bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 17

Бог говорит с людьми на языках понятных людям. Слова, сказанные Иисусом, могли быть восприняты людьми по всему миру только потому, что они нашли отклик с тем, что уже находилось в сердцах этих людей. И это было Слово Бога, Которым Он создал весь мир, включая человечество:

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Иоан.1:1-4)


«В начале было Слово» и только намного позднее появилась Библия. Слово Бога существовало до того, как появилась первая книга, и никакие книги во всём мире не могут вместить в себя и описать Бога во всей Его полноте. Библия, хоть и концентрированно, но лишь частично отражает слово Бога, и если её можно назвать словом Бога, то только с оговорками. Она не может в себя вместить всё то, что Бог хотел бы поведать нам. Да, в ней сказано достаточно, чтобы поверить во Христа и обрести спасение, но для познания Бога во всей полноте её явно недостаточно (Иоан. 20:30,31, 21:25). Иисус стал для людей только дверью в прямые отношения с Отцом (Иоан.10:9, Евр.6:17-20), но дальше лежит целый путь, который не может быть описан инструкциями и правилами, и который требует непосредственных живых отношений с нашим Создателем. И на этом пути всюду можно встретить действие основных принципов мироздания, являющихся безошибочными указателями верного направления.


Итак, Библия, являясь одним из самых значимых отражений Слова Бога, содержит в себе указание на важные принципы и законы мироздания, но она не говорит обо всём этом и о Самом Боге исчерпывающим образом. В самой же Библии мы находим слова, указывающие на то, где следует черпать недостающие фрагменты знания о Боге:

19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…

(Рим.1:19,20)

Насколько многообразен Бог, настолько же многообразно и всё Его творение, а поэтому всю полноту красок жизни невозможно уложить даже в самый объёмный перечень или текст, и тем более изложить в инструкциях. Любые инструкции ограничены по самой своей сути. Они достаточно узкоспециализированы и могут служить лишь для того, чтобы направить людей в определённое русло. Но Безграничный Бог хочет, чтобы люди знали Его и понимали настолько хорошо, насколько это вообще возможно, и со всех возможных сторон (то есть в их совокупности). Тогда о каких инструкциях можно здесь говорить? Это понимание приводит нас к тому, что мы начинаем искать в Писаниях уже не инструкции, а принципы, которые являются отголосками характера Самого Создателя.

В Библии можно увидеть множество конкретных примеров, которые для нас могут являться только иллюстрациями для понимания основных принципов, но эти иллюстрации в силу очень многих причин не могут являться для нас прямым руководством к действию. Иногда через эти иллюстрации, иногда прямыми словами, но всё же чаще иносказательно, до нас со страниц Писаний доносится то, что при должном подходе способно заложить в нас прочное основание, на котором мы потом можем творчески и многообразно выстраивать свою жизнь. Так и о законе равновесия практически ничего прямо в Библии не говорится, но между строк то и дело проглядывают следы его действия.

И дело не в том, что Бог по каким-то причинам якобы хочет от нас что-то скрыть и создать нам трудности чтобы нам было труднее разглядеть основы. Дело тут вообще не в Боге, а в определённых силах, которым необходимо, чтобы мы так думали о Нём. В нашей реальности были (да и сейчас есть) люди, которые имели доступ к знаниям и при этом понимали, что знание – это власть, а потому скрывали знание от других себе подобных. Но полностью скрыть знание невозможно, а потому использовался метод фрагментации и герметизации знаний по принципу «не держать все яйца в одной корзине». Даже если люди и узнают что-то истинное, то это будет лишь фрагмент, который не поможет им составить целостную картину происходящего. И чтобы у людей не возникало желания искать полного и целостного восприятия, – а нормальный человек не может спокойно жить, пока у него есть вопросы, – ему некую «полную картину» услужливо рисовали на свой манер те, кто узурпировал истинное знание. А иллюзия полноты картины притупляет желание искать её дальше. И тогда не стоит удивляться тому, что большинство людей живёт в мире иллюзий вместо того, чтобы устремлённо искать Бога и Его Истину.

