bannerbanner
Алгоритм вечной молодости
Алгоритм вечной молодости

Полная версия

Алгоритм вечной молодости

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 9

Еще один любопытный фактор обнаружили этнографы, изучая традиции абхазов. Оказывается, у них с древних времен возраст от 30 до 50 лет считался временем равновесия силы и ума. После 50 человек достигал нравственного совершенства. А те, кто перешагнул 90-летний рубеж, представляли собой идеал настоящего абхазца. Вот так-то! Не старую развалину, а идеал! Таким образом, абхазцам с детства внушали мысль о долголетии не только как о норме, но и как очень почетном достижении.

Следуя традициям, абхазцы считают старших по возрасту особо уважаемыми людьми. Писатель Фазиль Искандер, родившийся в Абхазии, говорил, что стариков там испокон веку уважали, их опыт ценили, с их третейским судом всегда считались. Те чувствовали свою нужность и старались не поддаваться болезням и дряхлости. Там, где все друг к другу внимательны и добры, люди вообще живут дольше.

Еще одна черта абхазцев – они считают неприличным быть больным и жаловаться на недомогание. Поэтому даже пожилые люди отказываются ходить с палкой и пользуются только алабашей – почетным посохом мужчин, свидетельствующим о том, что его хозяин еще достаточно крепок.

Справедливости ради следует отметить, что и другие соседи абхазов по Кавказу отличаются большим долголетием по сравнению с нациями, проживающими на равнинной территории. В качестве примера можно привести местечко Лерик в Азербайджане. В этом селе, расположенном почти на отвесной скале на высоте более двух с половиной тысяч метров над уровнем моря, в 80-х годах прошлого века насчитывалось около 200 лерикцев, перешагнувших столетний рубеж. Правда, к началу нового тысячелетия здесь осталось около 50 стариков-долгожителей, но и эта цифра все равно очень велика.

В советские времена сюда съезжались ученые со всего Союза и даже из-за рубежа, чтобы изучать феномен долгожительства. В Лерике проводился ежегодный праздник долгожителей, на который приглашались гости из Дагестана и других «долгожительских» регионов СССР. Теперь все это быльем поросло. Но долгожители от того не исчезли, и многие из них уже «разменяли» свой второй век. Например, журналистка Светлана Турьялай рассказала о жительнице села Монидига Сарай Нуриевой, которая 110 лет прожила в родном селении, никуда не выезжая.

О событиях, бушевавших на протяжении пережитого ею столетия, она знает понаслышке от родственников и сельчан. Сару-ханум засватали, когда ей было всего девять лет, но замуж она вышла в одиннадцать: не позволили кровавые события, разыгравшиеся в те времена в их районе.

Почти всю жизнь Сара-ханум проработала на ферме дояркой. Грянувшая в сорок первом году война забрала у нее мужа, зятя и свекра одновременно. С тех пор замуж она не выходила: «Никто не посмел подойти ко мне и сделать предложение – такой гордой я была».

Бабушка Сара с легкостью горной лани взбиралась на вершину горы, где паслись коровы. «Я не устала от жизни, – говорила Сара-ханум, – глаза только плохо видеть стали».

Но Сара-ханум в Лерике далеко не рекордсменка. Самому великовозрастному жителю тамошних мест Мирзахану Мовламову перевалило за 121 год! В молодости он служил в кавказском полку царя Николая II. Мовламову в ту пору было 25 лет. Революцию он встретил уже зрелым человеком. «Мне было сорок лет, когда Ленин умер», – вспоминает дедушка Мирзан. При царе, по его мнению, жилось лучше: меньше воровали и не предавали друг друга. «Я в колхозе на трех работах ишачил, а зарплату мне платили одну». Обида на советскую власть до сих пор не выветрилась из души старика.

Довелось ему прошагать и Великую Отечественную, оставившую на память осколки в голове и в руке. Три раза был женат. Говоря о своей первой жене, он сладостно закрывал глаза и качал головой: «Ах, как я ее любил. Даже украл из родительского дома». Но недолго продлилось их счастье. Вспоминая о своей второй жене, старик кривился в презрительной усмешке: «Вот стерва была. Потому Бог ее так быстро и прибрал». Третья жена дедушки Мирзахана была моложе его на пятьдесят лет. Выглядела она намного немощнее стодвадцатиоднолетнего мужа. У Мирзахана Мовламова рецепт долголетия был прост: «Так ведь трудился всю жизнь, как вол».

