Полная версия
Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины
Для того чтобы ответить на эти вопросы, лучше всего, опять-таки, обратиться к металлургии.
Если касаться вопроса о причинах получения материала не с теми характеристиками, с которыми планировалось получить, то тут придется вспомнить о том, что для осуществления успешного процесса встраивания атомов одного элемента в кристаллическую решетку другого, необходимо соблюдение двух условий.
Первое условие – это наличие определенного объема (количества) энергии. Если такой энергии будет достаточно, то такое встраивание произойдет достаточно легко, быстро и успешно. А вот если недостаточно, то такого встраивания вообще может не произойти.
Вторым условием является строгое соблюдение технологического режима. Если сократить время одного из циклов, то успешного встраивания атомов присадки в кристаллическую решетку основного материала так же может не произойти.
Если вернуться к вопросу этнообразования, то окажется, что невозможно пройти мимо таких вопросов как, продолжительность периода, за время которого и появляется новый народ, а так же, сколько должно быть затрачено для этого энергии?
Если о количестве энергии, необходимого для завершения процесса, сказать что-то внятного пока трудно, то в отношении продолжительности периода (период формирования), ответ получить можно. Исходя из многочисленных наблюдений, можно сказать о том, что такой период формирования, при наличии достаточного количества энергии, не может быть меньше шести периодов, продолжительность которых зависит от половой зрелости представителей народов или родовых групп, участвующих в процессе народообразования. Для удобства подсчета, продолжительность одного такого периода можно приравнять к двадцати четырем годам. В таком случае продолжительность всего процесса будет равно ста сорока четырем годам.
Таким образом, мы можем уточнить нашу формулировку о том, что такое этнос. Итак, этнос – это форма объединения и взаимодействия родовых групп, в период формирования нового народа.
Внешнее проявление процесса. Как же исследователю определить, начался новый процесс народообразования или нет? Завершился он или не завершился?
На помощь в этом вопросе приходит такой показатель как культура.
Как только на той или иной территории появляются новые образцы материальной культуры, можно утверждать о том, что на этой территории начался процесс образования нового народа. Именно скорректированный взгляд родовых групп на окружающий их мир и проявляется в появлении определенных форм их собственной материальной культуры.
Структура этноса. Как уже отмечалось, любой сплав имеет свою внутреннюю структуру, которая называется кристаллической решеткой. Такая решетка служит основой для расположения атомов химических элементов в сплаве (готовом материале).
Точно такие же процессы происходят и в этногенезе. По этой причине, если пробовать объяснить одни процессы через другие, то можно описать и то, чего раньше ни кто не описывал. К примеру, попробовать объяснить все описанные процессы через территориальную структуру.
Для этого предлагается еще раз взглянуть на структуры родовой группы, народа, этноса, сравнить их друг с другом и выяснить в чем состоит разница между ними и понять причина такой разницы.
Территориальные структуры родовой группы и народа на первых двух уровнях имеют внешнее сходство. Различия между ними появляются на третьем уровне. Если состав населенного пункта родовой группы был представлен кровными родственниками, то состав населенного пункта народа представлен уже не только кровными родственниками, но и семьями, происходившими из разных родовых групп.
И вот тут появляется вопрос о том, из кого состояли населенные пункты этносов? Ответ на наш взгляд, кроется в самом определении того, что такое этнос. Населенные пункты этносов должны были состоять из кровных родственников. Но в чем же тогда состоит отличие населенных пунктов родовых групп от населенных пунктов этносов? А отличие состоит в составе населения уездов или куреней. Если в родовой системе уезд (курень) был представлен кровными родственниками, то в этнической системе в уезде (курене) населенные пункты должны были быть представлены разным родовыми группами. К примеру, если в населенном пункте «А» проживали представители одной родовой группы, в населенном пункте «Б» – представители второй родовой группы, то в населенном пункте «В» – могли проживать представители третьей родовой группы.
Для лучшего восприятия написанного, внимание стоит обратить на Древнюю Грецию и в частности, на такую область как Арголида, в которой находились такие города как Аргос, Микены, Тиринф, Трезен и Эпидавр. В древности население названных городов состояло из представителей разных родовых групп, взаимодействовавших друг с другом, сплотившихся и впоследствии выступавших совместно против соседей в качестве сплоченной единицы. Так, что на этом примере мы имеем возможность представить, какой была этническая структура.
