bannerbanner
Десятый день Рамадана, или Пиррова победа. Издание второе. Размышления о войне Судного дня 1973 года
Десятый день Рамадана, или Пиррова победа. Издание второе. Размышления о войне Судного дня 1973 года

Полная версия

Десятый день Рамадана, или Пиррова победа. Издание второе. Размышления о войне Судного дня 1973 года

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

Доктор Яаков Хасдаи12, который входил в состав государственной комиссии по расследованию причин неудачного начала войны и больших потерь, во главе которой стоял член Верховного Суда Ш. Агранат, в интервью газете «Israel Hayom» дал такую оценку той войне: …Война Судного дня подорвала веру израильской общественности в свое руководство. Вы знаете, каким уважаемым был Моше Даян? Как популярна была Голда Меир? И после войны все захотели, чтобы они ушли в отставку. То положение, та нехватка веры в руководство всё еще с нами сегодня. Это – прямой результат войны». «Другая (неприятная – М.Б.) вещь – кризис веры, которую мы испытали относительно целостности Государства Израиль».13 Доктор Яааков однозначно называет Войну Судного дня неудачей, даже не травмой, а настоящим переворотом.

После войны в стране царило уныние, наметился кризис доверия к традиционному социал-демократическому руководству и даже к армии, особенно разведке. Израиль начал стремительно раскалываться на два политических лагеря с диаметрально противоположной идеологией: «Шалом ахшав»14 и «Гуш эмуним»15. Причём сторонников идеи «мир взамен территории» становилось с каждым годом всё больше. Парадоксально, но факт: именно жестко критикуемая Война Судного дня (которая якобы продемонстрировала низкий уровень руководства и слабость армии) убедила сторонников левого лагеря в том, что Армия Обороны Израиля сможет защитить страну при драматическом повороте событий, даже если уступить территории – поскольку армия способна отразить любую агрессию. Находясь под ударом, в самых ужасных условиях, армия это наглядно доказала. Сегодня эта идея привела к ослаблению сдерживающего потенциала страны и росту жесточайшего, бескомпромиссного исламского террора и экспансии со стороны Ирана и прочих государств Оси Зла. Одновременно с этим неимоверно усилилась антиизраильская пропаганда и международное давление на Израиль. 10 ноября 1975 года на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция номер 337916 Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Ликвидация всех форм расовой дискриминации». Она поставила Израиль в ряд с государствами, практикующими апартеид, такими как Южная Африка и Родезия, и постановляла, что сионизм – это форма расизма и расовой дискриминации. Посол Израиля в ООН Хаим Герцог заявил, что она представляет собой «ещё одно проявление ожесточённой антисемитской, антиеврейской ненависти, которая вдохновляет арабское общество». Он публично разорвал копию резолюции и сделал заявление: «Для нас, еврейского народа, эта резолюция основана на ненависти, лжи и высокомерии, лишена всякого морального или юридического значения. Для нас, евреев, это не более чем кусок бумаги, и мы будем рассматривать его как таковой». Лишь спустя 16 лет эта позорная резолюция была отменена.

Потери арабских армий были гораздо значительнее израильских: было убито 18 500 человек, более 51 000 ранено, 9 370 солдат попало в плен, Сирия и Египет совокупно потеряли 368 самолетов и вертолетов, 1775 танков и бронемашин. Причем это были безвозвратные потери, поскольку территория была сохранена за Израилем, который смог беспрепятственно отремонтировать свою подбитую технику, а арабы были такой возможности лишены. Тем не менее, в Израиле после войны правительство не смогло удержаться и вскоре пало. В основном это произошло из-за жесткой критики на неподготовленность страны к неожиданному нападению и широкого общественного резонанса, связанного с большими потерями.

Сирийцы несмотря на то, что на их стороне была внезапность, инициатива и значительный численный перевес, были разгромлены и отброшены израильским контрнаступлением на двадцать-тридцать километров от довоенных границ, дорога на Дамаск была открыта, войск для защиты столицы страны почти не осталось.

