bannerbanner
Исторические миниатюры. Скрытая реальность
Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Полная версия

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 18

На наш современный взгляд, в этих составных выражениях общий смысл какой-то неожиданный, непонятный, а то и негативный. Это не просто не так, это совершенно не так! Но об этом чуть позже…

К слову, последнее из перечисленных – имя Антэрос – в мифах принадлежало богу неразделенной любви или ненависти, порождаемой любовью. Считался сей персонаж религиозной фантазии греков сыном бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты. Не в имени ли таком кроются корни известной поговорки: «От любви до ненависти один шаг»?..

Другой мифический герой именем Антей («против» + «стоящий») – и вовсе был великан, сын Посейдона и Геи. Черпал силу силач-пантократор от соприкосновения с матерью-Геей (землей). Однако ж мастер противостояния был побежден находчивым Гераклом, в схватке оторвавшим его от земли, и тем от источника его безмерной мощи.

Почему же простым и понятным вторым именным основам предшествовала основа Анти – «против»? Что привносила в имя сия «перечащая» основа, поставленная на первом, управляющем месте в конструкции имени?..

Против плюс лицо… совершенно, на взгляд нашего современника, нелогичное выражение. Но иным был взгляд древнего грека, и сознаёт пытливый ум, что иным было воздействие слова-основы «анти» в былые времена. Не противоположность чему-то, как понимаем мы в нашем времени, а «лучший из…», как понимали древние. Антилох – не «противоположный отряд», а «отряд-победитель», «лучший отряд в противоборстве». То же и Антимах: не «против сражаюсь», но «лучший в сражении», «побеждающий в битве».

Такое понимание смысла было присуще античному времени, и в адаптированном римлянами имени Антониус содержится само базовое понимание состязательности: Антониус – «противник, соперник», но на более глубоком, первородном, ещё греческом плане понимания – «выигравший соперник», «сильнейший противник», «первый в состязании».

«Всегда быть первым и преобладать над остальными», – провозгласил Гомер в своей бессмертной «Илиаде» благой принцип жизни античных греков.

А коль был то принцип жизни, да ещё благой, и касался всех эллинов, самих фундаментальных основ их существования, народная фантазия стремилась зафиксировать такой принцип в живом разговорном языке народа. Нередко такая фиксация «застывала» в новообразованных именах человеческих, чтобы благой смысл отразился на благой судьбе.

Так речевая основа с неявным, но определяющим смыслом предстала в виде имени человеческого – Антониос у греков, и Антониус у римлян.

Кто ныне может сказать, откуда в мир пришёл первый Антониос? Но именем таким назван древний римский род Антониев. Сами же Антонии придерживались легенды, что род их основал сам могучий Геракл, герой греческих мифов, и сильнейший из сильных.

Глава рода, родоначальник, по обычаю, носил родовое имя Антоний, а члены рода, приёмные дети и вольноотпущенники из рабов именовались Антонинами. От родового имени по времени и в русле общей традиции явилось на свет мужское имя Антонин, а затем и женское – Антонина («Антонию принадлежащая», «из рода Антония»).

Имена эти постепенно становились обычными и даже повседневными. Однако, как нередко случалось в истории, популярность имени порою оказывалась связанной с реальными историческими судьбами.

Антонины (Antonini) – династия римских императоров, правивших в 96–192 годах нашей эры. Любопытна эта династия ещё и тем, что в ней с переходом императорской власти всякий раз императором становился усыновлённый, а не родной кровный сын, и по римской традиции приёмыш принимал родовое имя Антонин.

Сама же династия изначально была названа по имени Антонина Пия – первого исторически установленного носителя именной формы Антонин. Хроники повествуют, что сей легендарный правитель родился в 86-м году нашей эры в галльской семье выходцев из Немаузы – города на юге современной Франции. Антонин Пий (его полное имя Тит-Аврелий-Фульвий Боионий-Аррий) в июле 138-го года вступил на престол под именем императора Цезаря-Тита-Элия-Адриана-Антонина-Августа. Под его властью империя обрела спокойствие и счастье. Его мудрая бережливость позволяла ему быть щедрым и благотворительным; тем не менее, он накопил большую казну.

