bannerbanner
Закон престолонаследия Древней Руси
Закон престолонаследия Древней Руси

Полная версия

Закон престолонаследия Древней Руси

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
16 из 17

168

Летописная система – григорианская система летоисчисления.

169

Летописная система – григорианская система летоисчисления.

170

Никитин А. Князь Игорь «волк в овцах»//Наука и религия. – М.: Наука, 1991. – №№3-4.

171

«Темь же пришедшимъ в землю свою, поведаху каждо своимъ о бывшемъ и о ляднемъ огни: "якоже молонья", рече "иже на небесихъ, Греци имуть в себу, в сию пущающе жьжмаху насъ: и сего ради не одолехомъ имъ." Игорь же пришедъ и нача съвокупити вои многы, и посла по Варягы за море, вабя и на Грекы, хотя поити на ня. (далее следует разрыв текста – А.Л). Игорь совокупи воя многы, Варягы, и Русь, и Поляны, и Словены, и Кривичи, и Печенеги ная, и тали в нихъ поемъ, поиде на грекы в лодьях и на конехъ, хотя мстити себе… Се слышавъ царь, посла къ Игореви лутьшии бояры, моля и глаголя: "не ходи, но возьми дань, иже ималъ Олегъ, и придамъ еще къ той дани"… И послуша ихъ Игорь, и повеле Печенегомъ воевати Болгарскую землю, а самъ вземъ у Грекъ злато и поволокы на вся воя, възвратися въспять, и приеде къ Киеву въсвояси». Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.68-78.

172

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.68-78.

173

Летописная система – григорианская система летоисчисления.

174

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.68

175

"Игорь же нача княжити въ Киеве, и миръ имея къ всемъ странам". См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.78.

176

«В лето 6450 (942 г). Въдасть дань деревьскую Свенделду тому же». См. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.: Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. – С.110

177

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.80.

178

"И приспе осень, и нача мыслить на Древляны, хотя примыслити большую дань". См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.78.

179

«В лѣто 6453. Присла Романъ и Константинъ и Стефанъ послы къ Игореви построити мира перваго». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменних, 1990. – С.68.

180

«Пакы приидоша на Царьградъ, и мир створивше с Романомъ, взвратишася въсвояси». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменних, 1990. – С.68.

181

Готалов-Готлиб А.Г. Роман I Лакапин//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890—1907. Дашков С.Б. Императоры Византии. – М., 1997.

182

Литаврин Г.Г. Древняя Русь, Болгария и Византия в IX-X вв.//IX Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. – М.: 1983. – С.68.

183

«Почто идеши опять? поималъ еси вьсю дань». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменних, 1990. – С.80.

184

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменних, 1990. – С.80.

185

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменних, 1990. – С.88.

186

"Побегоша и затворишася въ городехъ своихъ… и стоя Ольга лето цело, и не можаще взяти города". См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.88.

187

"В лето 6451". Пакы приидоша на Царьградъ, и миръ створивше с Романомъ, възвратишася въсвояси". См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменних, 1990. – С.66.

188

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменних, 1990. – С.66.

189

"А ще ли ускочить створивы убо(й) и убежить, а аще будеть имовить, да возмуть именье его ближние убьенаго: аще ли есть неимовить створившый убийство и ускочить, да ищуть его, дондеже обрящеться: (аще ли обрящеться) да убьенъ будет». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.74.

190

Древнерусские княжеские уставы XI-XV в. Издание подготовил Я.Н.Щапов. – М., 1976. – С.89-98

191

Городище в нескольких километрах от современного города Бардаа в Азербайджане на р.Тертер.

192

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник,1990. – С.66.

193

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник,1990. – С.78.

194

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник,1990. – С.78.

195

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник,1990. – С.78.

196

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник,1990. – С.78.

197

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник,1990. – С.78.

198

Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М.: Изд-во Московского университета, 1977, – с. 406.

199

Кузьмин А.Г. Древняя Русь в IX—XI вв. См. https://www.portal-slovo.ru/history/40503.php

200

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.108.

