![Логово Белого Тигра](/covers_330/71047522.jpg)
Полная версия
Логово Белого Тигра
И он рассказал историю о душе цветка:
31. Душа цветка
Учёный-студент Сье из Вуяна учился в горном Чжангуне. Однажды, когда он встал рано утром, то услышал щебетание птиц, похожих на попугаев. (婺源士人謝某,讀書張公山。早起,聞樹林鳥聲啁啾,有似鸚哥。). Когда он приблизился к ним, чтобы лучше разглядеть, то увидел, что это была прекрасная женщина, ростом около пяти дюймов, голая и безволосая, белая, как нефрит, с печальным взглядом очаровательных глаз. (因近視之,乃一美女,長五寸許,赤身無毛,通體潔白如玉,眉目間有愁苦之狀。遂攜以歸,女無懼色。). Сье взял её к себе домой, и она не выглядела испуганной. Сье поместил её в клетку и кормил рисом. Она разговаривала, но то, что она говорила, ему было непонятно. (乃畜籠中,以飯喂之。向人絮語,了不可辨。). Она прожила у него всего несколько дней. Так как он держал её всё это время на солнце, то она стала таять как воск, а потом умерла от долгого пребывания под солнечными лучами. (畜數日,為太陽所照,竟成枯臘而死。). Хун Цзилинь, успешный кандидат на императорских экзаменах провинциального уровня, узнав об этом, сказал: «Это создание называется Цветочной Душой. Если три человека повесить на одном и том же дереве, то их томительное страдание преобразуется в сгусток энергии, а обиды и страдания формируют подобное тело, которое может жить, напитываясь водой». (洪孝廉字麟聞之曰:「此名花魄,凡樹經三次人縊死者,其冤苦之氣結成此物,沃以水,猶可活也。」試之果然). Сье собрал остатки воска и отнёс их в сад, поместив на дерева. Через какое-то время дерево преобразилось, собрав вокруг себя толпу народа. На том месте где, лежал воск, образовалось облачко, а через некоторое время странная птичка вспорхнула с ветки и улетела. (里人聚觀者,如雲而至。謝恐招搖,乃仍送之樹上。須臾間,一大怪鳥銜之飛去).
Услышав эту историю, Цзи Юнь сказал:
– Есть такая теория, что сам человек состоит из двух частей, одна из которых живая, а другая часть мёртвая. Обе эти части живут в одном живом теле, когда же человек умирает, то живая часть покидает живое человеческое тело, преобразуясь в мёртвую субстанцию, которая и становится призраком.
Затем он рассказал о том, как человек, могущий видеть бесов, описывает их внешность:
32. Внешность бесов и призраков
Два великих канцлера Ху Чжун-чу и Лу Шань-рэн были способны видеть призраков. Хэн Гэ, учившийся в академии с Лантаем также мог видеть их, но не часто. (胡中丞太初、羅山人兩峯,皆能視鬼。恒閣學蘭臺,亦能見之,但不常見耳。). В пятом месяце года 戊午 уву мне случилось говорить об этом в Цзылу, летней резиденции. (戊午五月,在避暑山莊直廬偶然語及). По словам Лантая, призраки всё ещё имеют форму людей, но они всегда смотрят прямо.
Их одежда похожа на куски ткани, свисающие с тела, но она немного отличается от человеческой тем, как она завязана и свисает вниз. Они похожи на дым и смутно напоминают человеческие фигуры. При взгляде сбоку видно все тело, при взгляде спереди кажется, что половина тела находится в стене, а половина выступает. Цвет тела – черный или бледный, и оно всегда находится на расстоянии одного-двух футов от людей, не решаясь приблизиться. Иногда, когда им не удается его избежать, он может сжаться и спрятаться в стене или скрыться в колодце; когда мимо проходят люди, он медленно выходит. (側視之,全體皆見;正視之,則似半身入牆中,半身凸出。其色或黑或蒼,去人恒在一二丈外,不敢逼近。偶猝不及避,則或瑟縮匿墻隅,或隱入坎井;人過,乃徐徐出). Неудивительно, что люди часто встречают их в темноте при луне и свете, а также в облачном небе на закате. (葢昏燈月黑,日暮雲陰,往往遇之,不為訝也).
