Полная версия
Культурология: теория и практика. Учебное пособие
В европейской науке можно выделить около десяти ведущих теорий мифов. К наиболее ранней можно отнести просветительскую теорию. Согласно ей, миф – невежественная выдумка, следствие незнания законов природы, отсталости и страха. Мифы рассеиваются под воздействием подлинного знания. Такого мнения о мифе были некоторые древнегреческие мыслители (Аристотель), писатели-просветители XVIII в. и представители марксизма (хотя в советском обществоведении развивались более сложные и комплексные исследования мифа и теории мифологии). Согласно «лингвистической» теории мифа, миф – «особое состояние языка». Он возникает из метафор и образов древней поэзии. Сначала человек осознает условный характер своих сравнений (например, «звезды – глаза неба»), но затем по каким-то причинам забывает об условности и придает риторическим оборотам буквальное значение: небо превращается в существо со множеством глаз. Эта концепция была впервые предложена филологом М. Мюллером. В России в различной интерпретации она разрабатывалась А. Н. Афанасьевым, А. А. Потебней, А. Н. Веселовским.
По мнению создателя науки о культуре и известного этнографа Э. Тайлора, миф – продукт раннего, детского состояния человека и человечества. Нуждаясь в объяснении природы, дикарь использует доступные ему приемы. Он одушевляет мир и переносит на него все проявления своей личной жизни. Миф – это выражение некой первобытной философии и религии, каковыми является анимизм – всеобщее одушевление природы. Он предшествует и предопределяет развитие последующих форм развития культуры.
Разнообразие теоретических позиций по отношению к столь сложному предмету, как первобытное сознание, вполне правомерно. В исследованиях мифа последний определяется по контрасту с современным рациональным взглядом на мир. Иначе едва ли возможно. Однако такой подход слишком упрощен. Если экономические, социальные, культурные признаки «архаики» поддаются дробному анализу и выстраиваются в периодизации, то изучение сознания иногда просто разделяется на понятия «современное» и «примитивное» (мифологическое).
Культурно-психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой психики, обеспечивающей непосредственную адаптацию культурно-знаковыми средствами. Задача примитивной общности – это прежде всего воспроизводство наличных форм жизнедеятельности и синкретического сознания, когда изменения отсутствуют. Они наступают только при вызове со стороны природного окружения или других общностей. Сам по себе кровнородственный коллектив, находящийся в изоляции в устойчивых природных условиях, в масштабе исторического времени практически не изменяется, что доказывается наблюдениями этнографов над «изолятами». В них происходит почти биологическое совершенствование законсервированных форм жизнедеятельности. Первобытная культура и психология – это скорее знаково (человечески) оформленный инстинкт самосохранения.
Мифология – мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель – выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяется человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир – большая община родичей и соседей.
Знаменитый вопрос «был ли первобытный человек личностью?» вызывается, как правило, видимой современными учеными «несобранностью» биологических, социальных и культурно-психологических характеристик представителя архаики в единстве самопереживания и самосознания, где, видимо, существовали другие параметры определения «личности».
Первобытный человек живет в обществе непосредственной коммуникации, которое создает надежные и гибкие способы закрепления социального опыта, опирающегося на слово и память. Строение индивидуальной психики и соответствующих ей знаковых систем культуры обусловлено задачей надежного запоминания. Культура является мнемонизированной. Мнемоническая функция первобытного человека принимает форму мифологической памяти, пронизанной фантастическими образами, со своей специфической системой опосредования знаковыми средствами закрепления информации.
Коллективная память дописьменного периода представляет собой сумму знаний, хранящихся в памяти живых людей, поэтому она нуждается в непрерывном повторении и заучивании фактов, составляющих ее содержание. Как можно достичь максимальной эффективности заучивания и воспроизведения материала, когда источником информации является речь, часто ритмическая и эмоционально окрашенная, когда знания существуют в виде истории богов и героев, а не в понятийной форме. Только путем идентификации с персонажами сюжета и соучастия в действиях рассказчика. Рассказ первобытного сказителя несет в себе гипнотический эффект.
