bannerbanner
Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки
Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Полная версия

Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 10

Если гравитация есть поглощение материальным элементом пространства, а пространство имеет свойство расширяться, то рассеянные в пространстве элементы не могут притягиваться друг к другу. Умножающиеся элементы образуют среду элементов. Поскольку элементы умножаются, то среда растет. Среда возникает не в результате «аккреции», но путем организации и умножения составляющих ее элементов, путем синтеза вещества. Элементы удерживаются вместе единством происхождения и возникающим, увеличивающимся по мере роста среды общим гравитационным полем. Чем больше масса среды, тем более активно она поглощает пространство. «Аккреции» нет как причины возникновения космических тел, но есть умножение элементов среды, рост среды и дробление ее, разделение на множество сред. Синтезированное вещество ядра галактики дробится на звезды. Звезды, в свою очередь, порождают планеты. Но какова причина дробления сред? Почему галактики порождают звезды, а звезды – планеты? И активность вещества планет выражается в переходе во внешнее пространство организованного вещества. Причина эволюционного движения есть необходимость возникновения материи, продолжения процесса организации. Возникновение материи имеет форму процесса организации. Галактическое ядро, среда умножающихся элементов не может увеличиваться в своем объеме бесконечно. Поверхность растущей шаровидной среды увеличивается значительно медленнее, чем ее объем. Необходимо наступает момент, когда поглощаемое через поверхность среды пространство не может обеспечить в среде продолжение процесса организации. В этом состоянии среда должна разделиться. Как может происходить деление среды? Из эмпирических наблюдений известно, что все космические тела обладают вращением. Вращение среды – галактического ядра или звезды – означает, что вещество, составляющее среду, движется в ней поступательно. Эмпирические наблюдатели не могут реалистично объяснить этого явления, но оно, несомненно, означает проявление необходимости. По сути, космологи объясняют вращение космических тел случайными условиями аккреции рассеянного взрывом вещества, случайными различиями скоростей разных частей конденсирующегося облака газа. Но более реалистично то, что поступательное движение элементов есть необходимая форма их существования. Поступательное движение элемента есть фундаментальное его свойство: возникновение как форма существования материи есть движение. В среде, в космическом теле поступательное и согласованное движение элементов необходимо имеет форму вращения космического тела вокруг своей оси. Без свойства вращения космических тел невозможно объяснить их разделение. Можно предположить, что при увеличении массы космического тела и замедлении в нем организационного процесса увеличивается и скорость вращения тела, а при некоторых предельных массе и скорости вращения происходит сброс части вещества. Вещество, отделяющееся от галактического ядра, принимает форму звезд. При эволюции звезд, в свою очередь, отделяемое вещество принимает форму планет. Вращение всех космических тел есть не случайное, но необходимое их свойство, фундаментальная форма существования материи. Спутники планеты образуются путем отделения от нее части вещества.

Недостаток прежней космологии в том, что она механистично рассматривает мертвую материю и мертвый космос. Эмпирические наблюдатели космоса ничего еще не объяснили. Космологи не понимают космоса. Материя этой космологии разбрасывается «взрывом» и затем гравитационной силой собирается в космические тела. Космологи не замечают, что это их понимание материи находится в противоречии с ее активностью, способностью к саморазвитию. Но прежняя наука не знает такой материи. Эволюция для космологов – пустое слово. Никакой эволюции в непривлекательной картине космоса, которую они рисуют, нет, но есть только чередование «взрывов» и «аккреции». «Взрывы» и «аккреция» в действительности не наблюдаются, не есть эмпирические факты, но только истолкование космологами наблюдаемой неподвижной картины космоса, бессмысленные домыслы. Космос нужно рассматривать как самоорганизующийся, живой, а не как косный, инертный, подвергающийся катастрофам. Космологи не замечают, что в их космосе земная жизнь кажется чудом. Исходить в понимании космоса нужно из того факта, что все элементы материи стремятся продолжаться и продолжают себя в своем полагании, что каждый элемент материи в себе есть идея вечного продолжения. Для понимания космического процесса необходимо анализировать более широкий наблюдательный опыт, чем тот, к которому прибегают космологи.

