Полная версия
Исторические миниатюры. Скрытая реальность
И сама Земля представлялась благословенной коровой-кормилицей, какую оплодотворял своим дождём и светом верховный олимпийский небожитель Зевс.
Древние греки старались ладить с природой, от которой зависели их благополучие и сама жизнь. Природа же была своенравна, и нечасто баловала греков плодородной почвой. По причине таковой приходилось грекам много работать.
Когда ж и отдыхать им было?
А отдыхать тоже было нужно. Выходных в нашем понимании греки не знали, и отдыхали только в праздничные дни. Мудрый Платон так объяснил порядок вещей в вопросе том: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества».
Участие в главных праздниках считалось важным ритуалом для всех. И если в будние дни греки занимались повседневным трудом, умеренно поглощали пищу и одежду носили простую, то в праздничные дни оставляли все текущие дела, детей к их радости не отправляли в школу, и даже женщинам позволялось выходить из дома для участия в празднествах.
Люди надевали свои лучшие одежды, головы украшали цветами и лентами, а жрецы и танцоры щеголяли в золочёных венках и диадемах.
И народ веселился!..
Поводов к праздничным увеселениям было немало. Победы военные, память героев… но главный повод создавали многочисленные боги, каких следовало в праздничной атмосфере чествовать и ублажать щедрыми жертвоприношениями, к вящей радости довольных жрецов.
Искренне верили греки, что боги незримо сидят за пиршественными столами, и славословий плетенью внимают, вкупе с дымком ароматным ягнят принесённых от жертвенных тиглей. Коль верно устроено всё, и музыка добрая льётся, и пение радует слух небожителей чуткий, залогом то станет для их благосклонного взора. И даруют боги здравие и благополучие.
Так думали люди, и рассчитывали на доброе отношение ублажённого божества к устроителям празднеств. Каждого из многих обитателей Олимпа…
Март – элафиболион – был посвящён в Греции Артемиде-охотнице (эпитет её – «поражающая ланей»).
Серьёзная охота в Древней Греции не считалась постоянным занятием; она устраивалась лишь изредка для отлова диких быков с целью их приручения. Охотились, правда, на диких коз, но козья забава уделом была вполне обыденным.
То ли дело охота на быков (когда те ещё водились в Элладе)! Такая славная охота считалась событием торжественным, на неё приглашали друзей и знакомых. А способ охоты на красавцев могучих заключался в том, чтобы с помощью собак загнать животное в расставленные сети. Опеленать многими путами, и утащить в загоны.
Добычу берегли. У греков рано возникло понимание того, что следует непременно щадить беременных самок. Если же стельные коровы всё же попадались в ловчие тенета, или загонялись собаками в горные тупики, охотники рогатых матерей «отпускали Артемиде», богине-покровительнице не только охотников, но и лесной дичи. Под лай недовольных собак, в обилии разводившихся для загонной охоты.
К натасканным охотничьим собакам относились в Греции тоже очень хорошо, как и вообще к животным. А обучение охотничьих собак и их притравливание к дикому зверю почиталось в Греции искусством. К слову, человек, принуждённый только ради пропитания жить охотой, считался в древности простым ремесленником от охоты, как и рыболов.
Апрель посвящался ей же, Артемиде Мунихийской, по названию горы, где было устроено святилище, иначе – религиозный центр для поклонения богине. В праздник полнолуния – он звался Мунихии – богине подносили лепёшки, украшенные восковыми свечками (именно отсюда отголосок древнего обряда на современном нашем праздновании дня рождения с тортом и свечами!).
И во время иное честили Артемиду!
Девушки-кошеносицы на предсвадебных службах из любви к Артемиде называли себя медведицами («arctoi» – отсюда известное нам географическое название Арктика!).
Одно из главнейших свойств, приписываемых Артемиде, касалось деторождения. Она ко всему считалась покровительницей женщин и брачных союзов, заведовала родами, распускала пояс роженицы, играла роль незримой повивальной бабки и кормилицы, и вместе с тем почиталась доброю пряхой. Греческие женщины присвоили любимой богине-деве эпитеты «роды разрешающая», «открывающая родовые пути».
