bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 17

Быть может ответ в том, что императорам, царям и падишахам нужно подтверждение их власти, которого они добиваются, в том числе и за счет того, что заставляют людей поклоняться себе, а Богу нужно что-то другое? Возможно. Но нужно помнить, что до прихода Иисуса Бог постоянно учил людей о поклонении Себе, и эта культура прочно вошла в жизнь всего Израиля (в Библии можно об этом найти много мест, как например, эти: Исх.34:14, Втор.29:26). Более того, как можно понять из Библейских текстов, Бог ожидал того же самого и от прочих народов Земли, и от представителей так называемого небесного царства (Быт.27:29, Ис.45:23, Пс.21:28, Пс.85:9, Евр.1:6, Откр.15:4). Почему же тогда перед самим пришествием Господа Бог через пророка уже не говорит об этом и не требует поклонения, но ставит акцент на чём-то совершенно другом? Хотя, конечно, повиновение тоже является неким элементом поклонения, но всё же содержательная суть у этих двух понятий разная. Да, насколько мы можем знать из Писания, Бог всегда хотел, чтобы люди приняли Его Сына как Господа и все без исключения поклонились Ему, как Богу (Иоан.10:30). Но непосредственно перед появлением Христа Бог через Иоанна говорит уже не об этом, а о чём-то другом, – о выравнивании путей, – что в данный момент, видимо, представлялось более важным. Дальше попробуем разобраться и понять, почему выравнивание (достижение равновесного состояния) имело на тот момент настолько важное значение и как это соотносится с дальнейшими событиями вплоть до нашего времени.


Насколько можно судить из библейского контекста, Бог всегда знал, что далеко не все люди будут способны сразу признать Иисуса Господом. И Бог не ждал быстрого признания (Откр.1:7) и даже знал, что не все примут Его (Матф.25:31-46), хотя и хотел, чтобы все без исключения были спасены (1Тим.2:4). Сейчас не будем подробно разбирать термин «спасение» и выяснять его точное значение, хотя от правильного его понимания и зависит очень многое. Остановимся пока на том, что понятие «спасение» относительно деятельности Христа связано скорее с понятием «пастух», чем с понятием «спасатель» (об этом более подробно будем говорить ниже). Сейчас просто примем как данность библейское утверждение, что спасение играет крайне важную роль в жизни каждого конкретного человека, и по ходу постараемся постепенно раскрыть это понятие во всех красках.

Итак, согласно библейскому пониманию, спасение каждого конкретного человека, прежде всего, зависит от его способности принять Своим Господом и Спасителем Иисуса Христа (Иоан.3:15-18, Иоан.5:24, Иоан.6:40,47, Иоан.8:24,25, Иоан.12:44,46, 1Иоан.4:2, 1Иоан.4:14,15, 1Иоан.2:22,23, Иоан.14:1). То есть, согласно библейскому учению, спасение становится совсем невозможным без принятия Иисуса, как Господа. Да, некоторым читателям их религиозные взгляды не позволят принять данное утверждение, но не спешите закрывать книгу, ведь я не пытаюсь навязать вам свою точку зрения, а лишь констатирую факт данного утверждения, вытекающего из библейского текста. И опять же давайте сейчас не будем углубляться в разбор самого термина «спасение», применяемого в библейском контексте, чтобы не сбиться с другой мысли, которая на данном этапе рассуждений является, на мой взгляд, более важной.

Вот Иоанн говорит о необходимости выравнивания путей перед Господом в преддверии Его пришествия, и венцом данного действа должно стать то, что как следует из текста, «…узрит всякая плоть спасение Божие». И тут у нас может возникнуть закономерный вопрос. Мы же все понимаем, что люди не в состоянии моментально изменить в себе годами выработанные привычки и образ мышления. Тогда как, например, современники Иоанна в ожидании столь скорого пришествия Господа могли произвести в себе настолько глубокие изменения, о которых говорил Креститель? Как они могли успеть это сделать? Чтобы ответить на этот и другие подобные вопросы нам нужно попытаться смотреть на вещи шире обычного (я бы сказал, среднестатистического обывательского) человеческого мировосприятия.

