Полная версия
С Оскаром и рядом. Том I книги 1. Серия Ru KinoStarz®
дата съёмки и релиза – 20 мая 1891 года.
Премьерный показ фильма «Приветствие Диксона» (1891) совпал с уже описанной первой демонстрацией киноаппарата (20 мая 1891 года для делегаток съезда GFWC) по одной простой причине – мог быть показан только на кинетографе/кинетоскопе, который существовал на тот момент в единственном экземпляре и как прототип. Вынужденно ли (всё-таки стандартной практикой для лаборатории Томаса Эдисона был найм в кадр профессиональных исполнителей: силачей, танцовщиц, наездников и пр.), или добровольно, а может и из желания стать кинозвездой, но выход изобретателя и режиссёра Уильяма Диксона в кадр есть по сути первая в мире камео-роль. И его на киноплёнке через глазок смогли лицезреть часть из почти полторы сотни приглашённых в лабораторию влиятельных американских женщин.
Кинетоскоп, составная часть одной из версий ранней технологии кинематографа, приобрёл популярность среди зрителей и демонстраторов контента не потому что использовал базовый принцип кинопоказа плёнки – с помощью механизма движения полосы плёнки или бумаги, проходящей мимо источника света. Корень успеха – в съёмочной части (в кинетографах):
а) появился механизм перемещения киноплёнки с помощью звёздочек и линейных отверстий (перфорации) по краю плёнки, что значительно стабилизировало киноизображение и его резкость,
б) самое главное – резко увеличился потенциал хронометража, при максимальной загрузке (рулон 15 м) и скорости (40—48 кадров секунду) за один дубль можно было снять чуть более трёх минут киноизображения, так вместо экспериментальных 1—3 секунд «ни о чём» появилась возможность снимать осмысленные сюжетные истории.
То, что Томас Эдисон поначалу планировал как дополнение к своему изобретению от 1877-го года фонографу, а первые свои киноустройства рассматривал больше как аттракцион, стало превращаться с расширением хронометража до порога сюжетной восприимчивости в выгодное коммерческое общенациональное предприятие, а для зрителей стали появляться специализированные места общего пользования – кинотеатры.
Как первый в мире коммерческий кинотеатр можно рассматривать первый публичный салон кинетоскопов в США, открытый по согласованию с Томасом Эдисоном 14 апреля 1894 года канадскими предпринимателями братьями Эндрю Холландом (Andrew M. Holland) и Джорджем Холландом (George C. Holland) и их семейным предприятием Holland Bros. по адресу:
1155 Broadway, на пересечении с 27th Street,
Манхэттэн, г. Нью-Йорк, США.
В кинозале Холландов было установлено десять кинетоскопов, двумя параллельными рядами по пять штук, каждый из которых показывал свой фильм. И цены за «сеанс» просмотра через подзорные трубки (глазки или окуляры) кинетоскопов варьировались от 25 до 50 центов с персоны.
Принцип смотрения фильма на кинетоскопе – через окуляр
К этому времени уже заработала киностудия «Блэк Мария» (см. далее) и Томас Эдисон уже мог снабжать такие кинотеатры более регулярно. Первыми в цепочке показов стали его фильмы 1894-го года:
• «Парикмахерская» («Barber Shop),
• «Кузнецы» («Blacksmiths»),
• «Петушиные бои» («Cock Fight»),
• «Борьба и трапеция» («Wrestling, and Trapeze»).
Зона покрытия и популярность кинотеатров по системе «пип-шоу» (просмотра фактически подглядыванием) динамично росла, к кинетоскопам Томаса Эдисона в конце 1895-го года успешно добавился конкурент – «мьютоскоп» (Mutoscope) от компании American Mutoscope Company, куда перешёл Уильям Диксон (см. далее), и за счёт относительной дешевизны, простоты и удачного маркетинга быстро стал доминировать на рынке и в США, и в Европе.
B2B реклама мьютоскопа
Но технология показа движущегося изображения через кинетоскоп, мьютоскоп и им подобные устройства не давала возможности коллективного просмотра на экране. Зритель наблюдал изображение индивидуально, через окуляр. Массовость просмотров достигалась здесь демонстраторами фильмов через организацию для зрителей исключительной проходимости.
