bannerbanner
Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины
Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины

Полная версия

Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 10

Еще интересней обстоят дела с языковой принадлежностью носителя Y-хромосомной гаплогруппы. Мы привыкли приписывать определенную разговорную речь определенной Y-хромосомной гаплогруппе. Вот только насколько такое мнение соответствует действительности, пока не понятно. То есть, мы вероятностную картину приписываем вероятностному носителю.

Подобные несоответствия значительно сужают информативность и ограничивают исследователей каждой отдельной дисциплины в изучении этногенетических процессов.

Более того, нельзя делать вывод о языковой принадлежности этноса на основании антропологического типа. Сегодня этнос говорит на одном языке, его потомки – на втором, а внуки – на третьем. Если определять языковую принадлежность по форме черепа, то получится, что со сменой народом разговорной речи, придется менять и его антропологический тип (внешний вид): при помощи хирургического вмешательства дорисовывать скулы, менять разрез глаз, изменять форму подбородка, затылка и черепа. Причем делать это придется не выборочно, а всем без исключения. Можно только себе представить, как все это будет происходить.

Наиболее существенным недостатком всех перечисленных дисциплин, является узкопрофильность и разграничение изучения материала в строго ограниченных периодах, разделах, пределах и так далее. Человеку, который занят в одном из таких секторов, запрещено «совать свой нос» в чужой сектор. Объяснений тому можно назвать уйму, но причина на самом деле одна – ревность: «Как? Я занимаюсь этим разделом уже сотню лет, а Вы, батенька, суете свой нос в мою область и еще пытаешься меня поучать!? Да, кто вы такой? Только я могу здесь говорить, что правильно, а что нет». Реакция на такое поведение проста: если ты неверно излагаешь факты, так может быть, ты незаслуженно носишь то или иное звание?

Таким образом, следует, что лингвистика, археология, источники и антропология являются всего лишь, дисциплинами, поставляющими информацию для таких дисциплин как этническая история и история прошлого территорий. То есть, источниковедение, археологию, антропологию, лингвистику и ономастику, иначе, можно назвать маяками, которые позволяют определить, насколько верно осуществляется движение к намеченной цели этнологом. Но, таким образом, занимаясь рассмотрением и анализом данных археологии, антропологии, лингвистики и ономастики, мы рассматриваем не объект, а всего лишь его нахождение в пространстве и движение этого объекта во времени. В связи с этим, актуальным становится вопрос о том, что же является объектом исследования и изучения?

Как видим, проблема происхождения скифов достаточно сложна, запутана и не решена. Все приведенные нами точки зрения (теории) напоминают принцип сравнения красного с квадратным. То есть, попытка найти ответ на вопрос, кто такие скифы, решается посредством поиска ответа на вопрос о том, на каком языке разговаривали скифы? Если брать для пояснения философские категории и понятия, то поиск содержания осуществляется даже не через форму, а через цвет. То есть, в реальности имеет место отсутствие методики поиска, критериев поиска, отсутствие эпицентра поиска и так далее.

Выводы. Таким образом, можно подвести промежуточную черту под той ситуацией, которая сложилась в скифологии. Скифология на данном этапе своего развития оказалась в неком подобии котла, в котором любая попытка движения вперед приводит лишь к движению по кругу и все усилия выбраться из такого котла приводят лишь к утрате, приложенной для этого энергии. Сдвинуть скифологию с мертвой точки (вытащить ее из этого самого котла), можно двумя способами: или вытащив ее принудительно и поместив на новую основу (на совершенно ровную поверхность), или разрезать стенки этого самого котла и выпрямить их в горизонтальной плоскости, тем самым, опять-таки, поместить скифологию на ровную поверхность. То есть, нужна методика того как это делать (вытаскивать или резать).

Итак, что мы имеем в результате использования предлагаемых методов исследования скифской истории? Оказывается, что ничего: использование предлагаемых методик и взглядов дает отрицательный результат.

Вдумчивое ознакомление читателя с перечисленными легендами, не может не привести его к выводу о том, что единой системы взглядов на историю скифов не существует.

Что же получается, знания, накопленные человечеством о скифах, оказываются бесполезными? Конечно же, небесполезными, но решить поставленную задачу, опираясь только лишь на какую-то одну дисциплину или же на знания в одной отдельно взятой дисциплине, невозможно. Но, что еще интересней, решить подобную задачу не получается даже в том случае, если попытаться использовать все эти дисциплины и накопленные знания вместе. Получается, что задача неразрешима? Оказывается, разрешима, но только в том случае, если удастся найти основу, наложив на которую всю имеющуюся под рукой информацию, можно было бы проверить, насколько такая информация верна, а заодно и выяснить, какая информация годится для решения данной задачи, а какая нет?