Во-первых, из контекста Библии мы знаем о некоем «втором» пришествии Христа, о котором свидетельствовал Сам Иисус, появившийся, как Христос после Иоанна Крестителя и начавший Свою миссию в Иудее (Матф.24:36-39). Иоанн же, говоря в пустыне о пришествии Господа, не уточняет, о каком из двух приходов идёт речь. Но далее, рассматривая последующие события, мы всё-таки можем увидеть, что речь шла, главным образом, о следующем и последнем пришествии Господа (1Кор.4:5, 1Кор.11:26).

Ещё мы видим, что Бог даёт людям некоторое время для осознания происходящего и для преобразования своих жизней:

9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

(2Пет.3:9-12)

Судя по всему, из этого нужно понять следующее. Бог через Иоанна говорил о необходимости приведения в порядок человеческих жизней до последнего пришествия Христа, называемого «вторым пришествием», когда будет уже поздно что-то менять. Это будет один из важнейших пунктов в истории человечества, неизбежно ожидающий всех нас впереди, а слова Иоанна были произнесены в предыдущей не менее важной точке, которая явилась глобальным поворотным моментом, после которого наступил период постепенного восстановления утраченного прежде равновесного состояния.

То есть в первое пришествие Христа и наступивший после него период становится важным не то, чтобы все удивились или испугались и приняли спасение Божье в один момент. Важно то, чтобы все оказались готовыми не только поверить в Него (кто из страха, кто из уважения, а кто по другим причинам), но и следовать Его воле до конца дней – то есть до второго пришествия Христа. А для этого нужен определённый настрой, нужна добрая почва в человеческом сердце, куда попадая, слово Бога, подобно семени, принесёт в дальнейшем множество добрых плодов (Лук.8:4-15). Подготовка же почвы человеческих сердец происходит не за один день или даже год, и для этого требуется определённая работа. Речь идёт о процессе установления во внутреннем мире человека правильного баланса (равновесия). Подобные изменения требуют времени, и это время Бог нам даёт.


В самом начале мироздания произошёл серьёзный перекос в ходе строительства мира, который был связан с вмешательством в процесс так называемого сатаны (сейчас мы не будем вплотную касаться данного поворотного момента, а по ходу изложения неоднократно будем к нему возвращаться, и также не будем сейчас подробно разбираться с понятием «сатана», а скажем только, что в древне-греческом языке это слово означает «противник», и дальше смысл этого понятия будет раскрываться по ходу изложения).

Насколько можно понять из текста Библии, на пути развития жизни на Земле обозначилось значительное отклонение от первоначального Божьего замысла, и этот перекос невозможно было устранить быстро – слишком уж глубокой оказалась яма заблуждений, в которую тогда провалился человек в лице Адама и Евы, нарушив Божье указание не вкушать так называемых плодов древа Знания. Поскольку жизнь имеет свойство никогда не останавливаться, то её дальнейшее развитие пошло поступательно по ложному и несоответствующему первоначальному замыслу Творца пути. Бог же всегда расставлял на правильном пути ориентиры и маяки, чтобы человек имел возможность найти этот путь и встать на него. Но, как говорилось выше, яма заблуждений была слишком глубокой, а потому лишь немногим удавалось выбраться из неё, чтобы иметь шанс разглядеть Божьи знаки. Но, даже выбравшись из ямы на поверхность, человек не мог сразу оказаться на пути Божьем, потому что ему предстояло ещё добраться до этого пути, пробиваясь сквозь дебри всё время разрастающегося мракобесия и ложного знания. То есть конкретный процесс возвращения человечества к Богу проходил внутри более объемлющего и глобального процесса погружения человечества в так называемую сатанинскую бездну. Это было подобно тому, как если бы люди находились на спускающемся с большой скоростью эскалаторе, и даже если бы они бежали по ступеням наверх с максимально возможной скоростью, то всё равно опускались бы вниз вместе с эскалатором намного быстрее. И так происходило очень долго, но не могло длиться вечно, потому что согласно фундаментальному Божьему закону равновесия, – а Его законы и принципы всегда превалируют над любыми другими законами и принципами, – однажды дно должно было быть достигнуто, и тогда неминуемо должен был начаться обратный процесс, благодаря которому изначальное равновесное состояние должно было быть когда-то восстановлено в любом случае.

