bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 17

Конечно, было бы глупо выстраивать теорию, опираясь только на некоторые аспекты, пренебрегая всеми остальными. Точно так же и при рассмотрении, если так можно выразиться, равновесной сущности Бога, нельзя сбрасывать со счетов и другие стороны Его личности. Но, вряд ли кто-то из истинно ищущих и познающих Бога людей способен утверждать, что личность Бога может противоречить сама себе. В Нём всё сочетается самым гармоничным образом. И тогда не имеет большого значения, с какой стороны мы смотрим на Него, а вернее сказать, с какой стороны Он открывается Нам, потому что, какая бы из сторон Бога нам не открылась, это будет Его сторона, в которой отражается Его совершенство и Его божество. Поэтому глубокое рассмотрение личности Бога через призму равновесия способно показать нам очень и очень многое о Нём Самом.

Поскольку Бог всё делает в строгом соответствии Своим собственным предпочтениям, то и все принципы мироздания являются отражением неотъемлемых частей характера Бога. Но мы сейчас будем говорить только об одном из этих отражений Его личности, о принципе справедливости. А справедливость есть не что иное, как некое равновесное состояние, при котором, попросту говоря, максимально учитываются интересы всех без исключения сторон. И надо сказать, что справедливость – это идеал, достижение которого в этом мире практически невозможно, как и достижение совершенного равновесия. Опять же не будем здесь много об этом говорить, так как впереди ещё многократно коснёмся данных вопросов. Но важно понимать, что невозможность достижения идеала не является оправданием, чтобы не искать совершенства. Это является хорошим тестом на качество наших отношений с Богом. Если мы ищем не Самого Бога, а того, что Он имеет и может дать нам, то совершенство нам не нужно, а значит и не нужно к нему стремиться. Но если нас интересует в первую очередь Сам Бог, Его личность, – а именно этого Он желает всем Своим сердцем, – то на пути поиска Бога мы самым естественным образом ищем и совершенства, так как Бог совершенен.

Именно эта разница определяет и наше отношение к заповедям Бога. Он дал определённые заповеди и указания, которые призваны сделать нашу жизнь счастливой, но мы можем воспринимать их по-разному. Кто-то будет их игнорировать, кто-то – прислушиваться только к некоторым из них, выбирая лишь те, которые ему удобны, а кто-то будет жадно впитывать каждое слово Бога, стараться вникать в него и исполнять в своей жизни (Иак.1:22-25). Так Бог учит нас справедливости, и многим это кажется недосягаемой высотой, а от того многие отказываются даже попытаться вникнуть в суть учения, мол, какая разница, ведь всё равно это недостижимо. Однако при этом часто слышны вопросы типа «почему мир устроен так несправедливо?», и зачастую они звучат в лучшем случае риторически – то есть люди либо не надеются услышать ответ, либо уже уверенны, что и так его знают. А чтобы действительно понять, почему так, нужно быть готовыми услышать даже то, что выходит за рамки наших понятий, и мы сможем это сделать, если будем всерьёз вникать в природу Самого Бога и установленные согласно Его сущности законы. В частности, понимание проблемы установления справедливости приходит от понимания того, как действует закон равновесия. Надеюсь, эта книга снимет многие подобные вопросы или, по крайней мере, приблизит нахождение ответов на них.


Упоминание о справедливости, прямо или косвенно, часто встречается в Ветхом Завете. Вот лишь несколько примеров:

35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: 36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.

(Лев.19:35,36)

13 В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие; 14 в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая; 15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. 16 ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду.

(Втор.25:13-16)

6 Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. 7 Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать;

(Ос.12:6,7)

10 Да будут у вас правильные весы и правильная ефа и правильный бат. 11 Ефа и бат должны быть одинаковой меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть хомера и ефа десятую часть хомера; мера их должна определяться по хомеру. 12 В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину.

(Иез.45:10-12)

1 Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.

