Полная версия
Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное
Третья функция (в определении живого) – копирование и воспроизводство (размножение) – для простоты исключена, хотя теперь, во втором издании и с учетом «Мира РНК» по п. 1.1.6. мы знаем, что третья функция системообразующая, то есть самая важная и объединяющая в эволюции всё остальное.
Тогда проектируемая машина – аппарат, оснащенный восприятием среды, средствами поведения – специальными манипуляторами и устройствами перемещения в пространстве – конечностями. И координацию между ними – приемом ощущений и управлением поведения – самое важное – исполняет система управления адаптацией (СУА). Аббревиатура выбрана так, чтобы не смешивать ее с «САУ» – системой автоматического управления или с оружием. Ведь наша система управления заведует машиной, адаптирующейся или приспосабливающейся к среде. Среду машина еще «не знает». Но она будет исследовать среду самостоятельно, что и означает по-французски (и это счастливая случайность) слово soi (суа), то есть «сама».
Итак, наш проект – не робот, а аналог Животного. Если спроектированная модель в среде у разработчика выживает, то и её управление – сама СУА – может напоминать то, что нашел психолог у Животного. Ведь эволюция (или отбор) создавала и изменяла Животное под действием среды.
Две функции Живого! Теперь конструктор должен вообразить среду реальной заданной сложности, чтобы машина в ней выживала – себя кормила и обороняла.
Есть ли такие приемы в арсенале науки? Да есть! Настоящий принцип можно назвать функциональным конструктивизмом. К несчастью, он уже использовался неоднократно в социальных проектах «устроения справедливости». Самые известные из проектов состоялись, а лучше сказать, трагически случились, на протяжении XX-го века. И проблема катастроф конструирования состояла частично в том, что авторы теорий не имели на руках реальных (научных) данных о психологии отдельного среднего (и потому каждого) человека, уже не говоря о реальных индивидуальных отличиях людей между собой. Скорей, данные были, но авторы в эйфории самомнения или «веры в социальную значимость и пользу» ими пренебрегли. Нет опасней «наукообразия», которое рядится в тоги науки и ставит себя в ранг монопольных поставщиков истин.
И потому от прекрасных социальных желаний, даже общей мечты и прогнозов без учета средств достижения – без психологии массового сознания и социальной психологии, менталитета – переход к позитивным социальным результатам невозможен. Наше применение функционального конструктивизма много проще и совершенно исключает социальные риски. Проект – всего лишь виртуальная активность сознания автора и читателей для понимания результатов уже проведенных опытов людей и Эволюции над животными.
Что же это за адаптивная машина? Наша машина теперь САМА определяет свою адаптацию к среде? Да! В отличие от автоматических систем, созданных на основе полезности для конструкторов, заказчиков или покупателей, машина должна просто жить со способностью запоминать, но начать работать с почти нулевой памятью. Как ниже выяснится, несколько врожденных свойств поведения все же в ней должны присутствовать. Она должна бороться за пищу и против опасностей, выживать и накапливать опыт.
И критическим в проектировании для нас и, что важно, для психологов, оказывается вопрос, что представляет для адаптивной машины информация? – опыт, который ей (машине) самостоятельно следует обнаруживать в поведении, запоминать и потом использовать многократно для выживания?
2.1.3. Необходимые элементы проектирования
Нашей основой является модель Винера. Кроме 1) ощущений или измерений и 2) устройства прямого действия для поведения в модели имеется 3) устройство сличения параметра с нормой и 4) система запуска поведения (адаптации). И это вовсе не мало.
Но модель может представлять разные адаптирующиеся системы. Они могут иметь различные устройства измерения, сличения данных и нормы, как и корректирующие процессы, например, от 1) измерения и регуляции давления в водяном котле паровой машины с нормой предельного давления до 2) оценки нашего поведения и его самокоррекции с хранимыми у нас социальными нормами – моралью. То есть от давления пара до давления совести – путь большой, но не бесконечный. И сопоставление далеких материй – уже кое-что…
А что у нас с требованиями к среде?
2.1.4. Среда жизни или выживания
Среда выживания в Природе включает ресурсы энергии и возможные опасности объекту! В Эволюции среда неоднократно изменяла Живое. И в момент возникновения ЖИЗНИ, среда была много проще. Но мы изучаем уже развитую систему адаптации, возникшую при усложнении среды в жизни Животных.
Представим, что среда неоднородна и состоит из движущихся и неподвижных объектов среды, полезных, опасных или нейтральных к нашей адаптивной системе.
