bannerbanner
Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность
Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8

И.Е. Забелин в «Истории русской жизни с древнейших времён» говорит, что савроматы были славянскими племенами, при этом приводит слова Помпония Мела, что в Сарматии было много племён, но все говорили одним языком. Значит, вся территория Сарматии была заселена одним славянским народом. И еще, пишет И.Е. Забелин, что по характеру этого языка и все другие обитатели нашей равнины явственно могли называться сарматами, то есть, в сущности, славянами, и сармат в собственном смысле был славянин. За скифское происхождение славян выступал и Д.Я. Самоквасов. Д.И. Иловайский замечает, что Русь скрывается в VII–IX веках в византийской историографии под общими именами скифов и сарматов. Из приведённых выше сведений достаточно убедительным является вывод о славянстве скифов и сарматов, и, что естественно, говорили они на славянском языке.

Необходимо отметить, что русский историк Василий Маркович Флоринский на основе изучения древних сибирских курганов, в своем труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», изданный в Томске в 1894 году, нашёл ответ на вопрос, каким народам принадлежат тысячи древних курганов, разбросанных на просторах Сибири. Его ответ – древнейшее население Сибири принадлежало к арийцам, племенам , ставшим позднее известными истории как славяне.

А вот как А.А Клёсов. определяет принадлежность людей к скифам и ариям в книге «Народы и личности. Что показал ДНК-анализ?», изданной в московском издательстве «Наше завтра» в 2022 году: «Скифы и сарматы представляют очередную историческую загадку в отношении своего происхождения и генеалогической связи с нашими современниками. Нет у историков обоснованного ответа на то, какие генеалогические отношения были у скифов и современных русских. Более того, у них даже нет ответа на вопрос, различались ли скифы и сарматы, и если да, то по каким чётким признакам. Все, что они (историки) могут, – это бесчисленное количество раз цитировать Геродота, что «сарматы проводят всю жизнь в повозке и на коне». Главные признаки скифов у историков – это известная «триада»: железный меч, конская сбруя и звериный стиль, но штука в том, что у сарматов – та же триада. Поэтому многие историки-археологи признают (но в статьях об этом, конечно, не пишут), что так и не знают, какая на самом деле разница между скифами и сарматами, а уж что до того, являются ли те и/или другие предками славян (или русских), – это уже за гранью их знания. Да и действительно, как можно их (историков) судить: нет у них соответствующего понятийного аппарата, не говоря о четких критериях… ДНК-генеалогия – во всяком случае, по уже имеющимся данным – четко показывает: если в ископаемых костях гаплогруппа R1a-Z93 – скиф, если гаплогруппа R1b-Z2103, да еще костяк лежит на спине, – сармат. Но историки-археологи этого пока не знают и, похоже, знать пока не хотят». А далее он уже более подробно раскрывает суть уже полученных данных по ископаемым ДНК ариев и более поздних скифов:

«Внимательный анализ полученных данных по ископаемым ДНК ариев и более поздних скифов показал, что гаплогруппа ариев R1a-Z645 (образовалась 41 снип-мутацию, или примерно 5900 лет, назад) шаг за шагом, а именно мутация за мутацией переходила в одной из ее ветвей к нижестоящим снипам Z93 (32 снип-мутации, или 4600 лет назад) и далее Z2123 (29 снип-мутаций, или 4200 лет, назад). Эти снипы, а также сама гаплогруппа R1а, прослеживаются на всем миграционном пути ариев и затем скифов – от фатьяновской археологической культуры (4900-4000 лет назад) на территории будущей центральной России через культуры срубная, потаповская, синташтинская и андроновская на Южном Урале и в Северном Казахстане, от которых гаплогруппа R1a-Z2123 расходится на два направления – одно уходит на юг в Индию примерно 3600 лет назад, другое продолжает миграцию на восток через археологические культуры карасукскую (3200-2800 лет назад), тагарскую (2800-2300 лет назад), таштыкскую (2200-1500 лет назад), и по всем этим культурам обнаружена гаплогруппа R1a, и если определялись снипы – то Z2123. И сейчас у хакасов содержание гаплогруппы R1a-Z93 составляет от 30 до 40 % (по разным выборкам), они – наследники скифов. На Алтае выделяют археологические культуры «скифского круга», опять с гаплогруппой R1a, правда, наряду с другими, например, гаплогруппой N1a1, носители которой прошли через Алтай и отправились на север, и далее на запад, через средний Урал, и через тысячелетия на Русскую равнину. Скифские же времена археологи отсчитывают примерно от VII века до н.э., то есть около 2700 лет назад, времена завершения карасукской культуры в Южной Сибири и последующих обратных кочевых передвижений между Алтаем и Причерноморьем. Итак, характерной меткой скифов является гаплогруппа R1a-Z2123. Но поскольку археологи не могут, как правило, отделить скифов от других степных кочевых племён, а методами ДНК-генеалогии они пока не пользуются, то придерживаются расплывчатых определений Геродота. Поэтому в скифов зачисляют – не ведая об этом – носителей гаплогрупп G2a, С, R1b, N1a1 и других, оттого и много путаницы в отнесении признаков материальной культуры, положений костяков в захоронениях и так далее.

