bannerbanner
Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины
Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины

Полная версия

Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 10

Все дело в том, что «положение умершего в могильной яме является наиболее консервативным элементом погребального обряда и, как правило, несет на себе большую символическую нагрузку. Эта часть обряда является наиболее регламентированной, т. е. каждое отличное помещение костяка в могильную яму вызвано определенными изменениями в мировоззрении древнего населения или особенностями жизни и смерти умершего»54.

Получается, что на сегодняшний день, единственным признаком (маркером) определения происхождения того или иного этноса, народа или родовой группы, а вместе с этим и территории их проживания, может служить только лишь обряд захоронения, а в нем – поза покойника с определенной ориентировкой по частям света.

Поза и ориентировка покойника в погребении по сторонам света позволяют понять еще кое-что.

Во-первых, по позе покойника в захоронении можно понять по чьей линии ведется родство в родовых группах и народах? Кто оказывается в роли доминирующего этноса, а кто в роли подчиненного? К примеру, на территории той или иной археологической культуры в одно и то же время встречаются два, а то и три вида погребений. При этом во всех погребениях позы покойников и их ориентации в пространстве, разные. Можно ли на основании таких захоронений определить, какая группа была доминирующей на этой территории? Оказывается, можно. Для этого достаточно посмотреть на то, в каких захоронениях содержится наиболее богатый инвентарь.

Во-вторых, стоит затронуть и такой важный аспект в этнической истории, как изменения в идеологической и духовной жизни родовых групп, входящих в этнос. Признаки того, что этнос поменял мировоззрение (принял новую религию), достаточно хорошо обнаруживается при раскопках. Такие изменения могут проявляться в форме могильного сооружения (курган, насыпь), в виде могилы (катакомба, подбой, простая могила), состава погребального инвентаря и т.д. Единственно, что свидетельствует о неизменности родового состава этноса – это поза покойника в захоронении и ориентация покойника по сторонам света.

А вот если на рассматриваемой территории произошли изменения в ориентировке покойника в захоронении по сторонам света и в обряде погребения, то можно говорить или о смене населения на этой территории, или о начале нового процесса этногенеза, а, значит и о подчинении одной родовой группы другой. Отсюда же вытекает и обратная сторона таких изменений. Если на рассматриваемой территории, несмотря на бурные события, в захоронениях сохранился прежний обряд погребения, в том числе, поза покойника в захоронении и его ориентировка в пространстве, относительно сторон света, то следует говорить о том, что прежняя родовая группа устояла в столкновениях с соседями и вышла победителем в противостоянии с ними.

Если же на рассматриваемой территории в дополнение к существующему обряду погребения добавился еще один обряд, то это означает, что пришедшая на рассматриваемую территорию группа нашла общий язык с местным населением и, на рассматриваемой территории, начался процесс формирования нового объединения (этноса).

После таких разъяснений, не трудно заметить, что нас интересует вопрос, какая именно родовая группа (этнос) проживала на той или иной рассматриваемой территории? Интересует и вопрос о том, когда такая родовая группа пришла на эту самую территорию? Интересует и то, как именно шел процесс адаптации этой пришедшей группы к условиям новой местности? Так же интересно и то, как долго эта группа осваивалась на рассматриваемой территории? Осталась ли эта самая группа на этой территории или же куда-то мигрировала? Если мигрировала, то куда, когда и как?

Лакмусовой бумажкой, отражающей факт изменения этнического (родового) состава на той или иной территории, следует считать изменения археологической культуры. Как только на той или иной территории поменялась археологическая культура или появились признаки, характерные для другой культуры – ищи изменения в родовом составе населения на этой территории.

И наоборот, если на какую-то территорию пришли новые родовые группы – жди того, что, через какое-то время, появится новая археологическая культура, а с ней появится и новый этнос.

