Полная версия
Закон престолонаследия Древней Руси
50
Константин Багрянородный. Об управлении империей = De administrando imperio / пер. под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. – М.: Наука, 1989. – 496 с. – 5600 экз. – ISBN 5-02-008637-1.
51
Рапов О.М. Русская церковь в 9-первой трети 12 в. – М., ВШ, 1988. – С.132.
52
От персидського – ran- «дорога» и don – корень глагола «знать»; знающие дорогу//Л.Н.Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь». – М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. – С.85.
53
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. – С.117.
54
Kitab al-masalik wa-1-mamalik auctore … Ibn Khordadbeh/ M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1889. P. 154 (BGA, VI) (русский перевод: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран/Пер. с араб., коммент., исслед., указ, и карты Н. Велихановой. Баку, 1986. С. 124). См. Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения.
55
Masoudi. Les Prairies d'or / Texte et trad, par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. P., 1863. T. II. P. 11. См. Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения.
56
Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения. http://go.mail.ru/redir?via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y8vL9dLSswuLUhMTy3WS87P1U_KSdfNySwu0SvIKLBPzs2Nz0yxtTS2VANSFqYWxhZqpcUFIDEDBgZDUyNTUxMDYzMDhsmKB2Lizrz4fEO07P7xkAptAFO5Ifc.
57
Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения.
58
Гумилев. Л.Н. Древняя Русь и Великая Русь – М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. – С.125.
59
Ибн-Русте. См. Шахматов А.А. Древнейшие судьбы русского племени. – С.56.
60
Повесть временных лет – К.: Радянський письменник, 1990. – С.34.
61
Киевские горы.
62
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.34.
63
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.34.
64
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.24.
65
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.34.
66
Поход был совершен в 883 году. См. Ибн Исфандийар. Та'рих-и Табаристан/А. Экбал. Тегеран, 1941. С. 266 (русский перевод: Дорн Б.А. Каспий. СПб., 1875. С. 4-6; Алиев С.М. О датировке набега русов, упомянутых Ибн Исфандийаром и Амоли//Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1969. Вып. II. С. 317-318).
67
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе, ч. 1.
68
Ибн Исфандийар. Та'рих-и Табаристан/А. Экбал. Тегеран, 1941. С. 266 (русский перевод: Дорн Б.А. Каспий. СПб., 1875. С. 4-6; Алиев С.М. О датировке набега русов, упомянутых Ибн Исфандийаром и Амоли//Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1969. Вып. II. С. 317-318).
69
Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.
70
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.34, 36.
71
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.34, 36.
72
Щеляг (по-чувашски) – ведро. Радимичи платили хазарам и русам дань зерновыми.
73
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.36.
74
Абаскун – исчезнувший город, предполагаемое местонахождение которого – возле города Гюмюшан на северо-востоке Ирана, в устье реки Горган.
75
Бартольд В.В. Арабские известия о русах//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963. Т. II. Ч. 1. С. 831; Новосельцев А.П. Хазарское государство. С. 243. Прим. 491.
76
Ширва́н – историческая область в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, простиралась от Дербента на севере – до дельты реки Кура на юге. До XV—XVI вв. название – Шарван. В настоящее время – часть территории Азербайджана.
77
Гиля́н, в древности Дайлам – один из 31 остана Ирана. Площадь – 14 042 км². Гилян находится на юго-западном побережье Каспийского моря, к западу от остана Мазендеран, к востоку от остана Ардебиль, к северу от остана Зенджан и Казвин. На севере остан Гилан граничит с Азербайджанской Республикой.
78
Табариста́н – средневековое (IX—XII вв.) название провинции, расположенной на южном побережье Каспийского моря (нынешняя территория Ирана), между Гиляном на западе и Хорасаном на востоке. С XIII века известна как Мазендеран.
79
Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. – СПб., 1870. – С.130-133.
80
Бартольд В.В. Соч.– М., 1963. Т.11.4.1.С.684; В.Т. Пашуто, Внешняя политика древней Руси.– М., 1968.– С.63; А.П.Новосельцев. Русь и государства Кавказа и Азии//В.Т. Пашуто. Указ. Соч.– С.99; М.В.Левченко. Указ. Соч.– С.150.
81
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. – С.125.
82
Кому это выгодно? С латинского: Cui prodest? Cui bono? (куи продэст, куй боно). – См.: Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
83
Ал-Масуди. См. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. – С.130-133.
84
Ал-Масуди. См. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. – С.130-133.
85
Ал-Масуди. См. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. – С.130-133.
86
Согласно информации, содержащейся в арабских источниках, правитель русов носил титул кагана.
87
История Византии. Т. 11. – С.230 и прим.19.
88
По всем подсчетам в набеге на Константинополь участвовало до восьми тысяч ратников.
89
Ромеи – самоназвание населения Византийской империи. Сегодня потомки ромеев себя называют урумами.
90
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 60, 62.
91
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 34.