И вот дно было достигнуто, что ознаменовалось крайней несправедливостью (то есть злейшим нарушением принципов равновесия) – на мучительную и позорную смерть был отправлен абсолютно невинный во всех отношениях Человек Иисус, Который был в Своей сущности Тем, Кто Сам даёт всему жизнь. Можно только примерно себе представить, насколько много чрезвычайных усилий Ему понадобилось, чтобы позволить смерти возобладать над собой. Но иначе было просто нельзя, потому что необходимо было положить конец погружению человечества в бездонную сатанинскую пропасть. Крест Иисуса стал последней каплей, после чего несправедливость перелилась через край и началось закономерное и неумолимое движение вселенских сил, направленное на восстановление глобального равновесного состояния – то есть приведение всего сущего к норме или образу, который был изначально заложен Творцом. Этот процесс постепенно набирал обороты и был уже необратимым, и длиться он будет до следующего поворотного пункта, – второго пришествия Христа, – когда баланс будет окончательно восстановлен. И мы сейчас живём именно в период протекания этой глобальной фазы восстановления, испытывая порой очень сильное влияние колебательных процессов, неминуемо сопровождающих любые попытки восстановления баланса в любой сфере жизни.





За долгие века Бог множество раз выдерживал оскорбительное недоверие от людей. Он знал, что рано или поздно все поймут, Кто на самом деле появился на свет «во дни Ирода, царя Иудейского» и Кого через тридцать три года распнут на кресте. А непосредственно перед явлением Христа Бог говорит о том, что необходимо сделать людям для Его принятия. Через Иоанна Крестителя Бог сказал о Себе Самом. Он объявил о том, что нужно Ему Самому увидеть на Своём пути. Он сказал о ровных путях. Нам Он даёт Спасителя, а перед Его приходом (вторым и последним) Он хочет видеть действие закона равновесия в человеческих сердцах. Состояние равновесия полностью соответствует состоянию собственного сердца Бога, то есть Ему это по сердцу. Отсюда можно сделать простой вывод, что только настроившись на волну восстановления равновесия, мы можем оказаться с Создателем «на одной волне».

И это всегда будет требовать от нас определённых усилий. Вот что об этом сказал Сам Иисус: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук.16:16).

С первым приходом Христа настало время настоящих усилий. То есть теперь уже позади время как бы теоретической подготовки к встрече с Христом (время закона и пророков, то есть время Ветхого Завета) и настало время практики – время для применения конкретных усилий.

О каких же усилиях идёт речь? До прихода Христа необходимо было соблюдать законы, данные избранному Богом народу через Моисея, но с приходом Мессии нужно соблюдать законы так, как учит этому Иисус. И то, и другое требует усилий. Тогда в чём же разница? Она в том, что теперь нужно доверять не столько наставлениям Ветхого Завета, сколько словам Иисуса. И согласитесь, Его заповеди не то, чтобы не устранили ветхие законы, но напротив, они даже ещё больше заострили и усилили их. Вот примеры:

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

(Матф.5:21,22)

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

(Матф.5:27,28)

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

(Матф.5:31,32)

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

(Матф.5:33-36)

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

(Матф.5:38-40)

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

(Матф.5:43-45)

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

(Матф.5:48)


Новая глобальная поворотная точка была связана с тотальным изменением подходов к познанию Бога. В этой точке было открыто новое (или хорошо забытое старое) понимание того, что такое отношения человека и Бога. И в этой точке Ветхий Завет должен быть окончательно заменён Новым Заветом (Евр.8:10-13).

