bannerbanner
Исторические миниатюры. Скрытая реальность
Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Полная версия

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 18

Но встречались и простые имена, какие на деле являлись сокращениями или производными от официальных, «настоящих» имен – чаще всего для этих целей бралась одна из двух основ, и к ней прибавлялся суффикс – ila (-ala) или, реже, – ika. Так, к примеру, имя Аудамер (Audamer) могло иметь уменьшительно-ласкательную форму Аудила (Audila) или Мерила (Merila), Вульфарикс (Wulfarieks) – Вульфила (Wulfila) или Рикила (Reikila). Такие готские уменьшительные формы часто использовались в качестве обычных, повседневных имён.

Порой короткие имена приобретали поэтическую, декоративно-орнаментальную окраску: к примеру: segez – «победа», þeuda – «народ», hrōda – «слава», auda – «счастье, богатство», alla – «весь», и т. п.

История сохранила подобные имена: Агила был готским королём Испании, Альбила – крупным готским военным вождём, Костила и Мерила числились готскими духовными лицами в Равенне, Тотила «служил» готским королём в Италии.

Имя создателя готской письменности епископа Ульфилы хорошо известно в истории, как и имя гуннского вождя-завоевателя Аттилы, потрясшего мир…

Нравы и обычаи готов подверглись серьёзному испытанию на новообретённой родине, когда в готских селениях появились первые христианские проповедники.

Историк Созомен, автор «Церковной истории», писал, что верховный вождь готов Атанарикс был разъярен тем, что его подданные стали массово принимать христианство под влиянием проповедей арианского епископа Ульфилы. Ярость вождя имела под собой почву: рикс воспринимал христиан как «пятую» колонну ненавистного ему Рима. Логика его понимания состояла в том, что Рим на то время уже становился христианским государством. Казни и репрессии христиан канули в Лету, и гонимое учение Христа без крови превращалось в государственную религию. Ибо сам император Константин принял святое Крещение, и тем «дал отмашку» радикальной смене религии.

От Константинополя – новой столицы Священной Римской империи – до Крыма, где давно уже закрепились остготы, и где правил смущенный христианской экспансией Атанарикс, было всего ничего. Понятно, что миссионеры всё чаще топтали тропы к ближним соседям.

По приказу вождя многие из них были подвергнуты пыткам и казнены, часто без какого-либо судебного разбирательства. Атанарих установил в колеснице статую Вотана, природного бога готов, и приказал возить её перед шатрами христиан, где устраивались церковные службы. Тех, кто соглашался поклониться идолу и принести жертвы, грозный рикс щадил. Остальные были сожжены заживо во время богослужения. В один из дней в огненном аду погибли 308 человек, из которых только двадцать шесть остались известны по именам, и среди них готская королева Alla, супруга самого Атанарикса…

В канонизации – святая Алла Готфская (го́ты на древнегреческом – Γότθοι). Первое письменное упоминание имени Алла датируется IV-м столетием нашей эры.

Какой смысл сокрыт в этом имени из христианского мартиролога?

В готском языке есть слово «alla», какое переводится как «вся, всё». Есть и другие сходные слова: Аllis – «вообще, совсем»; alls – «весь, всякий, каждый».

Все эти смыслы слишком абстрактны для личного имени, и никогда не употреблялись для образования полноценных имён. Но вполне себе употреблялись в составе сложных слов, личных имён, и в выражениях, подобных: «ana tho alla» – «ради всего»; «alla-werei» – «абсолютное доверие».

Очевидно, что имя Алла не похоже на традиционные «официальные» имена готских женщин, такие, как Брунехильда или Амаласуента. И вполне очевидно, что имя Алла может быть короткой формой целого ряда имён с первым корнем «весь, вся, всё», подобных имени Алафрида.

К слову сказать, сокращения в женских готских именах употреблялись часто. Например, «Фета» – это сокращение от имени «Гундефреда», а «Гоя» – от «Гаудиозы».

Уместный вопрос нашим соотечественникам: а разве у нас, в нашем времени, не практикуется такая же традиция образования коротких «домашних» имён? Валентина – Валя, Серафима – Сима, Светлана – Света…

Именно такая и практикуется, что свидетельствует об устойчивости традиций.

