Полная версия
С Оскаром и рядом. Том I книги 1. Серия Ru KinoStarz®
Внеся с помощью своих инженеров некоторые модификации, новый владелец и представил витаскоп – большой проектор с электрическим приводом, с помощью прерывистого затворного механизма работавший на скорости до пятидесяти кадров в секунду.
Уже к 1897-му, всего через год после первой демонстрации витаскопа, технология была принята на национальном уровне, начиная со штатов Гавайи и Техас.
Тем временем в Европе, через два года, весной 1899-го, в уже известном городке на юге Франции рядом с г. Марсель, прошёл первый официальный киносеанс в кинотеатре:
«Эдем» (L’Eden Théâtre),
25 Bd Georges Clemenceau, г. Ла-Сьота, Франция;
дата открытия – 21 марта 1899 года;
дата повторного открытия – 9 октября 2013 года.
Именно с первой датой, когда в «Эдеме» показали киножурнал из фильмов братьев Люмьер, книга рекордов Гиннесса связала историческую обоснованность присвоения кинотеатру звания старейшего из действующих в мире. Хотя, если объективно, это был зал переоборудованного частного водевильного театра в летней резиденции соседей Люмьеров. Как раз неподалёку в 1893-м году Антуан Люмьер (глава семейства Люмьеров) построил летнюю резиденцию и в будущем съёмочную локацию для своей семьи.
Через четыре года в США на киноэкраны вышел фильм, который считается первым кинохитом, сорвавшим кассу:
• короткометражный (12 мин.) чёрно-белый немой боевик «Большое ограбление поезда» («The Great Train Robbery», 1903), режиссёр – Эдвин Портер (Edwin S. Porter), продакшн-компания – Edison Manufacturing Co./Edison Studios;
съёмочный период: сентябрь-ноябрь 1903-го года;
мировая премьера: 07.12.1903 г.
Титульный кадр из фильма
«Большое ограбление поезда» (1903)
Переквалифицировавшийся из киномеханика и инженера компании Эдисона в режиссёра, Эдвин Портер навсегда прославился комбинацией в этом своем фильме всех классических на тот момент приёмов киносъёмки (включая диагональную композицию Луи Люмьера из фильма с поездом на станции Ла-Сьота) и новых, в том числе и монтажных, что позволило поддержать динамику постановочного боевика на всём протяжении фильма.
Будучи назначенным новичком режиссуры, Эдвин Портер воспользовался насмотренностью британским короткометражным (5 мин.) криминальным фильмом «Дерзкое ограбление средь бела дня» («Daring Daylight Robbery», 1903) с аналогичной фабулой, который вышел в прокат весной. А сняв свой фильм, его успешностью он породил не только массу подражаний, но и нелегальных повторов (см. далее).
Очередь в Нью-Йорке на просмотр фильма
«Большое ограбления поезда» (1903) (@)
Историками кино «Большое ограбление поезда» (1903) признаётся блокбастером, давшим отмашку инвесторам вкладываться в кино производство и дистрибуцию как рынки с огромным потенциалом для сколачивания капитала.
Как логическое следствие: уже на следующий год, в 1904-м в США началась лихорадка, только не золотая, а кинотеатральная – никельодеон-кинотеатры28 (кинотеатры в США периода 1904—1908 годов, в которых фильмы демонстрировались за 5 центов) стали лихорадочно открываться по всей стране.
К 1905-му году, в условиях сильно трансформировавшегося мирового кинорынка, братья Люмьер вышли из индустрии производства кинофильмов и сосредоточились на новых разработках. Возвращение в «круги своя» позволило братьям Люмьер стать ещё и одними из пионеров применения цвета в фото и кино – они разработали первый практический процесс цветной фотографии, пластину Autochrome, которая дебютировала в 1907-м году.
Между тем, в период становления мировой киноиндустрии как массовой (1903—1910 годы) кино развивалось, как говорится, «не только вдоль, но и поперёк». Тогда же родилось и кино мультипликационное.
В пионерах этой разновидности художественного кино – двое граждан Российской империи:
Александр Ширяев и Владислав Старевич
(см. главу ПЕРВЫЕ В МИРЕ ПО АНИМАЦИИ).