Но есть и второй вид территориальной структуры, в котором родовые группы проживают в едином общественно-политическом объединении, но каждая на своей изначальной территории. В качестве примера можно взять Спартанский этнос, который к 540 году до нашей эры так же состоял из пяти родовых групп: лакедемонян (спартиатов), мессенийцев, заракцев, фирейцев и пилосцев48. Несмотря на разный статус родовых групп в составе Спартанского этноса, все названные группы совместно выступали против внешнего врага. То есть, несмотря на разный статус каждой из родовых групп в Спартанском этносе, все кто входил в Спартанский союз ими расценивались в качестве своих, в то время как все, кто в этот союз не входил – в качестве чужаков.
Такая структура этноса очень хорошо прослеживается в археологии и в частности в захоронениях, когда археологи на территории одной культуры находят захоронения не только с разной ориентировкой покойников в пространстве (север, юг, восток, северо-восток и так далее), но и с захоронениями в разных позах (покойники уложены вытянуто на спине, скорчено на боку и так далее).
Важным моментом в появлении этноса является момент осознания родовыми группами, оказавшимися в общем котле (в составе объединения), единства, признание общих взглядов на мир всей массой людей, оказавшихся в составе такого объединения. Не отдельной группы (класса), исповедующей общую идеологию или свой взгляд на мир, а всей массой людей, оказавшейся в составе такого объединения.
Поскольку те, кто находится в котле (в составе этноса) воспринимает себя в качестве целостности, а всех остальных, кто не входит в ее состав, в качестве чужеродного элемента, то по отношению к чужеродным элементам (инородцам) действуют определенные правила поведения членов этноса. В этом случае этнос можно рассматривать еще и как общественно-политическую систему49. На этом основании можно даже дать еще одну уточняющую формулировку того, что такое этнос: Этнос – это общественно-политическая система родовых групп, входящих в такую систему.
Как уже отмечалось, родовые группы, не связанные между собой родственными узами, оказавшись в составе объединения, со временем начинают исповедовать мысль о неком единстве в составе такого объединения. В качестве наглядного примера можно взять современный российский этнос. На территории современной России проживает несколько родовых групп или народов. Такие народы и родовые группы, осознают свое единство в составе российского этноса. Все народы, входящие в состав российского этноса, воспринимаются своими, в то время как все остальные, которые не входят в состав российского этноса – чужими.
До тех пор пока существует осознание представителями групп, входящими в состав этноса, своего единства, этнос существует. Как только такое осознание исчезает – исчезает и этнос, а родовые группы или народы иногда начинают вновь обосабливаться.
Однако следует отметить, что чаще всего происходит обособление не отдельных родовых групп (элементов: железа, углерода или ванадия), а отдельных частей этноса (части готового сплава). В этом случае появляется не один, а несколько новых этносов. В качестве наглядного примера можно назвать этнические группы, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды. Если до момента распада Золотой Орды существовал единый татарский этнос, состоявший из отдельных родовых групп, то с распадом Золотой Орды эти группы никуда не делись, они лишь обособились в более мелкие этнические объединения, состоявшие из тех же самых родовых групп.
Закономерно возникает вопрос о причинах, не позволивших татарскому этносу Золотой Орды стать татарским народом Золотой Орды?
Если пользоваться философскими категориями, то такому понятию как этнос будут присущи такие характеристики как процесс и взаимодействие.
Субэтнос. Очень часто в литературе можно найти такой термин как «субэтнос». Однако, в вопросе определения того, что это такое, так же нет четкого понимания.
По этой причине, нам опять-таки, желательно обратиться к общепризнанному определению: Субэтнос (также, субэтни́ческая группа, родовая группа) – это компактно проживающее сообщество людей, принадлежащих к этнической общности, но отличающееся особенностями происхождения (своей историей), языком (диалект), культурными особенностями и мировоззрением.
Попробуем разобраться, так ли это на самом деле и насколько такая трактовка верна?
Для этого нам еще раз придется вспомнить о том, что этнос – это переходная форма от рода (родовой группы) к народу (межродовой).
Во-вторых, нам придется признать, что этнос – это еще и общественно-политическая система родовых групп, участвующих (или включенных) в процесс создания нового народа.
В-третьих, этнос – это форма объединения и взаимодействия родовых групп, в период образования новой (межродовой) группы (народа).