(Прит.11:1)

11 Верные весы и весовые чаши – от Господа; от Него же все гири в суме.

(Прит.16:11)

Желание Бога видеть справедливость обретает форму заповеди. Именно Бог дал закон о правильном весе. Он Сам указал, как нужно взвешивать и какие единицы веса применять. Можно подумать, а зачем Богу все эти мелочи, зачем Ему вникать в это? Но подобные вопросы могут возникать только от неправильного понимания порядка вещей. Бог не то, что вникает в эти мелочи, Он изначально Сам их и создал. Он всегда так щепетильно относится к малейшим деталям нашей жизни потому, что Он Сам всё это создал согласно Своим Собственным ценностям, и из всех этих мелочей наша жизнь и состоит. Он создал землю и всё что на ней так, как считал нужным и по Своему собственному усмотрению, никого при этом не спрашивая и не советуясь ни с кем (Деян.17:24,25, Рим.11:33-36). Он создал Землю и установил законы мироздания в полном соответствии с тем, что было у Него на сердце. Он любит равновесие и справедливость, Он наделил равными правами всех живущих на земле. Он Сам заложил этот закон в основу мироздания.

Справедливость (равновесие) складывается из мелочей. Если сказано: «В сикле двадцать гер», то в нём не должно быть 15 или 18,5 гер, а именно 20. «Бат» должен вмещать «десятую часть хомера» и «ефа» также должна вмещать десятую часть хомера, а не девятую или восьмую. Даже одна десятая хомера перед Богом всегда имеет значение (!) несмотря на то, что это сравнительно маленькая доля веса. Точно так же, кстати, даже одно наше доброе дело для Него имеет вес, и Он всегда это ценит и помнит (Евр.6:10, Иак.5:19,20). И Он с этим малым весом всегда считается.

В точности такого же отношения Бог требует и от нас: «Да будут у вас правильные весы и правильная ефа и правильный бат». Это заповедь. И эта заповедь, как и все заповеди Бога, добрая – то есть она дана для нашего блага и полностью соответствует нашим же ожиданиям по отношению других людей к нам (Лук.6:31). В связи с этим уместно вспомнить, что не случайно человеческим символом правосудия служит Фемида с завязанными глазами, держащая в руке весы. Повязка на глазах означает, что независимо от того, кто перед тобой, он должен получить справедливость.

«Фемида» – это всего лишь вымысел человека, который придал ей божественные черты. Но человек вложил своё внутреннее понимание и природное ожидание справедливости в этот образ, одним из главных элементов которого являются весы. Это показывает, что в сердце человека глубоко есть то же стремление к справедливости и равновесию, как у Бога. И это не удивительно, ведь человек изначально создан по образу и подобию Творца (Быт.1:26,27). И Творец ожидает от Своих творений поддержания должного равновесия, как непременного условия продления жизни (!) (Втор.25:15).

Люди могут и не соблюдать законов Бога. Но от этого Его законы не исчезают и не теряют своей силы. Они сохраняют свою актуальность всегда. Почему так? Сам Бог охраняет их. Там, где законы не исполняются людьми, Бог Своими руками наводит порядок, поддерживая равновесие. Если человек упорствует в грехе, то закон Бога становится для него наказанием. И если человек не делает правильных выводов, не прислушивается к учению Бога, тогда наказание может превратиться для него в неминуемую гибель. Однако это касается только тех, кто не стремится к праведности (Рим.2:6-11). Причем с понятием «праведность», как в прочем и с другими понятиями, выражающими так называемые духовные сферы жизни человека, следовало бы основательно разобраться в виду того, что веками они подвергались различным экзекуциям со стороны всевозможных религиозных институций путём объяснения этих понятий определениями, исходящими из специфических и субъективных религиозно-мистических или даже политических предпосылок. Мы не будем заниматься их подробным разбором на страницах данной книги, но неизбежно будем приходить к необходимости рассматривать эти вещи хотя бы в первом приближении. Это будет необходимо делать для придания нашему исследованию большей объективности, чтобы видеть эти вещи с разных сторон, а не только с привычных и навязанных глобальными религиозными институтами.