Полезными будем считать объекты, которые представляют для нашей системы источник энергии, например, пищу и жидкость, и далее говорим только о пище. Полезные объекты требуют поиска, преследования или охоты (кроме полезных растений) – незаметного приближения, захвата и разрушения (дефрагментации), поглощения и переработки в энергию.
Вредными будем считать объекты и опасности, которые требуют поведенческих силовых реакций агрессии, борьбы с угрозами или бегства. Нейтральными объектами сочтем объекты, бесполезные, но и невредные.
2.1.5. Немного терминов. Ощущение и восприятие
Ниже цепочка терминов и понятий психологии. Живое отражает среду через свои ощущения. Ощущения возникают в психике при энергетическом воздействии среды (сигналов собственного организма и внешней среды) на организм. И здесь есть двойственность. Биологические сигналы от организма ощущаются через скрытые и различные ощущения. Часть из них – недостаток воздуха, жажда, голод, холод или жара, вывод шлаков, сексуальное влечение проявляются в психике по-разному. Одни идентифицируются психикой хорошо – другие (у человека) – не вполне. Например, отравление угарным газом психика не замечает до утраты сознания, но пожар как причину и источник в природе «понимает» каждое животное. Не всегда психика «замечает» и недостаток воды. Причина – сенсоры ощущений имеют древнее происхождение, отражая опасности времен Эволюции, а не текущей более сложной среды.
Для поздних в Эволюции, начиная с запахов и ощущений вкуса (химического анализа переменной распределенной среды), формируется целая система органов чувств. Разные психические ощущения внешней среды (их типы именуются «модальностями») отражают отдельные её стороны. Формально – это слух, осязание, зрение, обоняние и вкус. Хотя два первые свойства, как считают физики, объединяют давление, а два последние – химические свойства. Но педанты различают ощущения сладкого, горького и всего насчитывают до 33 разных. Но, как и в природе, свойства не существуют для Животных отдельно от их объектов-носителей. И за объединением разнородных ощущений в психике формируется общий результат – восприятие объекта среды. Это комплекс связанных ощущений. Восприятие является финальным этапом психического отражения. Целостность объекта в отражении возникает, если и поскольку объект среды обращает на себя внимание психики и организма. А внимание активируется в случае важности объекта, его ценности или новизны для организма и потому для психики. Для внимания огромное значение играет движение объекта.
Понятие «восприятия» в важном (см. информация, 1.3.3. —7.) случае, то есть в случае внимания, означает преобразование и объединение отдельных ощущений всех модальностей об объекте в один условный электронно-химический объект нейронной системы. Для читателя, знакомого с математикой и информатикой, интеграция образа из многих ощущений или уникального графического образа напоминает «свертку» – интеграл или числовое преобразование матрицы данных в уникальное число как пароль. Исчисление контрольной суммы по тексту файла служит аналогом. И такие преобразования предполагают участие различных пространств памяти для (оперативной) переработки комплексных воздействий. Результаты образуют наборы данных – нечто вроде векторов возбуждений (силы и направленности). Важный в смысле информации и адаптации вектор возбуждений от внешних ощущений формирует в системе нейронов целостный образ объекта восприятия. Он хранится далее в виде одной локальной материальной точки в нейронной сети как нейрон или группа связанных нейронов. Такие группы нейронов-детекторов или «гностических» (от слова знание) нейронов настраиваются в виде единиц познания, то есть жестко (и на всю жизнь) приготовленных обнаружителей для выявления аналогичных объектов. Обобщенный вектор ощущений, то есть результат обработки образа повторного восприятия (в информатике = контрольная сумма или хэширование – создание уникального ключа), – обязательно выведет восприятие к уже хранимому в памяти «гностическому детектору». И детектор максимально отреагирует на вектор, сформированный новым восприятием на тот же объект, что записан в детекторе идентичного предшественника. Это тема «узнавания» [Данилова Н. Н., c. 53—54].
2.1.6. Требования к среде, ощущениям и поведению
В реальности существует неоднородная среда с запасом 1) полезных объектов – источников энергии, 2) опасных для нашего устройства АМ объектов и 3) нейтральных объектов. Каждый из объектов среды может быть подвижен или неподвижен.
На первом этапе, п. 2.2., опасные объекты, неподвижные полезные и подвижные нейтральные объекты среды мы исключаем. В Среде оставлены лишь подвижные полезные и неподвижные нейтральные объекты.
