bannerbanner
Алгоритм вечной молодости
Алгоритм вечной молодости

Полная версия

Алгоритм вечной молодости

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 9

Алгоритм вечной молодости


Евгений Голомолзин

© Евгений Голомолзин, 2023


ISBN 978-5-0059-9384-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Несколько лет я не мог решиться приступить к написанию этой книги. Материала было предостаточно – встречи с долгожителями, научные конференции, публикации в прессе… Не было одного – чувства востребованности темы. Было очевидно, что долголетие, не говоря уже о бессмертии, мягко говоря, не очень актуально.

И действительно – часто на похоронах можно услышать фразу, брошенную какой-нибудь сердобольной бабулькой: «Отмучился грешный!» Выходит, жить мучительно? Увы, это подтверждает тот факт, что даже в благополучных странах весьма высок процент людей, кончающих жизнь самоубийством. Душевные и телесные недуги досаждают людям всю жизнь. О каком долголетии может идти речь! Так думал я, пока не осознал, что мы просто неверно представляем себе долголетие!

Обычно в это слово мы вкладываем очень простой смысл – долгая жизнь, независимо от ее качества. «У нас все время толкуют о продлении жизни, – писал Лев Гумилев, – а по существу занимаются продлением старости. А это не такое большое удовольствие». Мой друг любил повторять фразу: «До ста лет можно прожить здоровым человеком, а можно провести эти годы в инвалидной коляске». Понятно, что в первом случае долголетие окажется даром Божьим, а во втором – самым суровым наказанием. Выходит, все зависит от того, в каком состоянии мы проживаем свою жизнь? Это была первая зацепка. Вторая появилась благодаря фантастике.

Однажды мне в руки попался небольшой фантастический рассказ, в котором шла речь об ученом-биологе, придумавшем удивительный способ продления жизни ботинок. Что происходит с новой обувью, когда мы начинаем ее носить? Сначала она теряет блеск, потом появляются царапины, затем отваливается каблук и наступает время бесконечного ремонта. До тех пор, пока нам все это не надоест и ботинки не окажутся в мусорном ведре.

Поскольку обувь сделана из кожи, ученый придумал способ, позволяющий восстанавливать ее клетки и поддерживать в новом состоянии ровно столько, сколько эти клетки способны восстанавливаться. Что из этого получилось? Купленные ботинки всю свою жизнь были как новенькие, будто только что вышли из рук мастера-обувщика! И только через много лет, когда заканчивалась возможность клеток восстанавливаться, они рассыпались в прах. После удачных экспериментов с башмаками ученый применил этот способ на себе. Понятно, что из этого получилось. Так родилась новая концепция долголетия.

А теперь представьте, что вы живете ровно столько, сколько хотите, и в том возрасте, какой вам больше всего нравится. Ваши душа и тело всегда здоровы, вас не терзают болезни, не досаждает старческая немощь. Вы всегда красивы, привлекательны и полны сил. И только когда вы почувствуете, что выполнили свою миссию на Земле, когда вам станет тесно в этом мире, вы будто нажмете некую невидимую кнопочку и уйдете в иные миры. Разве вы не хотели бы иметь такое долголетие? Ну, а те, кому Земля понравится навечно, может эту кнопочку и вовсе не нажимать. Тогда это будет бессмертие. Но уже как дар, а не наказание.

«Но это же фантастика!» – может воскликнуть пессимист. Ученые так не считают. Американский физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман сказал в свое время, что если бы человек взялся за проблему продления индивидуальной жизни на неопределенно долгое время, то в теоретической биологии не нашлось бы закона, который помешал бы ему добиться успеха.

Многие другие ученые также были уверены, что проблема продления жизни в конце концов обязательно будет решена. В России над ней работали И. И. Мечников, В. М. Бехтерев, К. Э. Циолковский. А по мнению известного футуролога, английского ученого и писателя Артура Кларка, автора переведенной на многие языки книги «Черты будущего», бессмертие будет достигнуто в XXI веке.