Эта форма культуры и психики исключает высокое развитие индивидуального самосознания и рефлексии. Четко очерченное «Я», сопротивляющееся резким изменениям, уничтожает основу эмоциональной идентификации, которая очень важна при обучении в дописьменной культуре. Выделение рефлексивного «Я» означает конец культуры непосредственного общения. Доистория противостоит истории как непосредственность человеческих связей – их отделению от человека, естественность – искусственности, мифология – рациональности. Письменность создает биографию личности, мифология – коллективную память. Уникальность индивидуальной жизни находится вне разрешающих возможностей коллективного опыта.
Мифологический знак-жест воспринимается со священным трепетом, идущим из эмоциональных глубин личности. Миф нельзя до конца осмыслить, его жизненный смысл постигается всем существом. Разработка рационального отношения к мифу означает почти полное обездвижение тела. В первобытной культуре рациональное начало борется с мифологическим, но никогда не может победить вследствие непосредственного характера отношений в этой культуре. Явление опосредования означает отсечение индивида от стихии непосредственного внушения. Он становится индивидуальной единицей, способной противостоять психическому воздействию со стороны близких. Человек очерчивается как индивидуальная история. И История вступает в свои права.
2. Культура древнеегипетской цивилизации
Древневосточные цивилизации были колыбелью человеческой культуры. Они возникали, начиная примерно с IV тыс. до н. э., на территориях Северо-Восточной Африки, Передней Азии, Ирана и Средней Азии, Китайской равнины и полуострова Индостан. Древнейшими центрами цивилизаций Древнего Востока были древнеегипетская – на Ниле и шумерская – между Тигром и Евфратом.
На Древнем Востоке впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, наконец письменность. Письменность способствовала взаимному обогащению народов достижениями культуры. Не только античность и Средневековье, но и новая, и новейшая эпохи унаследовали от древневосточных цивилизаций многие открытия в астрономии, математике, географии, архитектуре и строительстве.
В перечне достижений, обозначающих рубеж между историей и доисторией, чаще других фигурирует письменность. Это объясняется тем, что, во-первых, исторические науки опираются прежде всего на письменных свидетельствах, поэтому предмет «история» в основном совпадает с границами массива записанных документов. Во-вторых, письменность обозначает водораздел двух культурных и человеческих эпох универсальнее, чем технологические, экологические, социальные формы. Например, древнеегипетское государство возникло и долгое время существовало в каменном веке, где этнографы уже обнаруживают подобия классов. Письменность расчленила жизнь на события и факты, она оказалась более приспособлена для передачи индивидуального и уникального, чем устная традиция.
Зарождение древнеегипетской цивилизации относится концу IV тыс. до н. э. – началу III тыс. до н. э. (32 в. до н. э.) и связано с появлением письменности. В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей; в результате их объединения возникли два царства – Нижний Египет и Верхний Египет. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего (XXVIII–XXIII вв. до н. э.) Среднего (XXI–XVIII вв. до н. э.) и Нового царств (XVI–XI вв. до н. э.): это – наиболее значительные периоды в истории Древнего Египта.
Появление цивилизации Древнего Египта отражено в ее письменности. Иероглифическая письменность, подобно всем древним системам письма, появилась из рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец при написании того или иного слова наглядно изображал рисунком соответствующее понятие: рисуя «воду» в виде трех зигзагообразных или почти волнистых линий, изображая «гору» в виде двух гор, между которыми пролегает долина или ущелье, представляя «округ» в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на равные участки. Эта сложная картинная система письменности была наглядной, но весьма неудобной. По мере общего развития культуры язык усложнялся и обогащался формами и словами, включая множество отвлеченных понятий, собственных имен и грамматических форм, которые было трудно, а иногда и невозможно передать картинными знаками. Поэтому с усложнением языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, при помощи которых писались односложные слова или двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки.
Уже в эпоху Древнего царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако древнеегипетские писцы не смогли отрешиться от архаики древности и создать систему алфавитной письменности. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили в иероглифической письменности большое число сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая многие слова картинными определителями (детерминативами) данной смысловой группы. Так, например, слово «корень» (менит) писалось при помощи слогового знака «мен», алфавитных знаков н-и-т, и соответствующего детерминатива, обозначавшего группу «растительных» слов.
