с короной на голове сидит в палатке». (阿爺僧衣僧冠坐帳中). Семья бросилась за ним, но он исчез.
Ух! Цзин-цюнь, в конце концов, подумал о монахе как о «росе красного когтя» 鴻爪之露 (хунчжуа чжи лу), метафора, переводящаяся как «следы, оставляемые после прошедших явлений». Это намёк на следы павлина или дикого гуся, отпечатавшиеся на снегу или в грязи, как признак прошлых событий, о чём писал в своей поэме «Хэ ци ю Мяньчи хуацзю» поэт Су Дун-по (1037–1101).
Похоже, что это было реинкарнацией его заповедей. Однако когда я говорил с ним, мне казалось (я думаю, что он питал, на самом деле, не очень много доверия к буддизму), что он решительно порицал доктрины и величие Будды и жгуче ненавидел монахов за клевету на Дхарму. Но почему? (嗚呼!靜存終以僧為鴻爪之露,其為戒律輪回似矣。然吾與之談,輒痛詆佛法而深惡和尚,何耶)?
После этого рассказа Цзи Юнь сказал:
– Я согласен с тем, что человек должен наблюдать природу, потому что по внешним признакам можно научиться понимать внутренние изменения, сокрытые в природе, а именно наблюдать те скрытые силы, которые заложены во всём живом и мёртвом. И тогда можно понять, что связь между живым и мёртвым самая непосредственна, и ничего абсолютно мёртвого в природе не существует, потому что скрытые силы пронизывают всё. Иногда кажется, что за всем этим находится небесный мастер, рисующий свои красоты, которые реализуются наяву в виде прекрасных картин природы
И он рассказал две истории, доказывающие правдивость его слов.
В первой истории Цзи Юнь поведал следующее:
25. Духовное присутствие горных вершин
За Великой Китайской Стеной все горы окружены холмами. Но все они покатые, как горы Ганфу. (長城以外,萬山環抱,然皆坡陀如岡阜). Но к востоку от Ванцзяина холмы и горы были настолько красивы, что все они казались, словно нарисованными на картине. (至王家營迤東,則嶔崎秀拔,皴皺皆含畫意). Это и есть причина открытия неба и посвящения земли духу. (葢天開地獻,靈氣之所鍾故也). Есть пик Лохань, который выглядит как монах, лежащий на спине. При этом видны голова, грудь, живот, руки и локти. Здесь находится Пик Курантов, который называют Одиноким камнем на стороне Воды Вули, как упоминается в «Водной классике» (水經注). Когда я работал на Горячей Реке, я однажды спустился к ней по лестнице, но она была сложена из бесчисленных каменных плиток и битого песка. Две пагоды, стоящие друг напротив друга, издалека выглядят как две парящие картины, поднимающиеся из земли. Дороги наверх нет, но ночью мы слышим звуки курантов и песнопения, а днем здесь также появляются и исчезают облака. В год гэнсюй периода правления императора Цяньлуна чиновнику было приказано построить деревянную лестницу и отправить людей для подъема. В ста шести шагах вокруг одной из вершин стоит хижина с парой горелок для благовоний и камнем, на котором выгравированы слова «Ван Сяньшэн» – «Царь, рождающий бессмертных». (王仙生) На верхней части холма, на расстоянии шестидесяти двух шагов, посажены две границы лука-порея; граница квадратная, как в саду. Достичь его по-человечески невозможно, поэтому нельзя сказать, что это духовная тропа бессмертия. Это происходит на наших глазах и ушах, но толкователи по-прежнему придерживается своего частного мнения, утверждая, что инверсии не существует. Примерно в миле от пагод-близнецов находится храм Гуань-ди (關帝廟), где проживающий там монах-настоятель Ву жэнь-юнь сказал: «Во время грозы в ночь правления императора Цяньлуна с пагод-близнецов упал каменный Будда. Он по сей день находится в храме». (乾隆壬寅,一夜大雷雨,雙塔峯墜下一石佛,今尚供廟中). Это произошло за восемь лет до года гэнсюй. Возможно ли, что это происходит потому, что пики всегда имели духовное присутствие, и что они предназначены для того, чтобы быть притянутыми обратно на другую сторону скрытой действительности? Это – именно тот случай, когда имя Будды используется в качестве руководства к его учению. (疑以傳疑,併附著之).
