bannerbanner
Спящие угли. Язык славянской протокультуры
Спящие угли. Язык славянской протокультуры

Полная версия

Спящие угли. Язык славянской протокультуры

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

БЕ – действие вопреки, страшный, колючий, жестокий, непредсказуемый, непонятный. Противник Света. Идущий против Бога.

Со словом Бес связано нечто непонятное, таинственное, темное, не постижимое умом. Люди избегали пользоваться этим словом в речи, дабы не привлечь к себе и другим нежелательной силы.

Любые возникающие препятствия и промахи связывались с Бесом. Говорили [бесомый человек] или [бесомый зверь], [бесомая работа].


БЕ́СА – постель вступивших в незаконный брак. Хмурое, замшелое место в лесу, на болоте, связанное с жуткими поверьями и сказаниями.


БЕСПУ́ТА – река в Тульской области, приток р. Ока. На языке местных жителей не редко именуется как «Беспна».

Русло этой реки извилистое, как будто пьяный человек петляет. Она беспутная, пьяная река – так, шутя, говорят местные люди в отношении человека и этой реки: [Если не утопнет – то не заплутает!]. На самом деле, ее омуты и холодные родники делают небольшую речку опасной для купания. Эта речушка была не только источником чистой воды, она издревле указывала путь к бродам на Оке (Сенькины броды). В дальнейшем этот путь совпадал со шляхом на Москву. По этим бродам переправлялись войска Дмитрия Донского, их преодолевали крымские татары, угрожая столице Ивана Грозного, пытался перейти Иван Болотников военным походом на Москву.

Бассейн реки Беспуты – самый мощный из рек, берущих свое начало с данного водораздела. В этот водораздел входят реки Осетр, Вашана, Скнига и Тулица.

Во время летней засухи это тихая спокойная речушка, на перекатах «воробью по колено». Но мгновенно превращается она в яростную, неукротимую стихию, рушащую все на своем пути во время летнего ливня. Река, что не объезженный конь, утративший [путо]. БЕС путал реку, изуродовав ее русло и водный путь, уводящий в дебри засек, уготовавших поражение и смерть непрошеному гостю. Много подобных упоминаний можно найти в сказаниях к объяснению названия реки.

Но обратим внимание на одно из ее имен – «Беспна». Это слово состоит из нескольких составных. [Бес] и [Пна] – что означает метка, ориентир, т. е. «без меток и без подсказок». Из этой трактовки сразу готова появиться версия, что местные жители, проживая на стратегическом тракте, избегали указания меток для затруднения пути непрошенного гостя. Множество рукавов, впадающих в эту реку, вводят человека в заблуждение. Легенды же доносят историю о существовании в устье реки Беспна красивого города. Название ему было Сиден, т. е. Сей День или Новый День. По всей вероятности, это был форпост поокских племен. Их герб и знамя венчал образ дракона. Видимо, это изображение сохранилось на гербе г. Каширы и по сей день.

По возникновении военных действий союзы племен могли выставить на сокрушение врага «Семиглавого Змея», мощь семи родов которого вводила в оцепенение Полуденный Мир, т. е. земли южного направления. По всей вероятности, Сиден представлял крупный военный центр, охраняющий броды через Оку.

Если учитывать известные Гардары Нара и Жиздра, то станет ясно, что среди упомянутых «голов» – глав Родов – не достает других. Кто они, где их корни, это для наших дней остается загадкой.25


БЕ́СТР – мужчина, вступивший в незаконный брак. Такой член общества преследовался моралью и законом общества.


БЕ́СТРА – женщина, вступившая в брак не по закону общества.

Нарушительницы, гонимые обществом, вынуждены были бежать. Их называли «Лешеи». Если они не успели пройти обряд Стель на Кострище, они не преследовались обществом и селились в указанном им месте – Изверга, а сами после того назывались Извергами. Если они уходили в старое селище к родителям, то такие женщины именовались Векшами.