Но, как уже отмечалось, изменения культуры на рассматриваемой территории не всегда означают уход с этой территории прежнего населения, а это опять заставляет исследователя искать форму захоронения и смотреть, как именно, в какой позе и как ориентирован в пространстве покойник.

Таким образом, благодаря наблюдениям за захоронениями появляется возможность реконструировать этническую историю не только в целом, но и отдельно взятой родовой группы, этноса, субэтноса, находящихся в составе более крупного этнического объединения, а также историю отдельных родовых групп, проживающих по-соседству друг с другом. Благодаря этому можно увидеть, как происходит взаимодействие родовых групп не только друг с другом, но увидеть и то, как происходит такое взаимодействие на региональном и планетарном уровнях. Предлагаемая особенность позволяет описать такие процессы, выявить причины, приводящие к изменению в родовом составе территорий и движению народов в пространстве и во времени.

Но отсюда же следует еще один вывод: если археолог находит подтверждение проживания на одной и той же территории представителей двух родовых групп, двух типов захоронений, двух видов захоронений, предметов обихода, можно говорить о начале процесса формирования нового этноса, в котором доминирование распределено (поделено) между представителями аборигенной и пришлой родовой групп.

Вывод. Итак, мы условились, что для проведения идентификации той или иной родовой группы, в том числе и скифов, нам предстоит обратить внимание на позу покойника в погребении и ориентацию костяка в пространстве относительно сторон света.

Безусловно, если бы существовали данные палеогенетики, то для идентификации лучше всего было бы взять именно эти данные. Но в связи с их отсутствием, мы предлагаем пока воспользоваться именно этим способом идентификации.

Если рассматривать погребальный обряд степного населения времен жизнедеятельности скифов, то не сложно заметить, что на всем пространстве евразийских степей поза покойников в захоронениях и их ориентация в пространстве на разных территориях степей, были разными.

Если считать скифами ту же группу населения, о которой повествовал и Геродот, то оказывается, что покойников у скифов принято было хоронить в вытянутом положении на спине (вытянуто на спине) головой на восток. Другой ориентировки у скифов, о которых и повествует Геродот, не существовало.

Таким образом, критерием поиска места проживания скифов и их предков, в нашей работе будет именно поза покойника в захоронениях: вытянуто на спине головой на восток. Ни одна другая группа, кроме той группы, которую описывает Геродот, пусть и использовавшая в захоронениях ту же самую позу покойника и ту же ориентировку покойника в пространстве, не может быть названа скифами.

Не может быть названа скифами и та родовая группа, которая находится на удалении от региона, обозначенного Геродотом. Это могут быть родственники скифов, но не сами скифы.

Часть I

V

. Археологические культуры степной полосы Евразии перед приходом скифов в европейские степи

Вступление. Итак, после того как нами назван отличительный признак, характерный для скифов, мы можем приступить к следующему этапу в нашей работе.

Для того, чтобы назвать координаты территории, которую и следует назвать прародиной скифов, нам придется не только найти на просторах азиатских и европейских степей археологическую культуру, в которой содержатся названные нами отличительные признаки в захоронении, но еще и сопоставить между собой ситуацию, существовавшую на просторах евразийских степей до начала переселения предков скифов на новую родину, с ситуацией, которая сложилась сразу же после прибытия предков скифов в Европу.

Однако прежде чем приступить к такой работе, стоит пару слов сказать о форме подачи материала. Делается это с одной единственной целью; во избежание путаницы.

В такую форму будет входить: описание координат территории археологических культур, временные рамки существования таких культур, указание на вид хозяйственной деятельности населения, проживавшего на территории такой культуры (по возможности), и положение покойника в захоронении с его ориентацией относительно сторон света.

При этом мы обращаем внимание на то, что основной целью такого сопоставления на данном этапе, будет определение положения покойника в захоронении с его ориентацией по сторонам света в археологических культурах. Никакого иного описательного материала на данном этапе нашей работы, нами представлено не будет.

