Полная версия
Учение Повелителя Времени
Как уже говорилось раньше: привязанность, она же жадность – состоит из двух фундаментальных желаний. Это желание удовольствий, и, нежелание страданий (привязанности к удовольствиям, и, неприязнь—отвращение к страданиям).
Также говорилось о том, что формирование этих двух фундаментальных желаний связано с двумя видами ощущений: это приятные ощущения, и, неприятные ощущения.
Из этой причины исходит то, что сама жадность состоит из двух ипостасей (разновидностей).
Первое: это – алчность.
Второе: это – скупость.
Алчность – это желание того, чего ты не имеешь (чего у тебя нет).
Скупость – это нежелание расставаться – нежелание терять – страх потерять то, что имеешь.
То есть, алчность представляет собой стремление к приобретению. А скупость, представляет собой – избегание потерь.
Алчность – порождает неудовлетворённость жизнью.
Скупость – порождает все страхи.
И то, и другое – прямо доставляют страдания.
Если учесть то, что счастье заключается в удовлетворённости жизнью, то алчность и скупость, которые порождают неудовлетворённость жизнью и страхи: являются единственной и основной преградой для достижения счастья.
(Жадность, состоящая из алчности и скупости, есть единственная преграда для достижения счастья)
В среде людей, о жадности принято говорить, в основном, по отношению к деньгам.
Но это узкое видение проблемы.
Деньги – это всего лишь одно из разновидностей собственности. Никто не станет отвергать утверждение о том, что деньги являются собственностью.
На самом деле, к понятию «собственность» относится всё то, что человек называет – «мой», «моя», «моё».
И поэтому к категории человеческой собственности относятся не только материальные ценности, но и такие «предметы» как: здоровье, любовь, дружба, авторитет, слава, друзья, приятели, знакомые, родители, супруги, дети, внуки, враги и т. д. и, в конце концов, сама жизнь, так как эти предметы можно подвести под категории «мой», «моя», «моё», «мои».
Жадность является итогом формирования всей судьбы (кармы), которая начинается с формирования невежества.
Счастье достигается благодаря уничтожению жадности, то есть благодаря уничтожению желаний.
Методом для достижения счастья является – развитие духовности.
Неудовлетворённость есть ненасытность. Ненасытность есть жадность.
Жадность мешает достижению счастья, то есть – удовлетворённости жизнью.
Духовность.
Чтобы преодолеть страдания и достичь удовлетворённости жизнью, следует уничтожить причину страданий.
Причиной страданий, как уже было сказано выше, являются мирские желания.
Мирские желания можно подавить и уничтожить благодаря практике развития духовности.
Не следует путать духовность, с талантливостью в искусствах. Талантливость – это просто профессионализм в отдельных сферах деятельности человека.
Скорее духовность это талант, чем талант – духовность.
К сожалению люди, вводят себя в заблуждение, считая, что такие сферы жизнедеятельности человека как театр, литература, изобразительное искусство, музыка – относятся к сфере духовности.
На самом деле, такие предметы как театр, литература, изобразительное искусство, музыка – это для одних людей работа, а для других – развлечение – способ получения удовольствий.
Талант, это просто – профессионализм.
Духовность состоит из двух составляющих. Это:
1. Терпение.
2. Мудрость.
Это значит, что мирские желания можно подавить и уничтожить благодаря практике повышения терпения и развития мудрости.
Другими словами: благодаря развитию терпения и мудрости достигается счастье.
Небольшое количество терпения в человеке присутствует – всегда. Это жизненно необходимо для человека.
Если бы у человека при его огромном количестве желаний, отсутствовало терпение, то жизнь этого человека превратилась бы в – Ад!
Поэтому следует знать, что человек не испытывает чрезмерных страданий только благодаря терпению.
– Можно ли увидеть человека, у которого отсутствует терпение?
– Да, можно. Такого человека называют эгоистом.
Чаще всего отсутствие терпения у человека бывает в детстве, а особенно в переходном возрасте. Страдания доходят до такой степени, что у человека возникает мысль о самоубийстве.
Но со временем это проходит, так как терпение качество наживное.
Здесь следует дать определение понятию – эгоизм.
От понятия – эгоизм, происходит понятие – эгоист.
В ортодоксальной философии, эгоистом называют любого человека, который имеет мирские желания.
Никто из читателей не станет отвергать наличие таких понятий как:
– Разумный эгоизм; и
– Чрезмерный эгоизм.
Поэтому все люди, за редким исключением являются в той или иной степени эгоистами.