Садат хотя и добился повышения своего престижа в стране и в мире, но при этом он отдавал себе отчёт в том, что Египет не был окончательно разгромлен лишь благодаря дипломатическим усилиям. Потери были колоссальны, израильтянам попали в руки целые горы военных трофеев, что невозможно было восполнить в короткий срок. Экономика Египта, и без того слабая, была подорвана, страна стояла перед перспективой голода. Кроме того, генсек Брежнев был страшно недоволен развитием событий. Заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС Анатолий Черняев так описал реакцию советского руководителя на неудачу египетской армии и призывы Садата о советской помощи: «Мы столько лет предлагали им разумный путь. Нет, они хотели повоевать. Пожалуйста, мы дали им технику, новейшую – какой во Вьетнаме не было. Они имели двойное превосходство в танках и авиации, тройное – в артиллерии, а в противовоздушных и противотанковых средствах – абсолютное. И что? Их опять раздолбали… Нет! Мы за них воевать не станем. Народ нас не поймет…». В советско-египетских отношениях наметился очередной кризис, который на этот раз преодолеть оказалось невозможным. Владимир Марченко17 пишет, что «дипломатические отношения Соединенных Штатов с Египтом и с Сирией, разорванные в 1967 году, теперь были не просто восстановлены, но стали почти дружескими. По просьбе Анвара Садата нефтедобывающие страны, к их собственной выгоде, пообещали снять эмбарго против Соединенных Штатов. А что самое главное – влияние Советского Союза в регионе резко ослабло. Советский Союз был полностью исключен из процесса достижения соглашения о разъединении войск, причем не только по желанию Израиля, но по желанию Сирии (в меньшей степени) и Египта – тех самых стран, которым он лишь недавно оказывал поддержку и военную помощь».

Спустя несколько месяцев после окончания войны, в феврале 1974 года Египет восстановил дипломатические отношения с США. 18 апреля 1974 года Садат провозгласил «инфитах» («политику открытых дверей» – М.Б.), с «арабским социализмом» было покончено.

Тут стоит вспомнить, что Египет находился под безраздельным советским влиянием со второй половины пятидесятых годов XX столетия. Хрущёву, который на тот момент с большим трудом окончательно утвердился в кресле Сталина18, было важно показать советским гражданам, что в области внешней политики СССР он продолжает экспорт коммунизма и расширяет советское влияние, всеми силами он стремился доказать свою компетентность и влияние.




Хрущев и Насер 1964 год


29 ноября 1957 года на заседании Президиума ЦК КПСС был утвержден документ «О поставках Египту спец. имущества». В нём отмечалось, что Государственному комитету Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и Министерству обороны СССР при переговорах с представителями египетского правительства надлежит руководствоваться следующим: СССР предоставляет Египту кредит в сумме 700 миллионов рублей для оплаты поставок из Советского Союза «машин и оборудования». И главное – СССР «дает согласие на поставку вооружения и военного имущества Египту в 1958—1959 годах». Это было очень серьёзно, влияние СССР в регионе резко возросло.

В 1957 году в Москве в Военной академии имени М. В. Фрунзе начала обучение первая группа египетских военнослужащих. Всего (на 1 января 1995 года) в СССР/РФ было подготовлено 7996 человек (в том числе для сухопутных войск – 2200 человек, сил ПВО – 2998 человек, частей ВВС – 1286 человек, флота – 942 человека, тыловых служб – 160 человек и прочих – 410 человек).

Советская военная помощь Египту в период с 1965 по 1972 годы составила 3,2 млрд. долларов, а с декабря 1972 по июнь 1973 года (то есть уже после того, как президент Садат принял решение выслать советских военных специалистов из страны – М.Б) Египет получил больше советского оружия, чем в 1971 и 1972 годах совокупно.



Строительство Асуанской плотины

Хотя точной статистики не существует из-за того, что в Советском Союзе всё было засекречено, однако даже по самым скромным данным с 1955 по 1975 годы общий объем военно-технического сотрудничества между двумя странами составил около девяти миллиардов долларов (по курсу тех лет – М.Б.)! Чтобы лучше осознать громадность этой суммы напомню, что на конец 1945 американские поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд. долларов.