Осмотр начнем с Прибайкалья и обратимся для этого к карте археологических культур Прибайкалья 740 г. до н.э. (Рис. 1).



Рис.1. Прибайкалье. Карта археологических культур 740 г. до н.э.

Якутия. Территория, находившаяся к востоку от реки Лены, была занята усть-мильской культурой55. Носителем усть-мильской культуры сегодня признаны предки юкагиров, которых по языку относят к уральской языковой группе56. Покойников население усть-мильской культуры хоронило вытянуто на спине головой на юго-запад.

Прибайкалье и Забайкалье. В бассейне реки Ангары (Южное Приангарье), в Приольхонье, в низовьях Верхней Ангары (север Байкала) проживало население, оставившее бутухейскую культуру (XIV-V вв. до н.э.)57. По-сути Центральное, Северное и Западное Прибайкалье было вотчиной бутухейцев. Население бутухейской культуры хоронило покойников вытянуто на спине головой на юго-восток58.

Но бутухейцы жили вокруг Байкала не одни.

В Приольхонье, среди бутухейцев, проживала группа населения, хоронившая покойников вытянуто на спине головой на северо-запад. Скорее всего, можно говорить о неком родстве этой группы с населением китойской культуры. Группа была немногочисленна и захоронения встречаются крайне редко. Оставшиеся артефакты этой группы получили название культуры будунского типа59 (XI-VIII вв. до н.э.). Население занималось пастбищным животноводством кочевого типа.

В районе Приольхонья проживала еще одна группа населения, получившая название культуры шумилихинского типа (IX-VIII вв. до н.э.). Шумилихинцы хоронили покойников вытянуто на спине головой на север60.

Но и это еще не все. В Приольхонье и в среднем течении реки Куда проживало и население тырганской культуры. Тырганскую культуру обычно идентифицируют как культуру плиточных могил тырганского типа (XII-VII вв. до н.э.)61. Такая классификация имеет свои недостатки, а почему именно, читатель сможет ознакомиться ниже по тексту. Покойников население тырганской культуры хоронило вытянуто на спине головой на восток. Население занималось животноводством кочевого типа.

В низовьях Селенги (от Уды до Байкала) проживала группа населения, хоронившая покойников вытянуто на спине головой на восток и северо-восток62. Эта группа населения учеными ни как не идентифицируется, но по ориентировке и положению покойников в пространстве выясняется, что такая группа является потомком селенгинско-даурской культуры (ХХ-XV вв. до н.э.).

В то же время, в Южном Прибайкалье встречаются и захоронения, в которых покойник уложен в скорченном положении на боку ногами перпендикулярно к течению реки63. Скорее всего, можно говорить о группе населения шиверской культуры, оказавшейся в низовьях Селенги в конце XIV века до нашей эры.

Южное побережье Байкала вследствие отсутствия обширных пастбищных угодий продолжало оставаться районом, в котором преобладало население, занимавшееся охотой, собирательством и рыбной ловлей. Здесь проживало население шиверской культуры (XIII-VIII вв. до н.э.)64. Покойников «шиверцы» укладывали в скорченном положении на бок ногами к руслу реки (течению реки). Встречаются на территории шиверской культуры захоронения как в вытянутом положении на спине, так и в сидячем положении, но все они ориентированы головой в верховья рек.

Междуречье Селенги и Баргузина было занято населением доронинской культуры. Население этой культуры хоронило покойников скорчено на левом боку с ровной спиной головой на юго-восток.

Монголия. Степи в долине реки Селенги в Монголии были заняты населением, оставившим культуру плиточных могил (XIII-III вв. до н.э.)65. Население названной культуры занималось кочевым животноводством, разводя коней, крупный и мелкий рогатый скот (коров, овец и коз)66. Особенностью названной культуры было то, что могилы покойников имели ограды из каменных плит, а покойники в захоронениях в этот период были уложены на спину в вытянутом положении головой, преимущественно на восток, юго-восток и восток-юго-восток67.