Супруги, вступившие ранее в законный союз на Кострище, отдавались на суд Пальца племени, где ритуальный нож Язын являлся судьей по вынесению приговора. На самом деле, приговор выносился старейшинами племени или рода, Ведуньй, Зарем и Ягой, которые определяли, будет ли нож пропитан ядом.


БЁХА – 1) Пещера с движением воздуха, подземный ход. 2) Другое значение слова – орган человека легкие. Отсюда производное слово, существующее в просторечии [бёхать] – кашлять.

На крутом берегу Оки есть одноименное место Бёхово, избранное В. Д. Поленовым как место усыпальницы рода. Кроме живописных просторов, холмов и оврагов с древних времен место славилось своими пещерами, в которых завывал ветер. По приданиям древних там под пластами известняка был тайный город – убежище. На другом берегу реки Оки, в «Очковских горах», также существовали пещеры. В 1941—1942 годах они служили убежищем для немецких солдат. Операция по их устранению заняла значительные силы, использовался даже земснаряд, который затапливал в них врага. В 1945—1948 гг. пещеры Бёхово использовались бандами и контрабандистами для своих целей. После чего решением властей были взорваны входы, а часть пущена под карьерные работы.


БИ́ЧА – так именовался Знак усеченного креста. Символ выглядел подобным нынешней букве «Т».


БЛЮ́ДИ – лица, принявшие непосредственное участие в ритуале с подношением блюда на назначении Ведуньи.


БЛА – корнеобразующая основа. Значение – много хорошего, множество ладного, полезного. Встречается в словах [блажить], [благой] [балакать] – сытый разговор.


БЛАГО́ГА – засеянная пашня, давшая хорошие всходы.

Заливные луга использовались под яровые и огородные культуры. Озимые посевы во избежание сырости произрастали на возвышенностях.

По мере угасания племени ранее возделываемые поля подлежали культивируемой посадке леса. На этих участках высаживались хвойные породы леса вперемежку с ягодными кустарниками. Широкие междурядья по-прежнему возделывались под посев. Когда посадка окончательно приобретала формы жизни леса, остаточное население практически переходило на ягодное возделывание.

Ягодный сбор шел на мену злаковых и крупяных культур с населением молодых племен через Ведунью или Ягу. К моменту полного угасания старого племени на ранее возделываемой пашне поднимался чистый бор, который использовался в последствии для возведения новых Зажелей для возрождающихся вновь племен. Чистый бор, оставленный последующим племенам, называли «Велий благога»26.

Культура возделывания земли не допускала Дербу на возделываемой лесопосадке и использовала дикий подлесок как топливо. Впоследствии эта отдохнувшая земля подлежала подсечной обработке.

Случалось, что мор полностью истреблял поселения, и Дерба вступала в свои права. Осина и березняк властно вырывались на обработанные земли, превращая его в трудно поддающийся обработке участок. Сохранившийся в памяти случай об угасании племени от мора. Такое место подлежало огненной обработке для очищения места. Места дикой поросли леса с подлеском называлась «Дебрями».


БО – корнеобразование, звучащее как [Бо] указывает на божественную защиту, божественное происхождение.


БОГ – одно из имен Света. Первоначало высшей материи.

В период расцвета храмовых культур27 вопрос о мироздании не оставлял умы того времени. В то же время наличие духовного дальтонизма28 не позволяло выработать единого подхода в отношениях человека с миром, с его предназначением на Земле.

Когда же беда свершилась и назрела необходимость восстановления генофонда человека, Храмовники четырехгранных пирамид вынуждены были признать превосходство знаний Духовников, служителей трехгранных пирамид. В результате этого была выработана основа, ориентирующая и предостерегающая человечество от дальнейших вмешательств в БарбаСтихий.

Отправной точкой для признания основ этого мировоззрения и законов мироздания был принят Символ Б – Бог, который в понимании Храмовников был представлен как Солнце – Ра. Глубинная суть символа понималась Духовниками как Свет.

