bannerbanner
Культурология: теория и практика. Учебное пособие
Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8

Культура Древнего Египта в своей сущности мифологична. В ее ранний период создаются основные мифы. Они становятся как основной общественной религиозной формой выражения ментальности древнего египтянина, так и выражением в целом его духовной культуры, воплощенной не только в обряде и ритуале, но и (в более позднее время) в литературе: сказках, гимнах, поучениях.

Основу религиозных представлений древних египтян составляет вера в загробную жизнь, что делает саму ее экономику бинарной, представляющей особый вид хозяйственной деятельности, которая дублировалась как зеркальное отражение в экономике хозяйства усопших, которое вели жрецы некрополей. Они занимались земледелием, скотоводством и ремеслом, так же как это делали бы их подопечные при жизни. На эту деятельность выделялись крупные суммы из казны фараона, вкладов, которые. внесли при жизни усопшие, и доходов самих храмов некрополя.

Цивилизация Древнего Египта на протяжении всего времени ее развития представляет собой как бы повернутую назад, в прошлую жизнь, цивилизацию, в которой человек живет не для сегодняшней жизни, ее богатства и счастья, а для будущей жизни в загробном мире – мире, где вершит свой суд умирающий и воскресающий бог Осирис (Озирис). Для путешествия в загробное царство (Иалу) умершему клали в гробницу все, что ему могло пригодиться в новой жизни. Древний египтянин представлял себе загробную жизнь продолжением той, которую он вел в долине Нила, хотя и надеялся ее улучшить, о чем говорят напутственные таблички для суда Осириса.

Древний египтянин стремился стать «маа-хэру» – (дословно с древнеегипетского – «правдивый голос») титул, который получал усопший после суда Осириса, если ему удалось устно отстоять свою правоту и доказать свою невинность на загробном суде богов. Бесчисленное множество египтян, чьи имена мы читаем на стелах, саркофагах и на стенах гробниц, назывались «маа-хэру». Высказывалось предположение, что это лишь набожное пожелание самому себе или своим друзьям и родственникам, но это пожелание могло быть исполнено только в ином мире, так что этот термин практически является синонимом слова «усопший». Однако известны египтяне, которые имели это звание при жизни. Таков был Хуфу, когда слушал своих сыновей, рассказывавших ему по очереди истории про чародеев. Таков был Парамсес, когда Хоремхеб поручил ему управление всеми работами в храме Опета еще до того, как он стал Рамсесом I24. Первым «маа-хэру» был Осирис. В «Книге мертвых» подробно расписывается его судьба и суд. Опираясь на книгу, египтяне устраивали мистерии, в которых еще во времена Геродота представляли страдания Осириса. Все, кто полагал, что его дни сочтены, либо потому, что они были стары и больны, либо потому, что получили одно из тех тайных предупреждений, какие Осирис посылает иногда тем, кто скоро войдет в его царство, собирались толпами в одном из указанных книгой городов для очищения от грехов. Они исполняли все указанные книгой предписания, не скупились на пожертвования, и перед ними при жизни представал суд Осириса, когда во второй части суда на чашу весов кладут сердце из лазурита с выгравированным именем, а на другую – статуэтку богини Маат, и каждый мог убедиться, что чаши сохраняют равновесие. После этого верующего торжественно провозглашали «маа-хэру» и регистрировали. Он мог быть уверен, что отныне перед ним не закроются врата в мир Осириса.

Загробная жизнь была тесно связана с мифом о сотворении мира и людей всесильным богом солнца Ра, который к периоду Среднего царства сливается с фиванским богом солнца Амоном. Ра создает мир и множество супружеских пар богов, которые правят миром. Древнеегипетский пантеон богов насчитывал до двух тысяч богов. Сотворение мира в древнеегипетской мифологии имело различные интерпретации: как явление солнца в виде птицы феникса, или появление Вселенной из яйца, лежавшего на холме, который поднялся из Хаоса. Несмотря на различные вариации мифов, верования египтян отражали творческий характер их культуры, которые воплощали боги Ра, Птах и Осирис. И, как говорится в сказании, боги могли войти в «свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины». Это, по верованиям древних египтян, означало то, что боги, видя в храмах свои собственные изображения, могли поселиться в них, воплотившись в статуи. Древние египтяне не забывали ставить скульптуры, обладавшие портретным сходством с усопшим, в гробницах, считая, что душа человека, покинув «испорченное» тело, воплотится в камень, глину».

