Полная версия
Закон престолонаследия Древней Руси
279
Скедия – весло: 10 тыс. скедий – 10 тыс. ратников. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.64.
280
Речь идет о Хельгу. – уточнения автора.
281
См. Евангелие от Иоанна 8:44 – Ин 8:44: https://bible.by/verse/43/8/44/ «Кто самый старый и самый злостный убийца на свете? Диавол, ибо о нем Иисус Христос сказал: «он был человекоубийца от начала». Если бы Бог не препятствовал ему, он убил бы все человеческие существа. Остальные убийцы людей есть орудия диавола. По какой причине диавол желает истребить род людской? Из-за ненависти и злобы, ибо он знает, что люди должны получить Царство Небесное, которое он потерял. Потому диавола и называют человеконенавистником. Почему Бог защищает и хранит жизни людей? Потому, что он любит людей. Поэтому Бог зовется Человеколюбцем. Откуда исходит ложь и обман? От сатаны, которого Господь Иисус Христос называет отцом лжи» – Вера святых. Катехезис Восточной Православной Церкви. Синодальный перевод.
282
«Книга путей и стран» (араб. «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») – самый ранний из сохранившихся до наших дней арабских географических трактатов, составленный в IX веке начальником почт северной Персии ибн Хордадбехом. Книга была закончена не позднее 885/886 года. См. Булгаков П.Г. Книга путей и государств Ибн Хордадбеха // Палестинский сборник. Л., 1958. Выпуск 3 (66).
283
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
284
https://history.wikireading.ru/79651
285
Артамонов М.И. История хазар. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с. Под редакцией и с примечаниями Л. Н. Гумилёва – С. 377-382.
286
Хельгу от heil – светлый.
287
Mosin V. Op. cit.; Он же. Хельгу Хазарского документа//Slavia. Praha. 1938. Т. 15.; и Др,// Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990.
288
Артамонов М.И. История хазар. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с. Под редакцией и с примечаниями Л. Н. Гумилёва – С. 377.
289
Артамонов М.И. История хазар. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с. Под редакцией и с примечаниями Л. Н. Гумилёва – С. 379.
290
Кага́н (хакан, хаган, совр.-монг. хаан, др.-тюрк.,кит. трад. пиньинь Kèhán – кехань) – высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Хан ханов. В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»). См. Каган//Казахстан. Национальная энциклопедия. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. – Т. III. – ISBN 9965-9746-4-0. Титул кехань является китайской формой передачи титула тархан.
291
Шанью́й (кит. трад. палл. чаньюй) – титул главы хунну. Избирался гуннской племенной аристократией, правил пожизненно. Управлял совместно с советом родо́в, обычно 24 рода. По объяснению Бань Гу, «шаньюй означает „обширный" и показывает, что обладатель этого титула обширен, подобно небу». По мнению Всеволода Таскина, титул «шаньюй» образовался путем соединения двух слов – шань и юй. По Таскину, – «уважаемый или почитаемый дом», под крышей которого как бы находилось всё окружающее, а носитель этого титула считался обширен, подобно небу. См. Таскин В.С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху /Н.Ц. Мункуев. – Москва: Наука, 1984. – С. 305—306. – 487 с.
292
Мали́к (араб. – m’alik, ивр. аналог его – мелех) – арабский монархический титул. Этим титулом в арабской традиции называют также доисламских и неисламских монархов, употребляя его отчасти аналогично с русским «царь» (для обозначения древних монархов).
293
Шейх (арабское – старец, старшина, староста), Вождь племени арабов на Аравийском полуострове, Любой человек, являющийся эмиром, именуется шейхом. См. Шейх//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890—1907. От титула шейх происходит титул шах.
294
Гумилев Л.Н. Древние Тюрки. – М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко. 1993.– С.53.
295
Военный поход.
296
Баранта или барымта (из чагатайского baranta «разбойничий набег», каз. барымта, которые объясняются из монг. barimta «налет, нападение») – захват скота у тюркских кочевых народов как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб. См. Баранта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890—1907.
297
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
298
Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха. Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, поскольку возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и талантом. См. Абсолютизм/ Копосов Н.Е.//Большая российская энциклопедия: [в 35 т.]/ гл. ред. Ю.С. Осипов. – М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
299
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
300
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
301
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
302
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
303
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
304
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
305
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.
306
Плетнева С.А. Хазары. – М.: Наука. 1976. – С.57.
307
Конституцио́нная мона́рхия – монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. См. Водовозов В.В. Монархия//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890—1907.
308
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.110.
309
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.66.
310
Татищев В.Н. История Российская. – М.,Л.,: 1963.-Т.1. – С.111.
311
Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник.1990. – С.68.
312
Ер малый (Ъ) произносился и читался как среднее значение между «А» и «О», наподобие того как читается и произносится звук «О» в слове Москва: читается как «О», а слышится и произносится как «А».