Описание похоже на описание Ху и Лу, но форма более подробная. Причина знания призраков в том, что они либо черные, либо бледные, и рождаются они с одним и тем же дыханием, которое постепенно рассеивается до такой степени, что они полностью исчезают. (所言與胡、羅二君畧相類,而形狀較詳。知幽明之理,不過如斯,其或黑或蒼者,鬼本生人之餘氣,漸久漸散,以至於無). Вот почему в трактате «Цзо Чжуань» (左傳) автор называл нового призрака большим, а старого – маленьким. Может быть, это потому, что в газе есть толщина, а в цвете призрака – плотность? (故《左傳》稱新鬼大,故鬼小。殆由氣有厚薄,斯色有濃淡歟)?
После этого Юань Мэй сказал:
– Каждый бес имеет свой характер, поэтому в обществе бесов существуют свои сложности во взаимоотношениях с людьми, так как в мире есть такие люди, в которых скрыты более сильные бесы, способные расправится с бесами из тонкого мира.
И он рассказал историю, как бес в образе человека обуздывает шаловливого беса, наводящего на людей болезнь.
33. Человеческий бес обуздывает шаловливого беса
Физиогномики говорят: «Зеленые зрачки видят демонов, а белые зрачки видят призраков». (相法:瞳神青者,能見妖;白者,能見鬼). Старушка Шэнь, жившая рядом с каменной пагодой в Саньюаньфан в Ханчжоу (杭州三元坊), говорила, что встречала призраков. Она часто рассказывала, что десять лет назад видела призрака с пушистой головой, который прятался в каменном шаре пагоды, похожем на вышивальный клубок, держа в руках бумажные денежки, нанизанные на нить длиной более десяти футов в виде меток, не уступающих по размеру жемчужине. Он ждал, когда люди пройдут под зданием пагоды, и тайно бросал метку, чтобы она попала в голову. Человек дрожал, его поры покрывались холодом, и, вернувшись домой, он заболевал, и вылечить его можно было, только помолившись на воздухе или устроив дикий праздник. Призраки использовали этот трюк, чтобы напиться и насытиться. (蓬頭鬼借此伎倆,往往醉飽). Однажды мимо проходил крупный мужчина с большой головой, несший на спине мешок с деньгами, и призрак бросил в него метку. (一日,有長大男子,氣昂昂然,背負錢鏹而過,蓬頭鬼擲以標). Голова мужчины внезапно вспыхнула, опалив метку, нитка порвалась, а призрак низвергся с пагоды, скатившись, как вышивальный клубок, чихнул несколько раз, превратился в черный дым и рассеялся. Человек, распоряжавшийся деньгами, был совершенно не в курсе происходящего. С тех пор в каменной пагоде Саньюаньфан больше не было призраков. Мой друг, Фан Цзы-юнь, посмеялся над этим и сказал: «Если хочешь кому-то навредить, нужно смотреть на ветер и цвет. Если призрак с пушистой головой – это то, что в мире называют «сорвиголовой», не так ли»? (作鬼害人,亦須看風色。若蓬頭鬼者,其即世所稱之『冒失鬼』乎)?
Услышав этот рассказ, Цзи Юнь сказал
– Но в обществе бесов всё равно есть принципы морали, которые они пытаются применить к живым людям.
И он поведал историю, когда бесы карают человека за корыстолюбие.