Затем Цзи Юнь рассказал свою вторую историю:
26. Путешествие по горе Сишань
В том же году Цай Фан Саньян рассказал, что когда он и его друзья путешествовали по горе Сишань, они увидели небольшую тропинку в глубоком месте и попытались взобраться по ней. (同年蔡芳三言,嘗與諸友游西山,至深處見有微徑,試緣而登) Там никто не жил, только несколько полуразрушенных хижин, поросших мхом и травой. На стене была большая надпись, сделанная сильным мазком кисти. Я зашел посмотреть на надпись, а когда увидел её снова, то рассмотрел два стихотворения. Одно из стихотворений состояло из слов: «Я встретил соседа у ручья, и он пригласил меня отведать почек папоротника. Я не знал, что сломал цветок». (溪頭散步遇鄰家,邀我同嘗嫩蕨芽。攜手貪論南渡事,不知觸折亞枝花). Второе стихотворение гласило: «Напившись вина и лежа у старой сосны, ночь тиха под росой на пустой горе. Олени встречают меня уже много лет и приходят делить со мной зеленый мох». (酒酣醉臥老松前,露下空山夜悄然。野鹿經年相見熟,也來分我綠苔眠). Дата и имя не были указаны. Эти слова похожи на реликвию предыдущего поколения. Можно подумать, что это сочинение бессмертного, но это не так. Другой двоюродный брат, Ань Чжун-куан, обычно сопровождал торговца древесиной с перевала Губэй и навещал друзей у трех башен Гулбан Субалхан, а именно, широко известных как Инчжоу династии Тан и особняк Синчжун династии Ляо. Хозяин дома рассказал, что одна горная семья поймала оленя и уже связывала его к берегу реки для заклания, как вдруг веревка порвалась в нескольких местах, и олень сбежал. Вдалеке, на другой стороне горы, он увидел человека в бамбуковой шляпе, который, казалось, поднял руку, чтобы рисовать, и тогда он заподозрил, что тот использовал свою магию, чтобы запретить этой семье лишать жизни оленя. Это была гора, на которую из-за её недоступности никто не мог взобраться, и уж тем более там находиться. Возможно, что там жил Бессмертный даос, который скрывался ото всех? (是山𨺗立,古無人蹤,或者其仙歟)?
После этого Юань Мэй сказал:
– Человек постоянно имеет дело с нечистью, поэтому он должен контролировать своё сознание и понимать суть своих поступков. А главное, сознавать то, что он делает, и делает это по своей воле. Или по воли нечисти, которая принуждает его к этому. Иногда трудно выйти из-под власти нечисти, потому что она в духовной области его сильнее. Именно, поэтому человеку нужно быть хитрее её.
И он рассказал случай, когда человек хитростью избавился от преследовавшего его беса, любителя выпить.
27. Человек избавляется от беса
Некий Гэ из Цзиньлина был любителем вина и выпивки. (金陵葛某,嗜酒而豪,逢人必狎侮之). Во время праздника Цинмин он вместе с четырьмя или пятью своими друзьями посетил террасу Юхуа. Когда на испорченном гробу рядом с платформой было выставлено красное платье, друзья спросили его (清明,與友四五人遊雨花台。台旁有敗棺,露見紅裙,同人戲曰): «Ты всегда будешь близок с людьми, но ты осмеливаешься быть близким с вещами в этом гробу»? (汝逢人必狎,敢狎此棺中物乎)? Ге улыбнулся и сказал: «Почему бы и нет»? (何妨)? Он подошел к гробу и махнул рукой, говоря: «Будь хорошим мальчиком и выпей вина». (乖乖吃酒). И так далее, и так далее. Группа рассмеялась и разошлась.
