Полная версия
НЕСВЯТОЕ СВЯТОЕ
Преподобный естественным образом настраивал души приходящих к нему людей на то состояние, в котором обычно пребывал или старался пребывать сам.
Он, будучи человеком духовным и тонким, как никто испытал на себе и осознал, что концентрироваться нужно только на главном: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, умаление, умиление, вера, кротость, воздержание.
Что такое гордыня и как ее преодолеть?
Апостол Павел в своих посланиях писал, что, как человек, Иисус является образом ипостаси, но не самой ипостасью, что Иисус является образом Божиим, но не Богом.
Евр.1:3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его
Флп.2:5 Ибо в вас должны быть те же чувствования (греч. думания), какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
Далее в послании Филиппийцам говориться о том, что Иисус унизил себя, приняв образ раба. И когда некоторые из становившихся на путь спасения пытались в прямом смысле взять этот образ, то сталкивались с таким понятием как гордыня, начинали бороться с ней и входили в ступор.
Но дело в том, что они входили в состояние раба, а не в образ, когда ты входишь в состояние раба, ты берешь его суть, и рано или поздно должно появиться возмущение и желание восстановить равновесие, гармонию, а ничем другим как гордыней или возвышением это равновесие не восстанавливается. И получался замкнутый круг, гордыня не преодолевалась.
Когда же человек берет на себя образ раба, это уже совершенно другое. Но и образ раба на себя можно брать только тогда, когда ты по-настоящему внутренне смог отрешится от этого мира, когда пошел внутренний Божественный свет, когда ты хоть немного по-настоящему ощутил Божественное в себе, когда тебе стало практически без разницы, кто ты и в каком статусе ты сейчас находишься перед людьми, в статусе раба или статусе господина, ты нутром чуешь, что ни то ни другое не есть истинно.
Мф.17:26 Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
Свободны и от рабства и от господства. Ты нутром чуешь, что все мы братья, что всё едино, что все мы дети Божии, что Бог наш Отец, и тебе в какой-то степени без разницы, кто ты, в каком статусе ты находишься и как к тебе относятся другие. Ты просто ощущаешь, что любишь и принимаешь всех такими, какие они есть.
Человек, который стал замечать, что его внутреннее состояние перестает зависеть от внешних обстоятельств, человек, который стал понимать, что быть чадом Божиим, ощущать внутреннее единство с Отцом внутри себя уже само по себе счастье, только в этом случае человек без вреда своей душе может, если, конечно, вынуждают обстоятельства, принять образ раба, образ, но не суть.
Пребывать во Христе Иисусе – это означает ощущать мир также как ощущал его Иисус, иметь те же чувствования, те же мысли, тот же ум.
1Кор.2:16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Пребывать в Нем, ощущать, что Он в тебе, ощущать в какой-то степени себя Им, говорить от Его Имени – это тоже все суть пребывание во Христе, пребывание в Сыне Божием. По сути дела это и есть то, что означает быть Сыном Божиим.
2Кор.13:3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
На самом деле, когда ты непрерывно ощущаешь присутствие Божественного Я в самом себе и ощущаешь, что все мы дети Божии, что Бог нас любит во всем, всегда и везде, какими бы мы не были, внутри по большому счету становится без разницы, где ты находишься, кто ты, и как к тебе относятся другие. Для тебя Бог является большей реальностью, чем всё окружающее и происходящее вокруг.
Если же ты стал рабом, а внутри Божественный свет так и не зажегся, то рано или поздно, такое рабство приведет к смерти как души, так и тела.
Потому апостол Павел и обращает внимание на это
Флп.2:5 Ибо в вас должны быть те же чувствования (греч. думания), какие и во Христе Иисусе:
Те же чувствования, думания означает, что, облекаясь в образ раба, мы прежде должны облечься в образ сына, а не наоборот. Вот смысл того, что пытался донести до нас апостол Павел.
За счет этого невидимым образом фактически и держалось рабство в христианстве многие годы. Если бы света внутреннего не было, если бы Царства Божьего, посылаемого внутрь от Отца, не было, то быть христианином не приносило бы человеку совершенно никакого удовольствия, а рабство христианам не приносило бы никакой ни радости, ни пользы.
И разницы между тем, быть рабом кесаря или же рабом Божьим, тоже бы не было.
Рим.5:5 потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
И те же монахи, усердно молясь молитвами типа
блудный, грешный и окаянный аз
или же вовсе признавая себя хуже скота, фактически сами того не замечая произносили это уже при зажженном внутреннем Божественном свете, светильнике, и тем самым самоуничижение, которое по сути своей на духовном плане есть самоуничтожение, и которое не имеет никакого отношения к нормальной духовной жизни, не срабатывало во всю силу, так как компенсировалось и постоянно гармонизировалось Божественным светом.
