bannerbanner
Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность
Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

Не на пустом месте существует версия о том, что «приокские» и «вятские» вятичи являются если не двумя ветвями одного племени, то по крайней мере родственными народностями, и что пришли вятичи на Оку из района реки Вятки. Считается, что фатьяновцы были поглощены абашевскими племенами, а окончательную точку в истории фатьяновцев поставили племена дьяковской культуры. С середины I тыс. н.э. дьяковская культура приходит в упадок и за несколько веков исчезает, причем без признаков насилия извне. А какое могло быть насилие, если они были родственны со славянами – вятичами и кривичами? Просто у родственных племён появились самоназвания и некоторые различия в языке, быте, украшениях, похоронных обрядах и т.д.

Коснёмся немного других археологических культур, обнаруживаемых на территориях Московского края. Одна из них – абашевская. Это культура бронзового века II тыс. до н.э. Ареал распространения – преимущественно лесостепи (отдельные могильники встречаются и в лесной зоне) Восточной Европы от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола на востоке, на юге – с выходом в степь до излучины Волги и Дона. Носителей абашевской культуры относят к индоевропейцам. Хронологически в развитии этих культур намечены три этапа: 1) протоабашевский; 2) раннеабашевский (отсутствие широких контактов с представителями срубной культурно-исторической общности); 3) позднеабашевский (наличие значительных контактов со срубным населением). Поселения располагались, как правило, по берегам рек, на возвышенных мысах, на дюнах. В бассейне Дона и на Южном Урале раскопаны довольно большие по площади поселения с мощным культурным слоем, в основном неукреплённые, иногда окружённые рвами. Жилища и производственные постройки могли быть наземными, слабо углублёнными, реже земляночными и полуземляночными… Погребения, от одного до нескольких, совершались под круглыми или овальными уплощёнными насыпями. В Подонье и в Самарском Поволжье известны захоронения в более ранние курганы, а также в грунтовые могильники. На Средней Волге и Оке курганы иногда окружались кольцевыми ровиками и столбовыми оградами, в Южном Приуралье сооружались каменные ограды.

Подчеркнём, что поселения абашевцев и их захоронения в курганах напоминают славянские. Отметим и связь абашевцев с фатьяновцами: «В центре Русской равнины выделяется пласт протоабашевских древностей, относящихся к средне бронзовой эпохе. Его формирование происходило во взаимодействии южных культур ямно-катакомбного круга и северных – области боевых топоров и шнуровой керамики» (энциклопедия «Всемирная история»). Абашевские племена, по мнению археологов, имеют прямую связь с фатьяновскими.

В последнее время появляются всё новые и новые данные по изучению ДНК носителей археологических культур на территории нашей страны. Так, самые древние представители гаплогруппы R1a в Восточной Европе найдены в культуре Веретьё (Архангельская и Вологодская области) – возраст культуры около 11 тысяч лет, это первая культура после таяния ледника. Мезолитическая культура Веретье (Веретьё) – археологическая культура эпохи мезолита (9 тыс. лет до н.э.), локализованная на юге Архангельской области и севере Вологодской. Выделена она в 1983 году С.В. Ошибкиной на основе археологических исследований стоянки Нижнее Веретье, проведённых в 1978-1980 годах. Наиболее примечателен среди этих находок мужчина культуры Веретье, живший около 10785–10626 гг. до н.э. на мезолитической стоянке Песчаница (озеро Лача, Каргополье). Он имел мужскую гаплогруппу R1a5-YP1272. Там же была найдена и женская митохондриальная гаплогруппа U4 (середина IV тыс. до н.э.). Теперь человек из Песчаницы является самым древним известным носителем гаплогруппы R1a (до этого самым древним был охотник-собиратель со стоянки Васильевка-3 в нынешней Днепропетровской области, живший около 8825–8561 гг. до н.э.).

