Полная версия
Культурология: теория и практика. Учебное пособие
Особое место в литературе занимают мифы. Они пронизывают всю прозу и поэзию, в котоых боги выступают наравне в героями живыми персонажами. В эпоху Среднего царства появляется новый литературный жанр, описания путешествий с элементами фантастики. Это самые ранние предшественники приключенческих романов. Среди них выделяется «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение»25, герой которого, типичный представитель среднего класса того времени («неджес» – маленький), рассказывает о своем путешествии к «рудникам царя». Страшная буря заносит его на сказочный остров, где правит гигантский змей. Хозяин острова успокаивает путешественника и отпускает с дарами домой. Еще более реалистичен и житейски прост «Рассказ Синухерта», в котором рассказывается о злоключениях сановника, бежавшего в Сирию, и о его жизни в иноземной стране. Этот рассказ, своего рода автобиография египетского вельможи, после литературной обработки превратился в прекрасное произведение. Оно было настолько популярно, что до нас дошло несколько списков и обрывков этого классического текста. К этому жанру относится «Путешествие Уну-Амона» в Сирию, описывающее в литературной форме злоключения египетского писца в эпоху Нового царства.
Особое место в литературе занимала как религиозная поэзия, так и гимны фараону. Среди первых особо выделяются гимны богу Атону, созданные в эпоху царствования Эхнатона. К ним примыкают гимны в честь обоготворенного царя, такие как «Гимн Сенусерту III» (Среднее царство). От эпох Тутмоса III и Рамсеса II сохранилось множество гимнов. Некоторые были настолько популярны, что их тексты неоднократно переписывались в более поздние времена и снабжались именами позднейших царей. Своего рода развернутой формой гимна фараону является известная «Поэма о битве при Кадеше». Важно выделить также произведения дидактической литературы – так называемые «Поучения», которые содержат много исторических сведений, заключенных в литературную форму. В этот период литература достигла высокого художественного совершенства. Литературные произведения, как поэтические, так и прозаические, облекались в строго ритмическую форму. Большое значение придавалось музыкальному благозвучию, так как многие произведения распевались под музыкальное сопровождение. В связи с этим появились первые художественные приемы поэтического оформления речи: рефрены, ассонансы, аллитерации, внутренние созвучия. Эпистолярное творчество египтян дает основания говорить о художественной критике, когда один писец строжайше критикует послание от другого писца. Литература Древнего Египта очень живо отражает жизнь страны и ее народа, сама являясь во многом вершиной его творчества.
Долгие годы правления VI, VII и VIII династий (2625–2445 гг. до н. э.) положили начало распаду египетского государства. В стране возникают сложные противоречия: усиление общегосударственной власти было вызвано заинтересованностью рабовладельческой знати в сильной тиранической власти, но это вело к уменьшению сил и материальных ресурсов по отдельным областям. Возникает сопротивление, оказываемое со стороны местной знати единой государственной власти. Уже в период XI и X династий общеегипетская власть становится лишь призраком. Она концентрируется в руках владетелей Гераклеопольской области, провозгласивших себя фараонами. Мемфис теряет свое значение. Главным городом становится Гераклеополь. Начинается Среднее царство.
К области культуры Среднего царства мы можем отнести следующее:
♦ в этот период было создано первое, дошедшее до нас сочинение на политическую тему, которое облечено в форму поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара. Оно показывает, что в эпоху смутных времен человечество впервые выражает потребность в специальной политической литературе;
♦ новые властители делают попытку укрепления своей власти путем религиозных реформ, когда на первое место выдвигается фиванский бог Амон, приравненный к богу солнца Ра; об этом свидетельствуют дошедшие до нас моления жрецов. Особую роль в эпоху Среднего царства сыграло правление фараона Аменемхета III. Им, по сообщению жреца Манефона, было построено гигантское сооружение, нетипичное для архитектуры Древнего Египта. Древнегреческие путешественники называли его «лабиринтом». По мнению греческого географа Страбона, это был огромный дворец, который имел множество залов, и каждая из сорока двух египетских областей имела свои залы, где были помещены статуи богов, почитавшиеся в этих номах. Аменемхет III, построивший этот полудворец-полухрам, стремился собрать в нем все области воедино. Лабиринт становился как бы единым религиозным и политическим центром;
♦ лабиринт свидетельствует об изменениях в культуре и искусстве Среднего царства, хотя эта эпоха не создавала необходимых условий для оживленной деятельности египетских художников. Возникает мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов. Они внесли новую черту в храмовое строительство, связанную с изменением характера солнечного культа: обелиск сменяется антропоморфными статуями бога солнца;
♦ мемфисская школа архитекторов создает новый тип гробниц: храм Ментухотепа II в. Дейр-эль-Бахри. Этот храм сочетал в себе два древних типа погребальных сооружений – пирамиды и мастабы. На высокой площадке, вырубленной в скале, была возведена мастаба, окруженная двумя рядами колонн, а на этой мастабе возвышалась пирамида. По отлогому каменному спуску можно было подняться в храм; по обеим сторонам спуска площадка была также обнесена двумя рядами колонн. Принципы ступенчатого храма Ментухотепа и его колонн легли в основу архитектуры Нового царства;
♦ в Среднем царстве происходит все больший отход от принципов аристократического канонического искусства к реалистическим формам народного творчества.