Когда Ге возвращался домой в сумерках, за ним следовала черная тень на его спине и щебетала: «Иди и пей своё вино». (乖乖來吃酒). Ге знал, что это призрак, но боялся, что если будет избегать его, то потеряет самообладание. Он зашел в гостиницу, поднялся наверх, поставил кувшин с вином и два бокала и предложил их темной фигуре. После долгого совместного питья он снял шляпу и положил ее на стол, сказав темной фигуре: «Я спущусь вниз, чтобы отлить, и приду составить тебе компанию». (我下樓小便,即來奉陪). Тёмная фигура согласилась. Ге поспешно вышел к своему дому.
Бармен увидел, что клиент оставил свою шляпу, и украл её. Вечером его преследовал призрак, он беспрестанно бормотал, а на рассвете повесился. Владелец гроба рассмеялся и сказал: «Я узнал шляпу, но не внешность, и я не хороший мальчик». (認帽不認貌,乖乖不乖).
Подумав немного, Цзи Юнь сказал:
– Для того, чтобы быть полностью свободными и не отчего не зависимыми, многие люди стремятся познать Дао, и посвящают этому даже всю свою жизнь. Но насколько они проникают в это учение? – это вопрос. А вот лучше всего Дао знают лисы, потому что они и живут дольше людей для того, чтобы получить о Дао истинные знания.
И он рассказал один подслушанный разговор лис о Дао-Истине.
28. Разговор лис о Дао-Истине
Цюй Вэнь-да сказал: «Я слышал, что в деревне Чжуси жил почтовый сторож Дун-цюнь, который был довольно грамотный и любил поговорить о литературе и праведности. (裘文達公言:嘗聞諸石東村,曰有驍騎校,頗讀書,喜談文義). Однажды ночью он ехал в прохладе ворот Сюань-ву, и когда подъехал к востоку от Личжана, увидел двух мужчин, которые прислонились к крепостной стене и разговаривали друг с другом. (一夜,寓直宣武門城上乘涼,散步至麗譙之東,見二人倚堞相對語). Он понял, что это лисы или призраки, и ждал, слушая их с затаенным дыханием. (心知為狐鬼,屏息伺之). Один из них поднял руку и указал на север, говоря: «Именно поэтому колледж Мин Шушань, ныне принадлежащий Западной католической церкви, продолжает свою деятельность. Это очень умное место для создания предметов, а его учения основаны на буддийских писаниях с добавлением конфуцианства. В прежние времена я подслушал, что каждый раз, когда они говорили о месте невозврата, они часто использовали Бога Неба, чтобы развязать узел, поэтому до сих пор не могли этого сделать, но когда я смотрю на их работы, у них другой образ мышления». (此故明首善書院,今為西洋天主堂矣。其推步星象,製作器物,實巧不可階;其教則變換佛經,而附會以儒理。吾曩往竊聽,每談至無歸宿處,輒以天主解結,故迄不能行,然觀其作事,心計亦殊黠). Один из них сказал: «Их правитель хитер, но я обвиняю его в том, что он слишком глуп. Они приплыли сюда по приказу своего короля с единственным намерением обратить Китай в свою религию, что, учитывая обстоятельства, совсем не так. Но со времен Маттео Риччи они все прибывают и прибывают, и не остановятся, пока их желания не будут исполнены. Разве это не вторжение»? (君謂其黠,我則怪其太癡。彼奉其國王之命,航海而來,不過欲化中國為彼教,揆度事勢,寧有是理?而自利瑪竇以後,源源續至,不償其所願終不止。不亦傎乎?). Один из них также сказал: «Не только эти идиоты, но и те, кто построил Шушанскую школу, тоже идиоты. Они не только глупцы, но и те, кто основал Академию Шушань. (豈但此輩癡,即彼建首善書院者,亦復大癡). Из трех тысяч учеников был только Конфуций, но Мэнцзы не был так хорош, как Конфуций, и с ним преподавали только Гунсунь Чжоу, Ван Чжан и несколько других. (且三千弟子,惟孔子則可,孟子揣不及孔子,所與講肄者,公孫丑、萬章等數人而已。). Конфуцианские ученые Ло Мина, не обладавшие нравственностью Конфуция, собирали тысячи и тысячи учеников. Они также набрали тысячи учеников, и их владыки и последователи собрались вместе, и их семьи и партии соперничали друг с другом, и таким образом стали закадычными друзьями, и страна погибла вместе с ними. (且三千弟子,惟孔子則可,孟子揣不及孔子,所與講肄者,公孫丑、萬章等數人而已。