bannerbanner
Алгоритм вечной молодости
Алгоритм вечной молодости

Полная версия

Алгоритм вечной молодости

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 9

Например, 97-летняя торговка рыбой относила свое долголетие на счет утреннего ритуала, который включал в себя массаж холодной водой и завтрак, состоящий из пригоршни слегка обжаренных бобов сои. Она уточнила, что предпочитает пиво, но перешла на колу, поскольку та дешевле.

Другая его пациентка, которой 101 год, поучала свою 70-летнюю дочь: надо есть много рыбы и много овощей, если хочет прожить долго. «Но всегда держи желудок на одну пятую пустым, – наставляла она, – никогда не ешь досыта».

«Я считаю, что главный секрет долгой жизни на Окинаве включен в свинине и в юмару», – говорит Кадзухико.

Это заявление может удивить многих европейцев и американцев, которые привыкли воспринимать животный жир и, как следствие его, холестерин в качестве «ангелов смерти». Но только не японцев, съедающих до 14 граммов соли в день, поскольку еще в 60-е годы выяснилось, что инсульт – убийца номер один в стране – является результатом большого потребления соли при недостатке белка и животного жира.

Пища с таким большим количеством соли опасно повышала кровяное давление, особенно у наследственно предрасположенных к тому людей. Малые кровеносные сосуды мозга у пожилых людей подвергались смертельно опасным истончениям и разрывам, вызывая кровоизлияния в мозг. От инсульта умирало в два раза больше людей, чем от другого наиболее известного «убийцы» – рака.

Наблюдения японских врачей показали, что жители Окинавы каким-то образом ухитрялись иметь значительно меньший процент кровоизлияний в мозг, нежели в других районах Японии. Одним из первых факторов, который подвергся изучению, был рацион питания на Окинаве. Различия в питании оказались разительными!

Основу окинавской кухни составляют рыба, рис и свинина. Вместе с рисом здесь используется богатый витаминами «тофу», завезенный из Юго-Восточной Азии. Свинина обычно варится несколько часов и доводится до состояния нежного, тающего во рту мяса, с которого неоднократно снимается образующийся жир. После этого свинину вымачивают в маринаде из коричневого сахара и крепкой рисовой водки авамори. Кусочки этой свинины добавляют в супы, лапшу или рис, поджаренный с морковью, белым редисом и зеленью. Окинавцы любят также крепкие приправы – жгучее масло из «чили» и кусочки остро-горькой дыни. В почете чеснок и острые сорта перца, придающие особый вкус и «душу» любому блюду.

В результате окинавцы потребляют в три раза больше мяса (и соответственно жира), на 50 процентов больше «тофу» и на 40 процентов меньше соли, чем жители собственно Японии. Это вроде бы незначительное отличие кулинарного стиля позволило окинавцам сохранить достоинства японской рисово-рыбной кулинарии и в то же время избежать ее недостатков, приводящих к смертельно опасным инсультам.

«Здесь говорят, что пища – это лекарство, – поясняет Тайра. – Но это лишь часть ответа. Второй и, возможно, более важный секрет долгой и здоровой жизни на Окинаве заключается в том, что мы называем «юмару».

Это название происходит от японского слова «связь». Пожилые люди обычно хотят оставаться в своем доме и как можно дольше принимать активное участие в работе и в жизни. Когда человек достигает преклонного возраста, селяне поступают следующим образом.

Например, у старой женщины имеется рыбная лавка. В молодые годы она рано вставала и шла на оптовый рынок, чтобы купить рыбу для своего магазина. Поскольку сейчас она не может сделать этого сама, на рынок за рыбой отправляется кто-нибудь из более молодых соседей. И самое важное – в ее лавку приходят люди и покупают рыбу, даже если она не очень свежая. Они вообще могут не есть эту рыбу, но об этом нельзя говорить хозяйке магазина.

Это и есть «юмару», которая создает у пожилых людей чувство собственной нужности, заставляет их вставать рано утром и открывать рыбную лавку, даже в возрасте 103 года. Между прочим, эта бытовая философия зародилась в деревне.