Первый Антонин вел немного войн на окраинах государства, но все же расширил римскую область в Британии, но главное – он построил новый оборонительный вал к северу от прежде воздвигнутого Адрианом, и тем создал оплот против вторжений шотландских разбойничьих племен, обитавших в горах.

Антонин пользовался величайшим уважением даже за пределами своей империи. Прозвище Пий (благочестивый) он, как гласит наиболее достоверное предание, получил за то, что воспротивился намерению сената, отказавшего усопшему императору Адриану в обоготворении. Хотя на то время это была уже довольно стандартная посмертная почесть, какая оказывалась всем почившим римским императорам.

Антонин скончался 7 марта 161-го года. Пепел его был опущен в гробницу Адриана. В ватиканском саду и ныне высится колонна, воздвигнутая в память Антонина его приемными сыновьями, известная отсутствием рельефных украшений.

Время Антонина Пия считается эпохой наивысшего расцвета Империи, а самого принцепса римляне почтили идеальным монархом.

Великой славой покрыто имя первого Антонина в истории Древнего Рима!

Слава этому достойному правителю живёт и в именах человеческих, рождённых от его царственного имени: Антонин и Антонина.

В российский именослов имя в греческой форме Антониос и его родственные формы Антонин и Антонина пришли в X-м столетии в ходе христианизации Руси. Антониос на новом месте озвучили в рамках фонетического строя как Антоний. В Святцах важнейшим носителем сего имени указывался Антоний Великий, египтянин из коптской семьи.

Здесь уместно напомнить, что христианство и христианские имена в Египет принёс апостол Марк, автор одного из Евангелий, и при том римский гражданин, в полном смысле слова римлянин. Именно потому имя Антоний порой считают в полной мере римским, на деле же римляне некогда сами заимствовали благородную основу этого имени у греков.

На Руси в церковном употреблении сохранилась исходно-заимствованная форма имени Антоний, а в обороте светском, иначе – гражданском – живёт и здравствует его поздняя во времени форма Антон, одинаково любимая и привычная глазу и уху в каждом уголке современной России.

Имена Антонин и Антонина тоже успешно прижились на новой почве. Мужская форма этого имени в наше время осталась в основном в церковном обиходе; женская же форма – Антонина – стала умеренно популярной и в светском именослове России. Наибольшее распространение имя Антонина получило в XIX-м веке в сердце России, и в её северо-западных областях.

Многие приметы и обычаи народные веками связаны с именем Антон.

Примечали люди, что на день Антона-Перезимника – 30 января – нередко падала тёплая погода. «Перезимник обнадёжит-обтеплит, а потом обманет – всё морозом стянет».

По народным поверьям на Антония и Мартына-лисогона – память их 27 апреля – лисицы переселяются из старых в новые норы, и три дня пребывают слепы и глухи.

На Антона-вихревея – память 15 августа – собирали лесную малину. И если в день тот дул ветер с вихрями – ждали снежную зиму.

Анфи́са

Это имя имеет греческое происхождение. На языке древних эллинов имя Анфиса означает: «цветение», «цветущая». Образовано имя сие от греческого понятия Άνθος (анфос) – «цветок». В Древней Греции таким эпитетом величали олимпийскую богиню Геру в её храме в Аргосе. Бога солнечного света и мудрости, покровителя искусств сребролукого Аполлона также величали эпитетом Анфиос – «цветущий».

В водах острова Кипр из белоснежной пены волн морских родилась Афродита, дочь Урана. Легкий, ласкающий ветерок принес ее к скалистому берегу. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Воздух весь полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали пенорождённую красавицу боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа цветами увитая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Афина Паллада – древнегреческая богиня, принадлежала к числу верховных божеств и почиталась на всем пространстве эллинского мира. В Аркадии, в Беотии, в Аттике, Элиде, Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, в Ливии, Италии, Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственной благодетельной богине, объединяя в ее образе физические и этические представления. Эпитет Паллада является символом потрясающей мощи божества (πάλλω – «потрясаю»). Имя же Афина древние греки образовали от корня άθ (Άνθος – «цветок») и объясняли его в образе девственной свежести цветения.