Часть II. Бытие и познание

Единое познание и его предмет

Вторая часть книги есть исследование познания и сознания. Сознание есть состояние остановленной, познающей себя жизни, поэтому рассматривать познание – рассматривать и психическую его форму – сознание. Познание начинается тогда, когда отрок изгоняется из цветущего сада своего Отца, утрачивает вечную жизнь. Преходящая жизнь в изгнании есть зло, а вечная жизнь в доме Отца – добро. Самопознание есть познание добра и зла, жизни вечной и временной, поиск пути возвращения в рай. Бытие в доме вечного Отца есть совершенная жизнь, беспредельная в своем полагании себя и поэтому вечная. Животная особь вечна в своем полагании в мир, в продолжении себя в потомстве. Самопознание есть остановленная в своем полагании жизнь. Изгнание из рая, невозможность полагания себя есть невозможность продолжения жизни, небытие. Остановленная жизнь знает себя преходящей и размышляет о пути вечном. Знание вечности и преходящести есть форма познания.

Жизнь в мире, бытие, и жизнь в себе предметом для себя, самопознание, есть противоположные формы индивидуальной жизни. Бытие есть практическое полагание особью себя, соответствие ее с миром и тождество безмыслия, а познание есть остановленная жизнь, мышление. Если индивид не может практически полагать себя вне себя, в мир, то он находится в состоянии «в себе», знает себя. Знать себя – быть в себе разделенным и определенным. Если индивид разделен с миром, то он и в себе разделен и определен, имеет в себе предмет своего познания. Разделение индивида с миром и психическая определенность в себе есть самопознание. Дух познания рождается на кресте, когда практическая жизнь остановлена. В изгнаннике, умершем телом, жизнь воскресает в форме мышления. Изгнание из вечности и жизнь в себе есть мышление.

Если бытие есть процесс жизни, соединение с миром, то познание есть остановленная жизнь. Бытие и познание есть возможные формы индивидуальной жизни: если жизнь в форме бытия невозможна, то она принимает форму познания. Жизнь в форме познания есть сущее небытие, существование индивидуального тела в форме разделения его с миром, с вечным Отцом. В те времена, когда жизнь изменяется, разрушается ее привычный уклад, многие индивиды утрачивают связь с миром и свой смысл, вынуждены познавать себя. Растерянность и тоску простого русского человека в эпоху перемен гениально выразил великий Есенин. Утрата бытия есть обретение знания себя. Познание неблагополучной жизнью себя есть понимание идеала и стремление к добру. Познание есть остановленная и определенная в себе жизнь, поиск пути полагания.

О едином познании в настоящее время не знают. Древним грекам, однако, было не чуждо это направление мысли. Если Фалес и Анаксимен еще эмпирики, натуралисты, то Анаксимандр и Гераклит уже мыслят метафизически. «Единое», «предел и беспредельность», «единство противоположностей» как форма определенности единого в себе есть категории единого метафизического познания. Как видно, пути и предметы познания разделились уже в то давнее время. Практикам, конкретно живущим индивидам свойствен естественнонаучный, эмпирический подход в познании сущего. Созерцательные, живущие абстрактно индивиды и мыслят общими понятиями, метафизически. О едином познании и его предмете задумывается тот, кто встал на трудный путь понимания всего существующего. Понимание как форма самопознания есть и процесс мышления, и состояние сознания. Мышление есть умственное решение задач жизни. Мыслящее познание из жизни исходит и в нее возвращается. Самопознание есть остановленная и поэтому мыслящая жизнь, поиск пути продолжения.

