bannerbanner
Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки
Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Полная версия

Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 10

Мыслить – не выдумывать и гадать, как думает обыватель, но рассматривать факты, подразделять явления по признакам сходства и различия, отождествлять и различать. Мыслитель не «догадывается», но отождествляет, понимает. Мышление начинается с классификации. Мыслитель, серьезно настроенный на познание материи, должен прежде подразделить явления по родам. Без этого он не сможет плодотворно размышлять. Но классификация сама требует труда мысли, поскольку подразделение по родам требует определения сущности рассматриваемых явлений. Поэтому результат правильно проведенной классификации есть понимание явлений. Понять явление – определить место его в ряду других явлений, определить его особенность и общий род. Кроме атомов, молекул, организмов, ряда материальных элементов разных уровней, существует другой ряд тел – это галактики, звезды, планеты. Нельзя ставить атом и звезду в один ряд, поскольку сущность этих предметов разная. Космические тела – планеты, звезды и галактики – есть среды, множества элементов. В средах происходит возникновение, умножение и эволюция элементов. В галактических ядрах возникают элементарные частицы. Звезда есть среда элементарных частиц, в которой происходит возникновение атомов и их эволюция. Земля состоит из атомно-молекулярного вещества и эволюционирующих элементов следующего уровня организации – организмов. Верхний слой земной среды, называемый биосферой, есть среда организмов, включающая человека. Биосферу можно назвать слоем или уровнем органического вещества. Организмы – это растительный и животный мир, флора и фауна Земли. Множество организмов Земли представлены уровнями и подуровнями. На Земле в историческое время происходит становление человека как материального элемента нового уровня организации. Человек есть организм высшего уровня биосферы. Человек распространился по всей территории планеты. В ХХ веке наметилась тенденция выхода человека в космос.

Познание возможно, потому что в природе нет ничего необычного, нет ничего, что бы не укладывалось в некоторый ряд, что бы не относилось к единому роду сущего. Если организм есть необычная форма в неорганической природе, если человек есть необычная форма в органической природе, то ни организм, ни человек поняты быть не могут. Это означает, что в пределах прежнего разделенного представления о природе ни организм, ни человек как обладающий сознанием организм поняты быть не могут. В 1985 году он записал вывод своих размышлений о возможности единого понимания: «Нет ничего необычного, но все однородно. Все особенное имеет общий род». И далее: «Ошибочно мнение, что человек и вообще организм есть особенным образом организованное тело. Законы организации общи для всех уровней материи». Человек, организм как элемент биосферы могут быть поставлены в один ряд с атомом, понимаемым тоже как организованное тело, элемент атомно-молекулярного уровня организации материи. Он так и записал далее: «Человек есть обыкновенный элемент материи, как, например, атом». Он хорошо помнит ощущение открытия, когда записал этот результат своих размышлений. Это определение содержит в себе тождество «человек, организм есть то же, что и атом; человек есть атом», и оно представляет собой новое, всеобъемлющее обобщение: «человек есть элемент материи». «В чем прогрессивная суть нового обобщения? – уточнял он далее. – Человек, организм есть дальнейшая эволюция атома. Законы организации для всех уровней должны быть общими. Зная организацию человека и одноклеточного организма как материальных элементов, можно судить об организации атома». Человек прежде противопоставлял себя всей остальной природе – так называемой органической и тем более неорганической. Но человек и природа могут быть поняты только в единстве: человек – посредством природы, природа – посредством человека.

Человек есть высшая форма земного организма. Определить человека – определить организм. Но что есть организм? Биология, наука о многообразии организмов на Земле, не может дать определения организма. Организм есть в пределах биологии предельный род сущего, последнее логическое отождествление, предельное обобщение. Но с чем отождествить организм? Определить организм – выйти за пределы науки об организмах в более широкую сферу сущего. Организм имеет одинаковую с атомом сущность. Организм можно и необходимо, чтобы познание продолжалось, отождествить с атомом. Так происходит переход к новому обобщению – «материальный элемент». Организм есть материальный элемент биосферы. Организм есть материальная форма. Вся материя есть ряд материальных форм или материальных элементов разных уровней организации. Доатомные частицы, атомы, молекулы, организмы есть элементы или формы разных уровней организации материи. Отсюда организм как единица ряда материальных форм может быть по праву определен как материальный элемент. Материальный элемент, форма жизни есть еще более широкое обобщение, чем организм. И это обобщение не менее правомерно логически. Понятие материального элемента означает отождествление организма, в том числе человека, и атома. Как в прежние годы научного познания отождествление всего многообразия биосферных форм привело к закономерному обобщению «организм», так и теперь отождествление таких форм жизни, как атом и организм, ведет с необходимостью к новому обобщению «материальный элемент».