Афина символизирует собой ясность эфира, небесную силу, управляющую молнией, облаками и светилами, оплодотворяющую поля, порождающую все живое и воспитывающую человечество. Впоследствии Афина стала почитаться покровительницей духовной деятельности, художественной изобретательности и мудрого мышления.

От именования богини мудрости произошли названия главного города Аттики – Афин, и восьми других городов Эллады.

В культе бога вина и веселья Диониса отмечались т. н. Анфестерии – празднества цветов и молодого вина. Месяц февраль – анфестерион – получил своё название по имени своего главного праздника (11–13 числа) Анфестерий – праздника цветов, человеческих душ и Диониса, владыки и тех и других.

В первый день распечатывались чаны с молодым вином, и щедрый хозяин угощал им свою челядь. Все храмы закрывались во избежание скверны от бродящих душ. Вечером почтенные женщины сопровождали царицу – жену архонта (царя) в буколий, где предполагалась её мистическая свадьба с богом Дионисом.

Следующий день называли «праздником кружек»: в весёлом шествии при участии ряженых царицу сопровождали обратно домой, всё вокруг украшалось цветами-анфосами, и происходило «состязание кружек»: кто первым выпивал свою, наполненную разбавленным вином, тот получал в награду винный мех из шкуры козы.

Третий день называли праздником горшков: эллины угощали из керамических сосудов кашей полбой души усопших родственников, тешили их плясками, а ввечеру прогоняли обратно под землю с восклицаниями: «Ступайте, души! Анфестериям конец».

В эти праздничные дни рабы освобождались от своих обязанностей, и участвовали в застолье. В Афинах, к слову, во дни Анфестерий свободные граждане-господа охотно и весело служили своим рабам, кормили их и всячески привечали.

Знаменитый российский поэт Вячеслав Иванов в своём цикле «Римский дневник» в 1944-м году явил такие строки:

И свят завет седых поверий; брамин первинами полей,А эллин розой анфестерий, встречали навий сбор гостей.

Живые цветы были весьма популярны в доброй климатом Древней Греции. Так, древнегреческий драматург Аристофан в своих произведениях нередко упоминал о садах, где цветущие розы и фиалки можно было видеть на солнечных лужайках даже зимой, причем в открытом грунте.

Живые цветы и деревья в разумении греков несли в своих образах некое символическое значение. Так, знаком силы являлся дуб, поэтому ветками именно этого дерева украшались статуи верховного бога – Зевса; прибрежная сосна являлась символом Посейдона – бога морей; ветви оливы ассоциировались с богиней мудрости, знаний и ремесел Афиной; а цветы розы – с богом любви, Эротом.

В качестве дара цветы преподносились выдающимся полководцам, победителям спортивных состязаний и знаменитым ораторам, а живыми цветами традиционно украшались различные праздничные торжества, и прежде всего свадьбы.

Греки первыми придумали цветочные часы, в которых на каждый час раскрывался свой, избранный цветок. Много позже знаменитый естествоиспытатель Карл Линней воссоздал такие живые часы в университетском дворике Уппсалы.

Античность в нашем понимании – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время.

Античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной цивилизации – демократию, и в процессе ее формирования создала культуру, ставшую одним из существеннейших факторов становления последующей мировой культуры. Да и самое слово античность буквально означает расцвет, и имеет общий корень с «цветочным» именем Анфиса!

И главное: «цветущая» в понимании древних это не только увитая цветами, свежо выглядящая красавица, но и «плодородная», «плодовитая», «природными силами полная».

Так могли описывать и благословенную землю. Мигдонию, местность в Месопотамии, греки за её чрезвычайное плодородие прозвали Анфемузией.