Бытие, жизнь приспособленных животных видов не нуждается в мышлении. И среди людей способность мышления есть большая редкость, поскольку мыслит не тот, кто умеет жить, но тот, кто неприспособлен, злополучен. Рождается индивид только с возможностью сознания, но оно может у него и не проснуться, если он благополучен. Сознание можно сравнить с разбуженностью души. «Души людей спят», – говорит древний мыслитель. Степень разбуженности души не зависит от социального положения индивида – в любом сословии могут быть и спящие, и разбуженные души. Но все же в менее обеспеченных, неблагополучных слоях общества уровень недовольства жизнью и степень психической разбуженности должны быть выше. Духовность не зависит от образованности, но, наоборот, несовместима с ней, поскольку образованность есть явление приспособления, благополучия. Чем благополучней индивид, тем глубже сон его души. Сознание есть жизнь в состоянии противоречия. Суть сознания в том, что индивид, остановленный отрицательным опытом, ограничен в своем полагании себя вне себя, что он, в отличие от приспособленных животных, не может жить рефлекторно, быть свободным. Правда, в настоящее «свободное» и развращенное время люди уже не сдерживают своих животных полаганий и мир человека становится все более животным, все менее одухотворенным. Чем выше знамя либеральной «свободы», тем ближе человек к скотскому состоянию. Индивид должен соотносить свою деятельность со средой. Способные особи менее считаются с окружением; слабые, неприспособленные – более. Знать себя —быть ограниченным в своем полагании себя и определенным в себе. Животное бытие не имеет психической определенности, поскольку эта жизнь безгранична, не имеет предела своему полаганию. Ограниченность остановленной жизни существует для себя в форме психической определенности, сознания.

Бытие не нуждается в самопознании, но познает себя небытие остановленной жизни. Самопознание есть осознание своего отрицательного практического опыта, понимание сущности явления действительной жизни. Осознавать несовершенство явления – понимать его истину, идеал. Самопознание начинается тогда, когда становится невозможной практическая жизнь. Остановленная жизнь есть всеобщий предмет познания. Познание есть поиск пути продолжения жизни. Познание прекращается тогда, когда практическая жизнь возобновляется. Познание человеком самого себя, своей жизни есть всеобъемлющее, единое познание. Цель познания – благополучная, совершенная жизнь. Познание природы есть средство для удовлетворения потребностей жизни и находится в пределах самопознания. Познания мира, материи нет без познания жизнью себя. Индивидуальный отрицательный опыт становится предметом мыслящего познания в форме представления. Обучение и вообще чтение способствуют увеличению индивидуального опыта, знания явлений. Посредством чтения книг родовой человеческий опыт становится достоянием индивида. Индивид, имеющий родовой опыт основанием своего мыслящего познания, есть познающий себя род.

Человек, в отличие от совершенных животных, осознаёт свою жизнь. Почему он осознает себя, обладает сознанием? Потому что он не может полагать себя, разделен с благом. Разделение с недоступным благом имеет форму чувственного его созерцания и воображаемого соединения с ним. Поэтому форма знающей себя жизни есть единство состояний чувственного созерцания и умозрения. Сознание есть единство явления остановленной жизни и понимания в уме идеала. Понимание идеала, истинной сущности жизни есть осознание действительного несовершенства. Явление есть созерцание недоступного блага, состояние разделения с ним. Бытие есть присвоение блага, а разделение с ним есть единство созерцания явления и понимания сущности, форма самопознания. Явление понято, если оно осознано. Осознать явление значит понять его истину. Сознание имеет форму понимания идеи, истины явления. Явление нужно понимать не как только созерцаемую вещь, но как состояние разделения с благом, действительность созерцательной жизни. Представление явления есть образ памяти. Явление, определенность внешнего мира для индивида производится в отрицательном практическом опыте. Индивид смотрит на мир понимающим взглядом; явление есть понимание сущности. Явление и сущность есть действительность и идея, стороны сознания.

