bannerbanner
Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное
Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное

Полная версия

Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 13

2.4.7. Кто «вводит» иерархию потребностей в психику

Сказанное выше означает новое свойство диспетчера, без которого не может полноценно выжить адаптивная система. Переключающее свойство мы, конструкторы, должны ввести искусственно. Так иерархия адаптаций по ВАЖНОСТИ для ВЫЖИВАНИЯ системы становится вопросом адаптации вообще. И пока мы не знаем, как это сложилось в природе.

Психика должна выявлять и измерять уровень поступающих ощущений, а затем взвешивать (как? не ясно!) их ценность между собой. Для чего? – Ценность, и это уже выяснено нами выше, определяется пока только одним образом – важностью общей суммарной адаптации, выполнением всех трех функций Живого – сохранением Жизни и её передачи.

«Измерять и взвешивать» – легко сказано! Но, конечно, психика не «Палата мер и весов». Она способна работать почти только на подсознании. Подсознание оказывается нижним уровнем запуска потребности, то есть исключает понимание. Потому и порядок подсознания установлен эволюцией и отбором так, что суммарная адаптация по всем трем функциям обеспечивается, прежде всего, для особи20.

Суть программы – исчисление значимости или важности входной информации ощущений среды для выбора внутренних напряжений или потребностных состояний. Как мы уже знаем из наблюдений Ухтомского, диспетчер или природный автомат гасит, или тормозит все ощущения по остальным потребностям и перенаправляет их эффект (воздействие) на основное или доминантное напряжение. А напряжение как потребность усиливается от любых внешних воздействий. В системе животных, можно утверждать уверенно, это делается на подсознании. И решение эволюции – новые сигналы среды не должны отвлекать от главного, а лишь усиливать его.

А в наших обстоятельствах вопрос проще. Боль или голод? Что важнее? Для нас – представителей мыслящей материи – нет сомнений в том, что целостность частей системы или снятие угрозы такого разрушения важнее для выживания, чем недостаток энергетических ресурсов. И верно, недостаток пищи можно на время отложить. А отложить его для животного много важней – потому, что больное и неспособное животное не сможет обеспечить себя пищей. Ситуация психики, жадной до пищи и пренебрегающей болью, просто отсутствует. Так у больных людей нет аппетита. И с видами потребления то же самое. Глоток воздуха важнее глотка воды, а горсть воды дороже куска пищи21.

Теперь ясно, что в эволюции природа отобрала механизмы выбора и создала порядок, который обеспечивает все три функции живого. Безопасность есть условие последующего накопления и поддержания энергии, а постоянно и надежно поддерживаемая энергия позволяет обеспечить воспроизводство и передачу опыта.

2.4.8. Как возникают первые основания добра?

Мы оказываемся перед ситуацией, в которой на материальном и физиологическом, то есть, объективном и лишенном эмоций, уровне возникают аргументы, ведущие к первым ещё от Природы и Эволюции ценностным основаниям поведения, то есть к абстрактным понятиям добра как нормы для Жизни.

Для организма преодоление боли как сама возможность адаптации оказывается самой важной. Устранение боли и потому устранение насилия над Живым (Животным) важнее энергии, потребной для адаптации. И это понимание в сознании и историческом опыте Человека уже очерчено нормой на Вере – не убий, важнейшей заповедью Моисеевой. Такова и современная мораль чрезвычайных ситуаций – оказание помощи людям и даже животным, страдающим от боли, как и от голода. Критичность ситуации регулируется законом при спасении людей в случае гуманитарных катастроф и стихийных бедствий. Оказание экстренной медицинской помощи и распределения запасов воды и пищи, тепла, ведутся на основе нормирования и уравнительности и с запретом торговли. Включается приоритет спасения популяции – народа22. Есть еще одно следствие. Преимущественный порядок адаптации живого, выявленный психологией и физиологией, то есть НАУКОЙ, образует некие основания для политических форм существования общества. Пока в нашем опыте такая информация касается только самых драматических ситуаций – катастроф. Мы впервые видим, что научное знание, построенное на основаниях адаптации живого, может формировать требования для социального поведения, в частности, для его последовательности. Все это позволяет надеяться на то, что психологический анализ (иерархии Жизни) может приближать общество к наилучшим принципам поведения (Ценностям). И такие принципы способны претендовать на роль нравственных аксиом – императивов, но, наконец, не на вере, а на знаниях.