Еще в 50-60-е годы советская пресса много писала о местном жителе Ширали Муслимове. Он родился в 1805 году, а умер аж в 1973 году в селении Барзаву, прожив, как считается, на этой бренной земле 168 лет. В те годы Ширали Муслимову было присвоено звание старейшего жителя планеты.

В Книге рекордов Гиннесса в 1986 году было отмечено имя Муслимова, но с припиской: «Ни одно интервью с этим человеком никогда не было опубликовано в западной прессе». Есть версия, что возраст Муслимова советская пропаганда специально завышала, чтобы показать преимущество строя. Проверить это сейчас сложно. Но то, что он был старейшим из старейших, несомненно.

Внук долгожителя Эльхан Гамбаров рассказывал, что его дед каждый день выпивал на завтрак полтора литра парного молока, зимой и летом спал под открытым небом и по утрам обливался холодной водой. Ширали Муслимов вырастил 12 детей, а его третья жена прожила 120 лет. Последние роды у нее случились, когда ей было уже за семьдесят.

Был еще такой забавный случай. В дни празднования 100-летия со дня рождения Ленина Муслимова как почетного гостя пригласили в Баку и усадили за богато уставленный стол, но старик не притронулся к яствам. «Что это за еда? – сказал он. – Мне жена лучше готовит».

Был он, говорят, известным бабником. Во время торжеств по случаю 150-летнего юбилея дедушка Ширали не захотел принимать подарки от многочисленных гостей. «Мне ничего не нужно, дайте мне только ту красивую женщину», – сказал он, указав на хорошенькую жену приглашенного полковника Советской Армии.

Почти все братья и сестры Муслимова тоже пережили столетний рубеж. Видно, в генах у них было нечто такое, долгоиграющее. Когда к нему направили из Баку корифеев медицины, он даже не позволил им себя осмотреть. «Если у лампы нет керосина, она гореть не будет. Значит, у меня керосин уже кончился», – заключил старик. Умер он от рака двенадцатиперстной кишки.

Другой его земляк, Махмуд Эйвазов, прожил тоже немало – 150 лет. В 1956 году в СССР была выпущена специальная почтовая марка в честь колхозника Эйвазова.

Меджид Агаев недотянул до этого срока девять лет. В Лерике почти в каждой семье есть долгожители. Глава исполнительной власти района Новруз Новрузов рассказывал, что его бабушка скончалась в возрасте 123 лет. «Последние 40 лет моей сознательной жизни я с удивлением замечал, что она внешне совсем не изменяется», – говорил он.

Все жители Лерика единодушно считают, что причиной лерикского долгожительства является прежде всего чистый горный воздух и кристально чистая родниковая вода. Местные жители едят выращенные своими руками продукты питания – тоже экологически чистые. Не последнюю роль играет особый микроклимат человеческого сообщества среди девственной природы, отсутствие стрессов и прочих издержек цивилизации. И, конечно же, каждодневный нелегкий труд. Не трудясь, здесь просто невозможно выжить.

Еще одно место с аномальной концентрацией людей, возраст которых превысил 100 лет, находится на итальянском острове Сардиния в Барбадже – так называют горный регион в центральной части острова. Он протянулся с севера на юг вдоль восточного побережья. С давних пор в этих местах проживало большое количество долгожителей. Особенно их много в деревне Виллагранде-Стризайли.

Ученые установили, что самые старые жители Сардинии живут не просто дольше, но и лучше. Они связаны тесными узами с семьей и друзьями. Ведут активный образ жизни. Просыпаются с утра, окрыленные имеющейся у них целью, и окружающий мир помогает им идти вперед. Подавляющее большинство долгожителей получают наслаждение от жизни. Среди них нет нытиков.

Геронтологи задались вопросом, почему именно в Барбадже человеческая жизнь самая долгая. Исследования показали, что здоровую и долгую жизнь местным жителям обеспечивают регулярные прогулки по горам, местный хлеб, козий сыр и красное вино. Думаю, многим подобный рецепт долголетия придется по вкусу.