洛閩諸儒,無孔子之道德,而亦招聚生徒,盈千累萬,梟鸞並集,門戶交爭,遂釀為朋黨,而國隨以亡。). Конфуцианские ученые «Восточного Леса» не учились на своих ошибках, они держались за свои ложные учения и заблуждения, поэтому терпели настоящие бедствия. Теперь, когда мы отдаем дань уважения их наследию, как не обвинить в этом мудрецов»! (東林諸儒不鑒覆轍,又鶩虛名,而受實禍。今憑弔遺踪,能無責備於賢者哉)!
Вздыхая и разговаривая друг с другом, они вдруг оглянулись, увидели кого-то ещё, и все исчезли. Дун-цюнь сказал: «Мир подобен бухте, но лисы и призраки, находящиеся за пределами мира, не удовлетворены. Ошибается ли человек? Лисы и привидения ошибаются тоже». (天下趨之如鶩,而世外之狐鬼,乃竊竊不滿也。人誤耶?狐鬼誤耶). Так думаем мы, но правы ли мы?
В этот миг настало время прихода другой звезды:
Звезда Лямбда созвездия Андромеды
Звезда Лямда созвездия Андромеды означает парность или двусмысленность, намекая на то, что в мире не может быть однозначности. Люди, рождённые под этой звездой, способны видеть вторую – невидимую – половину скрытой действительности, а также наблюдать за раздвоенностью вещей и явлений.
Глядя на звезду, Цзи Юнь усмехнулся и сказал:
– Даже когда двойственность проявляется в любви, то она являет собой определённое благо, потому что двойственность возникает не из пустого места.
И он рассказал о том, как лиса помогает больной вдове своего бывшего возлюбленного.
29. Лиса помогает больной вдове, вспоминая о былой привязанности
Шэнь узнал, что одна пара – муж и жена умерли, а их маленький сын живет у родственников в бедности и без семьи. (沈觀察夫婦並故,幼子寄食親戚家,貧窶無人狀). Его наложница была замужем за Ши Тайчаном, и когда она услышала об этом, то прониклась к нему состраданием, поэтому послала свою служанку дать ему одежду. Позже, когда Тай Чан узнал об этом, он сказал: «Это всё ещё в пределах человеческой доброты и естественной справедливости и не должно запрещаться». (此尚在人情天理中,亦勿禁也). Цяньтан Цзи из Чанчжоу также сказал: «Не запрещайте никому делать добрые дела «. Одна вдова была больна и не могла готовить себе сама, поэтому она попросила соседей приготовить для неё еду, но те не смогли этого сделать. Тогда в дом вошла молодая девушка и сказала: «Я – дочь нового соседа. Я слышала о трудностях моей сестры и отсутствии еды, мне невыносимо смотреть на её страдания. Я сказала родителям, что я хотел бы кормить свою сестру и ухаживать за ней во время её болезни». (吾新來鄰家女也。聞姊困苦乏食,意恒不忍。今告於父母,願為姊具 食,且侍疾). Она приходил в её дом три или четыре месяца. Когда вдова оправилась от болезни, то подошла к двери, чтобы поблагодарить её родителей. Но девушка сказала вдове: «Я не смею обманывать тебя, я действительно лиса. Я была очень близка с тобой в те дни, когда мы с тобой были молоды, но сейчас я вспомнила свои старые чувства и мне стало жаль, что моя сестра страдает, поэтому я приехала сюда под чужим именема». (不敢欺,我實狐也。與郎君在日最相昵,今感念舊情,又憫姊之苦節,是以托 名而來耳。). Она положила на кровать несколько слитков платины и, всхлипывая, ушла. (置白金數錠於牀,嗚咽而去). Эти два случая весьма похожи. (事頗相類). Но это не то, как если бы кто-то хотел сыграет на чувствах, как на лютне, стремясь показать своё отношение к чему-либо, стыдливо опуская голову и скрывая истинность намерений, ибо лютня уступает не только этой наложнице, но и лисе. (然則琵琶別抱,掉首無情 ,非惟不及此妾,乃並不及此狐).