Артемида, вечно девственная стремительная богиня-охотница, дочь Латоны и Зевса, сестра-близняшка сребролукого Аполлона, защитница зверей и леса, – именно её славные эпитеты составили формулу имени Артемиос. Нарекая дитя именем Артемиос, любящие родители надеялись угодить богине в подоткнутом для быстрого бега хитоне, и передать новорождённому качества, заложенные в его скрытом значении. Надежды человеческие воплощались в имени, и имя служило путеводной нитью через лабиринт жизни наречённого.
Римляне после угасания величия Греции приняли культ Артемиды, но называли богиню уже Дианой («Божественная с неба»). Изображалась Артемида-Диана с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику, не мешающую бегу.
Позднее, в XVI–XIX веках в Европе стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим общественным скандалам. Таким в хрониках описан грандиозный скандал на выставке в 1790-м году, вызванный композицией «Диана-охотница», созданной знаменитым в те поры маэстро Гудоном. О, было шуму!..
Впрочем, такие вольные метаморфозы образа не мешали растущей в европейских странах популярности имени Артемий.
Русичи по крещению Руси в X-м веке в числе прочих византийских имён подвижников христианства охотно приняли благоверное имя Артемиос, и с удовольствием нарекали уже Артемиями своих отпрысков мужеска пола.
За сотни и сотни лет употребления и ассимиляции в русском языке образовались параллельные народные формы – Артём, Артемей, Артема.
Распространение это имя получило во всех уголках России.
Многие приметы и обычаи русского народа связаны с именем Артемий. В Артемьев день – память его 2 ноября – молили святого о помощи при грыже. Существовало поверье, что на защиту человека, рождённого в сей день, вставала волчица. И по духу человек такой становился не чужой лесу, зверям да птицам.
Оставлен след имени в народном фольклоре: у нижегородских бурлаков, что подряжались тащить на канатах речные баржи супротив течения, в ходу была шутейная приговорка: «Силён Артюша хоть бечеву тянуть, хоть кушать».
Любопытен факт: там, где ныне в Крыму Севастопольская бухта с севера, и Балаклавская с юга образуют маленький полуостров в большом, некогда был основан греками город, названный Херсонес. Немногие сегодня знают, как неразрывно связан этот город с историей Руси. Некогда скромный город-фактория, основанный греками для меновой торговли с дикими таврами, у русичей получил название Корсунь.
Именно там князь Владимир, предварительно захватив его штурмом, принял святое крещение. Киев с его массовыми обрядами крещения жителей в водах Днепра, прибытие на лодьях греческих монахов, и свержение идола Перуна были уже потом…
Но прежде Херсонес долгое время служил культовым центром богини Артемиды среди ионических колоний Греции в Причерноморье. Там называли эту богиню Девой, и жрецы девственной богини по долгу службы статусно именовались артемиосами…
Арту́р
Это имя имеет кельтское происхождение. Образовано имя Arthur (Артур) от протокельтского выражения arto (ирландское, гаэльское выражение art, валлийское и корнуэльское – arth, бретонское – arzh, arz), несущего в себе смысл – «медведь».
Но известность и популярность имени Артур связана с реальной исторической личностью – Артуром, какого многие считают принцем Силурийским и Дамнонийским. Позже его называли в балладах король Артур, и под этим именем он вместе с благородными рыцарями Круглого стола вошёл в легенды и в историю.
Артур – человек-загадка, орудие судьбы; подобные ему харизматичные личности время от времени появляются на исторической сцене для дел великих и значимых, и сама история порой меняет свой ход их энергией.
Кто только не писал об этом загадочном человеке! Спенсер, Мильтон, Вордсворт, Кольридж, Теннисон, Суинберн, Блэйк, Твен, Ариосто, Петрарка, Данте, Брантом, Сервантес, Гете, Шиллер…
Но тайна Артура открывается человечеству очень, очень медленно.