Таким образом, если этнос – это форма объединения и взаимодействия родовых групп и народов в период прохождения ими процесса формирования нового народа, то, субэтносом следовало бы назвать одну из групп, участвующих в таком процессе образования, но по каким-то причинам, оказавшуюся обособленной от основной массы формирующегося народа и отличающуюся от остальных групп, какими-то признаками.
Для понимания того, что же такое субэтнос, желательно, опять-таки, вернуться к примеру с плавкой металлов.
Но прежде чем приступить к такому рассмотрению, желательно вспомнить не только о самом процессе плавки, но и том, без чего сам процесс плавки невозможен в принципе. А невозможен такой процесс без соблюдения двух условий; без соблюдения технологического процесса, а так же без достижения и поддержания на всем протяжения плавки нужного температурного режима.
Если же, одно из таких условий в процессе плавки будет нарушено (температура плавления будет недостаточно высокой, будет неравномерно распределена по всему объему расплава), а время циклов плавки (технологический режим), по каким-то причинам будет сокращено, то мы не получим того нужного однородного материала, который планировали получить изначально. Иными словами, в результате такой плавки, в одной части плавильного котла, одних элементов может оказаться больше, а в другой – меньше.
Так вот, если металлург такой материал разольет в разные емкости, то велика вероятность того, что в одной емкости материал по своему составу и качеству будет отличаться по составу и качеству от материала, находящегося в другой емкости. В таком случае, в результате остывания, получится два (три, четыре) совершенно разных материала, каждый из которых по своим качествам и характеристикам будет отличаться от всех остальных образцов.
Точно такие же процессы происходят и в народообразовании. Если «температура плавки» будет недостаточно высокой, то родовые группы между собой не смогут перемешаться достаточно хорошо и по этой причине из них не получится однородной массы – единого народа (сплава). В результате завершения процесса народообразования (после остывания расплава), в разных частях территории, где и происходил процесс народообразования (плавки), окажется население с разным родовым составом.
Если все сказанное продемонстрировать на примере с плавкой металлов, придав всему этому условные обозначения и количественные показатели, то вполне может оказаться, что на одной части такой территории доля населения, состоящего из представителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a (железа – Fe), в общей массе такого населения может составить около 80 процентов, доля населения, состоящего из представителей Y-хромосомной гаплогруппы I (углерод – С), в общей массе такого населения может составить около 5 процентов, и доля населения, состоящего из представителей Y-хромосомной гаплогруппы N1a1 (ванадия – V), в общей массе такого населения может составить около 15 процентов.
На другой же части такой территории соотношение представителей родовых групп (сплава) в общей массе населения может быть уже совершенно иным. Тут в общей массе населения доля представителей Y-хромосомной гаплогруппы R1(железа – Fe), может составить 20 процентов, представителей Y-хромосомной гаплогруппы I (углерода – С) – 42 процента, а представителей Y-хромосомной гаплогруппы N1a1 (ванадия – V) – 38 процентов.
На третьей части такой территории состав может отличаться как от первого случая, так и от второго.
Более того, в разных частях такого остывшего сплава, соотношение одних и тех же химических элементов может оказаться разным: в одном месте больше, в то время как в другом – меньше.
Если все сказанное применить к этнологии, то сплавы, образовавшиеся в разных частях плавильного котла и различные по своему составу, как раз и следует называть субэтносами. То есть, не смотря на то, что котел, в котором и происходила плавка, был один и тот же, а в процессе народообразования участвовали одни и те же родовые группы, результат может оказаться совершенно разным. В результате остывания, такие субэтносы неизбежно превратятся в разные народы.
В этом случае стоит отметить, что, несмотря на разный результат, в самосознании представителей таких субэтносов такое прошлое будет всегда восприниматься как единое прошлое (в качестве общей истории).
Для наглядного примера возьмем такой современный народ как аланы (осетины), которые в своем составе имеют пять субэтнических групп: дигорон (дигор), ирон (ир), туал, къуыдар и тагаур50.
Каждая из этих групп в Осетии имеет свою собственную территорию проживания. В то же время стоит отметить, что на территориях проживания каждой из таких групп проживают и представители других родовых групп. Несмотря на такой смешанный состав населения на таких территориях, население таких территорий всеми воспринимается как некое целое. По отношению к неосетинскому населению, проживающему вокруг осетин, все представители названных родовых групп осознают себя в качестве алан или осетин и в качестве единого народа. Точно так же, в качестве единого народа, воспринимают осетин и все их соседи.
