Полная версия
Вечное равновесие
Так познание законов мироздания становится важным и очень полезным делом. И это достаточно легко, так как все проявления законов бытия находятся прямо перед нашими глазами. Сложность состоит лишь в том, чтобы постоянно поддерживать осознанность восприятия или, другими словами, быть духовно зрячими. Но по моему глубокому убеждению истинное духовное зрение заключается не столько в том, чтобы смотреть на вещи сквозь призмы религиозных доктрин и догматов или каких-нибудь прочих духовных практик, сколько в том, чтобы видеть вещи непосредственно, целостно и с учётом всех объективно существующих факторов. На самом же деле одно другому не мешает, и речь идёт только о том, чтобы не бросаться в крайности и не цепляться только за что-то одно при полном игнорировании другого. Кроме того, некоторые причины и следствия находятся на значительном временном удалении друг от друга, что затрудняет наблюдение действия законов и развития их влияния на конечные результаты. Порой кажется, что ничего не происходит, но на самом деле, где-то на невидимом плане (не прямо здесь и сейчас) разворачивается целое представление, стоит только попытаться посмотреть шире привычных рамок. Поэтому истинная осознанность восприятия (или духовное зрение) подразумевает в числе прочего способность абстрагироваться и расширять рамки своих понятий до максимально возможных границ.
Для того, кто живёт только одним днём, – ладно, может быть, и не одним днём, а месяцем, годом, десятилетием или даже столетием, – и не пытается заглянуть в дальнейшее будущее (от которого не уйдёшь), скорее всего, знание природы вселенских законов особо ничего не даст. Стоит добавить, что попытки понять перспективу без понимания ретроспективы тоже ничего не даст, ведь от адекватного знания исторических реалий и предпосылок прямо зависит и сегодняшнее поведение человека, и его завтрашняя реальность. И если не задумываться об эти вещах, то останется только уподобиться щепке, которую волны швыряют в разные стороны и несут, куда только им самим ведомо.
Человек, не задумывающийся о прошлом и отдалённом будущем, мыслит другими категориями, и его интересы не выходят далеко за пределы насущных вопросов бытия: таких, как обеспечение заработка, забота о своих физических и эмоциональных нуждах, повышение выживаемости и приспособляемости к изменяющимся условиям в течение некоторого отрезка жизни, например, до пенсии. И это, безусловно, нормально, ведь все эти вещи лежат в рамках общепринятых и понятных почти всему человечеству ценностей. Людям, мыслящим только в этих рамках, понятнее и ближе занятия более практичными делами, нежели какие-то там размышления о вечности. Но спросите окружающих и себя самих, о чём вы мечтаете и что планируете на ближайшие 50-60 лет? И попробуйте сходу написать хотя бы 20 вещей. Возможно, вас удивит, но крайне мало кто сможет составить такой список быстрее, чем за один день или напишет не задумываясь. Это говорит о том, что большинство людей не очень хорошо понимают своё будущее и не часто думают о нём.
Но мы как-то умудряемся проживать целую жизнь таким вот образом, не особо задумываясь об отдалённых перспективах. И действительно, чтобы прожить вполне достойно по человеческим меркам, нам вовсе и не нужно видеть настолько далеко. Обычно хватает обозрения перспективы на несколько лет, чтобы поддерживать свою жизнь в относительном порядке. Но наверняка любой здравомыслящий человек со мной согласится, что не видящий дальше одной-двух недель практически обречён на жалкое существование или даже гибель. А такие люди есть, их немало и, наверное, каждый из нас знает таких людей лично или, по крайней мере, не раз слышал о них. И чем дальше мы способны видеть и чем глобальней можем мыслить, тем больше имеем шансов на успех, чего бы под этим словом мы не подразумевали. Я о том, что существует прямая зависимость степени нашего благополучия (в широком смысле) от степени понимания явлений и их развития в перспективе. Опять же имею в виду не только обозримую перспективу, но и будущее, обычно выходящее далеко за пределы нашего разума (это намёк на ту самую загадочную так называемую вечную жизнь).