Редким исключением являются небольшое количество альтруистов, которые встречаются среди людей.
Эгоизм имеет свои измерения.
Эгоизм измеряется следующими параметрами. Это:
1. Количество желаний.
2. Сила желаний.
Чем больше значение этих параметров, тем больше эгоизм человека.
Знание параметров эгоизма нужно для личной духовной практики, так как человек о своих желаниях знает много, а о чужих желаниях – ничего. И поэтому не стоит пытаться измерить эгоизм другого человека.
Выше было сказано, что: мирские желания можно подавить и уничтожить благодаря практике повышения терпения и развития мудрости.
Так вот, терпение подавляет силу желаний, а мудрость уничтожает сами желания и их количество.
Здесь следует вывод: повышение духовности ведёт к уменьшению эгоизма.
Что касается понятий «Разумный эгоизм» и «Чрезмерный эгоизм», то здесь эгоистов можно разделить на два типа:
– порядочных эгоистов, и
– непорядочных эгоистов.
Порядочный эгоист это тот, который готов заплатить; готов пострадать; готов терпеть страдания ради достижения какой либо своей цели – желания.
А непорядочный эгоист, это тот, который для достижения своей цели – желания, не хочет ничего платить, не хочет терпеть, не хочет страдать.
Терпение повышается благодаря соблюдению определённых запретов. В истории человеческой цивилизации на основе таких запретов создавались религии.
Другими словами: эти запреты называются – заповеди. Эти запреты предназначены для подавления отрицательных качеств сознания.
(Заповедь – запрет; Заповедная зона – запретная зона)
Эти качества, называются отрицательными – условно, так как не позволяют достичь полной удовлетворённости жизнью.
Существует много отрицательных качеств сознания, но основу всех, составляют три качества. Это:
1. Невежество (глупость).
2. Агрессивность (гнев).
3. Привязанность (жадность).
Все остальные отрицательные качества, это производные от этих трёх основных отрицательных качеств.
К остальным отрицательным качествам относятся такие качества как: зависть, злорадство, ревность, гордость, стыд, лживость, злобность, наивность, азарт, лицемерие и многие другие.
Отрицательные качества имеют тенденцию – саморазвиваться.
Положительные качества возникают и существуют благодаря соблюдению заповедей.
При развитой мудрости человека, эти положительные качества превращаются в его образ жизни.
А при отсутствии мудрости у человека, соблюдение заповедей является тяжким бременем – усилием для этого человека, которое приносит ему неудобство – дискомфорт.
Но благодаря именно этому сознательному страданию, человек развивает в себе терпение.
Если человек наряду с соблюдением заповедей будет развивать свою мудрость, то практика соблюдения заповедей не будет для него тяжёлым делом.
Выше было сказано о том, что на основе заповедей возникали религии.
Целью религий является – обучение людей достижению максимальной удовлетворённости жизнью, так как удовлетворённость жизнью является критерием и фактором для перерождения в благоприятных мирах в следующей жизни.
Тема о перерождениях и следующих жизнях будет затронута позже. Но в любом случае, в религиях говорится о Рае и Аде в загробном мире.
Ярким признаком достижения максимальной удовлетворённости жизнью является отсутствие страха, как перед смертью, так и перед жизнью.
Некоторые из читателей возможно удивятся:
– Как это можно иметь страх перед жизнью?
– Не удивляйтесь, Некоторые, действительно имеют такой страх и пытаются закончить жизнь самоубийством.
Духовность – есть искусство быть счастливым.
Возвратимся к трём фундаментальным отрицательным качествам.
Эти три отрицательных качества: невежество, агрессивность, привязанность (жадность), проявляются через поступки, которые совершает человек.
Поступки в свою очередь бывают трёх видов:
1. Поступки тела.
2. Поступки речи.
3. Поступки мыслей.
Заповеди или запреты, призывают к тому, чтобы человек не совершал тех или иных поступков, благодаря чему подавляются проявление и сила отрицательных качеств.
Ниже приводятся заповеди для развития терпения, благодаря которым ослабевает сила отрицательных поступков тела, речи и мыслей, и тем самым способствует формированию Судьбы (Кармы) по направлению к достижению полной удовлетворённости жизнью.
Эти заповеди делятся на три группы:
1. Заповеди для поступков тела.
2. Заповеди для поступков речи.
3. Заповеди для поступков мыслей.
Заповеди для поступков тела:
1. Не убивать живых существ.
2. Не воровать.
3. Не прелюбодействовать.
4. Не употреблять одурманивающих средств (таких как: алкоголь; наркотики).