Понятно, когда ты действительно сделал что-то достойное наказания, тогда да, молиться так можно, и даже, мало того, нужно, но постоянно так молиться – это противоестественно и в какой-то степени можно отнести к лукавству и лжесвидетельству.
Еф.4:29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших
Мф.6:16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Если же света внутреннего не было, а Господь сказал
Мф.7:7 Просите, и дано будет вам
милосердие Божие все же приходило в виде утешителя Духа Святого или Света Сына Человеческого и гнетущее состояние, причиной которого могло являться не столько соделанное, сколько сами самоуничижительные молитвы, удалялось.
И человек становился счастливым, хотя в принципе он таким должен быть всегда, всегда несмотря ни на что. Молитва предназначена не для того, чтобы постоянно просить у Бога прощения за соделанное.
Во время молитвы мы в первую очередь должны стараться ощутить единство с Ним, отбросить всякие мысли о земном, то есть в какой-то степени нашей главной задачей является всеми силами постараться соединиться с Духом Божиим и ощутить единство с Ним, постараться научиться отлавливать те моменты, когда наш дух невидимым образом возгорается от молитвы или от пребывания в Слове, в этот момент в районе головы как будто бы начинается ощущаться небольшой «огненный ручеек», «огненный фонтанчик», учиться отлавливать, когда на душе от обращения к Богу становится хорошо, и хорошо весьма, учится по возможности как можно чаще входить в это состояние и удерживать его.
Преподобный Серафим Саровский
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего.
Мы должны благодарить Бога за все, прославлять Его, восхвалять Его, ощущать непрерывное единство с Ним. Мы должны постоянно стараться ощущать Божественное присутствие как внутри нас, так и снаружи, а самое главное в молитве – это, конечно же, не забыть признаться Богу, что ты Его любишь, что ты Его всегда любил, любишь и будешь любить, несмотря ни на что. Одна из основных задач во время молитвы – это прикоснуться к вечности, ощутить любовь к Богу и благодарность Ему за все.
Мк.12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею
Человек, который в сердце своем непрерывно ощущает любовь к Богу, благодарит Его за все, что бы не происходило, славит Его, стремится ощущать Его присутствие во всем, всегда и везде, фактически невидимым образом уже прикасается к тем уровням бытия, которые в Евангелии именуются Царствием Божиим, именно это, совместно с таким понятием как радость, на самом деле и приводит нас в состояние любви, гармонии, умиления, умиротворения и счастья.
Чем тоньше человек, и чем больше в нем накоплено Божественной энергии, тем большей духовной силой может обладать его слово, и тем легче оно может реализовываться в этом мире после произнесения. Человеку духовному со словами нужно быть очень осторожным.
Мф.12:36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда
День суда – это день прихода Божественной энергии в мир в количествах больших чем обычно, а значит любое слово, произнесенное человеком в этот день, может легко превратиться в реальность.
Почувствовал, подумал, сказал, появилось. Подумал, представил, сказал, так и произошло. В момент прихода Царствия Божия в силе все негативное на уровне мыслей, а уж тем более чувств, нужно мгновенно отсекать, тормозить или, если такая возможность, пытаться как можно быстрее трансформировать во что-то более менее благое.
Иак.3:2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
В духовном мире слово – это мысль, мыслеобраз. Тело же суть душа. Душу можно назвать ответственной за реализацию того, о чем ты только что подумал, а значит если духом своим мы не научимся тормозить свои мысли, они рано или поздно по законам духовным начнут реализовываться, реализовывать самих себя. Отсюда напрашивается вывод, если уж и помышлять о чем-то, то только о чем-то по истине светлом и благом, а если и пребывать в чем-то, то только в Слове или хотя бы в молитве.
Иоил.2:32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется;
Ин.15:7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.
В большинстве случаев, когда ты в Слове, когда ты в Духе, ничего просить то и не приходится, все и так само собой прикладывается.
Мф.6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
А уж если и просить, то конечно ни чего-то материального, ни того, что связанно с этой земной жизнью, а только Духа Святого, только Духа, все остальное приложится само собой.
Преподобный Исаак Сирин
Не будь бессмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога неразумием. Будь мудр в своих молитвах, чтобы сподобиться тебе славы. Проси подобающего тебе у Дающего без зависти, чтобы за мудрое свое хотение принять от Него и почесть.
Приноси Богу прошения свои сообразно с Его славою, чтобы возвеличилось пред Ним достоинство твое и возрадовался Он о тебе.
Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбою нанесет оскорбление.