И сторонники, и противники, и сомневающиеся в реальности этого человека едины в одном: Артур по крови был кельтом.
Кельты – древние индоевропейские племена, обитавшие в конце I-го тысячелетия до нашей эры на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, южной Германии, Австрии, северной Италии, части Испании, Британских островов, Чехии, Венгрии и Болгарии. Кельтскую расу иначе называют Альпийской расой.
Около 390 года до Рождества Христова кельты захватили и разрушили Рим.
Римляне называли кельтов галлами, и, памятуя о разрушительном нашествии, чудовищными усилиями смогли покорить их только в I-м веке до нашей эры. Многоплеменной союз кельтов на континенте был сокрушён, и постепенно романизирован.
Долее всех сопротивлялись бритты, давшие от этнонима своего название Британии. Но и они были вытеснены римлянами на территории современных Ирландии и Шотландии.
Разгром в условиях острова становился реальной перспективой для бриттов, однако вмешалось Провидение: Рим стал слабеть в борьбе с новым противником – германцами. Сил не хватало, и римские гарнизоны в 407–м году вынужденно покинули Британские острова.
Пассионарные германские племена англо-саксов немедленно устремились на покинутые земли.
Однако, на их пути встали соединённые силы уцелевших бриттов и римских военных поселенцев, оставшихся при своих выслуженных на римской службе земельных наделах. Возглавил их боевые отряды некий человек с именем Артур. Это был истинный вождь, и страшен был он германцам-завоевателям, пока смерть не унесла его на таинственный остров Авалон, как верили защитники Острова…
Явление короля Артура, его внезапное вторжение в ход истории представляет собой одну из многочисленных загадок кельтской мифологии. Он никак не упоминается ни в одной из эпических «Четырех Ветвей Мабиноги», повествующих о клане богов древних бриттов. Наиболее ранние упоминания его имени в староваллийской литературе изображают его только одним из многих военных вождей. Однако, когда авторитет Артура поднялся на небывалую высоту, защитники Острова стали величать его «королем богов», смешав в его образе две личности: божества по имени Меркуриус Артайус, и вполне земного человека с именем Артур, вождя с титулом «Комес Британии».
Откуда же взялся Артур?
Современная наука предполагает, что Артур – член семьи военного вождя, высадившегося в Британии в составе римского восьмитысячного конного корпуса языгов – воинов одного из кельтских племён, осевших на придунайских землях. Властители Рима рассчитывали с помощью присягнувших на верность Риму языгов-кельтов сломить сопротивление бриттов-кельтов, что было вполне в духе их имперской политики. Получилось же так, что островные кельты обрели великого короля и защитника.
Хронисты XII века гордо вопрошали: «есть ли место в границах Христианской империи, куда не долетела бы крылатая слава Артура Британца?.. Рим, властитель городов, поет о его подвигах, а его войны известны даже сопернику Рима Карфагену. Антиохия, Армения и Палестина воспевают его деяния».
В мозаике собора итальянского города Отранто король Артур изображён вместе с Александром Македонским и праотцом Ноем.
До него не знали кельты иного человека с таким именем. Легенда гласит, что сокрушил он отряды германцев-северян, украшенных шкурами медведей, и потому восславили его прозвищем Артур, означающим буквально – «гонитель медведей».
На галльском языке медведь назывался Артос, на древнеирландском – Арт. Имя Артос, к слову, и поныне содержится в названиях бывших кельтских поселений – Артобрига в Винделиции, Артодунум (дунум – «крепость»), современный Артен во французском департаменте Луара.
Но на более глубоком плане имя Артур предстаёт в виде сложнейшего религиозно-философского образа.
Самым могущественным классом у кельтов считались жрецы-друиды: они служили хранителями вероучения и исполнителями культа; им же принадлежала и широкая судебная власть. Власть друидов символизировал вепрь, и именно вепрь-секач почитался главным символом мироустройства.