Бог есть Свет, а солнце – лишь условность, принятая для всеобщего понимания Ра. Как зримый свет солнца.

Свет солнца – лишь вторичное проявление Первоначала материй. Свет в соединении со стихиями рождает третичный свет – Душу человека. В свою очередь, она является поставщиком своего света Изначалу – Свету. Таков парадокс жизни – в круговороте энергий.29

Человеку, постигающему в Миру Духа, будет достаточно сравнение Бога с Солнцем – Ра, и лишь вошедший в Мир Духа познает Аум посредством Стихий третьего уровня, через Сознание и Разум познает Свет.

Светоносная частица Сея, сконцентрированная из Ауры в сгусток, – не что иное, как отделенная Душа. Она же есть составная Света, рождающегося в Зоне Креста.

Солнцепоклонничество – это способ понимания сути Света на физическом уровне, без непосредственного пребывания в Мире Духа. Это порождает искаженное понятие о Боге как о неком теле. Именно это ограниченное мышление породило иерархию вымышленных богов. Так у темных рас возникло многобожие.

Что касалось периода матриархата, то Га и Ра воспринимались в единобожии как Свет – Белый Дух, и Га – его земное проявление. В патриархальный период генетически накопленный в тысячелетиях Дух продолжал жить в сердцах славян, обожествляя природу и Солнце, возводя в сонм богов прославившихся героев, встававших на защиту отечества и Родины.


БОГА́ТЕ́ — тлеющие угли. Божий дар.

Огонь в древности было добыть гораздо сложнее, чем его сохранить, поэтому угли готовые растопить очаг считались священными. Горшочек с такими углями это одна из величайших святынь и трепетное отношение к данному предмету пронизывало весь быт людей.

Духовный мир общества формировался на подлинном знании о Мире Духа, но это не значило, что каждый член общества мог познать тонкий мир. Традиции формирования общества осуществлялись на уровне материализованного мира, посредством воспитательного процесса многих поколениях. Быт, сопровождаемый обрядами, способствовал введению членов рода в познание Мира Духа.

Духовники сравнивали просвещенную душу человека со светильником, перед которым отступает мрак, – с Богате. Так же и просвещенная душа готова воспламенить сердца обыкновенных людей.

Обряд огнепоклонничества был материализованной символической частью восприятия Духа, способного найти выход из темницы тела.

Тлеющие угли, разожженные от луча Солнца с помощью Зениц, разносятся из Гардар по вновь зарождающимся племенам. С этим огнем племена рождались и умирали.

Время может бесследно поглотить учение, но оставшийся обряд, как светильник в ночи, разжег любопытство ребенка и озарил дальнейший путь. Немногие сохранили в веках суть учения и смысл обряда для дальнейших поколений. В середине ХХ века на берегах Оки еще встречались люди, в ночи проносящие угли и бравшие в загадочное путешествие детей.

Обряд Овна – срезание пряди волос с новорожденного младенца и взятие из очага «спящего угля»,30 продолжает жить в отдаленных уголках России.

Колыбельные, обрядовые и посвященные любви песни, упоминающие уголек, живут в народном исполнении, а значит, Богате сохраняется в сердцах людей.

Людей «с огоньком» в душе так же называли «Богатеи».


БОК — достаток, урожай, сытость.

«Крутые бока» – значит полные закрома.


БО́ЛДЫРЬ – труба для дымоотвода.

В отличие от монолитных устройств с топкой в жилище, труба над Пальцом отличалась своим устройством. Ее особенность заключалась в том, что она имела опору на перемётах31 строения, не соприкасаясь с очагом. Изготавливалась она из хвороста ивы, в виде верши направленной конусом вверх за предел крыши. Хворост обмазывался глиняным раствором с внутренней и внешней сторон. Выходное отверстие регулировалась за счет заслонки, что обеспечивало оптимальные условия тяги и сохраняло тепло.

Дымоотвод с внешней стороны белился глиной, как и все сооружение, включая Палец. Основание украшал небеленый Борус.