По времени в Элладе родилась традиция, в русле которой не только небожителей, но и обычных смертных гречанок стали нарекать цветущим именем Анфиса. Да и как иначе? Восхищённые мужчины всегда сравнивали прекрасную женщину с нежным цветочным бутоном! И сказал древний поэт:

Мирты с весенним левкоем сплету я и с нежной фиалкой;лилий весёлых цветы с ними я вместе совью,Милый шафран приплету и багряный цветок гиацинта;и перевью свой венок розой – подругой любви…

В российский именослов имя Анфиса вошло в X-м столетии. Наибольшее распространение это имя получило в сердце России, в Сибири и на северных землях. Во второй половине века XX-го популярность имени возросла с выходом романа «Угрюм-река» пера тверского писателя-самородка Вячеслава Шишкова, персонажем коего явилась красавица Анфиса, человек яркой цветущей женственности и трагичной судьбы.

Оставлен след имени в фольклоре российского народа: томские девицы выводили на зимних вечорках душевно и лирично: «Ах, Анфисушка-душа, до чего ж ты хороша…».

Ариа́дна

Это имя имеет греческое происхождение, и крито-микенские корни. Первородная форма имени – Άριάδνη (Ариадне). Принято считать, что на языке древних эллинов имя Ариадна включает в себя две основы: «очень, пре-» и «священная».

Первая основа – Ари – неотделяемая частица, обычно присоединяемая к греческим именам для усиления их значения.

Вторая основа – Аднос на критском диалекте греческого языка означает «священная». Это то же, что понимаем мы под еврейским словом адонай («Господь»).

Отсюда обобщённый перевод имени Ариадне – «преосвященная».

Очевидно, по конструкции это титул служительницы культа, жрицы. К слову, и в веке XXI-м так принято обращаться к христианскому священнику высокого сана, епископу, служителю культа – «Ваше Преосвященство!».

Ариадна в греческой мифологии – дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Когда герой греческой мифологии Тезей со своими спутниками был заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, его спасла царская дочь Ариадна, полюбившая обречённого гостя. Принцесса дала ему клубок ниток («нить Ариадны»), разматывая который герой и отыскал выход из Лабиринта.

Критский Лабиринт – безусловно, культовое сооружение; такие устраивали в глубокой древности для совершения особых религиозных обрядов.

Будучи особой царской крови, Ариадна в восточной семейно-религиозной традиции получила образование и посвящение. Иными словами, она стала посвященной жрицей. Зоной ответственности жрицы столь высокого ранга на Крите и был Лабиринт, – место исключительной значимости культа.

Первое упоминание о Лабиринте содержит микенская глиняная табличка, обнаруженная в ходе раскопок в Кноссе, и атрибутированная приблизительно 1400-м годом до н. э. На табличке той неплохо сохранился текст, написанный линейным письмом, соответствующим бронзовому веку. Текст – список подношений – гласит: «Одну амфору меда для всех богов, одну амфору меда для Laburinthoio Potnia (Владычице Лабиринта)».

Принцессе Крита и верховной жрице – Владычице Лабиринта, храмовый титул которой звучал именно как Ариадне! Преосвященная…

Лабиринт, как место поклонения, столь сильно отличался от всех остальных храмов и святилищ, что о нем посчитали необходимым упомянуть особо. Владычица Лабиринта – посвящённая жрица высокого ранга. Именно такой жрицей в мифе и являлась дочь Критского царя – принцесса Ариадне.

Исследованиями учёных установлено, что иврит и написанный на нем Ветхий Завет были во многом связаны с ранней греческой цивилизацией и ее эпосом, отраженным в «Илиаде» и «Одиссее». Профессор Сайрус Гордон в фундаментальном исследовании «Общие истоки древнегреческой и древнееврейской цивилизаций» обратил внимание на то, что обе эти цивилизации многое восприняли из общего восточно-средиземноморского наследия, и интенсивно взаимодействовали между собой. «Из всех этносов, сложившихся в Восточном Средиземноморье во 2-м тысячелетии до н. э., – утверждал учёный, – непрерывную и осознанную историческую преемственность сохранили до наших дней только два этноса: греки и евреи».

Это действительно так: в переводе с языка древних евреев имя Ариадне обретает глубокий конкретный смысл: ערי אדונה/Арии Адона – «Госпожа соединения».

