Полная версия
Десятый день Рамадана, или Пиррова победа. Издание второе. Размышления о войне Судного дня 1973 года
Десятый день Рамадана, или Пиррова победа. Издание второе
Размышления о войне Судного дня 1973 года
Максим Александрович Бельский
© Максим Александрович Бельский, 2021
ISBN 978-5-0053-6011-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Посвящается светлой памяти Голды Меир, которую в любой другой стране мира, кроме Израиля, чествовали бы как триумфатора, чья государственная мудрость, прозорливость и твердость сумели предотвратить надвигающуюся катастрофу и близкое поражение превратить в убедительную победу.
© 2021 – Belski Maxim
All rights reserved. No part of this publication may be reproduced or transmitted in any form or by any means electronic or mechanical, including photocopy, recording, or any information storage and retrieval system, without permission in writing from both the copyright owner and the publisher.
Requests for permission to make copies of any part of this work should be e-mailed to: maximbelski@gmail.com
Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
О книге. Нетривиальный взгляд на войну Судного дня 1973 года.
Об авторе
Бельский Максим Александрович родился в 1970 году в Минске, с 1991 года проживает в Иерусалиме. Закончил с отличием Открытый университет Израиля по специальности «история и социология».
…историю пишут, исходя не из того, что происходило, а из того, что должно было происходить согласно различным партийным «доктринам»
Джордж Оруэлл, «Вспоминая войну в Испании»Десятый день Рамадана, или Пиррова победа
Второе издание
Пролог
До сих пор в Египте наивысшей наградой за храбрость для военнослужащих является орден «Синайской звезды», утверждённый 17 февраля 1974 года за победу над Израилем. Сирийская Арабская Республика в честь «победы» над Израилем также утвердила 15 февраля 1974 года очень почетную медаль «6 октября». Руководители этих стран глубоко убеждены в том, что в 1973 году они действительно разгромили «сионистов» и «развеяли миф» о непобедимости израильской армии. Такое альтернативное видение ситуации стало важной вехой в развитии арабской пропаганды и было широко внедрено в сознание масс. Надо признать, что звучит это красиво, почти как победа Красной Армии над гитлеровцами под Москвой, развеявшая миф о непобедимости нацистского вермахта. Арабский официоз гласит: несметные орды израильских оккупантов были разбиты совместными усилиями мужественных египетских и сирийских солдат, которые сумели не только успешно преодолеть Суэцкий канал и захватить чудовищные по своей мощи израильские укрепленные районы (УРы) на канале и Голанских высотах, но и разгромить превосходящие силы противника. Важнейшими официальными праздниками в Египте считаются «День Синая» и «День вооруженных сил», а в Сирии «День Октябрьской войны», учрежденные в честь великой победы. В этот выходной день в Дамаске и Каире открыты «музеи Победы», в которых посетители могут полюбоваться на трофейную технику поверженного сионистского врага, величественную Панораму1 (копирующую панораму битвы на мемориальном холме в Ватерлоо в честь окончательной победы над Наполеоном), изображающую трусливых израильтян, драпающих со всех ног от мужественных арабских героев. До революции в Египте и свержения режима Мубарака каждый год проводился также военный парад Победы. Сейчас же, после так называемой «арабской весны» власти ограничиваются лишь проведением военно-воздушного парада. В центре Дамаска для проведения важнейших мероприятий был построен целый мемориал «героев Октябрьской войны». Но почему-то при этом в Сирии ввели уголовную ответственность за ведение исторических исследований на тему этой «героической» и «победоносной» Октябрьской войны 1973 года. Хорошую советскую школу прошли сирийские лидеры и их пропагандисты: всё, что мешает официальной интерпретации событий нужно надёжно прятать за семью печатями. А людей, проявляющих повышенный интерес следует бросать в тюрьму, чтобы впредь умели держать язык за зубами и перестали задавать ненужные вопросы. К огорчению сирийских властей, сейчас не до парадов, поскольку в стране бушует жесточайшая гражданская война. Им нужно спешить резать и травить ядовитым газом свой собственный восставший народ, чтобы удержать свою власть. В этом им успешно помогают каратели из «Хизбаллы», костоломы из КСИРа и русские вагнеровцы-«ихтамнеты» (это особенно грустно для меня, поскольку Россия опять предпочла идти по позорному и фальшивому имперскому пути, который неоднократно приводил её к краху и упадку вместо того, чтобы стать интегральной частью Европы и занять более достойное место в цивилизованном мире). В конфликт всё больше и больше втягивается также Турция, возомнившая себя преемницей Османской империи и теперь желающая оторвать от ослабленной Сирии часть территорий. Миллионы беженцев из этой объятой войной страны сегодня стали непосильной обузой для объединённой Европы, а ведь поток так и не прекратился. Впрочем, ещё Джордж Оруэлл в четвертой главе своей книги «1984» отметил, что руководители стран с диктаторскими режимами даже не утруждают себя идти на подлог, они просто заменяют один вздор другим. Их официальная интерпретация событий «по большей части вообще не имеет отношения к действительному миру – даже такого, какое содержит в себе откровенная ложь».