Потребность эстетического самовыражения сливается с религиозными, мифологическими представлениями вплоть до того, что они начинают определять всю духовную жизнь и ее выражения в материальной культуре.

Древние египтяне впервые в истории человеческих цивилизаций более четко, чем другие народы, сфокусировали одно из основных эстетических понятий (категорий) —»красоты, прекрасного». Однако это ведущее понятие не могло носить у древних египтян форму абстрактного, теоретического выражения. Прекрасное у жителей долины Нила почти всегда – некий конкретный предмет, реальный или нереальный. Это еще не понятие прекрасного вообще. Прекрасное в этой культуре сливается с широким постижением жизни. Жизнь как основа прекрасного представлялась древним египтянам прежде всего как реальная земная жизнь. Недаром в памятнике древнеегипетской литературы «Песне арфиста» говорится о посюсторонней жизни как о высшем благе и для богатого, и для бедняка, в поте лица обрабатывающего свой участок земли. Жизнь в качестве прекрасного выступает как жизнь богов, сыновьями и друзьями которых на земле египтяне считали царей и фараонов (от «пер-он» – большой дом). В древнеегипетских литературных памятниках мы находим фрагменты, подтверждающие сказанное, что ярко выражено в «Гимне Нилу», где Ра – «творящий все прекрасное».

Одним из ведущих мифов, как уже отмечалось, определявших во многих частностях повседневную жизнь как простых египтян, так и фараонов, был миф об Осирисе. В нем сосредоточивается как понимание древними жителями долины Нила реальных особенностей их жизни, давая им надежду воскреснуть в случае свершения ими добрых дел, так и представление о порядках царства мертвых, которым строго управляет Осирис, взвешивая сердце умершего и решая его вечную судьбу.

Непонятность, сложность мифа об Осирисе ощущались еще самими древними египтянами, так говорившими об этом боге: «Природа твоя, Осирис, темнее, чем у всех других богов». Но кто такой Осирис? Предание говорит, что он был сыном бога земли Геба, являвшегося внуком Ра, и небесной коровы Нут. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Но был у Осириса брат, завидовавший ему, – бог пустыни Сет. Он убил Осириса, рассеяв части его тела по всему Египту; Исида, жена и сестра Осириса, вместе с сестрой Нефтидой находят его:


Нашли они Осириса,

Убитого братом Сетом в земле Недит…


Сжалившись над плачущими сестрами, Ра посылает Анубиса собрать части тела Осириса и забальзамировать их. Исида зачинает от мертвого Осириса и рождает сына-мстителя Гора (с головой орла). Гор в соревновании с Сетом, установленном судом Ра, побеждает своего врага в долине, где сейчас высится Каир. Осирис остается царем и вершителем судеб в царстве мертвых, а Гор занимает престол фараона и вершит судьбы живых. Но в сознании египтян Осирис в облике фараона продолжает жить на земле: «Царь великий, украшенный белой короной».