Теперь, когда все больше людей в Японии живут до 80 и 90 лет, японское правительство озадачено тем, как поддержать пожилых людей. С этой целью на Окинаве было проведено еще одно исследование старейших жителей в деревне Огими, где обнаружилась еще одна причина долголетия.

Дома в деревне маленькие, деревянные, с красными черепичными крышами. Каждое утро двери и окна широко раскрываются, чтобы впустить воздух и свет. Горы, густо покрытые соснами, спускаются прямо к морю. Старейшие жители деревни большую часть года проводят на улице, гуляя, копаясь в огороде, посещая немногочисленные лавочки.

Ввиду того что в Огими не было никакой промышленности, молодежь уезжала на поиски работы в другие места. Оставшиеся в деревне старики, спасаясь от одиночества, стремились укрепить связи с соседями и друзьями. Для этого они, просыпаясь, сразу широко открывали двери. Если у кого-то двери оставались закрытыми, все бежали узнавать, не случилось ли чего в том доме.

Исследования, проведенные в США, также подтвердили, что пожилые люди с сильной привязанностью хотя бы к одному человеку живут дольше и меньше подвержены травмам, болезням и психической депрессии, нежели люди одинокие.

На берегу у въезда в деревню Огими высится камень – знак уважения к долголетию ее жителей. На камне японскими иероглифами вырезаны слова древней пословицы Окинавы: «В 70 лет ты еще ребенок, в 80 лет – молодой юноша или девушка. И если в 90 лет кто-то с Небес пригласит тебя туда, скажи: «Сейчас же уходи. И приходи, когда мне будет 100». Может, и нам стоит постоянно иметь перед глазами совет, которому следуют жители Черепашьего рая?

Еще один «оазис долголетия» находится на Тайване. Жители Тайбэя гордятся, что в их городе насчитывается свыше 60 старцев, чей возраст перешагнул вековой рубеж. Самому старшему из них исполнилось, как он сам признается, «всего лишь 113 лет». Это, считает тайбэйский долгожитель, нормальный возраст, которого может достичь любой при желании и стремлении… жить. Всего на Тайване проживает около 500 человек, чей возраст превышает 100 лет.

Отказ от курения и спиртного, считает большинство долгожителей на Тайване, является одним из важных условий для продления жизни человека. Однако при этом каждый должен научиться правильно использовать свои внутренние силы и энергию. «Уметь жить, дорожить каждым мгновением жизни – вот чему должен научиться каждый человек». Подобной философской мудрости придерживаются тайваньские долгожители.

По их мнению, питание играет всего лишь вспомогательную роль. Даже вегетарианская пища не будет иметь никакого значения для продления жизни, если человек «не умеет жить».

Естественно, для овладения искусством жизни необходимы внутренний настрой каждого человека, а также высокие нравственные устои и мораль. Чистота души – непременное условие того, что человек действительно научится этому искусству и будет жить долго, утверждают старцы Тайваня.

Необычайно много долгожителей и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая, где проживает 860 долгожителей, которым посчастливилось перейти столетний рубеж.

Подавляющее большинство почтенных старцев и старушек – почти 75 процентов – проживает в 16 местностях этого автономного района: в Хотане, Каше и Аксу – трех регионах Южного Синьцзяна, а также в пограничной полосе большой пустыни Такла-Макан. Любопытный момент: в Синьцзяне проживает несколько десятков народностей, в то время как свыше 90 процентов местных долгожителей – уйгуры.

Примечательно также, что во всем мире долгожителей-мужчин меньше, чем женщин. А здесь наоборот – долгожители доминируют над долгожительницами.

Ученые Синьцзянского геронтологического комитета и местного медицинского института попытались понять причину долголетия этих китайцев. В ходе предварительных исследований они пришли к следующим выводам.

Во-первых, все три района – Хотан, Каш и Аксу – относятся к регионам с весьма специфической, уникальной природной средой. Они хоть и приютились на окраине великой пустыни, тем не менее, сплошь и рядом усеяны оазисами и по сравнению с другими территориями Синьцзяна озеленены намного лучше. Воздух там гораздо чище, загрязнений минимум. Словом, экология в порядке. Что касается прозрачной и чистой питьевой воды, то она изобилует незаменимыми для здоровья человека микроэлементами. В частности, в ней высок уровень содержания магния – элемента, предотвращающего сердечно-сосудистые болезни и дряхление.