34. Бесы карают человека за корыстолюбие
Князь Синьчэна Фу Цзю сказал (新城王符九言): «Один мой друг, избранный магистратом в Гуйчжоу, решил одолжить денег у западного купца, который решил нажиться на нём, иными словами, обокрасть его. Друг был вынужден пойти ему навстречу по обстоятельствам стеснённых средств, но западный купец в разговоре с ним становились все более и более мелочным и жадным. Спор продолжался до конца ночи, когда он, мучаясь, начал выписывать ему расписки и векселя, стоимость которых доходила до сотни золотых, в то время как им занято было всего тридцать золотых монет. После того, как купец ушёл, друг сидел один со своим золотом и вдруг услышал, как кто-то, сидящий на карнизе, сказал: «В этом мире нет никакой несправедливости! (世間無此不平事!)! Ты слишком мягок и труслив, чтобы наполнить своё сердце гневом при виде обмана. Тот человек пришёл сюда, чтобы обокрасть тебя, но теперь я накажу этого торговца, чтобы выпустить мой гнев на него за то, что тот решил обкрадывать бедных чиновников мира». (公太柔懦,使人憤填胸臆。吾本意來盜公,今且一懲西商,為天下窮官吐氣也。). Друг боялся ему ответить. На следующий день он узнал, что купца обокрали и забрали у них все старые и новые кредитные свидетельства в его деле. Вор-призрак были благородными и поступили очень по-рыцарски. Но западный купец зашёл слишком далеко в своей жадности и нарушил в табу справедливости в деловых отношениях между партнёрами. Именно поэтому боги и духи разрешили призраку проучить купца и заставили, прибегая к обману, сделать так, чтобы всё обошлось для друга благополучно. (然亦西商所為太甚,干造物之忌,故鬼神巧使相值也).
Наступало время новой звезды.
Звезда Мю созвездия Андромеды
Звезда Мю созвездия Андромеды является необычным небесным телом, распространяющим благотворную энергию на всех людей, но в особенности, на тех избранных личностей, от которых исходит сиятельная мудрость, способствующая укреплению среди народа нравственных устоев и человеколюбия. Свет этой звезды наделяет людей талантами и благоприятствует восхождению честным и порядочным людям, которые обладают совершенными качествами и свойствами. Но такие люди должны быть разборчивы в выборе своих знакомых.
Глядя на звезду, Цзи Юнь сказал:
– Когда человек благовоспитан и добр, он может оказать влияние даже на бесов, вызывая в них симпатию у себе.
И он рассказал, как встретив в лесу почтительного сына, бесы уступают ему дорогу.
35. Бесы уступают дорогу почтительному сыну
Сюй Си из Тяньчуня был фермером. (倏化黑煙四散). Когда его отец умер, мачеха родила ему младшего брата, который был крайне непослушным. (父歿,繼母生一弟,極凶悖。). Тогда у семьи было более ста акров земли, старший брат владел восемью долями из десяти, чтобы содержать мать. Он выбрал плодородие земли и передал их младшему брату. Позже, когда его доля уменьшалась и была исчерпана, то он, нуждаясь в деньгах, позаимствовал землю у своего брата и выплатил ему всю его долю, взяв землю для обработки. Однажды ночью он возвращался пьяный из поездки в соседнюю деревню и проходил через лес джужуба. Когда он наткнулся на группу призраков, которые кидались грязью, он решался идти дальше. Увидев его, призраки защебетали, а при его приближении испугались и сказали: «Это идёт четвертый брат Сюй». (乃是讓產徐四兄). Они превратились в чёрный дым и рассеялись. (倏化黑煙四散).
Глядя на звезду, Пу Сун-лин сказал:
– Мудрость приходит к человеку со временем. Если человек живёт праведно всю жизнь, то к старости он обязательно должен набраться мудрости. Ведь старость, сама по себе, является итогов всей жизни человека.
После этих слов Пу Сун-лин рассказал историю о пожилом и благочестивом лисе Вэй-шуй.