Судьба распорядилась так, что в бурях истории уцелела лишь короткая, «домашняя» форма имени готской княгини – Алла (Ала плюс уменьшительный суффикс – ила). Именно в этом виде имя дошло до нас, и стало в нашем времени самостоятельным и документальным.

Забвение полного имени готской княгини в силу трагических обстоятельств привело к тому, что общая конструкция и этимология имени Алла оказались утраченными для истории. Мартиролог сохранил лишь короткую форму имени – Алла.

Поскольку у греков в числе традиционных имён имя сие не значилось, но упоминалось оно в Житиях святых, написанных на греческом языке, безответственные толкователи сочли противоречия несущественными, и объявили имя Алла греческим. Сослались при этом на внешне сходное греческое слово ἄλλᾳ, означающее буквально: «другая, вторая, следующая», «по-другому», «иначе». И многие века робко и неуверенно объясняли греческим словом этимологию готского (германского!) имени…

И не Аделаида, по мнению иных – прообраз имени, поскольку имя Аделаида зафиксировано только в XIV веке, тысячелетием позже.

Исландцы, впрочем, упорно твердят, что Alla – это исконно исландское имя. Встречается такое имя и в Швеции.

А откуда изначально вышли готы?.. Современная наука утверждает, что из Скандинавии. В силу родственности готского и исландского языков, это подкрепляет утверждение о готском происхождении имени. Кроме того, имя Alla также используется у северян в качестве уменьшительно-ласкательного от других имен, начинающихся на «A», например, от норвежского Aila – «удачливая», «достойная богов»; или от шведского Adel – «благородная».

Имя святой Аллы живёт в памяти человеческой, и присутствует в христианских святцах, откуда православные (русские, украинцы, белорусы) от века выбирали имена для своих детей. Присутствует имя сие и в светском именослове многих восточно-европейских народов. В России же имя Алла устойчиво популярно и любимо.

Чем же полюбилось готское имя Алла на Руси Великой?

Есть предположение, что популярность имени среди россиян вызвана и тем, что Алла ассоциируется со словом «алый», и художественными образами Алых Парусов и Аленького цветочка, то есть с надеждой и ожиданием счастья.

Интересно, что и в англоязычной литературе встречается яркий образ женщины, борющейся за свое счастье, имя которой тоже связано с алым цветом – персонаж Скарлетт О’Хара в романе «Унесённые ветром» (англ. scarlet – «алый»).

Наибольшее распространение это имя получило в сердце России, и на её южных и западных окраинах.

Оставлен след имени в народном фольклоре россиян: «Играли девки в салочки, да не догнали Аллочки».

Альбе́рт

Это имя имеет древнегерманское происхождение. На языке германцев двухосновное имя Albert (Альберт) означает «благородный» и «свет», но корни имени сокрыты ещё в языке готов: athals, athans – род, othal – поместье; bairhts – блестящий.

Известна и древнеанглийская форма имени Адалберт (Aethelbeorht: где Aethele – «благородный, отличный, превосходный»; а beorht – «яркий, блестящий, светлый»).

Неудивительно, ибо англы – тоже германцы, населявшие некогда север современной Германии, покинувшие отчину, и закрепившиеся на острове, какой мы называем ныне Великобритания.

Чтобы осмыслить весьма многобразное содержание имени Альберт, стоит предметно разобраться с пониманием народа и языка, в каком имя сие было рождено.

Итак, кого же мировое Знание называет германцами?

Германцы – древняя, обширная группа племён, принадлежавших к индоевропейской семье народов, занимавших к I веку до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем, Балтийским и Северным морями, и южную Скандинавию. В письменных источниках сведения о германцах впервые встречаются в рукописи некоего Питеаса из Массилии (IV-й век до н. э.), но лишь Юлий Цезарь (I-й век до н. э.) увидел в этих союзных племенах особую этническую группу, отличную от их соседей кельтов. Тогда о германцах заговорили, как о народе со своими собственными традициями, культурой, обрядами и именами.