Египетская письменность, таким образом, является комбинированной письменностью, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картиннообразными знаками и детерминативами. Древнеегипетская орфография не знала строгих правил: правописание каждого слова могло изменяться в каждом отдельном случае. Единственными правилами египетского правописания было требование симметричного расположения иероглифов, т. е. размещения их прямоугольниками или квадратами. Писали древние египтяне горизонтальными строчками, которые в большинстве случаев читались справа налево, а иногда вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Изменения в языке происходили всегда: от создания иератики, а затем демотики до серьезных трансформаций типа языка. С эпохи Нового царства древнеегипетский становится в большей степени аналитическим, чем, как прежде, синтетическим языком. (Об этом, например, свидетельствует появление артикля. Сравните это явление с появлением артикля в русском языке.)
При оценке этих изменений необходимо учитывать, по мнению египтологов, намеренное повторение образцов «старых добрых времен», особенно характерное для тяжелых или последних периодов истории любого государства. Так, оскорбленный иноземными завоеваниями, саисский Египет восстанавливает культ царей-строителей великих пирамид, а в искусстве и письменности из долгого забвения всплывают архаические формы и иероглифы.
Первые памятники письменности египтян восходят к середине IV тыс. до н. э. На различных этапах своего развития египетское письмо претерпевало значительные изменения, но уже к середине II в. н. э. надписи, исполненные самым характерным видом египетского письма – иероглифами, перестают встречаться. Мы знаем, что в эту эпоху от кандидата на звание жреца уже не требовалось знание иероглифов. Он должен был знать лишь скорописные формы древнеегипетского письма – иератику и демотику. В следующем – III в. н. э. – и демотический язык, и письмо перестают употребляться в деловых документах, а последний раз демотическое письмо выступает в двуязычной греко-демотической надписи одного жреца богини Исиды на острове Филэ, датируемой 473 г. н. э.
Древние египтяне писали иероглифическим письмом более трех тысяч лет, а через 300 лет после написания последней надписи не находилось уже человека, который разбирался бы в иероглифическом письме и мог дать правильный перевод написанного. Так, вместе с языком погибает великая цивилизация.
Три момента определяют своеобразие и особенности древнеегипетской культуры: во-первых, раннее зарождение там классовых отношений и государственности; во-вторых, изолированное географическое положение страны, что затрудняло культурные заимствования, особенно начиная с XX в. до н. э.; в-третьих, тесная связь искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала.
Характеризуя жизнь Древнего Египта додинастического периода, мы не будем останавливаться на культуре тех народов, которые населяли долину Нила в период от 80 000 г. до 10 000 г. до н. э. Общие черты их жизнедеятельности и культуры раскрыты нами в разделе, посвященном становлению человеческой культуры. В конце палеолитической эпохи в Северной Африке, приблизительно около 10 000 лет до н. э., резко меняются климатические условия: отступление ледников на север Европы, полоса обильных дождей переносится на север. Огромные пространства травянистых степей начинают высыхать. Первобытное население Сахары и других пустынь перекочевывает к Средиземноморскому побережью, образующимся оазисам и группируется вдоль долины реки Нил и вокруг Фаюмской низменности.
Прежние первобытные охотники на основе приручения животных переходят к новому виду хозяйства – скотоводству. Они начинают (сначала в весьма примитивной форме) разводить злаки, что влечет за собой и переход к оседлому образу жизни. Это уже – начало развития «крестьянской цивилизации», основанной еще на технике обработки каменных орудий. Поселения носили хаотичный характер застройки; повседневная домашняя жизнь протекала под открытым небом. Пища варилась на кирпичных очагах, которые были расположены снаружи хижин. Началось развитие ремесел, о чем свидетельствуют одежды из ткани и украшения.
В додинастический период начинается переход от патриархального родового строя к формированию больших территориальных объединений родов и племен, приведший к образованию номов. Материальная культура второго додинастического периода показывает нам чрезвычайно быстрый рост уровня хозяйственной жизни общественных коллективов Нильской долины. Древнейший материал для орудий – камень – продолжает употребляться и в эту эпоху. Но появляется металл (медь, бронза), который идет на производство различных орудий и оружия. Уже встречаются и медные лезвия ножей, бритвы, иглы и кинжалы. В ту эпоху создается как раз то распределение территории Нильской долины между родовыми союзами, которое ложится в основу административного деления Египта периода формирования цивилизации – номы, будущие провинции египетского государства.
На основании памятников мы можем говорить о чрезвычайно резком процессе социального расслоения и выделения в обществе привилегированной родовой аристократии и военного вождя, резко противостоящего рядовым членам по своему экономическому положению.