Хотан, Каш и Аксу, а также другие местности Синьцзяна – своего рода фруктовый рай. Согласно выводам диетологов, пища уйгурских старцев относится к низкокалорийной и насыщенной витаминами.

Кроме того, как показали исследования ученых, у подавляющего большинства уйгуров-долгожителей существует «ген долголетия», который передается из поколения в поколение.

Следует отметить, что в Китае с древних времен долголетию уделялось особое внимание. Об этом свидетельствует «Трактат Желтого императора о внутреннем», который составил Хуанди Нэй Цзин. В его первой части речь идет о возможности достижения долголетия и о том, как люди эту возможность теряют. Трактат стал главной работой по уникальной медицинской системе, развивающейся в течение трех последних тысячелетий. Вот что в нем говорится.

«В прошлом жил Желтый Предок Хуан-Ди, который с рождения обладал силой духа и чудесными способностями. В младенчестве он умел говорить, в детстве отличался умом, в юности обладал проницательностью, а в зрелом возрасте достиг небес. Тогда обратился он к небесному наставнику:

– Я слышал, что в далекой древности люди доживали до 120 лет, а движения и действия их оставались неизменно легкими и ловкими. Ныне же люди в возрасте 50 лет действуют и двигаются с трудом. Означает ли это, что времена изменились к худшему, или же люди утратили какие-то способности?

Ци-Бо ответил:

– В глубокой древности люди знали истинный путь, соизмерялись во всем с субстанциями Инь и Ян, находили гармонию искусства и вычисления, был упорядочен ритм приема пищи и питья, соблюдалось постоянство ритма движения и покоя. Люди без глупостей и суеты делали свою работу. В результате телесная форма и духовное начало действовали в гармонии, а люди проживали здоровыми все годы, отпущенные им от природы, достигали столетнего возраста и лишь тогда покидали мир.

В нынешние времена дела людские обстоят не так, как раньше. Вино пьют вместо молока, суета стала обычной манерой поведения. В пьяном виде вступают в любовные связи, а желания истощают запас семени – цзин. В результате растрачивается, рассеивается истинное устремление.

Люди, не обладая знанием, стремятся к наполнению и удержанию; не сообразуясь со временем, расходуют дух – шэнь. Делами ускоряют движение сердца, нарушают законы радостной гармонии жизни. Движение и покой у людей не связаны с истинным ритмом, потому-то к 50 годам люди уже больны.

Совершенномудрые в глубокой древности, передавая учение, говорили, что все это – суетная ложность, предательский ветер. Есть специальные дни, когда можно предотвратить любое заболевание. В это время следует пребывать в безмятежности полного покоя, в небытийной пустоте. Тогда истинное дыхание – ци будет послушно двигаться в соответствии с ритмом восьми сочленений, а семя и дух пребудут во внутренних сферах, где им и положено быть. Откуда же в таком случае возникнет болезнь?

Таким образом тренируются устремления воли и ограничиваются желания. Сердце успокаивается, человек теряет страх. Тело утруждается, но утомления не чувствуется. Все следуют своим устремлениям, и все получают то, к чему стремятся. Потому человек любит свою пищу, с радостью носит свою одежду, радуется данным ему обычаям. Высокие и низкие не завидуют друг другу. Такие люди и называются простыми – они не боятся мира вещей, соблазны разврата не способны смутить покой их сердец. Вкусы и желания не могут утомить их глаз. Они не боятся мира вещей и потому не отходят от правильного пути.

В таком случае можно достигнуть возраста ста лет и продолжать двигаться и работать, как и прежде, легко. Таким образом не нарушается целостность их духовных сил».