92
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 48.
93
Архимандрит Леонид. Откуда родом была св. великая княгиня русская Ольга?//Русская сторона, 1888.– №7.-С215-224; Сохань П.С. Очерки истории украино-болгарских связей. – Киев, 1976. – С.21-22.
94
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 42.
95
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 42.
96
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 60.
97
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 62.
98
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 62.
99
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 48.
100
Такая передатировка связана с тем, что год на Руси в те времена начинался осенью (с сентября месяца). По этой причине нам предстоит внимательно следить за событиями и сопоставлять реальный (юлианский) календарный год, с используемым годом на Руси (лето).
101
Ал-Масуди. См. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. – СПб., 1870. – С.130-133.
102
Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. – СПб., 1870. – С.130-133.
103
Плетнева С.А. Хазары. – М.; Наука, 1976. – С.56.
104
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. – 473.
105
Дейлемиты – горцы Дейлема – население Южного Прикаспия.
106
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 62.
107
Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази (1056/57—1124/25) – средневековый врач, автор книги «Природа (естество) животных» (Китаб Табаи аль-Хайяван аль-Бахри валь-Барри).
108
Летоисчисление в мусульманских странах ведется от Хиджры (16 июля 622 года н.э.) – даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, который одновременно является и первым годом мусульманского летоисчисления. В основе Хиджры лежит годичный цикл, который короче солнечного на 11-12 дней. По этой причине начало каждого года Хиджры сдвигается относительно григорианского календаря. Приближённая формула перевод дат с исламского календаря на григорианский: Г = И + 622 − [И / 33], где Г – григорианский календарь, И – исламский календарь, квадратные скобки означают, что берётся целая часть частного. Таким образом, 300 год Хиджры соответствует 912/913 году от рождества Христова или 912/913 году нашей эры. См. https://gazetaingush.ru/obshchestvo/20-avgusta-2020-goda-nastupaet-novyy-god-po-hidzhre
109
Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинов. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том III: Восточные источники. Сост. части I – Т.М. Калинина, И.Г. Коновалова; части II – В.Я. Петрухин. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. – 264 с.
110
Садид ад-Дин (или Нур ад-Дин) Мухаммад ибн Мухаммад Бухари Ауфи́ (конец 12 в. – 1-я половина 13 в.) – персидский учёный, филолог из Бухары, историк. В русскоязычной литературе встречается написание имени Мохаммед Ауфи или Мухаммед Авфи.
111
Похоже, что в слове содержится тюркское слово «булат».
112
Анналы Сен-Бертенского монастыря, год 839. Цит. по: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т.4. Западноевропейские источники. Сост., пер. и комм. А.В. Назаренко. М., 2010. – С. 19—20. «Властитель их назывется Rus-khaqan». – Ибн Хордадбех. См. 14. КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ, КНИГА О ПРЕДЕЛАХ МИРА ОТ ВОСТОКА К ЗАПАДУ. См. Новосельцев А.П. «Худуд ал-алам» как источник о странах и народах Восточной Европы//История СССР. – 1986. – № 5. – С. 90‒103.
113
Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX вв. с.397-398.(*) http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx003.html#part38
114
Мавродин В.В. Указ соч. С.233.
115
Ибн Исфандийар. Тарих-е-Табаристан/А. Экбал. Тегеран, 1941. Ч. 1. Перевод: An abridged translation of the History of Tabaristan compiled about A. H. 613 (A. D. 1216) by Muhammad b. Al-Hasan b. Isfandiyar / E. G. Browne. Leiden; London, 1905. Перевод С.А. Алиева: Алиев 1969. С. 317-318.
116
Татищев В.Н. История Российская. т.2. С.57
117
Седов В.В. Указ. Соч.С.190.
118
Деяния венгров. См. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Gesta_Hungarorum/frametext.htm
119
Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья//Материалы и исследования по археологии СССР. 94. М., 1961. – С. 149.
120
Поволжские финны//Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М.: Изд-во Наука, 1987. – С.73.
121
Хет-Мадьяр (Hétumoger) – семь мадьяр. Союз семи племен, которые участвовали в переселении в Венгрию: Nyék – ньек, Megyer – медьер, Kürtgyarmat – кюрт-дьармат, Tarján – тариан, Jenő – йенё, Kér – кер, Keszi – кеси.
122
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С 36.
123
Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья//Материалы и исследования по археологии СССР. 94. М., 1961. – С. 149.
124
Опо́лье (Влади́мирское Ополье, Ю́рьево Ополье, Суздальское Ополье) – природный (ландшафтный) район, расположенный на части территории Владимирской и Ивановской областей, представляющая из себя лесостепь. Это овражистое волнисто-увалистое плато с абсолютными высотами от 120 до 165 м и плодородными серыми лесными почвами. Растительность Ополья лесостепного облика, что отличает район от окружающих лесных территорий (отсюда происхождение названия). Исторически Ополье было одним из первых и основных направлений славянской колонизации Северо-Восточной Руси, став политическим ядром Ростово-Суздальской земли. См.: Ярошенко П.Д., Юрова Э.А. Об остепнённых лугах Владимирского Ополья//Бюлл. МОИП. Отд. биол. – 1970. – Т. 75. – В. 4. – С. 80—87.