Всё это делается согласно глобальной деструктивной концепции «разделяй и властвуй», и напрямую связано с рассматриваемой здесь дихотомией «духовное-материальное». И так же это напрямую связано с понятием Центра равновесия, через непосредственный поиск которого мы начинаем правильным динамичным образом балансировать все сферы своей жизни. Искусственное разделение и противопоставление разных сфер единого целостного мира заставляет человека метаться от крайности к крайности, раздражает его, делает неумиротворённым и конфликтным, и создаёт прекрасную почву для всходов сатанинских посевов, главной задачей которых является только то, чтобы человек никогда не приблизился к истинному Центру равновесия, к Богу.

Чтобы окончательно не заморочить вашу голову на этом моменте, мы сейчас не будем слишком углубляться в данную тему и вернёмся к ней далее, когда будут в достаточной мере раскрыты основные положения закона равновесия, дающие более менее полное представление о его природе. А пока что будем рассматривать духовную и материальную сферу по отдельности как самостоятельные части, тем более что разница между ними всё-таки есть. Однако при этом будем держать в голове их единство в целостной системе мироздания чтобы не подпитывать своей мысленной энергией глобальную концепцию разделений и чтобы привычная многим парадигма мышления, в которой духовная и материальная сферы традиционно разделяются и даже противопоставляются одна другой, не мешала целостному подходу в восприятии и познании. Такой подход позволит нам по ходу изложения замечать порой несуразность дихотомии «духовное-материальное», а ближе к концу книги мы вернёмся к этому вопросу отдельно, чтобы неспеша с ним окончательно разобраться.


Итак, вернёмся к разнице между СЕРЕДИНОЙ и ЦЕНТРОМ (равновесия). Если мы посмотрим на библейские примеры людей, старающихся найти праведность через исполнение законов (в Библии есть много красноречивых примеров с фарисеями и законниками), то увидим следующее: они стараются отыскать Бога, но ищут как будто не там, то есть пытаются найти как бы «середину», не понимая, что нужно искать «центр». Иисус однажды привёл пример в форме притчи пытающемуся найти правильный алгоритм поведения Своему ученику Петру, а Петр явно в поисках праведности двигался по пути «правильности», на что Иисус и обратил его внимание и поправил его воззрение:

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(Матф.18:21-35)

Иисус указал на то, что в подобном случае правильным будет не «справедливое» мщение (псевдо-баланс) и не какое-то «законное» количество прощений, а личный пример Бога, то есть Того, Кто является ЦЕНТРОМ ВСЕГО. То есть к истинному равновесию приведёт не мщение или ограниченное определённым законом количество прощений, а полное прощение от всего сердца (не по человеческой несовершенной логике, а по Божьему совершенному замыслу).

Таким образом, нахождение правильного баланса в духовной сфере (точно так же, как и в физической) – это творческий процесс, одобренный Творцом и не имеющий практически ничего общего даже с самыми отточенными правилами (инструкциями), которые обычно носят рамочный, ограничивающий характер. Ведь жизненный процесс никак не может быть статичным, а только динамичным, – то есть течение жизни никогда не останавливается, всё время заставляя человечество делать новые шаги вперед, – и попытки зафиксировать жизненные устои в виде каких-то правил, рано или поздно, приводят к необходимости эти правила корректировать или даже отменять (не стоит путать сформулированные людьми правила и принципиальные фундаментальные Божьи установления, которые никогда не поддаются никаким изменениям). Кроме того, никакие правила не могут учитывать все нюансы, из которых состоит жизнь.

Образно выражаясь, всякие правила по своей сути монохромны, и палитра множества их оттенков не может выходить далеко за пределы белого или чёрного цвета, а между тем другие цвета общей палитры им недоступны, хотя и то, и другое создано одним и тем же Творцом. Поэтому все попытки отыскать праведность только через соблюдение свода правил и законов обречены на провал, потому что заведомо исключают возможность познания Бога во всей Его полноте.