Человек и вообще организм есть организованная материальная форма. Неорганизованной материи нет, но вся материя представляет собой материальные формы разных уровней организации, формы жизни. Человек есть одна из материальных форм, некоторый организационный уровень материи. Это очень общее определение, но именно оно помогает понять общность человека и других форм материи, позволяет рассматривать человека с единой, всеобщей точки зрения на материальные формы, дает возможность перейти от эмпирического исследования человека к теоретическому его пониманию. Сделать человека предметом науки, предметом теории жизни – встать на точку зрения всеобщности, рассматривать человека с единой, всеобщей точки зрения, поставить человека в общий ряд. Человека же, наоборот, прежде противопоставляли природе, делали в бездумном мнении необычным. Необычное, особенное не может быть понято и быть предметом науки – но только обычное, общее. Наука исследует в явлениях общее, закон. Когда человек становится предметом науки, тогда знание поднимается на новую высоту и становится единым. И обратное верно: когда знание становится единым, тогда человек становится предметом науки.

Особенное явление, оставаясь во мнении особенным, не может быть понято. Понять особенное – отождествить его с другим особенным, поставить в общий ряд, рассматривать как общее. Чем шире круг рассматриваемых явлений, тем полнее понимание сущности отдельного явления. Предельно полное определение части возможно лишь в пределах всеобъемлющего целого. Отсюда и возникает стремление к полноте понимания, к определению единого предмета. Человек, рассматриваемый узко, в пределах только животного мира, есть животное; рассматриваемый более широко, в пределах всей биосферы, – организм. Но понимание сущности человека намного углубляется, если объективно его рассматривать в пределах всего мира. Человек, индивидуальное тело в этом определении есть частица материи, материальный элемент.

Человек в немыслящем мнении есть нечто особенное и необычное, есть существо надприродное. В наивном мнении человек есть существо свободное – такое существо, которое не подпадает даже под законы природы, о котором, следовательно, не может быть науки. И действительно, о таком человеке, каким он предстает во мнении толпы, науки быть не может, поскольку она занимается не чудесными и необычными явлениями, но делает своим предметом общее в явлениях, закономерное, необходимое, однородное. Удивительно это, но теоретической науки о человеке, о жизни прежде не было. Чтобы создать теоретическую науку о таком конкретном предмете, как человек, нужна, конечно, способность к абстрагированию и обобщению, нужно иметь желание и способность мыслить. Благополучным особям способность мышления, однако, не дается – это от Бога, от судьбы. Благополучные особи уже имеют свое, они блаженствуют в потреблении плодов дерева жизни, что в раю.

Человек есть эволюционирующий вид

Человек отличается от других животных наличием техники. Приспособление человека к изменяющимся условиям среды происходит не путем изменения его тела и видообразования, но путем изменения средства приспособления, орудия. Человек по его особенному способу приспособления к среде представляет собой в биосфере новый уровень единого животного рода. Человек в мире организмов представляет собой организм нового уровня. На протяжении своей истории человек не изменялся телом, и вместе с тем он изменялся, эволюционировал. Человек не эволюционировал телесно, путем изменения тела, но развивался технически. Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни представляет собой приспособление его орудий. Орудие есть средство приспособления человека к изменяющимся условиям жизни. Эволюция человека есть эволюция техники. Человеческая эволюция есть техническая эволюция. О технической эволюции человека никто раньше не говорил, потому что не было понимания того, что техническая эволюция есть частная форма эволюции материи, потому что и человека не рассматривали достаточно обобщенно, абстрактно, как эволюционирующую материальную форму. Прежде не было понимания ни сущности техники, ни сущности человека – и человек, и техника могут быть поняты только вместе.