Бог неизменен и Его законы общи для всех. Для одних людей эти законы означают жизнь, а для других, как бы страшно это ни звучало, смерть (2Кор.2:15-17). И это только потому, что законы Бога имеют необыкновенную, вечную твёрдость. Не может человек состязаться с Богом (Деян.9:5). Это всё равно, что идти в одиночку да ещё и без доспехов на тысячу острых копий – исход предрешён, и не должно быть никаких иллюзий, в чью пользу (но если разобраться, то только полная и безоговорочная капитуляция перед Создателем может дать любому из нас и гарантию безопасности, и благополучие, да и вообще всё хорошее, что могло бы случиться в нашей жизни). Характер Бога твёрд, а все Его заповеди взвешенные и справедливые. Он никогда не откажется от них. Они отражают самую суть Творца. Поэтому требование справедливости имеет форму заповеди – всегда непременно и всегда актуально.

Глава 4: Центр равновесия и духовно-материальная дихотомия

С точки зрения формальной логики, равновесие – это скорее даже не понятие, а категория, то есть наиболее обобщенное понятие, включающее в себя совокупность общих свойств и связей явлений, которые могут быть обозначены другими понятиями. То есть понятие равновесия может быть применено в объяснении многих, если не всех явлений, с какими мы можем столкнуться, а значит, понятие равновесия является универсальным и иерархически более объемлющим, чем многие другие понятия. А если это так и если, как мы говорили выше, необходимость соблюдения равновесия вытекает из самой сущности Создателя, то стоило бы ещё более внимательно присмотреться к этому понятию.


Давайте задумаемся, что является основным в понятии равновесия? Наверняка после некоторых размышлений многие из нас придут к выводу, что, если так можно выразиться, главная составляющая равновесия – это его центр, ведь это ключевой момент при нахождении равновесного состояния в любой ситуации, где об этом может идти речь. Причем нет разницы, идёт ли разговор о так называемых духовных или так называемых материальных аспектах.

Кстати говоря, эта дихотомия – духовное-материальное – требует отдельного беспристрастного разбора, потому что есть основания полагать, что в сознании абсолютного большинства людей понимание о ней искажено. Понимание о строгом разделении двух частей данной дихотомии возникло искусственным образом и не соответствует естественному порядку вещей в природе, а неправильное понимание какого-либо вопроса, допущенное в самом начале рассуждений, ведёт к большим заблуждениям в последствии. Но благодаря пониманию законов Творца и через понимание единства творения эта искусственная дихотомия может быть полностью устранена из сознания, что даст более целостное и естественное восприятие Божьей действительности. Однако обо всём по порядку.


Сначала давайте поговорим о том, без чего вообще невозможно говорить о равновесии – о его центре. Наверное, сделать это понятие более осязаемым проще всего через представление о центре тяжести, ведь каждый из нас знаком и с действием гравитации, и с причинами нарушения равновесного состояния физических тел, а такие нарушения всегда связаны со смещением их центра тяжести.

Рассмотрим интересный факт. Центр тяжести часто нельзя найти путём простого нахождения середины. К примеру, возьмём знакомый всем кухонный нож. Его рукояточная часть может быть короче и тяжелее клинка, а бывает и наоборот. Тогда, если рукоятка тяжелее клинка, то центр тяжести ножа будет смещён в сторону рукоятки. То же самое можно отнести и к обыкновенной шариковой ручке и к зонту, и к прочим предметам: простым измерением их длины и последующим делением результата на два центр их тяжести в большинстве случаев найти нельзя. Выходит, что СЕРЕДИНА предмета и ЦЕНТР его равновесия – это разные вещи. То есть середина какого-либо предмета практически никогда не является его центром тяжести, разве только в самых идеальных случаях. На первый взгляд, это утверждение может выглядеть даже парадоксальным, но при достаточной глубине рассуждения уже таковым не покажется.