1908-й год можно считать знаковым вот по этому статистическому событию: за пять лет кинотеатральной лихорадки в США (1904—1908) кинотеатры по количеству открывшихся добрались до показателя почти 9 тысяч, что закрепило за США статус самого большого кинорынка в мире, а сама киноиндустрия к концу 1900-х годов получила определение «массовая».
В августе 1908-го года в Дании (наряду со Швецией и Бельгией кинематографически прогрессивной в то время североевропейской стране) открылся и до сих пор работает в непрерывном режиме в специально для него построенном здании кинотеатр29:
«Театр Корсор Байограф» (Korsør Biograf Teater),
Jens Baggesens Gade 17, г. Корсор, Дания;
дата открытия – 7 августа 1908 года.
25 июля 2008 года факт, что «Театр Корсор Байограф» является старейшим из известных в мире постоянно действующим, был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Но факт появления этого кинотеатра в 1908-м году явился ещё и символом стабилизации и киноиндустрии, и доминирующего понимания – мировой рынок кино образовался надолго.
10 октября 1909 года американская газета «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) опубликовала свою первую рецензию на фильм. Выбор редакции пал на нижеследующий:
• короткометражная (11 минут) чёрно-белая немая драма «Прогулка Пиппы» («Pippa Passes», 1909), режиссёр – Дэвид Гриффит (David Wark Griffith), продакшн-компания – Biograph Films (Biograph Co.).
Т. е. одна из ведущих на тот период газет США впервые обратила более серьёзное внимание на кино – дала не рекламное объявление, а опубликовала собственную аналитическую заметку про одну из единиц контента нового искусства, кинематографа. Так стала зарождаться культура публичного обсуждения кинофильмов.
Первые носители
киноизображения
Производство и дистрибуция носителей киноизображения являлась жизненно важной частью киноиндустрии с самого её начала, а изобретения талантливых и пробивных изобретателей, внедрения лидеров производства проложили путь к кино, которое мы видим сегодня.
И прогресс не стоит на месте и в этом секторе. Уже появилась целая армия зрителей, кто под термином «носитель фильма» понимает только цифровой файл или электронный носитель типа «флэшка», «дивиди», «диск», «винт» и т. д.
Желающим погрузиться в историю расшифруем несколько устаревших терминов:
◆ целлулоид (celluloid) – торговая марка одного из первых в мире искусственных полимеров, твёрдая смесь нитроцеллюлозы и камфоры в определённой пропорции; разработан в США изначально как замена бильярдным шарам из дорогостоящей слоновой кости;
◆ целлулоидная киноплёнка (celluloid roll film) – гибкая скрученная в рулон многослойная полимерная полоса, разделённая на одинаковые рамки с равным шагом; эта полоса имеет перфорацию сбоку (как правило, по обеим т. н. служебным краям), с помощью которой зубчатый механизм пропускает киноплёнку через кинопроектор или кинокамеру; проявленная киноплёнка может содержать кадры кинофильма и (или) его фонограмму; из-за повышенной горючести химиками была со временем найдена замена для основы – ацетилцеллюлоза и лавсан; изначально целлулоидная плёнка была изобретена для использования в фотоаппаратах; широко использовалась в мировом кинематографе с начала 1890-х и до 1950-х годов.
Термин «киноплёнка» (cine film) впервые применили в 1896-м году в компании Eastman Kodak как бренд – для сообщения закупщикам носителей, что это специально улучшенная для кино модификация плёнки.
До изобретения целлулоидных плёнок кинематографисты всего мира использовали стеклянные пластины и бумажные рулоны.
Первыми общедоступными фотопластинами для фиксации статического изображения (кино ещё не родилось) стали гелиография и дагеротипия, появившиеся примерно в одно время с «пред-» кино изобретениями Жозефа Плато и Саймона Штампфера – в конце Первой промышленной революции (см. подглавку БЛИЖНЯЯ ПРЕДЫСТОРИЯ). У руля изобретений стояли французские изобретатели, соответственно Жозеф Ньепс (Joseph Nicéphore Niépce) и Луи Дагер (Louis-Jacques-Mandé Daguerre).
Начиная с 1839-го, дагеротип, использовавший медные пластины, применялся широко примерно лет 20, пока не были разработаны дешёвые и одновременно более качественные методы фотографии.