Да и весо-габаритные показатели добавляли коммерсантам хлопот. Из рекламы выше легко вычисляется, что для организации просмотровых площадок хорошо подходили лишь первые этажи. Каждый новый мьютоскоп добавлял лишние полтора центнера. А ведь они были легче кинетоскопов.
И пришли ответы на этот вызов.
1895-й год стал настоящим революционным прорывом. Новыми изобретениями для зрителей была создана возможность совместного просмотра проецируемого киноизображения.
26 марта 1895 года американский изобретатель Чарльз Дженкинс (Charles Francis Jenkins) запатентовал под №US-536569A устройство под названием «фантаскоп» (Phantascope), первый в мире действующий кинопроектор, как мы его понимаем по смыслу слова: киноплёночное изображение в нём прерывисто-ритмично проецировалось потоком электрического света на стену или экран. Возможно, автор изобретения намеренно повторил название устройства, изобретённого в 1832—1833 годах (см. подглавку БЛИЖНЯЯ ПРЕДЫСТОРИЯ), которое стало первым широко распространённым, создававшим плавную иллюзию движения. Только плавность движущегося изображения в фантаскопе Дженкинса достигалась революционным способом – киноплёнка «научилась» останавливаться на каждом кадре относительно долго, чтобы мозг мог считать картинку как чёткую и единую, и при этом каждый последующий кадр заменялся достаточно быстро (менее десятой доли секунды), чтобы создавалось плавное движущееся изображение.
☞ Историческая справка. Многие историки кино считают, что именно Чарльз Дженкинс устроил первый в мире публичный проекционный показ кинофильма. Осуществил он это ещё 6 июня 1894 года, в родном для себя г. Ричмонд, Индиана, США. Но из объективного: за публику сошли члены и друзья семьи, ни одного кинокадра не сохранилось, танцовщица, которая якобы танцевала в кадре танец бабочки, отрицает факт съёмок для этого фильма, заметок из газет того времени тоже нет, а единственный печатный источник – книга 1918-го года – как раз на несуществующей газетной заметке и базируется. В сухом остатке: как аппарат фантаскоп имел место, и был настолько технологически удачен, что его в последующем выкупил Томас Эдисон (об этом чуть позже), но факт публичной презентации фильма Дженкинсом документально не подтверждён.
А вот нью-йоркская команда Вудвилла Лэтэма (Woodville Latham), которую ещё называют «Проект Лэтэм-Лямбда» (Latham-Lambda), шла по пути максимальной публичности:
1) 21 апреля 1895 года – впервые провела публичную презентацию (для приглашенной прессы) рабочей версии своего гибрида – широкоформатной камеры и проектора под названием «пантоптикон» (Pantopticon);
2) 4 мая 1895 года – организовала съёмки реконструкции боксёрского поединка Янга Гриффо (Young Griffo) и Батлинга Барнетта (Charley «Battling» Barnett) в студии на крыше Мэдисон-Сквер-Гарден (Madison Square Garden или MSG) на Манхэттене;
3) 20 мая 1895 года – пантоптикон, переименованный в «эйдолоскоп» (Eidoloscope), дебютировал с показом короткометражного спортивного фильма «Young Griffo v. Battling Charles Barnett», смонтированного из дублей съёмок на крыше MSG.
Сообщение о съёмках «Боя на крыше Мэдисон Сквэа Гарден», цитата из газеты New York Sun, 05.05.1895 г.
Подробнее о фильме «Янг Гриффо против Баттлинга Барнетта» (1895) – в главе ДО-ГОЛЛИВУД. Демонстрация этого спортивного фильма может считаться первым в мире коммерческим показом зрителям проецируемого движущегося изображения, пусть сам фильм и не сохранился.
Точный адрес торговой точки, витрина которого использовалась в качестве импровизированного кинотеатра:
153 Broadway, Lower Manhattan,
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США,
премьерный показ: 20 мая 1895 года.
Более того, фильм моментально стал настоящим хитом. Создатели фильма смогли организовать его демонстрацию на Surf Avenue на полуострове Кони-Айленд в Бруклине на весь летний период. Под платный кинотеатр приспособили цирковой шатёр. И хотя эйдолоскоп часто давал сбои, общественный отклик на боксёрский киноаттракцион в целом был хорошим.
