Полная версия
Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки
Размышляя о судьбе индивида, о детерминации действий, можно заметить, что вся его жизнедеятельность обусловлена его природой и внешними условиями. Субъект поступков есть не животное тело, но целое, единство со средой, жизнь. Любители говорить о «свободе воли» как будто забывают об обусловленности поступков индивида. Нет ни одного свободного, необусловленного, спонтанного поступка, но все они обусловлены, необходимы. Противоположность мнений по вопросу о «свободе воли» происходит оттого, что мнения индивидов обусловлены их реальным состоянием и чувством свободы или несвободы, сопровождающим их состояние. Соответствие индивида и среды есть состояние и чувство свободы, а несоответствие – состояние и чувство несвободы. Так называемая сила воли как проявление якобы свободы воли индивида не сможет никак проявиться и реализоваться, если нет противодействия со стороны среды. Поступок индивида необходимо обусловлен изменением отношения его со средой. Если есть несоответствие, то есть и взаимодействие. И наоборот: в состоянии соответствия индивида и среды взаимодействия нет. Как и в физической природе, для осуществления действия необходимо противодействие. Существование индивида – взаимодействие, отношение. Говорить о свободе воли и спонтанности поступков – рассматривать только одну сторону целого сущего, как будто другой стороны и нет. «Целое состоит из противоположностей. Действие и противодействие в единстве составляют взаимодействие». К этой своей мысли он тоже возвращался в последующие годы, не понимая еще до конца всего содержащегося в ней смысла. Субъект деятельности есть единство индивидуального тела и среды, жизнь, а не индивид.
Предмет исследования мыслителя есть мир, все сущее. Мыслитель рассматривает мир таким, какой он есть в реальности, в своем существовании. Мир – не статика, но динамика, процесс. Рассматривать живущий организм – рассматривать соединение его с внешней средой. Рассматривая только животное тело, не понять сущность организма и жизни. Прежде не было понимания жизни, поскольку не рассматривали ее как процесс соединения со средой. Организм находится в неразрывной связи с внешней средой, и эта связь есть его жизнь, процесс жизнедеятельности. Живая особь не тело только, но и его необходимое продолжение – внешняя среда. Организм есть жизнь. Животное тело без среды не может существовать и, следовательно, является только частью целого. Среда есть необходимая часть организма, без которой он не может дышать, питаться, жить, чувствовать, сознавать и познавать. Рассматривать существование организма во всей полноте явления – рассматривать его в единстве со средой обитания. Рассматривать животное тело без среды – разрывать части целого, рассматривать пламя без топлива, дерево без почвы произрастания, сына без отца. Человека невозможно понять, если рассматривать только индивидуальное тело. Организм, рассматриваемый в его целостности как процесс жизнедеятельности, как жизнь, есть единство животного тела и внешней окружающей его среды.
Жизнь есть единство особи и внешней среды. Сущность жизни прежде не была понята, о форме ее ничего сказано не было. Жизнь по своей сути есть процесс воспроизводства, сохранения, продолжения себя вне себя. Жизнь не полагает себе предела, но стремится к продолжению. Жизнь есть, можно сказать, инерционный процесс, возрождающий и продолжающий себя. Жизнью движет не что-то внешнее, но она сама и движет собой. Жизнью движет стремление продолжаться, осуществляться в соответствии со своей сущностью, идеей. Внешняя среда есть пространство продолжения жизни. По сути, жизнь есть процесс преобразования, организации вещества среды в умножающееся животное тело. Жизнь есть единство двух процессов – центростремительного и центробежного, поглощения вещества среды животным телом и умножения его в пространстве, расширения множества особей. Не открывается сущность жизни для тех, кто определяет жизнь как обмен веществ. Жизнь есть единство двух процессов – питания, поглощения вещества среды и размножения. Два эти процесса находятся в прямой зависимости: если пищи достаточно, то и размножение вида происходит быстро. Уже сама суть жизни – как расширяющегося в пространстве множества особей – определяет среду индивида. Ближняя природная среда индивида включает множество особей своего вида. Уже поэтому каждая особь есть в какой-то степени общественное, социальное существо.
Сущность техники.
Структура органического тела
Размышляющий о сущности человека и вещей, его окружающих, не может не задуматься о сущности таких средств индивидуальной жизни, как одежда и жилище. Что такое эти средства жизни, чем они являются для индивида, какую практическую функцию выполняют? Одежда защищает индивида от холода и других неблагоприятных внешних воздействий. Одежда есть промежуточная среда между организмом и внешней средой. Еще в юношеские годы он определял одежду по ее сущности как опосредование во взаимодействии индивида с внешней средой, как промежуточную среду, оболочку, защищающую от неблагоприятных воздействий. Но и жилище есть такое же опосредование, оболочка, создающая комфортную среду. Искусственную среду в околоземном пространстве создает станция, являющаяся по своей сущности космическим домом, защитной оболочкой.