Сначала в проекте АМ следует разработать: 1) средства восприятия объектов среды с заданной дистанции; 2) возможность случайного и хаотического поведения в среде и движения к объекту среды и 3) средства тестирования объекта среды на полезность или бесполезность. Тестирование – тоже поведение плюс пробное восприятие с реакцией на полезность или бесполезность.
У адаптивной машины в любой момент должен быть некоторый запас энергии. Само существование машины предполагает постоянный расход энергии для обеспечения активации, остаток энергии должен в организме измеряться и контролироваться.
2.1.7. Порядок конструирования АМ
Начинаем разработку. Машина (АМ) с системой управления (СУА) должна иметь ощущения и некоторый набор форм произвольного поведения. Мы постепенно будем оснащать машину подсистемами, необходимыми для выполнения ее важнейших функций адаптации: энергоснабжения и безопасности. Эти функции и будут психическими функциями, которые есть у высших животных. А результатом разработки станет система управления адаптацией (СУА) адаптивной машины.
Каждая из функций СУА, управляя поведением АМ, ищет и сохраняет выявленную информацию и позже использует ее для нового управления. Естественно, в свете 2.1.2 и 2.1.3. опыт или накопление информации в СУА предполагает, что АМ в целом по результату накопленной хранимой информации оценивает свое «отношение» к объектам текущего восприятия. Такое отношение как «информацию» машина может изначально разделять на две (важная – не важная), а позже на три категории или класса, когда познакомится с «опасностями». Это классы: полезные U (utility), опасные или порождающие страх F (fear) и нейтральные или бесполезные D (disutility).
Каков план нашей работы в Части 2?
Мы перечисляем темы для всех тех, кто уже знаком с психологией и не нуждается во введении в курс. Впрочем, и для большинства специалистов по психологии будет важным и новым взгляд на общую работу памяти Животного (и Человека до языка), см. 2.6.5. – 2.7., критика парадигмы эмоций, см. 2.11. Новым является и гипотеза «отложенных потребностей» появления труда и сознания языка, а также языка Человека в трудовой теории антропогенеза, см. 2.12 и 2.13.
Ниже каждый раздел этой части книги, начиная с 2.2., представлен по имени с кратким описанием содержания.
2.2. Первая функция Живого – самоснабжение энергии
Мы проектируем «охоту» Живого в среде в отсутствии опасностей и памяти полезного, но с наличием случайного поиска и проб «пищи». Важно понять, как запустить такое поведение и каковы принципы его останова. Нами вводится представление о внутреннем напряжении. Оно «непроизвольно» (то есть ещё «без сознания», автоматически) запускает поведение. Описывается случайное поведение поиска и различение тестирования отдельных видов пищи, накопления информации о каждом виде пищи и достижение общего удовлетворения голода и останова поведения. А если адаптивная машина в поиске обнаружила полезное, то нам важно понять, что должно быть записано в память для последующего аналогичного поведения с учетом полученной информации.
2.3. Диспетчер поведения или потребность. Состояние внутреннего напряжения, приводящее к поисковому поведению, рассматривается как феномен потребности. Обсуждаются данные науки, подтверждающие такие состояния и реакции организма на них, а так же принципы запуска и останова (снятия) состояний, развитые в работах Сеченова, Ухтомского, Халла и современной науки.
2.4. Вторая функция Живого – обеспечить безопасность. Здесь в виртуальную среду мы вводим возможность встречи с опасным объектом. Анализируется ситуация тестирования опасного и реакций на него, понятие боли и принцип записи важной информации об опасном объекте. Поясняется появление нового решения в Природе – создание нового сигнального принципа, именуемого «страх боли». Выявляется необходимость монтажа в систему АМ механизма разрешения коллизий между функциями Живого – это и есть «начало» иерархии потребностей.
2.5. Предвкушение – первая функция Живого на опыте второй. Энергообеспечение совершенствуется через феномен «предвкушения» как принцип использования случайной встречи с уже знакомым типом полезных объектов. Обсуждается механизм инверсии памяти – обращения порядка записи полезного для обеспечения предвкушения и споры психологов по поводу роли Среды и Психики как различных причин поведения. Рассмотрены результаты нейрофизиологии для поддержки предвкушения. Последнее обеспечивает прогностическое состояние и опережающее поведение. Сличаются физиологические механизмы предвкушения и страха.
2.6. Непустая память. Роль нового и изменений в среде. Психика обязана запоминать непроизвольно (автоматически) всё, а не только важное и опасное. Это вывод, а не аксиома, следующий из логики проектирования. Всё новое, что ощущает Животное, следует непроизвольно записывать в память как «безопасное». В этом разделе ориентировочное рефлексивное состояние (замирания) Животного в пассивном привыкании объяснено как экономия Природы и низшая потребность безопасности.