5. Быть умеренным в приёме пищи.
Заповеди для поступков речи:
1. Не лгать.
2. Не грубить (не говорить жестоких – скверных слов)
3. Не клеветать.
4. Не пустословить.
Заповеди для поступков мыслей:
1. Не поддаваться гневу.
2. Быть беспристрастным (принимать всё как есть).
3. Подавлять жадность практикой благотворительности (делать пожертвования).
Развитие терпения, которое развивается благодаря соблюдению заповедей, недостаточно для полного уничтожения отрицательных качеств, так как развитие терпения всего лишь ослабляет силу качеств.
Для окончательного уничтожения отрицательных качеств, следует наряду с развитием терпения, развивать мудрость.
Это следует делать и потому, что без развития мудрости, сама практика развития терпения продвинется не очень – далеко.
– Почему именно благодаря мудрости можно уничтожить отрицательные качества?
– Это потому, что мудрость является противоположным качеством по отношению к невежеству. А именно на невежество опираются два других отрицательных качества – агрессивность и привязанность.
Развитие мудрости ведёт к уменьшению и уничтожению невежества.
Уменьшение невежества – ведёт к уменьшению и уничтожению агрессивности и привязанности.
Благодаря уменьшению привязанности, исчезает страсть (стремление) к удовольствиям.
Благодаря уменьшению страсти к удовольствиям – уменьшаются различные желания.
Благодаря уменьшению желаний, достигается удовлетворённость жизнью – достигается счастье.
Ещё раз повторим, что: благодаря развитию терпения слабеет сила отрицательных качеств, а вследствие и желаний.
А благодаря развитию мудрости, уничтожаются сами отрицательные качества, а вследствие и желания.
– Что нужно делать для развития мудрости?
– Мудрость развивается благодаря анализированию своих Мыслей, слов, поступков, явлений происходящих в окружающем мире, и отказу совершать поступки, которые являются причиной будущих страданий.
Для достижения мудрости нужно обладать тремя способностями:
1. Иметь беспристрастный взгляд.
2. Уметь мыслить логически.
3. Иметь широкий кругозор знаний.
Другими словами: для развития мудрости требуется развитие интеллекта и беспристрастного взгляда.
Мудрость от интеллектуальности отличается только наличием беспристрастного взгляда.
В данном случае: интеллектуальность состоит из умения мыслить логически и широкого кругозора знаний.
Беспристрастный взгляд создаёт правильные «точки отсчёта» для логических рассуждений.
Широкий кругозор знаний предоставляет огромное количество фактов для логических рассуждений.
Логическое мышление даёт выводы.
Для тренировки логического мышления рекомендуется изучать такие науки как: математика; геометрия; начертательная геометрия, так как правила заключения логических выводов идентична правилам решения математических задач.
Это важно! Так как отсутствие или недостаток, каких либо вышеперечисленных способностей будет «тормозить» развитие мудрости.
Конечно, есть и такие моменты, когда человек интуитивно добивается правильных выводов, но при недостатке вышеперечисленных способностей этот вывод долгое время будет оставаться для него – парадоксом.
Парадокс – это факт, который невозможно логически обосновать, или факт, который противоречит логике.
Но следует знать, что все явления имеют логическое объяснение. Если есть результат, значит, есть причины: это аксиома.
Поэтому – парадокс это вывод, в логическом обосновании которого есть «неизвестные», причём в условиях, когда рассуждающий, в силу своей некомпетентности не подозревает о существовании «неизвестного».
Но! Следует знать о том, что правильные логические выводы, можно получить только при наличии беспристрастного взгляда.
Поэтому беспристрастный взгляд – самое важное условие для достижения мудрости.
– В чём заключается беспристрастный взгляд?
– Беспристрастный взгляд, или просто – беспристрастие, заключается в отсутствии пристрастий – предрассудков – стереотипов.
Беспристрастие заключено в отсутствии предпочтений и брезгливости во взглядах.
Если человек в рассуждениях склонен к лицемерию, то это нельзя назвать беспристрастным взглядом.
Воспринимать явления беспристрастно означает – восприятие явлений такими, какими они есть на самом деле, без отождествления явлений с категориями – «Добро» и «Зло».
– Что означает: отождествление явлений с категориями «Добро» и «Зло»?
– Есть два вида восприятия информации это:
1. Истинное восприятие.
2. Различающее восприятие.
Истинное восприятие – это такое восприятие, когда «вещи» воспринимаются такими, какими они есть на самом деле. Например:
Это дерево;
Это яблоко;
Это дом;
Это вода;
Это воздух;
Это земля;
Это огонь;
Это небо.