Иисус однажды сказал:

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

(Матф.11:28) 

Как вам представляется, что имел в виду Иисус под словом «успокоение»? Может быть, Он говорил об освобождении от трудовых обязанностей и всякого рода бытового бремени, раз сказано о труждающихся и обремененных? Если направить свои мысли в эту сторону, то мы придём к противоречию со словами той же Библии об отношении к работе и бытовым вопросам (Прит.14:23, 1Фесс.4:11,12, 2Фесс.3:6-8, 2Фесс.3:11,12, Деян.20:34,35, Лук.3:11, Еф.4:28, Рим.12:13). Библия ясно учит о необходимости работать и заботиться о собственных нуждах и не обходить вниманием нужды людей рядом с нами. Это нормальное состояние человеческой занятости. Ненормально другое: когда человек полностью погружен в процесс обеспечения нужд или в решение бытовых проблем, тогда неминуемо нарушается баланс, необходимый для нормального течения жизни. Вот пример из Библии о правильном понимании баланса в финансовых и бытовых вопросах:

7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: 8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, 9 дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

(Прит.30:7-9)

Очевидно, что этот баланс достигается только в одном случае, если ЦЕНТР РАВНОВЕСИЯ находится в правильном месте. Он не может находиться только в области заботы о материальных нуждах, не говоря уже о роскоши. Так же он не может находиться только в области полного отречения от земных благ. Он находится вообще вне рамок подобных категорий. То есть его нельзя найти ни там, ни там, потому что так думать вообще ошибочно. Ведь и то, и другое является двумя сторонами одной и той же «монеты», которые уравновешиваются между собой через Личность Самого Создателя. Центр душевного равновесия человек может найти только в Самом Боге, а не в каких-либо духовных или материальных практиках.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Так, о чём же говорит Иисус этими словами, если не о достижении душевного покоя через нахождение истинного Центра Равновесия?


Бог есть Вечный Центр всего и поэтому Он просто не может Сам находиться вне равновесия. Бог всегда следит за равновесием и обязательно всё возвращает в это состояние. И если мы хотим успешно вписываться в процесс установления вечного равновесия, то просто не можем обойтись без того, чтобы постоянно стремиться к Богу, как к Центру вселенского равновесия. Иначе мы будем обречены на крайне рискованное блуждание по окраинам духовного мира с вполне определенным итогом этого блуждания.

Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено

(Ис.2:12)

И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день

(Ис.2:17)

Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

(Рим.11:36)

Глава 5: Центральная ось, вертикальная устойчивость и равновесные силы

Состояние равновесия какого-либо физического тела может быть достигнуто лишь путём приведения его массы к такому положению, при котором сила гравитации проходит через центр тяжести тела и затем проецируется в пределах его основания или опоры (ниже будет приведена иллюстрация этого определения с объяснением на примере). В точности то же самое справедливо и для духовных тел. У них есть и опоры с основаниями, и воздействующие на эти тела силы, и свой центр тяжести. Мир создан по Божьим принципам таким образом, что нам в своём развитии необходимо стремиться к тому единственному положению, в котором мы можем найти истинное равновесие, и, найдя его, твёрдо стоя на ногах, сможем развиваться. Твёрдость и непоколебимость, устойчивость – это непременное условие для поступательного развития, которое выражается в росте способности выдерживать всё большие и большие нагрузки. Чем выше устойчивость, тем больше возможностей для роста и развития, а процесс сближения с Богом означает процесс обретения настоящей твёрдости и устойчивости.