Для мусульман Иерусалим (Аль-Кудс) остается притягательным духовным символом и святым местом: именно сюда совершил ночное путешествие на своем коне Бараке пророк Мухаммад, возносясь на небо ради беседы с Аллахом и пророками. Однако следует отметить, что в Коране Иерусалим не упоминается ни разу! Истинно духовными центрами и святыми местами для мусульман являются Мекка и Медина. А Иерусалим не многим отличается от всех прочих мест: это одна из земель ислама «Обитель Ислама» (дар-уль-ислам), не более и не менее. Для мусульман, собственно, весь мир делится на мусульман и на «пока что еще немусульман». Мир мусульман – это территория «дар-уль-харб», которая должна стать исламской в ходе джихада.
Когда Теодор Герцль вел переговоры с получившим европейское образование и либерально настроенным турецким султаном о передаче Святой Земли и Иерусалима евреям, то Абдул-Хамид II отказал ему не потому, что эта земля является чем-то особенным в исламской традиции, а лишь в силу непреложного закона: в мусульманском мире немусульманин не может занимать господствующих позиций. Поэтому он и предложил Герцлю лишь некое подобие автономии под турецким владычеством. Кроме того, было нежелание создавать прецедент: остальные народы Османской империи могут последовать примеру евреев и потребовать независимости от Турции. Существует еще одна версия причин отказа, высказанная в беседе М. Нордау2 с бароном Ротшильдом3: якобы султан боялся реакции России и РПЦ, которая ни при каких условиях не допустит того, чтобы Палестина оказалась под контролем иудеев.
Итак, для христиан истинным домом является Горний (небесный) Иерусалим, а в материальном мире таким центром является Рим (по крайней мере для католиков, которые составляют абсолютное большинство в христианском мире). Для мусульман – Мекка и Медина. Зато для евреев на протяжении трех тысячелетий именно Иерусалим являлся и является как материальным, так и духовным центром, наполняющим смыслом само существование. Стремление вернуться на землю, данную самим Богом на вечные времена, существовало у евреев всегда. Более того, бытовало твердое убеждение, что Мессия не придет и Грядущее Освобождение не состоится, если евреи не вернуться на Святую Землю – Землю Израиля. В Библии вполне конкретно сказано: «И сказал Господь Моше: Я Господь и Я осуществлю завет Мой с сынами Израиля, чтобы дать им во владение землю Ханаанскую, землю, на которой жили их предки. И Я дам вам во владение ту землю, о которой клялся Я Аврааму, Ицхаку и Якову» (Шмот, 6:2—9.). Неотъемлемое право евреев на Землю Израиля хорошо сформулировал в 1936 году Давид Бен-Гурион, выступая на заседании комиссии лорда Пиля: «От лица всех евреев я заявляю: Библия есть наш мандат – мандат на всю территорию Палестины, Библия, написанная на нашем языке – иврите, здесь на этой земле. Вот наш мандат. Декларация Бальфура – простое признание нашего права… Ни один еврей не имеет полномочий отказаться от прав еврейского народа на Эрец Исраэль. Ни один еврей не имеет права сделать это. Никакая еврейская организация не имеет подобных полномочий. Даже у всех евреев, живущих сейчас, нет права отказаться от какой-либо части Земли Израиля. У них нет полномочий лишить этого права последующие поколения. Право на эту землю дано евреям навечно».
Другими словами, девиации4 от реальности в современном арабском обществе приобретают воистину циклопические масштабы, рисуя совершенно искажённую картину происходящего. Вместо того чтобы постараться проанализировать проблему и постараться сделать правильные выводы, арабские лидеры очевидное поражение объявляют победой, а собственные просчёты и неудачи списывают на пресловутый «всемирный еврейский заговор». В этом им активно помогают ультралевые политики и активисты во всём мире и особенно в самом Израиле.
Cairo – Heliopolis – 1973 October War Panorama
Теперь рассмотрим не на мифическое, а действительное соотношение сил противостоящих сторон на 6 октября 1973 года.