Лк.11:13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
Давайте рассмотрим один очень интересный отрывок из послания Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Фес 5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Как видите, речь идет не только о духе и о душе, но и о теле, и явно относится не к последним временам, а к тому времени, когда жили апостолы. Ведь если бы речь шла о пришествии предположим через тысячу или две тысячи лет, тогда о каком теле могла бы идти речь?
Мое мнение по этому поводу простое, апостолы подавали часть (не всю, а только часть) информации таким образом, чтобы догадаться о том, что именно имеется в виду, могли только те, кто был помазан. Не те, кто просто был крещен, а именно те, кто был помазан, помазан Духом Святым.
1Ин.2:20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
1Ин.2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
И все Священное Писание составлено таким образом, чтобы по истине проникнуться, прочувствовать Его, мог только тот, кто был рожден от Духа и помазан Им.
В отрывке из посланий апостола Павла мы явно видим, что речь идет о ближайшем пришествии Господа Иисуса Христа, Сына Человеческого, в мир. Иными словами, данное обращение апостола Павла носит каждодневный смысл. Тогда, что апостолы и ученики могли подразумевать под пришествием Господа Иисуса Христа?
Можно, конечно, сказать, что все просто каждый день ожидали пришествия Господа Иисуса Христа, но Он так и не приходил.
На самом же деле для любящих Его и знающих Его, и для всех тех, кто уже встал на путь к формированию логоса и так называемого тела света, души, беспрепятственно способной пропускать и накапливать Божественный свет, пришествие Господа Иисуса Христа суть пришествие Сына Человеческого в мир, свет которого на самом деле уже миллионы лет каждое день как сеть находит по всему лицу земному.
Лк.21:35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
Апостол Петр открывает нам это в следующих строках
2Пет.3:8 Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Иными словами, не скрывайте правды от себя, Господь приходит каждый день к любящим Его, остальные же по Божьему милосердию пока сохраняются. Как видите, апостолы в тайном прятали явное, и наоборот, в явном прятали тайное.
2Пет.3:8 один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Однако давайте истолкуем глубочайший смысл слов апостола Петра.
Пришествие Господа Иисуса Христа бывает двух видов. Каждодневное, и скорее всего Его особое влияние распространяется только на определённую территорию: монастыри, церкви, собрания верующих, там где люди уже живут в условиях, приближенным к условиям прихода Царствия Божия в силе. И то, которое происходит редко, но крупномасштабно, когда Его особое влияние распространяется на целую страну, например, Израиль или на весь мир.
Господь сказал, что в чем застану, в том и сижу. Значит речь идет о постоянном периодическом Его пришествии в мир. Бодрствуйте и молитесь.
Лк.21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Иоанн Лествичник
Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час он немного ослабевает, а во время захождения солнца окончательно смиряется.
Ночью блуждание мыслей отсутствует, потому что нет энергии. Энергию помыслам, и добрым и злым, дает свет, обычный Солнечный свет. Энергию помыслам дает Солнце.
Мф.5:45 ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
Мф.13:26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
У рожденного от Духа любая мысль, подпитанная обычным Солнечным светом, может ощущаться как некая реальность, как некая змея, постоянно ползающая вокруг него, и ожидающая самого удобного момента, чтобы укусить его и тем самым наполнить его душу ядом.
Господь говорил о том, что Он каждый день с нами, каждый день, но не ночь.
Мф.28:20 Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Мк.13:35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
Как видите, про день ни слова. Конечно, Господь с нами всегда, и пребывает с нами, если только мы пребываем в Слове Его или молитве к Нему, но ведь это и есть суть бодрствование, о котором Он говорил.
Когда отсутствует внешний источник света, Солнце, мы пытаемся компенсировать его внутренним. Если же мы не пребываем в Слове, не пребываем в любви и Премудрости Божией, то в момент Его пришествия (будь то прямого, в виде Солнечного света, или же трансцендентного, в виде Духа) мы можем нарваться на большую чистку. И раб, знавший волю Господина своего, бит будет много.
Лк.12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
Стоит отметить, что когда мы идем в храм, например, в воскресенье утром, то в субботу вечером ночь не наступает, при наступлении вечера наступает утро, и это «трансцендентное» утро продолжается как минимум до конца следующего дня.
Энергетика Церквей – это энергетика утреннего Солнца. Все, с чем мы соприкасаемся в будущем, обычно начинает влиять на нас уже сейчас, в настоящий момент. То есть на трансцендентном уровне не прошлое определяет настоящее, а наоборот, будущее формирует настоящее. Поэтому в моменты похода в церковь, как до посещения церкви, так и после нужно быть осторожным, очень осторожным.