Не стоит забывать и о том, что любая принципиально новая идея кажется фантастической, но вспомните – почти все идеи писателей-фантастов XIX века были реализованы менее чем за сто лет! Анализ материалов, касающихся долголетия, показал, что человечество вплотную приблизилось к решению этой задачи. Более того, способ достижения «радостного долголетия» – назовем его так – уже открыт и может быть использован на практике. Оказалось, что эликсир вечной молодости находится не где-нибудь, а у нас в голове. Но обо всем по порядку…

Глава 1. РЕАЛЬНАЯ ВЕЧНОСТЬ

«За это ты будешь жить вечно…»


Любая исследовательская работа начинается с изучения истории вопроса. Это необходимый этап в процессе познания, нужный для того, чтобы не повторять уже сделанное, выявить закономерности в развитии процесса и отыскать рациональные зерна, пропущенные предыдущими исследователями.

Исследование того периода истории человечества, когда появилась письменность, не представляет большого труда – знай штудируй древние трактаты, обобщай и делай выводы. Но как узнать, какие события происходили в мире, когда человек не умел выражать свои мысли посредством закорючек, называемых буквами?

Здесь на помощь приходят материальные носители – вещи, созданные руками человека; остатки животных и растений; горные породы, способные рассказать о том, что происходило с планетой. И еще сказки, мифы и легенды. Они передавались из уст в уста, неся из поколения в поколение знания о Древнем мире.

Разумеется, легенды несколько искажают реально происходившие события. И понятно почему. Слушать рассказчика и передавать рассказанное дальше будут только в том случае, если информация захватывающе интересна. Чтобы она была интересной, ее «сдабривают» «жареными фактами», акцентируют или ослабляют внимание на каких-то моментах – в общем, делают то же самое, что и большинство современных средств массовой информации. Но при всем при этом в легендах и мифах всегда присутствует «сухой остаток» – сообщение о неком реальном событии.

Есть, правда, среди сказок те, которые подобны современной научно-фантастической литературе: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». В них содержатся сообщения о новых идеях, о которых сочинитель не может рассказать окружающим без страха прослыть безумным. В результате появляются гусли-самогуды, ковер-самолет и сапоги-скороходы, которые мы давно уже не считаем сказочным реквизитом. Не обошел этот творческий жанр и проблему бессмертия.

Одно из самых древних упоминаний об этой теме ученые нашли, расшифровав глиняные таблички шумеров, которые датируются III тысячелетием до нашей эры. Причем в них говорится, что сказание о Гильгамеше, записанное на них, является копией с еще более древнего оригинала. Записи повествуют о событии, которое потрясло жителей владений бога мудрости Энки.

Однажды из глубин Нижнего моря поднялся остров Дильмун, который был населен племенем бессмертных. Внешне они были похожи на людей, но жили вечно. Они не знали, что такое болезни и старость, головная боль и глазные болезни. Женщины оставались юными и свежими, мужчины не чувствовали себя стариками.

Обычные люди, жившие с ними по соседству, почувствовали себя глубоко несчастными, поскольку по-прежнему были обречены на болезни, лишения, старость и смерть. Среди них был Гильгамеш, правитель города Урук, сын бессмертной богини Нинсун и смертного мужа Лугальбанды. Поскольку отец был смертным человеком, рано или поздно он должен был покинуть Землю. А когда умер его любимый друг Энкидс – это заставило Гильгамеша отправиться на поиски бессмертия.

Для начала он решил найти своего предка Утнапиштима, которому вместе с супругой, единственному среди людей, боги даровали вечную жизнь. Он надеялся выведать у бессмертного предка секреты обретения бессмертия. После долгих странствий и приключений Гильгамешу удалось наконец отыскать Утнапиштима.

«О, Утнапиштим! – воскликнул он. – Если ты стал бессмертным, то, быть может, и мне даруют боги вечную жизнь? Чем могу я заслужить их милость?» «Не обольщайся, – ответил Утнапиштим. – Не станут боги ради тебя собираться на совет. Много людей угождали богам, но, кроме меня и моей жены, никто не был награжден вечной жизнью».

И все же он предоставил Гильгамешу один шанс достичь бессмертия: «Впрочем, можно испытать твои силы. Если ты сумеешь побороть сон, быть может, тебе удастся победить смерть. Попробуй не спать шесть дней и семь ночей!» Но что значит бессмертие без вечной молодости! И тогда Утнапиштим посоветовал Гильгамешу спуститься на дно моря и сорвать растущий там колючий терн, что таит в себе сок, освежающий силы и омолаживающий тело.