Этот миф был записан в позднее время для греков около 125 г. н. э. Плутархом в его трактате «Об Исиде и Осирисе». Общекультурное и философское значение этого мифа заключается в следующем: а) в нем была заложина традиция обожествления цикличности развития жизни природы и человека в идее умирающего и воскресающего бога; б) в нем воплотилась идея вечности, постоянности и противоречивости самого процесса развития окружающего мира, т. е. были заложены первые основы стихийной диалектики древних; в) этот миф связывает поту- и посюсторонние миры, создавая единую неразрывную ткань человеческой и общественной жизни. Миф об Осирисе был чувственно воплощенной идеологией господствующих групп древнеегипетского общества, согласно которой период становления общества в Египте делится на три взаимосвязанных этапа: царство богов, предшествовавшее появлению первого государства; царство полубогов – додинастический период и царство людей во главе с божественной властью фараона, приравненной к власти Осириса. Люди должны были покоряться власти фараона и жрецов беспрекословно, как они покорялись бы непосредственной власти Амон-Ра или Осириса.

В этой системе жизни, подчиненной раз и навсегда установившейся традиции, огромную роль играло искусство. Древнеегипетское искусство подчинялось, главным образом, нескольким ведущим принципам. Во-первых, оно должно было, выражая идею красоты и жизненности, воплотить ее в художественной культуре: скульптуре и изобразительном искусстве. Во-вторых, как мы уже указывали выше, боги могли воплотиться в собственные статуи и изображения, которые должны были признать «своими». Это предполагало создание четких правил изображения человеческой фигуры и образов богов. Начиная с плиты Нармера, устанавливаются ведущие правила: первое – отсутствие профильного изображения всего человеческого тела, обязательный разворот плеч в фас, нижней части туловища – в три четверти. Это распространялось на все изображения египтян как в скульптуре, так и в барельефе, и во фреске. Второе – это отсутствие перспективы: египетский художник, желая передать зрителю, что отдельные изображения следует рассматривать одно за другим, отделяет расположенные друг над другом ряды людей или животных линиями. За исключением фигур фараона, крупных придворных или представителей местной знати, обычно изображаемых в рельефных композициях непропорционально большого роста, в сдержанных условных позах, скульптуры и художники чрезвычайно живо запечатлевали все многообразие движения, наблюдаемого в повседневной жизни. Они передавали все чувства человека в окружении близких ему сцен жизни: охоты, военных походов, пахоты, посева, сбора урожая, кокетливых женщин на пирах и прогулках. Эти канонические правила были восприняты много позже византийской иконописью, достаточно подходившей к каноническим принципам изображения христианских святых.

С эпохи III династии мы получаем возможность говорить не только об общих чертах социально-экономической структуры древнеегипетского общества, но и о деятельности отдельных исторических личностей.

Первым из этой династии, имеющим своим центром город Мемфис, во главе государства встает фараон Джосер, или полностью – Нетерхет-Джосер. Кроме военных завоеваний, Джосер ведет большое строительство, которое связано с именем Имхотепа, прославившегося среди своих современников как лучший ученый медик и талантливый архитектор, открывший золотое сечение. У древних греков его легендарный образ слился с образом бога Асклепия. С его именем связывают строительство великой ступенчатой пирамиды Дхосера. Для своего владыки Имхотеп создал новую форму каменной гробницы. По существу это – как бы шесть уменьшающихся мастаб, поставленных одна на другую. У своего основания эта гробница еще не равносторонняя, как пирамида. Две ее стороны достигают 106 м длины, в то время как обе другие достигают 120 м. Высота всего сооружения 60 м. Внешне гробница Джосера очень близка к пирамиде, которая характеризуется равными сторонами у основания, и не ступенчатыми, а ровными боковыми плоскостями. Гробница Джосера стала первым центром «города мертвых», который постепенно разрастался вокруг Мемфиса.

Сооружение в эпоху Древнего царства усыпальниц – пирамид – было ярким свидетельством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры; они являются ее своеобразным символом, сосредоточением достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

В пригороде Каира (местечке Гизе) находятся три крупнейшие пирамиды Египта – фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина), одна из которых – пирамида Хуфу – отнесена греками к семи чудесам света. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид. Самая грандиозная – пирамида Хуфу (Хеопса): ее высота – 146,6 м. Она сложена из 2 300 000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый. Общий вес пирамиды – около 7 млн тонн. Высота пирамиды Хафра – 143,5 м, а пирамиды Менкаура – 66,5 м. До сих пор остается тайной, каким образом строители пирамид поднимали многотонные блоки на значительную высоту. Гизские пирамиды имеют единое направление осей и строго сориентированы по сторонам света. Все пирамиды имеют правильную четырехгранную форму. Они служили не только гробницами, но и мерой могущества фараона. Форма пирамиды означала вечность, а соотношение граней означало Божественную Гармонию Вселенной.