2.7. Функции Психики Живого и структура памяти. Ассоциации в модели Винера
Два типа ассоциаций – «сигнал – потребность» и «потребность – поведение» отражают модель Мира Животного. Связи хранятся как информация и используются в адаптации при повторном удовлетворении потребности. Кратко даны результаты новых представлений в науке о формах классификации памяти. Дана авторская гипотеза формирования иерархически ассоциированной модели мира в памяти Животного (и ребенка до освоения языка). Приведён список психических функций высшего Животного.
2.8. Навык. Его польза и его негативные следствия. Механизм предвкушения и просто ощущение потребности ослабевают при стандартном поведении, запускаемом по сигналу, если поведение ведет к достижению результата. Потребность перестает воспроизводиться при опережении её поведением, а поведение становится навыком. Именно этот феномен усвоен бихевиоризмом и неверно понят как основная функциональность организма. Но потребность опережается или предупреждается и потому без навыка проявит себя снова.
2.9. Замещение. Как спасает природа психику, когда что-то не так. Рассматривается поведение высших Животных, замещающее другой потребностью актуальную, но не снимаемую потребность или снимающее на время текущую потребность символически.
2.10. Врожденное и импринтинг. Как природа бережет малышей. Кратко изложены способы начального формирования и подготовки подроста Живого, включая элементы врожденной памяти и ведущие способы передачи текущего опыта в группе.
2.11. Социальное в Животном мире. Эмоции – зачем они нужны. Эмоции отражают потребности Животных и Человека на всех этапах цикла адаптации и даже при снятии (отказе от) адаптации. Выделена коммуникативная функция эмоций как ведущая в зоосоциальном поведении Живого и подлинная в Эволюции причина (смысл) феномена эмоций (для вида).
2.12. Воображение и Воля Животного – окно в сознание. Описаны свойства, которые важно рассматривать как начало интеллекта: воображение и воля. Воля Животного – случай редкого выбора в условиях стресса. Явление Воли важно для понимания антропогенеза.
2.13. О появлении Человека. Представлена теория языка вообще и процесс передачи смыслов (информации). Выявлено различие между эмоциональным языком Животных и новым (абстрактным) знаковым языком Человека. Представлена гипотеза «отложенной потребности» как системы первого волевого при стрессе (страх-голод) поведения наших предков перед началом изготовления орудий защиты. Показано, что приобретенный опыт удовлетворения отложенной потребности не может быть передан членам группы и подросту средствами эмоционального языка животных. Первые попытки передачи опыта как смысла, отсоединенного поведением во времени от удовлетворения потребности, изначально воплощаются в рисунках наскальной росписи. Новая схема языка обязывает к использованию понятий пространства, времени и причинности. Указана логическая причина появления мотивации в силу вынужденного многообразия орудийных возможностей.
2.2. Первая функция Животного – самоснабжение энергией
Начнем с функции адаптации – энергоснабжения. Она состоит из двух этапов.
Первый этап – поиска пищи и получения новой информации. Если в системе не достаточно энергии, то АМ должна начать ее поиск во внешней среде. Опыт нашей АМ по поводу среды равен нулю. Тогда ей требуется тестировать любой встречный объект, захватить его и проверить на энергопригодность. В случае пригодности АМ разрушит объект и «усвоит» его полезный материал, начав процесс преобразования его в энергию и в запасы энергии. Поведение поиска и обнаруженный объект – его внешние признаки – должны стать первой полезной «информацией», хранимой в памяти.
Второй этап – поиска пищи при использовании полученной информации. В следующий раз, если в системе будет не доставать энергии, система запустит поведение, но будет «искать» объект, который она встретила в прошлый раз и оценила как полезный. В общем случае видов таких полезных объектов может быть несколько или много.
И мы начинаем с момента, когда наступает состояние дезадаптации по функции энергоснабжения – проще говоря – голод. Впереди первая задача – как нам включить поведение (поиска)?
2.2.1. Как превратить дефицит в поведение?
Состояние дефицита энергии наступает, когда запасы энергии в адаптивной машине от ощущений 1) снижаются до некоторого уровня.
Кто же определяет значение такого предельного уровня для датчика? Мы – конструкторы, а в Природе сама Эволюция. Если запас энергии по данным датчика меньше некоторого предельного, то АМ ощущает энергодефицит.