2.4.9. Состав и иерархия нужд зависят от среды

А теперь, наоборот, о разрушении стереотипов порядка.

В Эволюции безопасность или преодоление зла возникает позже, чем питание. Причина в том, что рост многообразия живого мира, и даже рост популяции одного вида, появляются как вторичные элементы среды, о чем уже сказано выше, 2.4.2. И можно сделать вывод, что в эволюции структура потребностей Живого не фиксирована от Сотворения Мира. Иерархия потребностей не застывшая в истории Животных догма, а подвижная часть их развития. В ней могут появляться новые потребности при усложнении среды.

Тогда новая юная потребность в эволюции (а позже и в социальном развитии) образует свое отношение с остальными, находит необходимое место в иерархии прежних потребностей с учетом важности всего комплекса функций Живого. Так возникает порядок реагирования, который собственно становится аксиомой или постулатом, принятым и биологически зашитым в психику.

Позже мы покажем, что ряд потребностей у человека возникает на основе культуры, то есть носит приобретенный (культурой и обучением) характер. Речь идет, прежде всего, о потребности безопасности 2, см. 3.6., любви (не путать с сексом) – 3.7., принадлежности – 3.8., уважения – 3.10. Кроме того, позже у части общества могут возникать метабазовые (личные) потребности. Таким образом, иерархия потребностей у Человека более подвижна, чем у Животных. Но динамика потребностей многократно стабильней в культуре общества, чем у личности, а потребности есть самая консервативная часть психики, которая пригодна к анализу человеческого поведения и мотивации. Вот почему потребности в обществе много удобней для анализа всемирной истории, чем динамика локальных культур, важная для конкретно-исторического места и периода

Каждый переход, а, значит, самый выгодный порядок из фиксированного списка потребностей, обоснован системной оценкой в эволюции их взаимной относительной важности для существования Животных и Человека в контексте переменной среды.

2.4.10. Появление анестезии в эволюции

При появлении боли наше внимание обращено на еще одну опасность, которая поджидает организм и психику.

При сильном воздействии боли (сигнале напряжения) реальная психика может не справиться с управлением. Болевой шок способен ее отключить. Боль относят к классу патологических болей, если из-за нее система управления адаптацией (животного и человека) не способна выполнять свои функции. А нарушение работы психики практически означает гибель её носителя.

На каком-то позднем этапе развития природы эволюция постаралась ограничить зависимость психики от боли с помощью анестезии – временного гашения боли в момент, следующий за ее появлением. Такова функция психики (6) – временное обезболивание организма.

Здесь есть одно обстоятельство, которое предположительно и как гипотеза является важным для человека вообще, но, вероятно, является изобретением природы.

Обезболивание включается в основном только для сражающихся за жизнь, то есть лишь в случае напряженной борьбы. Важный вывод сделала мировая наука, обнаружив, что боль после первого сильного проявления тормозится, чтобы дать возможность организму сконцентрировать оставшиеся силы на борьбе за выживание в «авральном режиме».

Обезболивание есть особый механизм адаптации, позволяющий организму в преодолении при максимальном напряжении сил (читатель, запомни это свойство, которое понадобится в потребностях творчества) получить последний шанс на сохранение – вырваться из опасности, являющейся источником боли.