Гильгамешу удалось достать чудесное растение со дна моря. Этот волшебный куст он решил отвезти в Урук и дать попробовать его сок самому ветхому старику. Если тот помолодеет, то он и сам вкусит чудесного растения и вернет себе юные силы.

«Переплыв великое море и выйдя на берег, Гильгамеш увидел бассейн, сложенный из белого камня и наполненный свежей водой. Захотелось ему окунуться в воду и смыть с утомленного тела пот и пыль. Но пока погружался он в бассейн, выполз из норы хитрый змей и в одно мгновение похитил волшебный куст, скрывшись вместе с ним в недрах земли.

Горько заплакал Гильгамеш. Понял он тщетность своих усилий. Понял, что не отвратить ему надвигающуюся старость и не отдалить час смерти, предопределенной ему богами. С горечью в сердце вернулся он в свой город Урук и покорно стал ожидать страшного и неизбежного конца».

Такой вот печальный финал имеет шумерская легенда. А результаты беспечности Гильгамеша и коварства хитрого змея мы пожинаем до сих пор. Самое интересное, что еще шумеры неразрывно связывали бессмертие с обретением вечной молодости. И это понятно – кому нужна вечная старость?

Еще один миф, связанный с бессмертием, относится к эпохе античности. Богиня рассвета Эос влюбилась в сына троянского царя Титона. Чтобы никогда не расставаться с любимым, она упросила олимпийских богов даровать ему бессмертие. Коварные боги дали Титону бессмертие, но… не дали вечной молодости.

Титон жил долго. Голова его становилась белой, тело ссыхалось, все реже звучал его смех. И любовь Эос остыла. Кончилось тем, что она заперла Титона в спальне и нашла себе другое ложе. А Титон, высохший и сморщенный, превратился в сверчка и стрекочет там по сей день…

Еще одна античная легенда гласит, что греческому жрецу и поэту Эпимениду удалось продлить свою жизнь до 300 лет. Плиний Старший упоминает о некоем иллирийце, дожившем до 500-летнего юбилея. 246 лет, если верить муниципальным записям, жил китаец Ли Цуньюн, переживший за это время 23 жены. В исторических хрониках можно найти и более невероятные цифры. Так, «допотопный» царь Алулим якобы правил 28 000 лет, а Думуз – 36 000. После потопа время правления царей, однако, сильно сократилось. Но не только античные персонажи достигали весьма значительного возраста.

В Библии – книге, достойной уважения, – рассказывается о долгожителях, возраст которых исчислялся не десятками, а сотнями лет. Так, Адам жил 930 лет, его сын Сиф – 912. Но всех перещеголял Мафусаил, который умер в возрасте 969 лет. Его имя стало нарицательным, и возраст тех, кому перевалило за сотню, стали называть «Мафусаиловым веком».

Перенесемся в менее отдаленные времена. Португальский историк сообщает в своей хронике об индейце, с которым он лично встречался и беседовал и которому якобы было тогда 370 лет. Роджер Бэкон, ученый и философ Средневековья, в одном из своих сочинений повествует о немце Папалиусе – в плену у сарацин тот узнал тайну изготовления какого-то снадобья и дожил до 500 лет.

Весьма показателен и эпизод из жизни кардинала Д'Арманьяка, который, проходя 31 июля 1554 года по улице, увидел плачущего 81-летнего старика. Его преосвященство спросил о причине слез, на что получил ответ от старца, что тот был побит своим 113-летним отцом. Кардиналу представили хорошо сохранившегося папашу. «За что же вы наказали сына?» – спросили его. «Он прошел мимо своего деда и не поздоровался с ним». Деду исполнилось 143 года. Но все это ничто по сравнению с возрастом Агасфера, легенда о котором до сих пор является наиболее популярной.

Согласно ей, Христос по пути на Голгофу хотел отдохнуть возле одного из домов, но неожиданно получил яростный отпор со стороны хозяина Агасфера. Сопровождаемый конвоем и улюлюканьем толпы, Иисус с тяжелым крестом на плечах двинулся дальше, сказав обидчику короткую фразу: «За это ты будешь жить вечно…»

Рассказывают, что после этого приговора Агасфер покинул Иерусалим и долго скитался по свету. И где бы он ни находился, всюду его преследовал моральный ад. Отчаявшись, он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством – кидался в огонь и воду, но отовсюду выходил целым и невредимым. Это продолжалось до тех пор, пока он не осознал, что действительно стал бессмертным. И тогда начались его мытарства по всему миру.