От конца того периода до нас дошел один памятник, свидетельствующий о формировании государственности в Древнем Египте. Это знаменитая плита фараона Нармера (3500 лет до н. э.), которая увековечивает победу верхнеегипетского племенного вождя Нармера над жителями Нижнего Египта, в войнах с которыми им было захвачено шесть тысяч пленных.
Как полагают некоторые египтологи, Нармер, возможно, тождественен с первым владыкой объединенного Египта – Менесом (Миной) (около 3400 г. до н. э.). Очень вероятно, что Нармер, а затем и Аха были именами первого царя первой династии Манефона, потому что обычно египетские фараоны в своей длинной титулатуре имели несколько имен. На этот факт указывает один из первых историков Древнего Египта – жрец Манефон. В отрывках, оставшихся от его труда говорится о «ЗЕП ТЕПИ египтян в их стране прав» – мифологическом Первом Времени, когда по представлениям самих египтян в долине Нила жили боги. Египтяне говорили, что это был золотой век, когда отступили воды бездны, пропала первобытная тьма и вышедшему на свет человечеству были предложены дары цивилизации. Египтяне писали о посредниках между людьми и богами – Уршу, божествах более низкого разряда, чье название означает «Следящие». Особенно яркие воспоминания сохранились о самих богах, прекрасным существах, называемых Нетеру, которые жили на земле вместе с людьми и осуществляли свою власть из Гелиополя и других святилищ, расположенных вдоль Нила. Из списков царей на Палермском камне и Туринском папирусе видно, что некоторые из списков простираются за исторические горизонты 1 династии в неизведанные глубины далекой древности. Так, указанные в восстановленном Туринском папирусе, правители, которые предшествовали первому историческому фараону Менесу (3100 г. до н. э.) Шемсу-Гор (т. е. Спутники, или Последователи, Гора) правили 13 420 лет; правления до Шемсу-Гор – 23 200 лет; итого 36 620 лет. Согласно теологии Гелиополя, в начале Зеп Тепи появилась Великая Эннеада богов Мемфиса, которая научила людей всем достижениям цивилизации. Большинство исследователей полагают, что Зеп Тепи – это мифическое время, однако сегодня ряд египтологов в поисках древнейших цивилизаций более серьезно относится к этим сведениям23.
В культурно-экономической системе Древнего Египта впервые в истории складывается система отношений, которую условно, употребляя термин К. Маркса, можно назвать «азиатским способом производства». В эпоху Древнего царства после объединения Верхнего и Нижнего Египта вся земля страны принадлежала фараону. На ней трудились сельские общины, которые по своему составу были разнородны. Страна делилась на номы, главы которых постепенно создавали вместе с фараоном систему «азиатского способа производства». Отличительными чертами этой культурно-экономической системы станут: жестко централизованная государством экономика «аграрного типа», огромный бюрократический аппарат, опирающийся на особую систему идеологии, согласно которой все в Египте – от земли до египтянина – принадлежит великим богам и их волю воплощает и выполняет фараон и жрецы. Египтянин, живя в чувственно-мифологической системе осмысления мирового природного и социального порядка вещей, свято верил в справедливость власти фараона, священности строго регламентированной системы владения землей и всеми угодьями и строго подчинялся этой системе.
С первых династий периодически по всей стране производился учет земли, скота, людей и золота. Очевидно, это были основные единицы обложения. На основе этих данных устанавливались подати, которые систематически взыскивались с населения и собирались в казну фараона при помощи целого аппарата податных чиновников и писцов. Однако на местах в номах знатные чиновники постепенно, сосредоточивая в своих руках крупные земельные владения, к эпохе Среднего царства из служилой знати превращались в наследственную землевладельческую аристократию. Если раньше крупные сановники и писцы владели землей только на основе царского пожалования, то теперь они гордились земельными богатствами, которые им принадлежали по праву наследования.
В надписях Среднего царства появляется новый характерный термин, служивший для обозначения частной земельной собственности – «дом отца моего» или «отцовское имение», которое противопоставляется «княжескому имению». Так, номарх Лико-польского нома и начальник жрецов Хеп-дже-фа носит звание жреца, полученное им по наследству от отца и титул правителя области, полученный от фараона. Соответственно этому и все его имущество и все его земли распадаются на две обособленные части: на отцовское имение, полученное по наследству от отца, и княжеское имение, полученное от фараона во временное владение. Владельцы недвижимости передают по наследству своим детям не только некоторые свои земли, которые считали своей частной собственностью, но и свои звания. Они с гордостью подчеркивали свое высокое аристократическое происхождение как по линии отца, так и по линии матери, нагромождая наследственные титулы, звания и должности.