201

"Мазуринский летописец". См. Гераклитов А.А. Филиграни XVII в. на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963, стр. 204-205, №1376, №1383.

202

Литаврин Г.Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь//История СССР., 1981. – №%. – С.177. См. так же: ПСРЛ. – М. 1968. Т.ХХХ1. – С.40.

203

Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.

204

Гиляров Ф. Предания русской начальной летописи. – М., 1878. – С.153-158; Татищев В.Н. История Российская. – М., Л., 1963. -Т.1.

205

На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.

206

Древнескандинавское Helga. См. Гедеонов С. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. – Спб, 1862. – С. 198—200.

207

Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.

208

«Некоторые говорят, якобы Ольгова дочь была Ольга». См. Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей. – Т. 34. – М., 1978. – С. 31.

209

«Игоря же женил [Ѻльг] в Болгарах, выдав за него княжну Ѻльгу». См. Поздний список Повести временных лет. Архимандрит Леонид. Откуда родомъ была св. великая княгиня Ольга//Русская старина, 19/1888 июль, 215—222; Николаев В. Славянобългарският фактор в христианизацията на Киевска Русия. БАН, София, 1949, с. 101.

210

Иоакимовская летопись. См. Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.

211

«Степе́нная кни́га» – один из крупнейших памятников русской исторической литературы XVI века, повествующий о русской истории с древнейших времён до 1560-х гг. Она вобрала в себя значительное число произведений древнерусской книжности, иногда частично, а иногда даже полностью. Также она содержит ряд уникальных известий, достоверность которых не выяснена.

212

«И приведоша ему жену отъ Плескова именемъ Ольгу». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.40.

213

«Степе́нная кни́га».

214

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.40.

215

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.40.

216

"Отъ перваго лета Игорева до перваго лета Святославля летъ 33». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.26.

217

Аксио́ма – «утверждение, положение», или постула́т, – исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений, которые, в свою очередь, называются теоремами. См. Под редакцией А.А. Ивина. Аксиома//Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики (рус.). – 2004.

218

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.48-54.

219

Дщерь Тутракана – дочь Тутракана.

220

Сообщение летописца из Погодинского сборника под 1606 годом. http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1546&p=17198

221

Тутракан (болг. Тутракан) – город в Болгарии. Находится в Силистренской области на берегу Дуная, входит в общину Тутракан.

222

Пли́ска (болг. Плиска, старосл. Пльсковъ) – город в Шуменской области Болгарии, в составе общины Каспичан. Древнейшая столица Болгарии в VII—IX веках. Заложена основателем болгарского государства каном Аспарухом. В 893 году столица была перенесена в Преслав, а спустя столетие Плиска была разрушена. Руины древнего города лежат в 3 км от современного города Плиска.

223

http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1546&p=17198

224

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.230

225

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.48-54.

226

"Отъ перваго лета Игорева до перваго лета Святославля летъ 33». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.26.

227

Святосла́в Все́володович (27 марта 11963 февраля 1252) – великий князь владимирский (12461248), сын Всеволода Большое Гнездо, в крещении Гавриил. День Памяти совершается 16 февраля (по н.с.) и 6 июля (по н.с.) в Соборе Владимирских святых.

228

http://drevo-info.ru/articles/19478.html

229

История на Първото българско Царство. От славянизацията на държавата до падането на Първото царство, Васил Златарски (болг.).

230

Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.

231

«Степе́нная кни́га».

232

Просьба не путать род с семьей.

233

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.40.

234

«Мы отъ рода Рускаго, Ивор, посолъ Игоревъ великаго князя Рускаго, и обычни посли: Вуефастъ Святославль, сына Игорева, Искусеви Олгы княгыня, Слуды Игоревъ, нетий Игоревъ Улѣбъ Володиславль, Каницаръ Предславинъ, Шигобернъ, Съфандръ жены Улѣбовы». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.68.

235

Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.

236

День ангела Ольги.

237

День памяти равноапостольной Ольги, великой княгини русской.

238

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.92.