Осмелюсь утверждать, что проблема Ветхого Завета была не в том, что его заповеди устарели, а в том, что люди через них не научились правильно понимать сердце Бога. И, видимо, это изначально было невозможно, – понять сердце Бога путём следования правилам, – но этот этап нужен был для осмысления данной истины. Ведь заповеди никогда не давались для того, чтобы их исполнять просто ради исполнения. Они должны были научить людей видеть разницу, понимать Бога и соответствовать его естеству, быть Его подобием (Быт.1:26). Перед наступлением эры Нового Завета совершенно назрела необходимость конкретизировать и углубить понимание заповедей. Иисус именно это и сделал. И те люди, которые в своих религиозных чаяниях до того полагались на неукоснительное соблюдение правил и законов (что в принципе невозможно), услышав слова Христа, приходили в замешательство. А кто оказывался не настолько пленённым религиозными заблуждениями, от слов Иисуса приходил в восторг, находя в Его словах необходимые ответы (Иоан.6:65-69). Сам же Иисус объяснял это явление так:

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

(Матф.13:14-17)

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; 17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

(Иоан.7:15-17)

Людям определённо нужно было делать над собой усилие, чтобы принять Христа, как Сына Бога, Спасителя и Самого Бога во плоти (Иоан.1:18). Но тому, кто осознанно или подсознательно уже держался истинного пути, было гораздо легче двигаться дальше, чем тому, кому пришлось бы полностью ломать линию направления своего движения. Позже мы подробнее рассмотрим пример того, как при соблюдении равновесия гораздо легче делать движения в любую сторону, чем при отсутствии изначально устойчивого состояния.


Итак, наступил момент для исторической перемены. Если до того с времён отпадения Адама, условно говоря, всё катилось вниз, то с момента прихода Христа (а Он даже назван в Библии последним Адамом – 1 Коринф.15 гл.) всё могло идти теперь только вверх. В самой же нижней точке, на самом дне этой «параболы» появился Мессия, и Ветхий Завет должен был быть заменён Новым Заветом:

7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению

(Евр.8:7-13)

Бог собирался не просто, как раньше дать заповеди людям, а вложить Свои законы глубоко в мысли и сердце людей (этот процесс в Новом Завете обозначается словами о крещении Духом Святым), чтобы они могли приобщиться Самому Богу, чтобы их внутренность была наполнена святостью, чтобы не было причин заучивать наизусть и бездумно исполнять слова Писания, а чтобы понимание этих заповедей проистекало изнутри человека из самого его сердца (Иоан.7:38). Это должно было внести мир, идущий от Самого Бога, в самую сердцевину (центр) человеческого естества, и вместе с тем даровать человеку успокоение, радость и истинное душевное равновесие.

И вот наступил момент замены Ветхого Завета Заветом Новым. Иоанн стал границей для данного перехода. И на этой черте Бог через него говорит об установлении некоего равновесного состояния. Это важно потому, что полностью соответствует действительности, созданной Богом.

Вот иллюстрация: для приложения к чему-либо силы нужна некая точка опоры. Всем известны слова «дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир», сказанные однажды Архимедом и на разный лад пересказанные другими людьми миллионы раз. Это элементарная физика и это закон, установленный Богом. Для приложения усилия нужна надёжная точка опоры. Даже тяжелоатлет не сможет нормально поднять над головой простой гриф штанги весом всего в 20 кг без достижения прежде состояния равновесия. Точно также, чтобы приложить усилия для достижения праведности необходимо сначала устремиться к Богу, как к центру равновесия, чтобы найти внутреннее равновесное состояние, основываясь на котором можно свободно и вдохновенно строить праведную жизнь дальше. Те же люди, которые пытаются достигать праведности, не ища, прежде всего, Самого Бога и не пытаясь прежде понять и исполнить именно Его волю (Рим.12:1,2), – то есть не достигая прежде истинного равновесия, – неминуемо попадают в ловушку религиозности1, по своему невежеству невольно подыгрывая сатане в его вечной борьбе с Богом за умы и души людей.

Иисус хорошо понимал разницу между фальшивой религиозностью и истинной праведностью, и постоянно учил об этом, как например, описано в следующем отрывке:

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

(Матф.5:23,24)

Перед Богом важно не то, чтобы были исполнены некие внешние обряды, а чтобы в сердце человека воцарился мир (равновесие). Простое и необременённое «фарисейством» чтение Библии делает это утверждение очевидным. И Бог всегда с готовностью простирал и простирает Свои руки, чтобы люди могли обрести этот мир, который может исходить только из одного источника – от Самого Бога (Матф.11:28, Ис.45:22).