Сущность понимается. Если явление есть разделение с благом, действительность созерцательной жизни, то понимание сущности есть представление идеала. Неудовлетворенный индивид стремится к осуществлению идеи жизни, своего желания и представляет воображаемое соединение с благом, идеал. Сущность вещи есть место, значение ее в жизни человека, вид блага. Каждая вещь есть какое-то благо, предмет потребления. Сущность одних вещей – предметы питания, других – строительный материал; третьи являются орудиями, и так далее. Понимая сущность явлений, индивид осознает себя, поскольку явление есть практическое отношение индивида к миру. Не понимая своего идеала, нельзя понять действительность. Индивид есть мера сущности всех вещей, всеобщая сущность. Существование есть познающее отношение индивида и внешнего мира, поэтому вне отношения познания нет определенности сущности. Понять сущность явления – определить свое отношение к нему, определить относительно себя и своей цели, потребности, своего идеала. Именно с понимания сущности вещей начинается самопознание. Человек есть всеобщее определение, всеобщий род всех вещей как предметов человеческого познания и практического освоения. Человек определяет все вещи в теории и практике, определяет, чем они являются для него. Всеобщее познание есть самопознание, а в пределах познания себя познаются все вещи. Определяя вещи, человек определяется сам – понимает свою истинную сущность и осуществляет ее в практике.

Сущность есть истина явления. Познать явление, понять его сущность – понять идею, то, что должно быть. Понимание есть воображаемое соединение с благом, отождествление представлений, мышление. Понимание по своей сущности противоположно практической жизни, которая есть не воображаемое, но действительное соединение с благом, потребление. Благополучная особь не понимает, не определяет идеала в мысли, но, осуществляя идею, бездумно потребляет благо. Животная особь не мыслит, не представляет воображаемой жизни, но живет, удовлетворяет желание. Понимание есть осознание совершенства и несовершенства, идеала и действительности. Понимая, что должно быть, идеал, индивид осознаёт вместе с тем несовершенство своей жизни.

Поскольку бытие есть благополучие, то познание как остановленная жизнь есть поиск пути к добру, к соединению с благом. Не «вещь» есть предмет самопознания, но разделение с благом, неблагополучие. Если соединение с благом есть потребление, то разделение с ним есть состояние созерцания, явление. Познает индивид не «вещь», но разделение с благом, явление неблагополучия, знание существования. Предмет познания есть отрицательный практический опыт, определенный относительно идеала совершенства. Идеал есть определенность идеи бытия в форме представления. Идея, по выражению Платона, как солнце освещает несовершенство действительной жизни. Осознание несовершенства явления есть понимание его истины, идеи. Познавать – рассматривать в уме свой отрицательный практический опыт, свое впечатление, искать путь осуществления идеи. Индивид в себе есть знание бытия и небытия, добра и зла. Можно сказать вслед за Протагором, что человек есть мера познания всех вещей – соответствуют они идее вечной жизни или не соответствуют. Само существование внешнего тела и его свойства определяются в отношении, лишь относительно наблюдателя. Человек познаёт мир собой, посредством себя, своей идеи бытия; познаёт явление несовершенства. «Вещь», благо есть предмет практики, потребления, а предмет познания есть отрицательный опыт, знание о существовании блага, представление. Невозможен такой предмет познания, как внешняя вещь. Целое как предмет познания есть отношение индивида и внешнего мира, практика, жизнь. Единственный предмет познания – практическая жизнь, определенная для себя в самой себе, отношение. Нельзя, как обычно делается, смешивать предмет практики и предмет познания: в практическом потреблении предмет есть потребляемая вещь, благо, а в познании предмет есть отношение разделения с благом, явление. Знание имеет форму не «вещи», но отношения разделения с благом.

Познание не есть созерцание стороннего наблюдателя, но поиск пути осуществления идеи, эволюционное приспособление человека к миру. Невозможно знать, каков мир без человека, но жизненно важно определить в практическом отношении, в явлении, что представляет собой мир для человека. Цель познания – непротиворечивое соединение с внешним миром, а это может быть достигнуто только путем определения мира посредством самого себя в практике. Познание начинается с отрицательного опыта жизни и есть поиск пути решения практического противоречия. Совершенная практика бессознательна, но отрицательный опыт практического полагания осознается, становится предметом самопознания. Сознание возникает тогда, когда благо только является, но соединение с ним невозможно. Явление есть отношение разделения индивида с благом. Жизнь для себя, самопознание есть не только явление своего несовершенства, но и понимание истины, идеала. Осознание жизнью себя есть понимание своей идеи. Остановленная, неумелая жизнь есть постоянный переход внимания от чувственного созерцания к умозрению и обратно, процесс осознания себя. Сознание есть единство явления и сущности, действительности и идеала, материи и идеи.