С египетской стороны: для форсирования Суэцкого канала были сосредоточены Вторая и Третья египетские армии, имевшие только в первом эшелоне более 80 000 человек и 850 современных танков, более 2000 стволов артиллерии, 220 самолетов. (Эти войска и боевую технику небольшими группами перебрасывали на исходные рубежи в режиме абсолютной секретности, исключительно по ночам.)
А с израильской стороны? Сколько солдат было в «несметных полчищах сионистов»? Вот что пишет Хаим Герцог5, экс-президент Израиля:
«Египетские действия на протяжении 110 миль Суэцкого канала в полной мере почувствовали на себе 436 (!!! – М.Б.) израильских солдат нескольких фортификационных сооружений, расположенных на расстоянии семи-восьми миль одно от другого, и три (!!! – М.Б.) танка, находившихся на берегу. Солдатами были военнослужащие Иерусалимской бригады, проходящие ежегодную службу резервистов, типичные жители Иерусалима. Поскольку Иерусалим в то время абсорбировал значительную часть новых репатриантов, многие из проходивших службу на фортификационных сооружениях были необученными воинами с незначительным боевым опытом, а то и вовсе без такового».6
В глубине Синайского полуострова дислоцировались две бронетанковых бригады, которые в случае возникновения вооружённого конфликта должны были подойти к каналу и контратаковать противника. Конечно, солдаты этих крохотных израильских соединений проявили мужество и героизм самой высшей пробы, они испытали на себе всю ярость первого удара во много раз превосходящих по всем параметрам арабских войск и, не потеряв самообладания в этом кромешном аду, продолжали наносить удары по врагу до конца, до последнего патрона. Но я сейчас не ставлю перед собой задачу подчеркнуть мужество и героизм израильских войск, а пытаюсь лишь проанализировать ситуацию.
В глубине Синайского полуострова дислоцировались две бронетанковых бригады, которые в случае возникновения вооружённого конфликта должны были подойти к каналу и контратаковать противника. Конечно, солдаты этих крохотных израильских соединений проявили мужество и героизм самой высшей пробы, они испытали на себе всю ярость первого удара во много раз превосходящих по всем параметрам арабских войск и, не потеряв самообладания в этом кромешном аду, продолжали наносить удары по врагу до конца, до последнего патрона. Но я сейчас не ставлю перед собой задачу подчеркнуть мужество и героизм израильских войск, а пытаюсь лишь проанализировать ситуацию.
Переправa на другой берег Суэцкого канала
Мощный удар по израильским позициям был внезапным и совершенно бесполезным: по полупустым бункерам только за первые двадцать минут с начала боевых действий было выпущено свыше 100 500 снарядов, а затем Вторая и Третья египетские армии форсировали Суэцкий канал, окружая немногочисленные израильские гарнизоны. Были наведены понтонные мосты, по которым переправили сотни танков и прочей бронетехники, мотопехотные дивизии. Я бы лично назвал это ударом кувалдой по муравью. Самое любопытное заключается в том, что эти огромные арабские силы так и не смогли полностью захватить даже все опорные пункты на канале (ОП «Будапешт», например, с гарнизоном численностью 42 человека не только сковал крупные силы противника, но и сумел выдержать осаду и бесконечные атаки противника до конца войны)! Это известный приём в военной стратегии: подставить под удар основной ударной вражеской группировки малые силы, сковать и ослабить врага, а тем временем нанести концентрированный удар по врагу в другом месте, там, где противник меньше всего этого ожидает. Вольно или невольно, но блокированные гарнизоны «Линии Бар-Лева» отвлекли и оттянули на себя основные силы армий вторжения. Захватив плацдарм шириной в 8—12 миль, египетские армии не смогли развить свой успех и предотвратить мобилизацию израильских резервистов, все их попытки продолжить наступление закончились полным провалом. Так что спустя десять дней с начала боевых действий, 16 октября 1973 года, бои уже шли на африканском берегу Суэцкого канала, когда израильские танки и десантники уничтожили египетские силы ПВО, а затем при поддержке своих господствующих в воздухе ВВС, вырвались на оперативный простор, громя египетский тыл. Неминуемое поражение Египта стало лишь делом времени.