Если Бог является единственным Центром нашего равновесия, и каждый из нас стремится к Нему, то все мы самым естественным образом будем едины в своём стремлении, а наши усилия, объединившись, станут ещё более эффективными. И единство – это не просто способ укрепить наши позиции. Единство, основанное на истинном центре равновесия (Боге) – это единственный естественный способ нормального сосуществования и сохранения желаемого общественного равновесия, а также нормального развития всего общества. Все конфликты человечества так или иначе связаны с попытками восстановить утраченный баланс, и обусловлены они тем, что этот баланс люди пытаются восстановить без поиска истинного Центра равновесия – то есть каждый имеет какой-то свой собственный центр интересов и поэтому по факту «тянет одеяло на себя», чем только ещё больше разбалансирует систему отношений. И следует заметить, что подобное происходит даже в таких общественных институтах, как христианские церкви, которые, казалось бы, должны быть лучшим примером духовного единения. На самом деле в них почти всегда неминуемо присутствует и материальная составляющая, разбалансирование отношений в которой также является мощным фактором разбалансирования и общего уклада как отдельных церквей, так и церковного института в общем. Поэтому для понимания путей выхода из, к сожалению, уже ставших привычными кризисных ситуаций в религиозных организациях, мало всерьёз разбираться исключительно с перекосами в их духовной (идеологической) составляющей, но также необходимо всерьёз разбираться и с перекосами в материальных аспектах. Иначе совершенно невозможно говорить ни о каком единстве даже в таких общественно значимых институтах, как церковь, которые по идее должны быть лучшим примером для всех остальных (Матф.5:13-16). Но, к сожалению, зачастую в них не видно ни серьёзной работы над исправлением идеологических аспектов, ни серьёзного отношения к нарушениям баланса в материальной сфере, зато очень хорошо заметны признаки общей деградации. Это одно из красноречивых свидетельств того, что многие даже очень многочисленные и популярные религиозные институты движутся совсем не туда, куда декларируют, зачастую впадая в прямое противоречие даже с текстами Писаний, которые они так любят цитировать.


Апостол Павел выражает волю Бога относительно христианского единства, дающего твёрдость и силу, такими словами:

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

(1Кор.1:10)

И заметьте, речь не идёт о том, чтобы все мы потеряли своё собственное лицо, – или как ещё говорят, идентичность, – слившись в одну серую (или другого цвета: белого, красного, черного, коричневого, голубого и всех прочих) массу (1Кор.12:4 – 13:13). Речь идёт об объединении в одном духе любви и братства. Ведь все мы – дети одного Создателя. В пределе не должно быть между людьми никаких разделяющих и отталкивающих друг от друга границ и преград, к которым, несомненно, относятся и самым ненормальным образом сложившиеся разделения на религиозной почве.

Здесь приводятся слова из Библии, приписываемые Апостолу Павлу, который хоть и писал Ефесской христианской Церкви, но тем не менее эти слова могут быть адресованы всем без исключения людям, истинно ищущим Бога и Его Истину, которые со всей ясностью понимают, что нет разных богов, а Он только один над всеми нами:

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Еф.2:19-22)

Конечно, эти слова прямо адресованы тем, кто признаёт Иисуса Господом, а потому могут быть не воспринятыми теми, кто имеет другие религиозные взгляды. Но давайте не будем углубляться в тему религиозных отличий, тем самым только увеличивая и без того огромную пропасть между людьми, а сосредоточимся на Едином Боге и теме данной главы.

Чему здесь учит Апостол? Если приглядеться внимательно, то речь идёт о вертикальной устойчивости некоего «здания» (понятно, что в данном случае говорится о Церкви, но это точно также относится в более широком смысле ко всему миру, над которым возвышается Единый Бог), которое возрастает на единой точке опоры – на Иисусе Христе. Единство, сосредоточение на одном, устремление к единой точке опоры – вот что позволяет расти и крепнуть всему Телу Церкви (1Кор.12:27). И Бог указывает нам эту точку – это Он Сам. Он стоит во главе всего (в основании). За Ним (на Его основании) стоят верные Апостолы (Еф.2:20). А на этом твёрдом и непоколебимом фундаменте вся Церковь «слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:21) и «получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

Всё «здание» Церкви Божьей имеет своим основанием Господа и должно строиться так, чтобы вертикальная ось не нарушалась. Если в каких-то частях Церкви возникают перекосы, то она уже не может расти дальше. Тогда Бог обязательно будет корректировать эти места с тем, чтобы снова привести Церковь к «вертикально правильному состоянию» (соблюдению законов Бога, пронизывающему всё тело Церкви сверху донизу). Только так всё Тело Церкви может расти бесконечно высоко.

Давайте разберём это утверждение на следующем примере. Вы знаете, почему известная во всем мире Пизанская башня до сих пор не упала, хотя и стоит она криво относительно вертикальной оси? Это элементарная физика. Разглядите фигуру 1, изображающую Пизанскую башню на этом рисунке.