11 июня 1967 года руководство СССР заявило, что бесплатно возместит Насеру всё, что было потеряно в боях Шестидневной войны с Израилем. К середине 1968 года египетские ВВС достигли своего предвоенного уровня, а в 1969 году численность танков была уже выше, чем на начало войны. Причем поставлялась наиболее современная техника, лучшая из арсенала вооружений, которым обладал на тот момент Советский Союз.

Президент Садат посетил СССР в октябре 1971 года, а также в феврале и апреле 1972 года, заверяя «дорогого» Л. И. Брежнева в верности своим обязательствам и курсу на строительство социализма взамен на увеличение поставок.

И вот на всём этом «долгом и плодотворном сотрудничестве», как любили говорить в брежневском окружении, была поставлена жирная точка. Капитан I ранга Ананьев Владимир Сергеевич, бывший начальник Управления военных сообщений на Черноморском бассейне ВМФ СССР и непосредственный участник тех событий, в своих воспоминаниях «ЗА ГОРИЗОНТАМИ. ОЧЕРКИ СТРАННОГО ВРЕМЕНИ» описал крах советской политики в Египте: «После смерти нашего друга Гамаль Абдель Насера власть в Египте перешла в уверенные руки Анвара Саддата. Натянув на ногу тяжёлый сапог, он в 1976 году денонсировал договор о нашей дружбе и сотрудничестве. Коммунистов в Египте уже не было. Я имею в виду живых и на свободе. Анвар Саддат поэтому начал сажать в тюрьмы офицеров, учившихся в Советском Союзе. Почти одновременно президент предложил всем представителям нашей страны, которые помогали Египту строить и жить, убираться из Египта. Немедленно! До отхода поездов, например, из Каира, оставалось порядка двух-трех часов. Как во время войны, в первую очередь мы эвакуировали женщин и детей, власти разрешили брать с собой только ручную кладь. Посадка в поезда шла ночью. Дети плакали, у женщин тряслись руки. Кто знал, что их ждет впереди? На всем пути от Каира до Александрии, на промежуточных станциях, на перронах стояли солдаты с автоматами. Советскими автоматами, направленными на советских женщин и детей».19

После высылки советских военных специалистов в 1972 году вполне отчетливо наметился процесс переориентации Египта от Советского Союза в сторону США. Его основными вехами на этом пути стали: поддержка американской политики полного отстранения СССР от процесса урегулирования египетско-израильских отношений, заключение в 1975 году за спиной СССР и арабских стран Второго Синайского соглашения, денонсация советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве в 1976 году. Процесс переориентации стал необратимым. В ответ СССР перестал ремонтировать египетские военные самолеты и вообще поставлять запчасти к боевой технике, поток советской помощи теперь пошёл во враждебную Египту Ливию. Во время ливийско-египетской войны советские военные советники воевали на стороне Ливии. Шестого марта 1979 года в Вашингтоне после трудных переговоров был торжественно подписан мирный договор между Израилем и Египтом, после чего продолжилось дальнейшее понижение уровня советско-египетских отношений закрытием советских консульств и других учреждений и, наконец, высылкой из страны в сентябре 1981 года советского посла. Для СССР это был тяжелый удар: колоссальные материальные затраты и горы оружия не принесли СССР никакой пользы, были ликвидированы все военные и военно-морские базы, советским военным кораблям даже было запрещено входить в территориальные воды Египта. Влиянию СССР в Египте пришел конец, Садат на 180 градусов изменил политическую ориентацию страны и стал одним из важнейших союзников США.

Это было болезненное поражение в бушевавшей Холодной войне: мало того, что рухнула ещё одна надежда на мировую социалистическую республику и утрачена главная база Советского Союза на Ближнем Востоке, так вдобавок к этому огромных средств, отобранных советской властью у народов СССР и затраченных на Египет, было уже не вернуть. Таким образом, именно Советский Союз, безумно и бездарно тративший деньги и усилия в обмен на ничем не покрытое египетское пустословие, на так называемый «социализм с арабским лицом», оказался основным из мировых игроков, проигравшим в войне 1973 года.