В 1850-х годах фотография на стеклянной пластине стала стандартом для большинства фотоаппаратов, т. к. стеклянные пластины предлагали лучшее оптическое качество. Но как и все предыдущие носители, они годились для фиксации живых изображений только в статике.
Опередившие время русские изобретения Болдырева и Варнерке не имели юридической силы, т. к. их революционные изобретения второй половины 1870-х не были соответствующим образом запатентованы в Европе и в США. Так другим представился шанс пойти своим путём изобретательства.
Но факт всё равно остаётся фактом – истинными изобретателями гибкой плёнки, рулонов с перфорацией и контейнеров для них стали граждане Российской империи:
Иван Болдырев и Леон Варнерке
(см. главу ПЕРВЫЕ В МИРЕ ПО КИНОПЛЁНКЕ).
Несколько промежуточных изобретений подтолкнули западный мир к появлению гибкой киноплёнки:
1) в 1871-м году британский физик и фотограф Ричард Меддокс (Richard Leach Maddox) придумал желатиносеребряные эмульсии, стала возможна моментальная съёмка (фазирование) движущихся объектов;
2) в 1879-м году американский изобретатель и предприниматель британского происхождения Джон Карбатт (John Carbutt) стал первым, кто использовал целлулоид для фотоплёнки;
3) в 1887-м году американский священнослужитель и изобретатель Ганнибал Гудвин (Hannibal Williston Goodwin) преодолел склонность целлулоида к скручиванию – с помощью контрслоя желатина, наносимого с обратной стороны от эмульсии.
Самые ранние кинокамеры и кинопроекторы (например, камеры Лепренса и Уильяма Фриз-Грина) использовали комбинацию рулонов бумаги и стеклянных фотопластин.
До первых применений плёнки в кинооборудовании оставалось несколько лет.
2 мая 1887 года Ганнибал Гудвин подал заявку на американский патент на «фотографическую плёнку и процесс её изготовления, … особенно применительно к роликовым камерам» («a photographic pellicle and process of producing same… especially in connection with roller cameras»). Но выдачу патента ему задержали на… 11 лет, до 13 сентября 1898 года.
В результате Джордж Истмен (George Eastman) опередил конкурента-изобретателя и получил свой патент на «гибкую фотографическую плёнку» 4 сентября 1888 года (патент США №388,850).
Беспрецендентая по длительности юридическая проволочка с патентованием изобретения Гудвина, действия Джорджа Истмена по отношению как к Ганнибалу Гудвину, так и к своему инженеру-изобретателю плёнки, привели как сказано ранее, к другому фронту патентной войны (см. подглавки «ВОЙНА ПАТЕНТОВ». НА ПИКЕ» и «ВОЙНА ПАТЕНТОВ». ЕЁ ОКОНЧАНИЕ КАК ПЕРВЫЙ УСПЕХ ГОЛЛИВУДА). А пока…
Будущий ключевой игрок мирового рынка носителей для киноиндустрии 20-го века американская компания Eastman Kodak была создана банковским служащим, американским изобретателем и предпринимателем Джорджем Истменом на паях с бизнесменом Генри Стронгом (Henry Alvah Strong) как компания по выпуску фотопластинок на изобретённом первым технологическом устройстве:
Eastman Dry Plate Company [1881] -> Eastman Dry Plate and Film Company [1884] -> Eastman Company [1889] -> Eastman Kodak Company [1892] -> Eastman Kodak of New Jersey [1901].
В 1885-м году компания представила общественности опытный образец, а первые массово доступные прозрачные рулоны фотоплёнки из целлулоида от Eastman Kodak появились на рынке в 1889-м году вместе с фотокамерами под них. Т. е. фактически после появления у компании всех прав на патент механизма запирания и подачи плёнки из светозащищённого картриджа (a roll film holder), который по-русски мы называем «катушка». Революционное изобретение «катушку» произвели на свет в 1881-м, усовершенствовали в 1886-м и продали в 1889-м компании Eastman Kodak бывшие американские фермеры братья Хьюстоны – Питер и Дэвид (Peter Houston, David Houston).