А в Карелии найдена на сегодняшний день самая древняя гаплогруппа R1a c датировкой 7265 ± 250 лет назад, которая была обнаружена на Южном Оленьем острове. Таким образом, практически от времени окончания Валдайского похолодания, которое закончилось примерно 8000 лет назад, и далее от Верхневолжской археологической культуры раннего неолита в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье (конца VI – первой четверти IV тыс. до н.э.), открытой Д.А. Крайновым в 1972 году, через волосовскою археологическую культуру, через фатьяновскую и абашевскую, вплоть до дьяковской и поздней славянской – прослеживается преемственность родственных племён. Менялись со временем предметы быта, орнаменты, украшения, типы жилищ и способы захоронения, а племена оставались те же самые. То есть древние предки русских жили там же, где до сих пор живут их потомки.

Люди на территории Московского края: происхождение и предполагаемые миграции

В X веке начинается постепенное заселение Московского края представителями восточнославянских племён. В результате масштабных раскопок курганных захоронений удалось установить, что в XII веке долину реки Москвы занимали славяне, принадлежавшие к потомкам летописного племени вятичей. При этом совсем рядом, в долине реки Клязьмы, проживали потомки совсем другого племени – кривичей. В XII веке племенного разделения у славян уже не было, однако память о былой обособленности сохранялась в традиционных типах женских украшений. Границу между областями расселения вятичей и кривичей удалось установить по височным кольцам, найденным в погребениях. У вятичей височные кольца имели по пять или семь плоских выступов-лопастей, поэтому их называют лопастными. А у кривичей они были похожи на небольшие проволочные обручи или браслеты. В это же время в верховьях реки Протвы продолжало жить балтское племя голядь, которое «воевал» в 1147 году черниговский князь Святослав Ольгович – как раз перед своей знаменитой встречей с Юрием Долгоруким, встречей, после которой Москва впервые попала в летописи. Но о них мы очень подробно расскажем в последующих главах.

ДНК-генеалогия – основные понятия и терминология

ДНК-генеалогия – одна из областей естествознания, молекулярная история. ДНК-генеалогия рассматривает закономерности наследования изменений нерекомбинантных (негенных) участков ДНК человека в ходе его эволюции. Другими словами, ДНК-генеалогия изучает динамику накопления мутаций в ДНК человека, используя подходы химической и биологической кинетики, которые в свою очередь являются частью физической химии. Важнейшая особенность методологии ДНК-генеалогии – определение констант скоростей мутаций в ДНК (в первую очередь в тандемных повторяющихся последовательностях Y-хромосомы, так называемых маркерах, которых имеется примерно 2500, а также накопления снипов (необратимых мутаций в ДНК), и приложение этих констант к расчетам хронологии древних событий – древних миграций человека, времён жизни общих предков изучаемых популяций.


Согласно последним данным, в Y-хромосоме человека в среднем происходит одна мутация в 20 лет. Как правило, это «опечатка» в главной части хромосомы – очень длинной молекуле ДНК, которая состоит из примерно 59 миллионов структурных блоков (нуклеотидов), обозначаемых для краткости буквами A, C, G и Т. Такие мутации сохраняются тысячи и даже миллионы лет. Их сокращённо называют снипами, от английской аббревиатуры SNP (single nucleotide polymorphism).

Неоднократно отмечалось, что аналогом снипа можно считать кольцо, которое орнитологи надевают на лапку птице. Куда бы она ни полетела, кольцо всегда остаётся с ней, но никак не сказывается на её поведении, здоровье или плодовитости. В настоящее время в Y-хромосоме идентифицировано несколько сотен тысяч снипов, и их число постоянно нарастает по мере поступления новых образцов для анализа. Каждый снип регистрируется в специализированных базах данных.