И снова хочется отметить, что малое всегда является частью чего-то большего. Так и наша личная жизнь всегда является частью жизни общественной, если, конечно, мы не живём на совершенно необитаемом острове, лишённом вообще всякой живности. Уровень познаний – это всегда вопрос личного выбора. Да, общество может повлиять на наши предпочтения, но всё-таки выбор всегда остаётся за нами. Так же и образ жизни является результатом личного выбора, по крайней мере, до тех пор, пока кто-то другой не загонит жизнь человека в ловушку, из которой потом выбраться будет гораздо сложнее чем, если бы заранее постараться не попадать в неё. Ещё раз хочется повторить, что всё взаимосвязано, а потому состояние всего общества в целом прямо затрагивает и жизнь каждого отдельного человека. И надо понимать, что любое общество управляется определёнными законами, знание которых часто может помочь избежать расставленных ловушек. И речь идёт не только и не столько о государственных или каких-то других общественных законах, сколько о всеобщих вселенских законах, которые имеют несравненно большую значимость и влияние, чем государственная или даже надгосударственная власть любого уровня.
Думающий человек, а вернее сказать тот, кто даст себе достаточно времени подумать, – ведь мозги есть у всех, – увидит, что познание законов мироздания позволяет не только кормить себя и семью, но и решать гораздо более масштабные задачи. Фактически только тот, кто обладает общим глобальным восприятием и видит не только конкретные факты в узких рамках текущего момента, но также способен увидеть картину в целом, только тот может делать верный выбор даже в самых сложных ситуациях. Ведь если человек не видит дальше собственного носа и выбирает путь решения насущной проблемы в ущерб своим будущим интересам, тогда что его ждёт завтра? Да, он сегодня решил свой вопрос, но за поворотом его будет ждать сюрприз, и очень мало шансов, что он окажется желательным. Опасно заблуждаться на этот счёт и надеяться, что как-нибудь обойдётся. Эта проблема имеет грандиозные масштабы, так как огромная часть населения планеты не видит дальше собственного носа, мыслит ситуационно, упуская из поля зрения общие тенденции и чужие управленческие концепции, под влияние которых попадают очень и очень многие. Но по-настоящему знающие и осознающие люди имеют все шансы выйти из-под нежелательного внешнего контроля и взять свою жизнь в свои собственные руки.
Как же увеличить степень познания законов мироздания? Где найти эти знания? Может быть, побежать в учебные заведения? Тогда сразу возникает вопрос, а в какие именно заведения побежать и какого качества знания там можно получить? Не будет ли это просто «разводкой» и потерей времени и денег? Что ещё можно сделать, чтобы лучше познать основы мироздания? Призвать Бога? Но какого именно? Ведь существует столько различных пониманий о Нём. Погрузиться в изучение Библии и начать практиковать её в жизни? Но можно ли гарантировать, что вы правильно поймёте, что там написано? Может быть, погрузиться в себя? Но как потом найти обратный путь? Плюнуть на всё и пустить на самотёк? А что, если завтра всё ещё больше усложнится и будет ещё хуже, чем сегодня?
Исследование, отражённое в этой книге, стало для меня самого ответом на множество вопросов. Но это произошло далеко не сразу. Изначально я не имел намерения писать книгу для широкого круга читателей и занимался только формулированием идеи для самого себя. Сначала в период с 2009-го по 2011-й годы были сформулированы и записаны основные мысли, которые выросли из ежедневных размышлений, как я это называю, наедине с Богом. Каждый день (это не фигура речи, а прямое утверждение – именно без всяких преувеличений каждый день) в течение нескольких лет я находил достаточно времени, чтобы всерьёз поразмышлять над волнующими меня вопросами, и делал это с осознанием реальности Божественного присутствия в моей жизни. При этом часто обращался к текстам Библии, которую на тот момент изучал уже более 15-ти лет, и задавал вопросы, ожидая услышать ответы от Бога. Не буду здесь описывать всё это в деталях. Уверен, что есть немало людей, которые не нуждаются в подробном описании по причине, что они и сами имеют подобный опыт, а другим это будет не так интересно.