А теперь перенесемся с Евроазиатского континента в Южную Америку, где в центральной части Эквадора находится высокогорная область – Сьерра-Андская горная цепь с плато и долинами между горами.

Здесь, в самых труднодоступных областях Сьерры, существуют сообщества людей, которые живут до 140 и более лет, сохраняя при этом здоровье, подвижность и ясный ум. Ученых давно интересовал вопрос: какие факторы и в какой комбинации позволяют так долго жить этим обитателям Анд и, что удивительно, сохраняя при этом здоровье и жизнедеятельность. Журналистка Светлана Ковалева обобщила материал зарубежных исследователей и рассказала об этих поразительных людях на страницах газеты «Мафусаилов век», посвященной долголетию.

Местные легенды гласят, что одна из долин – Вилькабамба – была раем, откуда вышли Адам и Ева. В переводе с местного наречия Вилькабамба означает «Священная долина». Но возможно и другое происхождение этого названия – от редкого дерева, растущего в тех краях, называемого «вилко» (Vilco). Дерево это привлекает своими листьями, похожими на папоротник, причудливо изогнутыми ветвями и приятными на вкус красными плодами. Инки делали из него табак.

Сьерра полна тайн. Здесь встречаются руины огромных пирамид, в 100 километрах от Вилькабамбы горы изрезаны прекрасно сделанными подземными ходами, идущими только в одном направлении на 115 километров, есть также таинственная двойная стена длиною 40 километров. Вся земля покрыта древними ирригационными системами, руинами деревень, замков и городов, настолько древних, что они превратились как бы в искусственные горы, соперничающие с городами средневековья, построенными на развалинах прежних жилищ. Недра Эквадора богаты природными ископаемыми; здесь встречается золото, серебро, ртуть, изумруды.

От Вилькабамбы до ближайшего города Лоха 45 километров – три часа езды на джипе (или день на муле) по труднодоступным горным дорогам. Священная долина – ни на что не похожий уголок, где температура в полдень всегда составляет 19 градусов независимо от времени года; где каждый день с полудня до часа дня дует с гор холодный ветер; где воздух кристально чист, а по соседству находится много озер и священных источников.

В долине находится деревня с тем же названием, хижины которой разбросаны по всей долине общей площадью 100 квадратных километров. Около половины людей живет по склонам гор, и именно там больше всего столетних людей, обладающих прекрасным здоровьем. Вид деревни с белой церковью в центре ее, с возвышающимися со всех сторон Кордильерами, со склонами, покрытыми богатой растительностью, со сливающимися воедино реками Чамба и Учиме – необычайно живописен и действительно напоминает райский уголок.

Долина находится на высоте 1520—1700 метров над уровнем моря. Вокруг нее, по склонам гор, простираются поля, где выращивают пшеницу, ячмень, картофель, юкку, кукурузу, маис. В небольших количествах есть и виноград. Почва – песчаный чернозем – весьма плодородна, она содержит вулканический пепел и много кальция, так как зимой реки приносят известь.

Кальций очень полезен для фруктовых деревьев – апельсинов, манго, слив, лимонов, авокадо, а также для эвкалиптов, розмарина и камфорного дерева. Вся область известна как естественный лечебный центр при болезнях крови, варикозе вен, сердечных болезнях. Производимый здесь кофе считается лучшим в Эквадоре. Он идет на экспорт, так же как тростниковый сахар. В долине великолепно растет вся зелень, кабачки, цветная капуста, горох, фасоль, сельдерей. В этом благословенном климате растет все – от фиалок до фиг.

В живописнейшей реке Кинара водится необыкновенно вкусная рыба лососевых пород, но, как это ни странно, рыбной ловлей жители совсем не занимаются. В горах водятся медведи, тапиры и волки, но совершенно отсутствуют ядовитые змеи, насекомые и москиты.

По переписи 1974 года, в деревне Сан-Педро в общине из 760 человек 88 из них были старше 80 лет. Это очень высокий показатель по сравнению с другими странами мира. Ценным является тот факт, что в Эквадоре имеются достоверные регистрационные записи о рождении и сертификаты крещения, подтверждающие эти точные даты, а, следовательно, и факты долголетия.