Слово Адонай, как уже сказано выше, в русле иудейской религиозной традиции несёт в себе первосмысл «Господь». Используется иудеями как священный титул вместо произнесения ещё более священного, и табуированного имени Бога YHWH (Яхве).

Госпожа и Владычица – несомненно, весьма близкие по значению и достоинству эпитеты дочери царствующего дома. Но тут Владычица – ещё и хозяйка Лабиринта. Жрица. Ответственная за всё, происходящее в Лабиринте, и посвященная во все его обряды.

Самое время уточнить, а что же такое из себя представлял Лабиринт?

А представлял тот культовый объект из себя запутанную сеть ходов, ложных ходов, тупиков и ловушек, в котором могли ориентироваться посвященные, и терялись незваные гости. Подземный, мрачный, запутанный, сложный, непроходимый… Во всяком случае, такое представление существует у наших современников. Для пущего страха фантазия древних греков поселила в Критском лабиринте злобное и кровожадное чудовище Минотавра, сущность с телом громадного человека, и головой быка. Чудовище, рождённое от противоестественной связи супруги критского царя Пасифаи с быком – посланцем морского бога Посейдона. Похотливая царица отличалась неимоверной изобретательностью, и для воплощения своих фантазий заказала у местного инженера Дедала полый корпус-макет коровы…

Ну, с теми играми царица понесла, да и разродилась быкоглавым гигантом, любившим полакомиться юными афинянами и афинянками, присылаемыми на остров в качестве дани. А обитал и обедал челобык в уютной атмосфере местного Лабиринта.

Ариадну челобык не трогал (по матери всё-таки сестра!), и в свободное между его трапезами время Владычица Лабиринта отправляла религиозные обряды, выступая в них «Госпожой соединения»…

Здесь самое время отделить зерна логики от плевел мифологических страшилок. Так вот с точки зрения исторической логики критский миф о Минотавре суть заимствование из финикийского культа Молоха, изображавшегося с бычьей головой и требовавшего человеческих жертв. Схватка чудища с Тезеем суть мифологическое послание из прошлого о столкновении индоевропейских народов с «народами моря». Тезей – индоевропеец, он победил, и Минотавр, символ автохтонов, исчез с Крита…

Но Владычица Лабиринта, преосвященная жрица царской крови, осталась! Как остался освобожденный от присутствия каннибала обряд Соединения.

А… что это за обряд?

Археологи просветили весь Крит в поисках мифических катакомб, и… не нашли и малейшего следа их. Выработки такого размера невозможно скрыть от детекторов современных приборов, даже если старательно их засыпать. Очевидно, Лабиринт существовал, но располагался на поверхности совершенно открыто, в виде выложенных камнями маршрутов. Таких лабиринтов немало открыто в разных уголках Земли. К слову, наиболее интересные и сохранившиеся лабиринты обнаружены в России, на Кольском полуострове, в не менее мифической Гиперборее. И все они устроены примерно одинаково.

Да и нужно ли было проводить столь сложные и затратные работы, и бить штольни в скальном грунте острова? Из подобия найденных артефактов законно предположить, что Критский лабиринт тоже был отсыпан некрупными обломками камня, и назначением его было глубоко постановочное сакральное действо – Соединение.

Ищущих общения с богами паломников жрицы-прислужницы угощали особым напитком, вводили протяжными гимнами в особое психическое состояние, и в сопровождении низкочастотных духовых инструментов под белы рученьки отправляли в Лабиринт.

Что в подробностях происходило в ходе ритуала, ныне никто описать не сможет. Но логика и косвенные упоминания подсказывают, что в петлях ходов возбужденные адепты вдруг ощущали себя новорожденными младенцами, проживали в зыбкой пелене видений целую жизнь, и встречали неотвратимую смерть… Пережитые ощущения адепты с дрожью вспоминали до гробовой доски. Как сказали бы современные молодые люди – это был полнейший улёт!..

А современники Ариадне в финале действа воспринимали главное, домысливали необходимые детали, и в оргиастическом восторге видели и ощущали пред собою Божественную сущность, откликнувшуюся на их призыв. Это был апогей счастья…

Так действовал Лабиринт, и с тем Критский семикружный (в еврейской меноре – семь свечей!) лабиринт устанавливал в ментальном поле связь-соединение человека и бога.