«Проект Лэтэм-Лямбда» тоже, кстати, манхэттенский, как в недавно нашумевшем фильме про Оппенгеймера, потому что оборудование создано на Манхэттене, в мастерской недалеко от финансового района и Бруклинского моста. Среди десятка кино-инноваций под флагом проекта в технологическом плане конечно же выделяется изобретение и внедрение революционного новшества – петли Лэтэма (Latham Loop, см. далее).
И хотя петля Лэтэма стала неотъемлемой частью почти всех механизмов плёночного кинооборудования в мире, Лэтэму-старшему пришлось потратить на её патентование пять лет (от подачи заявки 1 июня 1896 года до получения патента в 1902-м году). Вмешался Томас Эдисон, осудив и оспорив усилия Лэтэмов как нарушение закона в отношении его кинетоскопа (в итоге эту петлю он «приберёт» себе, см. далее). К слову, название изобретённого киноаппарата с одного на другое в компании поменяли тоже из-за патентных споров, а Вудвилл Лэтэм «словил карму» – до конца своей жизни в 1911-м году оставался участником судебных слушаний на тему патентов и изобретений.
А пока, к тому времени, когда весной 1895-го года Диксон уволился, команда компании Lambda вместе с ним завершила работу над своим «пантоптиконом», широкоформатной камерой и проектором, с шириной кадра 51 мм и двухсторонней перфорацией.
В Европе весной 1895-го тоже не дремали.
Немецкие изобретатели и одни из первых в мире кинорежиссёров Макс Складановский (Max Skladanowsky) и Эмиль Складановский (Emil Skladanowsky) изобрели свой совмещённый киноаппарат, – камеру для съёмки и устройство проекции фильмов, – и назвали его «биоскоп» (Bioskop). Один из самых ранних в мире комбинированных кинопроекторов с внешней проекцией Складановские впервые публично демонстрировали летом 1895-го года.
Братьям Складановским следует отдать официальное мировое первенство в организации в стационарном приспособленном помещении регулярных коммерческих показов проецируемого киноизображения с установленным интервалом времени, то что мы сегодня называем киносеансами. Впервые в мире за продаваемые билеты два брата Складановских устроили свои сеансы в варьете «Зимний сад» (Wintergartenpalais) в г. Берлин, начиная с 1 ноября 1895 года, т. е. на два месяца раньше публичного платного дебюта синематографа братьев Люмьер в г. Париж, состоявшегося 28 декабря 1895 года.
Но несмотря на то, что премьерный коммерческий показ фильмов на биоскопе, рекламировавшийся как «самое интересное изобретение нашего времени», собирал в «Зимнем саду» полный зал в течение месяца, французы очень скоро оказались проворнее и напористее, и биоскоп не выдержал конкуренции.
Плюс сказались ограничения конструктива аппаратов. Биоскоп мог демонстрировать только очень короткие фильмы с неустойчивым изображением, склеенные в кольцо и поэтому повторявшиеся непрерывно, что быстро утомляло зрителей.
А вот синематограф братьев Люмьер, запатентованный на пять недель раньше фантаскопа Дженкинса, 13 февраля 1895 года (патент №245032), который также как и биоскоп, представлял собой комбинацию кинокамеры и проектора с отображением движущегося изображения на экране для зрительской аудитории, по конструктиву был меньше, значительно легче (всего 5 кг!), использовал меньше 35-мм плёнки, чем технология Эдисона (16 кадров в секунду против 48) и меньше шумел. Технологически же ключевыми в их аппарате стали изобретённый грейферный механизм и двусторонняя перфорация плёнки, в совокупности позволявшие долгие выдержки на стабильно статичном кадре, передавая относительно хорошую резкость снимаемым и демонстрируемым футажам.
Интуитивно братья Люмьер поступили правильно. Усовершенствовав кинетоскоп до уровня синематографа, они не стали сразу же публично хвастаться своим устройством, как спешили делать их конкуренты, а «тестили» его на своих близких, друзьях и приглашённых гостях. И параллельно накапливали библиотеку контента. Первый произведённый ими фильм, который следует считать первым французским кинофильмом, был снят на их же фабрике в г. Лион, перед проходной:
французский сверхкороткометражный (46 сек.) чёрно-белый немой документальный фильм «Выход с фабрики Люмьера» («Sortie de l’usine Lumière de Lyon», 1895), режиссёр – Луи Люмьер, продакшн-компания – Société Lumière; дата съёмки – 22 марта 1895 года.