Возвращался домой по окончании работы он часто пешком. Шел вдоль дороги, по которой проезжали автомобили, и задумывался о сущности этого явления – индивида, движущегося в автомобиле. Если подумать, то становится понятно, что индивид и автомобиль составляют некое единство, одно целое. Кентавр, существо древних мифов, есть не столько фантастический образ, сколько глубокое проникновение в сущность человека того времени, когда единственным средством передвижения была лошадь. Движущегося на автомобиле индивида можно также рассматривать как существо некоего другого уровня, как современного кентавра. Автомобиль является средством производства, передвижения, орудием и вместе с тем оболочкой, промежуточной средой, изолирующей индивида от внешней среды подобно одежде и жилищу. Автомобиль есть опосредование во взаимодействии индивида и среды. Это соединение человека и автомобиля, машины можно рассматривать как новое существо некоего другого уровня.
Неотъемлемой частью человека, кроме внешней среды, является и все созданное им. Он продолжал размышлять о сущности вещей: «Все окружающее можно разделить на созданное человеком и созданное природой. Все созданное человеком – различные сооружения и механизмы, орудия – без человека ничто, не имеет сущности, бессмысленно. Но и человек без всего этого жить не может. Человек как явление есть индивиды и все созданное ими». Не сразу понимается, что сооружения, машины, инструменты являются частью человека, его продолжением. Сущность их – в человеке, сущность их – человек. В прежней науке не было такого понимания, поскольку не было самой науки о человеке. Понимания сущности техники в прежней науке не было. В 1985 году он часто размышлял о сущности окружающих человека, произведенных им вещей. Приходил к выводу, что общая сущность всех вещей, производимых человеком и окружающих человека, есть его необходимая часть, его продолжение и дополнение. Иначе они не могут быть поняты. Техника, совокупность средств производства человеком своей жизни составляет среду, окружающую индивидов и опосредующую взаимодействие их с внешней, природной средой.
Вещь, опосредующая отношение особи и внешней природной среды, есть средство, приспособление, устройство, орудие. Любое приспособление опосредствует взаимодействие особи и окружающей среды, является орудием какого-то преодоления, решает какую-то проблему, какое-то несоответствие, противоречие во взаимодействии со средой, облегчает или делает возможным выполнение какого-то действия. Совокупность орудий составляет техническую среду человека, технику. Каждое отдельное орудие опосредствует соответствующее особенное отношение человека и внешней среды. Орудие есть средство отождествления особи и среды. Приспособление человека к изменяющейся среде происходит посредством видоизменения орудия.
У других животных видов орудий нет. Отношение их с внешней средой не опосредовано ничем, оно непосредственно. В животном мире приспособление к изменяющейся среде осуществляется путем изменения тела. Это изменение животного тела есть видоизменение, видообразование, возникновение нового вида животного. Род всех животных есть единый род, а особенные виды есть приспособления единого рода к различным условиям жизни. Виды есть видоизменения единого рода жизни. Крупный хищник обладает мощными когтями и клыками, которые позволяют ему преобразовать другое животное в свою пищу. Можно сказать, что тело хищника оснащено орудиями добычи пищи. Да и все тело есть такое орудие. Также и любой вид животного рода приспособлен телесно к частным и особенным условиям его жизни. Как было сказано, в этом и состоит сущность видообразования как приспособления животного рода к частным и особенным условиям жизни.