Я просто записывал свои мысли и откровения. Было ощущение, что каждый день открывалось какое-то окно, через которое в моё сознание вливался поток образов, и мне нужно было каким-то образом умудриться всё это облечь в слова и записать, чтобы ничего не забыть и не исказить (и это при том, что у меня нет филологического или другого обычно необходимого в таких случаях образования, а в школе у меня всегда были трояки по русскому и литературе). И это повторялось регулярно, пока я готов был посвящать данному занятию достаточно времени. Так накопилось довольно много материала, который постепенно складывался в некую мозаику. Затем в течение нескольких лет материалы подвергались редактированию, переосмыслению и дополнению, – причём это происходило на фоне моих ежедневных уединений с Богом, – и так постепенно я подходил к идее издания книги. Но всё-таки она была, по моему мнению, не настолько хороша, чтобы её представить широкому кругу читателей.
В течение долгого времени я изучал Библию и старался применять её в жизни, и большинство моих наблюдений было сделано именно с позиций этого вероучения. В наметившейся книге я излагал свои мысли и подтверждал их множеством отрывков из Библии. Лично мне описание в литературной форме своих убеждений и наблюдений очень помогало разбираться в своём внутреннем мире и состоянии. Но было сомнение, что это будет интересно большому количеству людей за исключением только некоторых. Поэтому не спешил с публикацией. Но вот в конце 2016-го года с неожиданной стороны проявился читательский интерес, и меня даже пригласили выступить по теме книги перед аудиторией в другом городе, после чего я намерился отдать материалы в издательство и опубликовать их уже в феврале 2017-го года.
Но примерно в это же самое время, спустя около 6-ти лет с момента формирования основы книги, я вдруг столкнулся с некоторыми обстоятельствами и информацией, которая заставила меня посмотреть на окружающий мир совершенно иначе. Эта информация была в принципе не новой, но раньше я не обращал на неё пристального внимания. Теперь же просто не мог её проигнорировать и пришёл к необходимости корректировки некоторых сделанных в книге выводов. Однако в процессе переосмысления убедился, что главные мысли в корректировке не нуждаются, так как речь идёт о незыблемых законах мироздания. Но нужно было каким-то образом объяснить потенциальному читателю, почему, например, в качестве подтверждения своих мыслей я привожу именно библейские отрывки. Мне самому это было понятно, потому что без всяких преувеличений половину своей жизни я прожил с Библией в руках, но вот у некоторых читателей это могло бы вызвать резонные вопросы. Я задумался об этом, потому что увидел окружающую действительность гораздо шире прежнего и теперь полагал, что книга может заинтересовать несколько большее количество людей, но многие из них, скорее всего, не разделят со мной мою убежденность в авторитетности Библии. Поэтому пришлось потратить ещё немало времени, чтобы рассмотреть поднимаемые вопросы с других точек зрения, часто оппозиционных библейским.
В итоге я ещё больше убедился в правильности сделанных ранее основных выводов и ещё в том, что подобные выводы не всегда нуждаются в доказательствах с точки зрения каких бы то ни было религий или наук. Сами материалы написанной мной же самим книги дали мне в руки инструмент (методологию) познания, не зависящий от ранее известных мне и навязанных извне методов и рамок, на самом деле только ограничивающих возможности расширения видения. Это стало для меня самым главным открытием и результатом написания данной книги. Теперь я полагаю, что эти материалы могут стать хорошим дополнением в познании мироустройства любому думающему человеку.
Поэтому в ходе переосмысления я не стал кардинально менять содержание, но пришлось дописать некоторые места, которые разъясняли бы позицию и показывали, в чём именно состоит то, что для меня стало методологией познания Истины, чтобы читателю было легче абстрагироваться от отвлекающих моментов и фокусироваться на сути.