В мире, созданном Богом, подобных «парадоксов» предостаточно. Но они могут казаться таковыми только на первый взгляд если не пытаться их рассматривать всерьёз. Познать Бога во всей Его полноте, пожалуй, никому из людей не под силу. Но всё же ищущим Его Он воздаёт (Евр.11:6) – даёт разглядеть Свои черты в меру нашей способности к этому. Для людей же, не делающих совсем никаких шагов в поиске Бога, соответственно, закрыты и все пути к Его познанию.

Но каждый из нас так или иначе сталкивается с различными явлениями и закономерностями в разных аспектах жизни и, следовательно, имеет возможность соприкоснуться с Богом через Его проявления в Его творениях (Рим.1:19,20). И, кстати сказать, ближайшим из этих творений для каждого из нас является он сам. Как в нас самих, так и во всех других творениях изначально присутствует Божий замысел, основанный на личностных предпочтениях Самого Творца, и это значит, что внимательное рассмотрение явлений и закономерностей этого мира, и прежде всего в своей собственной жизни, ведёт нас прямо к познанию Бога.

Так мы можем убедиться, что в «духовной» сфере действуют те же законы, что и в «материальном мире». И это утверждение будет выглядеть тем убедительней, чем лучше человек понимает, что разделение жизни на духовную и материальную сферы во многом искусственно и что по большому счёту такого разделения нет, а существует оно только в умах людей, находящихся под воздействием неких глобальных концепций, которые не позволяют народам «выскочить» за рамки определенных идеологий, «коридоров» или «тоннелей» мышления.


Наверное, прежде чем двинемся дальше, необходимо сразу же пояснить, что именно здесь и далее понимается под глобальными концепциями, так как по ходу изложения мы ещё неоднократно будем встречаться с этим понятием. Глобальные концепции – это максимально обобщенные идеологии, которые ввиду своей специфики, в отличие от простых и лежащих на поверхности идеологий, не всегда поддаются лёгкому и быстрому осознанию, но которые при этом оказывают серьёзное и чаще всего скрытое от большинства людей влияние на формирование их мировоззрения и мировосприятия. Такие глобальные концепции легко вуалируются идеологиями различного толка и часто не могут быть сформулированы и чётко обозначены просто в виду их глубоко скрытного характера: они работают эффективно только в условиях, когда объект их воздействия (обычно массы людей) не осознаёт воздействия со стороны таких концепций, и это воздействие априори должно быть скрытным, потому что чем лучше человек осознаёт, каким образом им управляют, тем труднее им управлять. Часто люди приходят к некоторым догадкам, но тогда применяется, например, такой инструмент, как высмеивание этих догадок, что имеет своей целью понижение интереса людей к дальнейшему расследованию (например, направленное формирование определённого массового негативного отношения к так называемой конспирологии; причём объект такого воздействия чаще всего не имеет даже чёткого представления о том, что такое конспирология, но при этом имеет стойкое предубеждение, что это что-то неприличное или смешное, а, следовательно, недостойное внимания).

Являясь инструментами скрытого манипулирования и управления, эти концепции являются по своей сути преступными, потому что если бы это было не так, то не было бы нужды их скрывать. Трудно представить себе ситуацию, в которой, например, преступник перед совершением преступления пишет записку, в которой описывает свои мотивы и планы относительно будущего преступления, а затем когда-то следователь находит эту записку и потом на её основании суд выносит преступнику приговор, принимая имеющуюся записку в качестве единственного неоспоримого доказательства его вины. Так, конечно, бывает, но крайне редко. Чаще всего, из-за отсутствия настолько прямых улик, суд в своих решениях опирается на собранные следователями косвенные доказательства и может выносить свои вердикты, опираясь только на такие подтверждения вины преступников. Точно так же и в случае с некоторыми глобальными управляющими концепциями: глупо надеяться, что кто-то когда-то признается в их составлении и внедрении, а нам остаётся только внимательно изучать следы воздействия этих концепций (которые в обязательном порядке остаются), и на основе них составлять мозаику происходящего на самом деле. И без конспирологии тут зачастую не обойтись, ведь у любого следствия есть конкретная причина, которая может быть запрятана очень глубоко от глаз.