В междуречье Керулена, Аргуни и Онона, проживало население хэнтэйской культуры (XVIII-II вв. до н.э.)68. Население названной культуры, так же как и население культуры плиточных могил, занималось коневодством и овцеводством, но покойников население хэнтэйской культуры хоронило в положении на спине головой на север и лицом на восток с поджатыми ногами. Если покойника хоронили в сидячем положении, то его лицо должно было быть обращено на юг. Это указывает на то, что общим у населения хэнтейской культуры с населением культуры плиточных могил было только лишь хозяйство.

К северо-востоку от хэнтэйской культуры (к северу от рек Онон, Шилка и Аргунь – на юге и до хребта Яблоневого – на севере) проживало население-носитель дворцовской культуры (XV-IV вв. до н.э.)69 отличавшееся как от культуры плиточных могил, так и от хэнтэйской культуры. «Дворцовцы» так же как и «плиточники», занималось разведением коней. На этом основании некоторые исследователи считают дворцовскую культуру одним из вариантов культуры плиточных могил70. Однако тот факт, что ориентация погребенных в дворцовской культуре отличалась от ориентации погребенных в культуре плиточных могил, указывает на то, что это были не только две разные культуры, но и две разные родовые общности. Если «плиточники» хоронили своих покойников вытянуто на спине головой в сторону востока и юго-востока, то «дворцовцы» хоронили своих покойников вытянуто на спине головой на северо-восток. Помимо этого следует учитывать и время появления дворцовской культуры. В погребальном обряде населения дворцовской культуры устойчиво прослеживаются те элементы, которые «дворцовцы» восприняли у более древнего населения края, оставившего крупные куполообразные округлые курганы на вершинах возвышенностей в эпоху позднего неолита и раннего металла: в них находят вещи, которые напоминают дворцовские, однако выполнены они из других материалов71.

Маньчжурия. Течение реки Нонни72 (от реки Чол до реки Сунгари), было занято двумя культурами Байцзиньбао (X-V вв. до н.э.)73 и Пиньянг (770-476 гг. до н.э.)74. К сожалению, в литературе не удалось найти внятного описания погребального обряда населения этих культур, что может указывать на использование в качестве обряда погребения кремации.

Территория к юго-востоку от этих двух культур была занята культурой Ситуаньшань (X-III вв. до н.э.)75.

Территория, к северу от реки Чол и до верховьев рек Номиньхэ и Ганьхе было занято населением, оставившим культуру Ханьшу I.

Территория к югу от реки Ло (Лохэ) до полуострова Ляонин была занята населением, оставившим культуру Верхний Сяцзядянь (1100-600 гг. до н.э.)76. Население названной культуры хоронило покойников в деревянных гробах вытянуто на спине головой на восток и юго-восток.

Территория к северу от царств Чжоу. К западу от культуры Верхний Сяцзядянь проживало население, известное по двум археологическим памятникам: Янкинг и Чанпин. Китайцы это население называли горными жунами.

Степные просторы к северу от китайских провинций Хэбэй, Шаньси, Шэньси, и Хэнань (к западу от Янкинг и Чанпин) были заняты населением, оставившим культуру Чаодаогоу (IX-VIII вв. до н.э.)77. Население занималось животноводством. Покойников население культуры хоронило вытянуто на животе головой на восток лицом вниз (ничком). Надо полагать, это население китайцы тоже причисляли к жунам.



Рис.2. Карта археологических культур Дальнего Востока 740 г. до н.э.

Ордос был занят потомками ордосской бронзовой культуры78. Покойников население хоронило вытянуто на животе головой на восток лицом вниз (ничком).

Юг территории Нинся-Хуэйского автономного района был занят культурой Танван (1000-700 гг. до н.э.). Покойников «танванцы» хоронили в вытянутом положении на спине головой на запад.

Север территории Нинся-Хуейского автономного района так же был занят населением, ноторое хоронило покойников вытянуто на спине головой на запад и северо-запад.