Поражает также и то, что домашние животные здесь тоже живут очень долго. В долине был пес, который дожил до 37 лет, а один ослик дотянул до 22 лет, несмотря на тяжелую работу.

Большинство мужчин-долгожителей чрезвычайно «волосаты». Густая растительность шапками покрывает их головы, растет пучками из ушей, глаза стариков сверкают из-под густых зарослей бровей. Тыльная сторона рук, грудь и ноги также обильно покрыты волосами. Роскошные длинные волосы на их головах привели бы в восторг любого современного подростка, не будь они зачастую такими грубыми, похожими на щетку или на лошадиную гриву.

У женщин волосы длинные, блестящие, иногда заплетенные в косу, даже у женщин 110 лет они нередко длиною ниже талии. Женщины явно гордятся таким богатством, они тщательно ухаживают за своими прическами, часто сидя у порогов своих домов, часами расчесывают волосы. Как у мужчин, так и у женщин волосы редко бывают седыми и до конца жизни сохраняют естественный цвет. Женщины моют голову травами. Столетние представительницы прекрасного пола чрезвычайно женственны, у них нет и намека на усики, которые нередко можно видеть у женщин других народов в пожилом возрасте.

Около половины жителей долины имеют голубые глаза, их яркость не утрачивается и в старости. У всех у них большие блестящие глаза, красиво очерченные брови и длинные ресницы. Роста они небольшого, в среднем 166—167 сантиметров. У большинства крупные уши с удлиненными мочками и орлиные носы.

Обуты они в сандалии, сплетенные из кожи или травы, часто ходят босиком, на головах – соломенные шляпы, украшенные цветами.

Среди старых людей очень редко можно встретить тучных. Все они стройные, сухощавые и чрезвычайно подвижные. Если такой человек идет впереди вас, то зачастую трудно определить, сколько ему лет – 40 или 120, настолько тверда его походка. В их движениях есть нечто удивительно динамичное, даже тигриное.

Девушки очень незрелы для своих лет. Менструация начинается самое раннее в 13 лет, а у некоторых только в 18. До этого возраста у многих нет даже намека на грудь. У столетних женщин грудь снова становится совсем плоской. Однако многие девочки прекрасно знакомы с половыми актами, поскольку во время фиест, когда по нескольку дней царит сексуальная свобода, они находятся рядом со взрослыми.

У мальчиков признаки половой зрелости появляются в 11—12 лет, но в целом они созревают к 15 годам. Роды крайне редко кончаются смертельным исходом. Родить ребенка в 60 лет – совершенно обычное дело, и 30 процентов детей рождается в возрастной группе старше 45 лет.

Для этих людей секс имеет огромное значение. В разговорах долгожители открыто хвастаются друг перед другом числом половых актов, которые они могут совершить за одну ночь. Многим из них далеко за 80. Некоторые из самых старых вроде бы утратили свою страстность, но их поведение резко меняется с появлением хорошенькой женщины – старики тут же расцветают, как цветы под лучами солнца! В Вилькабамбе жил Эдуарде Герреро, который умер в возрасте 102 лет, а до того имел семь жен. Его любовные похождения с одинокими и замужними женщинами стали легендами. Многие мужчины имеют жен, которые моложе своих мужей на 40 и более лет.

Мужчины гордятся, если их жены беременны. У большинства женщин старше 25 лет от 4 до 14 детей. Очень популярен среди обитателей долины «наркотик плодородия», который, по всей видимости, увеличивает мужскую потенцию, но уменьшает женскую. Один из естественных методов контроля за рождаемостью – кормление грудью ребенка до 2 лет. В этих общинах очень важен факт законного рождения ребенка. Незаконные дети и их матери часто становятся изгоями и живут вне общины.

Мужчины не боятся того, что употребление табака или наркотиков может привести к импотенции или болезни. Они курят, с удовольствием принимают приглашение выпить, хотя регулярно и не пьют. Их обычный напиток – самодельный ликер крепостью около 40 градусов. Женщины вообще не курят и не пьют, и не потребляют наркотиков. Может, поэтому они и умирают раньше, так как отсутствует «расслабляющий клапан», дающий выход отрицательным эмоциям.