Помимо этого, ДНК-генеалогия методологически базируется на работе с гаплогруппами. Данное наименование само по себе указывает на связь с понятием гаплоидных, то есть половых клеток, со слияния ядер которых начинается рождение потомства и обмен генетическим материалом. Однако этот обмен не затрагивает Y-хромосому, которая задает мужской пол ребенка и передаётся от отца. Отсюда следует, что все снипы, накопившиеся в Y-хромосоме по мужской линии за много поколений, остаются у новорожденного мальчика неизменными, и к ним добавляются его собственные. Это позволяет, в идеале, проследить по ним, как по архивным записям, родословную по прямой мужской линии на какое угодно время назад.

При массовом тестировании людей из разных стран мира выяснилось, что их можно поделить на большие группы, представители которых имеют один и тот же набор снипов в Y-хромосоме. Их назвали гаплогруппами, и ввели для них буквенные обозначения, которые при необходимости снабжают добавочными численными и буквенными индексами.


Генеалогическое древо Y-хромосомных гаплогрупп ныне живущих людей. (Звёздочками слева направо помечены позиции, занимаемые на древе людьми эпохи палеолита из Владимирской (Сунгирь), Воронежской (Костенки) и Омской (Усть-Ишим) областей и Якутии (Усть-Яна), у которых была расшифрована ископаемая ДНК (их мы подробно рассмотрим в главе о кривичах).


Филогенетическое древо гаплогрупп наиболее последовательно выстраивают специалисты из исследовательской группы YFull. На основании их данных было рассчитано генеалогическое древо известных на сегодняшний день гаплогрупп с временем их происхождения (временная шкала дана в тысячах лет до настоящего времени), которое в упрощённой форме приведено выше.

Другим результатом массового ДНК-генеалогического тестирования оказалось то, что гаплогруппы неравномерно распределены по разным странам и народам. Если сопоставить географическое распространение разных гаплогрупп с временами, когда они начали расходиться от общего корня, то это дает возможность использовать эти данные в качестве независимого критерия для оценки существующих гипотез о древних миграциях, процессах формирования тех или иных народов, распространения языков, технологических достижений и т.д.

Обозначения в виде комбинации букв и цифр отмечают ветви, дочерние к соответствующей «однобуквенной» гаплогруппе – так называемые субклады (от sub-clade, буквально – подветвь). Самые крупные из них (например, R1a) также часто называют гаплогруппами, хотя это не совсем точно с формальной точки зрения.

Наконец, важным инструментом ДНК-генеалогии является работа с гаплотипом – последовательностью нуклеотидов в Y-хромосоме. На сегодняшний день в Y-хромосоме найдено более 700 фрагментов, носящих название коротких тандемных повторов, или сокращенно STR (shorttandemrepeats). По аналогии со словом «снип» их в русской терминологии предложено называть стирами. Их выделение и анализ технически осуществить намного проще и дешевле, чем делать поиск всех возможных снипов среди 59 миллионов нуклеотидов.

Как оказалось, в стирах тоже происходят мутации, но другого рода, чем снипы. Время от времени при копировании ДНК фермент «сбивается со счета» и вставляет лишний блок в повторяющийся сегмент или, наоборот, воспроизводит его на один блок короче. Эти мутации случаются, как правило, чаще, чем снипы, и независимо друг от друга в разных сегментах. По законам комбинаторики, при достаточно большом наборе стиров для каждого человека можно получить своего рода индивидуальный «штрих-код», который присущ только ему и его родственникам.

Это свойство еще в 1990-е годы привлекло внимание экспертов-криминалистов, отобравших наиболее подходящие для своих задач повторяющиеся сегменты, которые стали называть маркерами. Каждый маркер получил свое обозначение вроде DYS392 или DYS438.

Наиболее ценное для ДНК-генеалогии свойство гаплотипов – это возможность выявить среди них родственные группы и рассчитать время, когда жил общий предок той или иной из них. Точность метода в лучших примерах достигает ±10% на временной шкале от 200 до 5000 лет, что подтверждено, в частности, данными по документальной генеалогии и датировками исторических событий. Существует большой набор компьютерных программ, которые позволяют строить деревья гаплотипов, делить их на ветви, рассчитывать датировки и реконструировать вероятный гаплотип предка, который носит название базового гаплотипа ветви.