Учёный описатель земель Страбон вообще утверждал, что самое слово Германия – новое, и лишь недавно (по его временным меркам) вошедшее в обиход. А германцами он называл племя тунгров, «те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали кельтов».

Жёстко прогнали, судя по всему, ибо страх перед захватчиками долго ещё жил на землях тех. И как водится, именование пришлого племени постепенно возобладало и распространилось на весь союз родственных племён. Вначале все из страха обозначали именование по имени победителей, а затем, после того как название это укоренилось, союзные племена и сами стали называть себя германцами.

Так выковывался многогранный германский этнос в период с VI по I века до н. э. на путях миграции Великого переселения народов, поглощая встречных, каких можно было не относить к врагам, и уничтожая поперечных из племён враждебных, непокорившихся. Выковывался этнос до II века нашей эры, когда скандинавское крыло обширного союза германских племён стали называть готами.

Изъяснялись готы на восточногерманском, или готском языке. Заскучав на обжитых землях, отправились готы искать заповеданную страну Ойум, да и пришли в Северное Причерноморье, уперевшись флангом в пограничную водную преграду – реку Дунай. А за речкой той стояли римские гарнизоны, охранявшие границу Империи под штандартами Марка Аврелия. Римляне выглядели серьёзными ребятами, и относиться к такому препятствию стоило тоже серьёзно.

Приглядывались к пограничникам долго, без малого столетие. А как пригляделись, двинулись дальше, да и выбили римские легионы из Дакии (ныне Румыния), попутно разделившись на готов западных и готов восточных, по распределению целей экспансии.

Году эдак в 257 готы достигли пределов восточного Крыма, и найдя его местом приятным, выгребли подчистую Боспорское царство с его столицей Пантикапеем (ныне – город Керчь). Флот свой боспоряне не уберегли, и он очень пригодился северным разбойникам, когда те прошлись железной метлой по прибрежным районам Малой Азии. А впереди маячили такие лакомые кусочки, как Халкедон, Никея, Фракия, Коринф и цветущие Афины!..

Обжились готы на черноморских землях, приняли христианство подвигами странствующих проповедников, завели своих, а те уж помогли пассионарному народу обрести собственную письменность. Всё как у людей! Казалось бы…

Однако, мир на обломках сбитых народов не бывает долгим: в 375 году его порушили степные орды гуннов, словно рождённых в седле, с их неожиданной для готов и весьма эффективной тактикой боя, свирепостью кочевников и быстротой натиска и отхода.

Только часть готов закрепилась в Крыму, другой же части места более не находилось, и под давлением гуннов отправились те «лишние» готы через Дунай, да и наладились прямо к Балканским горам.

Если бы римляне знали грядущие судьбы свои, легли бы костьми легионы, но путь заказали дальнейший германцам свирепым, что в шкурах медвежьих на рамнах врагов устрашали, не ведая меры, и жалость не зная к врагам побеждённым…

Примерно так сетовали римляне, кляня нестойкость свою, когда в 410-м году вождь вестготов Аларикс до груды камней разрушил тысячелетний Рим.

Теми же слезами изошла Галлия, Испания и Аквитания (юго-западная Франция), – славные земли, где готы решили устроить своё королевство.

К концу V-го столетия пришла очередь и благословенной Италии: готский король Теодорикс объявил Италию своим королевством. И никто десятки лет не мог оспорить такое действо кровавых захватчиков…

Впрочем, к тому времени готы существенно изменились, и были они уж не более кровавыми, чем любые другие воюющие в движении народы. Теодорикс, прозванный Великим, выстроил себе прекрасный мавзолей в предместье Равенны, поражающий скромным величием и наших с вами современников. Этот единственный уцелевший памятник остготского зодчества вырубили из глыбы истрийского известняка, положив купол на двух ярусах о десяти гранях. Статуи христианских апостолов в безмолвном почёте застыли вокруг порфирного саркофага готского властителя.

Когда пришло время византийцев, те вволю предались чувству мести, и тело короля вынесли вон без подобающего уважения. Однако, мир действительно изменился, и с ним изменились готы: в народном сознании Теодорикс остался не кровавым тираном, а, напротив, одним из покровителей и заступников Равенны, наряду со святыми Ромуальдом и Аполлинарием. Наряду, а не после!..