Человек не изменяется телесно на протяжении всей своей истории. Человек есть такой животный вид, в котором эволюция организмов приняла форму технической эволюции. Человек есть эволюционирующий вид. Поскольку человек представляет всю биосферу в ее эволюционном восхождении, постольку человек есть эволюционирующий животный род. Эволюция человека есть техническая эволюция. Техника есть промежуточная среда между телом человека и природной средой. По своей сущности, идее техника есть новое, второе тело человека в стадии становления. Техника опосредствует взаимодействие человека с внешней природной средой. Техника в пределе своего развития должна разделить человеческое индивидуальное тело и внешнюю среду. Полное разделение тела и среды станет необходимостью в новой среде обитания человека – в космосе. Но подготавливаться это разделение должно в родной среде человека – на Земле. Будущее разделение будет вместе с тем и тождественным соединением тела человека и космической среды, чуждой в настоящее время человеку. Человек соединится тождественно с космической средой посредством нового, технического тела. Как уже было сказано, в настоящее время, а точнее в ХХ веке, наметилась тенденция выхода человека в космос. Этот факт, а также понимание сущности техники позволяют понять человека более конкретно, позволяют понять сущность человека в ее особенности. Человек есть будущий космический организм в стадии становления. История человека есть история становления новой, космической формы жизни, техническая эволюция. Человек есть форма земной жизни, устремленная за пределы Земли, в космос. Становление человека должно когда-то закончиться. Окончанием истории будет завершение становления человека космическим организмом. Завершение становления будет окончанием истории и социальности человека. Человек соединится с вечным своим Отцом.

История человека есть техническая эволюция. История человека есть познание. Отсюда с необходимостью следует новое отождествление: познание есть техническая эволюция. О сущности познания обыватель не задумывается, для него познание есть познание. В лучшем случае оно есть «постижение мира». Поскольку познание есть дело человека, форма его жизни, то и понятным значение познания в жизни становится только вместе с пониманием сущности самого человека. Поскольку человек есть животный вид в стадии становления его космическим организмом, то и познание предстает в новом свете. Когда становление закончится, то человека как познающего существа больше не будет, но будет космический организм. Не будет и познания, поскольку познание есть форма жизни человека как эволюционирующего животного вида. Познание закончится вместе с окончанием эволюции человека и окончанием истории. Окончание эволюции будет окончанием истории и окончанием познания. Человек станет совершенным и, как все совершенные животные виды, не будет нуждаться в познании.

Раньше было сказано о сущности техники, что она опосредствует отношение индивидуального тела и внешней среды. Производственная деятельность как опосредование человеческой жизни происходит на всем протяжении истории с использованием технических средств. Производство немыслимо без орудий, без техники. Производственная деятельность человека есть отождествление его со средой именно посредством орудий. Но и познание есть опосредование. Теоретическую деятельность познания можно только условно разделять с практической производственной деятельностью человека. Познание есть перерыв в практике: познание из практики исходит и в нее возвращается. В своей целостности процесс познания есть единство теоретической и практической деятельности. Практическая деятельность есть причина и воплощение теоретической деятельности. Техника как продукт деятельности человека есть материализация его мысли, познания. Мысль опосредствует действие; познание опосредствует жизнь человека. Познание есть материальное развитие. Познание потому и существует, что человек несовершенен и эволюционирует к своему совершенству, к становлению совершенным космическим существом. Познание есть несовершенная жизнь, форма, в которой происходит материальная эволюция. Познание есть эволюционирующая жизнь. Процесс познания в его целостности есть процесс становления человека космическим организмом, процесс человеческой эволюции. Познание закончится тогда, когда закончится становление. Для обывателя, не подозревающего о материальной эволюции человека, познание есть «чтение книги природы», «бесконечное постижение бесконечного мира». Даже и мысли прежде не было о том, что познание есть материальное развитие, стремящееся к своему завершению, эволюция. Если человек эволюционирует, то познание предстает в другом свете. Кроме того, видно для внимательного ума, что познание воплощается в практике, что конечное осуществление его – в технике, в новых технических средствах. Плоды познания не имеют никакой ценности и смысла, если не находят применения в практике. Познание заключается не в объяснении мира, но в развитии человека, а объяснение, понимание есть только промежуточная ступень познания. Практика есть действительность знания, осуществление идеи вечной жизни. Знание воплощается в новой практике, претворяется в новые материальные формы, в новую форму жизни. Понимание человека как эволюционирующего животного вида открывает путь к пониманию не только познания, но и сознания.

Эволюция человека есть частная форма эволюции материи. Ни далекие от божественного дела познания любители мудрости, ни трудолюбивые исследователи и испытатели природы – никто до настоящего времени не сказал ничего о закономерностях эволюции материи. Известная теория эволюции организмов есть первая попытка объяснения происхождения многообразия видов растений и животных. Однако и в настоящее время многое остается непонятным и необъясненным, и в настоящее время биология далека от понимания и завершения. Биолог пытается понять сущность явлений, не выходя, однако, в своем поиске за пределы своего узкого предмета науки об организмах. Но мир материальных форм значительно шире, чем мир организмов, очерченный биологией. Чем шире предмет мыслителя, тем больше он видит, тем глубже понимает сущность явлений. Если понято организационное единство материи, то специалисту частной науки нужно выходить за пределы своего узкого предмета и обретать более широкую определенность. Биоэволюция есть частная форма эволюции материи. В материи на всех уровнях есть общие закономерности, но нужно научиться понимать тождественную сущность явлений разных уровней. Вне биологии есть такие явления, понимание которых может помочь решению ее проблем.

