Полная версия
Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное
Примечания
1
Здесь мы впервые вышли (так рано) на проблему причинности всего, что нас окружает. Современная наука пока не смогла решить этот вопрос в целом. А это ключевой вопрос теории познания. Цепь от Бога и религий через анализ Декарта, Локка, Юма, Канта и Гуссерля (начала XX-го века) в понимании функций Мира привели науку к представлению, что в явлениях мы ищем причин или «оснований» их появления. И этот взгляд, включая и ряд ошибок, образует основу общих позиций современной Западной науки в виде концепции «феноменализма» («явленчества»). Пусть читатель простит автора, но примет ПОКА его простое решение. Мир – это взаимосвязанное непрерывное пространство непрерывно взаимодействующих видов и уровней материй, включая и Человека. И делить Мир на части (объекты и среду), а значит в пространстве и во времени (событий), как и искать причину – это есть моделирующий процесс активного восприятия Человека. Мы есть материя, наблюдающая и воспринимающая, которая пытается повторить в опытах (то есть «смоделировать», включая мысленное моделирование) изменения внешней нам материи, как и себя самих. Этот процесс «познания» позволяет добывать пользу – информацию. И понимание причины при появлении нового вида материи в Эволюции мира всегда модель. Каждая причина и сам объект в природе является следствием иных внешних других причин и объектов во времени и пространстве. Человек в познании использует следственные связи ДЛЯ СВОЕЙ ПОЛЬЗЫ и потому обрезает длинные цепи причин с учетом погрешности познания, оставляя важной последнюю ближайшую причину. И причинами (механизмами) появления каждого объекта материи оказываются объекты материи нижнего предшествующего уровня, из которых новый объект и вид материи складывается. То есть Человеку удобно и полезно именно так относиться к природе пребиотической и живой. Но это не произвол – а принцип усложнения Материи. Человек как активная материя сам становится причиной появления себя и своих орудий труда под давлением критических изменений среды. В этом – сложность понимании генеза сознания.
2
В этом варианте изложения мы использовали новацию – фрагмент системного анализа. Его не применяли физики, работая с термодинамикой.
3
Эволюция включает два противостоящих случайных процесса. Напомним, что случайным в нашем обычном мире и в математике мы представляем (считаем) то, что подвергается множеству разных малых причин, среди которых нет доминирующей, и каждую из которых мы не считаем возможным или нужным выделять для представления как причины отдельно.
4
Идея имеет множество предшественников, начиная с XIX-го века в различных областях знаний, но модель математика Винера совпала с началом практической массовой реализации искусственных (технических) систем такого типа.
5
РНК – рибонуклеиновая кислота. Рибо – приставка от имени органеллы «рибосомы» в клетке, где находятся и формируются макромолекулы РНК.
6
Исключения представляют атавистические части органов, утративших в эволюции свое значение, но не мешающих существованию организма.
7
Смысл четвертой функции нельзя объявлять без основания – он требует нашего аккуратного движения по предложенному пути. Если его мысленно не пройти, то в наше время разбитых и склеенных фонарей, смысл будет восприниматься фантастикой.
8
Именно этой системности не понимает пока психологическая наука в целом, не признавая принципа (иерархии) Маслоу. Отказ от признания означает произвол выбора одной из функций как равноправной «доски забора».
9
Кстати, то же можно сказать и о развитии общества, которое образует тупики в случае недостатка (коллективного) сознания или подсознательные взрывы в обществе. Но коллизии разрешаются через «общение и понимание», и только в случае опозданий последнего возникают большие трагедии и утраты.
10
Многие особенности голых землекопов объясняются высокой исходной плодовитостью в условиях кислородного голодания (первого пожара) и последующего холода в период мел-палеогеновой катастрофы, 65 млн лет. Их выживание в районе Сомали, обусловлено, вероятно, близостью к медленно остывавшему Индийскому океану и максимальному удалению от эпицентра, и не исключена польза мутаций от региональных запасов урана – выживание колонии как целого стало причиной подсознательной концентрации воспроизводства.
11
Часть исследователей готова перенести феномен эусоциальности у животных на кастовые и сословные общества в социальной истории. Сам термин эусоциальности в приложении к низшим животным не верен. Частичная психика особей не образует каждую особь как Живое.
12
Логика древних, как показывают мифы, строилась от наблюдения – если человек умер, то дыхание «вылетело» (из уст или груди и сердца). Это верно. Но если в сновидениях спящего возник образ (любимого) умершего, то из этого факта наши предки делали вывод, что Душа при смерти не исчезает бесследно, а присутствует («витает») где-то рядом. Древним не откажешь в ТОЙ логике. А современных представлений о работе памяти и толковании сновидений требовать от ТОГО ВРЕМЕНИ не приходится.
13
Выделено нами. Заметим, речь идет о чувствах, а полезней сказать бы о приспособлении человека в момент выживания. Приспособление чувств есть нечто много более слабое и ближе к эмоциям. Но сказанное выше весьма точно по части адаптации.
14
Но в случае России полагается помнить, что для гуманитариев во времена «оные» Винер был как красная тряпка для быка. А уж тема «информации» касалась исключительно технических специалистов в области кодирования под известным грифом. И она уж никак не волновала психологов, озабоченных борьбой с «идеалистами» на Западе.