Вторым по значению классом галльского общества слыла военная аристократия, так называемые эквиты (всадники); они были окружены клиентами (амбактами), принадлежавшими, по большей части, к свободному состоянию, исключая разряд крайних бедняков. Всадники являлись главными собственниками земли; между ними встречались весьма состоятельные люди, содержавшие больше десяти тысяч слуг.
Низший слой составляли рабы, занимавшиеся обработкой земли; по своей многочисленности они так низко ценились в Галлии, что, по словам Диодора, раба можно было купить в те поры за кувшин хорошего вина.
Символом светской власти вождя у кельтов почитался медведь. Удивительно то, что в древности вепрь олицетворял созвездие, позже ставшее Большой Медведицей.
Почему ж не Большим Медведем?
А вот почему: воинская каста у кельтов играла «рецептивную», то есть женскую роль по отношению к касте жрецов, потому что именно от друидов она получала освящение своей собственной власти, в чем и состояло «божественное право». Затем, когда воинская каста отказалась от соподчинённой роли и стала претендовать на превосходство, ее доминирование сопровождалось доминированием женских элементов в религиозной символике, и установлением привычной женской формы жречества.
Потому медведица, а не медведь, у кельтов символически противостояла вепрю.
Но глубинные истоки представлений сокрыты в древнегреческой космогонии.
Согласно греческому мифу, некая прекрасная нимфа не устояла перед натиском взвожделевшего верховного бога Зевса, и родила ему сына Аркада.
Разгневанная Гера (законная супруга) превратила нимфу в медведицу.
Охотник Аркад встретил и не узнал мать-медведицу, и даже хотел поразить её копьём. Зевс не допустил такого святотатства, и поместил обоих на небо в виде созвездий.
На средневековых звёздных атласах можно видеть красочные изображения медведицы (Большая Медведица), какую стережёт Волопас (созвездие Волопас). В руках его свора псов (созвездие Гончих псов), и большая воздетая кверху палица – символ власти и устрашения. В левом «колене» фигуры Волопаса сверкает звезда Арктур, чьё греческое название повторяет имя Артур.
Легенда о победе короля Артура над одетыми в медвежьи накидки германцами-англами и древняя религиозная система мира более точно отражают «местную», островную этимологию имени Артур – «страж медведицы»! И эта этимология берёт своё начало в каких-то ещё более древних слоях кельтской истории.
Тогда следует законный вопрос: кто же такие кельты по сути своей?
Современные ирландцы и шотландцы с гордостью заявляют, что их архепредки пришли на Британские острова… из прикаспийских и причерноморских степей, и были они степными кочевниками.
Историческая наука подтверждает такое, на неискушённый взгляд, радикальное заявление. Именно скифские племена, позже именуемые сарматами, в древние времена заселили территорию современной Великобритании и большую часть Европы, где и растворились впоследствии среди иных народов.
А теперь самое неожиданное для несведущих: ближайшими наследниками по языку древних кельтов являются современные осетины! Аланы – их исконное название. Роксоланы и языги – их близкие родственники. Само слово кельты (кельди) на языке осетин означает «пришлые», что точно указывает на судьбу части кельтских племён, осевших на Британских островах. Имя же Артур, в осетинской транскрипции Арссур, понятно каждому современному осетину и дословно означает «гонитель медведей», а вернее, «прогоняющий медведей». Здесь Арс означает «медведь», а Сур в бытовом плане переводится как «погонщик, гонитель».
Но есть еще и осетинский чисто военный термин «сур, фасурын», что означает «победить, изгнать врага». Именно в этом прикладном значении используется корень слова «сур» в имени Арссур. Именно эти лексемы из языка ныне невеликого числом народа осетин устойчиво хранят первородный смысл древнего кельтского имени Артур (Арктур, Арссур…).
В российский именослов имя Артур пришло исторически недавно, в XIX веке.
Заметное распространение в России имя сие получило только в первой половине XX-го столетия, благодаря одноимённому персонажу книги Э. Войнич «Овод».