Прежняя гносеология о сущности познания ничего определенного сказать не могла. Это и не удивительно, поскольку не было науки о человеке. Если неизвестно, что такое человек, то и познание как форма жизни человека не может быть понято. Новое понимание человека, излагаемое здесь, заключается в том, что человек есть животный вид в стадии становления, эволюционирующая форма жизни. Когда эволюция закончится, закончится и познание. Прежде думали, что сознание и познание есть признак совершенства такого животного вида, как человек; но познание есть проявление несовершенства. Человек есть высший животный вид в биосфере, но это не значит, что он и самый совершенный вид. Совершенный вид есть такой вид, развитие которого завершено, становление закончено. Совершенный вид есть завершенный вид. Человек не совершенное существо, поскольку становление его не закончено. Предыдущие виды животных совершенны, поскольку они не эволюционируют. Если особь устойчиво существует в среде, в своей экологической нише, то она находится в состоянии соответствия со своей средой обитания. Соответствие вида со своей средой обитания, устойчивость существования, неизменный образ жизни есть признаки совершенства вида. У совершенного вида нет причин эволюционировать. Человеческий образ жизни изменяется на протяжении всей истории, и это говорит о незавершенности человека, о его становлении.

Человеческое познание нужно было как-то понять. Познание свойственно только человеку, другие животные не познают. Познание есть особенность человека. Но особенностью человека является и его эволюция. Если понято, что человек есть эволюционирующий вид, то и познание становится понятным. Познание в этом свете есть состояние и форма жизни эволюционирующего существа. Познание есть эволюция, развитие. Эволюционирует в историческом процессе познания образ жизни человека, соединение его со средой. Познание есть развитие жизни, приспособление, адаптация. Можно сказать, что познание есть не столько исследование того, что есть, сколько развитие, создание нового. Познание есть созидательный, творческий процесс. Познание в обществе принимает форму технического развития. Техническое развитие есть плод познания. Познание как исторический процесс есть процесс материальной эволюции.

Человек есть эволюционирующий вид, а познание есть путь развития и становления его совершенным космическим организмом. Новое открывшееся понимание человека было и новым пониманием процесса познания. Познание открывалось в новом свете. Сущность человека прежде была для научного, рационального ума тайной, и только в религиозном христианском учении открывалась эта тайна. Но научный ум пренебрежительно относится к религиозному воззрению. Человек есть познающий вид животного рода. История человека есть история познания. Когда эволюция и история человека закончатся, то закончится и познание. Познание есть процесс развития и становления человека совершенным существом. Познание закончится тогда, когда человек станет совершенным и завершенным существом. Больше нечего будет познавать и не нужно. Прежнее представление о познании как о «чтении книги природы» совсем не соответствует действительности. По этому представлению, познание есть «постижение» того, что есть, и нужно только «прочитать книгу природы». Также прежде представлялось, что поскольку мир бесконечен, то и процесс его «постижения», процесс познания будет бесконечным. Но познание может быть понято только как конечный процесс. Познание как процесс эволюции есть создание небывалых прежде форм жизни, сотворение новых земли и неба. Изменение представления о познании, понимание, что оно должно завершиться, с необходимостью означает и изменение представления о его предмете. Прежде мнили, что человеку присуще познание, потому что он есть совершенное существо. Но познание есть признак и проявление несовершенства. Познание закончится тогда, когда человек станет совершенным существом. Значит, человек не «бесконечный мир» познает, но свое отношение к жизни, совершенствуя его.

Познание воплощается в материальных формах, в новой общественной практике. Но познание как развитие практики имеет и психическую сторону. Психическая сторона познания есть индивидуальный умственный процесс, мышление. Мыслит не коллектив, не сообщество, но индивид. Психическая сторона познания – мышление – происходит в индивиде. Познание как индивидуальный процесс есть мышление. Можно сказать поэтому, что познание есть индивидуальный процесс. Познают отдельные индивиды, а общество пользуется плодами их труда. Идеи, рожденные индивидами, воплощаясь в новой практике, придают новую форму общественной материи.