В тумане задач. Таким образом, придется руководствоваться выражением о том, что, несмотря на наличие достаточного количества фактов и на достаточно обширный накопленный материал по археологии, но при отсутствии метода решения перечисленных задач, написать историю скифов не получится. Поскольку таких задач нами определено несколько и каждую из таких задач придется решать при помощи отдельного метода или способа, то желательно говорить об использовании не какого-то отдельно взятого метода, а о методологии25.

В связи с этим, с одной стороны, предстоит выработать методику решения поставленных задач, а значит и поиска ответов на поставленные вопросы, а с другой стороны, придется конкретизировать приемы, способы и средства, при помощи которых и будет осуществляться решение сформулированных задач.

В то же время, не разобравшись с терминологией, ибо ошибочная терминология всегда ведет к ошибочной трактовке событий, нечего даже и думать об успешном решении поставленных задач. То есть, нужен понятийный аппарат.

С третьей стороны, в процессе решения задач следует быть на сто процентов уверенным в том, что найденные артефакты, которые существуют и используются в современном научном обороте, действительно принадлежат скифам, а не кому-то другому, кто и фигурирует под видом скифов? То есть, следует определиться с критерием поиска: по каким таким признакам мы собираемся осуществлять поиск того, кого ищем?

С четвертой стороны, следует определиться с тем, что мы ищем и что хотим найти?

Пятое, следует определяться и с границами территории, на которой предстоит осуществлять поиск, а с ними и с территорией первоначального проживания предков скифов. То есть, следует понять, где именно следует «копать»? Определяться придется и с тем, как именно придется копать: в длину, в ширину или в глубину?

Шестое, следует определяться и в выборе инструмента, которым придется пользоваться в процессе поиска ответов на поставленные вопросы: совочком, лопаткой или экскаватором?

Седьмое, определяться придется и с методикой самого поиска. Как именно будем копать: траншеями, площадями, кругами или может быть еще как-то?

Восьмое, не менее важна и оценка приоритетов в поиске, то есть следует определиться, что для нас будет первичным в поиске, а что вторичным? На что следует обратить внимание в первую очередь, а что во вторую? Что будет важным, а что второстепенным?

Раздел II. В поисках пути

Вступление. Как уже отмечалось, с момента появления интереса к прошлому скифов прошло немало времени и, казалось бы, проблему можно было бы уже давным-давно решить. Но, сделать это оказалось не так-то просто, задача как была не решенной, так такой и осталась по настоящее время. В качестве подтверждения сказанных слов можно взять любую из книг современных авторов по истории скифов: ни чего нового там найти не удастся.

И вот тут читатель не может не вспомнить классику: «Кто виноват и, что делать»? Мы же лишь дополним приведенную цитату, после чего она примет следующий вид: «Каковы причины? Кто виноват? Что делать»?

Причины. Поскольку в этом мире ничего не происходит без причины и причина есть всему, то и в нашем случае без нее тоже не обошлось.

Можно, конечно же, в качестве причины назвать несовершенство инструмента познания мира, находящегося в руках исследователя, отсутствие навыков пользования таким инструментом, несоблюдение учения о методах и процедуре научной деятельности (методологии), методики26 решения стоящих задач и так далее.

В целом и, в общем, такое заключение верно. Но как в любом деле всегда есть свое но…

Если вернуться к теме нашего повествования, а именно, к написанию истории скифов, то нам придется вспомнить о том, что тема эта достаточно объемна, и потому на двух страницах ее написать не удастся. По этой причине, придется вспомнить и том, что история скифов это сборник нескольких больших тем, таких как: поиск прародины скифов. Поиск ответа на вопрос о том, кто такие скифы, как в генетическом, так и в языковом плане? История формирования предков скифов (как и откуда они взялись). Как предки скифов оказались в европейских степях? История проживания скифов в северокавказских степях. И так далее и тому подобное.

По этой же причине придется констатировать и факт того, что единого универсального подхода к решению всех перечисленных задач быть не может. А раз так, то по каждой из перечисленных тем придется ставить свои вопросы, определять свои цели и задачи, подбирать соответствующую информацию, выбирать определенную методику и, конечно же, способ решения стоящих задач.

Если же вспомнить о цели, которая ставилась нами в начале настоящей книги, то желательно остановиться именно на ней и не пытаться метаться мысью по древу.

Исходя из такой цели, нам предстоит сформулировать задачи, которые и предстоит решить в ходе нашего поиска.

Таких задач будет несколько.

Первая задача будет состоять в том, чтобы определить, какими источниками следует пользоваться в нашей работе? Какой информацией пользоваться, а какой нет?

Вторая задача будет состоять в том, чтобы назвать метод, при помощи которого и будет осуществляться поиск местонахождения прародины скифов и что является отличительным признаком такого метода?