Глава первая

«Есть лишь два действенных средства предотвратить фантасмагорию, когда черное завтра объявляют белым, а вчерашнюю погоду изменяют соответственно распоряжению. Первое из них – признание, что истина, как бы её ни отрицали, тем не менее существует, следит за всеми вашими поступками, поэтому нельзя её уродовать способами, призванными ослабить её воздействие. Второе – либеральная традиция, которую можно сохранить, пока на Земле остаются места, не завоеванные её противниками».

Джордж Оруэлл, «Вспоминая войну в Испании»

Концепция

Начиная писать эту главу, прежде всего я хотел бы сразу расставить все точки над «i» и четко обозначить свою собственную позицию: абсолютно уверен в том, что мирный процесс с так называемыми «палестинцами» заведомо невозможен ни в каком виде. Древнеримский историк Тацит20 в V книге «Истории» писал: «Иудеи считают богопротивным всё, что мы признаём священным, и, наоборот, всё, что у нас запрещено как преступное и безнравственное, у них разрешается». Собственно, если спроецировать эту фразу на сегодняшние отношения между палестинцами и евреями, то, надо признать, что звучит она весьма актуально. В Коране (сура 109 «Неверные») сказано предельно ясно: «У вас – ваша вера, и у меня – моя вера». Найдутся, конечно, люди, которые возразят – мол, подобные цитаты можно найти и в Библии. Проблема заключается в том, что на Западе времена инквизиции и религиозных войн давно миновали и навсегда остались в прошлом. На Востоке же идеи религиозной нетерпимости, а главное, не знающая пощады варварская практика различных непримиримых фанатиков вроде талибов, «Братьев-мусульман» или хамасовцев21, актуальны как никогда раньше.

Под маской борцов за свободу скрываются не просто антисемиты, но настоящие отморозки. В 1979 году газета «Maariv» описала «подвиг» одного из таких борцов, Самира Кунтара, который вместе с несколькими боевиками из группы Палестинского фронта освобождения высадился весенней ночью 1979 года на морском берегу у города Нагария, расположенного неподалеку от границы Израиля с Ливаном. Вот краткое описание «мужественной борьбы» этого героя палестинского народа против «сионистских агрессоров»:

«После того, как Кунтар застрелил отца и утопил его тело на глазах четырехлетней Эйнат („чтобы это было последним, что девочка увидит“ – признался потом убийца), он взялся за ребенка. Со всей силы Кунтар ударил девочку прикладом автомата по голове, свалив Эйнат на землю, после чего поволок её по земле к ближайшему большому камню. Он положил голову ребенка на камень, собираясь разбить её своим автоматом, но Эйнат инстинктивно прикрыла голову руками. Кунтар боролся с девочкой, пока ему не удалось отвести её руки. Тогда он несколько раз подряд обрушил на её голову удары приклада и стал топтаться по телу ребенка, пока кровь не хлынула изо рта и ушей Эйнат. После чего, чтобы удостовериться, что девочка мертва, Кунтар продолжил бить её по голове до тех пор, пока не проломил череп». Некоторые данные патологоанатомической экспертизы до сих пор частично засекречены и запрещены к публикации из-за невероятной жестокости этого преступления. Самир Кунтар был арестован израильской полицией, осужден судом, который отметил при вынесении приговора, что с «беспрецедентным сатанинским деянием… не сравнится в жестокости ни одно наказание, к которому можно приговорить подсудимого». Кунтар был приговорен к пяти пожизненным заключениям и провел много лет в тюрьме. Там, пользуясь либеральной израильской демократией, он женился на арабке – гражданке Израиля и получил высшее образование по социологии. В Палестине он и ему подобные садисты являются эталоном, нравственным ориентиром. Официоз ПА22, газета «Аль-Хайат аль-Джадида», опубликовала в 2004 году статью о Кунтаре, в которой он был назван «маяком для будущих поколений», «героем Палестины» и «достойным примером для подражания». В 2008 году Кунтар и ещё четверо палестинских убийц были освобождены в рамках сделки с «Хизбаллой» в обмен на тела двух предательски убитых террористами израильских солдат. В Ливане его встреча была превращена в настоящий карнавал, а Председатель ПА Абу-Мазан, главный «партнер» Израиля по мирным переговорам, поспешил в Бейрут, чтобы лично поздравить Кунтара с освобождением.23

Можно ли договориться о мире с такими «партнерами»? С нацистами, насколько я помню, тоже пытались договориться: западные державы в Мюнхене в 1938 году, а СССР – в Москве в 1939 году. К чему привели все эти договоренности, думаю, напоминать не надо.