239

Константи́н VII Багряноро́дный (Порфироро́дный, Порфироге́нет, др.-греч. Κωνσταντῖνος Ζ΄ ὁ Πορφυρογέννητος; 17/18 мая 905, Константинополь9 ноября 959, Константинополь) – византийский император из Македонской династии, номинально царствовал с 913, фактически – с 945 года.

240

Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников//Византийский временник, том 42.

241

Рапов О.М. Русская церковь в 9-первой трети 12 века. – М.: ВШ. 1988. – С.163.

242

Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников//Византийский временник, том 42.

243

Перевод данного издания см. Голубинский Е.Е. История русской церкви. – М. С.103.-Т.1, 4.1.

244

Рома́н I Лакапи́н (Рома́н Лекапе́н; ок. 87015 июня 948) – византийский император с 920 по 944 год. Роман I Лакапин пал жертвой заговора в собственной семье. Его сыновья Стефан и Константин, может быть с ведома и одобрения Константина VII, восстали против отца, арестовали его 16 декабря 944 года и сослали в монастырь на остров Проти, один из Принцевых, где он и умер в 948 году.

245

Рома́н II Мла́дший (938 – 15 марта 963) – византийский император с 9 ноября 959 по 15 марта 963 года, сын Константина VII.

246

Иоа́нн Скили́ца – византийский чиновник, хронист XI – начала XII вв., в 10811118 был сановником Алексея Комнина. Центральной его работой была «Обозрение истории», охватывающая период со смерти Никифора I в 811 году до свержения Михаила VI в 1057 и продолжающая летопись Феофана Исповедника. Существует продолжение «Обозрения истории», доведённое до 1079, часто также приписываемое Скилице. Иоанн Скилица//Большая советская энциклопедия: [в 30 т.]/ гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

247

Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников//Византийский временник, том 42.

248

Иа́ков Чернори́зец (Мних Иаков) – древнерусский монах, мыслитель и писатель XI века; автор ряда произведений и панегириков. Произведения, приписываемые Иакову, имеют важное значение как источник по начальной истории русской церкви. См. Иаков Черноризец//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т – СПб., 1890-1907.

249

Кузьмин А.Г. Русские летописи как источник по истории древней Руси. – С.229.

250

3 июня – день ангела Елены.

251

Перевод данного издания см. Голубинский Е.Е. История русской церкви. – М. С.103. Т.1, 4.1.

252

Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников//Византийский временник, том 42.

253

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.92.

254

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.92.

255

"Иде Олга к Новугороду и устави по Мъсте погосты и дань, и по Лузе погосты и дань и оброкы: и ловища ея суть по всей земле, и знамения, и места и погосты". См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.92.

256

Константин Багрянородный. Об управлении империей/Под редакцией Г.Г. Литаврина и А.П.Новосельцева. – М.: 1989. http://oldru.narod.ru/text.htm file://E :\kb

257

"В лето 6451. Пакы приидоша на Царьградъ, и миръ створивше с Романомъ, възвратишася въсвояси". См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.66.

258

"И видевъ ю добру сущу лицемъ и смыслену велми, и удивися царь разуму ея беседова к ней и рекъ ей: "подобна еси царствовати в городе семъ с нами." Она же разумевши, и рече къ царю: "азъ погана есмь, да аще меня хощещи крестити, то крести мя самъ: аще ли, то не крещуся". См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.92.

259

«Си же Ольга приде къ Киеву, и якоже рькохомъ, и присла к ней царь Грецкый, глаголя: «яко много дарихъ тя; ты же глаголала ми, яко аще възращаюся в Русь, многы дары послю ти, челядь и воскъ и скору, и воя многы в помощь». Отвещавши же Олга рече къ посламъ: «аще ты», рци, «такоже постоиши у мене в Почайне, якоже азъ в Суду, то тогда ти вдамъ». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник. – 1990. – С.96, 98.

260

Моисей Каганкатваци о походе русов на Бердаа в 943 году.

261

«Си же Ольга приде къ Киеву, и якоже рькохомъ, и присла к ней царь Грецкый, глаголя: «яко много дарихъ тя; ты же глаголала ми, яко аще възращаюся в Русь, многы дары послю ти, челядь и воскъ и скору, и воя многы в помощь». Отвещавши же Олга рече къ посламъ: «аще ты», рци, «такоже постоиши у мене в Почайне, якоже азъ в Суду, то тогда ти вдамъ». См. Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник. – 1990. – С.96, 98.