Или иначе и еще раз! Тот, кто сражается и действует с усилием, снижает ощущение боли и получает шанс на спасение. Одновременно болевые ощущения спадают, а связь между мозгом и управляемой периферией сохраняется. Психика продолжает работать над спасением. Навыки могут выполняться и после появления боли, если есть борьба и движение.

Будет почти лишним отметить, что этот механизм построен тоже отбором в ходе эволюции. Выживали те, кто был способен сражаться. А сражение и преодоление переносят доминанту внимания (и мобилизации психики) с боли на борьбу. Выживали те, кто сражался, не обращая внимания на боль. Не это ли состояние демонстрируют смертельно раненые герои? Их продолжение борьбы есть на подсознании и борьба за жизнь.

Но потом у выживших носителей «упорства» наследовались те генетические отклонения в организме, которые:

1) при боли резко повышали тонус и активность сопротивления организма;

2) не давали самой боли разрушить систему управления адаптацией и

3) снижали некоторым образом (мы уже знаем – каким) общую чувствительность тех участков тела и внутренних органов, болевые рецепторы которых сообщали о боли.

Механизм, который придумала природа – обезболивание и одновременно положительное возбуждение, – оказал огромное влияние на дальнейшее развитие и адаптацию, включая и появления самого человека как высшей материальной субстанции, отражающей и активно исследующей окружающий мир и среду. Класс обезболивающих веществ – анальгетиков, обладающих свойством гасить боль, и одновременно создавать (положительное) возбуждение, ныне именуют опиоидами – веществами, подобными растительному в природе опиуму.

Однако новый инструмент оказался, как и всё в нашем мире, – обоюдоострым орудием в жизни и активности человека. Речь идет о роли эндогенных (вырабатываемых мозгом) опиоидов в проявлениях позитивного творчества, эстетики, познания, и о случаях самых тяжелых искажений в социальном поведении человека – на уровне высших личных или мета потребностей, см. ниже в 3.11.

2.4.11. Спасение от боли и сохранение информации

А теперь вернемся к появлению боли в нашей адаптивной машине. В случае боли для адаптации живого ВАЖНО, не только КАК спастись от боли. В этом состоянии важно, ЧТО является ПРИЧИНОЙ боли и КАК исключить повторное появление боли.

И верно – от голода и жажды нам не уйти. А вот без боли часто можно обойтись. Тогда и появляется вопрос – что является «причиной» боли? Но подобные вопросы, задает исследователь, когда изучает психику Животного.

«Причину» психика Животного «понимает» на тех же принципах, как и в случае с пищей. В животном мире нет представлений о причинах и следствиях или, так называемой, «каузальности» (причинности). Цепь событий или записанная последовательность образов в памяти – максимум, что может дать природа. И это то, что может «получить в ощущениях» Животное.

Для человека, как и для следователя – модная в России профессия – вопрос, какие ощущения и восприятия среды предшествовали важному событию, позволяет предположить ответ о причинах. Эту незамысловатую логику первой воспроизвела Эволюция. А причиной стала простота формирования в ОТБОРЕ психики у животных – ассоциация (т. е. связывание – использование) последовательности.

И верно! Появлению боли у Животного предшествует информация о приближении опасного объекта – запах, звуки и вид. Именно предыдущее восприятие потому и есть информация в не мыслящей природе о приближении боли.

Но ещё раз! Понятия причины (как и вообще понятий) в эволюции нет, есть только порядок событий – отражение ВОЗМОЖНОЙ причинности. По сути, в простой природе, которая не может ничего искажать, причина или её сопутствующий признак присутствует уже в самой последовательности.

И данные о последовательности событий, воспринимаемых в среде, Природа и Эволюция используют как исходный материал для извлечения информации по предупреждению боли. Можно ли представить цепь событий приближения боли? Да! Такова цепь «восприятие чужого объекта – приближение – боль». Причиной (для нас!) становится предшествующее событие – приближение чужого объекта.