Пример с Тайбэем показывает, что значительное количество долгожителей по каким-то причинам может быть сконцентрировано в отдельно взятом городе. Но бывает, что повальным долголетием отличается целый народ или племя, проживающее на территории многонационального государства. К таковым относятся хунзы – народ, живущий в окрестностях Кашмира в Индии. Московская журналистка Татьяна Абрамова рассказала об экспедиции английского военного врача Роберта Мак-Карисона, который в 50-е годы служил там и описал быт этих удивительных людей.

Выполняя свои служебные обязанности, Мак-Карисон тесно общался со многими народами и племенами, обитающими между Тибетом, Китаем, Афганистаном и нынешним Пакистаном. Во время скитаний по этим местам он столкнулся с хунзами. С первого же взгляда его внимание привлекло стройное телосложение представителей этого народа, их необычайно высокая работоспособность. Несмотря на то что его как врача здоровые люди не интересовали, он был потрясен, поскольку среди хунзов здоровы были все – молодые, и старые.

Наибольшее удивление Мак-Карисона вызвал тот факт, что у хунзов, как и у жителей острова Окинава, не обнаружилось ни одного из тех заболеваний, которые в преклонном возрасте принимаются современной медициной за норму. У стариков в отличном состоянии были все органы, в особенности зубы и глаза. Даже дальнозоркость, которая начинает развиваться у цивилизованных народов лет с сорока пяти, и та не встречалась ни у одного из хунзов. Так же обстояло дело с сердечными заболеваниями и склерозом, которые цивилизация объявила нормальным и неизбежным явлением в старости.

Мак-Карисон решил вернуться к хунзам и во время второй экспедиции жил вместе с ними в их домах.

Хунзы живут в гористой местности, почти полностью лишенной плодородной почвы. Поэтому каждый клочок земли используется под плодовые деревья или отводится под овощи и картофель. Обрабатываемые земли постоянно испытывают нехватку воды: дожди идут только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. И снега там тоже очень мало. Поэтому вода на вес золота. Хунзы собирают ее и дорожат каждой каплей.

Коровы у хунзов чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями. В таких условиях коровы дают менее двух литров молока в день, и то лишь сразу после отела. Овцы вовсе молока не дают, а козы – самую малость. Мясо этих животных жилистое и совершенно обезжиренное.

И люди живут впроголодь, особенно в зимние месяцы. Зимой они укрываются в своих небольших каменных домах, в которых нет окон (чтобы не напускать лишнего холода) и существует всего одно отверстие, служащее дымоходом. Оно же обеспечивает вентиляцию воздуха. Никакой мебели; хунзы спят, едят и зачинают потомство на каменных скамьях, высеченных вдоль стен. Домашний скот «расквартирован» в прихожих. Поскольку в окрестностях нет леса, то нет и дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев, на нем варят пищу, но его не хватает для того, чтобы греть воду для стирки и купания. Поэтому люди умываются и стирают одежду только в холодной воде. Более того, нет веществ, из которых можно было бы сделать мыло. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного масла.

В зимние месяцы люди ведут исключительно «вегетарианский» образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами. Когда наступает весна, хунзы переходят на «подножный корм» – собирают травы, пока не наступает пора сбора первого урожая. В течение восьми-десяти теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Спят, работают, развлекаются, женятся, рожают детей и умирают вне дома.

И тем не менее вопреки всем традиционным представлениям, этот народ обладает завидным здоровьем. Более того, согласно достоверным научным исследованиям, которые провели вслед за Мак-Карисоном другие ученые, это один из самых здоровых и счастливых народов во всем мире, тогда как его соседи, живущие в плодородных долинах и в гораздо более благоприятных условиях, имеющие в изобилии продукты питания, не обладают ни здоровьем, ни счастьем.

Причина такого здоровья и счастья у хунзов, согласно мнению всех ученых, посещавших этот народ и изучавших его жизнь и быт, кроется в характере питания.

В результате всех исследований Мак-Карисон уточнил, каковы же главные отличия пищи, лежащей в основе здоровья хунзов.

Хунзы редко едят мясо и пьют очень мало молока. Они получают белки главным образом из пшеницы и ячменя (съедая зерна этих злаков целиком или проращивая их), а также из хлеба, приготовленного из тех же злаков, всегда с примесью отрубей. Эти зерна и их шелуха, помимо белков содержат кальций и минеральные соли.