Прежняя наука об организмах далека от понимания того, что позвоночный организм можно и нужно рассматривать структурно. Общую структуру позвоночного организма с организационной стороны прежде не рассматривали. Централизованные образования организованы по общему закону: они имеют такие структурные части, как ядро и окружающее его тело, оболочка. Ядром называют центральную часть организованного тела, организма. Тогда часть тела, окружающая ядро, может быть названа оболочкой. Как известно, такую структуру имеют атомы и ядерные одноклеточные организмы. Оболочка по своей сущности есть ближняя среда, опосредующая соединение ядра с внешней, природной средой. Подобную централизованную структуру имеет позвоночный организм. Единство жизнедеятельности и сознания организма человека обеспечивается управляющим центром. Управляющий центр организма есть мозг. Головной мозг современные физиологи называют органом наряду с другими органами тела, но это название не соответствует сущности мозга и поэтому неверно. У мозга не служебная роль в организме, но главенствующая, управляющая. Головной мозг есть центральная и главная часть позвоночного организма. «Голова», «глава», «главный» – однокоренные слова. Внешнее тело организма есть ближняя среда для мозга, продолжение и дополнение его. Мозг управляет внешним своим телом, тело опосредствует взаимодействие мозга и природной среды. Если мозг есть основная, управляющая часть организма, его ядро, то тело есть оболочка, рабочий орган, орудие для мозга. Если теперь расширить рассматриваемый предмет, то механизм, машина есть усовершенствование тела, следующая оболочка, рабочий орган для организма. Нужно заметить, что аналогия есть мощнейшее средство познания. В данном примере сравнение отношения «индивид – машина» с отношением «мозг – тело» совершенно правомерно и приводит к новому и более глубокому пониманию обоих сравниваемых отношений. Понимание отношения индивидуального тела и технического средства производства, орудия помогает увидеть и понять аналогичное отношение мозга и тела. Видно, что техника так же относится к индивидуальному телу, организму, как в пределах организма внешнее тело относится к мозгу. Отсюда можно сделать вывод, что техника есть второе тело человека в стадии становления.
Единое понимание материи
С лет несостоявшейся юности у него был интерес к таким наукам, как социология, биология, химия и астрономия. Эти науки не могут не заинтересовать мыслителя обилием фактов и отсутствием их понимания. И до настоящего времени нет в этих науках убедительной теории, объясняющей эмпирический материал. Не понимали прежние исследователи элементы биосферы и общества, а без их определения никакого основания для построения теории быть не может. Прежняя наука в качестве материального элемента знала только атом. Материя в прежнем понимании была одноуровневой. В 1985 году он окончательно пришел к пониманию, что материя многоуровнева и состоит из элементов разных уровней организации. Описываться эти материальные уровни должны единообразно, поскольку разные уровни подобны. Размышляя о материальных уровнях, он делает вывод: «Все развивается по общим законам и повторяется на более высоком уровне. Нужно искать аналогию микромира в нашем обычном мире. Общие понятия – среда и элемент». Нужно заметить, что и современные авторы многочисленных книг и учебников тоже пишут об уровнях организации. Но нет у них ни понимания единства материи, ни понимания отношения разных уровней организации. Даже и классификации их несостоятельны и произвольны, поскольку нельзя без понимания заниматься классификацией природы по родам и видам. Не знают эти писатели, что делать с придуманными ими уровнями организации.
Понимание многоуровневой природы материи дает мощное средство познания. Все уровни организации представлены взаимодействующими элементами. Элементы всех уровней имеют общую сущность, и, следовательно, законы организации на всех уровнях также должны быть общими. Тот, кто стремится к единству понимания, не может не задумываться о возможности единого понимания материи в многообразии ее форм. Никто прежде не говорил о необходимости единого понимания, единой науки. И сейчас никто не говорит о том, что должна быть наука, а не науки. Физика претендует на звание единой науки, метафизики, но для этого она должна стать наукой обо всей природе, включая органическую и социальную. Никто не размышляет о возможности единого понимания и единого знания. Только немногие говорят о фрагментарности и разделенности научной картины мира, но и у них нет понимания, что материя едина и о ней должна быть одна наука.
Начиная с поры своей несостоявшейся юности, когда он увидел, что понимания в науках нет, стал задумываться о возможности единого понимания, общего языка науки. Можно сказать, что с того времени, с начала 1970-х годов, началось умственное движение в направлении единого понимания. Необходимость единого понимания материи искала в нем путь к своему осуществлению. Нельзя сказать, что в то время, в шестнадцать лет, были убеждение в необходимости всеобъемлющего познания, понимание возможности его или сознательное движение в этом направлении, но это были скорее естественная и непроизвольная деятельность духа, стремление к единому пониманию. Как оказалось, путь к единому познанию сущего, к единой науке есть путь понимания, мышление. Эта деятельность не схоластического, но естественного мышления протекает непринужденно и часто остается незамеченной и незаписанной. Всегда в молодые годы о чем-то думается непроизвольно, поэтому нужно выработать в себе привычку отмечать вниманием и записывать рождающуюся мысль. К записанной мысли можно возвращаться и развивать ее, додумывать. С самых ранних лет он в книгах искал мысль, хотел размышлять; было стремление к объединению многого в мысли, стремление к логической связи, системности, единству.