В связи с существованием в составе осетин родовых групп, следует признать, что процесс образования осетинского (аланского) народа до сих пор так и остался незавершенным. Поскольку эти осетинские группы до сих пор не слились воедино и даже обособились друг от друга и, более того, все вместе себя воспринимают в качестве единой общности, следует признать, что мы имеем дело не с осетинским (аланским) народом, а всего лишь с осетинским (аланским) этносом.
Поскольку, этнос – это промежуточная стадия в объединении родовых групп, находящихся в процессе образования нового народа, стоит пару слов сказать и о временной характеристике. Если в качестве примера брать все тех же осетин, то придется признать, что процесс превращения родовых групп в народ, может быть как растянутым во времени, так и ограниченным в нем.
В связи с этим, закономерно появление вопроса о причинах, способствовавших удлинению этногенетических процессов во времени? А причина, как уже отмечалось, состоит в достаточном или недостаточном количестве энергии и соблюдении технологического режима. Судя по тому, что группы аланов (осетин) не растворились друг в друге, но продолжают существовать в таком виде и по настоящее время, то приходится констатировать то, что количества энергии, необходимого для образования такого народа как аланы, оказалось недостаточно. Но может быть и другая причина – имело место нарушения технологического режима.
Принадлежность к этносу. О принадлежности отдельных представителей родовых групп к отдельно взятому этносу можно проследить на примере кочевых народов, у которых такая принадлежность прослеживается достаточно ярко.
В качестве примера возьмем еще один этнос – казахский. Все рода (ру), входящие в состав казахского этноса, считают себя казахами (осознают единство в составе казахского этноса), хотя и помнят свое происхождение. При этом взаимодействуют такие рода между собой на равных на одном уровне (нет подчинения одного рода другому).
С другой стороны, представители таких родовых групп осознают свое единство в составе этноса, но не забывают выделять себя в нем в качестве особой самостоятельной единицы. Каждый из таких родов достаточно хорошо взаимодействует с другими родами на своем уровне, но, в то же время, каждый из них подчинен объединяющей этнической системе.
Если же попробовать отыскать причины в объединении таких родовых групп в этнос, то обнаружится, что такой причиной служит такое понятие как самодостаточность. Именно отсутствие самодостаточности отдельной родовой группы (рода) и определяет ее потребность в объединении с другими родовыми группами в составе казахского этноса (объединения).
При этом следует отметить, что фактор самодостаточности проявляется только лишь на уровне этноса, в то время как на уровне родовой группы такой самодостаточности не прослеживается.
Если привязать сказанное к физическим процессам, то фактор самодостаточности или недостаточности определяется достаточностью энергии у родовой группы для осуществления ею процесса собственной жизнедеятельности. Когда система чувствует, что ей такой энергии не хватает, она начинает искать вокруг себя источник дополнительной энергии, а найдя его, стремится к тому, чтобы обеспечить себе доступ к такому источнику энергии или владеть этим источником энергии и пользоваться такой энергией на постоянной основе. К примеру, в обозримом прошлом, изъятие такой энергии выглядело в виде уплаты дани одной родовой группой в пользу второй родовой группы.
Личная принадлежность. Как уже отмечалось, в определении этнической принадлежности не менее важна и такая составляющая, как осознание представителем народа своей личной принадлежности к общественно-политической структуре, в которой он и находится. Если индивид осознает свою принадлежность к какой-то общественно-политической структуре, то он является частью именно этой общественно-политической структуры, а значит и представителем этого этноса или народа. Например, русские Украины осознают свою принадлежность к общественно-политической структуре России, даже не смотря на то, что живут в Украине и находятся в составе ее общественно-политической структуры. Именно российскую общественно-политическую структуру русские Украины воспринимают в качестве своей. Это и определяет то, что они русские. Украинская общественно-политическая структура ими может восприниматься по-разному, но не признается своей, а значит, является чужой (инородной и чужеродной). Но как только русские Украины станут осознавать свою принадлежность к общественно-политической структуре Украины и перестанут осознавать свою принадлежность к общественно-политической структуре России, даже, несмотря на наличие у них русских фамилий и родства с русским народом, они станут украинцами и называть себя будут украинцами. При этом фактор принадлежности к этносу будет первичным, а фактор родства (принадлежность к народу) – вторичным. То есть, родство будет уходить на второй план. По этой причине, Екатерина II, урожденная немка (частица немецкого народа), является русской с момента осознания ею своей личной принадлежности к русскому народу и этносу, к его общественно-политической структуре и осознания этой структуры в качестве своей собственной. В этом отношении хороша татарская пословица: «татарка, вышедшая замуж за узбека, с момента замужества перестает быть татаркой и становится узбечкой».