262

Кузьмин А.Г. Русские летописи как источник по истории древней Руси. – С.229.

263

Иоакимовская летопись, История Иоакима – условное название выдержек из старой рукописи, опубликованных русским историком XVIII века В.Н. Татищевым в «История Российская» (1-й том, 4-я гл.в).

264

Ке́мбриджский докуме́нт, Ке́мбриджский Анони́м (по месту хранения в библиотеке Кембриджского Университета) или письмо́ Ше́хтера (по имени первооткрывателя) – рукопись на древнееврейском языке. Содержит фрагмент письма неназваного еврея, подданного хазарского царя Иосифа к неназванному господину из средиземноморской страны. Один из двух (наряду с письмом царя Иосифа) письменных памятников хазарского происхождения. В письме содержатся уникальные сведения по истории и религии хазар, переселении евреев в Хазарию, деятельности трёх последних хазарских царей: Вениамина, Аарона и Иосифа. Особый интерес представляет рассказ о современной автору русско-хазарско-византийской войне в Причерноморье, где русским предводителем назван H-l-g-w, что передаёт точную скандинавскую форму шимени Олег.

265

Вифиния – историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. Крупнейшими городами Вифинии считались Никомедия и Никея. Своё название страна получила о фракийского племени вифинов, которые переселились сюда вместе с другими фракийцами с Балканского полуострова около 700 года до н.э. Аппиан свидетельствует о том, что ранее эта местность называлась Бебрикией. Помимо бебриков, среди местных обитателей упоминаются кавконы. См. Аппиан. Митридатовы войны.

266

Повесть временных лет. – К.: Радянський письменник, 1990. – С.64.

267

Никитин А. Князь Игорь «Волк в овцах»//Наука и религия. – М.: Наука. 1991. – №№3-4.

268

Продолжатель Феофана – принятое в византийской историографии обозначение ряда византийских хроник, охватывающих период с 813 по 961 год. Анонимный автор первой из них, посвящённой периоду с 813 по 867 год, обозначил себя как продолжателя Феофана Исповедника, завершившего свой труд на царствовании императора Михаила I (811—813) в связи с чем весь сборник получил своё название. «Хронография» Продолжателя Феофана завершается на полуслове, описывая завоевание Крита в 961 году в правление императора Романа II (959—963).

269

Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей, – М.: 1992, с. 175–176.

270

Самкерц. Местонахождение этого населенного пункта до сих пор вызывает споры. Первое мнение гласит о том, что так названа Керчь (Сам + Керч). Второе мнение гласит о том, что так называлась Тмутаракань (Тмутаракань), известная так же как Таматарха, Матарха, Гермонаса, которая располагалась на Таманском полуострове на территории современной станицы Тамань Темрюковского района Краснодарского края.

Арабские источники этого периода называют город Самкуш ал-йахуд (то есть Еврейский Самкуш), что может указывать о существовании здесь большой еврейской общины и о распространении иудаизма среди хазарской знати города.

271

«Булш-цы» мог также означать «начальник гарнизона», «сборщик налогов» или «почтенный».

Hмкр – скорее всего, является искаженным средне-персидским "hамаркар" – «правительственный чиновник, ведавший сбором податей». См. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990.

272

Hмкр – скорее всего, является искаженным средне-персидским "hамаркар" – «правительственный чиновник, ведавший сбором податей». См. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990.

273

Из подкопа?

274

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука, 1990. – С.216.

275

Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди, родился около 896 года, умер в Багдаде, – сентябрь 956, Фустат, современный Каир) – арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главой) всех историков.

276

Аль-Масуди «Мурудж ад-Дзахаб ва Маадин ал-Джавахир».

277

Ал-Масуди «Мурудж ад-Дзахаб ва Маадин ал-Джавахир».

278

Речь идет о Хельгу. – уточнения автора.

На страницу:
16 из 17