Центр тяжести «А» башни, находится на некоторой высоте над землей примерно в центре конструкции. Если провести строго вертикальную линию от центра тяжести до земли, то мы увидим, что эта проекция центра не выходит за пределы основания башни. В этом случае башня имеет вертикальную устойчивость и не падает.

Если же попытаться надстроить башню (фигура 2), то произойдёт следующее: постепенно, по мере роста здания в высоту, центр его тяжести будет перемещаться всё выше и выше в точку «Б», и в какой-то момент вертикальная проекция центра тяжести башни выйдет за пределы её основания, а вертикальная устойчивость здания будет нарушена силой притяжения «В»; тогда, либо обрушится та часть башни, которую надстроили, либо, если эта часть будет очень крепко привязана к нижней, то обрушится всё здание (фигура 3). В любом случае процесс разрушения будет продолжаться до тех пор, пока проекция центра тяжести снова не окажется в пределах основания башни («А», фигура 3).

Пизанская башня не падает только потому, что не растёт в высоту и проекция её центра тяжести всё ещё находится в пределах её основания.

Пользуясь этой аналогией, мы можем увидеть, что никакое сообщество, в том числе и Церковь не может расти бесконечно, если в его «конструкции» допущены перекосы относительно «центральной оси». Конструкторы башни в Пизе до сих пор остаются неизвестными. По одной из версий это здание совершенно осознанно изначально строилось с перекосом. По другой версии наклон башни произошёл вследствие конструктивных ошибок, из-за несоразмерности фундамента, мягкости почвы и размытия грунта с южной стороны. Но какой бы ни была причина, башня стоит до сих пор.

Давайте при этом не будем забывать, что, во-первых, целью архитекторов не было возведение башни до бесконечности – ведь очевидно, что она изначально спроектирована с ограничением по высоте. Во-вторых, с самого начала строительства в 1173 году, а вернее с 1178 года, когда был построен 3-й этаж и обнаружился перекос, и даже до наших дней, – то есть на протяжении более 800 лет (!), – периодически ведутся различные работы по укреплению здания. Чего там только не делали. Неоднократно заменялись разрушающиеся колонны. В качестве временной меры на северной стороне (башня наклонена на юг) на бетонные балки были установлены свинцовые бруски, которые, выступая в качестве противовеса, стабилизировали строение. Затем были исследованы процессы, происходившие в грунте под фундаментом башни, после чего последовал ряд экспериментов со специально возведённым неподалеку от памятника бетонным фундаментом-макетом. Эксперименты подтвердили, что башню можно немного выпрямить и стабилизировать, если выбрать часть жёсткого грунта из-под северной части фундамента, то есть провести так называемую подработку. Надо понимать, что подработка не имела ничего общего с обычными земляными работами – грунт выбирался буквально по миллиметру через систему обсадных труб, внутри которых помещался вращающийся шнековый бур. Расчеты оказались правильными, и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров (!) и стабилизировалась, что позволило снять и свинцовые противовесы, и временные опоры, поставленные для подстраховки. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент. В очередной раз в декабре 2001 года башню открыли для туристов. Но уже в 2002 году башня снова закрылась на реставрацию, которая продолжалась до 2010 года (всего каких-то 10 лет, по сравнению с почти тысячелетием!). В 2008 году ученые в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия, башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год.

Я специально привёл здесь этот развернутый пример, чтобы лучше проиллюстрировать то, с какими непрекращающимися проблемами приходится сталкиваться даже если и не основателям, то их потомкам, если допускаются какие-то ошибки в самом основании проекта. И чем дольше поддерживается проект, тем дороже он становится, и тогда приходится тратить на его поддержку всё больше и больше сил и средств. И ведь ещё не факт, что все эти колоссальные усилия окажутся, в конце концов, оправданными. Добавим к этому постоянное напряжённое внимание к данному проекту – жители Пизы (да и не только они) с тревогой сбегаются к башне всякий раз, когда в Италии происходит даже небольшое по силе землетрясение, которые там случаются довольно часто. А сама башня почти с самого начала своего существования не может полноценно выполнять своё предназначение колокольни городского собора Санта-Мария Ассунта, превратившись в довольно странный памятник архитектуры, хотя и мирового масштаба.

На страницу:
5 из 17