Человек отличается от других животных не только тем, что он познающее существо, но и тем, что он обладает сознанием. Говорить о познании – говорить и о сознании, поскольку познавать может только существо, обладающее сознанием. Быть познающим – быть сознающим существом. Иметь сознание —познавать. Сознание есть психическое состояние индивида, психическая форма познающей жизни. Понять во всей полноте процесс познания – понять природу сознания. Понять причину познания – понять, как в темноте бессознания вспыхивает свет сознания и человек обретает себя предметом для себя. Восторженным писателям это событие кажется величественным, но это трагичный момент, поскольку человек обретает себя в самопознании изгнанным из вечности, из дома своего вечного Отца. Сознание, как и познание, есть состояние несовершенства. Путь становления человека совершенным существом есть познание. Человек, закончивший свой путь развития, не будет себя знать, но станет бессознательным и немыслящим существом. Человек вернется в дом вечного своего Отца, утратит себя в вечности.

Космический процесс

Почему мыслитель приходит к размышлениям о мире в целом? Путь к единому знанию был найден. Было понято организационное единство материи. Определены общие понятия, категории для всех уровней организации материи – среда и элемент. Элементы всех уровней должны взаимодействовать одинаково. Должны быть общие законы организации. Если понято в абстрактной форме взаимодействие элементов социального уровня, то можно понять взаимодействие элементов других уровней. Общие формы организации для всех уровней – элементы и среды. Среда есть множество элементов. Общество, например, как среда есть организованное множество индивидов. Элементы – это доатомные частицы, атомы, молекулы, организмы. Среды – планеты, звезды, ядра галактик. Шаровидная среда имеет сложную организацию: она может состоять из элементов разных уровней, составляющих сферы. Сфера есть уровень, оболочка среды, подсреда. Земная биосфера как верхний уровень земной среды есть сложная среда, состоящая из организмов разных уровней. Человеческое сообщество представляет собой верхний уровень биосферы. Организация среды во времени и пространстве есть процесс эволюции. Элементы, составляющие среду, дифференцируются; возникают новые виды и уровни элементов. Биосфера развивалась путем усложнения строения среды, усложнения ее организации. Если законы организации для всех материальных уровней едины, но отличаются только степенью конкретности или абстрактности, то рассматривая организацию известной среды в абстрактной форме, можно понять организацию сред, менее доступных для наблюдения. Должно быть подобие организационных процессов, протекающих, например, на Земле и в других средах – в звездах и ядрах галактик. Должно быть подобие организационных процессов и в сообществах элементов. Рассматривая организацию человеческого сообщества, можно определить всеобщую закономерность организации сообществ всех уровней. Общий материальный процесс, подлежащий познанию, есть процесс космической эволюции. Космическую эволюцию – возникновение и развитие галактик, звезд и планет – нужно рассматривать как пространственно-временной процесс организации материи. Рассматривать космический процесс —рассматривать мир в целом.

Мир человека, общество, есть самый ближний и доступный для познания мир. Познавая себя, организацию социальной жизни, человек может познать весь мир. Если материя организационно едина, то в организации человеческого мира, в том числе биосферы, можно усмотреть общие закономерности развития. Рассматривая движущие силы общественного развития, можно понять общие законы материальной эволюции, и в частности эволюцию организмов. Но что это значит – рассматривать человеческую эволюцию? Чтобы понять причину исторического развития человека, нужно понять, что движет индивидом – активным элементом социального мира. Прежде никто серьезно не занимался анализом индивидуальной человеческой жизни, полагая, по-видимому, этот предмет не заслуживающим детального исследования. Но скорее, судя по науке, называемой психологией, даже и не знали прежде, как подступиться к исследованию индивида. Психология, если трезво ее оценивать, не состоявшаяся еще наука, но, как говорится, если Бог даст, то она состоится. И называться она будет не наукой о психике, но наукой о жизни индивида, о человеке, ведь психические явления невозможно рассматривать вне связи их с жизнью. Науки о психике прежде не было, поскольку неизвестно было, что такое душа, сознание. Прежняя психология есть эмпирическое собрание сведений, но теоретического понимания в ней нет. Возникновение науки о человеке, о жизни есть и возникновение действительного понимания психики, сознания и познания, субъективности. Все материальные состояния индивида сопровождаются соответствующими психическими состояниями: ощущениями, чувствами, мыслями, переживаниями. Но психика извне, в чувственном восприятии, в явлении, объективно не может быть наблюдаема: это такой предмет, который существует только в форме «для себя», субъективно. Как можно познать другого индивида, если переживания его для внешнего наблюдателя скрыты, если их нет для внешнего мира? Люди часто даже не догадываются, что за внешним благополучием жизни индивида может скрываться душевная трагедия. Поэтому познание жизни индивида и сопровождающих ее движений души, переживаний может быть только самопознанием.

На страницу:
6 из 10