А устранения боли, борьба с болью? Выживание, если остался цел, основано на бегстве. Тогда адаптацией от боли, при появлении боли, оказывается бегство. Бегство как разрешающее поведение присоединяется в продолжение цепи восприятия и следующего состояния боли. Так вся цепь событий утраты адаптации и её восстановления: «восприятие врага – боль – бегство – успокоение» оказывается чрезвычайно полезна для будущего. И заметим, что в данный момент мы формируем проект записи в память. Это ассоциация «сигнал приближения – боль – бегство».

2.4.12. Как записать опыт боли?

Система, которая выжила, должна записать трагический опыт в память. Это память только личного опыта, ощущений среды, тела и поведения. И вот здесь для конструкторов или «спасенных», возникает вопрос.

Как записать память о боли? И второй вопрос – а надо ли записывать боль и зачем ее записывать? Здесь далее два чисто технического вопроса.

Первый вопрос – можно ли записать боль в память? Мы уже знаем, что в мозг передается информационный сигнал много меньшей силы, чем те воздействия, которые создают в теле реальную боль. Записать в память точно то, что было по месту, но передано в психику знаком и отражением, невозможно.

Для чего нам требуется помнить боль? Для того, чтобы её воспроизвести? А что означает воспроизвести предшествующие болевые ощущения? Боль – драма для организма. Если бы была записана указанная выше связь, то необходимо было воспроизвести все то, что воспроизводит реальную боль.

Тогда на наш объект требуется снова навести те же самые физические воздействия другого внешнего и сильного объекта. И другого способа просто нет! Внешнее воздействие – огромная внешняя энергия, которой в нашей родной системе не существует, и, рассуждая формально, такая энергия должна быть аккумулирована и приложена к нашей системе извне. Но усилие не воспроизвести, но главное – сигнал не несет смысла. Ведь память до сих пор (при голоде) использовалась, чтобы снять потребность (и голод). А теперь наша потребность аверсивна, отрицательна. Нам требуется её (и боль) не повторить, а избежать. Потому «задача» Природы, и теперь и Разработчика, не повторить боль, а предотвратить её.

И в аверсии возникает совершенно иное решение. Нам – проектантам – опыта боли требуется избежать. И потому в память необходимо внести такую информацию, чтобы надежно ИСКЛЮЧИТЬ ПОВТОРЕНИЕ БОЛИ. Так появляется новая задача.

А что Природа? Она не мыслит, а только отбирает! Задача в природе заключалась в отборе потока результатов, когда наряду с пищевым и копирующим поведением появились опасности, конкурирующие виды и межвидовая борьба. Выживали в Эволюции только те особи, у которых принцип, порядок, уровень записи в память оказывались удобными для последующего и случайно обнаруженного использования, исключающего повторение боли и потому продлевающего жизнь.

И природа Живого нашла решение. Она подменила воспроизведение боли (что не возможно и вредно) реакцией или сигналом ТРЕВОГИ ОЖИДАНИЯ БОЛИ, а позже ТРЕВОГИ СПЕШНОГО УСТРАНЕНИЯ ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БОЛИ. Имя потрясению и «памяти о боли» – страх!

Как такое случилось в эволюции?

2.4.13. Как в эволюции боль подменяется страхом

Представим себе, что никаких специальных устройств по предупреждению боли в организме не существует. Какие живые системы оказывались бы в выигрыше в случае боли до появления специальных дополнений в психике?

На множестве идентичных адаптивных живых устройств наилучшими и наиболее выживающими устройствами были бы, оставались в живых (и потому продолжили свой род и копирование) те, которые смогли бы наиболее быстро преобразовывать ощущения боли в устраняющее поведение. Следовательно, наилучшей адаптацией или функцией адаптации будет функция, которая успевает минимально сократить или даже опередить боль. Она обязана преобразовать ощущение появления и ожидание приближения врага или важного опасного объекта в поведение бегства. И стало бы огромным достижением эволюции – заменить протокол событий «признак опасности – боль – бегство» в упреждающую запись «признак опасности как сигнал – страх – бегство, упреждающее боль».