Хунзы едят неочищенный рис. В рисе очень мало белков, а полезные минеральные соли и витамин В содержится только в шелухе риса. В рационе хунзов также много картофеля с кожурой, которая содержит белки и ценные минеральные соли, а также все виды бобовых. Это важно, поскольку различные бобовые (фасоль, чечевица, горох), из которых человек получает белки, достаточны лишь в том случае, если он потребляет их во всем разнообразии. Если же один из видов бобовых выпадает из рациона, организм оказывается лишенным некоторых компонентов, важных для здоровья.

Но главный элемент питания хунзов – фрукты, как свежие, так и сухие. Даже хлеб занимает в их скудном рационе более скромное место, чем яблоки и все виды абрикосов, которые они едят целиком, включая кожицу, косточки и капельки масла, содержащиеся в косточках. Кроме того, хунзы едят различную зелень, которую в состоянии вырастить и добыть, включая траву.

Такое питание, прежде всего, является полноценным, натуральным и без вредных примесей. Хунзы питаются скудно, но правильно. В их пище мало калорий, но она полностью соответствует физиологическим требованиям человеческого организма. Пример хунзов подтверждает очевидную истину: для отличного здоровья важны два аспекта – есть нужно немного, лишь в соответствии с истинными нуждами организма, но пища должна быть полноценной, доброкачественной и легко усвояемой.

Подобное питание привело к тому, что у хунзов исключительно высокая трудоспособность в широком смысле этого слова – и во время работы, и во время плясок, и во время игр. Для хунзов пройти сто-двести километров все равно, что для современного человека совершить короткую прогулку возле дома. Они легко взбираются на крутые склоны, чтобы передать письмо или другие известия, и возвращаются домой свежие и веселые.

Полное отсутствие болезней ведет к тому, что хунзы очень жизнерадостны. Они постоянно смеются, всегда находятся в хорошем расположении духа. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, они тонкие, нежные и отзывчивые, как струна», – говорит о них Мак-Карисон. Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль и любые неприятности.

Исследовав и описав образ жизни хунзов, Мак-Карисон решил поставить уникальный опыт. Он разделил подопытных крыс на две группы и назвал их в соответствии с двумя группами населения – «уайтчепель» (район Лондона) и «хунзы». Крысы содержались в одинаковых условиях, но получали разную пищу, в соответствии с национальными традициями этих народов. Группа «уайтчепель» получала пищу, которую употребляют жители Лондона: белый хлеб и разные изделия из белой муки, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сладости, вареные овощи и т. п. Крысы «хунзы» получали ту же пищу, что и люди этого племени. Он исследовал состояние здоровья целого поколения крыс, получавших два разных вида еды, и выявил интересную закономерность.

Группа «уайтчепель» переболела всеми болезнями, которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая хроническими и старческими недугами. Эта группа оказалась довольно нервозной и воинственной; крысы кусали друг друга и даже загрызали до смерти. А крысы «хунзы» оставались здоровыми и жизнерадостными и проводили время в играх и спокойном отдыхе.

Видимо, когда-нибудь будет написана книга о том, сколько войн и революций совершили люди под влиянием нездорового питания.

Следует высказать еще одно соображение, чтобы дополнить урок, который можно извлечь из примера здоровых и счастливых хунзов. Эти жители очень бедны, мало едят, в зимние месяцы почти голодают и все же вполне здоровы. Можно, однако, заменить слова «и все же» словами «и потому»… Именно жизнь впроголодь в течение довольно длительного периода помогает избежать множества заболеваний.

Много общего с хунзами у жителей Абхазии – еще одного центра долгожителей. Как и в предыдущих случаях, к долголетию оказался предрасположен народ, проживавший на территории многонационального государства. Абхазия входила в состав Грузии, но почему-то именно среди абхазов отмечается наиболее высокий процент людей, чей возраст перевалил за 90.