Итальянский астролог Гвидо Бонатти в 1223 году встретил его при испанском дворе. Пятью годами позже о нем упоминает запись в хронике аббатства святого Альбана, сделанная со слов армянского архиепископа. Он утверждал, что разговаривал с человеком, выдававшим себя за Агасфера и хорошо помнящим события более чем тысячелетней давности.

В 1242 году этот человек появился во Франции, а в 1505-м – в Богемии. Через несколько лет его видели на Арабском Востоке, а в 1547 году он снова в Европе, в Гамбурге. О встрече и разговоре с ним рассказывал в своих записках епископ Шлезвига Пауль фон Эйтзен. По его свидетельству, этот человек говорил на всех языках без малейшего акцента. Он вел замкнутый, аскетический образ жизни и не имел никакого имущества, кроме платья, которое было на нем.

В 1575 году его видели в Испании, здесь с ним беседовали папские легаты при испанском дворе – Кристофер Крайзе и Якоб Хольстейн.

В 1603 году он появился в Любеке, что было засвидетельствовано бургомистром Колерусом, историком и богословом Кмовером и другими официальными лицами.

Когда в конце XVII века вечный странник объявился в Англии, скептически настроенные англичане решили устроить ему экзамен с участием профессоров Оксфорда и Кембриджа. Однако познания его в древнейшей истории и в географии самых отдаленных уголков Земли, которые он посетил, были поразительны. Когда ему внезапно задавали вопрос на арабском, он без малейшего акцента отвечал на этом языке. Агасфер говорил чуть ли не на всех языках, как европейских, так и восточных.

Согласно легенде, в настоящее время Агасфер проживает в Великобритании, имеет титул лорда и старинный особняк. Живет он на государственный пенсион, который потребовал у властей за разрешение подвергнуть свою особу скрупулезному медицинскому обследованию. Агасфер весьма сильно изменил свою внешность и выглядит как типичный консервативный англичанин – носит бороду и пышные бакенбарды. На вид ему можно дать около 50 лет.

Да что там далеко ходить? Возьмем русские народные сказки. Кто не слышал о Кощее Бессмертном? О Змее Горыныче, которому голову отрубают, а на ее месте тут же вырастает новая? О Бабе Яге, которая с незапамятных времен живет в своей избушке на курьих ножках? О молодильных яблоках? О живой и мертвой воде? В русских сказках идея бессмертия проходит красной нитью. А в истории про Конька-Горбунка даже имеется рецепт омоложения – для этого достаточно искупаться в кипящем молоке. Правда, не сказано, каковы есть противопоказания – ведь глупый царь не омолодился, а обварился. И подобные истории встречаются в сказках народов всего мира.

Чтобы отыскать упоминания о бессмертии, не обязательно забираться в глубокую древность. Даже в настоящее время некоторые случаи вполне можно отнести к разряду легендарных. Рассказ об одном из них со слов домохозяйки Татьяны Григорьевны Селезневой записал журналист Григорий Ганджа.

«Когда я жила в Первоуральске, была у нас соседка Варвара Тимофеевна, сколько лет ей исполнилось – никто и не помнил. Выглядела она, однако, годков на шестьдесят. Все вокруг говорили, что появилась она в наших местах еще до революции, а еще – будто знает какие-то старые секреты колдовства. И вправду – ходили к ней молодые девчонки бородавки заговаривать да женихов привораживать. И никто еще внакладе не остался, потому что заказы на женатиков она не принимала, а доброму делу завсегда старалась пособить. Однако же многие ее побаивались, старушки – так просто обходили стороной.

И вот как-то раз на Иванов день собрала Варвара Тимофеевна котомочку и отправилась в лес – будто бы цветок папоротника искать. Все ведь знают, что его колдовская сила возрастает в полнолуние, особенно в этот ведьмачий праздничек. А наутро все петухи в нашей местности взбесились, даже самые старые и мирные. Дерутся между собой не на жизнь, а на смерть. Только пух да перья летят.