Результат. Но, как нами уже отмечалось, этнос – это состояние, в котором пребывают народы (родовые группы) в процессе народообразования. Как показывает история, этносы, как и народы, появляются и исчезают. В связи с этим, историки и социологи задаются вопросом, куда деваются люди, когда исчезает этнос или народ, вовлеченный в процесса народообразования?
Оказывается, люди никуда не исчезают, не испаряются и не улетают в космос. Они остаются там же, где жили и раньше. Все в дело в том, что не совсем корректно поставлен вопрос; дело в том, что этнос, как нами уже показано, может существовать достаточно долго, может распасться на исходные родовые группы, а может превратиться в совершенно новую общность – народ.
Более того, вновь обособившиеся родовые группы могут сохранять свою самостоятельность, а могут быть вновь вовлечены в процесс формирования нового народа. Но в этом случае представителям таких родовых групп предстоит серьезная трансформация собственного сознания. Им предстоит выбрать путь своего дальнейшего развития: или войти в состав нового этноса, став его частью, осознать свою принадлежность к такому этносу, его общественно-политической системе и, в итоге раствориться в нем, или остаться самим собой (остаться частью старого этноса или народа), законсервировав в памяти свою принадлежность к старой родовой группе.
Распад этноса или, говоря другим языком, потеря этносом собственной общественно-политической структуры, и вхождение его частей полностью или частями в состав новой общественно-политической структуры (в состав нового этноса), означает исчезновение прежнего этноса. То есть, просто происходит смена формы бытия и взаимоотношений. То же самое следует сказать и о той части этноса или народа, которая находится в составе другого этноса и проживает дисперсно. В качестве примера можно взять все тех же русских, проживающих в США, в Украине, Германии.
Пассионарность. Понимание того, что такое этнос, позволяет понять одну особенность поведения представителей этноса. У Л.Н. Гумилева имеется график, отражающий рост и спад пассионарности. Недоверие к этому графику объясняется одной простой причиной – нестабильностью. У одних этносов пик пассионарности наблюдался через триста лет после начала своего формирования, у других – через двести. Разница должна быть чем-то объяснена, а у Гумилева Л.Н. такого объяснения нет. Если рассматривать этнос как объединение носителей генетической информации (носителей гаплотипа или гаплогруппы), то ответа о причинах появления пассионарности как не было, так и не будет. Но как только мы вспомним о том, что этнос – это общественно-политическая система, как тут же отыскивается и ответ. Оказывается, пассионарность растет ровно до тех пор (энергия возрастает до тех пор), пока не завершено строительство структуры (кристаллической решетки) общества, пока не поделены и не закреплены места в этой структуре за определенными представителями общества (пока элементы не встроились в кристаллическую решетку). Как только такое распределение и закрепление состоялось, система начинает работать в сбалансированном режиме и происходит спад пассионарности.
Гомеостаз этноса или народа – это, по сути, удовлетворенность обществом в целом и каждого его представителя в частности, функционированием той системы и тем положением, в которых находится каждый отдельный представитель такого общества. Поэтому-то народ, находящийся в состоянии гомеостаза, наиболее устойчив к проявлению внешнего воздействия: все места поделены и чужакам здесь не место.
Часто задают каверзный вопрос, а что больше, народ или этнос? Вопрос с подвохом, но он относится к продолжительности жизни во времени (большей или меньшей). Если брать родословную составляющую, то важно помнить, что родовая группа может находиться вначале в составе одного этноса, после этого второго, а затем и третьего. С исчезновением этноса состав родовой группы, о чем говорил один ученый, не исчезает, он продолжает существовать, но может входить целиком в состав одного этноса или входить одновременно частями в несколько общественно-политических систем.
То же самое можно сказать и о народе. Народ может входить полностью или частью в состав другого этноса. К примеру, современный мир таков, что русский народ одновременно находится в составе нескольких этносов: российского, украинского, белорусского, эстонского, латвийского, литовского, казахского и в других. То есть, русский народ, территориально проживая в составе других народов или этносов, входит в состав общественно-политических систем этих народов и этносов, но его родовая составляющая продолжает существовать неизменной, не смотря на политическое разъединение.