Нам, конструкторам, ясно, что с признаком или сигналом приближения боли требуется как можно быстрее перейти к самому быстрому исполнению полезного и важного уже известного поведения. Страх (как рефлекс) может выступать непроизвольным инструментом ускорения.

Изящно? Несомненно! Но здесь изобретение сознания и анализа. Ни природа, ни животное не могли так ДУМАТЬ. Потому последовательность обязана была измениться в режиме приспособления и адаптации.

Первый феномен, возникающий на основе пережитой боли – страх. Как он появляется после спасения? Речь идет о формировании и использовании фрагмента памяти в связи с появлением боли от опасности, которая характеризуется своими признаками-предшественниками.


ФОРМИРОВАНИЕ СТРАХА В ПАМЯТИ

Страх, как можно предполагать, монтируется Эволюцией в виде повторения (вызова) сохраненной в памяти ассоциативной цепи «сигнал – воспоминание о боли и о поведении». Но в воспроизведении вырезан вредный фрагмент (информация о разрушении) и сохранена полезная часть с сигналами, мобилизующими организм и спасающим поведением. То есть в сохраненной памяти записаны формы поведения для спасения: бегство либо агрессия – собственное нападение. Кстати, бежать может и сильная сторона – от неожиданности.

Составим перечень информации для записи в память.

Чисто технически в систему памяти должен быть записан механизм запуска ТАКОГО ВТОРИЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ – СТРАХА, которое:

1) возникает по известному сигналу опасности;

2) идентично ожиданию боли как воспоминание о боли;

3) самым срочным образом мобилизует все силы организма для избегания боли, но

4) не причиняет физического вреда организму и

5) инициирует уже известную (по случаю переживания боли) устраняющую активность с максимально возможной скоростью, которая в идеале должна опередить опасность и приближение боли23.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХА

В момент появления признака опасности ассоциативно запускается страх – воспоминание о боли, а страх как вторичное внутреннее напряжение запускает то спасающее поведение, которое присутствует в ассоциативной памяти Животного по прецедентам предшествующего спасения.


СТРАХ КАК ПОТРЕБНОСТЬ И ФУНКЦИЯ ЖИЗНИ

Так мы приходим к выводу, что страх – тоже потребность, а не просто эмоция. Страх – всегда ожидание боли – вторичное напряжение, которое с максимальной скоростью запускает известное поведение спасения или мобилизует организм на преодоление опасности, даже неизвестной, см. 2.6.1. Но для Жизни – это вторая адаптивная функция – функция безопасности. И потому потребности, которые построены на аверсиях и лишении спокойствия (не на предвкушении), эта теория обязана именовать потребностями безопасности.


УСКОРЕНИЕ СПАСАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Обычно страх у Животного возрастает тем больше, чем больше задержка времени включения спасающего поведения. Следовательно, напряжение страха весьма вредно. Но, конечно, оно менее вредно, чем испытание самой боли.

Если страх возрастает, а боль не наступает, появляются новые процессы привыкания, которые изменяют оценку и страха, и важности признака опасности, см. 2.6.1.

Главная функция страха ускорить спасающее поведение. Фактически страх требует от особи и индивида постоянно совершенствовать свое спасающее поведение.


РАБОТА СТРАХА И ОПЕРЕЖЕНИЕ БОЛИ И БЕСПОКОЙСТВ

И далее возникает новое следствие изобретения страха в Эволюции. Страх, ускоряющий поведение, приводит к тому, что в некоторых случаях, а в лабораториях экспериментаторов почти всегда, поведение начинает опережать появление боли, то есть оказывается настолько спасающим, что практически становится гарантией избегания боли. И теме упреждения посвящен следующий раздел.