«Кадровый состав» фильма – 800 кадров на 17 метрах (20 метров являлись возможным максимумом) – важные характеристики для расчёта хронометража в те времена, поскольку скорость воспроизведения зависела от усилий, прикладываемых к ручке прокрутки, и могла быть разной.
Последующие девять месяцев братья Люмьер, совершенствуя аппарат кинематограф и снимая на него фильмы (в основном в летней семейной резиденции в Ла-Сьота), о кино как бизнесе не помышляли.
За время семейного отдыха летом 1895-го года Луи Люмьер снял в Ла-Сьота порядка трёх десятков коротких бессюжетных фильмов, иллюстрирующих жизнь семьи Люмьер, включая: «Детскую ссору» («Querelle enfantine»), «Прогулку на море» («Promenade en mer»), «Купание в море» («Baignades en mer») и др. А ранней осенью, 21 сентября 1895 года во Дворце Люмьер глава семейства Антуан Люмьер пригласил на званый обед в летний особняк сто пятьдесят человек гостей – «посетить некоторые эксперименты с кинематографом».
Накануне первого публичного показа «Синематографа» братья Люмьер как и прежде были осторожны – провели репетицию мероприятия в виде закрытого показа для владельцев и управленцев театров Парижа и окрестностей.
А 28 декабря 1895 года в центре парижского театрального квартала (по адресу ниже) состоялось оно, считающееся первым официальным общедоступным платным, мероприятие «Синематографа» – показ его как камеры-проектора, и как сеанса с фильмами, снятыми на ней:
14, Boulevard des Capucines, Индийский салон Большого кафе (Le Salon indien du Grand Café) на первом этаже отеля «Скрайб» (Scribe), г. Париж, Франция.
В небольшом зале, заплатив по одному франку за сеанс, собрались 33 зрителя. Приглашённая пресса просто не пришла.
☞ Справка. Отель по-прежнему существует и кафе тоже работает, но называется по-другому, в честь организаторов знаменитого сеанса – «Люмьер». А на каменной стене – памятная гравировка как напоминание о знаковом для французов и мира событии.
→ Из любопытного. Кстати, какой-либо памятной отметки, что здесь в те же годы проводились эксперименты с другим прибором, излучающим свет, только не видимый человеческому глазу, на доме нет. А ведь рентгеновские лучи были открыты доктором Вильгельмом Рентгеном (Wilhelm Röntgen) по этому же адресу.
В этот исторический день продемонстрировали десять фильмов Луи Люмьера, главного оператора в семье. Первым в списке первого в мире киножурнала (или ещё можно сказать сериала) показали описанный подробно выше – короткометражный фильм «Выход с фабрики Люмьера» (1895).
⚑ Историческая ремарка. При определении в забеге Эдисона, Диксона, Дженкинса, Лэтэма, Складановских, Люмьеров, их компаньонов и конкурентов за звание самых первых в мире изобретателей кинематографа в классическом плёночном исполнении автор сей книги-справочника никогда бы не проводил ранжирования, даже бы точку на завершении списка не ставил. Слишком много известно нюансов и не меньше данных пропало в пожарах или вообще не зафиксировано, как несущественные для тех времен. Вместе с тем важным остаётся фактор лидерства, объединяющий их всех: 1895-й год – как год начала платных показов плёночных кинофильмов.