В эпоху Древнего царства возникает строгая социальная иерархии. От фараона до последнего «хему» (раба) все жители страны подлежали переписи каждые 15 лет. Кадастры переписей хранились в святилищах богов-покровителей того или иного нома и постоянно обновлялись. В них фиксировалась иерархия должностей, титулов и званий, которые были в основном наследственными. Сановник передавал свою должность по наследству старшему сыну, мастер-ремесленник также занимал определенную ступень в общественной иерархии и передавал не только мастерство, но и место в социальной иерархии. В документах всех трех периодов царств четко прослеживается эта система. Так, иерархия рабочей силы на строительных работах Нового царства просматривается следующим образом: работы возглавлял «Верховный сановник». Ему непосредственно подчинялся «Главный руководитель работ», тому – «руководитель надсмотрщиков», ему – «надсмотрщики». Им подчинялись «мастера», а последним был отряд в пять человек. «Мастер» ежедневно вел учет рабочей силы с указанием неявки на работу по той или иной причине. Это было необходимо, так как оплата производилась в натуральном продукте поденно и помесячно. Каждый египтянин четко представлял свои возможности карьерного роста и получения новых должностей, титулов и наград. Только в смутные времена, периоды смены династий или каких-то других чудесных случаях, описанных в сказках Египта, иерархичность могла быть нарушена. Однако как ее стабильность, так и нарушения воспринимались как воля, каприз или произвол богов, повлиять на который люди, как полагали египтяне, не могли.
Этот порядок, сформировавшийся в эпоху становления цивилизации, позднее был освящен религией и традициями и воспринимался как священный божественный порядок, так как иерархия существовала среди богов, и никто из них не мог быть выше Ра или позднее Амон-Ра. В различных «Поучениях», которые появлялись в основном после смутных времен, главными несчастьями авторы считают утерю архивов и необходимость восстановления нарушенной иерархии как в мире богов, так и мире людей.
В смутные времена конца Древнего царства уже намечаются крупные социальные сдвиги. Они становятся заметными при фараонах XII династии в период расцвета Среднего царства. Некоторые надписи этого времени указывают на конфликты, возникавшие между номовой аристократией и центральной властью. Стремясь к объединению государства, египетские фараоны пытаются ввести в рамки неограниченный произвол чрезвычайно усилившихся номархов, заменяя старых независимых правителей областей на новых, целиком подчиненных царской власти. Одновременно с этим фараона XII династии восстанавливают древние границы между номами. Это новое территориальное размежевание номов имело своей целью перераспределение водных ресурсов. Для этого на основании древних записей заново воздвигались пограничные камни. В своей централизованной деятельности фараоны опирались на новый слой чиновников, которые называли себя «доверенными лицами» фараона и составляли теперь его ближайшее окружение. Эта борьба во многом содействовала усилению недовольства в Среднем царстве, приводила к смутам и волнениям. В Новом царстве фараоны также стремились сохранить максимум земельной собственности и контроль за занятыми на ней людьми за государством, что приводило к конфликтам не только с номархами и другими светскими землевладельцами, но со жречеством (Реформа Эхнатона). Однако процесс развития частнособственнических отношений хотя и медленно, но продолжался, усиливая власть аристократической верхушки окружения фараона. Важно отметить, что тенденция сохранения большей части земельных угодий за государственным аппаратом фараона доминировала, придавая развитию экономики Египта достаточно медленный, стагнационный характер.
Определяющее влияние на формирование древнеегипетской культуры с момента ее становления и в последующие периоды оказывала религия. Ее основными чертами были длительное сохранение признаков фетишизма и тотемизма, т. е. объединение двух или нескольких божеств, перенесение качеств и свойств одного божества на другое, а также тесная связь с магией. Обожествление тотемных племенных животных сохраняется на протяжении всей истории Древнего Египта: их образы сливаются с образами богов, отличительной чертой которых при священном изображении является слияние головы животного с туловищем человека. Полностью человекоподобные (антропоморфические) боги крайне редки, они исключение, но не правило: Осирис, Исида. На первое место среди культовых животных выступают бык, корова и сокол, являвшиеся, очевидно, покровителями военных набегов племенных вождей.