36. Пожилой лис Вэй-шуй
У семьи Ли в уезде Вэйчэн был роскошный особняк. (潍县李姓家有一所别墅). Вдруг пришёл старик, который хотел снять дом, предложив пятьдесят лян серебра в год, и Ли согласился. Старик ушёл, не сказав ни слова, а Ли поручил своей семье сдать его в аренду кому-нибудь другому. На следующий день старик пришёл и сказал: «Аренда дома согласована, почему вы хотите сдать его кому-то другому»? (租房子的事已经谈妥,怎么要改租给别人呢)? Ли объяснил свои подозрения. Старик сказал: «Я собираюсь жить здесь долго, поэтому я опоздал, просто потому, что благоприятный день, выбранный для переезда, наступит через десять дней». (我要长久住在这里,所以迟迟没来,只是由于所选的搬迁吉日是在十天之后罢了). Поэтому он заплатил аренду за год вперед и сказал: «Весь год она будет пустой, и вы не должны спрашивать об этом». (整年空着,你也不要过问). Ли проводил старика и спросил дату переезда, и тот сказал ему. Прошло несколько дней после свидания, но от него не было никаких известий. Когда он пошёл к нему, то обнаружил, что дверь закрыта изнутри, дым поднимается вверх, а из дома слышался беспорядочный шум людей. Ли был так удивлен, что хотел оставить свое приглашение у двери, отправиться восвояси. Но старик быстро вышел, поприветствовал Ли и пригласил его войти внутрь, смеясь и разговаривая. Когда Ли вернулся домой, он послал подарок в дом старика; тот щедро вознаградил его за визит. Через несколько дней Ли пригласил старика на банкет, где тот был очень радушен и весел. Когда он спросил старика, откуда тот родом, тот ответил, что из центральной части Шэньси. Ли был удивлен расстоянием. Старик сказал: «Ваш родной город – благословенное место. В центральной Шэньси больше невозможно жить; там скоро случится большое бедствие». (你的家乡是福地。陕西中部不可以居住了,大难将要发生). Это было мирное время, поэтому Ли пропустил его слова мимо ушей, не задавая лишних вопросов. Через день старик написал приглашение в ответ на любезность хозяина дома, и предоставленная еда и обстановка были очень роскошными и красивыми. Ли всё больше и больше удивлялся и подозревал, что старик был знатным чиновником. Старик сказал, что он лис, и признался ему потому, что близко сошёлся с ним. Ли был настолько поражен, что всегда рассказывал об этом при встрече с людьми. Когда дворяне в округе услышали об этой странной истории, все они охотно подружились с лисом, который принимала всех посетителей с уважением и достоинством. Постепенно чиновники округа часто имели с ним дело. Судья был единственным, кто страстно желал подружиться с ним, но тот всегда вежливо уклонялся от встреч с ним. Когда судья попросил владельца дома посодействовать их сближению, тот снова отказался. Ли спросил его, почему тот отказался. Лис отвёл его в сторону и прошептал, наклонившись к уху гостя: «Естественно, вы не знаете, что раньше он был ослом, а сегодня, хотя он большой и высокородный человек, он – пьяная тварь, которая не может в себе одолеть чревоугодия. Я по своей природе отличаюсь от людей, но мне стыдно находиться в его обществе». (你自然不知道,他前身是驴,今天虽然大模大样地高居民上,毕竟是个吃面饼也醉的东西。我本不同于人类,但也羞于与他为伍). Затем Ли ложно сообщил судье, что лис боится богов судьи, поэтому не осмеливается увидеться с ним. Судья поверил этому и отбросил мысль о встрече со степенным лисом. Это было на одиннадцатом году эпохи Канси. (1672 г.) Вскоре после этого Шэньси охватили пожар и война. Это – правда, что лиса может предсказывать будущее.
Иши сказал: «Осел как животное – это большая вещь. (驴作为一种动物,可是个大东西). Когда он сердится, он брыкается и воет, глаза у него большие, как кувшины, а дыхание густое, как у быка; его не только неприятно слушать, но и смотреть на него. (一发怒就踢蹬嗥叫,眼瞪得罐子大,气喘得如牛粗;不仅声音难听,样子也难看). Если для искушения ему приносят пучок травы, он склоняется и с радостью развешивает уши и опускает голову, становясь послушным. (假若拿一捆草来引诱它,它就俯首帖耳,高高兴兴受笼头缰绳的束缚了).