Все данные определения для этой статьи взяты из работы «КРИВИЧИ: ПЕРВОЕ ДНК-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ», авторы её – члены московской Академии ДНК-генеалогии В.И. Меркулов, Е.В. Пайор, И.Л. Рожанский и В.Р. Хохряков. Эта статья в полном объёме опубликована в журнале «Исторический формат», № 2 за 2020 г. «Исторический формат» – это рецензируемый научный журнал, включенный в базу РИНЦ, главный редактор журнала к.и.н. В.И. Меркулов. В журнале публикуются результаты научных исследований российских и зарубежных учёных. Журнал является электронным периодическим изданием, доступным для свободного бесплатного скачивания).

От скифов и сарматов до ариев, от ариев до славян

СКИФЫ

Скифы (др.-греч. Σκύθης,Σκύθαι, самоназвание: Skolotoi)древний кочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н.э. – IV в. н.э. Скифы не имели письменности, из скифского языка известно более двух сотен слов, а также личные имена, топонимы и глоссы в античных и клинописных источниках.

(Википедия)

Скифы (скифы, скифов, ед. скиф, скифа, муж. (греч. skythoi):

1. Общее название степных народов иранского (предположительно) происхождения, кочевавших за несколько веков до н.э. в северном Причерноморье и прилегающих к нему районах (ист.). «Как дикий скиф, хочу я пить» (А. Пушкин). «– Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами!» (А.Блок)

2. перен. Дикие, грубые люди (книж. устар.). «Вы образованны и воспитанны, но в сущности какой вы еще скиф» (А. Чехов).

(Словарь Ушакова)

Скифы – древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Хозяйство: земледелие, скотоводство, обработка металлов, торговля с античными городами Сев. Причерноморья. В 4 в. до н.э. создали Скифское государство. После разгрома готами Скифского государства растворились среди других племён. От скифов остались многочисленные памятники (курганы, городища).

(Энциклопедический словарь)

Скифы, ов, ед. скиф, а, м. Древние ираноязычные племена, за несколько веков до н.э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях.

(Словарь Ожегова)

САРМАТЫ

Сарматы (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) – древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н.э. по первые века н.э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана). По мнению исследователей, сарматы под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом (V век до н.э.), который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов». По мнению Н. Лысенко, со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н.э.) этнонимы «савроматы» и «сарматы» употреблялись как синонимы. Античными авторами к сарматам причислялись: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, саки.

(Википедия)

Сарматы, ат и атов, ед. мат, а, м. Древние ираноязычные племена, с 3 в. до н.э. по 4в. н.э. кочевавшие в степях от Тобола до Дуная и вытеснившие из Северного Причерноморья скифов.

(Толковый словарь Ожегова)

Сарматы – общее назв. ираноязычычных племен, расселившихся с 3 в. до н.э. по 4 в. н.э. в степях от Тобола до Дуная. Ранняя история С. связана с савроматами, в среде которых, вероятно, и вызрели наиболее крупные союзы сарматских племен во главе с языгами, роксоланами, сираками, аорсами и аланами. Расселение С. в степях Поволжья, Юж. Урала и Казахстана привело к утверждению гегемонии С. в степях Вост. Европы со 2 в. до н.э., когда одни С. (сираки и аорсы) прочно освоили Пред-кавказские равнины, а другие (языги и роксоланы), перейдя Дон, установили свое господство в степях Сев. Причерноморья. С. стали активной политической силой в международных делах древнего мира. В конце 2 в. до н.э. С. выступают союзниками скифов против войск Диофанта. Участвуют в междоусобных династических войнах Боспора. Постепенно заселяя города Боспора, С. все более придавали им греко-варварский характер, воздействуя на быт, обществ. жизнь и воен. дело Боспора. В 179 г. до н.э. сарматский царь Гатал примкнул к союзу малоазийских государств. В 1 в. до н.э. С. были союзниками понтийского царя Митридата VI в его борьбе против Рима. С этого времени бывшая территория Скифии на античной карте, составленная М. Випсанием Агриппой, стала называться Сарматией.