Примером глобальной деструктивной концепции является концепция, которую условно можно назвать «разделяй и властвуй», благодаря внедрению которой даже в Церкви Иисуса, в которой просто по определению никак не могло быть никаких разделений, раз во главе её мог стоять только один авторитет – Сам Иисус, – со временем произошло даже не просто ветвление, а несколько грандиозных расколов и множество войн на этой почве. Другая, подобная концепция – это концепция фашизма, которая может прятаться практически под любой идеологией, но суть которой от этого не меняется. И обе эти концепции, наряду с другими подобными – это явления одного порядка: они поддерживают определенную форму жизни на Земле, по своей сути являющуюся сатанинской, то есть во всём противоположную замыслам Бога. При таком устройстве всегда выделяется так называемая «элита» и так называемая «толпа», которые всегда имеют очень разные «права на существование», а между человеком и Богом настойчиво имплантируется некая особым образом идеологизированная «прослойка», через которую сознанию представителей «толпы» со стороны «элиты» диктуется и то, как они должны воспринимать Бога, и как должны смотреть на мир, и как вообще должны жить. Антагонистом такой концепции является концепция, которую условно можно назвать «соединяй и здравствуй», в которой, несмотря на сохранение иерархичности устройства, между человеком и Богом отсутствует лишняя прослойка, а человек лично и вместе с себе подобными на равных с ними условиях следует по пути познания Бога и устраивает свою личную и общественную жизнь. Народы управляются НЕ самими людьми, которых можно увидеть, а идеями или определённым образом подобранной информацией, которую нельзя потрогать, но которую можно осознать… если, конечно, для этого есть необходимые способности и навыки.


И ещё чтобы можно было двинуться дальше, не оставляя позади в уже сотканном полотне изложения значительной дыры, сейчас нам придётся довольно подробно разобраться с дихотомией «материя-сознание».

Начну с тезиса, что так называемая духовная сфера является обратной стороной так называемой материальной сферы, а материальная сфера – это лишь отражение духовного мира, они существуют одновременно и являются одним целым.

Вообще в жизни, строго говоря, нет ничего более важного или менее важного, потому что всё относительно. Но при этом есть необходимость избегать перекосов и крайностей, то есть речь идёт, по сути, о необходимости поддержания вселенского равновесия. Человеческое несовершенство нам не позволяет делать это идеально, но от этого необходимость балансировки не исчезает. Мы можем периодически допускать перекосы то в одну сторону, то в другую, и вся наша жизнь по большому счёту только в том и состоит, чтобы постоянно корректировать состояние дисбаланса с целью приведения его к состоянию равновесия. Жизнь большинства людей характеризуется скорее не постоянством в равновесном состоянии, а постоянством в дисбалансе разных сфер жизни. Поэтому актуальность в поиске Центра равновесия никогда не исчезает.

Никто в здравом уме не станет утверждать, что, например, тело не важно, а важна только душа. Конечно, найдутся и такие, но это как раз и есть крайний (неравновесный) случай. Тогда забота о теле является настолько же важной, как и забота о душе. Но иногда мы можем проваливаться в крайности. Например, можем с головой уйти в решение многочисленных проблем и при этом совсем не уделять времени своему духовному состоянию, и тогда не находить даже 10-ти минут, чтобы посидеть в уединении и всерьёз подумать, например, о своём месте в этой жизни или вообще о её смысле. С другой стороны, можем игнорировать потребности нашего тела в солнечном свете и просиживать целый день в душном помещении, где проходит религиозное собрание, тогда как солнечные дни в нашей местности и так случаются не часто. Конечно, это утрированные примеры, но при этом они не являются фантазией, а взяты из жизни. Между тем важно и то, и другое, и наша задача состоит в том, чтобы постоянно искать верный баланс всех сфер своей жизни. Но если мы не имеем истинного представления о Центре равновесия, то как сможем Его найти? А ведь без нахождения центра равновесия ни о каком балансе вообще не может идти речи.