Глядя на звезду Пу Сун-лин сказал:
– В мире нет ни в чём однозначности, потому что границы между определёнными сущностями и величинами всегда размываются, и одно переходит в другое. В этом и состоит секрет разнообразия в мире.
Затем Пу Сун-лин рассказал историю об одной Лисьей паре.
30. Лисья пара
Учёный по фамилии Цзяо, дядя и брат господина Хуна из уезда Чжанцю, занимался в саду, читая книги. (有个姓焦的书生,是章丘县虹先生的叔伯弟弟,在一个园子里读书). Однажды ночью в сад пришли две красавицы, обе очень красивые на вид. (一天夜里,有两个美人来到园子里,长得都非常俊美). Одной было семнадцать или восемнадцать лет, другой – четырнадцать или пятнадцать. Когда они вошли в дом Цзяо Шэна, они облокотились на стол и улыбались ему. Цзяо Шэн с первого взгляда понял, что это две девушки-лисицы, и очень серьезно сказал им, чтобы они уходили. Старшая женщина сказала: «У тебя такая длинная борода, почему бы тебе не проявить немного мужественности и не разделить с нами постель»? (你胡子这么长,为什么没有一点大丈夫气)? Цзяо Шэн сказал: «Я, Цзяо, не умею быть двуличным в жизни и делить свою близость с двумя женщинами. Это всё равно, что распадаться на два цвета». (我焦某生平不好二色). Женщина рассмеялась и сказала: «Ну, ты педант и зануда, неужели ты всё ещё придерживаешься этих архаичных правил? Призраки и боги нижнего мира во всём принимают черное за белое, не говоря уже о таких пустяковых делах между двумя постелями». (真是个书呆子,你还遵守着那些陈腐规矩吗?下界的鬼神,凡事都拿黑的当白的,何况这床上的小事呢). Цзяо Шэн снова гневно упрекнул их. Женщина знала, что не сможет произвести впечатление на Цзяо Шэна, поэтому она сказала: «Вы известный ученый, поэтому у меня есть для вас двустишие, и если вы сможете подобрать следующее двустишие, я скажу: "Ушу (戊戍) – то же тело, как полдень и полночь, только в животе жизненности немного не хватает"». (你是读书名士,我有一副对联,请你作下联,能对上下联我就走:‘戊戍同体,腹中只欠一点). Цзяо Шэн слушал и думал полдня, так и не придумав следующего двустишия. Женщина улыбнулась и сказала: «Так вот каков знаменитый ученый?! Я лучше скажу от своего имени: «Даже у стиха есть вторая строка, это – как два похожих знака 己巳, или как одна нога – правая, а другая – левая, почему бы тебе не встать на вторую ногу»? (名士就是这样吗?还是我代你对上吧:‘己巳连踪,足下何不双挑)? Она сказала, улыбаясь, и ушла. Об этом случае рассказал Ли Сикоу из Чаншаня. (这件事是长山李司寇说的).
Выслушав эту историю, Юань Мэй добавил:
– Совершенно верно то, что никто не знает, из чего он состоит, поэтому во всём и рождается двойственность. Мы сами не знаем, что мы собой представляем, потому что история нашего возникновения в этом мире всегда сложная и очень запутанная.