Полная версия
Очерки поэтики и риторики архитектуры
61
Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. Köln, 2001. С. 45.
62
Marder T. A., Jones M. W. Introduction // The Pantheon: From Antiquity to the Present. Cambridge University Press. 2014.
63
Сравните: высота колоннад Исаакиевского собора – 17 метров.
64
Boatwright M. T. Hadrian and the City of Rome. Princeton, 1987. P. 46.
65
Уоткин Д. Указ. соч. С. 45, 46.
66
Витрувий. Указ. соч. Кн. IV, гл. V, 1.
67
Marder T. A., Jones M. W. Op. cit.
68
Цит.: Платнер С. Б., Эшби Т. Топографический словарь Древнего Рима. С. 382. URL: http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=335066522 (дата обращения 25.05.2019).
69
Hannah R., Magli G. The Role of the Sun in the Pantheon’s Design and Meaning // Numen, Vol. 58, № 4 (2011). P. 508.
70
Тэн И. Путешествие по Италии. Т. I. Неаполь и Рим. М., 1913. С. 117.
71
Marder T. A., Jones M. W. Op. cit.
72
McEwen I. K. Hadrian’s Rhetoric I: The Pantheon // RES: Anthropology and Aesthetics. № 24 (Autumn, 1993). P. 65, 66.
73
Купол Пантеона с окулюсом в зените похож на крытые сферические солнечные часы, которыми пользовались римляне. При 48-градусной высоте подъема солнца полуденные лучи достигают линии подножия колонн портика, ближайших ко входу (Hannah R., Magli G. Op. cit. P. 490, 492, fig. 3, 4).
74
Сеннет Р. Указ. соч. С. 102.
75
Правее средней ниши, находящейся напротив входа, восстановлен античный фрагмент этого кольца, облик которого был упрощен и огрублен в эпоху Возрождения.
76
Таруашвили Л. Плиний Младший и Марциал как носители нового архитектурного вкуса // Архитектура мира. Материалы конференции «Запад – Восток: Искусство композиции в истории архитектуры». Вып. 5. М., 1996. С. 13, 14.
77
Брунов Н. Указ. соч. С. 417, 427.
78
Pentcheva B. V. Hagia Sophia and Multisensory Aesthetics // Gesta. Vol. 50, № 2 (2011). P. 105.
79
Написано до превращения здания собора, бывшего с 1935 года музеем, в мечеть.
80
Прокопий Кесарийский. О постройках. 29, 30. Эту мысль развивает и Павел Силенциарий, эксплицитно связывающий воображаемую светоносность интерьера Св. Софии с божественным светом:
К каждому луч простирается чудный, несущий сиянье,Каждому здесь раскрывается радости полное небо,Светом с души прогоняя покровы тяжелые мрака.Всех осеняет святое сияние славного храма(Алёшин П. Экфрасис Св. Софии. URL: https://paleshin.livejournal.com/565.html (дата обращения 25.07.2019).
81
Прокопий Кесарийский. Указ. соч. 47–49.
82
Schibille N. The Use of Light in the Church of Hagia Sophia in Constantinople: the Church Reconsidered // Current Work in Architectural History. Papres read at the Annual Symposium of the Society of Architectural Historians of Great Britain 2004. P. 45–47.
83
Pentcheva B. V. Op. cit. P. 104.
84
Прокопий Кесарийский. Указ. соч. 38.
85
Контрфорсы в их нынешнем виде появились после землетрясения 989 года, в очередной раз разрушившего купол собора. Но описание Прокопия Кесарийского, да и логика конструкции убеждают в том, что мощные контрфорсы, гасившие северный и южный распоры купола, существовали изначально.
86
Прокопий Кесарийский. Указ. соч. 27.
87
Там же. 58.
88
Описание святейшей Великой церкви Божьей, произнесенное во время освящения этой святейшей церкви мудрейшим диаконом и евангельским учителем господином Михаилом Солунским, который стал также магистром философии // Виноградов А. Ю., Захарова А. В. Описание Святой Софии Константинопольской Михаила Солунского: перевод и комментарии. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. СПб., 2016. С. 792–795.
89
Цит.: Алёшин П. Указ. соч.
90
Bosworth C. E. Historic Cities of the Islamic World. Leyden. 2007. P. 264.
91
Великая мечеть Кайруана. URL: http://jj-tours.ru/articles/tunisia/tunis-kairouan-mosque.html (дата обращения 29.07.2019).
92
Tonna J. The Poetics of Arab-Islamic Architecture // Muqarnas. Vol. 7 (1990). P. 182.
93
До появления минаретов муэдзины призывали мусульман к молитве с крыш мечетей.
94
Великая мечеть Кайруана. URL: http://jj-tours.ru/articles/tunisia/tunis-kairouan-mosque.html (дата обращения 29.07.2019).
95
Великая мечеть Кайруана. URL: http://jj-tours.ru/articles/tunisia/tunis-kairouan-mosque.html (дата обращения 29.07.2019).
96
Эти аркады появились в конце XIII века. Размеры двора за вычетом аркад – 67 на 52 метра.
97
Коран 88 («Покрывающее»): 8, 9.
98
Большая мечеть или мечеть Сиди Укбы. URL: http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/bolshaya-mechet-ili-mechet-sidi-ukby-kajruan-tunis.php (дата обращения 30.07.2019).
99
Бренд Б. Искусство Ислама. М., 2008. С. 65, 66.
100
Коран 112 («Очищение веры»): 1–4.
101
Цит.: Большая мечеть или мечеть Сиди Укбы. URL: http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/bolshaya-mechet-ili-mechet-sidi-ukby-kajruan-tunis.php (дата обращения 30.07.2019).
102
При описании этого храма моим основным источником было первое в России обстоятельное исследование храма Кандарья-Махадева – бакалаврская дипломная работа Ольги Труфановой «Сакральный смысл эротических мотивов в скульптуре и архитектуре индуистского храма Средневековой Индии (на примере храма Кандарья-Махадева)», защищенная на факультете свободных искусств и наук СПбГУ в 2016 году. URL: https://artesliberales.spbu.ru/ru/education/rezultat-obucheniya/trufanova (дата обращения 22.09.2020). Исследование основано на анализе обширного корпуса научной литературы и на личных впечатлениях автора. Приношу глубокую благодарность О. Труфановой за разрешение использовать результаты ее исследования. В ссылках на ее работу указываю страницы рукописи.
103
Труфанова О. Указ. соч. С. 19
104
В отличие от традиционной храмовой конструкции, шикхары Кандарья-Махадевы не сплошные, а полые, чем облегчалась задача распределения их давления на опоры и фундамент.
105
Труфанова О. Указ. соч. С. 23–25.
106
Труфанова О. Указ. соч. С. 34.
107
Там же. С. 36.
108
Там же. С. 27–30, 34–36.
109
Архитектурные стили индуистских храмов. URL: https://studfiles.net/preview/3297455/ (дата обращения 09.08.2019).
110
Там же. С. 35.
111
Труфанова О. Указ. соч. С. 31–33. Цит.: Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. URL: http://verigi.ru/?book=170&chapter=2 (дата обращения 09.08.2019).
112
Yiengpruksawan M. H. The Phoenix Hall at Uji and the Symmetries of Replication // The Art Bulletin. Vol. 77, № 4 (Dec., 1995). P. 647.
113
Высота статуи 2,79 метра от колен до лица Будды.
114
Китайское название таких крыш – «покоящаяся гора». Китайцы перекрывали ими только самые важные здания (Thilo T. Klassische chinesische Baukunst. Strukturprinzipien und soziale Funktion. Leipzig, 1977. S. 62–64).