⚑ Манифест. Каждый пионер-изобретатель внёс существенную лепту и задействовал в том или ином виде четыре вида основных ресурсов: время, деньги, людей и оборудование. Не всегда свои, кстати. Заёмными становились не только деньги, но и специалисты. То что не могли сделать/придумать сами, брали в смежных областях. Куда тут, например, без изобретателей расходного материала: Истмена, Гудвина, Болдырева, Варнерке, Блэра? Надо перестать искать ответы на вопрос «кто первый из всех». Что брать в расчёт? Дату первого успешного теста новинки в собственной лаборатории, дату демонстрации прототипа или полностью работоспособного киноаппарата, дату съёмки первого дубля, дату первого публичного показа, показа за деньги или выставочного? Учитывать ли факт, кто сделал для новинки большую часть работы самостоятельно, а кто просто создал условия? А этический момент учитывать: типа, «случайно подсмотрел чужое», «просто доработал», «он сам ко мне пришёл с документами компании-конкурента»? Примирительным суждением для каждого историка мирового кинематографа, пытающегося застолбить за той или иной персоналией звание «самого-самого», является простая логическая цепочка. Отказ от ранжирования есть признание аксиомой определяющей характеристики кино: кино – коллективный труд и обмен. Это в природе человека. Даже в современных реалиях, когда цифровые технологии дали зрителям возможность снова вернуться к истокам – индивидуальному просмотру, потребность оставаться с другими сохраняется в стремлении поделиться мнением с коллективом зрителей в социальных сетях, например… Давайте поставим на единое первое место всех пионеров мирового кинематографа.
Расстановка по местам в гонке за лидерством в изобретениях
Среди гостей предпремьерного и премьерного сеансов братьев Люмьер нашлось несколько очарованных купцов, быстро сообразивших, какие возможности обогащения заключаются от использования оборудования братьев Люмьер. Цена предложения выкупить аппарат доходила до безумных по тем временам 50 тысяч франков, но Огюст и Луи Люмьер, как и их отец, все их отмели. Давая понять, что своё творение по-прежнему считают «простым научным любопытством, которое не имеет коммерческого будущего».
Но, возможно, этот люмьеровский пессимизм обрёл в те дни показной характер. Потому что как можно было не среагировать построением новых планов, когда в день премьеры сработало сарафанное радио, и вскоре после начала мероприятия в знаменитом теперь кафе полиции пришлось вмешаться, чтобы сдержать пару тысяч человек, желающих войти внутрь, чтобы посмотреть фильмы «Синематографа».
Вероятно, финальным триггером для Люмьеров стал неожиданный успех их самого знаменитого из первых фильмов, вот этого:
• французский сверхкороткометражный (50 сек.) чёрно-белый немой документальный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» («L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat», 1896), режиссёры – Огюст Люмьер и Луи Люмьер, продакшн-компания – Société Lumière;
дата съёмки – лето 1895 года (точнее не установлена).
Одним дублем, одним шотом и без движения камеры Луис Люмьер снял с помощью брата прибытие супруги Розы с маленькой дочерью Сюзанной на поезде на станцию, ближайшую к их общей летней семейной резиденции. Публичная премьера фильма состоялась лишь 25 января 1896 года в г. Лион.
Как и полагается шедевру, фильм обрёл несколько римейков (последующих версий), выпущенных самими Люмьерами и потом другими, оброс множеством легенд и получил множество объяснений от кинокритиков и экспертов, в чём этот фильм «самый-самый».
Мемориальная доска в память о съёмках фильма установлена на здании железнодорожной станции Ла-Сьота в 1942-м году.
Самую любопытную легенду, эксплуатирующую эффект неожиданности, можно поддержать с позиции личных воспоминаний. Моя бабушка рассказывала мне в детстве, как они бросили работу и убежали с полей, когда на новой проложенной в степях Ставрополья российской железной дороге появился первый паровоз и который они увидели впервые в жизни. Он был большой как слон, чёрного цвета, страшно гудел и сильно дымил (кстати, с тех времён в русский язык пришёл афоризм «дымит как паровоз»).
Вероятнее всего, в дни массового успеха фильма с прибытием поезда Люмьеров и «торкнуло». И они смогли применить законы рыночной экономики на новом рынке, каким всемирно становился динамично зарождавшийся кинематограф, эффективнее других, хотя включились в гонку с Эдисоном и Ко не единственными, и не первыми.
Зрители фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895) (@)
В правильной организации новых бизнес-процессов Люмьерам помог накопленный опыт успешного семейного бизнеса на фабрике фотопластинок во Франции в г. Лион. Как следствие, использовалась возможность задействовать большой и собственный стартовый капитал – ведь к осени 1894-го года, началу распространения кинетоскопов Эдисона в Европе (как раз в сентябре 1894-го Люмьеры побывали на презентации кинетоскопа в Париже) это была фабрика с годовым оборотом в 15 миллионов франков.
С начала 1896-го года братья Люмьеры занялись и производством съёмочно-проявочного и проекционного оборудования, и созданием контента, и дистрибуцией того и другого.