Остановленная жизнь есть невозможность полагания, ограничение желания отрицательным опытом. Если практическая жизнь невозможна, то она с необходимостью переходит в форму самопознания. Познание есть стремление от несовершенства к совершенству, от действительной жизни к осуществлению идеи. Цель познания – тождество идеи и жизни, возвращение индивида в общую жизнь, в мир, в дом вечного Отца. Самопознание призвано решить противоречие индивидуальной жизни, но плоды труда мыслителя приводят к развитию родовой жизни. Познание природы служит целям жизни и находится в пределах самопознания. Самопознание есть мыслящая жизнь, понимание идеала и поиск пути его осуществления. Идеал есть представление недоступного совершенства жизни. Индивид, размышляя о своем разделении с миром, ищет путь своего полагания. Родовое человеческое познание есть сотворение нового тела, будущего универсального орудия, осуществление идеи вечной жизни. Человеческая история есть новый день Божественного творения мира.

Понятие вещи есть понимание ее сущности. Понятие не есть только представление, мысленный образ вещи, но мысль, отождествление, определение сущности. Человеческое представление не безмысленно, но оно есть понимающее представление, мысль, связь представлений. Мышления нет в беспроблемной жизни, поскольку нет противоречия, причины, предмета. В состоянии благополучия психика не имеет формы мысли. Противоречие, недоумение, непонимание приводят к необходимости мышления. Проблемная жизнь озадачивает индивида и делает его углубленным в себя мыслителем. Мышление есть необходимое состояние остановленной жизни. Бессмысленная, без цели и радости отождествления жизнь заставляет индивида искать себя и размышлять. Настоящее время не понимает этой необходимости мышления, не понимает, что оно возникает как поиск решения противоречия индивидуальной жизни. Еще меньше настоящее время понимает необходимость формы возникающего мышления, поэтому исследователи истории познания и не могут понять того, что говорят древние мыслители, – для этого нужно самому пройти необходимый путь жизни и мысли. Мышление, если жизнь не может продолжаться, есть необходимый психический процесс, деятельность остановленной идеи.

Понимание есть мысленное соединение того, что разделено в практике, воображаемое осуществление идеи. Понимание есть мысленное решение противоречия практической жизни, поиск пути полагания. Понимание сущности вещи, понятие есть представление совершенной формы существования этой вещи. Сущность осуществляется в практике. Понятие есть не представление вещи, но представление практического отношения к вещи. Понятие есть понимание себя, своего отношения жизни. Особенное понятие есть представление особенного, частичного практического отношения. Всеобщее понятие есть представление жизни, общее понимание себя. Понятие себя – то же, что знание себя, сознание. Сознание есть понимающее знание, мышление. Индивид разделен с плодами дерева жизни, но понимает, что это необходимые для него плоды. Понимание имеет форму мысленного отождествления с благом. В действительности благо недоступно для индивида и только раздражает, но в идеале оно необходимая часть его жизни. Индивид разделен с вечностью, сознает себя смертным, но понимает вечную природу жизни. Особенность остановленной жизни в том, что действительность противоречит ее идеалу, понятию, идее. Индивид не обладает нужными ему вещами согласно их истинной сущности, жизнь его расходится с идеалом, и поэтому в нем возникают состояние неудовлетворенности, непонимания и стремление к пониманию сущности вещей и самой жизни в мышлении. Мышлению, процессу понимания предшествует осознаваемое состояние неудовлетворенности и недоумения, непонимания. Индивид недоумевает, почему ему не удается жизнь, почему ему недоступно то, что другим, более проворным, достается без труда. В состоянии непонимания он задает вопросы о жизни, о человеке в мире. Без вопросов деятельность понимания не начнется.