15
И общий включатель есть. Это «неспецифическая (общая) активация» организма после сна. И новорожденный (как АМ в покое) после сна бывает спокоен. И лишь дискомфорт (с телом) – голод, мокрые пеленки – вызовут ещё одну неспецифическую (общую) активацию и сигнал ее – плач. А «специфической» активация станет при опыте голода. Но при всякой задержке любая специфическая активация становится общей.
16
Позже мы обнаружим в нашем изложении психические связки ниже уровня вторичного напряжения и поведения, которые в системе всё же существуют. Пример, начальный запах молока, как и его вкус, новорожденный примет и жидкость с этим вкусом, запахом и консистенцией проглотит – а все остальное отвергнет.
17
Речь идет об экспериментах с крысами в лабиринте Креспи 1942—43 гг. [Crespi, L.P. 1942, p.1944], где неявно возник (в нашем понимании) феномен (крысиного) «разочарования».
18
Теория Маслоу-3 вполне отвечает на трудности и неполноту системы бихевиористов и когнитивистов введением третьей среды, влияющей на поведение и животных (игровые влечения) и человека (метапотребности).
19
Он поставлен Д. Канеманом (Kahneman D., 1973) под именем «блока активации» [Данилова Н. Н., с. 73]. Однако схема на рис. 19 построена для произвольного внимания, то есть в основном для человека. Высокая активация в таком случае означает столь высокую потребность, что нарушает волевое поведение и вызывает непроизвольное, именуемое arousal (усилие). А при непроизвольном поведении осуществляется подсознательное перенаправление ресурсов организма, их концентрация на самом важном направлении в соответствии с доминантой Ухтомского. Общую высокую (генерализованную) активацию как непроизвольное потребностное возбуждение можно предполагать в области ретикулярной формации ствола мозга [Данилова Н. Н., с. 83—85].
20
Как представляется, переключающую роль играет ретикулярное ядро (n. Ret) таламической неспецифической системы. На него поданы входы всех специфических ядер таламуса, активируемых комбинациями ощущений. В свою очередь выход от общего ядра (n.Ret) может выборочно гасить активность всех, кроме важнейшего в данный момент. Мы делаем этот вывод на основе замечательной обобщающей работы Нины Николаевны Даниловой [Данилова Н. Н., с. 83—84]. Она назвала описанное ею регулирование «внутриталамическим регулятором». Но этот переключатель (иерархии) потребностей может быть не единственным, а лишь низшим среди потребностей.
21
Между прочим, многое мы знаем. Но кое о чем важном даже не подозреваем. Например, большие кошки, как и малые (днём), тоже боятся толпы людей, криков и бросания в них камней и палок, кусков земли. Это знают пигмеи, отгоняя львов от добычи, и забирая ее себе – и этого не знает белый человек. А суть всё та же самая – иерархия потребностей. И не исключено, что именно эта деталь стала первым фактором антропогенеза. До начала создания орудий защиты преантроп ИСКАЛ нечто важное в естественной среде – камни, палки, куски дерна с травой…
22
Именно ситуация катастроф образует ментальный комплекс первобытного «коммунизма» (родового строя), где спасти популяцию рода или малой группы важней всего, и военного коммунизма, то есть состояний войн, которые всегда в обществе образуют опасности массовой гибели гражданского населения. Отсюда карточки, натуральное распределение, реквизиции излишков продовольствия и оборудования для нужд и требование альтруизма с ограничением личных особых интересов. Однако тему различий и оснований культур и ментальности мы отложим до социологии.
23
Фрагмент 5) существует лишь у Животных. Человек может на уровне сознания (представлений о смерти) испугаться тому, от чего он не знает спасения, не имея опыта боли. В случае страха без опыта спасения к страху может быть присоединено не только хаотическое поисковое поведение (истерика), но и полное уныние и апатия (выученная беспомощность), возможен и рациональный поиск спасения на сознании (без гарантий спасения).
24
Еще большего объяснения могут требовать ошибки, совершенные в том же духе в части экономики и социологии. Такова ключевая ошибка Карла Маркса, совершенная им вместе с Энгельсом в 1846 году при написании черновика «Немецкой идеологии» (Сочинения, 2 изд., Т. 3., с. 31). Впервые опубликован на немецком в 1932 г. и на русском в 1933. Причиной социального неравенства названо разделение духовного и физического труда (что верно). А в следующем абзаце указано, что «вместе с этим «дано» неравное распределение с выводом: «разделение труда и частная собственность, это тождественные выражения» (из чего [Четвертаков С. А. (2002)] следует, что второе – следствие первого). Ошибка инверсии (приравнивание следствия причине) легла в основу идеи «гармонизации» общества через экспроприацию частной собственности.
25
Это аргумент части бихевиористов – «простое повторение сигнал-рефлексного поведения может закрепляться без подкрепления». Мудро? Да, когда рефлекс совпадает с удовлетворением потребности. Так слюноотделение при впрыскивании кислоты в пасть не исчезнет никогда. Такой рефлекс – прямое действие по Винеру. Он прямой результат от «сигнального» воздействия – уменьшает концентрацию кислого.