Бригады операторов от Люмьеров, отправленные в разные точки мира, организовывали коммерческие сеансы полученных фильмов и одновременно занимались съёмками нового киноматериала для компании, её кинотеатров и новых формируемых бригад (первое время операторы совмещали в своей профессии съёмку и показы, собственно, отсюда и пошло использование слова оператор/кинооператор/оператор-постановщик). Двести или около того таких бригад удалось в итоге собрать и отправить (при общем количестве производства аппаратов примерно 800 штук) – решающее количество по тем временам.
Любопытно, что слово «кинематограф» братьями Люмьер в практике не использовалось – они отправляли бригады кинооператоров во все концы света (в Российскую и Японскую империи, и на земли современного Израиля в том числе), чтобы те привозили обратно во Францию «анимированные фотографические изображения» («vues photographiques animées»). Так называли свои фильмы Луи и Огюст Люмьеры. Это их раннее определение кинофильма использовано в уже упомянутой памятной таблице на стене отеля «Скрайб».
После успеха первых демонстрационных сеансов компания Люмьеров для демонстрации собственных кинофильмов начала открывать на арендуемых площадях первые кинозалы.
Сочетание технологических преимуществ, механизмов ограничения (синематорафы не продавались без обязательств, выдавались только под концессию), взаимовыгодных с подрядчиками экономических механизмов (в их числе – паритетная с кинобригадами формула в разделении выручки 50 на 50), умной сегментации вверяемых территорий и системного масштабирования привели к быстрому захвату рынков в Европе и Азии.
А вот в США у братьев Люмьер не получилось. Прибыв на самый крупный рынок – американский – для пропаганды своего кинематографа летом 1896-го года, они на пару месяцев опоздали: первый публичный показ проекционного кинофильма в США состоялся 23 апреля 1896 года в г. Нью-Йорк, и для демонстрации использовался кинопроектор под названием «витаскоп» (Vitascope), к тому времени ультра новый бренд компании Томаса Эдисона.
Сегодня о знаковом для США и мира событии на стене универмага Мэйсис (Macy’s) напоминает памятная табличка:
Мюзик-холл Костера и Биала
(Koster and Bial’s Music Hall in Herald Square),
151 West 34th Street, Манхэттэн, г. Нью-Йорк, США;
дата премьеры – 23 апреля 1896 года.
Поначалу Люмьеры и группа их сотрудников получили хороший приём, особенно на премьере в Нью-Йорке по адресу:
Театр Бенджамина Кита на Юнион-сквер
(Benjamin Franklin Keith’s Union Square Theater)27,
14th Street, угол с 58th St., Манхэттэн, г. Нью-Йорк, США;
показы – 29 июня 1896 года.
Но после миссия Люмьеров, «словившая» большой успех их фильмов, начала сталкиваться с хорошо организованной ожесточённым противодействием, прежде всего со стороны монополиста рынка (см. далее). Так этот рынок оказался для братьев-французов в массовом масштабе закрыт.
В США ускорилось развитие собственной кинотехнологической цепочки.
Специализированный кинотеатр (а не театр с возможностью кинопоказа), считающийся первым стационарным кинотеатром в США, открылся через месяц после нью-йоркской люмьеровской премьеры. Также как Синематограф от Люмьеров, он проецировал изображение для всех присутствующих в помещении, а не индивидуально:
«Зал Витаскоп» (Vitascope Hall),
623 Canal Street, г. Новый Орлеан, Луизиана, США;
официальная дата открытия – 26 июля 1896 года.
Имя этому кинотеатру также дал кинопроектор витаскоп.
По большому счёту, это запатентованное в 1896-м году устройство, заточенное исключительно на кинопроекцию, не было чистым изобретением компании Эдисона. Чувствуя, что отстаёт от конкурентов, Томас Эдисон приобрёл на стороне патент на «фантаскоп». Фантаскоп же (см. выше) был настолько технологически успешнее кинетоскопа, что мутная история с оттеснением изобретателя Чарльза Дженкинса от возможностей продажи своего кинотехнологического новшества не смутила покупателя – Томас Эдисон приобрёл исключительные права на фантаскоп у Томаса Армата (Thomas Armat), финансиста и бывшего партнёра изобретателя этого кинопроектора.