(Энциклопедический словарь)

АРИИ

Арии (авест. airya-, др.-инд. āŕya-, др.-перс. ariya-) или арийцы (также индоиранцы) – название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и северо-западной Древней Индии (II-I тыс. до н.э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы.

В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все народы, говорящие на языках индоарийской группы, и все ираноязычные народы. Прародина ариев, по некоторым предположениям, располагалась между реками Днестр и Урал (ямная культура).

(Википедия)

Арии (арийцы) – название народов, принадлежащих к индоевропейской, прежде всего индоиранской, языковой общности. В расистской литературе арии (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.

(Большой Энциклопедический словарь. 2000)

Арии – термин, имевший различное употребление в научной литературе. Уже с середины 19 века понятие «Арии» (или «арийцы») применялось для определения народов, принадлежавших к индоевропейской языковой общности. Это употребление термина «арии» характерно для расистской литературы (в частности, фашистской Германии), придавшей ему тенденциозное и антинаучное значение.

Единственно оправданным и принятым в настоящее время в науке является применение термина «арии» по отношению к племенам и народам, говорившим на индоиранских языках (восточной ветви индоевропейской семьи языков). В древнейших памятниках индоиранских народов они называют себя Ариями, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов. От слова «Арии» происходит целый ряд географических и этнических названий: инд. Арьяварта, авест. Арьянаваэджа, современное название Иран (от Aryanam – «страна Ариев») и др.

(Советская энциклопедия. 1973–1982).

Разговор о скифах, сарматах и ариях мы намеренно начали с толкования в словарях, чтобы показать, насколько они отличаются друг от друга, и сколько разных несостыковок в этих энциклопедических изданиях. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе более детально .

Итак, обратимся к письменным источникам. В «Повести временных лет» читаем: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь». И далее под 907 г. аналогично: «Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь»». Аналогично записано в Ипатьевской и Никоновской летописях, Тверском сборнике и других летописях. В качестве праотцов русского народа и всех славян названы скифы и в «Сказании о Словене и Русе».

Как видим, идет перечисление славянских племен и при этом ясно говорится, что у греков эти славянские племена назывались «Великая Скифь», причём в процитированных текстах иное толкование просто невозможно. Таким образом, славяне у греков назывались скифами. В подтверждение этому в «Истории» Льва Диакона, например, русские названы скифами 63 раза, росами – 24 раза, тавроскифами –21 раз. Вот отрывок, где Лев Диакон без перехода, тут же росов называет скифами: «…росы же, подбадриваемые своим военачальником Сфенкелом, который был у скифов третьим по достоинству после Сфендослава (Святослава)».

И еще эпизод: «Так они (ромеи) достигли царского дворца, в котором сгрудилась лучшая часть войска росов. Но скифы, находившиеся во дворце…». Для Льва Диакона – скифы = славяне = росы = русские. После Льва Диакона этникон «тавроскифы» применительно к русским употреблялся и другими авторами (Анна Комнина, Никита Хониат и др.). Отождествляет тавров с росами и Евстафий в комментариях к «Землеописанию» Дионисия.

В Мазуринском летописце сказано: «…новопришельцы скифы начата именоватися – словяня…». Из Иоакимовской летописи также следует, что скифы были славянского рода. В Никоновской летописи прямо сказано: «…словеньскому же языку, якоже рЪкохомъ, живущи на Дунай, пршдоша отъ скифъ …».