Массовые движения низов, мятежи и выступления против, казалось бы, навсегда устоявшихся порядков власти фараона и его знати, не были редкостью для Древнего царства, но они лишь как эхо доходят до нас в древних надписях и папирусах. К концу первого тысячелетия существования Древнего царства эти выступления стали столь сильными и регулярными, что они во многом содействовали крушению господства Мемфиса. После долгих лет правления Аменемхета III фиванская династия завершается. Его сын после десяти лет царствования оставил престол (за неимением сына) своей сестре Себекнефруре (1792–1788 гг. до н. э.). То, что на престоле древневосточной династии в течение хотя бы нескольких лет была женщина, говорит о том, что начался период жестоких смут. Всю XIII династию Среднего царства терзали смуты, «подготовившие» его падение.
Проблема признаков надвигающихся бедствий угасающей цивилизации, причин ее разрушения и гибели – одна из интереснейших и важнейших в культурологии и цивилизациологии. На примере Древнего Египта мы можем отметить ряд подобных признаков. Одним из них является активизация деятельности различных группировок правящей элиты в борьбе за расширение не только политической, но и экономической власти против жестко централизованной власти фараона. К этой борьбе подключается жречество: начинается «борьба богов». Эпоха смут с ее неустойчивостью и непостоянством, когда становится невозможным стабильное существование «крестьянской цивилизации», нищета и гнет порождают выступление низов, о которых пророчествуют древнеегипетские жрецы Ипувер, Нофрех и др. Им остается только восклицать: «Хорошо, когда руки людей строят пирамиды, копают пруды, делают древонасаждения для богов, когда уста полны радостью и знатные стоят и глядят на ликование в своих домах»26.
Во внутренние проблемы Среднего царства втягиваются соседние варварские племена, с выступлениями которых фараоны вынуждены вести постоянные войны, истощавшие страну и ослаблявшие деспотическую власть, веры в которую уже не было у простых египтян. Выходцы из новых слоев, описанных в пророчестве Ипувера, эти фараоны не были чтимы и подготовили нашествие гиксосов – народа, происхождение которого, судя по текстам, было неясно для самих египтян. Это были племена азиатского происхождения, сделавшие главным богом Сета. Передняя Азия после завоевания Египта гиксосами тесно столкнулась с его культурой. В период их правления впервые была сделана попытка выбрать из египетских иероглифов алфавитные знаки для семитических языков. Этим алфавитом был выполнен ряд надписей у Синайского рудника. Позже он лег в основу финикийского алфавита, который, в свою очередь, повлиял на выработку греческого алфавита.
Среднее царство имело свои завоевания в области науки. В военной области появились лошадь и боевые колесницы, которые не были известны в Египте до гиксосов. Расширились познания египетских мудрецов, учениками которых полагали себя древние греки. Опубликованные в тридцатые годы нашего века папирусы – математический, изданный Струве, и медицинский папирус Эдвин Смит, изданный Брестедом, – говорят о высоком уровне развития древнеегипетской науки. В области математики египтяне уступали вавилонянам, но имели свои достижения. Они, однако, «тонули» в богословских измышлениях. В период Среднего царства влияние жречества на науку уменьшается, о чем свидетельствует медицинский папирус. Древнеегипетская цивилизация в полной мере может быть названа цивилизацией «сердца». Египетский врач еще не знал о кровообращении, но уже знал зависимость температуры тела от деятельности сердца, знал что сердце «говорит в каждом сосуде каждого члена». Развитие науки многое меняет в жизни страны, ее религии и культуре, готовя серьезные изменения в Новом царстве.