2.4.14. Страх исчезает при опережающем поведении. Инстинкт и навык

После испытанной боли и при появлении в следующий раз сигналов, предваряющих боль, животное будет испытывать страх и запускать спасающее поведение. При повторении и росте опыта спасения, запускаемого страхом, возникший навык начинает порою (не всегда) опережать возникающий страх. Страх тогда не появляется. А в наблюдениях извне (и в состоянии животного) можно видеть исполнение пары «сигнал – навык» или «сигнал – рефлекс». То есть сложная связь упрощается, и возникает подозрение, что перезаписанная связь уже не имеет фактором промежуточное ощущение страха, что связь переписана в более простую и новую связь «ощущение опасного объекта – бегство»? Однако это не так.

В природе, где среда остается в реальности опасной, опасность никуда не исчезает. Она ждет ослабления с возрастом любую особь. Со старением и ослаблением организма опасность может снова возрастать в связи с ухудшением реактивности и внимания.

В 2.8. мы покажем, что страх никуда не исчезает, он нередко не исчезает, даже если устраняются все его основания, то есть если исчезает и отсутствует опасность появления боли.

К теме страха и предвкушения относится и появление инстинкта у животных. Обычно под инстинктом понимают врожденные формы поведения. Однако практически все врожденные инстинкты в природе когда-то были приобретенными. Инстинкт – часто результат и форма поведения, постепенно превращенная из выученного поведения в первое – наследуемую предрасположенность к быстрому усвоению навыка. Второй более поздний результат Эволюции – формирование жесткого инстинкта БЕЗ ОБУЧЕНИЯ и с самого начала. Так 1) выученное из приобретенной памяти в Эволюции может постепенно переходить через 2) врожденные способности к обучению в 3) форму прямой врожденной рефлекторной связи.

2.4.15. Когда голод становится важнее боли

В анализе проектирования становится ясным, что в среднем боль и ее предотвращение важнее текущего состояния голода.

Но всегда ли так? Нет! – Если голод таков, что сил для охоты мало, но появилась возможность их пополнить, то психика забывает страх – «пан или пропал». Слабеющее животное «не понимает», но пытается сделать максимально возможное для сохранения Жизни. Налицо ситуация конфликта потребностей – голода и безопасности. Конфликт предполагает то самое понятие «воли», которое есть у человека, но бывает востребовано и может проявиться у животных, см. 2.12.2. Лучшим примером служит рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Более того, именно конфликт и стресс голода и страха послужил началом антропогенезу – волевому изготовлению орудий защиты для спуска с подлеска на грунт или для выхода в опасную зону, см. 2.13. И результаты восходят к использованию парадигмы адаптации и иерархии Маслоу-3.

2.4.16. Страх – тормоз агрессии. Первая рефлексия

У страха есть и более сложные функции. Страх – антитеза агрессии – страх тормозит агрессию и вообще активацию. Сличение энергопотребления и безопасности позволяет сделать вывод, что страх боли может препятствовать поиску пищи и нападению – «прямому процессу» в адаптивном цикле удовлетворения голода.

Если организм проявляет пищевую агрессию в условиях возможного по опыту отпора жертвы (и получения от нее боли), то и нападение ведется с помощью опасения возможной боли и частичной готовности к отступлению. Тогда агрессия через опыт боли начинает ограничиваться торможением через страх. Но успешная агрессия – ее опыт – может, наоборот, усиливать аппетит. Так обстоит дело у очень развитых животных и у не очень развитых людей.

До сих пор (в отсутствии функции страха) представлялось, что пищевая агрессия охоты и поиск природных внутривидовых ресурсов (а у животных они тоже являются предметом агрессии – пища, территория, самки) могут тормозиться лишь насыщением или победой над врагом. Без страха как торможения агрессия осуществляется лишь в режиме «Война до победного конца!» – это свойство агрессии кроется в её физиологии, см. 3.11.7.

На страницу:
10 из 13