Но конкретные данные по описанной выше гаплогруппе скифов постепенно пробивают себе дорогу. В волжских степях Самарской области в захоронении, отнесенном к скифскому, нашли ископаемый образец ДНК с гаплогруппой R1a-Z2123, как и должно быть, с археологической датировкой 2305±90 лет назад, то есть конец прошлой эры, классические скифские времена. Определенно, у тех, кого археологи относят к скифам, найдут и другие гаплогруппы, но каждый раз будет стоять вопрос: это действительно были скифы или другие степняки, с другой историей происхождения. И здесь археологам надо будет более внимательно изучать соответствующие материальные признаки, они действительно «скифские» или могут быть другими. И эти проблемы уже появляются. Помимо упомянутой выше гаплогруппы R1a-Z2123 в волжских степях найдены еще два образца с гаплогруппой R1a-Z93 на левобережье Дона в Ростовской области, которые были по археологическим признакам отнесены к хазарским, но это типичные ДНК потомков скифов. Также найдены две скифские гаплогруппы R1a-Z645 и R1a-Z645-Z2123 на Алтае и в Туве, но к скифам археологи отнесли и образцы с гаплогруппами Rlb-Z2l03 (определенно сармат) и Q1a (степняк, по гаплогруппе родственный монгольским племенам)».

Ну что? Мне кажется, точнее и не скажешь. Все абсолютно понятно и прозрачно! Собственно говоря, как в любой точной науке. А ведь именно к прозрачности и ясности выводов по тем или иным событиям мы и стремимся в этом нашем историческом исследовании. Как минимум, по этим меткам и гаплогруппам можно хоть как-то составлять достаточно объективный «портрет» как скифов, так и сарматов с ариями.

Появление и утверждение славян на московской земле. Вятичи как основная народность Московского края

Земля вятичей – это регион расселения одного из восточнославянских племён центральной части Восточно-Европейской равнины. Вятичам принадлежали весь бассейн верхнего течения Оки, Подмосковье и Среднее, или Рязанское Поочье. И в этом смысле границы этих земель весьма схожи с границами Московского края.

Вятичи (др.-рус. вятичи) – восточнославянский племенной союз, населявший в VIII-XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки и Верхнего Дона (на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей). Археологические памятники представлены ромено-борщёвской археологической культурой.


Восточнославянские племена появляются на территории Московского края в VII-VIII вв. н.э. К Х-ХI вв. пришедшие с юга славянские племена вятичей и кривичей постепенно занимают земли живших в западной части Окского бассейна балтских племён, и населявших Рязанское Поочье финно-угорских племён. В процессе расселения вятичей в бассейне Верхней Оки местное население передвигалось на другие территории, однако чаще славяне смешивались с балтами и ассимилировали их.

Письменные источники по истории племён Московского края крайне скудны и ограниченны. Сведения о вятичах и кривичах проникают на страницы летописей, как правило, лишь в связи с военными и политическими действиями тех или иных князей. В связи с этим на первое место выходят археологические данные.

Первыми из восточных славян на территорию Волго-Окского междуречья в Х–ХI вв. продвинулись кривичи, а также выходцы из новгородских словен. В пределах северной части современной Московской области кривичи расселились к концу XI – началу XII в. В это же время южную часть области, включая территорию Москвы, заселило другое восточнославянское племя – вятичи. Москва возникла как бы на стыке двух славянских племён. Граница между ними проходила примерно в районе водораздела, отделяющего реку Истру от Клязьмы.

Различие культур кривичей и вятичей ярче всего прослеживается по женским украшениям. В вятичский убор входили ажурные семилопастные привески («височные кольца») и ожерелья из хрустальных и гранёных сердоликовых бус. У кривичей височные кольца были браслетообразные, а ожерелья состояли из бус бочкообразной формы.