Пусть это существо и поднимется над людьми, но его следует поить даже тогда, когда оно ест хлеб! Я надеюсь, что те, кто управляет народом, возьмут за образец осла, которому не стоит подражать, и будут стремиться к общению с лисом, чтобы их добродетель улучшалась с каждым днем». (让这东西高居人民之上,该当它吃面饼也醉呀!惟愿当官治民的,以驴为借鉴,而求与狐翁交往,德行就每天都有进步了).
Прослушав эту историю, Бог Литературы Вэй-син сказал:
– Лис Вэйшуй" похож на лиса из рассказа "Князя девяти гор", имея схожий опыт, но они достигают совершенно разных целей, что во многом связано с тем, какого хозяина выбирает почтенный лис. (潍水狐翁与《九山王》中的狐翁经历相似,而遭遇结局却完全不同,这和狐翁所选择的房主有很大关系). Один жестокий и коварный, другой щедрый и доброжелательный, как говорит Дань Минлун: «Этот лис такой же, как и другие лисы, но лис господина Ли отличается от других лисиц сердцем. Он знает, что он лис, и говорит об этом, зная, что признание может повредить ему, но он честен со всеми, и поэтому заслуживает у всех уважение и любовь». (“此狐与彼狐之事同,此李与彼李之心异。彼则心知其狐而阴害之,此则自言为狐而益亲之). В произведениях Пу Сун-лина большинство женщин-лисиц – молодые, красивые и любвеобильные, а мужчины-лисы – опытные в мире и вежливые. Человек-лис Вэйшуй не только вежлив и умеет ладить с людьми, но и честен, и когда хозяин дома «дружит» с ним, он прямо говорит о том, что он – не человек и ведёт себя с ним открыто и честно. Что наиболее ценно в нём, это то, что он обладает гордостью и строгими стандартами добра и зла. Он был щедр в отношениях с людьми, которые хотели с ним «дружить», и всегда вежлив. Но на многочисленные просьбы судьи сойтись с ним он неоднократно отвечал отказом. (对于‘般愿与“纳交”的人,狐翁广为交接,无不礼数周全.但对邑令的多次“求通”.则屡隧柑辞不见。). Он презирал то, что судья пил и предавался чревоугодию, а также любил деньги и имел склонность к взяткам, называя его бессовестным псом. (原来,他看不起邑令“饮*诅而亦醉”.见钱眼开.全无廉耻的狗彘行为). Хотя тот был чиновником при дворе, ему было стыдно связываться с ним, но он был очень осторожен в том, как он отказывался от его дружбы, уклоняясь от встреч с ним. Так он смог поддержать свои собственные стандарты моральной честности, не разозлив другую сторону и не создав ненужных проблем. Сейчас он зрелый и утонченный человек, умудренный опытом в мире. Он также мог предвидеть будущее, и уклоняться от неприятностей и гибели.
После этого рассказа Юань Мэй сказал:
– Человек должен делать в своей жизни то, что он умеет, но с усердием и мастерством, полностью отдаваясь работе, и тогда к нему приходит успех и богатство. Но прежде всего, он должен всегда быть честным и не нарушать своих нравственных принципов.
И он рассказал историю о том, как молодой врач вылечил женщину-лису и женился на ней:
37. Молодой врач вылечивает лису и женится на ней
В семействе докторов Дасин Хулан, Хуюнь и Хуянь были врачами, практиковавшими излечение язв. Цзюнь Юй учился у них этому методу излечения, но потом покинул их сообщество, предпочтя изучать эту науку самостоятельно. (大興霍筤、霍筠、霍筦,皆瘍醫子,筠猶秀逸出群,不屑本業,而喜讀書). Его отец обвинил его в том, что он не закончил своё обучение. Отец полагался на своего соседа Вэн Яо, которому доверял, а тот увещевал его время от времени в том, чтобы он делал всё возможное, чтобы воспитать своего сына. После смерти отца Хулан и Хуюнь практиковали свои собственные методы и были вполне в состоянии содержать себя. Но Хуаюнь и Цзюнь Юй не могли зарабатывать себе на жизнь и стали нищими.