Архи́п
Это имя имеет греческое происхождение. Оригинальное звучание имени Ἀρχιππος (Архиппос), и включает имя сие две основы: ἀρχός («управлять; власть; повелитель») и ἵππος («лошадь»). В обобщённом смысле – «главный конюший», или «господин конных».
В Греции лошади появились в середине Бронзового века, немногим позже 1800 года до нашей эры, когда материковая часть страны находилась под контролем пришельцев, предшественников ахейцев. Но любить, понимать, и правильно использовать лошадь греков научили их соседи скифы, и извечные противники – персы.
За чередой разрушительных вторжений врагов в Греции наступил период хаоса и тьмы, какой длился до второй половины VIII века н. э. Уцелевшие греки рассеялись по малым горным деревушкам, и в полной мере познали бедность и униженность разбитого в долгих войнах народа. Но выжили.
А иные выжили даже с прибытком, вовремя скупив обесценившиеся земли. И когда народ стал выходить из затянувшегося тяжкого сна разрухи, самые сообразительные оказались вдруг новоявленными аристократами. Очень быстро сориентировались нувориши, и потянулись ко всему сладкому, что можно было купить или отнять. Строили добротные усадьбы, высаживали оливковые сады и виноградники на пологих холмах и террасных склонах гор. Возводили каменные конюшни и энергично отыскивали весьма редких на ту пору знатоков конного дела. Передвигались исключительно верхом, иное было уже не в тренде!
Так и повелось, что в те поры лошади могли принадлежать лишь знати и средним землевладельцам, какие ревностно отстаивали конно и силой оружия притязания на очередную иерархическую ступень, иные даже на царский сан и – берите выше! – божественное происхождение. Лошадь в те суровые времена служила признаком статусности для своих владельцев, маркой их притязаний в жизни.
Это благородное животное тесно связано с греческой мифологией, богатой рассказами о божественных лошадях, и лошадях божественных. Многие олимпийцы изображались такими существами, слыли хозяевами, и даже родителями мифических существ Кентавра и Пегаса. Крылатый конь Пегас, по мифологическому преданию, был рожден Медузой Горгоной от морского владыки Посейдона.
Бог моря Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий («Конный»). В его честь устраивались Истмийские игры с конными ристалищами.
Бог войны Арес традиционно изображался на колеснице, в которую были запряжены четыре белые лошади.
Богиня плодородия и земледелия Деметра изображалась с головой чёрной кобылицы, а её жриц в народе так и называли – «кобылицы».
Родовая знать смертных в неистовом стремлении приобщиться к сонму бессмертных всё настойчивее подчёркивала свои божественные корни.
В знаменитых древних родах Кодридов-Медонтидов, Алкмеонидов, Леонидов и Писистратидов отцом-прародителем горделиво признавался всё тот же Посейдон. А связь коня с Посейдоном была хорошо известна: бог сей почитался греками-ахейцами не только как владыка моря и колебатель земли, но и как повелитель коней. Не случайно культ именно этого божества являлся основным государственным культом в Пилосском царстве на земле древней Эллады!
Посейдон упорно соперничал с самой богиней мудрости Афиной за владение Аттикой. Поистине, его почитали там как могучего небесного покровителя. И потому в среде аристократии стали популярными «агонические» и высокостатусные имена с основой гиппос – «конь»: Гиппократ, Гиппий, Гиппарх, Гиппомен, Гиппокл, Гиппоклид, Фенипп, Гиппоник, Ксантипп, Гиппокоон, Горгипп, Гиппокорист, Филипп.
Властвовавший в Афинах правнук легендарного Кодра носил имя Архипп. Согласно традиционной хронологии, Архипп правил как пожизненный архонт на рубеже XI–X веков до н. э., и стал первым известным в истории носителем этого имени.
Сменивший его на посту архонта праправнук того же легендарного Кодра правил в первой половине X века до н. э., и тоже носил близкое «конское» имя – Терсипп.
Но всё это были ещё имена для использования внутри рода, недоступные посторонним. Хотя и весьма привлекательные для них.