Пирамиды Гизы представляют собой не только классический тип пирамиды, но и самые загадочные творения человечества. Древние греки считали пирамиду Хуфу одним из чудес света. Ее высота 146,6 м, стороны квадрата основания: северная сторона – 230,1 м, западная и восточная – 230,2, южная – 230,3 м. Это означает, что разница между самой длинной и самой короткой сторонами составляет около 20 см, т. е. меньше 0,1 %. Очень немногие современные здания имеют по краям «правильные» стороны. Древние строители пирамиды нашли способ уменьшить эту погрешность до «почти ничего». Так, юго-восточный угол немного не дотягивает до прямого и составляет 89°56′27″. Размер северо-восточного угла 90°3′2″. Точность выдающаяся. Сегодня у специалистов нет убедительного разъяснения, каким именно образом строителям пирамиды удавалось добиваться такой высокой точности. Необыкновенной является кладка Великой пирамиды. Ряды с первого по восемнадцатый, высота которой равномерно уменьшалась со 141 см на уровне земли до 58 см в 17-м ряду, подчинялись инженерной логике, согласно которой следовало бы постепенно уменьшать размер и вес блоков, затаскиваемых наверх по мере роста пирамиды. Однако с 19-го ряда высота блоков подскакивает до 91 см. Одновременно остальные размеры блоков тоже увеличиваются, и их вес растет с относительно транспортабельной величины 2–6 т в первых 18 рядах до гораздо менее удобных в 10–15 т. Эти монолиты вырубали из известняка целиком и поднимали в воздух на 30-метровую высоту, прежде чем точно уложить на место. Сложно представить себе, какая согласованность должна была быть между каменотесами и каменщиками, чтобы обеспечить необходимый поток материала на стройплощадке, или, если всего один блок в 2,5 т свалится, допустим, со 175-го ряда.

Трудности физического и организационного плана кажутся почти непреодолимыми, особенно когда есть еще проблема соблюдения геометрии пирамиды, которая должна быть сложена таким образом, чтобы вершина оказалась точно над центром основания. Незначительная ошибка в угле наклона одной из боковых граней у основания могла привести к значительному расхождению ребер у вершины. Поэтому при строительстве великих пирамид нужно было выдерживать исключительную точность при кладке каждого ряда в десятках метров над землей, работая с каменными блоками угрожающего веса. Сегодня существует более 30 гипотез, пытающихся ответить на вопрос о технике создания великих пирамид, однако ни одна не дает точного ответа.

Облицовка пирамид не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены. Однако время не в силах нарушить идеально устойчивую монолитную форму этих сооружений. Вход в пирамиду находился на северной грани, внутрь вел низкий коридор, причем угол наклона пола коридора был равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда по представлениям египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон как живой бог имел несколько душ. Одна из них – Ка – продолжала оставаться в теле и после смерти; причем благополучие в загробной жизни зависело от степени сохранности тела усопшего. Именно поэтому тело умершего мумифицировали: внутрь его вливали особый состав, который растворял ткани (внутренние органы, за исключением сердца, предварительно извлекались и хранились в специальных сосудах). Далее тело на 70 дней погружалось в щелочной раствор, затем обвивалось льняными промасленными лентами, длина которых достигала 100 м. Между слоями лент помещались драгоценности (что, собственно, и привлекало грабителей). После этого мумию помещали в саркофаг.