Официальная точка зрения современной исторической науки (по материалам Большой Российской энциклопедии) о союзе вятичей гласит следующее: «Вятичи, союз восточно-славянских племён в бассейне верхней и средней Оки, реки Москва и, вероятно, в верховьях реки Дон. Согласно народно-этимологической версии, приведённой в «Повести временных лет», название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, – уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав.

Ранние археологические памятники вятичей (IX–X вв.) концентрируются в верхнем течении Оки. С 8 века вятичи платили дань Хазарскому каганату, с середины X века – древнерусскому государству. Позднее вятичи расселились к северу. В XI–XII вв. на их территории возникли города Воротынск, Дедославль, Козельск, Колтеск, Мосальск, Москва, Серенск и др. Вятичи упорно сопротивлялись власти киевских князей. В 1080-е гг. князь Владимир Всеволодович Мономах воевал с князем вятичей Ходотой. В конце XI – начале XII вв. среди вятичей распространилось христианство, почти не затронувшее погребальную обрядность. В начале XII века территория расселения вятичей оказалась разделённой между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами, а вятичи постепенно стали частью древнерусской народности».

Попробуем поподробнее разобраться в этом вопросе на основе различных исторических источников. Сведения русских летописей о Земле вятичей кратки: «…а Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи». А в поздних списках летописей XV–XVI веков (Тверском, Ермолинском, Львовском), кроме того, говорится: «Вятичи и до сего дня, еже есть Рязанцы». Таким образом, территория расселения вятичей, согласно летописи, охватывала верхнее и среднее течение Оки.

Также в летописях содержится легенда, согласно которой родоначальниками вятичей и радимичей были два брата – Вятко и Радим. Отрывок из «Повести временных лет» настолько показательный, что его нужно процитировать полностью: «…Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты… Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их Великая Скифь».

Одна из научных гипотез связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t «мокрый, влажный» (праслав. *vet). А наиболее актуальной на сегодняшний день является версия о том, что название вятичей (*vętitji) восходит к корню праслав. *vęt- «большой» (ср. др.-рус. вяче «больше»; к тому же корню восходят слова Вячеслав «большой славой», Вятка «большая [река]»), и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как венеды (венеты) и вандалы, наряду с этнонимом «вятичи» восходящими к этнониму с индоевропейским корнем *wenət-, *wonət-, первоначально принадлежавшему какой-то одной западно-индоевропейской группировке. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Вятичи).

Советская историческая энциклопедия так описывает возникновение на земле вятичей древнерусских городов: «В XI-XII вв. на земле вятичей возник ряд ремесленных городов –Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. Во второй половине XII в. земля вятичей в результате междоусобной борьбы была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. В связи с развитием феодальных отношений племенные различия стираются, и с XIV в. вятичи в летописях больше не упоминаются. Ранние курганы вятичей, содержащие трупосожжения, известны по верхней Оке и на верхнем Дону. Они содержат по нескольку погребений родичей. Языческий обряд погребения сохранялся до XIV в. От XII-XIV вв. дошли многочисленные небольшие курганы вятичей с трупоположениями. В мужских погребениях иногда находят орудия труда (нож, топор, скобель); в женских – серпы и часто обильные наборы украшений. Некоторые из них являются племенным признаком вятичей: семилопастные височные кольца, решетчатые перстни и др.»

Татьяна Николаевна Никольская в главе «Летописные города» ее знаменитой книги «Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв.» подробно рассказывает о создании в этих землях, наряду с пригородными селами, целой сети далеко раскинутых княжеских городков, служивших опорными точками хозяйственной политики киевских, черниговских, смоленских, ростово-суздальских князей. В частности, она пишет: «Летописи – основной письменный источник, доставивший нам сведения о городах Земли вятичей. Когда Русская земля была поделена по завещанию Ярослава между его сыновьями (1054 г.), «вятичи» (в бассейне Верхней Оки) вошли в состав Черниговской земли, ставшей уделом второго сына Ярослава – Святослава Ярославовича…Под 1146-1147 гг. и в последующие десятилетия в связи с сообщениями летописца о вновь вспыхнувших усобицах князей из рода Ольговичей и Мономаховичей за обладание Черниговским княжеством упомянуты следующие города в Земле вятичей: Блове (1146), Брын (1228), Воротынск (1155), Дедославль (1146), Девягорск (1147), Домагощ (1147), Козельск (1146), Карачев (1146), Колтеск (1146), Кромы (1147), Коломна (1177), Лобыньск (Люблинец Амосов) (1146), Лопасна (1176), Москва (1147), Мосальск (1231), Мценск (1146), Неринск (1147), Новосиль (1155), Пронск (1186), Серенск (1147 и 1232), Свирельск (1176), Спашь (1147, 1152), Тешилов (1147), Трубеч (1186), Ярышев (1149). Таким образом, в середине и второй половине XII в. в Земле вятичей по летописи было известно 27 городов, считая Старую Рязань и Коръдно».