В Библии (Числа 24:3—9) сказано: «Благословляющий тебя [Израиль] благословен, и проклинающий тебя проклят!»


* * *


«Процесс Осло» со стороны Израиля, по моему скромному мнению, является самой крупной ошибкой со дня образования страны, а воспетый Ш. Пересом «Новый Ближний Восток» изначально являлся утопией, такой же, как и мнимый процесс демократизации арабских стран. Вероятно, на израильских политиков серьёзно повлиял распад коммунистического блока и превращение мира из многополярного в однополярный. Безусловный триумф Запада, собственно, и породил надежду навсегда «To bury the tomahawk» («зарыть топор войны»). Получив гарантии со стороны верных союзников из США, израильскому руководству показалось, что наступил исторический момент, когда можно будет забыть о войнах и терроре. Тем более, что международная коалиция во главе с США почти полностью разгромила армию одного из самых главных врагов Израиля Саддама Хусейна, попытавшегося захватить Кувейт. Америка приобрела огромный политический вес на Ближнем Востоке.

Если бы Израиль заключил мир лишь с Иорданией и передал этому королевству бразды правления на Западном берегу с сохранением израильских поселений и военных баз, то, быть может, это могло иметь шансы на успешную реализацию. Король Хусейн ибн Талал искренне желал достичь мира и его добрая воля могла воплотиться в жизнь. Вместо этого произошла катастрофа.

Я не стану подробно описывать этапы так называемого «мирного процесса», лишь отмечу, что 13 сентября 1993 года была подписана Декларация о принципах, в которой оговаривались основные принципы самоуправления для палестинцев в Иудее, Самарии и секторе Газа, в ней был изложен ряд общих принципов в отношении пятилетнего промежуточного периода палестинского самоуправления и поэтапных израильско-палестинских переговоров. Договоренности о палестинском самоуправлении в секторе Газа и районе Йерихона были воплощены в жизнь в мае 1994 года. Согласно договорённостям территория Иудеи, Самарии и Газы была разбита на три части: A, B, C. Территория A попадала под полный контроль палестинской администрации, которую составили террористы Арафата. B и C – под частичный контроль, до момента заключения окончательного мирного договора. Таким образом Израиль попал в ловушку, поверив в то, что волк сможет стать овцой. Как только арафатовские подручные получили в свои руки власть, они сразу же стали заниматься привычным делом – террором. Мирный процесс вскоре превратился в кровавую мясорубку, когда палестинские террористы-смертники почти каждый день уносили в могилу всё новые и новые жертвы, а израильское руководство беспомощно взирало на это, полагая, что палестинская администрация выполнит взятые на себя обязательства и сможет обуздать террористов. Со стороны палестинцев же согласие на мирные переговоры было хитрым шагом, сделанным ради того, чтобы выйти из международной изоляции с одной-единственной целью – максимально ослабить, а затем уничтожить Израиль. Ведь еще 1 апреля 1977 года в интервью голландской газете «Troum» член исполкома Организации Освобождения Палестины Захир Мухсейн заявил: «Палестинского народа не существует. Создание палестинского государства – это еще одно средство борьбы против Израиля… Сегодня мы заявляем о существовании палестинского народа исходя исключительно из политических и тактических соображений, поскольку арабские национальные интересы требуют, чтобы мы противопоставляли этот самый „палестинский“ народ еврейскому сионизму». Но даже он не до конца честен, поскольку не признаёт того очевидного факта, что бренд под названием «палестинский народ» нужен его лидерам лишь для того, чтобы получать со всего земного шара щедрые подачки и беспрепятственно их разворовывать. После того, как Израиль в надежде на постоянное урегулирование конфликта согласился на создание палестинского государства, оно могло быть создано в течение нескольких лет, для этого не существовало никаких препятствий. Однако такое государство не было создано по ряду причин, самой важной из которых, на мой взгляд, является алчность. В марте 2003 года журнал «Forbes» опубликовал информацию о том, что личное состояние «раиса»24 Арафата превышает миллиард долларов. Все палестинские лидеры рангом поменьше соответственно и наворовали поменьше. Нынешний официальный статус жертв оккупации и беженцев позволяет извлекать из мирового сообщества огромные деньги, которые при создании государства тут же исчезнут. Какой же вор согласится прикрыть такую бездонную «кормушку»? Из собственного народа столько денег не выжать. Получается замкнутый круг, палестинские лидеры никогда не согласятся на полное урегулирование с Израилем, поскольку они сразу же перестанут представлять какой-нибудь интерес и будут предоставлены самим себе, а не ООН, Америке или Европе. Поэтому ни по одному из ключевых вопросов они до сих пор не пришли к пониманию с израильтянами: ни по вопросу границ, ни по вопросу «беженцев»25, Иерусалима и поселений. Главной причиной триумфа «Хамаса»26 в Секторе Газа является произвол коррумпированных чиновников ФАТХа. Простые жители предпочитают «Хамас», поскольку эти фанатики меньше угнетают и грабят народ и больше пускают пыль в глаза своей благотворительностью, чем банда покойного Арафата.