И, конечно же, есть третья задача, состоящая в том, чтобы показать, те отличительные черты такой территории, которые и позволяют назвать ее Древней Скифией?

Часть I. Информация как источник познания мира

Итак, вопрос первый, какими источниками мы собираемся пользоваться в нашей работе? Какую информацию будем для этого использовать, а какую отсекать и что будет являться критерием подборки такой информации?

С одной стороны это будут источники, в которых содержится описание прародины скифов. Единственным и основным таким источником будет труд Геродота, знаменитая «История», в котором содержится легенда Аристея из Проконнеса о прародине скифов.

С другой стороны, сведений, изложенных в названном источнике, будет явно достаточно. По этой причине придется обращаться к источникам, в которых тема скифов напрямую хоть и не затрагивается, но которые могут натолкнуть нас на определенные мысли относительно местонахождения прародины скифов. Если внимательно вчитаться в текст легенды, то не трудно будет заметить, что в ней речь идет о природно-климатических особенностях Древней Скифии. Следовательно, в качестве второго источника информации, нам придется воспользоваться или учебником географии или любым другим источником, в котором содержится описание климата Евразии.

В качестве дополнительного источника информации, могут служить и другие источники, позволяющие раскрыть тему и, особенно, археология.

Часть I

I

. Терминология

«Человека очень легко запутать фактами, но если он понимает тенденции, его уже ничем не обманешь»27

Понятийный аппарат. И так, прежде чем приступить к решению всех обозначенных задач, нам придется кое-что уточнить. Поскольку целью автора является написание истории скифов, а не изложение теории этногенеза со всеми ее особенностями, читатель на страницах этой книге не найдет подробного описания всех постулатов этой теории. В то же время, с терминологией, которая будет использоваться на страницах этой книге и понятийным аппаратом, так или иначе относящимся к этнологии, читателя ознакомить, все-таки, нужно, хоть и делать это придется в сокращенном виде.

Для того чтобы понимать насколько в любом деле важна терминологии и значимость понятийного аппарата, приведем такой пример. Итак, нам поступило предложение собрать боевую колесницу. Имея общие представления о том, что это такое, как она выглядит и из чего состоит, мы начинаем подбирать для этого соответствующий инструмент. Берем ножовку, топор, рубанок, молоток, гвозди и отправляется к месту сборки будущего изделия. И каково же будет наше изумление, когда нас заведут в цех сборки танков Меркава28.

Иными словами, для того, чтобы не попасть в просак, мы, по возможности, обязаны знать о предмете, о котором и будет идти речь, если не все, то, хотя бы, достаточно много. Знать его предназначение и применение? Знать из каким материалов он состоит? Знать очередность сборки, как отдельных его узлов, так и изделия в целом? Должны осознавать, в каких условиях предстоит осуществлять саму сборку, каким инструментом следует пользоваться и, конечно же, иметь навыки пользования этим самым инструментом.

Точно так же обстоят дела и в скифологии.

Но вернемся к нашей теме.

Поскольку речь будет идти не об одном отдельно взятом скифе, а о скифах, то начать лучше всего с описания того, как в нашем мире принято обозначать коллективы людей.

В современной литературе для обозначения коллективов людей принято использовать такие понятия как народ, нация, этнос, племя, род, семья и прочие. При этом очень часто происходит взаимозаменяемость одних понятий другими, в связи с чем, не утихают спор о том, насколько правомерна такая замена. К примеру, правомерно ли такое понятие как этнос подменять таким понятием как народ или нация? Равноценны ли эти понятия?

Обычно, для раскрытия терминологии в этой сфере, существует две цепочки понятий, располагаемых по степени значимости. Первая цепочка выглядит так: семья, род, племя, народ, нация, этнос. Вторая цепочка выглядит прямо противоположно первой: этнос, нация, народ, племя, род, семья.

Мы же нарушим эту традицию и потому у нас такая последовательность примет следующий вид – семья, род, родовая группа, этнос, субэтнос, племя, нация, народ.

Для лучшего восприятия информации, нам придется воспользоваться и таким приемом как аналогия, сопоставив процессы, присущие этногенезу, с металлургией и плавкой металлов, а так же другие науки.

Первый уровень взаимодействия человеческого коллектива. Итак, начнем.

Первичной ячейкой общества, а значит и первым уровнем взаимодействия индивидуума в человеческом коллективе, как известно, является семья.

В русском языке, разросшуюся семью принято называть родом. Тут, вроде бы, все ясно и понятно, если бы не определение того, что такое род, принятое в научной литературе и этнологии: «род – это группа людей, связанных общностью происхождения по материнской или отцовской линии. Свое наименование род получал от общего предка. Роду были присущи коллективистские отношения и взаимопомощь, общая ответственность (особенно при родовой мести)»29.