Стены погребальных камер богато расписывались сценами из жизни фараонов, а в гробницу ставили каменные или деревянные скульптуры-двойники на случай, если мумия не сохранится. В них должна была вселиться душа – Ка. Изготовлялись погребальные маски (часто из золота), воспроизводившие черты умершего. Портретные статуи и маски дали начало одному из важнейших достижений египетского искусства – искусству скульптурного портрета.

Свидетельство Геродота о технике создания пирамид относится к более поздним временам, чем само строительство пирамид. В его рассказе они предстают как творения человеческих рук. В эпоху Средневековья появляется сначала легенда, а затем теория их космического происхождения. Несомненно лишь одно, что пирамиды (греческое «пюрамис») были не только заупокойным храмом, но и служили другим религиозным, политическим и научным целям. В них существовали комнаты, хранившие архивы династии. Последние раскрыли бы нам много интересных и новых фактов из жизни Древнего царства. После великих пирамид строительство подобных сооружений прекращается и, хотя в Египте присутствуют множественные комплексы, включающие пирамиды, они значительно меньше и примитивнее пирамид Хуфу, Хафра и Менкаура, составляющих самый загадочный некрополь в мире.

Древние египтяне были искусными строителями не только храмов и пирамид, но и гражданских сооружений. Города Древнего Египта строились из кирпича-сырца и сегодня превратились поэтому в пыльные холмы, усеянные черепками глиняной посуды и мельчайшими осколками. Огромный вред и новые разрушения нанесли местные жители, которые использовали «себах» – вековую пыль из руин мертвых городов, а также пристрастились к поискам древностей. Изначально большинство городов было недолговечно. Их строили по повелению фараона и, если он умирал или завершалась династия, новая династия часто начинала историю своего царствования как бы сначала, отстраивая новый город, куда уходило большинство населения старых городов. Наиболее древний город Хут-хетеп-Сенусерт, воздвигнутый фараоном Сенусертом II в. Фаюме, просуществовал менее столетия. Второй город Ахетатон стал резиденцией Эхнатона после его разрыва с фиванским жречеством. Он исчез почти полностью после того, как преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Таких возникающих и исчезающих городов-призраков было много в истории страны. Многие города существовали более длительные сроки, как Мемфис, Фивы, Абидос и др. Город обносился высокими городскими стенами. Храм располагался за их пределами. Мощная стена разделяла город на две части: одна отводилась богатым, другая предназначалась для бедняков. Квартал бедноты прорезала улица в 9 м шириной, которые пересекали под прямым углом многочисленные узенькие переулки. Дома стояли так, что их фасады выходили на улицу, а задние стены смыкались друг с другом. В квартале богачей улицы были широкими: они вели к дворцам высших сановников. По площади дома превосходили примерно в 50 раз дома бедняков. Дворцы вельмож были окружены богатыми садами. При раскопках Ахетатона археологов поражала роскошь домов и их интерьеров. Жилые дома знати представляли собой значительные и великолепные сооружения. Об их внешнем виде можно судить по саркофагам, которые (как, например, у фараона Микерина) имели вид его дворца. Ниши, арки, продольные окна, фрески, орнаменты, украшавшие стены дворца, придавали ему пышный и помпезный вид. Дворцы располагались в зелени садов, что свидетельствует о знании египтянами садового искусства. Важно помнить, что на противоположной стороне Нила выстраивался город мертвых – некрополь, который застраивался по такому же плану, что и город живых. Сохранившиеся города Египта поражают своей грандиозностью и великолепием.

Появление колонн в древнеегипетском зодчестве хорошо прослеживается по недавним раскопкам в Саккаре вокруг пирамиды Джосера. В храмовом зодчестве эпохи V династии уже широко применяются колонны. В заупокойном храме в Сахуре использованы как простая цилиндрическая колонна, так и колонны со стилизованными растительными элементами. Пальмовые колонны венчает крона из пальмовых листьев. Из них, видимо, сформировались колонны коринфского ордера. Другие типы колонн снизу доверху представляют собой как бы связки стеблей папируса и лотосов, в верхней части заканчивающихся бутонами. Позже возникают колонны протокариатиды – столбы с прислоненной скульптурной фигурой фараона или бога Осириса; колонны с двусторонними или четырехсторонними капителями, изображающими на каждой плоскости голову Хатор, и, наконец, так называемые протодорические колонны, которые, видимо, позаимствуют в будущем древние греки.