Новое царство рождается в период второго возвышения Фив, когда сохранившаяся в Фивах египетская знать заключает союз с другими монархами. Этот период был временем высшего политического, экономического и культурного расцвета Египта. Победоносные войны фараонов далеко отодвинули границы Египта на северо-восток до Сирии. Фараон Тутмос I дошел со своими войсками до верховьев реки Евфрат. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особый величественный стиль новой архитектуры.
Град Амона – Фивы – становится одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы, величественные храмы, определявшие архитектурный облик Египта. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона – Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно было затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски (один из Луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия); мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный колонный зал, а из него – в святилище с кладовыми. Такой план храмового здания был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения Древнего Египта, и был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные, пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр – около 5 м. Общее число колонн равнялось 134. Нижние части стен Карнакского святилища были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось много статуй; стены, пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский храм иногда называют каменным архивом Египта. Карнакский и Луксорский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного. Из других, наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трех обширных террасах поминальный храм известной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Период правления Хатшепсут был эпохой, четко охарактеризованной самой придворной литературой: эпохой мира, путешествий, создания новой скульптуры и живописи.
Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа III на окраине Фив были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая (колоссы Мемнона). От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим сторонам ее стояли каменные сфинксы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.
В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве.
В XV в. до н. э. в Египте правила 18-я династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура египетской истории. В периоде его правления произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон, в отличие от прочих египетских богов, не имел изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями.
Культ Атона был, по сути дела, простым ясным культом самого животворящего Солнца. Богослужение совершалось под открытым небом, храмы Атона были открыты для всех. Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему Амоне, Аменхотеп IV меняет свое имя на Эхнатон, то есть угодный Атону, и основывает новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе Горизонт Атона), куда переезжает со своим двором.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он требует не следования канону, а лишь служения истине. Это был вызов, так как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнатона, членов его семьи, приближенных фараона-реформатора. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен, простых людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевров – портретов. Вот сам Эхнатон – узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановке, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе; он стоит в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусством.
Амарна была стимулом и для появления уникального явления на Древнем Востоке – некультовой любовной лирики, которая вместе с реалистическим скульптурным портретом значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.
Религиозная реформа Эхнатона ненадолго пережила своего творца. Она встретила глухую оппозицию не только жрецов, но и широких масс народа. Уже его ближайший преемник Тутанхамон восстановил прежний культ Амона – Ра. В одном из папирусов 19-й династии Эхнатон был назван мятежником, а имя его предано проклятию. Но произведения амарнского стиля встречаются в скульптуре и живописи времени фараона Рамсеса II (XIV–XIII вв. до н. э.) и даже в более поздние периоды. Они исчезли только в период упадка Египта.
Амарнское искусство насквозь пронизано светскими мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства Древнего Востока.
После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась в сооружении статуй-колоссов. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II. Это знаменитый Рамсессеум на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 т. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта. Он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него.
Особым типом храмового зодчества в эпоху Нового царства стали храмы, вырубленные в толще скалы. Их называют скальными, или пещерными, храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящие статуи фараона 20-метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в. Мединет-Абу (20-я династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового зодчества.
Фараоны Нового царства не строили больше пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная гробница Сети I с великолепными росписями и тысячами статуй. Гробницам фараонов Нового царства полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все скальные гробницы, содержавшие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная, оставшаяся почти нетронутой, – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922 г. и показавшая всему миру бесчисленные богатства фараонов: золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды. Открытие гробницы Тутанхамона стало археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну!
Древние египтяне очень любили музыку. Она сопровождала жизнь древнего египтянина от рождения до смерти. Однако «музыкальные» папирусы практически не зафиксированы египтологией. О музыкальных увлечениях и инструментах известно по многочисленным росписям гробниц и храмов. Согласно им, в Древнем Египте существовало целое сословие музыкантов, которые в зависимости от таланта услаждали слух от дворца фараона до простого ремесленника. Флейта, арфа и гобой появились в эпоху пирамид. Они звучали то вместе, то по двое – в любой комбинации, то поодиночке. Ритм при этом отбивали хлопаньем в ладоши. Начиная с Нового царства, музыкальные инструменты претерпевают изменения. Арфа становится крупнее: объем резонанса удваивается, количество струн возрастает. Одновременно появляются маленькие и средние переносные арфы, настоящие произведения искусства. Цитра пришла в Египет из Азии. Кочевники-аму приходили в Менат-Хуфу и представали перед управителем нома Орикса с цитрой в руках. Среди других инструментов выделяются двойная флейта, лютня, барабаны, трещотки и систр. Систр представлял собой голову богини Хатхор, которая была покровительницей пиров и музыки, на ручке. Вместо рогов на уборе Хатхор были более длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них маленькими металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали длинный или короткий звон, хорошо поддерживающий ритм танца или голос певца. Трещотки, по-египетски «менат», состояли из двух одинаковых дощечек из слоновой кости или дерева; их подвешивали на обруч. Они напоминали испанские кастаньеты, поэтому их музыкальный эффект нам хорошо известен. Музыка чаще всего сопровождала танцевальное представление, о чем свидетельствуют росписи гробниц.