Голда Меир в свое время вывела простую формулу, когда станет возможно урегулирование на Ближнем Востоке: «Мир у нас будет тогда, когда они будут любить своих детей больше, чем они ненавидят нас». Пока что такого положения вещей не наблюдается.

Вот лишь один вопиющий пример. У жительницы Газы Мариам Фархат было шесть сыновей. Трое из них погибли при совершении терактов, став «героями палестинского народа», «шахидами», а один сидит в израильской тюрьме за преступную деятельность. Удивительно в этой истории то, что не какие-то фанатики, а сама мать подстрекала своих детей на убийство «неверных», фотографировалась вместе с ними перед уходом на «дело». Узнав о том, что её сын погиб, устроив кровавую резню в израильской школе, где зверски убил пятерых и ранил десятки детей, она бросилась на улицу и с радостными воплями «Аллах Акбар» раздавала прохожим сладости. Другие ее сыновья не были столь «удачны»: старший сын Нидаль делал ракеты «Кассам» для обстрела израильской территории, но погиб в 2003 году в результате «производственной аварии», производимая им ракета взорвалась прямо в цеху. Третий сын, Рауад, перевозил в своей машине готовые ракеты и был уничтожен израильскими ВВС.

И как же смерть детей повлияла на мать? Вот что она заявила: «Мы полагаемся на исламское религиозное право, когда говорим, что нет запрета на убийство этих людей. Слово „мир“ означает не тот мир, который мы переживаем. Этот мир на деле – капитуляция и постыдный позор. Мир означает освобождение всей Палестины от реки Иордан до Средиземного моря. Когда это будет сделано – если они захотят мира, мы будем готовы. Они смогут жить под знаменем исламского государства. Это будущее Палестины».27

Нидерландский политик Geert Wilders (Герт Вилдерс), основатель и руководитель Партии свободы, сравнивает ислам с нацизмом и жестоко критикует Коран, отождествляя его суры с выдержками из «Майн кампф» Адольфа Гитлера. Я не могу согласиться с этим, поскольку любая религия несёт в себе идею мира, всеобщего братства и равенства перед Богом. Но преступления палестинских фанатиков, циничное использование ими Корана для оправдания убийств и их слепая ненависть к евреям невольно наводит на подобные сравнения.


* * *


Самое ужасное заключается в том, что не только палестинские лидеры заинтересованы в бесконечном продолжении конфликта на Ближнем Востоке. В нём также кровно заинтересованы ООН (огромное количество чиновников этой организации работает и получает зарплату занимаясь именно «урегулированием палестино-израильского конфликта»), США, Россия, Европа, Лига Арабских Государств, Иран и пр. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать, как систему международной коррупции. Арабо-израильский конфликт используют в своих эгоистических и алчных целях уже несколько поколений людей, а расплачиваются за это своей кровью и жизнью простые, далекие от большой политики мирные люди.

На страницу:
2 из 6