Когда наступило время экзаменационного периода, Цзюнь вместе со своим старым слугой отправился в Тунчжоу. Поскольку они встали поздно и прошли двадцать миль, а солнце уже садилось на западе, им негде было остановиться на ночлег. Стемнело. Внезапно они увидели приближающийся издалека огонёк в лесу. Кто-то бежал в их сторону, тяжело дыша. Это была старуха. Старый слуга спросил её: «Есть ли здесь поблизости место, чтобы провести нам ночь»? (此處有人家借宿否)? Она сказала: «Я очень спешу, так как собираюсь попросить о срочной медицинской помощи, поэтому я не могу вас ни проводить, не одолжить вам дом от своего имени». (正有急事去請外科,不得代借宿家). Цзюнь поспешно сказал: «Я умею оказывать медицинскую помощь, почему бы вам не воспользоваться моими услугами? Приютите нас, пожалуйста». (我曉外科,何不見請). Старуха задала странный вопрос, спросив: «Господин такой молодой человек, а вы, случайно, пока ещё не женаты»? (先生如此少年,可曾娶妻否)? Цзюнь ответил: «Пока нет. (未也). А почему вы об этом спрашиваете»? Старуха была вне себя от радости, поэтому попросила их срочно пойти с ней. Цзюнь заподозрил, что на его вопрос она не ответила.
Через некоторое время они подошли к усадьбе с великолепными воротами. Старуха попросила их подождать и вошла в дом первой. Через некоторое время она вывела с собой с десяток служанок и сказала: «Госпожа приглашает вас». (老夫人奉請). Цзюнь со своим старым слугой прошли более чем через десяток залов, а затем поднялись по лестнице на верхний этаж. Дама в возрасте около тридцати лет сидела с хозяйкой с дорогим кулоном за столом и угощалась изысканными кушаньями. В зале гирлянды бус и нефритовых украшений сияли ослепительным светом. Цзюнь был приглашён к столу, и хозяйка спросила его фамилию, а так же поинтересовалась его возрастом и причиной его безбрачия. После того, как гостья удалилась в другую комнату, хозяйка сказала Цзюню: «Моя фамилия Фу, я из Хэнаня, и я живу здесь. Когда-то я овдовела, но до этого имела только одну дочь по имени Ичунь, которой сейчас семнадцать лет, и она остаётся дома, хоть и может быть невестой. Дело в том, что она страдает от язв, которые образовались в интимном месте, и их неудобно лечить. Я считала, что если кого-то пригласить для лечения моей дочери, то этот доктор должен быть красивым человеком, чтобы после её лечения он смог на ней жениться. Ведь увидеть то, что не должен видеть ни один другой мужчина, может только её муж. Если вы проведёте такое лечение, и она излечится, вы будете обязаны на ней жениться». (身姓符,本籍河南,寄居於此。孀居無子,只生一女名宜春,年已十七,待字於家。忽患瘡疾在私處,不便令人醫治。嘗與小女商量,必訪得醫生貌美年少者,乃請療病,病愈即以小女相配。如先生者正是合式,但未知手段何如). Цзин подумал и решил, что вначале он хотел остаться на ночь в этом доме, но раз дело приняло такой характер, он не мог не обрадоваться.