После смерти фараона Рамсеса III наблюдается упадок египетской культуры, связанный прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, затем эфиопами, позже ассирийцами и персами. Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях 26-й (Саисской) династии – VII в. до н. э. – так называемый Саисский Ренесанс.
Художники и скульпторы этого времени вновь обратились к образцам Древнего царства, в частности к идеальному портрету. Саисское возрождение часто сравнивают с эпохой Возрождения в Европе (XV–XVI вв.). Но в отличие от европейского Саисский период стал не исходной точкой нового расцвета, а лебединой песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была уже исчерпана, все ярче разгоралась звезда Древней Эллады. Однако закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов мировой культуры.
Завоевание Египта Александром Македонским (332 г. до н. э.) открыло новый период в его истории, много веков спустя получивший название эпохи эллинизма. Все историческое развитие Египта получило иное направление, возник симбиоз древнеегипетской и грекомакедонской культур.
Эпоха эллинизма (IV–I в. до н. э.) была замечательна взаимопроникновением древневосточной и античной культур. Египет вновь стал блестящим центром культуры, правда, уже не столько египетской, сколько греческой (эллинистической).
Культурное наследие Древнего Египта чрезвычайно многообразно. Оно поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, лунно-солнечный календарь и пр.).
Сокровища египетской мысли оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Согласно античной традиции, в Египте побывали древнегреческие мудрецы Солон, Фалес, Пифагор и др. Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось образцом для критомикенской культуры Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ египетской богини – матери Исиды – получил широкое распространение в Риме. С берегов Нила в Рим перевозились гигантские обелиски, один из них стоит и ныне перед собором Святого Петра. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него – европейским.
Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов, в том числе Европы и России.
3. Культура цивилизаций Месопотамии
Месопотамия – один из древнейших очагов человеческих цивилизаций. Соседями Древнего Египта, с которыми он торговал и воевал, были не только южные соседи великой цивилизации, но и государства Месопотамии, сменявшие друг друга на протяжении всего существования Египта: Древний Шумер, Аккад, Вавилон, Ашшур (Ассирия), Элам, Урарту, Хатти, Митанния, Финикия и Персидское царство вплоть до сегодняшних Ирана, Ирака, Сирии, Турции и стран Ближнего Востока.
Первые земледельцы пришли в долину Евфрата около 7000 лет назад. Долина Тигра была освоена позже, потому что эта река очень бурная и во время наводнений сметала все на своем пути.
Около 3500 г. до н. э. на юге Двуречья появились шумеры. Они спустились в долину Евфрата с гор северо-востока и говорили на особом языке (родственные связи шумерского языка пока не выявлены). Шумеры называли себя «саг-гиг» (головы черные), а своих вождей – «угула гуруш» (старшина воинов). Самых знаменитых воинов называли «шуль» (бык), что свидетельствует о раннем культе быка в месопотамских цивилизациях.
Когда шумеры пришли в Двуречье, они уже умели делать глиняную посуду и выплавлять медь из руды. У них была письменность: первые клинописные таблички были написаны ранее 3000 г. до н. э., т. е. они старше древнеегипетских папирусов.
Реки Тигр и Евфрат текут с севера на юг – с гор Закавказья в Персидский залив. Обе реки короче Нила, их течение быстрее, они несут не только плодородный ил, но и много глины и песка. В нижнем течении рек песок и глина оседают, из них образуется новая почва. Сегодня Евфрат и Тигр сливаются и текут вместе на протяжении около 200 км до впадения в залив, но несколько тысяч лет назад у этих рек были раздельные устья. Некоторые древние города Двуречья, например Эреду, были морскими портами, а сегодня их развалины окружены пустыней. Местность по берегам Тигра и Евфрата делится как бы на две части: на севере она гористая и каменистая, на юге совсем ровная и плодородная.