Центр Ганьсу был занят культурой Шацзин79 (1000-650 гг. до н.э.), население которой хоронило своих покойников вытянуто на спине и скорчено на боку головой на север.

Запад современной провинции Ганьсу был занят культурой Лингтай (X-VIII вв. до н.э.)80. Население хоронило покойников на правом боку головой на север с ровной спиной и поджатыми ногами.

К югу от Ганьсу была распространена культура Сиба (XI-конец VIII вв. до н.э.).

Синьцзян. Территория на стыке Алтайских гор и южных гор Восточного Тянь-Шаня была занята культурами тяньшаньбейлу (919-200 гг. до н.э.)81 и Баньцзегоу (1500-500 гг. до н.э.)82.



Рис.3. Карта археологических культур Приуралья, Казахстана и Восточного Туркестана 740 г. до н.э.

В районе Урумчи существовала культура Гумугоу (1500-500 гг. до н.э.)83. На момент, рассматриваемый нами, на территории названной культуры проживало две родовые группы, каждая из которых покойников хоронила по-разному: одна родовая группа покойников хоронила уложенными на левом боку в скорченном виде с поджатыми к груди ногами головой на восток. Вторая группа хоронила покойников посредством кремации.

Территория бассейна реки Тарим (в северных предгорьях Куньлуня от города Ния до озера Лобнор) была занята культурой «таримских мумий»84 или, по-другому, черченская культура (XI-II вв. до н.э.)85.

Территория к югу от города Саньтанху (северные предгорья Тянь-Шаня) была занята культурой Сыдаогоу (1500-500 гг. до н.э.)86. Археологические находки подтверждают связь этой культуры с культурой Сиба87. То есть, население принадлежало к цянам.

Минусинская котловина в то время была занята населением, оставившим Минусинскую курганную культуру88. Это население можно назвать далекими предками хакасов. Покойников «минусинцы» хоронили под курганами, под которыми порой, размещалось по несколько могил. Ориентировка покойников – головой в северо-восточном направлении.

Встречаются и захоронения, в которых покойник уложен на спине в вытянутом положении головой на юго-запад89, что можно понимать как миграцию части населения родственного населению усть-мильской культуры.

К северу от территории Минусинской курганной культуры проживало население-носитель черноозерско-томской андроновской культуры90.

Предгорья Монгольского Алтая. Вдоль западных предгорий Монгольского Алтая проживало население, оставившее культуру Кээрмуци91. Население состояло из трех родовых групп, о чем свидетельствуют разные положения покойников в захоронениях. Покойников население хоронило вытянуто на спине головой как север, на спине головой на запад с согнутыми в коленях ногами, поднятыми вверх, в скорченном положении на правом боку головой на восток.

Территория Южных Саян, Центральной и Северо-Западной Монголии (к западу от территории культуры плиточных могил) была занята населением монгун-тайгинской культуры (XII-VIII вв. до н.э.)92. Покойников население моргун-тайгинской культуры хоронило в положении вытянуто на боку, головой на северо-запад.

Бассейн реки Бии был занят населением, оставившим бийкенскую культуру (конец IX – 1-я половина VIII вв. до н.э.)93. Население куртского этапа бийкенской культуры хоронило покойников скорчено на правом боку головой на северо-запад.

Территория вокруг озера Зайсан (от Алтая до Тарбагатая) была занята населением, оставившим усть-куюмскую культуру (XI-VIII вв. до н.э.)94. Население усть-куюмской культуры хоронило покойников скорчено на левом боку головой на восток.

К северу от усть-куюмской культуры и к западу от бийкенской, в междуречье Оби и Иртыша, проживал народ, оставивший карасукскую культуру (1400 – 800 гг. до н.э)95. Население карасукской культуры состояло из трех родовых групп: одна родовая группа хоронила покойников вытянуто на спине головой на восток, но с поднятыми вверх коленями, вторая – в вытянутом положение на боку головой на восток. Третья группа населения хоронила покойников в вытянутом положении на спине головой на северо-восток96.