Познание в форме мышления есть объективный материальный процесс, происходящий по присущим ему законам. Стороны познания есть эмпирия, наблюдение и теория, понимание. Эмпирия считается познанием, но это практика, производство явлений как предмета для теоретического познания. Собственно познание есть понимание явлений, фактов опыта. Теоретическое познание есть умозрение, мышление, понимание. Мышление исходит из несовершенной практики, не соответствующей идеалу, и ищет путь совершенной жизни. Эмпиризм и теория, рационализм есть ступени в развитии познания. В настоящее время науки находятся на эмпирической ступени, а приемлемых теорий в них нет. Явление это не случайное, но необходимое. В гносеологии нет еще понимания, что и не может быть полноценной теории в частной науке, что она не может быть теоретической. Теорий не может быть много, но она должна быть одна. Частные науки собирают фактический материал и являются эмпирическими. Понимание призвано объединить эмпирический материал частных наук в единое знание, и тогда познание достигнет своей зрелости, примет форму единой науки. Возможна только одна теоретическая наука – единая наука о жизни. Знание становится зрелым тогда, когда материал эмпирических наук освещается светом понимания. Науку делает зрелой приход мыслящих деятелей, но не математическое ее оформление, как думают в настоящее время. Содержание эмпирических наук есть наблюдательная и экспериментальная практика, в которой производятся явления, факты опыта. Предмет мышления, создающего единую науку, есть фактический материал эмпирических наук, освещенный светом идеи вечной жизни. В строгом смысле эмпирия еще не есть наука; знать – понимать сущность, истину явления. Суть познания – понимание опыта, определение пути новой практики. Понять сущность открытого экспериментального факта – определить его общий род и, с другой стороны, найти этому явлению практическое применение.
Предмет объективного познания есть многообразие форм материи. Познание многого есть подразделение его по видам и родам. Познать некоторую частную форму сущего – сравнить ее по признакам сходства и различия с другими частными формами, определить ее видовую особенность и общий род, определить тем самым ее место в иерархии форм. Примером такого подразделения частных форм является классификация организмов биосферы в биологии. Познание потому и возможно, потому что все в природе имеет, несмотря на видовую особенность, родовую природу. Все особенное поддается в мышлении логическому отождествлению. Понять особенную форму – познать в ней родовую природу, общую сущность. Особенное может быть понято только как общее. Понять особенное, видовое – отождествить с другим особенным, обобщить в один род. Удивительно, если вдуматься, но и бактериальная клетка, и человеческий индивид имеют одну сущность, относятся к одному роду сущего. Они единородны. Этот их единый род – организм. И человек, и бактериальная клетка есть организмы. Это понимание стало привычным и обыденным и уже не вызывает удивления.
Необходимость единого метафизического познания есть необходимость единого предмета. Если в прежние годы, несмотря на стремление любого познания к полноте своего предмета, все же оставались необъединенными большие области, то это говорит только об одном – о незавершенности познания. Стремление познания к единству есть объединение частных предметов познания в единый предмет. Стремление знания к единству есть закономерный путь развития познания. Единое познание и единая наука о жизни есть необходимая ступень эволюции познания. Необходимость единого познания, а значит и расширение частных предметов до единого предмета, возникает именно тогда, когда познание особенных предметов достигает своего предела. Дальнейшее познание возможно только как познание единого предмета, познание в его пределах, а не в узких пределах частных предметов. Знание в пределах частного и с необходимостью узкого предмета есть поверхностное, неглубокое знание. Мыслитель встает на путь единого познания сущего тогда, когда делает своим предметом весь мир. Рано или поздно, но человек в отношении ко многому встает на единую точку зрения. И, как показывает история, это только вопрос времени. Почему человек в своем стремлении к пониманию встает на единую точку зрения и почему раньше не было этого сделано? Вопрос этот он часто себе задавал.
До настоящего времени никто осознанно не говорил о многоуровневости материи. Материя, согласно этому новому взгляду, представляет собой иерархию элементов разных уровней организации. Из наиболее широко известных элементов это, по мере усложнения: элементарные частицы, атомы, молекулы, организмы. Или доатомный, атомарный, молекулярный и организменный уровни. Разные «классификаторы» ставят в этот ряд и космические тела, но это совсем бессмысленно и делается без понимания. Каждый материальный уровень имеет свою иерархию подуровней. Организмы представлены тремя основными уровнями, известными в настоящее время: одноклеточные, многоклеточные и позвоночные организмы. Дело будущей науки – создать полную классификацию уровней организации материи. Многоуровневая концепция материи есть новый, огромной важности шаг в познании материи. Это путь к созданию единой науки о материальных формах. Почему так необходима многоуровневая концепция материи? Потому что биосферу и общество нельзя описывать атомными взаимодействиями, но необходим единый научный язык, общий для всех уровней материальной организации. Поскольку биосферный и социальный процессы тоже материальные процессы, то возникает необходимость определить активные элементы этих процессов. Известны трудности в исследовании микромира и космоса. Сила мышления в том и заключается, что исследуя организацию ближних и доступных наблюдению уровней материи, можно судить об организации труднодоступных для наблюдения уровней.