2Ин.1:8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
Не 12 ли часов во дне или для чего нам нужен пост?
Час ночи, два часа ночи, три часа ночи, четыре часа УТРА.
Если верить этой последовательности, то утро у нас начинается в четыре часа.
1Ин.2:28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
Откр.22:16 Я, Иисус… звезда светлая и утренняя.
Можно сказать именно тогда начинается и день. А если день длится двенадцать часов, то в шестнадцать часов этот день заканчивается.
Возможно, именно поэтому в монастырях со строгим монастырским уставом пищу во время поста принимают один раз в день, как раз-таки в это время, примерно в 15—16 часов, а то и вовсе поздним вечером.
Ин.11:9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне?
Дело в том, что еда может сбивать духовные устремления, бодрствование, осознанность, умную молитву, в общем, все то, в чем обычно пребывают монахи и подвижники.
Лк.22:30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Это не простые слова, «ешьте и пейте за трапезой Моею» можно рассматривать и как заповедь. Заповедь, которая имеет прямое отношение ко всем Христовым, абсолютно ко всем.
Но когда именно можно есть? Если ты занимаешься стяжанием Духа Святого, учишься пребывать в духе и истине, то скорее всего основной прием пищи возможен только ближе к вечеру.
Еккл.10:16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!
Под трапезой Христовой часто понимают именно вечерю.
Мк.14:17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Или же все-таки речь идет о трапезе пред Солнцем, в те моменты, когда Сын Человеческий как бы находится перед тобою, лицом к лицу, за одним столом, то есть не только вечером, но и утром.
Исх.16:12 вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
Однако утренняя трапеза явно должна быть намного скромнее вечерней. В принципе в монастырях так все и утроено, что рано утром, как бы тебе не хотелось, хорошенько поесть у тебя все равно не получится.
Однако даже там, где вкушение пищи разрешено только один раз в день, фактически вкушают ее два раза.
Причастие – это тоже вкушение пищи, и еще какое! Некоторые из монахов причащаются очень часто, практически каждый день.
Исх.16:12 поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
Под хлебом вполне может подразумеваться малое вкушение пищи во свете. А под мясом скорее всего подразумевается не само мясо, а прием основной, более тяжелой пищи.
В буддистских монастырях со строгим монастырским уставом монахи также едят всего лишь один раз в день (иногда два), до полудня, основной прием пищи у них в районе 10—11 часов, после этого они ничего не едят, только пьют, но при этом просыпаются они очень рано, в 3—4 часа утра. Буддистские монахи явно живут по Солнечным часам.
Пс.109:1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Отец находится над нами всегда. Свет Отца непрерывно спускается к нам с небес.
Пс.18:2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
Когда Солнце начинает подниматься высоко над горизонтом, Оно перестает находится одесную (справа от) Отца, и фактически свет, исходящий от Сына Человеческого, сливается со светом, идущим перпендикулярно поверхности Земли, от Отца с небес.
В тот момент, когда Солнечный свет и свет от Отца сливаются воедино, и происходит так называемое окончательное повержение врагов в подножье ног Сына Человеческого. Происходит некий резонанс, слияние сил Сына и Отца. Свет начинает палить всех и вся, в том числе и самих подвизающихся.
В это время явно лучше не есть. Полуденные часы для рожденных от духа и желающих удержаться в духе и истине являются самыми тяжелыми из всех.
Сир.43:3 В полдень свой оно иссушает землю (душу), и пред жаром его кто устоит?
Ближе к 15—16 часам свет Сына Человеческого уходит как бы влево от Отца, силы тьмы попалены, и можно спокойно принимать пищу, не опасаясь за последствия.
Мф.20:9—12 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
И пришедшие первыми и пришедшие около одиннадцатого часа получили одно и тоже – освобождение. Освобождение от темных сил, и возможность спокойно без опасения вкусить пищу и немного отдохнуть.
До этого момента силы тьмы ведут активную борьбу за выживание, за то, чтобы кого-нибудь вынудить хорошенечко поесть, или не дать как следует помолиться, или помешать пребыванию в Слове, или раздражить чем-нибудь, или вынудить поболтать с кем-нибудь не о чем, или занять человека чем-нибудь совершенно бесполезным, или, или, или.
Мк.13:15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
Лев.14:46 кто входит в дом во все время (греч. в течение дня), когда он заперт (то есть когда нельзя входить), тот нечист до вечера;
Под вхождением в дом подразумевается активизация тех слоев души, которые ответственны за переваривание пищи.
Однако все вышеперечисленное по большому счету относится только к распорядку дня и приведению в порядок души, есть моменты новозаветные, которые касаются духа и более длительных периодов.
Мк.2:19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.