В устройстве Болдыря имелась еще одна особенность: при устройстве потолка, отделяющего шатровую крышу, раструб подводился к стене, в которой были предусмотрены узкие задвижные окна,32 для подачи слабого притока воздуха. В результате потолок как бы являлся продолжением раструба. Болдырь так же украшался орнаментом.


БОР – корнеобразующая основа. В одной из прослеживаемых трактовок значение принадлежит сосновому лесу и главному его обитателю – сакральному животному кабану.

Кабан считался символом власти духовной, напора и целеустремленности духа. Сосновые реликтовые леса по берегам Оки были надежными укрытиями разных тайн.

[Борца], [Борзый], [Борьба] [борона, боронить], [забор] – эти слова включают в себя данную корнеобразующую основу.


БО́РОВ – 1) Крупный упитанный кабан. Дымоход.

2) Изогнутый канал дымоотвода в трубе. Предусматривался для предотвращения задувания ветра, влаги в трубу. Сохранял тепло и не позволял пламени вырываться из трубы.

В кирпичной кладке Русской печи Боров играл основную роль для изоляции оттока тепла во время топки. Нередко его называют «кувшин».

Устройство же Пальца требовало особого сооружения трубы, исключавшей помехи для наблюдения за пляской огня со всех сторон святилища. В связи с этой необходимостью устройство Борова требовало особого изготовления. Коленообразное сооружение в виде зигзага «Z» изготавливалось из глины отдельно и подлежало обжигу. Затем этот элемент вмазывался в трубу. Боров оснащался глиняными вьюшками для чистки дымохода и перекрытия оттока воздуха.

По легенде в период монгольского нашествия враги поначалу искали в избах ночлег. Тогда хозяева, жарко истопив печь, перекрывали Боров плиткой из известкового сланца так, что выделения из него в сочетании с угарным газом являлись смертельными. Изгнанные врагом из избы люди находили себе оправдание, относя вину к насекомому. Это насекомое с подачи монгол стало называться «караханом», что означает черный хан. Мы до сих пор именуем его Таракан.


БО́РТНЯ – 1) Лесная пчела.

2) Застава в засечной части пущи с потаенным проходом к реке.

Служители контролировали водную гладь. Устройство донных надолбов и ловушек Сельга, веревочных переметов через реку, переправы – все это находилось под присмотром Бортни.

Сплав в плотах строений на нижние Зани представлял наиболее опасную и ответственную задачу для бортни, т. к. это занятие требовало особой подготовки и оснастки на период весеннего паводка. Выстроенные в верховье реки Городы доставляли на заливные луга близ русла реки. Затем вязались плоты, на которых согласно маркировке штабелировались срубы.

После паводка плоты оказывались на плаву и выводились на стремнину. Место для приема груза обустраивалось в заводи, в которую направлялись управляемые плоты.


БО́РУС — природный орнамент, образовавшийся на предмете в результате инея; морозный рисунок на чем угодно; каскад свисающих сосулек.

Такое явление связывалось нашими предками с тем, что богиня плодородия Га, покинувшая Род и улетевшая на крыльях перелетных птиц в полуденные земли, постоянно думала о своих подопечных. Она присылала весть миру в нерукотворном, витиеватом орнаменте, сопровождаемым оттепелью. Этот орнамент говорил о том, что зима невечна, и скоро придет весна.

В самый разгар зимней стужи реки прекращают зримый поток, и воды становятся почти неподвижны, скупо перекатывают свою массу под гнетом льда. Многие речушки промерзают до дна. А вымерзшие омуты под гнетом ледяного панциря образуют гроты. Обезвоженные проруби становятся лазом для вездесущих лисиц и нередко оказываются их западней. Эти ледяные Галереи привлекают и детвору. Здесь тепло, светло и уютно. Завывание вьюги гасят высокие снега. В оставшихся лужицах много раков и рыбы. Замысловатые ледяные фигуры создают необъяснимый глазу мир. Побывавший однажды в солнечный день в лоне вымерзшего водоема не может забыть увиденных красот, в этом загадочном, холодном полумраке велик полет фантазии, Борусные ледяные изваяния способствуют развитию творческой мысли. Однако любоваться такими красотами опасно, ледяной панцирь вымерзшего водоема готов в любую минуту обрушить свой монолит на незадачливого созерцателя. Народная мудрость гласит: [Тих борусь как огня усь].