Госпожа приказала ей позвать гостью, которую звали Жуй-эр, чтобы та сопровождала их, и, взяв его за руку, повела в комнату больной дочери. Когда она вошла туда и открыла занавеску над кроватью, то Цзюнь увидел красивую девушку, лежащую в постели. Мать сказала своей дочери: «Он – хороший врач, ты так думаешь»? (郎君乃良醫也,兒意可否)? Дочь посмотрела на него и прошептала ей: «Я думаю, что он сможет это сделать, мама». (娘以為可便可耳). Госпожа сказала: «Господин, пожалуйста, приступайте к лечению, а маме пора идти». (先生請看病,娘且暫去。). Девушка стеснялась оголить свою нижнюю часть тела, но Жуй-эр неоднократно убеждала её сделать это, поэтому девушка откинулась на спинку кресла, прикрыв лицо рукавом. Он присел на край кровати и скромно и снял с неё одежды и осмотрел лубковое ложе, затем её ягодицы отливавшие нефритом. Дорожка зерен была тонкой и глубокой, но её интимные части были покрыты красными розами, а язвы были большими, как круглые монетки. Дама встретила его у двери и провела в кабинет, который был элегантно оформлен. Служанки под командованием Цзюня начали приготовление лекарства: разбили слитки пурпурного золота о веер, налили воду из чернильного камня. Когда он смешал все ингредиенты и приготовил лекарство, то принёс его госпоже и сказал: «Я сделал это лекарство, но его нужно наносить внутрь не руками, а при помощи соития». (此藥忌陰人手,須親敷乃可). Госпожа ответила ему: «Если ты справишься с болезнью моей дочери, то сможешь делать всё, что захочешь». (但得病愈,任郎所為). Цзюнь стянул стёганое одеяло и похлопал по ягодицам девушки. Затем он нанёс лекарственную мазь на её интимную часть и вошёл в неё. Девушка только улыбнулась и ничего не сказала.
Прошло несколько дней, и девушка выздоровела. В ознаменование её выздоровления госпожа устроила пир, во время которого, подняв бокал вина, обратилась к Цзюню с такими словами: «Ты являешься ангелом для моей дочери». (郎君之於小女,天使來也). После этого она украсили свадебный зал, и приготовила подарки и приданное для свадьбы своей дочери с Цзюнем.
Через месяц после их свадьбы Цзюнь захотел вернуться домой. Госпожа сказала: «Наш дом стоит несколько на отшибе в диком месте и выбивается из среднего уровня жизни, который принят сейчас. Поэтому не очень удобно жить здесь долгое время. Но у нас есть старинное поместье за воротами Фучэн столицы, где вы можете обосноваться». И после этого Цзюнь перебрался туда вместе с семьёй его жены, перевезя с собой большое количество багажа. Когда они добрались до дома, Цзюнь увидел, что здание очень красиво украшено резьбой, а внутри всё богато обставлено. Они прожили там несколько лет, и за это время у него с Ичунь родилось два ребёнка.
Однажды ночью Ичунь расплакалась и сказала Цзюню: «Наша предназначенная нам совместная жизнь окончена. Я покидаю тебя завтра. Через сорок лет мы встретимся вновь» (夙緣已盡,明日將別矣,四十年後當復相見). На следующий день на рассвете любящие супруги вышли из дома, держась за руки. Оба они были расстроены и опустошены. За воротами дома стояла карета запряжённая быками, казавшаяся маленькой и тесной, ожидая их. Госпожа мать вместе с Ичунь и Жуй-эр усадили двенадцать их служанок в карету, однако казалось, что карета совсем не переполнена. Экипаж тут же отправился в путь, и до ушей Цзюня ещё долго долетали вопли и плач Ичунь. Позже Цзюнь сдал императорские экзамены провинциального уровня и был направлен на службу управлять уездом. Так и осталось неясным предсказание о том, что через сорок лет он должен был встретиться со своей супругой. (筠後舉孝廉,出為某縣尹,究不知四十年後再見之說果何如耳).
Прослушав эту историю Цзи Юнь сказал:
– Главным в жизни любого человека является его достоинство, проявляющееся в том, чтобы он руководствовался всю жизнь во всех своих поступках чувством справедливости и принципами человечности.
И он рассказал историю о том, как умерший муж продолжал беспокоиться о благополучии жены и сына:
38. Забота после смерти
Си Пао Ян сказал, что некий Цзя из его родного города был при смерти, и сказал своей жене: "У меня в жизни ничего не осталось, а твои мать и сын будут мерзнуть и голодать после моей смерти. (司庖楊媼言,其鄉某甲將死,囑其婦曰:我生無餘貲,身後汝母子必凍餓). Моя семья имеет уже четыре поколения, и я хочу, чтобы мой маленький сын продолжил мой род. Поэтому я заключаю с тобой договор о том, что ты выйдешь замуж за любого мужчину, кто сможет воспитать моего сироту, и ты можешь служить ему хоть сколько времени, если у тебя будет достаток и вы не будете голодать». (今與汝約,不拘何人,能為我撫孤則嫁之,亦不限服制月日,食盡則行).