В Велесовой книге (подробный рассказ о ней читайте в главе «5 особенно знаковых книг по истории Древней Руси») упоминается, что в период проживания русов в Причерноморье соседями их были племена, которые русы называли – иронцы. Они являлись не просто соседями, а союзниками русов, оказывали им военную помощь. Возможно, иронцы Велесовой книги и являлись племенами скифов-индоиранцев, из-за которых и относят скифов к индоиранской языковой группе. Из текста Велесовой книги можно сделать вывод, что в Причерноморье иронцы были господствующим народом, относительно лояльным к предкам славян: «…И наших в кабалу не брали и Русам так жизнь русскую оставили». Наверное, упоминаемые в Велесовой книге иронцы и есть те скифы, которые Геродот называл царскими. Кстати, самоназвание осетин, которых считают потомками скифов, – именно иронцы.

Соответственно, если скифы – это славяне, то, учитывая указываемое многими древними авторами родство сарматов и скифов, сарматов также следует считать славянами. О родстве скифов и сарматов сказано и у Геродота. Он писал, что савроматы говорят на скифском языке. Страбон в своей «Географии» отмечает, что сарматы – тоже скифы. Курций Руф в «Истории Александра Великого» также говорит, что скифское племя не сопредельно с сарматами, а составляет часть их.

В то же время сарматы и самостоятельно определяются как славянское племя. В Певтингеровых таблицах славянское племя венедов названо сарматами «Venadi Sarmatae». К сарматам причислял венетов и Плиний. Славянские племена вандалов или венедов называл сарматами также Прокопий Кесарийский. В Иоакимовской летописи, как пишет В.Н. Татищев, славяне именуются сарматами. Следует также сказать, что и более поздние авторы называли скифов и сарматов славянами. М.В. Ломоносов писал, что славяне и сарматы были одним народом, причем первым именем с древних времен сами себя называли от славных дел, а другим именем от греков и римлян.

«Сарматы» – это не самоназвание народа, а прозвище, данное этой группе племён опять же греками. Вначале греки относили их к скифам (ираноязычным). Но со временем обнаружили, что по видам хозяйственной деятельности, языку и обычаям сарматы существенно отличаются от кочевых скифов. Можно предположить, что сарматы – это переселенцы последней, крупной волны, пришедшие из районов, расположенных северо-восточнее Каспия. Сарматы смешались с близкими к ним потомками киммерийцев, проживавшими в Приазовье и в Поволжье. Возможно, поэтому Геродот и сообщал о сарматах, что они «говорят на испорченном скифском». Сарматы до переселения в Восточную Европу жили между Волгой до Каспия и Уралом, поэтому их язык подвергся меньшей иранизации и был более близок к общему индоевропейскому праязыку, который в наибольшей степени сохранили праславяне Русской равнины.

В.Н. Демин рассматривал наименование «сарматы» как состоящее из двух слов – «сар» и «мат». По мнению В.С. Державина, слово «сар» означает имя народа, племени, а «мат» – «народ». По его мнению, от имени этого племени происходят наименования с корнем «сар» – Саратов, Саркел и др. Демин также считал имя «сарматы» древнеиндоевропейским и переводил его как «царская мать», так как «сар» – означает «царь», а «мат» – «мать». Данное слово можно понять и как народ, где царствует мать, и как «подданные матери». Индоиранское «sar – mat» имеет значение – принадлежащий женщинам. Большую роль женщин в сарматских племенах отмечают древние западные и арабские историки. Это подтверждают и археологические материалы. В погребениях женщин сарматов (савроматов) часто находят предметы вооружения и конское снаряжение. Западные историки в некоторых работах женщин отдельных сарматских племён называют амазонками. Истинное же значение слова «сарматы» может объединять оба эти предположения. До нас это название дошло от греков, поэтому вероятность искажения его достаточно велика. А вот самоназвание сарматов – «arya».

На страницу:
4 из 8