Следующей ночью еще страшнее нам стало: прямо возле домов волки воют. Будто бы целая стая набежала, ну и собаки забрехали что есть мочи, скотина забеспокоилась. Так продолжалось неделю подряд. Народ – те, что верующие, конечно, – днем и ночью из церкви не вылезали, перед иконами свечки жгли кто за здравие, кто за упокой. А в лесу, чуть ночь-полночь, странное уханье и свечение синеватое, как газовая конфорка. А через месяц вдруг появляется… не то чтобы Варвара Тимофеевна, а ее молодая копия. Назвалась эта женщина Настасьей, сказала, что, мол, внучатая племянница она Тимофеевны. Бабушка Варвара умерла, а дом к ней по наследству перешел. И главное, документы честь-честью показала.

Красоты она была неописуемой: коса до пояса, волосы черные, глаза зеленые – в общем, как в сказке. И устроилась в районную библиотеку. Тут все местные мужики стали туда паломничества устраивать – читателям заделались. Она же, хоть со всеми вежливая и приветливая, на них даже и не глядит. И у самой в глазах тоска и скука какая-то смертная. Женщины наши ее невзлюбили, как и Тимофеевну. А я ее очень жалела, мы даже подружились. Хотя мне – шестьдесят, ей – тридцать, а вроде как и разницы не чувствовалось.

Однажды стало мне плохо, забрали в больницу. Оказалось, правосторонний инсульт. А дочь с зятем в то время на юг уехали, даже телеграмму дать было некому. Соседки все по хозяйству хлопотали, не до меня им было. Только Настасья меня не забывала, каждый день приходила навещать. Потом меня выписали. Говорить я почти не могла, и зрение заметно испортилось. Но стала вдруг вещи странные чувствовать: как появится у меня Настя, комнатка как будто странным светом освещается и кажется мне, что не она это, а соседка Варвара Тимофеевна.

Я как-то невзначай ее окликнула: «Варвара!» Она испуганно вздрогнула и обернулась. Потом вроде справилась с собой: «Что же вы меня, Татьяна Григорьевна, с бабушкой путаете?» Я извинилась и говорю: «Уж больно вы похожи, Настенька! Совсем одно лицо!» А у самой в душе какое-то смятение началось: замечаю я, что Настя хоть и приехала недавно, но про соседей слишком много знает. Конечно, на отношения наши это не влияло, но мы даже как будто сблизились с ней.

Вскоре на меня свалилось горе: дочь с зятем попали в автокатастрофу и погибли оба. Только семилетняя внучка Аленка осталась жива. А у меня к тому времени и сил-то почти не осталось. Аленка от рук отбивается, пенсии моей не хватает на двоих. Настя, когда деньги были, подбрасывала, но все равно мы еле концы с концами сводили. И как-то я говорю Насте в сердцах: «Эх, была бы жива бабушка Варвара, она бы мне рассказала, как молодость вернуть! И Аленку я бы воспитала как следует». И тут Настя вдруг даже как будто подобралась вся: «Да жива я, жива. И молодость тебе ради такого дела верну. Только надо тебе, Татьяна, страх в себе перебороть».

Я такого, конечно, не ожидала, но и не очень была удивлена. И тогда стали мы ждать Иванов день. Настя дома осталась с внучкой, а я собрала котомку – и в лес. Ужасов я натерпелась предостаточно, но вернулась оттуда молодой – как будто тридцатилетней. А потом дом продала и уехала в Краснодар вместе с Аленкой. Подальше от всяких сплетен. И даже на работу устроилась. Что я видела в лесу – вам рассказывать не буду, не всякому это знать надо. А Настя… то есть Варвара Тимофеевна… до сих пор к нам каждое лето приезжает отдыхать. Вот уже пятый год. Аленка – ей уже двенадцать – к ней как к матери привязана».

Что это был за способ омоложения, так и осталось тайной. Может, знала Варвара Тимофеевна слово какое волшебное, может – травы, а может, из далекого прошлого дошел до нее рецепт эликсира молодости, который в течение многих веков пытались создать алхимики, колдуны, монахи и ученые. Возможно, кому-то из них улыбнулась удача. Кстати, некоторые древние рецепты стали достоянием гласности, и каждый может проверить их действенность. Вопрос только в том, сможете ли вы раздобыть нужные ингредиенты, а потом заставить себя принять снадобье.