В именах, связанных с эпитетом Посейдона, знатные родовичи легитимизировали своё божественное происхождение и с тем право на царскую власть.
Однако надо отдать должное: всеми своими «статусными» играми эти люди дали жизнь общенародной традиции «конских» имён, и положили начало высокому отношению к замечательным животным.
О, лошади в горной Греции пользовались поистине всенародным почитанием и искренней любовью. Выращивали их в основном в богатой лугами Фессалии, там же объезжали и воспитывали, и иметь долгогривых красавцев в собственности по-прежнему могли себе позволить только весьма состоятельные греки.
Самые известные в греческом сообществе люди блистали конными победами на Олимпийских и других панэллинских играх. Взять венок победителя на конских ристалищах означало прославить себя навеки в глазах народа. А это было заманчиво!..
Весьма уважаемой и редкой профессией считалась в те времена работа конюшего, заведующего всем конским хозяйством в крупном поместье. Умение понимать лошадь, воспитать жеребёнка, владение искусством выездки, секреты ветеринарии – всё это составляло суть профессии конюшего, и передавалось по наследству как закрытые знания.
Впрочем, знания подобного рода греки заимствовали у скифов, и особенно у хеттов, чей весьма серьёзный и неустаревающий трактат по искусству коневодства они использовали в течение многих столетий.
Любовь к лошади воспели древние поэты:
Туда, Артемида, царица приморья, где кони песчаные отмели топчут!О, если б туда мне, в урочища Девы, – и если б коней фессалийских четвёрку…Но настоящей ареной «конской» доблести стала война!
В те времена в Египте и Месопотамии, в Сирии и Малой Азии ударная военная сила заключалась в боевых колесницах, запряженных парами лошадей, которые несли боевой экипаж – возницу и лучника (копьеметателя). Из эпоса Гомера «Илиада» можно узнать, что греческие герои усвоили передовую тактику того времени, и тоже сражались на одноосных колесницах, в какие запрягались двойки лошадей.
Основной единицей лёгкой конницы в те времена считалась ила численностью в 200 всадников под командованием офицеров: иларха и четырех тетрархов, каждый из которых возглавлял тетрархию из 49 всадников.
Тактическим построением тетрархии служил введенный Филиппом II клин, во главе которого находился тетрарх, а по флангам и в середине замыкающей шеренги из 13 всадников – старшие всадники.
Каждый иларх имел в распоряжении трубача для передачи команд тетрархам, имел он под своим началом и гипперета – помощника в управлении илой.
Несколько ил, обычно две, три или четыре, объединялись в гиппархию под командованием гиппарха.
Царская ила, в рядах которой сражались гетайры – личные телохранители царя, отличалась двойной численностью воинского состава. Остальные семь ил пристраивались к царской иле, ежедневно меняя последовательность своего расположения.
Здесь важно то, что илы назывались по именам своих командиров-архиппосов, и каждая набиралась в своём, определенном районе Македонии.
Культ Посейдона и кадровая структура греческой конницы, любовь к лошади и серебряный лавровый венок на шлеме кавалерийского офицера-архиппоса образовали «конелюбивую» традицию имятворчества, и появлению со временем в обиходе греков среди прочих подобных нового, общедоступного личного имени – Архиппос!
Имя Архиппос («Господин конных»), образованное из воинского ранга и должности главного конюшего, со временем стало подлинным украшением греческого именослова.
В именослов российский имя Архиппос вошло в X-м столетии, и было озвучено как Архипп. За сотни и сотни лет употребления и ассимиляции в разговорном языке образовалась параллельная форма Архип. Последняя используется россиянами как самостоятельное и документальное имя и в наше время.
Особое распространение имя Архип получило в сердце России, и на её северных и западных окраинах.
Афана́сий
Это имя имеет греческое происхождение. Первородная форма имени Αθανάσιος (Атанасиос). В имени этом на первом плане присутствует буква «Α», как знак противопоставления базовой основе, придающая ей обратный смысл.