Характеристика скульптурного искусства подчеркивает скованность и условность поз, к которым обязывала скульпторов социальная принадлежность заказчиков. Скованность человеческой фигуры в статуях и фресках пропадает, когда художник изображает представителей других слоев египетского общества. Вершиной реалистического искусства являются деревянная статуя деревенского старосты Каапера и каменная статуя сидящего писца, хранящаяся в Лувре.

Осуществлять строительство таких сооружений было невозможно без определенной суммы научных знаний. Наука в Древнем Египте служила по большей части культовым целям. Египетская математика носила прикладной характер: развивалась геометрия; было открыто золотое сечение. В эпоху Среднего царства был создан математический папирус, хранящийся в ГМИИ в Москве. Чрезвычайно рано, по-видимому, около 4241 г. до н. э., египтянами на основе наблюдения небесных светил было установлено достаточно точное исчисление времени, введен в общественную практику календарь. Египетский год равнялся 365 дням. Началом нового года было 19 июля нашего календаря. В этот день при восходе солнца на восточном горизонте появляется яркая звезда Сириус (по-египетски – Соптет, по-гречески – Сотис). Египетский календарь, построенный на годе Сириуса, был почти равен солнечному году, и, таким образом, гражданский год отставал в каждые четыре года на один день. Следовательно, лишь один раз в 1460 юлианских лет восход Сириуса мог совпадать с началом гражданского года египтян. Египтянам эта неточность была известна, и они этот период в 1460 лет называли великим периодом Сириуса. В египетских письменных источниках часто отмечалось, в какой день гражданского календаря наблюдался восход Сириуса, и это послужило современным ученым базой для астрономически точного определения исходных пунктов хронологии египетской истории.

К этому времени относятся «Тексты пирамид», которые представляют собой один из ранних образцов религиозной литературы, с периода Древнего царства. Многочисленные мифы, религиозные песнопения и магические заговоры канонизируются в письменной, чрезвычайно хаотичной форме в надписях на стенах внутренних помещений пирамид царей V династии.

В эту эпоху складывается литература Древнего Египта. Она восходит своими корнями к началу Древнего царства (середина IV тысячелетия). В большинстве случаев литература этого периода анонимна. Традиция окружает ореолом святости вымышленные или полулегендарные имена древних мудрецов, которым приписывается та или иная повесть, сказка или поучение. Иногда сохранились имена писцов, которые переписывали, слегка изменив, добавив или снабдив комментариями древний литературный или религиозный текст. Религия и жречество считали священным то, что выдержало бремя тысячелетий и создало «классический» фонд культурных ценностей. Наиболее яркого развития литература достигает в эпоху Среднего царства, которое считается временем расцвета «классической» литературы. В ней выделяется устное народное творчество, особенно трудовые песни, тексты которые сохранились на стенах древнеегипетских гробниц. К концу Среднего царства относится текст папируса Весткар, содержащий сборник сказок о чудесах, совершавшихся при дворе фараона прославленными чародеями. Особенно характерен рассказ о чудесном рождении царей V династии от солнечного бога и жены жреца. В литературной форме оправдывается захват власти первыми фараонами этой династии. Этот сборник сказок написан литературным языком, типичным для того времени. В эпоху Рамсесидов появляются «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде». В обеих сказках главным героем является невинный и праведный страдалец. В «Сказке о двух братьях» он носит имя «Душа хлеба», а в «Сказке о правде и кривде» он называется отвлеченным понятием «Правда». Их основная мысль – конечное торжество добра, несмотря на те лишения и страдания, которые претерпевают герои.

На страницу:
5 из 8