Территория гор Каратал (к югу от усть-куюмской культуры) была занята населением, оставившим кульсайскую культуру (XI-VIII вв. до н.э.)97. Покойников «кульсайцы» хоронили скорчено на левом боку головой на запад.

Просторы Семиречья, были заняты населением-носителем картусской культуры (VIII–VII вв. до н.э.)98, которую относят то к кругу андроновских культур, то к кругу кельтеминарных. Население покойников хоронило в скорченном положении на левом боку головой на северо-запад.

Территория Центрального Казахстана (полупустыни от озера Зайсан на востоке и до Мугоджар на западе, до степей на севере и до Балхаша, Сарысу, Буланты и Иргиза на юге) была занята населением, оставившим бегазы-дандыбаевскую культуру (XIII-IX вв. до н.э.)99, которую с одной стороны относят к кругу андроновских культур, а с другой – к кругу культур валиковой керамики100. Погребенные в захоронениях были ориентированы головой на юг. Положение костяков в погребениях – скорчено на правом и на левом боку.

К западу от черноозерско-томской андроновской культуры в лесостепях Барабы и степных просторах междуречья Иртыша и Оби проживало население, оставившее ирменскую культуру (X—VIII вв. до н.э.)101. Покойников население ирменской культуры хоронило вытянуто на спине головой на северо-запад, но с поднятыми вверх коленями.

Степные просторы междуречья Ишима и Тобола (Карагандинская и Омская области)102 занимало население-носитель донгальской культуры (X–VIII вв. до н.э.)103. Население данной культуры хоронило покойников в грунтовых ямах скорчено на правом и левом боку головой на юг104.

В Южном Казахстане по материалам поселения Бургулюк выделана культура с керамикой каржантауского типа105.

Правобережье среднего и нижнего течения Сырдарьи в долине рек Чирчик и Ангрен было занято населением-носителем бургулюкской культуры (9-3 вв. до н.э.)106. Население бургулюкской культуры покойников хоронило в вытянутом положении на правом боку головой на юго-восток.

На территории Хорезма была распространена амирабадская культура (9-8 вв. до н.э.)107, которая, так же как и бегазы-дандыбаевская культура, причисляется к кругу культур валиковой керамики108. Однако, разговорной речью Хорезма был уже язык, являющийся диалектом индоиранской группы индоевропейской языковой семьи.

Население амирабадской культуры покойников хоронило в скорченном положении на левом боку головой на юго-восток.

На территории Северной Туркмении проживало население срубной культуры.

Зауралье. Территория междуречья Тобола, Исети, Белой и Урала была занята межовской культурой (13 – начало 7 в. до н.э.)109. Захоронения «межовцами» совершались под земляными курганами в грунтовых ямах, в которых погребенный уложен на спине и на боку в вытянутом положении головой на запад с отклонениями на северо-запад. Встречаются в захоронениях и трупосожжения110.

К югу от территории ветлянской культуры до северного побережья Каспийского моря в междуречье Урала и Эмбы проживало население-носитель кожумбердынской культуры111, которую иногда еще называют срубно-алакульской культурой. Покойников население кожумбердынской культуры хоронило в скорченном положении на левом боку головой на юго-запад.



Рис.4. Карта археологических культур Причерноморья и Прикаспия в 740 г. до н.э.

Лесостепные просторы к северу от реки Самары до Камы, были заняты населением-носителем баланбашской культуры, являющейся приуральским вариантом абашевской культуры (XI-VIII вв. до н.э.)112. Покойники в захоронениях уложены, преимущественно, на спине с подогнутыми ногами и с коленями поднятыми вверх, с руками уложенными на грудь и головой ориентированной на восток113, юго-восток, запад114.

На страницу:
7 из 10