На вопрос, что такое любовь, многие старики давали ответ: «Любить – это значит заботиться о ком-то». Все старики сохраняют романтические иллюзии, любовь согревает их жизнь. Один из них, Габриэль Эразо, в свои 132 года признавался, что его часто влечет к женщине так же, как это было в 20 лет. До самой смерти он писал стихи.

Люди, живущие по склонам гор, питаются в основном юккой (род корня, серого снаружи и белого внутри, который в сыром виде ядовит), маисом, картофелем (диким и культивируемым), фасолью, соей. Еще один основных видов пищи – спрессованный творог, который делается из коровьего или козьего молока, помещаемого в желудок только что убитого животного. Молоко оставляют в желудке на восемь дней, пока ферменты из его стенок не проникнут в молоко и не превратят его в творог. Готовый продукт смешивается затем с апельсиновыми корками, слегка спрессовывается и подается на стол вместе с кусками мяса. Мясо, правда, входит в рацион очень редко, примерно раз в неделю, если только кто-либо из членов семьи не является пастухом.

В ежедневный рацион горцев обязательно входят зелень, капуста, баклажаны, тыква и фрукты. Иногда жители гор едят яйца, обычно сырые. В рацион включаются также макароны, белая мука, белый сахар и консервы; все это привозится из города. Жители равнинных деревень выглядят менее здоровыми – они и живут меньше, чем люди, ютящиеся по склонам гор.

Если задать старикам вопрос, сколько времени они хотели бы еще жить, они ответят: «Еще один день». Поэтому они не готовят пищу впрок, а делают столько, сколько можно съесть сразу, без остатка. Если их спросить, что они любят есть, они ответят: «Все, что есть под рукой». Их пища лишена всяких добавок и консервантов, они не едят сладостей, тортов, пирогов, они не знают, что такое мороженое. Лучшая сладость для них – спелый фрукт.

Исследователями давно было установлен один поразительный факт, касающийся здоровья жителей долины, – они крайне редко страдают от таких болезней, как рак, сердечные заболевания и диабет. Установлено, что такие болезни практически не встречаются у тех, кто питается фасолью, картофелем и зерном. Таким образом как бы исключается пища, в которой могут оказаться опасные токсины. Источниками паразитов является мясо коров и свиней. Уровень холестерина в крови этих людей очень низкий.

Основные лекарства от всех болезней – травы. Ученые составили список основных трав и растений, а также болезней, от которых они помогают. Например, по склонам гор растет очень редкое растение – кондуранго, которое, по поверьям, предотвращает и лечит рак. В этой долине была открыта трава, которая стала известна всему миру и спасла тысячи людей от малярии. Это хинин!

Существует один очень странный факт. Как для жителей деревень, так и для горных жителей характерны испорченные зубы. Передние зубы они теряют уже в возрасте 13—14 лет. Какова причина этого, по сей день загадка. При этом десны остаются абсолютно здоровыми, без каких-либо признаков пародонтоза. Это говорит о том, что в пище местных жителей недостает свинца. Потерю зубов нельзя также приписать излишнему потреблению сладостей. Дети, правда, сосут вместо конфет сахарный тростник, но это все.

Доктор Дэвид Дэвис из Лондонского геронтологического центра, побывавший в Вилькабамбе и проведший там широкие исследования, выдвинул интересную гипотезу: причиной ранней потери зубов местными жителями являются обнаруженные в почве соли редкоземельных металлов, которые одновременно улучшают метаболизм и тем самым приводят к увеличению длительности жизни.

Жители долины составляют единое целое с землей. Их жизнью управляют природные циклы – от цветения весны до зрелости осени. Они ничего не знают о политике, а экономика их существования измеряется тем, что они едят и во что одеваются. Еще один из возможных факторов, приводящих к долголетию, – спокойная жизнь. Все постоянно: влажность, температура; место их проживания находится почти на экваторе, солнце всходит и заходит всегда в одно и то же время. Электрическое освещение часто отсутствует из-за потоков в горах, поэтому жилища освещаются только свечами, и люди очень много спят, с заката до рассвета.