Художественные образы легли в основу начертаний тайного Борусного письма. Например, одна орнаментальная черта по горизонту символического текста говорит об обратном смысле повествования. Такие тексты использовали в своих Вестах тайные посланцы Рода, где под восхвалением понималась мерзость, под добром – зло. Нередко в народе говорят: «Борусный человек», т. е. опрокинутый, лживый, двуличный, себе на уме.


БО́РЫЙ – опрятный, ухоженный, пашня. Видимо слово сродни [борый] – [добрый].

Материалы хвойных пород после их подсеки использовались в качестве строительного материала для возведения Зажель, а также в виде готовых конструкций, предназначенных для Заней. На освобожденной земле велось подсечное земледелие. Особенность проводимых работ на земле заключалась в том, что полностью исключалась корчевка. Возделывались лишь свободные полосы, т. е. междурядья бывших насаждений.

Пространства между пней, засаживались ягодным кустарником и фруктовыми деревьями. Такие пашни назывались Борыми.


БОХ — [Бох] так именовалось наивысшее проявление божественности, Тайны и многообразие Высшего Духа.


БОУ́И – кладбище, где сооружались памятные постаменты для праха. (См. Бдынь). Место ритуальных обрядов жизни и смерти.

После погребального костра прах предназначался преданию стихии Воздуха. Боуи устраивалось рядом или вблизи источника воды, но ниже по течению от селения. Источник именовался Родник. Здесь заканчивался путь человека в обществе.

Прибыв на Зажель для построения своего жилища Гои, будущие зачинатели нового поколения сразу же выстраивали общественное жилье Братину. За этим следовало обустройство Боуи со святилищем огня племени на месте Белого Столба, там же возводился под – Палец.

На Боуи выстраивалась Бдынь по мере погребения членов племени. Обычай запрещал захоронения иноплеменников и членов своего племени, нарушивших завет, и не осиливших перевернуть в Роднике Гридню.

Уменьшение количества камней в Бдыни свидетельствует о постоянном отселении молодых людей в выстроенные ими селища и вымирании прежнего селения.

С первого дня заселения селища Боуи находилось под присмотром прислуги ведуньи – Огницы. С истечением срока на деторождение33 место у очага святилища переходило бездетной женщине того же племени или специально посвященной от имени Гардар. Ей поручалось следить за Боуи. Будучи их хранительницей, она являлась как бы матерью всех усопших, за что нарекалась наместницей богини Га в племени. С этого момента она утрачивала свое имя, звалась Ягой. (Смотр. Яга.)


БРА – 1) Корнеобразующая основа, обозначающая защиту, надежность. Символически представлена как отраженный свет лучей солнца на воде, как блеск рыбьей чешуи.

Принцип «один за всех и все заодно» нашел свое отражение в слове «Брань» – битва, военные действия. «Броня» [браня] – различные элементы защитного снаряжения. «Брат» —покровитель, защитник, защищаемый.

2) Оберег, украшение, одновременно доспех охотника из деревянных пластин, объединенных между собой сквозь отверстия в три, четыре шнура сыромятным ремнем или жилой. Бра часто украшались всевозможным орнаментом, хранящим в себе вязь текста, выполняющего роль Оберега.

Бра предназначалось для защиты шеи от нападения рыси и аркана. Воин или охотник не опасался захвата шеи и поражения части позвоночника.

Лопасти на водяном колесе, высоко поднятый воротник, частокол, направленный наклонно в одну сторону, специально поваленное дерево для создания препятствия в направлении ожидаемого врага также назывались словом Бра.