В книге Екклесиаста (одной из книг, включенных в Библию) написано следующее:

1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

(Еккл.3:1-8)

Всё существующее в системе мироздания введено в неё Создателем не просто так. Всё имеет своё место и свою роль, и всё должно выходить на сцену в своё время. И всё это касается как «мира идей» (духовная сфера), так и «мира материи». Но люди несовершенны и часто совершают ошибки, связанные с неадекватностью в распознавании сути событий и явлений, а также с погрешностями в их прогнозировании. И лишь немногие обладают способностью более или менее точно их интерпретировать и прогнозировать (такие способности часто называют духовными дарами, дарами Святого Духа и т.д.). В так называемых Священных Писаниях содержится концентрация подобных сообщений, но для того, чтобы нам делать адекватные прогнозы и предсказания, мало просто начитаться, например, Библии. То, что написано там, не всегда можно напрямую соотносить с нашим временем и тем более с нашими конкретными ситуациями, особенно учитывая проблемы с переводами и прочие сомнительные вещи, всегда объективно имеющие место там, где речь идёт о донесении до людей особенно значимой для них информации, к которой несомненно относится любая информация религиозного характера.

Библия – это не сборник инструкций для буквального их прочтения и безусловного выполнения, а книга, в которой можно лишь в достаточной мере почерпнуть понимание основных принципов мироздания. Да, иногда мы там находим прямые указания, но по большей части эти тексты воспринимать буквально не стоит. Понятно, что крайне трудно человеку с мощным религиозным сознанием подвергать беспристрастному анализу, а тем более сомнению то, что он читает на страницах Священного Писания (естественно, это относится как к Библии, так и к Корану и прочим подобным источникам сакрального знания). Таким образом, кто-то полностью уверен, что Библия – это чистое слово Бога, и на этом убеждении выстраивает абсолютно всё в своей жизни, стараясь ни за что не выходить за рамки, сказанного в Библии. Но правильно ли думать и говорить, что Библия – это слово Бога? Давайте сразу в этом разберёмся.

Слово Бога – это и есть Бог, как нам говорит та же Библия, если мы будем воспринимать буквально то, что там написано (Иоан.1:1). Тогда выходит, что Библия – это Бог? Очевидно, что в этой логике что-то не так. Ведь поклонение Библии как Богу находится уже на грани идолопоклонства, потому что творение никогда не может быть равным Творцу. Тогда что же следует понимать под словом Бога?

Давайте рассуждать трезво, ведь если верить сказанному в Библии в послании Евреям 4:12, то слово Бога «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», то есть оно проникает везде и всюду. Оно проникает в любую голову любого человека! Задумайтесь, даже в голову язычника (Рим.2:11-15) и даже в голову мусульманина (это слово буквально означает «исполняющий волю Бога»), и даже если они наотрез отказываются вникать в библейские тексты. А если слово Бога не проникает в глубины души и не может судить помышления и намерения сердечные, то это уже не слово Бога, а что-то другое. Или мы будем с этим спорить и тем самым принижать силу слова Бога? Или будем отвергать истинность слов самой Библии, из которой мы взяли данную цитату? Надеюсь, мы окажемся более разумными и не станем настаивать на том, что в Послании Евреям 4:12 под фразой «слово Божие» подразумевается именно Библия (которая даже ещё не существовала как таковая на момент написания Послания Евреям). Таким образом, под Словом Бога следует понимать нечто гораздо большее чем Библия.

На страницу:
4 из 17