Как уже было сказано выше, изначально я писал только для того, чтобы ничего не забыть самому. Позднее мне захотелось поделиться своим новым пониманием с другими, а это почти исключительно были окружающие меня верующие люди из числа христиан. Поэтому изначально обращение в тексте было именно к этой категории людей. Но поскольку позже стало понятно, что интерес может возникнуть и у тех, кто не причисляет себя к христианам и вообще к верующим людям, то пришлось менять и многие места книги, где изложение велось в чисто христианском узком ключе. Но всё равно в некоторых местах было оставлено обращение к читателям, как к христианам, и особенно в первых главах, однако при этом нужно понимать, что в широком смысле всё это относится и ко всем другим людям в не меньшей степени.
Итак, на сегодняшний день с момента начала составления основы книги, со всеми последующими дополнениями и изменениями, прошло около 14-ти лет. Всё было перечитано и перепроверено много раз, в том числе и с привлечением людей, которым я доверял и чей взгляд на вещи помогал мне сохранять объективность. Они прямо и косвенно помогали редактировать текст и давали дельные советы, за что им огромная благодарность. Первым, кто заинтересовался моими изысканиями, был мой друг и наставник Юрий Калёнов, который вдохновил меня на дальнейшее изучение и даже предложил идею для оформления обложки будущей книги (правда, в итоге я выбрал другое оформление, но в любом случае благодарен Юре за его мощную поддержку). Первый вариант книги был полностью и тщательно отредактирован Юлией Наумовой, моей давней подругой и соратницей в духовных вопросах. Она помогла на некоторые вещи посмотреть с другой стороны, что в итоге, я уверен, улучшило материал книги. Затем ещё один из моих тогдашних духовных соратников Сергей Зайцев прочитал текст и дал ценные рекомендации. Не забуду поблагодарить и Сергея Кононенко, который, как я думаю, так и не дочитал книгу до конца, но в свойственной ему манере горячо вдохновил меня продолжить дело. Позднее он даже сказал, что у него была идея издать эту книгу, но по некоторым причинам до этого дело не дошло. Конечно же, не могу не поблагодарить свою прекрасную жену Настю, которая все эти годы была свидетельницей моего труда и моих собственных изменений. Ей часто приходилось мириться с ночным свечением монитора компьютера и настольной лампы, и я благодарен ей, что она была настолько терпеливой и мудрой, что в значительной степени помогло мне продолжить и закончить начатое.
И вот теперь по прошествии 14-ти лет с момента появления первых мыслей по данной теме перед вами книга «Вечное равновесие». Осознаю, что мой опыт и мой взгляд, выраженные здесь, могут быть для кого-то и не актуальными, и не питаю никаких иллюзий на этот счёт. Вовсе и не обязательно, что эта книга должна понравиться всем, и я такой цели себе не ставлю. По большому счёту она остаётся написанной для себя самого, чтобы самому себе всё разжевать, разъяснить и разложить по полкам. И прекрасно, если мои мысли окажутся полезными ещё и кому-то другому.
Считаю, что у каждого человека должен быть и есть свой собственный путь, полностью соответствующий его внутреннему устройству. Не существует двух совершенно одинаковых людей, а потому мой путь не сможет повторить на сто процентов ни один другой человек – каждый уникален. Но при этом есть и нечто такое, что свойственно всем нам без исключения. Это нас объединяет и об этом мне хочется поговорить с вами. А когда речь заходит о чём-то таком, что касается всего человечества, то обычно почти невозможно обойти вниманием такие вещи, как религия, культура или политика. И, говоря на общие темы, мы не можем придерживаться только своих собственных взглядов, не принимая во внимание взгляды других людей, а иначе никакого диалога не получится. Мы все взаимосвязаны и оказываем влияние друг на друга, а потому хотим того или нет, черпаем друг от друга знания, опыт, силы, вдохновение и много чего ещё. Говорят, с кем поведёшься, от того и наберёшься, но каждый вправе самостоятельно решать, с кем ему по пути, а с кем лучше разойтись.