Изобретение гибкой рулонной фотоплёнки «прорезало» прогресс кинокамер – для использования вместо бумаги при изготовлении киноколец дорогостоящую плёнку буквально разрезали вдоль, увеличивая хронометраж её использования сразу вдвое. Так фото- и киноплёнки пошли по разному пути.
По некоторым сведениям Джон Карбатт опередил всех в поставках пробной партии плёнки для экспериментальных образцов кинетографа и кинетоскопа Диксона-Эдисона, но она оказалась очень непрактичной.
Но Easman Kodak стала постоянным поставщиком плёнки для киноаппаратов Thomas Edison Manufacturing всё равно в борьбе – с самым первым своим серьёзным конкурентом: компанией Blair Camera Company.
Упомянутая компания, ещё известная как Blair Camera of Boston, была основана американским изобретателем и предпринимателем канадского происхождения Томасом Блэром (Thomas Henry Blair) на три года раньше компании Джорджа Истмена – в 1878-м в штате Коннектикут, затем он перевёл главный офис и производство в г. Бостон, штат Массачусетс:
Blair Tourograph Co. [1878] -> Blair Tourograph & Dry Plate Co [1881] -> The Blair Camera Co. [1886] + the European Blair Camera Company [1893] + the American Camera Manufacturing Company/the American Camera Company [1896].
Бизнес Томаса Блэра вырос из его патентного сотрудничества с компанией тоже из штата Коннектикут (г. Нью-Хейвен) – American Optical Co., подразделением Scovill Mfg. Co. [1802].
Anthony & Scovill Co., крупнейший американский производитель фотоаппаратов, сопутствующего оборудования и расходных материалов; с 1907-го года сократили имя до AnSco Co.; American Optical Co. – их составная часть в 1867—1900 гг.
→ Из любопытного. Кстати, эти компания и вышестоящий холдинг – вероятно, старейшие в мире в рассматриваемом секторе мировой экономики.
Логотип и реквизиты компании Scovill Mfg. Co. в годы расцвета
Обе, и Blair Camera, и AnSco, будут вести патентные споры с Eastman Kodak, но в разные периоды времени и с диаметрально противоположным исходом.
В соседнем от Коннектикута штате, Нью-Йорк, в г. Рочестер со второй половины 1892-го года и по 1896-й Джордж Истмен на своём производстве боролся с недостатками плёнки, которые не удовлетворяли его покупателей и полностью на этот период свернул её продажи.
Паузой воспользовалась Blair Camera Company, наладившая коммерческое производство целлулоидной плёнки в 1891-м году, покупая её в Celluloid Company of New Jersey.
Принципиально важно отметить, что Blair Camera Company пришлась ко двору в компании Томаса Эдисона ещё по одному поводу. В Blair впервые в мире был налажен процесс поставки киноплёнки с заданным типоразмером (pre-cut), и покупатели стали получать носитель киноизображения, который уже больше не надо было разрезать, приспосабливая под киноаппараты.
Монополия компании Томаса Блэра продолжалась примерно пять лет, пока Джордж Истмен, усовершенствовав свой процесс производства плёнки, не выбросил на рынок свою «киноплёнку». Впервые на мировом рынке носителей киноизображения плёнка получила имя собственное.
До этого в товарных каталогах производителе и торговцев она не выделялась как специальная для кино, обозначалась размерами и, в лучшем случае, именем производителя, например, Blair’s Film in rolls.
Кодаковская бизнес-стратегия, известная как стратегия «галогенида серебра» (silver halide), названная в честь химических соединений в первой плёнке этой компании, прославилась оригинальным слоганом «нажмите кнопку, а мы сделаем всё остальное» и добилась первичного успеха на рынке (как и многие другие успешные) за счёт агрессивного маркетинга и попадания в самую точку ожидания потребителей.
Компания Томаса Блэра успешно конкурировала с компанией Джорджа Истмена, применяя аналогичную стратегию – недаром Томас Блэр тоже прослыл успешным продавцом, талантливым изобретателем и поглотителем дополняющих бизнесов. В самый успешный период (1990—1993), благодаря инвестициям американского текстильного магната Дариуса Гоффа (Darius L. Goff), в бизнесе компании добавились новые торговые залы и много новых продуктов в товарной линейке. Компания стала выпускать с десяток моделей/модификаций камер и три типоразмера штативов, а также свой собственный объектив, оптическое стекло покупая не у кого-нибудь, а в германском городе Йена, у компании Carl-Zeiss-Stiftung (ныне – Carl Zeiss AG).