Типичный день жизни деревни таков. В 6 утра, с первыми проблесками зари, люди просыпаются. Но до того долина оглашается криками петухов и драконов – красивых птиц с длинными черными хвостами и крючковатыми клювами, пение которых похоже на звон чудесных колокольчиков. Эти звуки смешиваются с ревом ослов. После этого вступает собачий хор. Вдобавок к этому в Вилькабамбе раздается хрюканье свиней, а в Сан-Педро – блеянье коз. Все это сливается в упоительный утренний гимн солнцу, под звуки которого жители приступают к завтраку, состоящему из черного кофе со сладким хлебом, сырого яйца и маисового супа с зеленью.

После завтрака большая часть жителей отправляется на свои поля или на плантации хозяев. Оплата сельскохозяйственных работ очень низкая – около 20 пенсов за день. Большинство долгожителей тоже работает на полях. Работающие в течение всего дня подкрепляются фруктами, а в полдень пьют кофе. Основная еда – около пяти часов вечера, поскольку в шесть здесь уже совсем темно. В это время едят дикий картофель, юкку, прессованный творог, маисовую или фасолевую кашу, а на десерт дыню. В пищу идут также початки кукурузы и немного сахарного тростника. В суп иногда кладут мясо или кукурузу.

У горных жителей меню более скудное, поскольку у них нет доступа к городским дорогостоящим продуктам. Возможно, потому они живут дольше. В горах встают еще раньше – в половине шестого утра, а ложатся в половине восьмого вечера.

После ужина у жителей долины остается примерно час до темноты, чтобы отдохнуть, поговорить, попеть под гитару, звуки которой часто слышны в вечерние часы. Они любят посмеяться, обладают хорошим чувством юмора.

Люди всю жизнь проводят на воздухе, под крышу забираются только для сна. На погоду никто не обращает никакого внимания, они могут долго работать и под сильным дождем.

Отношение к долгожителям самое почтительное, они никогда не живут одни, обычно с ними в доме проживает не менее пяти человек. Но маленькие дети всегда живут со своими родителями отдельно, в соседних домах. Из-за возможных землетрясений больших домов вообще не строят. В гости друг к другу жители долины практически не ходят. Многие из них никогда не пользовались часами, не смотрели телевизор, не слушали радио. Но чувство одиночества им не присуще. Слово «старший» означает престиж, честь, желание получить совет. «Старый» – означает глава семьи.

Доктор Грейс Халселл из Западного Техаса в течение года жила со стариками в их хижинах, спала на постели из досок. Она узнала от самих стариков, что психологические и духовные факторы оказывают более глубокое воздействие на здоровье, чем факторы физические. Простой образ жизни, физический труд, близость к природе позволили им стареть в полном согласии с самими собой и с окружением.

Существует легенда, рассказывающая, что группа испанцев, восходящая к завоевателям XV столетия, забаррикадировалась в горах и в течение длительного времени воспроизводила сама себя, не получая никакого генетического влияния извне. И действительно, жители Вилькабамбы мало напоминают индейцев. Очень много стариков с голубыми или зелеными глазами и светлыми волосами, преобладают люди с белой кожей.

В течение столетий эта долина была «закрытым» сообществом, без примешивания крови «белых», и факт долголетия частично можно приписать этому. Правда, многие американские доктора доказывают на основании исследований групп крови, что долгожители Эквадора являются метисами. Доктор Грейс Халселл утверждает, что не существует «генов долголетия», есть только «плохие» гены, которые могут увеличить возможность развития болезней. Не исключено, что изолированная долина Вилькабамба являет собой пример такого места, где просто отсутствуют «плохие» гены.

Длительное пребывание Грейс Халселл среди стариков убедило ее в главном правиле: долголетие в основном дело наших собственных рук. Мы сами – лучшие доктора. Никто не знает нашего собственного тела лучше нас. Старики Эквадора никогда не видели докторов, но они сроду не жаловались на недомогание или боли. Они сами заработали свою долгую жизнь.

Физических упражнений долгожителям хватает. 110-120-летние старики каждый день взбираются на свои поля по крутым горным тропинкам, ходят за 15 километров в церковь в своих грубых сандалиях или босиком. До конца жизни у них остается хорошо развитая мускулатура, нет искривлений позвоночника, не бывает переломов костей.

Доктор Грейс Халселл провела сравнительные исследования долгожителей Эквадора и Абхазии и нашла очень много общего в природных условиях, укладе жизни, питании обитателей этих регионов.

На страницу:
4 из 9