Долгое время считалось, что причиной того были райские условия жизни абхазцев – фрукты, море, горный воздух… Правда, в таком случае было непонятно, почему так долго не живут грузины, находясь точно в таких же условиях. Совместные исследования американских, российских, украинских и грузинских ученых, проведенные в 80-е годы прошлого столетия, подтвердили несостоятельность подобного заблуждения и выявили совсем иные причины долголетия. Это были уникальные исследования, поскольку впервые охватывали целый народ. Результаты работ были опубликованы в книге «Абхазское долголетие».

Довольно быстро выяснилось, что кавказские горцы живут долго не благодаря горному воздуху, а вопреки ему. На самом деле разреженный воздух способствует развитию недугов, которые вызываются малым содержанием кислорода в атмосфере и, как следствие, в организме человека. Должно смениться не одно поколение, пока организм привыкнет к экстремальным условиям. Кто сомневается, может поинтересоваться у альпинистов, каково их самочувствие, когда они штурмуют горные вершины.

Климат в тех краях также оказался далеко не райским: жаркий и влажный в летнее время, он создает идеальные условия для развития малярии. В зимнее время здесь дуют пронизывающие ветры, которые сопровождаются резким понижением температур. На фоне высокой влажности такие погодные условия переносятся довольно болезненно. Выходит, внешние условия не имеют отношения к феномену долголетия в этих краях? Ученые отвечают на этот вопрос положительно и утверждают, что, так же как и у хунзов, определяющее значение имеет образ жизни.

Так, абхазы не утепляют на зиму свои жилища, а в холодные дни обходятся старой традиционной одеждой, предпочитая ее более современной, теплой и удобной. Комфорт и уют имеют для них второстепенное значение. Питание очень скромное и неприхотливое: густая кукурузная каша со специями, сыр и другие молочные продукты. Весной очень популярно блюдо из молодых листьев черемши, которые варят, охлаждают и заправляют кислым молоком. По заключению специалистов, меню абхазцев представляет собой образец сбалансированного питания, когда калорийность пищи соответствует энергетическим затратам организма.

Кроме того, в горах Кавказа есть растение, которое называется тут. В Коране написано, что это золотая ягода или ягода долголетия. Когда определили ее химический состав, то были поражены: восемь аминокислот, среди которых та, какой японцы лечат различные нервные заболевания; в них вся таблица Менделеева. Причем все это – не искусственная, а природная, а значит, гармоничная смесь. Проведенная медицинская апробация показала улучшение психики, гормонального обмена, кровообращения мозга. Возможно, благодаря этой ягоде среди долгожителей практически не встречаются маразматики.

Живя в горной местности, абхазские долгожители всегда имеют постоянную, но не чрезмерную физическую нагрузку. Многие из них продолжают работать пастухами и, что особенно важно, совершать длительные переходы в гости к родственникам или соседям, живущим в соседнем селе. Пешеходным прогулкам помогает и отсутствие дорог высоко в горах. По мнению физиологов, такие прогулки по пересеченной местности с перепадами высот в десятки и сотни метров – лучший способ поддержания тонуса организма в преклонном возрасте.

Такой образ жизни, несомненно, сказывается и на облике человека. Как-то, будучи в Сочи, я поднялся в горы, где встретил пожилого абхазца, предложившего выпить домашнего вина. Он был очень открыт, доброжелателен и общителен. В беседе выяснилось, что ему около 90 лет. Я был поражен, поскольку, в отличие от своих городских сверстников, он был очень подвижен и подтянут. Он сказал, что ему незнакомы боли в суставах и сердце и он никогда не пользовался очками и тростью. Но, как показали исследования, образ жизни – не единственный и не самый главный фактор, продляющий годы жизни абхазцам.

Большое значение имеет также генетическая предрасположенность. Оказывается, в тех семьях, где хотя бы один из родителей перешагнул 90-летний рубеж, потомки бывают долгожителями значительно чаще, чем в других семьях того же села. Было также сделано еще одно неожиданное открытие. Исследования биоэлектрической активности мозга у абхазских долгожителей выявили повышенные частоты альфа-ритма. Тот же самый признак характерен и для долгожителей из других регионов. Выходит, продлению жизни способствует какая-то особая работа мозга.

На страницу:
3 из 9