Но вот своей фотокамерой Kamaret, где роликовая фотоплёнка впервые была перемещена в переднюю часть камеры, Томас Блэр покусился на святая святых для Eastmen Kodak в те годы – на сектор компактных любительских фотокамер. В ответ Джордж Истмен интенсифицировал патентные сражения. В итоге Томас Блэр уступил и Истмену в локальном патентном споре, а под давлением своего инвестора – и своё управленческое кресло.
В 1893-м году патентные иски вынудили Томаса Блэра покинуть американскую компанию своего имени и открыть бизнес в Великобритании.
Для предприимчивых и изобретательных нет худа без добра. Новая компания стала производить целлулоидную киноплёнку, необходимую для новейшего европейского кинооборудования. Эта компания Блэра снабжала многих пионеров европейского кинематографа, включая братьев Люмьер, Роберта Пола (Robert William Paul), Чарльза Урбана (Charles Urban) и других.
На июль 1893-го года американо-британский холдинг Блэра располагал офисами и торговыми залами в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и Лондоне.
Цитата из каталога, офисы холдинга Томаса Блэра, 1893
Выдержка из рекламы плёнок Блэра в рулонах (Blair’s Film in rolls) в товарном каталоге холдинга за июль 1893-го года:
✔ Из первых уст. «После почти двух лет опыта в её производстве… мы уверены, что наши ожидания полностью оправдались, что наш производственный процесс таков, что на плёнку Блэра можно всегда положиться, и что пользователям рулонных камер теперь не нужно опасаться, что правильно сделанная экспозиция не даст результатов. В рулонах любой длины отсутствуют стыки и швы».30
Но на изломе XX века фантастическая история успеха Blair Camera Company закончилась. В 1899-м её главный инвестор (см. выше) продал американскую компанию главному конкуренту Eastman Kodak, а 1907-м уже сам Томас Блэр свой европейский бизнес продал французской компании Pathé.
Так оба поглотителя на разных континентах расширили свои линейки камер и фото- и киноматериалов и, что показательно, сохраняли Blair’s в новых для себя товарах и подразделениях как принадлежность к гремевшему бренду ещё несколько лет.
А ведь с ценами от 1,65 до 6,65 долларов за рулон шириной 4 дюйма и длиной от 130 до 505 дюймов (при цене фотокамер Блэра от 15 до 35 долларов, всё в ценах 1893-го года) блэровские рулонные фотокиноплёнки действительно были успешны, особенно в Европе.
Главным конкурентом после Blair’s films для Eastman Kodak стали плёнки французской Pathé. Эта компания начала развивать собственное фотокинохимическое производство после покупки пакета патентов компании Lumière Frères, которая к 1907-му году вышла из кинобизнеса. Начав с продажи собственных запасов необработанных плёнок, нарушив тем самым монополию, которой в то время снова завладела компания Eastman Kodak, Pathé Frères в 1906-м году открыла свои кинолаборатории в г. Жоинвиль.
Там же компания начала экспериментировать с раскрашиванием киноплёнок вручную покадрово. Так были представлены первые цветные киноплёнки от лаборатории Pathé. В г. Венсен братья Пате построили завод по производству чистых плёнок и существенно уплотнили конкуренцию компании Easmen Kodak в Европе.
Конкурентное давление усиливалось, а товарная линейка расширялась: в 1912-м году Pathé представила 28-миллиметровую негорючую плёнку и кинооборудование под торговой маркой Pathescope, а через 10 лет (в 1922-м) их киноплёнка 9.5 мм для бренда Pathe-Baby начала восхождение как первый широко распространённый в мире формат любительских кинокамер, став особо популярным в Японии. Знаменитые горные фильмы Лени Рифеншаль были сняты именно на такую камеру Pathé.
→ Из любопытного. Сохранившиеся фильмы в этом формате, доступные к публичному просмотру, часто содержат характерный брак – периодические выпадения на центральной вертикальной оси, это «последствия» особенности перфорации, в этом формате она на киноплёнке была центральной осевой.