Готов долго называли носителями варварского начала, винили в разрушении античной цивилизации. Однако, готический шрифт, прекрасная готическая архитектура – это тоже готы! Множество слов, о происхождении которых мы часто даже не задумываемся, это тоже готы: хлеб – хлайвс, котёл – катилс, и далее – блюдо, купить, верблюд, сиять, чехол, буква, книга, художник, и далее так, вплоть до личных имён человеческих. А уж имена готов – и вовсе статья особая!

Корни личных имён готов-протогерманцев, и в частности, имени Альберт кроются в самой истории народа. Имя сие прошло сложный и многоступенчатый путь в бурях минувших столетий. Подобно тому, как в современном российском именослове содержится масса заимствованных имён, так и в именословах многих народов можно встретить имена-гости. Это правило относится и к имени Альберт. И для дальнейшего и полного осмысления имени полезным видится некоторый экскурс в область языкознания.

Альберт – по конструкции, несомненно, двухосновное имя категории родоплеменной верхушки – вождей, старейшин, и прочих авторитетных и значимых людей старого времени. Имена древних германцев часто рождались от важнейших для германца категорий жизни и мироздания. От понятия kunja – «род» образовались имена Kunja-gastiz («рода гость»), или Kunja-waldaz («родом властвующий»); от выражения leuda – «народ» образовались имена Leuda – bernuz («народа медведь»), Leuda – geislaz «народа заложник»), от слова frawja – «господин» – Frawja-lebaz («господина оставляющий»); от erla – «правитель» – Erla-baldaz («(с) правителем смелый»), и т. п.

Во главе германских племен стояли старейшины – кунинги (от kunung – букв. «родоначальник»). Высшая власть принадлежала народному собранию. В военное время избирался военачальник («герцог»). Он собирал вокруг себя дружину. В позднее время высший слой германского общества уже был представлен старейшинами рода, военными вождями и их дружинами.

Дружина вождя становилась привилегированной прослойкой, «знатью» древнегерманского племени. Римский историк Тацит неоднократно связывал два понятия – «военную доблесть» и «знатность», какие стали выступать как неотъемлемые качества германских дружинников.

Дружинники сопровождали вождя в набегах, получали свою долю военной добычи, и нередко вместе с вождем шли наёмниками на службу к иноземным правителям.

Тогда же появилось деление всех германцев на сословия: благородных (хейдзинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лассы). Последние произошли отчасти из покоренных племён, отчасти из рабов, отпущенных на волю.

Из сословия благородных выбирались военачальники, судьи, герцоги и графы. Из таких лиц, облеченных властью, постепенно составилось высшее сословие, княжеское.

Предводители, или герцоги, во время войн обогащались добычей, окружали себя храбрейшими воинами (Gefolge), и с помощью такой поддержки лучших бойцов приобретали верховную власть в отечестве, и завоевывали чужие земли.

Таким образом произошли германские короли, или конунги. В эпоху Переселения народов почти у каждого германского племени имелись знаменитые роды, из которых по обычаю выбирали конунгов: например, у франков Меровинги, у остготов Амалы, у вестготов Балты, и так далее.

Мир изменялся, и новая ситуация неизбежно явила новые реалии и новые «благородные» имена, такие как Atha-wulfus – «благородный волк», Athana-gildus – «благородно стоящий», Athal-heidus – «благородное сословие»… Как видно, именно на такой волне в германском обиходе появились имена с «благородной» составляющей Athal.

Второй несущий корень имени – «берт», и означает слово сие, собственно, «сияние, блеск». В германских именах прошлого наиболее продуктивные вторые элементы по своему составу значительно отличаются от первых. В сложных композициях второе место в большинстве случаев занимают основы, обозначающие принадлежность к роду, классу (wulbaz «волк», bernuz – «медведь», gastiz – «гость», weniz – «друг», mannz – «человек»), или же слова-действия, близкие им по смыслу. Например: waldaz – «властвующий», равно как и «защитник» и т. п. Встречающиеся и атрибуты, выражающие наиболее важные и значимые качества, свойственные мифо-героической модели мира, и их знаковое воплощение: rikaz «могучий», harduz – «твердый», mēriz или marr – «знаменитый» (как в имени Вальдемар).