Сеансом Соединения руководила Владычица-Ариадна, и во время испытания адепта лично соединяла в единую линию точки его рождения и смерти на узорном рельефе Лабиринта, подобно поздним астрологам с их звездными картами.

«Преосвященная», «Госпожа соединения», «Владычица Лабиринта» – все эти эпитеты критской царевны-жрицы связаны единым смыслом, и являются отражением её священного сана. Иными словами: Ариадна – изначально не имя, а «должность», зафиксированная в мифах Древней Греции.

За давностью лет люди не помнят, и, как следствие, не знают уже ничего о критском культе и его статусных персонажах. И только красивая мифическая легенда хранит в себе упоминание о дочери критского царя Ариадне, Владычице Лабиринта.

Подлинные имена критских царевен остались в том, бесконечно далёком времени. А священный сан их в сознании потомков давно уже воспринимается как царственное имя. Позднейшие переосмысления этимологии имени являются лишь искусственными напластованиями: Ариадне – «строго хранящая супружескую верность», «прекрасная», «очень» и «нравиться»… Эти напластования вытянуты из истории любви мифической Ариадне к Тесею, сокрушившему людоеда Минотавра.

Всё это лишь результат личных впечатлений интерпретаторов от восприятия сложной женской судьбы мифической Ариадны. Любовь подвигла царевну предать отца и бежать с Тезеем с родного острова. Плутарх описал нам Ариадну именно такой, способной самоотверженно любить, преданной и прекрасной подругой. К имени-титулу же сии качества отношения не имеют.

Впрочем, придуманная этимология вполне вписывалась в нравы античного времени. Одним из главных достоинств женщины в Древней Греции считалось умение подать себя, способность украсить собой дом, и самый быт. Умение нравиться слыло искусством. Хранящая верность брачному ложу обретала добрую репутацию и милость богини Геры – покровительницы браков. Великую любовь и жертвенность Ариадны греки отразили в своих мифах. Понятие «нить Ариадны» стало крылатым выражением.

Имя Ариадна по понятным причинам не было включено византийскими патриархами в христианский богослужебный список, и потому в российский именослов имя сие вошло не ранее XIX-го столетия. Однако, в итальянском, португальском и французском именословах, в силу фонетического строя этих языков, имя Ариадна присутствует в формах Ariane, Arianne, Arienne (Арьенн).

В XVIII–XIX столетиях происходило мощное взаимопроникновение русской и французской культур, и язык Вольтера и Мопассана поистине стал близким и привычным в просвещённых семьях Российской империи. Среди прочих лексических приобретений российский именослов обогатился изящными именными формами Ариана и Арианна, европейскими слепками имени Ариадна.

Оставлен след имени в народном фольклоре: в дневниковом описании дорожного путешествия петербургский негоциант Алипий Силыч Хренников поместил приятное воспоминание о посещении им некоего ямского заведения – «Вкусны у Ариаднушки медовые оладушки!».

Ариста́рх

Это имя имеет греческое происхождение. В языке древних эллинов имя Ἀρίσταρχος (Аристархос) включает две основы: ἄριστος (аристос) – «наилучший, превосходный», и ἀρχός (архос) – «повелевать, руководить».

Ари (старинное) – неотделяемая частица, традиционно присоединяемая к греческим именам для усиления их значения. Известное и доброславное слово Аристейа несло в себе смысл – «отличие, подвиг»; имя Аристеос, образованное на этой благой основе, обретало смысл – «лучший, отличнейший, храбрейший, герой». Но в живой речи выражение такое чаще употреблялось во множественном числе: аристиес – «лучшие, знатнейшие (вельможи)». Здесь, с основой этой, уже заметно проявились признаки аристократического отличия людей по знатности, по благородству, по достоинству и богатству. Собственно, на том и образовался термин аристократия – «власть сильнейших». Сильнейших не всегда силою мышц, но всегда возможностями влиять на окружающих, и активно занимать удобнейшее место под солнцем…

На страницу:
10 из 18