В таких глобальных вопросах, как те, которые затрагиваются в данной книге, на мой взгляд, невозможно обходиться только верхушками знаний. Здесь нужно разбираться не только с причинами явлений, но и с причинами причин или даже ещё глубже. И хотя я старался реализовать именно такой подход, в чём вы сможете без труда убедиться, но моя книга не настолько сложна и, конечно же, не претендует на идеальное пособие для разъяснения всех первопричин происходящего. Однако при этом она может показаться очень сложной для восприятия, если заранее не скорректировать свои ожидания от неё. Эта книга предназначена для размышлений, а не для простых ответов, хотя я и постарался найти ответы на все поднятые вопросы. В любом случае, это написано для людей, способных читать и при этом думать, а также связывать одно с другим, и я думаю, что таких людей на планете большинство (хотя бы в потенциале).
Если вы всё же решились углубиться в тему вместе со мной, то вам придётся на многие вещи посмотреть моими глазами. У вас не будет возможности поспорить или возразить мне по ходу чтения. Всё это останется только с вами в ваших мыслях, по крайней мере, до тех пор, пока вы не решите поделиться своими соображениями. И если такая необходимость возникнет, то предлагаю не спешить выносить ваши мысли в общее информационное поле, чтобы не оказалось так, что вы просто что-то не прочитали или упустили из виду и потому поняли не так, как я хотел бы чтобы вы поняли. Поэтому предлагаю сначала пообщаться лично, и для этой цели предусмотрен специальный адрес электронной почты: vechnoe.ravnovesie@gmail.com.
В любом случае, уверен, что данная книга будет интересной для всех, чей разум открыт к познанию. Надеюсь, что не покажусь вам навязчивым. И вам предлагаю не настраиваться на ненужные споры. Если вам что-то покажется неприемлемым, то просто отложите книгу и забудьте об этом. А если вас это заинтересует, то буду рад продолжению общения!
Глава 2: Величайшие моменты истории человечества. Главные поворотные точки
В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, 2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, 4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; 5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
(Лук.3:1-6)
Представим себе такую картину. Приближается один из самых великих и значимых моментов в истории человечества. Бог готовил мир к нему ещё задолго до его наступления. Древнейшие предсказания вот-вот должны исполниться и в мир должен прийти Спаситель! Тот, через Кого каждый может примириться со Своим Небесным Отцом! Это величайший дар Бога! Никто не должен пропустить этого момента и все должны об этом услышать. Бог посылает Иоанна, сына священника Захарии, чтобы приготовить людей к приходу Господа. И вот слова, которые вложил Бог в уста Иоанна:
«…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие».
О чём это? В словах Иоанна заключён точный образ того, что должно произойти перед приходом Господа. Этот образ содержит в себе явное указание на необходимость приведения человеческой жизни в должное состояние. А если говорить ещё конкретнее, то речь идёт о выравнивании путей пред Господом. Не будем прямо сейчас выяснять, что именно здесь понимается под путями, а сконцентрируемся на том, что процесс подготовки к приходу Господа связан с необходимостью выравнивания этих самых путей перед Ним.
Почему вообще в этот величайший момент истории человечества (по крайней мере, с точки зрения всего христианского мира) Бог через пророка ставит акцент на выравнивании? И что в действительности это означает? Если мы хотим максимально приблизиться к правильному пониманию вещей, то должны, прежде всего, искать источники их происхождения, чтобы своим взором охватывать не только какие-то отдельный события или отрезки времени, но и весь их контекст. Ведь только в этом случае можно с большой долей уверенности говорить о хоть какой-то полноте понимания вещей. Но чаще всего мы не имеем способности сразу же разглядеть источники, и тогда необходимо двигаться в познании постепенно, шаг за шагом и терпеливо распутывая узлы истории.