Когда он закончил, то закрыл глаза и больше ничего не сказал, только застонал и ждал окончания срока своей жизни. Через полдня он умер. Когда некий человек услышал о его репутации, он послал сваху, чтобы попросить её выйти за него замуж, как было обещано. Хотя женщина согласилась выйти замуж, она не могла этого сделать, потому что была ещё не готова разделить ложе с другим мужчиной. Через несколько месяцев, не выдержав нужды, она пошла на заключение брака. В ночь бракосочетания, когда она гасила свечи и собиралась ложиться спать, то вдруг услышала вздох снаружи дома. Женщина узнала голос и поняла, что это дух её покойного мужа, поэтому она шёпотом сказала через всю комнату: «Вы перед смертью заключили со мной договор, я не выходила за него замуж, как только по расчету. То, что означает ваг приход сегодня вечером, – это же вопрос необходимости, почему вы это делаете»? (君有遺言,非我私嫁。今夕之事,於勢不得不然,君何以為祟)? Дух также ей расстроенно ответил: «Я пришел увидеть своего сына, а не преследовать тебя. Я слышал, как ты рыдала, снимая свою одежду, и подумал, что бедность довела тебя до такого состояния». (吾自來視兒,非來祟汝。因聞汝啜泣卸粧,念貧故使汝至於此,心脾悽動,不覺喟然耳). Человек, который был с ней, так растерялся, что поспешно встал и сказал: «Я никогда раньше не видел отца твоего сына, но те, которые не могут относиться к неродному ребёнку своей новой жены как к своему сыну, разве могут считаться подобными солнцу»? (自今以往,所不視君子如子者,有如日)? После этого слова духа смолкли, и он больше не приходил к ним. Поэтому её новый муж настолько был поглощен интимной игрой со своей красавицей женой, что не выходил из дома. Женщина же всегда была в замешательстве, как будто что-то потеряла. Новый муж так любил её сына, что каждый раз, как общался с ним, радостно улыбался. Семь или восемь лет спустя этот новый муж умер от болезни, бездетный и не имеющий других родственников. У него не было ни детей, ни родственников, поэтому она наняла учителя, который за свой счёт обучал её сына. Она стала его женой и родила ему двух детей. Когда ей было около сорока лет, она вдруг увидела во сне своего покойного мужа и сказала: «Я никогда не расставалась с тобой с тех пор, как мы стали жить вместе. С тех пор как ты пришёл ко мне и никогда не уходил отсюда, но хотя ты каждый день общаешься с моим сыном, ты никогда не забывала меня, и я видела, как ты стирал слезы за спинами мужчин, которые обладали мной под луной или при свете лампы». И он ответил ей: «Да, я видел их всех. Поэтому я не хотел пугать мать и сына, раскрывая своё лицо. Теперь, когда я перевоплотился, а срок твоей жизни истёк, и твои оставшиеся чувства еще не разрушены, ты вернешься ко мне». (故不欲稍露形聲,驚爾母子。今彼已轉輪,汝壽亦盡,餘情未斷,當隨我同歸也). Через несколько дней она слегка заболел и во сне сказал сыну, что отказывается принимать лекарство. Её сын похоронил её вместе с покойным мужем в одном гробу, в соответствии с её желанием. Высказывание Чэн-цзы о том, что смерть от голода – это малое дело, а потеря целомудренности – большое, является верным уже тысячи лет. Однако он говорил от имени одного человека. Эта женщина была готова унизить себя, чтобы продлить его род своим самопожертвованием. История Ян Туэ, который вернулся в Чжао с разбитым нефритом, не совершенна и о ней мало пишут. Он не был совершенным человеком, и он не писал об этом. В моем родном городе также есть троюродная сестра моего покойного мужа, которая снова вышла замуж, и эти две семьи жили на расстоянии крова друг от друга.