Важнейшим атрибутом самих богов считалось качественное свойство berhtaz «блестящий» (подобное присутствует в имени Адальберт!). Боги, как мнили древние германцы, источали свет и сияние, а жрецы, служившие им, возжигали в капищах факелы, дающие свет, приятный богам и столь нужный людям.

С привлечением этого же корня германцы сложили аристократическое имя Адальберт, позже зазвучавшее как Альберт – «благородством блистающий»!..

От корня berhtaz, к слову, образовано и самостоятельное женское имя Берта!

И доныне во многих европейских языках параллельно используются как усеченная форма Albert (Albrecht, Alberto), так и полная форма Adalbert (Adalbrecht, Adalberto).

В католической традиции почитаются святой Альберт Великий (1193–1280), выдающийся теолог, небесный покровитель ученых и врачей, а также святой Адальберт (Войцех) Пражский, покровитель Польши и Чехии.

На просторы России имя Альберт принесли в XV-м веке немецкие переселенцы, приглашённые царями русскими для развития ремёсел и обучения мастеровых наукам европейским. Было их в общей массе насельников немного. Но в справочнике «Весь Петербург» за 1911-й год наряду с именами Иван и Петр германские имена Карл и Альберт упоминаются уже нередко.

Из-за отмены религиозных ограничений после революции 1917 года такие «неправославные» имена (и с ними имя Альберт) стали употребляться в России вполне свободно, без национальных рамок.

Оставлен след имени в народном фольклоре: в береговых селениях Беломорья и в Новгородской пятине бытовала поговорка: «Песен у Альки, что на море гальки».

Альби́на

Это имя имеет древнеримское происхождение, и кельтские корни.

Как заявил некто мудрый: история человечества состоит из войн. Вся история человечества суть история войн. Некто Жан-Жак Бабель, мирный швейцарец, подсчитал, что за всю историю с 3500 года до н. э. и вплоть до наших дней человечество наслаждалось миром какие-то 292 года. А ради чего всё это творилось?

Люди воевали ради власти, ради богатства и славы. Иногда люди воевали ради любви. В древней Греции страсть, вспыхнувшая между Парисом, наследным принцем Трои, и Еленой, царицей Спарты, подвигла судьбы мира, разрушила древнюю Трою… и среди прочего привела в событийной цепи к рождению нового человеческого имени.

Как это происходило?

Тро́я – древний укреплённый город в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, пала в жестокой битве с греками-ахейцами. Лишь могучий Эне́й, хранимый богами, покинул пылающий город с частью троянцев. Судьба привела корабли его в Лаций, где стал он царём и правил латинами. Но роль свою в истории он уже отыграл, и высший жребий пал на его сына Аскания, правившего тридцать лет, и основавшего собственную столицу около 1152 до н. э., назвав её именем Альба-Лонга. И явился горний град тот предтечей Рима…

Альба-Лонга – древнее поселение в 20 км к юго-востоку от столицы современной Италии, вблизи небольшого городка Кастель Гандольфо, у берега Альбанского озера, представляющего собой периферический кратер вулканических Альбанских гор.

Отсюда, по легенде, происходил основатель Рима легендарный Ромул. Альба-Лонга, эта столица Латинского союза в VII-м веке до н. э., при царе Тулле Гостилии была разрушена её же колонистами-римлянами, жители переселены в Рим, и только находившееся в Альба-Лонге святилище Юпитера Лациариса осталось священным центром союза.

Рим же стал называться Великим, и далее собирал он в своих стенах лучших и знатных из соседних племён. По традиции, предводители переселенцев нередко прибавляли к именам своим топоним родины. Выходцы из Альба-Лонги стали именоваться родовым именем Альбин, каковое впоследствии оформилось в качестве личного мужского имени – Альбин, и женской формы его – Альбина. В имени этом присутствует несущий корень Альб, и традиционный для римских имён суффикс «-ин».

Почему древняя Альба-Лонга имела такое название?