Очевидно, что именно по этой причине крещению всегда должно предшествовать покаяние, уравновешивающее отношения человека и Бога, что будет рассмотрено далее подробно (Матф.3:8, Матф.4:17, Деян.2:38). Установление равновесия всегда является требованием Бога не только перед крещением человека, но и после него, ведь любое усилие будет требовать твёрдой точки опоры, а крещением ничего не заканчивается и у человека впереди ещё лежит определённый путь. Необходимость искать истинное равновесие исходит из незыблемого и установленного Самим Создателем закона равновесия.


В этой книге мы попытаемся рассмотреть равновесие в самом широком смысле, как нечто, что пронизывает всё сущее. Законы равновесия относятся не только к физическим аспектам, но и к аспектам душевным и духовным. В самые важные моменты нашей жизни мы всегда обращаем внимание на самые важные вещи. Приход Христа в качестве жертвы за грехи всего человечества являлся для Бога невероятно высоким по значимости событием. Конечно, были и ещё важные вехи в истории, например, момент создания человека или момент его отделения от общения с Богом в Едеме. Но они никак не могут сравниться с тем событием, которое позволило навечно воссоединиться человеку и Богу. О значимости так называемого второго пришествия Христа сейчас рассуждать не будем просто потому, что это событие ещё не наступило. Его значимость, конечно, должна быть очень велика, и человечеству требуется основательная подготовка к этому событию. Но именно поэтому для нас сейчас важнее понимание происходящего в два других очень разных по продолжительности периода времени: первого, начавшегося с момента выхода из пустыни Иоанна Крестителя и закончившегося смертью и воскрешением Иисуса, и второго периода, в котором наследие Иисуса, Его слова и поступки прошли через серьёзное испытание человеческими интерпретациями до наших дней. Но, наверное, всё-таки первый из этих периодов, несмотря на его крайнюю непродолжительность, имеет ключевое значение. Именно в это время, как повествует Библия, Иисус принял от Иоанна крещение в воде со свидетельством о схождении на Него Духа Святого, а затем учил по всей Иудее, погиб на кресте и закончил Свой земной путь воскрешением из мёртвых. Только личный пример Иисуса и слова, приписываемые Ему лично, могут служить наиболее верным ориентиром в том, чему следовало бы научиться людям перед следующим наиважнейшим событием. События того периода призваны научить человечество, как ему подготовиться и выпрямить свои пути для достойной встречи с Христом в Его второе и последнее пришествие.

Глава 3: Стремление к равновесию как часть характера Создателя

Следуя по пути познания Бога, мы непременно увидим, что всё творимое Им, зиждется на существующих в Его сердце твёрдых принципах, с которыми Он всегда считается и которыми никогда не пренебрегает. Всё творимое Богом в своей сущности носит отражение характера Самого Творца, и закон равновесия является отражением внутреннего мира Бога. Оглядитесь, присмотритесь и убедитесь, что вся природа стремится к сбалансированному состоянию. А через рассматривание творений мы можем увидеть природу Самого Создателя, о чём нам прямым текстом доносит Библия («…что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им… невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы», Рим.1:19,20).

Когда же смотрим на жертву Христа, то может показаться, что этот акт нарушает принцип равновесия, ведь по утверждению Апостола Павла Иисус отдал Свою жизнь за нас, «когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). С точки зрения простой человеческой логики это скорее похоже на перекос в равновесии, чем на неуклонное его поддержание – в данном случае, вроде бы, налицо нарушение принципа справедливого воздаяния. Но не будем развивать эту тему именно сейчас, а поговорим об этом в одной из следующих глав, и тогда увидим, что принцип сохранения вечного равновесия, как бы парадоксально это не выглядело, жертвой Христа не только не нарушается, но самым активным образом поддерживается, и без этой жертвы ни о каком истинном равновесии не могло быть даже речи.

На страницу:
3 из 17