Вся материя состоит из элементов разного уровня организации. Неорганизованной материи нет. Организация есть объединение множества элементов в элементы следующего уровня. Элемент каждого последующего уровня состоит из элементов предшествующего уровня: позвоночный организм состоит из органов, многоклеточный организм – из клеток, клетка – из органелл, молекула – из атомов, атом – из протонов. Организованность, упорядоченность есть всеобщий способ существования материи. Материя не может существовать вне организационной формы. В пределах организационного понимания материи бессмысленным становится деление единой материи на две разнородные материи – «живую» и «неживую». Это деление, если вдуматься и учитывать современное состояние знания, не имеет под собой никакого ни фактического, ни логического основания. Это деление – не рациональное деление, но предрассудок, бездумное мнение. Неслучайно, что никто до настоящего времени не объяснил, в чем состоит различие «живой» и «неживой» материй, никто не разгадал «тайны» жизни. Все материальные формы состоят из одного материала. Все организмы состоят из атомов. Атом есть элемент жизни более фундаментальный, чем клетка. Элементы, составляющие живое существо, должны быть живыми. Из кирпичей, как их ни составь вместе, не сложить живого существа. Основание жизни нужно искать в основании материи. Основание материи есть основание жизни. Единое понимание материи, отсутствие ее деления на «живую» и «неживую» не означает, что вся материя «живая» или то, что она вся «неживая». Единое понимание есть понимание того, что материя выше предрассудочного деления ее на «живую» и «неживую». Материя одна; нет двух материй – «живой» и «неживой». Если неживого вещества нет, но все вещество живое, то живое есть то же, что и неживое. Это означает, что нет таких противоположностей, но есть одно, тождество, организованная материя. Все материальные элементы есть организованные образования, организмы. Нет материи «мертвой» или «живой», но есть материя разных организационных уровней.
Человек есть элемент материи
В 1984—1985 годах человек был понят предельно абстрактно, обобщенно – понят как элемент материи. Человек был понят в пределах понятия многоуровневой материи, понят как материальный элемент биосферного уровня организации материи. Была понята объективная природа человека, его общая, родовая сущность. Было понятно также, что понимание многоуровневости материи открывает, впервые в истории познания, путь к созданию единой науки о материи, о формах жизни. Познавательная ценность общего понятия человека как элемента одного из уровней организации состоит в том, что оно ориентирует мысль, указывает направление конкретизации понятия. Новое общее понятие открывает путь конкретного познания, освещает путь мысли. Общее понятие человека – организм, материальный элемент биосферного уровня. Общее понятие – это общая, родовая сущность. Общее понятие ничего не говорит об особенности рассматриваемого явления: под это понятие подпадает любой биосферный вид. Для понимания особенности нужно рассматривать человека более детально, конкретно, во всей полноте его явления. Но никто прежде не делал такого анализа, не рассматривал человека полно, поэтому и не было понимания сущности человека.
Понимание сущности человека есть и понимание материи, определение, впервые в истории, элемента многоуровневой материи. К пониманию многоуровневой природы материи он шел с тех лет, когда размышлял о возможности познания мира в мышлении, думал о том, что если известны элементы и их взаимодействия, то можно понять любое явление. Теперь он видел, что новое понимание материи открывает путь к созданию единой науки, путь к единому знанию. По сути, уровни организации материи есть уровни жизни, бытия. Закономерности организации на всех уровнях жизни тождественны, аналогичны, подобны, но отличаются степенью абстрактности: ближний к нам уровень, социальный, наиболее конкретен, а наиболее удаленные являются и наиболее абстрактными. Нужно умение абстрагировать, сводить конкретные понятия к общему роду с абстрактными понятиями, чтобы описывать, например, социальные явления абстрактным языком единой науки об организации материи. Наука становится теоретической тогда, когда она создает абстрактную модель конкретных исследуемых ею явлений. Наука должна еще выработать единый язык для описания явлений биосферного, социального и других уровней материи. Исследуя всесторонне человека, социальный уровень материи, наиболее доступный для наблюдения, и придавая фактам абстрактную форму, можно определить закономерности организации материи на других уровнях жизни.