На Голанских высотах ситуация была несколько иная, израильских войск тут было чуть больше, не три танка, как на «Линии Бар-Лева», а целых 170. Всего же сирийское наступление сдерживали две бригады и одиннадцать артиллерийских батарей. Против малочисленных израильских подразделений были сосредоточены силы пяти сирийских дивизий и 188 артиллерийских батарей. Чтобы читателю было лучше разобраться в соотношении сил, скажу лишь, что к началу войны 170 израильским танкам противостояло 1200 сирийских, а против 600 израильских пехотинцев в первой ударной волне наступало более 40 000 сирийских солдат. Это направление считалось более опасным по сравнению с египетским фронтом. Поэтому по личному распоряжению Моше Даяна7 накануне войны горстку израильских солдат с семьюдесятью танками усилили дополнительной сотней машин. После четырёх дней боевых действий все вторгшиеся сирийские войска были обескровлены и выбиты обратно на исходные позиции, а израильские части, получив подкрепления, начали решительное контрнаступление на сирийской территории.
Израильский флаг с ОП «Будапешт», символ стойкости израильских солдат
Президент Египта Анвар Садат, выступая 16 октября 1973 года с речью, увлечённо врал своему народу: «Египетские вооруженные силы совершили чудо по любым военным стандартам… Эти силы завладели инициативой, захватили врага врасплох и пошатнули сложившуюся ситуацию. Египет восстановил свою честь». К этому времени израильские войска уже успели одержать победу в крупнейшем со времен Второй мировой войны танковом сражении на Синайском полуострове, разгромить превосходящие египетские части в кровопролитных боях возле «Китайской» фермы, успешно форсировать Суэцкий канал. На момент выступления Садата израильские солдаты уже крушили египетские войска на африканском берегу, уничтожая батареи ПВО и превращая египетские части в лёгкую добычу своих ВВС. Египетская авиация не могла ничего противопоставить победоносными эскадрильям израильских «Фантомов». Даже много повидавший в своей жизни генерал Моше Даян, инспектируя войска после сражения на Китайской ферме, был поражен степенью разгрома египетских войск.
И тут самое время задать крамольный вопрос: за что же в Сирии и Египте раздают ордена? Спартанский поэт Симонид Кеосский описал подвиг царя Леонида, который у Фермопил во главе трёхсот воинов сдерживал многотысячное персидское войско царя Ксеркса и героически пал в бою, благодаря чему основные силы греческой армии сумели отступить, перегруппироваться и затем нанести сокрушительное поражение персам. Горстка еврейских солдат, на мой взгляд, превзошла подвиг царя Леонида: не все защитники «Линии Бар-Лева» погибли и флаг со Звездой царя Давида над ОП «Будапешт» гордо развевался всю войну, несмотря на все отчаянные атаки и шквальный огонь египтян. Сейчас этот изрешеченный пулями флаг нашел своё место среди почетных экспонатов мемориального комплекса «Yad La-Shiryon8» в Латруне. Все израильские солдаты, попавшие в плен, подверглись нечеловеческим пыткам и унижениям. Ни о каком соблюдении международных конвенций о военнопленных не было и речи. Но и в этом нет ничего нового. Описывая поведение персидского царя Ксеркса после битвы у Фермопил, современники отмечали, что никогда раньше и никогда позже он не проявлял такой жестокости и ненависти к своим врагам. Почему? Из-за страха: никого раньше он не боялся так, как царя Леонида и его доблестных воинов. А все персы не только по этой причине возненавидели греков, но и из-за того, что они, рабы Ксеркса, увидели, как смело сражаются и умирают свободные люди. Египтяне и сирийцы пошли проторенной тропинкой истории, пытая безоружных израильтян и издеваясь над поверженными противниками, получая за свой садизм медали и ордена. Голда Меир писала: «…зимой 1973 года бывали дни, когда я еле заставляла себя встретиться ещё с одной группой родителей: ведь мне нечего было им сказать, а египтяне и сирийцы не только отказывалась дать Красному Кресту списки пленных израильтян много месяцев после прекращения огня, но даже не позволяли нашим армейским раввинам искать павших евреев на местах сражений… Много есть такого, чего я лично никогда не прощу египтянам и сирийцам, но прежде всего вот этого: так долго, из чистой злобы, они придерживали информацию, стараясь использовать горе родителей как козырную карту в борьбе против нас. После прекращения огня, после переговоров, длившихся месяцами и, наконец, закончившихся разъединением войск, когда наши военнопленные наконец возвратились из Сирии и Египта, мир узнал то, что мы знали уже много лет: никакие тонкости, вроде Женевской конвенции, не принимаются в расчет, когда евреи попадают в руки арабам – особенно сирийцам. Может быть, даже весь страх за судьбу попавших в плен стал, наконец, более понятен. Сколько раз я, слушая этих отчаявшихся родителей, жен и сестер, собравшихся предпринять новую демонстрацию, подать новую петицию, и в который раз отвечая им, что мы делаем всё возможное, чтобы получить списки, думала, что пытки, которым подвергают людей наши враги, – хуже смерти». Существуют многочисленные свидетельства того, как арабы игнорировали Женевские конвенции, безжалостно пытали и убивали израильских военнопленных. Например, в декабре 1973 года министр обороны Сирии Мустафа Тлас, выступая перед парламентом (точнее – «Национальным собранием»), радостно поведал собравшимся, что наградил медалью Республики солдата, который зарубил топором 28 израильских пленных. Летом 1974 года из сирийского плена был освобожден израильский военнослужащий Зеэв Феллер, попавший в плен в первые часы войны на горе Хермон (Голанские высоты). Это тот редкий случай, когда крохи информации стали достоянием общественности. Феллер свидетельствует о том, что арабы «убивали на месте всех раненых и тех, кто от изнеможения не мог встать и идти». Те израильские солдаты, которые считаются пропавшими без вести, на самом деле были убиты или замучены до смерти в плену. Воспоминания уцелевших свидетелей о судьбе израильтян, побывавших в плену, можно почитать в приложении к этой книге.