Но Easman Kodak победил в интересующем себя секторе уже опробованным способом – через поглощение. В 1931-м году во Франции была основана компания Kodak-Pathé.
C немецкой компанией Agfa Джорджу Истмену пришлось бороться другим способом – через корпоративную конкуренцию – после приобретения им компании Nagel в Германии была образована компания Kodak AG.
Agfa и японская Fuji – два самых успешных конкурента Easman Kodak, и более живучие, благодаря более удачному менеджменту и лучшей приспособляемости к меняющимся реалиям мира, ставшего почти вдруг цифровым.
Agfa ныне – это германо-бельгийский химический концерн Agfa-Gevaert. Образовалась через слияние двух компаний соседних стран.
Компания AGFA (аббревиатура с немецкого: Aktein Gesellschaft fuer Anilin) была основана немецким химиком Паулем Мендельсоном (Paul Mendelssohn Bartholdy), сыном известного композитора Феликса Мендельсона (Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy), и Карлом фон Мартиусом (нем. Carl Alexander von Martius) в 1867-м году в г. Берлин, Северогерманский союз:
Aktein Gesellschaft für Anilinfabrikation GmbH [1867] -> Actien-Gesellschaft für Anilin-Fabrikation [1873].
Торговая марка AGFA появилась 15 апреля 1897 года. Производство киноплёнки началось на Agfa в 1903-м. Завод Agfa был перенесён по соображениям экологии из Берлина в г. Греппин и начал работать в июле 1910-го года. Он стал вторым в мире по величине производителем фототоваров (после завода Eastman Kodak в Рочестере) и крупнейшим в Европе. В 1928-м году холдинг приобрёл AnSco (см. ранее), продукция которого стала продаваться в США под торговой маркой Agfa-Ansco. В 1936-м в продаже появился будущий хит Agfacolor Neu (потом просто Agfacolor) – цветная плёнка для любителей и профессионалов.
Компания L. Gevaert & Cie [1894] была основана в Антверпене, Бельгия, на базе мастерской по производству фотобумаги, принадлежавшей Ливену Геварту (Lieven Gevaert).
Японский конкурент Кодака, известный всему миру как Fujifilm или Fuji, был основан позже всех, но стал самым грозным с самого первого дня начала продаж:
Fuji Photo Film Co. [1934].
Её первой продукцией стала именно профессиональная 35-мм киноплёнка. Кстати, основана Fuji 20 января 1934 года в Японии как первое обособленное юридическое лицо, созданное японским производителем целлулоида и других полимеров Daicel Corporation (недаром их первое название Dainippon Celluloid Company [1919]).
В 2012—2014 годах завершилась и фантастическая история успеха Eastman Kodak, компания прошла через процедуру банкротства, патентную войну c Apple, потом – восстановление.
В настоящее время работает только с корпоративными клиентами, а её суббренды и активы распроданы по всему миру. Но для тех, кто хочет прикоснуться к легенде – пока ещё доступна к покупкам такая киноплёнка Kodak: Double X, Tri-X, Vision 3, Ektachrome 100D.
Выпускаемая в наши дни цветная кино- и фотоплёнка может содержать более 20 слоёв на своей основе, каждый слой толщиной примерно в один микрон. Она всегда требовала сложного оборудования, множества химических компонентов и строгого соблюдения комплексных технологических процессов. Которые совершенствовались и совершенствовались, в том числе и под давлением экологических проблем.
Но некоторые элементы самых первых носителей киноизображения сохранились в наши дни неизменными, а размер 35 мм и термин на его основе – «35-мм камера» – остался не только эхом из прошлого. Он ещё и перебрался в новейшие, цифровые технологии фиксации и переноса кино- и фотоизображений:
◆ 35-мм – мировой стандарт плёнки для кинокамер и фотокамер, а также формат изображения в большинстве цифровых камер высокого класса, где используется датчик (преобразователь свет-сигнал) с шириной 35 мм. Размер зафиксирован в миллиметрах (несмотря на то что практическое его применение впервые началось в США, где расстояния измерялись в дюймах и футах) и может рассматриваться как символ значительного континентального европейского влияния на создание и становление мировой киноиндустрии.
Тут самое место и время пояснить, как появились базовые размеры в кинопроизводстве и кинопоказе – 35 мм и пропорция кадра 4:3 (1,33).