В этих вышеперечисленных выражениях нет отождествления предметов с категориями «Добро» и «Зло».
Различающее восприятие – это такое восприятие, когда воспринимаемая информация («вещи») отождествляются с категориями «Добро» и «Зло».
Другими словами: информации присваиваются качества добра и зла – плохого и хорошего. Например:
Эта вещь мне нравится;
Эта вещь мне не нравится;
Эта вещь хорошая;
Эта вещь плохая;
Эта вещь красивая;
Эта вещь уродливая;
Эта вещь приятная;
Эта вещь неприятная;
Эта вещь восхитительная;
Эта вещь ужасная.
На этих примерах видно, что такое истинное (беспристрастное) восприятие, и что такое различающее восприятие.
Или же другой пример. Если сказать, что: «Вода – холодная», или, «Вода – горячая», то это будет различающим восприятием. А если сказать, что: «Температура воды – 50 градусов», то это будет истинным (беспристрастным) восприятием, так как вода с температурой 50 градусов, относительно чего-то может быть холодной, а относительно другого может быть горячей.
Беспристрастие нужно для того, чтобы за словами, понятиями сознание могло уловить истинную суть явлений, а не «доброе» или «злое» влияние этих явлений.
Под выражением: «доброе или злое влияние явлений» – здесь имеется в виду то, что «Добро» – это обозначение наслаждений, а «Зло» – обозначение страданий.
При таком восприятии явлений, когда явления воспринимаются как возможность получения наслаждений или страданий – возникают предпочтения или отвращения.
В результате – в дальнейших рассуждениях, из-за подобных «предпочтений» возникают ошибки в выводах, которые дальше приводят к совершению новых ошибок.
Рассмотрим пример.
Представим мужчину. Предположим, что ему нравятся красивые женщины.
Теперь представим, что этот мужчина является руководителем предприятия, и он нанимает на работу работников – женщин.
Представим, что устраиваться на работу пришли две женщины.
Предположим, что первая имеет красивую внешность, но не имеет опыта в работе.
Вторая – имеет профессиональный опыт, но внешность её – менее привлекательна.
Предположим, что у мужчины при виде красивой внешности женщин возникают ассоциации о профессионализме человека. Такие стереотипы существуют в сознании некоторых людей.
Мужчина, из-за своих предпочтений к красивым женщинам, принимает на работу – первую, так как она имеет привлекательную внешность, и эта привлекательная внешность отождествляется мужчиной с профессионализмом.
В результате такого решения, в дальнейшем страдает производственный процесс, так как принятая на работу женщина не имеет опыта в работе.
Если бы мужчина был беспристрастным, и благодаря этому у него не было бы стереотипов, то он принял бы на работу – профессионала, так как целью задачи является наём профессиональных работников.
На этом примере видно, что привычка предпочитать «красивых», привела к ошибочному выбору.
Примеры рассуждений.
Рассуждение 1.
«У одной семьи на участке лежало сухое дерево, очень изящной и красивой формы. Оно так удачно вписывалось в интерьер их участка, что создавало очень красивую обстановку. Но люди, имеется в виду эта семья, распилили это дерево на дрова. Что сказать про них после этого? Вандалы, и только».
Рассуждение 2.
«У одной семьи на участке лежало сухое дерево. Они, эта семья, распилили это дерево на дрова, чтобы зимой отапливать свой дом».
Из этих двух примеров, рассуждение 2. является примером беспристрастного взгляда.
А рассуждение 1. является примером неправильного взгляда.
Неправильного потому, что даёт основу для заключения неправильного вывода.
Неправильным выводом здесь является понятие – «вандал», которое в современном понимании используется для того, чтобы очернить людей и присвоить людям «злые» качества.
Сделав такие выводы, рассуждающий ввёл себя в заблуждение, в то время, когда люди, о которых он рассуждал, остались такими, какие они есть: просто людьми.
Предрассудками у рассуждающего в данном примере являются понятия об эстетике и о красоте предметов.
Понятия об эстетике и красоте предметов являются предрассудками потому, что эти понятия не имеют постоянных значений. Потому, что понятия о красоте постоянно меняются.
С другой стороны: понятия о красоте у разных людей бывают разные.
То, что для одних людей является красотой, то для других людей может являться уродством, и правых здесь не может быть.
Рассуждающий, сделав неправильный вывод, создаёт неправильную основу для будущих рассуждений, которые естественно опять приведут к заключению неправильных выводов.