В данном случае мы имеем некое загадочное высказывание пророка, помещённое не куда-нибудь, а в Библию, в котором до нас, по-видимому, доносится нечто очень важное, что нам следовало бы понять со всей точностью и определённостью. Конечно, кто-то не увидит в этих словах ничего загадочного, да и я сам долгое время не обращал на них особого внимания. Но думается, вряд ли слова Иоанна были произнесены и затем зафиксированы в Писании в таком виде случайно или без всякого смысла. В Библии есть много загадочных мест, заслуживающих самого серьёзного разбора, и многие из них уже нашли своих исследователей. И хоть я не собирался становиться таким исследователем, но в какой-то момент просто не смог не начать рассматривать более внимательно то, что так настойчиво и всё чаще и чаще бросалось мне в глаза. Дальше хочу поделиться с вами тем, что открылось мне о смысле слов Иоанна и о том, что стоит за этими словами.
На протяжении долгого времени определённые мысли обо всём этом возвращались ко мне, и часто на глаза попадались разные места Библии, подтверждавшие мои догадки и наблюдения. Конечно, я не могу с полной уверенностью утверждать, что написанное мною является непререкаемой истиной, но не могу и с лёгкостью опровергнуть этого, ведь как для первого, так и для второго мне естественно не хватает объективности. Известно, что человек, будучи существом социальным, среди базовых своих потребностей имеет и ту, что заставляет его искать других людей, способных его услышать и дать услышанному адекватные отзывы. Так человек проверяет и корректирует ход своих собственных мыслей, без чего он имеет все шансы зайти в глубокие заблуждения, что в пределе может привести его к серьёзным психическим расстройствам и даже чистому безумию. Не могу сказать, что я замечал что-то подобное за собой, но и относиться к этому с лёгкостью тоже не мог, понимая всю неумолимость логики развития заблуждений. И это одна из причин, заставляющих меня изложить свои мысли и поделиться ими с вами после того, как я так долго тянул с изданием данной книги.
Итак, вернёмся к словам Иоанна, называемого так же Крестителем, как нас уверяет текст Библии, произносимых им в канун явления Господа. И в этих словах содержится явный призыв к выпрямлению и выравниванию людских путей пред Ним. Понятно, что это касается самой жизни людей, а не устройства, например, дорог в Иерусалиме, его окрестностях и по всей Иудее (а ведь кто-то всерьёз мог бы понять и так). А если так, то если говорить совсем простым языком, речь идёт о том, что людям перед приходом Христа в своей жизни нужно где-то что-то приподнять, а где-то что-то опустить, что-то подтянуть, а что-то ослабить, что-то увеличить, а что-то уменьшить, что-то привнести в свою жизнь, а от чего-то отказаться. И всё это совершенно необходимо осуществить перед приходом Господа. То есть нужно найти некое сбалансированное состояние для всех составляющих частей человеческой жизни. А что такое баланс, если не равновесное состояние? Поэтому дальше я буду использовать слова «баланс» и «равновесие» для описания всего того, что хочу до вас донести в этой книге. Под балансом и равновесием будут подразумеваться результаты того самого выравнивания, о котором говорил Иоанн Креститель в канун пришествия Господа.
Судя по словам Иоанна, для Бога то самое равновесие имело (и, как думается, всегда имеет) очень большое значение. Почему перед самым приходом Господа Он ставит акцент именно на этом, а не на том, например, чтобы люди, как только Его увидят, тут же поклонились Ему? Ведь это, казалось бы, совершенно логично и ожидаемо, по крайней мере в господствующей в те времена парадигме мышления многих народов и тем более составляющих население римской империи. Ведь обычно в момент появления императора, царя, падишаха и прочих вельмож народ склонялся перед ними или оказывал другие подобные знаки повиновения. А кто может превзойти величием Бога? Тогда почему же в словах Иоанна не было призыва приготовиться кланяться перед Христом, но содержался призыв приведения всего и вся к балансу?