Однако в системах Животного с психической системой управления 1) ощущение голода или просто возбуждение от недостатка энергии в организме нарастает постепенно и непрерывно и в какой-то момент превышает возможность покоя. Тогда психика создает настолько сильное общее внутреннее возбуждение, что возникает сигнал запуска 2). Сигнал запускает (должен запускать) 3) поисковое поведение системы. Ощущение 1) нарастающее – оно исходит от тела машины, где стоят внутренние датчики энергии, а включатель 2) запуска находится в системе управления адаптацией (СУА), которое управляет, в частности, и поведением 3).
Поведение изначально является не направленным, а случайным. Но алгоритм поискового поведения уже должен присутствовать у АМ.
А теперь вопрос – что это за функция – включатель возбуждения 1) и отдельно стартер поведения 2)?
Первый – индикатор интегральной дезадаптации нашей адаптивной технической системы, а второй – включатель (типа) адаптации – поискового поведения энергии.
Но если это включатель, то он должен иметь вход от ощущений среды (или измерителей внутренней, в данном случае, среды) и запускать поведение. А если выяснится, что количество энергии пополнилось, этот же включатель должен стать и выключателем. Скорее, это не включатель, а ближе к диспетчеру. Но только ли по энергоснабжению15?
И логика ведет дальше и на перспективу. Если у нашей машины есть другие нужды, по которым могут возникать иные формы поведения или так же дело обстоит и с функцией безопасности, то следует ли в нашей машине создавать несколько включателей по разным нуждам и функциям живого? Ведь пока предполагается одно напряжение, которое запускает поведение, но и напряжения могут быть разные. Предположим, в будущем у нас возникнет несколько преобразователей, по каждому на одну из трех функций живого. И что случится, если каждая из них начнет конкурировать за поведение машины с другими?
Тогда должен быть еще некто (и без памяти), кто разрешит конфликт функций Живого. И потому…?
Вот и «простой» вопрос! В идеале в конструкции должен быть посредник – по всем трем функциям Животного сразу. По внешнему и внутреннему (от тела) потоку данных он обязан выбирать ту функцию жизни из трех – энергоснабжения, безопасности или воспроизводства, которая в данный момент полезней, то есть важнее. Если преобразователь ошибется, не включит вовремя или включит не тот режим, то организм погиб.
Вопрос о том, как настроен механизм выбора, каковы приоритеты, – для нас, разработчиков, – остается открытым. Но можно предполагать, что приоритет функций в эволюции возникал под действием усложнения самой среды и сложности организма и психики. И позже выбор функции будет обсуждаться при проектировании второй функции – безопасности.
Назовем наш преобразователь «диспетчером» или «автопилотом». Устройство выглядит, скорее, пилотом воздушного судна, панель управления которого мы пока только начинаем разрабатывать. Диспетчер включит от памяти позже и то поведение, которое будет использовать накопленный опыт.
Если мы представим себе состояние, которое включается и ведет к хаотическому поиску, но не осмысленно (непроизвольно), то будем обязаны охарактеризовать такое состояние как внутреннее напряжение.
Важно отличать такое напряжение от внешних ощущений. Оно носит внутренний характер и с некоторого момента становится самостоятельным и тогда почти не зависит от остальных внешних ощущений. Напряжение – знак необходимости адаптации и исчезает по её завершении. Его стоит именовать вторичным внутренним ощущением – мы покажем, что это и есть ощущение потребности. А что дальше?
2.2.2. Поиск и сближение
Итак, поведение запущено. Что это за поведение? Движение в отсутствие информации есть поиск «найди то, не знаю, что». Хаотическое движение в АМ полезно в момент отсутствия всякой другой более конкретной выученной модели поведения. Хаотическое движение наблюдается у новорожденных животных и ребенка в момент бодрствования – а это почти всегда голод. Мы видим плач и движения голодного младенца, когда он машет руками, а ртом ищет материнскую грудь. Первое – по запаху и, второе – когда мать уже кормила, см. 2.10.
Потому и наша система должна передвигаться в случайном направлении, входить в среду, наполненную неподвижными и движущимися объектами. Среди объектов могут встретиться те, что энергетически полезны.
Наша СУА не только управляет движением. Параллельно ведется мониторинг среды. СУА должна быть способна выделять в потоке ощущений S (ense) отдельные объекты среды на фоне окружающего пространства. Такова задача восприятия, см. 2.1.6. Наша система выделяет изначально каждый новый объект, который доступен АМ или подвижен. Система направляет АМ к первому или ближайшему объекту. Потому поведение АМ в управлении СУА на данном этапе проекта напоминает младенца.