Равнодушие обывателей к познанию, отсутствие вопросов, сон души и ума объясняются именно их благополучием, устроенностью в жизни. Самопознание есть разделение идеала и противоречащей ему жизни. Противоречие, сознание есть невозможность полагания и необходимость обретения новой его формы. Индивид, не удовлетворенный своей жизнью, задает вопрос о ее смысле. В вопросе о смысле выражается неосуществленность идеи в полагании, в деятельности, которая бы приносила удовлетворение, наполнение жизни. Поиск смысла есть поиск соответствующей индивиду деятельности. Жизнь обретает смысл, найдя соответствующий своей идее путь полагания. Неизвестность пути жизни есть состояние непонимания. Найти путь полагания – найти смысл жизни, путь отождествления с благом. Смыслом жизни исключенного из нее индивида становится деятельность понимания, мыслящее познание. Индивид, частная жизнь которого невозможна, познает истину для человеческого рода.

При необходимости определения единого предмета познания становится ясно, что сам мыслящий, стремящийся к пониманию всего индивид есть часть единого предмета. Среди естествоиспытателей нет понимания, что «объективный предмет познания», внешний мир есть субъективная определенность жизни, явление. Для эмпирических исследователей более объективна картина восприятия индивида, чем он сам. Бессознательность эмпириков объясняется тем, что если предмет мыслителя есть всеобщий предмет, то предмет натуралиста есть необходимо частный предмет. Узок взгляд представителя частной науки; а единой науки, которая бы имела своим предметом всю природу, пока не было. Если всеобщий предмет есть относительная определенность индивида и внешнего мира, то частный предмет определен относительно других частных предметов. Единый предмет мыслящего познания включает и самого мыслителя. И, следовательно, истинно объективный предмет познания – жизнь, познающее отношение человека и внешнего мира. Мыслитель, стремясь к всеобъемлемости своего понимания и рассматривая мир в целом, открывает себя как необходимую часть предмета единого познания. Стремясь к единому пониманию и определению всеобщего предмета, мыслитель открывает свою жизнь как предмет и субъект единого познания. Задача познания самого себя, осознанная древнегреческими мыслителями как цель всего познания, есть метафизическая задача познания единой реальности. Индивид знает себя только в отношении к внешнему миру, поэтому познать себя возможно, только познавая все. Самопознание есть единое познание. Без познающего человека нет внешнего мира как предмета познания: этот предмет есть всецело определенность человека в себе, отношение его к миру.

Наивно думать, что внешний мир, каким его знает индивид, является таким же и без него. Без человека, без его практического опыта не будет определенности явления мира и понимания его. Без человека мира не только нет в явлении, но он не имеет и сущности. Поскольку существование есть состояние знания, то без человека, без его познания существования быть не может. «Существование» есть самоопределение, понятие самого себя. Сущее знает себя в индивиде. Внешний мир, определенность его есть знание индивидом самого себя, сознание. Мир есть определение двух сторон – индивида и внешнего ему сущего. Мир определяется в познании. Ясно, что без познания никакого знания ни в какой форме – форме явления, представления, понятия – нет и не может быть. Знание человека о себе есть его знание о мире. По сути, определение человеком мира есть самоопределение. Определенность в себе мира как предмета единого познания есть определенность в себе познающего индивида, знание себя, сознание. Нужно понять, что не внешний мир, «данный нам в ощущении», не предмет познания, посторонний субъекту, есть реальность, но единство человека и внешнего мира, познающая сама себя жизнь, самопознание. Реальность имеет форму знания себя, сознания. Реальность есть субъект. Сущее есть жизнь, определенная как предмет в себе и для себя в индивиде. Сущее есть единство индивида и внешнего мира, поскольку только в этой форме сущее есть для себя. Нужно делать вывод, что единое сущее без познания себя не знает и его нет для себя. Если это понято, то отсюда необходимо следует, что сущее познает само себя, что единый предмет познания есть субъект. Мир как единство человека и внешнего мира существует для себя в форме познания, понимания, понятия. Существование субъективно. Если есть только субъективность, то она тождественна объективности.

На страницу:
8 из 10