Попробуйте, например, воспользоваться рецептом личного врача папы Бонифация VIII (XI век). Мелко-мелко измельчите изумруд, золото, жемчуг и сапфир и тщательно перемешайте. Затем добавьте порошки из рубина и топаза, красного и белого коралла, слоновой кости и сандалового дерева. Смесь сдобрите корнем алоэ, мускусом, амброй и добавьте сердце благородного оленя. Предупреждаю, что ваши фамильные драгоценности, использованные для приготовления состава, могут быть погублены бесполезно – ведь сам папа Бонифаций VIII давно умер.

Кстати, подобные казусы возникали и значительно позднее. Когда в 1946 году скончался крупный советский геронтолог академик Александр Богомолец, которого лично опекал Сталин, вождь народов с ненавистью сказал: «Обманул, сволочь!»

Восток, как известно, дело тонкое, и потому рецепты, почерпнутые из древних собраний премудрости, имеют еще более экзотический состав. Так, одна из восточных книг рекомендует взять жабу, прожившую 10 000 лет, и летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их в тени, истолочь в порошок и принимать небольшими дозами. Здесь самой сложной задачей будет определить, сколько жабе лет, ведь у дам не принято спрашивать о возрасте. От приема такого рода снадобий случались и летальные исходы. Так, китайский император Сюаньцзун (VIII век) умер, приняв эликсир бессмертия.

А вот Чжаи Даолин, основатель философии дао, с помощью изготовленного им эликсира в 60 лет сумел омолодиться и прожить до 122 лет. Его последователи считали, что эликсир должен состоять из обычных веществ, встречающихся в природе. Главное, чтобы он в разумном соотношении содержал женское и мужское начала – Инь и Ян. Например, свинец, по их мнению, изобиловал энергией Инь, а ртуть – энергией Ян. Из этих двух веществ создавалась Чистая Ян, которая уже не обладала свойствами ни Инь, ни Ян и считалась эликсиром вечной молодости. Возможно, с тех времен организм человека претерпел большие изменения, потому как сейчас употребление свинца и ртути плохо сочетается с жизнью вообще.

Один из главных мифов об Атлантиде посвящен амброзии и нектару – пище и напитку богов, которые давали им бессмертие. Амброзию приносили голуби с берега океана. Арийские источники также говорят об эликсире бессмертия. Это – амрита, находящаяся на дне океана. В легендарном царстве Иоанна, расположенном в Центральной Азии, был удивительный источник – глубокому старцу достаточно было приблизиться к нему, чтобы вскоре стать юношей.

Одним из наиболее известных европейцев, возможно, обладавшим «эликсиром жизни», был граф Сен-Жермен. О его долголетии складывались легенды! И неспроста. Главной «виновницей» его популярности была «вода омоложения», которую он лично изготавливал и поставлял ко двору. Этим можно объяснить личное покровительство небезызвестной мадам Помпадур, которое она оказывала Сен-Жермену.

Легендарный граф Александр Калиостро также объявил в свое время, что обладает секретом возвращения молодости. После того как графа схватила инквизиция и он умер в 1795 году на дне глубокого колодца, все бумаги Калиостро были сожжены. Правда, с одной из записок в Ватикане сняли копию. В ней шла речь о снадобье, возвращающем молодость: «…приняв это, человек теряет сознание и дар речи на целых три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния… на тридцать шестой день он принимает третью и последнюю крупицу, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа, выпадают зубы и волосы. Все это вырастает снова в течение нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком, испытав полное омоложение».

В 1858 году объявился некий господин Дюпле, который назвался хранителем подлинного рецепта графского снадобья и сделал его всеобщим достоянием: «…800 граммов гвоздики, такое же количество китайской корицы и мускатного ореха, по 200 граммов шафрана, горечавки, узика, 2400 граммов сабура, 1200 граммов вина, 2500 граммов чистого териака и 36 литров 85-процентного алкоголя. Все это замачивать в течение 48 часов, затем медленно дистиллировать, пока не получится 36 литров раствора, куда добавить 50 килограммов белого сахара, 15 сантиграммов тинктуры мускуса и 3 литра сиропа „Флердоранж“. Состав развести водой так, чтобы получилось 100 литров ликера. После этого профильтровать и укупорить».

На страницу:
1 из 9