Кстати, по мнению Б. А. Рыбакова, главным городом вятичей был именно Корьдно (Кордно), который отождествляется с селением Корно Мосальского уезда, ныне это село Корное Мосальского района Калужской области. А вот Н.П. Барсов предполагал, что оно может быть связано с поселением на р. Зуше «Карнадьи», расположенном к северо-востоку от Новосиля. На современной карте Орловской области имеется деревня Карнады, на левом берегу р. Раковка (левый приток р. Зуша), к северо-востоку от Новосиля.

Ниже публикуется рисунок № 42 «Города в Земле вятичей» из этой книги Т.Н.Никольской.


Города в Земле вятичей в XII-XIII вв. (из книги Т. Н. Никольской «Земля вятичей», 1981г., изд-во «Наука»)


Особой отличительной чертой вятичей была пассионарность. О чем свидетельствует их длительная борьба против христианизации и власти киевских князей. В научной работе А.А. Майорова «К вопросу периодизации истории земли вятичей», говорится, что земли вятичей начинают осваиваться киевскими князьями лишь в конце XI – начале XII веков.

Имея оружие, укреплённые города, леса, вятичи отстаивали свои традиции и языческое мировоззрение. Они долго не покорялись киевским князьям и христианизации, в большей степени это относится к верховским вятичам.

В 882 году князь Олег завоевал Киев, положив начало древнерусскому государству, но вятичи ему не покорились, а жили по-своему, отдавая дань хазарам. Только спустя 82 года, в 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооружённая и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: «Пошёл Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: «Кому дань даёте?» Они же ответили: «Хазарам». Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему…» Однако скоро вятичи отложились от Киева.

В 964-966 (либо 968-969) годах в результате походов князя Святослава вятичи были временно подчинены Киевской Руси. Сын Святослава – Владимир – вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году. Они восстали, и в 982 году их пришлось завоёвывать снова. До конца XI века они сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. В «Поучении Владимира Мономаха» упомянуты предводители вятичей – Ходота с сыном: «А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ первую зиму» (между 1078 и 1084 годами). Земли вятичей вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году. Археологически наследие вятичей в культуре русского населения прослеживается до XVII века (https://ru.wikipedia.org/wiki/Вятичи).

Современные историки, непредвзято относящиеся к фактам, называют Ходоту русским Робином Гудом, который восстаёт против поборов Мономаха, грабит вместе с сыном знатных бояр и раздаёт награбленное беднякам. На их усмирение идёт Владимир Мономах (о чём он повествует в своём поучении!): «А в Вятичскую землю ходили две зимы: на Ходоту и на сына его». Первые его два похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля, молящегося своим лесным богам. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться. Ко второй зиме великий князь готовился по‐иному. Прежде всего, он заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял основные из них и завёз туда всякого припаса. И когда ударили морозы, Ходота вынужден был пойти отогреваться по избам и землянкам. Мономах настиг его в одной из зимовок. Дружинники вырубили всех, кто попался под руку в этом сражении. Но долго еще ратились и бунтовали вятичи, пока воеводы не перехватали и не перевязали всех зачинщиков и не казнили их на глазах у поселян лютой казнью.

Известно также, что в 1113 году в земли вятичей приходил монах, миссионер Киево-Печёрского монастыря Кукша, чтобы проповедовать христианство. Но в результате чего Кукша был вятичами убит.

Поздняя легенда сообщает о принятии христианства в некоторых местах только в начале XV века: «… в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая Чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение».

Как видим из вышесказанного, вятичи упорно отстаивали свои интересы и независимость. То есть в домонгольский период киевским князьям не удалось до конца подчинить «верховских» вятичей. А именно «верховские» вятичи и стояли у истоков образования Московского княжества. При этом историки сходятся во мнении в том, что Москва стала центром России не только благодаря своему географическому положению, но и потому, что около 200 лет в этом городе правили князья, которые строго выполняли завет своих предков и были искушёнными политиками, дипломатами и военными деятелями. Именно благодаря деятельности этих князей произошло объединение русских земель. То есть расположение древнерусских княжеств и климат были практически одинаковыми, эти условия не могли выделить какое-то княжество из общего ряда. Значительную роль в судьбе Московского княжества сыграла активная политика московских князей. Будучи младшими князьями, они не могли надеяться занять великокняжеский стол по старшинству. Их положение зависело от их собственных действий. Они становятся самыми «заряженными» на захват лидерства. Но этого мало – у них должен был быть какой-то ресурс, которого не было у конкурентов, или что-то, что выделяло бы их.