Возможно, название животного бобр [бобра] связано с его особенным укладом жизни, строительством различных укреплений в воде.


БРА́НЬ – война, военный смотр, готовность на военные действия.

Несмотря на миролюбивый образ жизни, население обладало высокой готовностью для ведения боевых действий. Начиная с юных лет, в племени рос воин. По достижении возраста для становления Гоем, готовым для создания семьи, он основательно изучал военное дело.

Смотры, проводимые в летнее и зимнее солнцестояния, в осенне-весеннее равноденствия, являлись торжественным военно-спортивным мероприятием.

Но, несмотря на высокую выучку, мужчина, не достигший возраста 27—30 лет, не мог быть признан действующим воином из-за его семейного положения и не сложившегося цвета Ауры. Он не допускался к боевым действиям.34 Лишь крайняя необходимость вынуждала женщину-мать отдать приказ на ведение боя с привлечением всех лиц мужского пола.

Воинская обязанность, своего рода тоже «Брань», возлагалась и на женщин. Женщина должна была иметь представление о правилах ведения боя, уметь обращаться с оружием и выхаживать раненых. Травницы обязаны были изучать растительный мир и передавать знания о них из поколения в поколение. Пожилые исследователи флоры перепоручали приемникам заветное знание и порой испытывали на себе снадобья. Находясь даже в предсмертном состоянии, мать обязывала дочь запомнить все сказанное ею в предсмертном состоянии и наблюдать за результатом воздействия зелья. Так возложенная Гардаром Брань обязывала Травницу жертвовать собой ради сохранения своих последующих поколений.

Собранные знания о растениях, о грибах и зелье, изготовленном на них, подлежало сообщению в Гардар.

Брань как профессия, как обязанность зачастую давала нарицательные прозвища на ветвь женщины или мужчины. Женская ветвь всегда наследовала фамилию матери, продолжая нести задание Гардар, а мужская – отца.

Слово «Баран», обозначающее одноименное животное, также восходит к этому корню, обозначает воинственность и агрессивность. Данное свойство схоже с самцом этого животного. Баран ассоциировался с культами войны в противоположность другой ипостаси тотема – Овна. Свойство копытного животного вспахивать землю, переворачивать верхний слой также не осталось незамеченным. [Баранить] бороной землю – неотъемлемая часть аграрной культуры славян.


БРАТИ́НА – вещь, подлежащая общему пользованию. Дети племени также считались общественным достоянием. Также именовались старые, оказавшиеся ненужными вещи подлежали сожжению или служили подношением духу леса в строго отведенном на то месте. Таким местом могли служить окрестности неиспользуемого родника.


БРА́ТИНА – юноши-строители, которым вменялось построить будущее собственное селение. Юноши Гой «садились» на Столб для возведения собственного Зажель под руководством Заря. После заселения Зажель становится Селищем, а Бра́тина преобразуется в О́бщину.

Возведение Братиной гнезда для своего потомства и постоянная забота, подстраховка, помощь друг другу способствовали укреплению здоровья и обретению духа коллективизма. Поднять Зажель с нуля в течении пяти-семи лет в юношеском возрасте было под силу лишь титанам, и каждый будущий общинник вынужден был стать им.

Начиная с возведения общего жилья – Братины, Пальца и Боуи, приступали к осуществлению застройки индивидуального жилья. Благодаря культивации лесного массива предшественниками значительно облегчалась работа поселенцев, вступивших на эту землю. (См. Благога.) Широкие междурядья посаженного леса становились удобными для лесоповала и транспортировки на место строительства. Образующиеся широкие междурядья позволяли сразу же возделывать пашню, не обращая внимания на ряды пней. По истечении пяти лет гряды с трухлявыми пнями и сгнившими корнями без лишних усилий вливались в общий оборот землепашества и служили прекрасным удобрением.

На страницу:
5 из 7