Поэтому беспристрастный взгляд очень важен для заключения логических выводов, что в свою очередь очень важно для развития мудрости.
Огромная часть человеческих убеждений состоит из слов.
Многие слова, являясь названиями «предметов» присваивают предметам злое или доброе значение. В результате, этот один предмет, может иметь несколько названий.
Например, слова: «Страсть» и «Похоть».
Можно сказать: «Страстный мужчина» и «Страстная женщина», или «Похотливый мужчина» и «Похотливая женщина».
В данном случае, в силу сформированных понятий, к выражениям «страсть» и «страстный» люди относятся более лояльно, чем к выражению «похоть» и «похотливый».
Словом «похотливый» или «похотливая» можно оскорбить человека, а словом «страстный» или «страстная» наоборот – похвалить человека.
В действительности под этими выражениями срывается один и тот же предмет.
Такая же ситуация складывается со словами: «Умный» и «Дурак».
Бывает наоборот: когда под одним выражением воспринимаются две категории.
Например, слово: «Убийство».
Кто-то, услышав это слово, подумает, что: убийство – дело хорошее.
Кто-то, подумает, что: убийство – дело плохое.
Если быть беспристрастным, то к убийству следует относиться как к простому нейтральному действию, например: как к ходьбе.
Убийство это просто действие, а полезность или вредность заключается в мотивах этого действия.
Примеры: Убийство с целью ограбления; убийство в целях защиты; убийство из мести; казнь – убийство как мера уголовного наказания.
Из-за предпочтений, которые возникают благодаря различающему взгляду, возникают ложные убеждения – развивается невежество; развиваются привязанности и агрессивность.
Благодаря развитию беспристрастия уничтожаются ложные убеждения, уничтожается невежество, которые приводят к ослаблению и уничтожению привязанностей и агрессивности.
Абсолютное беспристрастие приводит к остановке работы Ума, так как работа Ума заключается в различении – в различении Добра и Зла.
Многим читателям может показаться, что остановка работы Ума приведёт к тупости и невежеству, так как они считают, что работа Ума – это размышление, а мудрый это тот, кто размышляет – думает.
Люди отождествляют работу Ума с мудростью.
На самом деле, остановка работы Ума не приведёт к тупости и невежеству.
– Почему?
– Дело в том, что работа Ума или размышление, по существу является «угадыванием знаний».
Человек думает, размышляет для того, чтобы найти ответы на вопросы.
Процесс размышления – это процесс постановки вопросов и поиск ответов.
То есть, процесс размышления – это процесс поиска знаний.
А теперь подумайте: почему надо искать знания если они уже есть, ведь всегда ищут то, чего нет.
Из этого следует, что размышление является признаком отсутствия знаний.
Из этого следует, что размышляющий человек – всё ещё находится в неведении.
А что касается «Умных» или «Дураков», то «Умный» – это человек, который думает о том, «о чём надо», а «Дурак» – это тот, кто думает совсем о «другом».
Если быть беспристрастным, то следует понять, что «умные» и «дураки» – это, во-первых – думающие люди, а во-вторых – это люди, которые находятся в неведении.
Пример: Представим, что «умный» и «дурак» работают на строительстве. «Умный» думает, размышляет, задаёт сам себе вопросы и ищет ответы на вопросы о том, как правильней, как лучше заложить фундамент дома. Заметьте, он – не знает.
«Дурак» тоже думает, размышляет, задаёт сам себе вопросы и ищет ответы на вопросы, но не о строительстве, а о том, что делать, как быть, как Маргариту полюбить. Заметьте, он тоже – не знает.
А знающий (мудрый), он не думает, не размышляет, он не ставит вопросов и не ищет ответов. Он просто – знает. Знает – как заложить фундамент; знает – как полюбить Маргариту.
Поэтому, остановка работы Ума – это не тупость и невежество. Остановка работы Ума – это признак наличия знаний.
Если знания достигнуты, то не надо ставить вопросов и не надо искать ответов. Не надо думать и размышлять. Удовлетворено любопытство и удовлетворена любознательность. Достигнута удовлетворённость. Достигнута полная уверенность в себе.
Человек в состоянии остановки работы Ума, не думает, не размышляет, не ставит вопросов и не ищет ответов: он просто знает. Знает всё, знает, что ему надо, и знает, как ему этого достичь, знает, когда он этого достигнет.
В состоянии остановки работы Ума, прекращается мыслительная деятельность и начинает работать интуиция. Человек без слов понимает всё и знает всё.