125
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Из-во Наука, 1982. – c.190-196, Седов В.В. Меря//Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М.: Из-во Наука, 1987. – С.67-81. Седов В.В. Мордва//Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М.: Из-во Наука, 1987. – С.97-107.
126
На западе Нижегородской области до сих пор существуют такие названия рек как Юг и Юганец.
127
А́льмош венг. Álmos; ок. 820 – ок. 895) – полулегендарный вождь, предводитель союза венгерских племён (надьфейеделем) в IX веке. Существующие транскрипции его имени: Almus (у Константина Багрянородного), Almucs, Almoutz. Альмош Венгерский был тёзкой своего современника Алмуша ибн-Селькейнека, балтавара волжских болгар.
128
В качестве наглядного примера стоит взять осуществление индустриализации в Советском Союзе в 30-е годы 20 века, которая сплотила народы страны покрепче любых военных действий. В результате в Великую Отечественную Войну советский народ вступил не как конгломерат отдельных народов, а именно как один единый народ.
129
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 24.
130
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 36.
131
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 38.
132
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Из-во Наука, 1982. – С.188-190.
133
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Из-во Наука, 1982. – С.108-110.
134
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Из-во Наука, 1982. – С.190-194.
135
Владимир-Расате – правитель Болгарии с 889по 893 годы. Старший сын князя Бориса Святого, получил престол после ухода Бориса в монастырь. См.: Андреев Й., Пантев А. Българските ханове и царе. От хан Кубрат до цар Борис III: Исторически справочник. – Велико Търново: Абагар, 2004. – 368 с. (болг.).
136
Новосельцев А.П. «Худуд ал-алам» как источник о странах и народах Восточной Европы // История СССР. – 1986. – № 5. – С. 90‒103.
137
Плетнева С.А. Хазары. – М.: Наука,1976. – C.10.
138
Новосельцев А.П. Хазарское государство. М.: Наука, 1990. – С. 193, 214.
139
Половой Н.Я. О маршруте похода русских на Бердаа и русско-хазарских отношениях в 943 г.//ВВ. М., 1961. Т. XX. С. 90-105.
140
Флоровский А.В. Известия о Древней Руси арабского писателя Мискавейхи X—XI вв. и его продолжателя//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1927. Vol. I. P. 178-182).
141
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.64.
142
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.66.
143
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.66.
144
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.66.
145
Половой Н.Я. О маршруте похода русских на Бердаа и русско-хазарских отношениях в 943 г.//ВВ. М., 1961. Т. XX. С. 90-105.
146
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.68.
147
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.68-78.
148
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.78.
149
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.80.
150
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.80-86.
151
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.86-92.
152
Vae victis с латинского – «Горе побеждённым». См. Ю.С. Цыбульник. Крылатые латинские выражения. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. – С.99—100. – 830 с. – 5000 экз. – ISBN 5-17-016376-2.
153
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.92.
154
Городище в нескольких километрах от современного города Барда в Азербайджане на реке Тертер.
155
Городище в нескольких километрах от современного города Барда в Азербайджане на реке Тертер.
156
Фанта́зия (греч. Φαντασία – «воображение») – ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия – это импровизация на свободную тему.
157
«Пакы приидоша на Царьградъ, и миръ створиша съ Романомъ възвратишася въсвояси» – См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.66.
158
Реа́льность (от лат. Realis – вещественный, действительный) – философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность.
159
Константинопольская эра, византийская эра, древнерусская эра, «от Адама», мартовский стиль – система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице – шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 года до н.э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 года до н.э. (сентябрьский стиль). Начиная с VII века, постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1—2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.
160
Старовизантийская эра – 5504 года от сотворения мира до Рождества Христова.
161
Антиохийская эра – 5500 лет от сотворения мира до рождества Христова. Антиохийская эра – (1 сентября 5969 год до н.э.) по Феофилу, создана в 180 н.э.
162
Юлиа́нский календа́рь – календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н.э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н.э. избранные комициями консулы вступали в должность. Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.
163
Григориа́нский календа́рь – система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; средняя продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Григорианский календарь используется в большинстве государств и стран мира. В литературе также применяется название – Новый стиль
164
"Ярославъ и выиде ис Киева 7 день постиже и ту (от Киева до Полоцка – А.Л.), и победи Ярославъ Брячислава». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.230.
165
Ромеи – самоназвание населения Византийской империи.
166
Летописная система – григорианская система летоисчисления.
167
«В лѣто 6450 (942 г). Въдасть дань деревьскую Свѣнделду тому же». См. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.: Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. – С.110.