* * *
После войны 1973 года ВСЕ участники объявили себя победителями.
Израиль – поскольку в очередной раз продемонстрировал высокую эффективность своих вооружённых сил и способность малыми силами громить многократно превосходящие по всем параметрам арабские армии.
Сирия и особенно Египет гордились тем, что начальный этап войны поверг Израиль в смятение, еврейское государство удалось застать врасплох и нанести чувствительный удар – с ходу форсировать Суэцкий канал. Гордились они мужеством и хорошей военной выучкой своих солдат на поле боя, позор бесславной для них Шестидневной войны был смыт. Лидеры этих стран в своей обычной манере представили почти полный разгром своих войск на поле боя как великую победу.
США – из-за того, что сумели достойно выйти из сложной ситуации: с одной стороны, продемонстрировали свою мощь, а с другой – не допустили сползания к Третьей мировой войне с применением термоядерного оружия. Кроме того, было ещё одно реальное достижение: не только удалось помочь своему союзнику Израилю выйти из войны ещё более сильным, чем прежде, но и приобрести нового ценного союзника на Ближнем Востоке – Египет. В политике Египта после войны окончательно наметился крен в сторону Америки: этот признанный лидер арабского мира сходил с советской орбиты и всё больше входил в сферу американского влияния. Арабские страны Персидского залива ещё в большей степени, чем до этого, стали зависеть от США. Впоследствии это сыграло роковую роль для СССР: президент Р. Рейган договорился о понижении цены на нефть и Советский Союз без притока валюты развалился, словно карточный домик. Разумеется, для краха советской системы имелись и другие, гораздо более веские причины, но именно отсутствие свободной валюты для закупки продовольствия явилось той самой соломинкой, которая, образно говоря, ломает хребет верблюда.
СССР – из-за того, что советское оружие, особенно ракетное, оказалось очень эффективным, интенсивная подготовка арабских офицеров в советских военных училищах принесла свои плоды – форсирование Суэцкого канала прошло как по нотам, был нанесен сильный удар по Израилю. Заодно удалось основательно пощекотать нервы США, которые и так переживали далеко не лучшие времена из-за Вьетнама9. До развала СССР было ещё далеко, а в те годы, несмотря на потерю Египта, СССР получил кое-какие дивиденды: укрепились позиции в Ливии, война привела к повышению цен на нефть, благодаря чему экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в долларах. Однако низкая эффективность экономической деятельности (разорительная плановая экономика) и коррупция в Советском Союзе не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями. (Страна, подсевшая на «нефтяную иглу», замедлила своё научно-техническое развитие, что впоследствии привело к экономическому падению и краху государства. Но всё это произошло позднее, а в те годы поток нефтедолларов обогатил Советский Союз.)
Однако до сих пор никто не сказал главного: для всех сторон это была Пиррова победа.10 Для Израиля начало четвёртой по счету войны с арабскими армиями, получившей название Войны Судного дня, явилось неожиданным неприятным сюрпризом и гибелью солдат из передовых частей. И хотя ЦАХАЛ11 в конце концов добился решительного перелома в ходе боевых действий и фактически выиграл войну, тем не менее за победу была заплачена высокая цена. Израиль потерял 2552 военнослужащих убитыми, 7500 ранеными и 530 пленными, было подбито 810 танков и уничтожено 115 самолетов. Для маленькой страны, где каждый человек на счету, это серьезные потери. Кроме того, конечная победа на поле боя не была в должной мере закреплена дипломатически. Напротив, перемирие сопровождалось потерей территорий, контролируемых Израилем как на Синайском полуострове, так и на Голанских высотах.