Что же это за отличие? Арабский учёный Ибн Хальдун в 1377 году написал «Мукаддиму» – «Введение в историю», где раскрыл один из законов власти – это сплоченность и спаянность, которая позволяла племенам того времени в северной Африке создавать новые государства, династии и захватывать богатые цивилизованные города. По аналогии, на Русской равнине таким спаянным и сплочённым племенем (или союзом племён) были вятичи.

Считается, что Московское княжество по сравнению с другими русскими землями занимало более выгодное географическое положение, и находилось на пересечении речных и сухопутных путей, которые можно было использовать как для торговли, так и для военных целей. Москва была прикрыта другими русскими княжествами, от угроз, особенно со стороны степи, что привлекало сюда переселенцев, и позволяло московским князьям собирать и накапливать силы. Но практически в таких же условиях находилось Тверское княжество, оно было даже больше защищено, причем самим московским княжеством от угроз из степи. И на всём протяжении княжества с запада на восток, оно находилось на Волге, поэтому под контролем Твери оказались три торговых пути, в том числе главный путь из Новгорода в Персию, а значит и кратчайший путь из Новгорода в Рязанские земли и в Москву. А с запада Тверь и Москву защищали леса с непроходимыми болотами, поэтому основным путь с Запада на Москву проходил через земли верховьев Оки. Новгородская республика имела больше возможностей для торговли с западными землями и государствами, чем Москва и Рязань. В худших условиях было Рязанское княжество, которое граничило со степью, то есть было открыто всем набегам. Но был и самый опасный для Москвы претендент на лидерство – Великое княжество Литовское, в котором основное население также было славяно-русским.

В середине XIII века, после смерти великого князя Ярослава Всеволодовича, территорию Владимирской земли поделили между его наследниками. В это время самостоятельными удельными владениями стали Москва и Тверь. Тверское княжество, вероятно, обособилось уже к 1246 году, и первым удельным князем там стал Ярослав Ярославич (1247–1272 гг). Отметим, что южные границы Тверского княжества от становления до конца его существования практически не изменились. Считается, что в 1263 году Александр Ярославич (Невский) завещал Москву своему младшему сыну Даниилу, который и стал первым удельным московским князем, но это не совсем так. Московское удельное княжество возникло после того как в 1247 году восемнадцатилетний Михаил Ярославич по прозвищу Хоробрит, сын Ярослава Всеволодовича, получил в удел город Москву и стал его первым князем. И даже какое-то время был на Владимирском княжении, изгнав своего дядю. Но в январе 1248 года его войско встретилось в битве с литовцами Миндовга на реке Протве, где он и погиб.

Так что Даниил Александрович стал вторым князем Москвы. Фактически его правление началось только с его 11-летия, то есть с 1272 года. При нём были присоединены Коломна в 1300 году и Переславль-Залесский в 1302. Его сын Юрий Данилович продолжил дело отца, присоединив Можайск в 1303 году и окончательно завоевав Переславль-Залесское княжество в 1304 году. Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила – Иване Калите, взявшим под власть Москвы Галич, Углич и Белоозеро.

А что мы знаем из результатов археологических раскопок в местах обитания вятичей? По данным Т.Н. Никольской, жилые постройки вятичей подразделялись на несколько типов. Жилища бывали двух вариантов: наземные (жилые клети – срубные с подпольем или без подполья, или с пониженным полом), и заглублённые в землю (срубного и столбового типов), похожие на традиционные славянские полуземлянки (Никольская, 1981: 185). У таких полуземлянкок (4 метра на 4 метра) над землёй возвышались только верхние части бревенчатых стен и двускатная крыша. Хозяйственные постройки также подразделялись на наземные (срубные и столбовые) и углублённые (внутридомовые подпольные и подпечные ямы, погреба, внедомовые ямы для хранения). Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга, как правило, по берегам рек. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Из земли, вынутой изо рва, вятичи формировали вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали. Сверху ставили бревенчатую стену, в которой делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукреплённых – селищами. Известны городища вятичей в Глазуновском районе Орловской области (Тагинское городище), на территории Кремля в Москве, в Рязани (Старая Рязань). Позднее вятичи начали строить срубные дома, которые одновременно являлись жильём и защитным сооружением. Срубный дом был выше полуземлянки, часто строился в два этажа. Его стены и окна украшались резьбой.

На страницу:
5 из 8