Неудивительно, что утративший родину троянец дал своему новому городу это имя. Принято считать, что топоним города означает «Белая Длинная», но в такой трактовке нет смысла и нет правды. Albus – «белый», Longa – «длинная, долгая», это так и выглядит с точки зрения современного языкознания. Но! В древних латинских текстах название сие писалось иначе – Alba-Loca, где лока (locus) может означать «место, возвышенное место, возвышение», «имение, усадьба, жилище, дом», «город», «страна», и даже «мир». А вот выражение longe в частном значении может иметь смысл: «далёкий, дальний», «далеко (в чужих краях) живущий»; «далеко находящийся».

Выражение сие в позднем осмыслении и послужило причиной неверного перевода названия крепости троянца Аскания – Альба Лонги.

На языке древних – санскрите, слово лока также означает «место, обитель (обиталище людей!)». В индуистских Пуранах описываются семь лок: Бху-лока (земля), Бхувар-лока (воздух), Сварга-лока или свар-лока (небесные планеты), Махар-лока, Джана-лока, Тапо-лока (обитель тапаса), Сатья-лока (обитель истины), которая также называется Брахмалока, или «мир Брахмы».

Столь древние этимологические корни и географическое расположение Альба-Лонги позволяют считать значением его именования «Белый город на возвышенности».

Но это только первое приближение…

В греческом языке существует выражение альбайно, означающее «питать, насыщать, укреплять». Несомненно сходство с топонимами Альбанская гора и Альбанское озеро, а также с ныне существующими городками Альбано и Альбини, расположенными практически рядом с руинами Альба-Лонги. Скалы кратера и песок в Альбанском озере радикально чёрного цвета, ничего белого в окружающем рельефе нет. Почему же тогда город Аскания был назван белым?

Ответ можно отыскать в недрах кельтского языка, и …в предместьях Британского города Дувр! И цепь рассуждений здесь примерно такая:

– Знакомое всем поэтическое название Великобритании – Туманный Альбион. Великобритания – это в основе своей Англия, Ирландия и Шотландия. Альба (Alba) – древнее кельтское (галльское) название Шотландии. Это однокоренное слово похоже на Albain в ирландском языке и Nalbin в кельтском языке острова Мэн. Оно равнозначно раннему классическому названию Альбион.

– Шотландский, гэльский, или гаэльский язык – один из представителей гойдельской ветви кельтских языков, носители которого – кельтская народность гэлы, какие традиционно жили в горной Шотландии и на Гебридских островах. Шотландский флаг (гаэл. Bratach na h-Alba) является официальным историческим символом Шотландии, и представляет собой небесно-голубое полотно, на котором изображен белый(!) косой крест апостола Андрея, что и отражено в названии.

– Топоним Альбио́н – древнейшее название Британских островов, известное ещё древним грекам, в частности, упоминаемое у Птолемея, и перешедшее затем в древнеримскую литературу. В настоящее время термин употребляется в Англии в возвышенном стиле, в других странах – нередко в несколько ироническом смысле.

– Латинское значение «alba» (женский род и единственное число слова «albus»), на английском языке означает «белая».

Казалось бы, у выражения «белый, белая» очень серьёзная позиция.

Но дело в том, что греки и римляне заимствовали это название у кельтов ещё в то время, когда оно означало «горный остров» (от кельтского слова Альбаин, точнее – Alba-inn)! А смысл «белый» выражение Альбаин обрело много позже, и на то была своя причина.

В английском графстве Кент, у пролива Па-де-Кале и ныне существует старинный город Дувр. Этот город-порт существовал ещё до римского вторжения в Британию. Дувр был построен на реке Дуэ в ее устье, в долине, окруженной всемирно известными уникальными белыми скалами. Их и доныне могут видеть путешественники, пересекающие пролив Па-де-Кале, разделяющий Францию и Великобританию. Расстояние между двумя берегами Па-де-Кале в его максимально узкой части – а именно между мысами Саут-Форленд и мысом Серый нос (или в оригинале – Cap Gris Nez) составляет всего 34 километра. Это немного для открытого пространства, и белые отвесы скал видны издалека. Видны в ясную погоду и остатки древних оборонительных сооружений на холмах, что расположены на западе и востоке от Дувра.

На страницу:
6 из 18