При этом не трудно заметить, что если в описании семейных связей и уз такой формулировки вполне достаточно, то вот в отношении более крупных коллективов – нет. Причина такой недостаточности содержится в количественных показателях и ограниченности круга носителей таких понятий.

Поскольку на страницах нашей книге речь чаще всего будет идти о более крупных коллективах, нежели семья, то для таких коллективов нам придется отыскать свое отдельное определение.

В поисках такого определения, желательно обратиться к антропологии. Тут нам придется обратить внимание на кое-какие особенности внешнего вида человека и в частности на то, что все родственники имеют какие-то свои отличительные внешние черты или признаки. К примеру, все члены рода имеют высокий рост, рыжие волосы, эпикантус30 и так далее. Подобные отличительные признаки заложены в геном человека.

Но, поскольку речь зашла о генетике, то, как выясняется, все человечество можно поделить по генотипам или, выражаясь более точно, по гаплотипам31.

Если же гаплотипы сгруппировать по схожим признакам, то их можно объединить еще и по гаплогруппам32.

Так как, в большинстве случаев родство ведется по отцовской линии, то, не посягая на такие традиции, и придерживаясь общепризнанной точки зрения, отметим, что этому есть серьезное научное обоснование. Все дело в том, что представители мужской части населения человечества выделяются тем, что являются носителями Y-хромосомной ДНК.

В ДНК-гениалогии, как и в палеогенетике, такая особенность мужской части населения человечества была взята в качестве маркера для определения наследственности. А поскольку род – это понятие наследственное, то в ДНК-гениалогии для обозначения таких отличительных особенностей представителей мужской половины человечества было предложено воспользоваться именно таким термином как «род». В качестве синонима слова род был принят такой термин как гаплогруппа, что позволило расширить границы применения такого понятия.

В то же время, использование одного и того же термина в разных значениях приводит к путанице в понятиях. Для того чтобы этого не происходило, желательно для описания семейных уз и отношений оставить именно термин род. А вот для обозначения более крупных родственных коллективов, ведущих свое происхождение от общего предка и имеющих общие генетические показатели, желательно пользоваться не только таким обобщающим термином как Y-хромосомная гаплогруппа, но и таким словосочетанием как родовая группа.

Если, обратиться к философии и воспользоваться философской терминологией, то придется признать, что такие термины как семья, род и родовая группа будут соответствовать такой категории как форма, в то время как генетические маркеры и показатели будут ни чем иным как содержанием.

Второй уровень взаимодействия человеческого коллектива. Теперь стоит пару слов сказать о более крепном родовом коллективе, нежели семья.

Как мы уже отмечали, в качестве первичной ячейки родовой группы и ее первичного уровня взаимодействия, следует рассматривать семью, в которой человек с раннего возраста знакомится с основными взглядами, принятыми в семье и родовой группе, на окружающий его мир.

Внешним проявлением существования отдельно взятой семьи следует признать усадьбу или хутор, которые можно рассматривать в качестве узловой точки в структуре всей родовой группы.

Главой семьи признается, как правило, самый старший по возрасту в семье – патриарх.

В качестве второго уровня взаимодействия членов родовой группы следует рассматривать уже кровнородственную общину.

Как правило, внешним проявлением существования такой общины следует рассматривать территориальное поселение (населенный пункт): городище, деревню, станицу, аул и так далее. В такой общине человек постигает уже основные правила взаимодействия с окружающим его миром и прежде всего с родственниками, проживающими в населенном пункте.

Главой кровнородственной общины является самый старший, самый опытнейший и самый авторитетнейший представитель в селении, носивший звание старейшины. Как правило, старейшина одновременно выполнял и функции как исполнительной, так и судебной власти. Слово старейшины было законом для членов общины.

Члены такой общины были спаяны между собой не только кровными узами (родством, генетикой), но и групповой солидарной ответственностью всех членов общины друг перед другом, получившей название круговой поруки и обеспечивавшей выживаемость общины в существовавшем мире.

Третий уровень взаимодействия человеческого коллектива. В качестве третьего уровня взаимодействия членов родовой группы следует назвать территориальное объединение нескольких населенных пунктов. Внешним проявлением такого объединения является или уезд, или курень.

Учитывая тот факт, что род может занимать немалые территории проживания и быть достаточно большим по численности, то тут как раз и возникает потребность в замене такого понятия как род на такое понятие как родовая группа.

Стоит отметить, что в кровнородственной общине отсутствовало такое понятие как личная или семейная собственность на землю или угодья. Причина отыскивается в том, что кровнородственная община – это разросшаяся семья и, значит, все, что имеется в распоряжении и владении такой семьи (общины) – принадлежит этой самой семье. Точно так же обстоят и дела с продуктом созданным семьей – такой продукт предназначен для всей семьи. Понятие собственности в общине существовало, но было ограничено личной собственностью отдельно взятой семьи, в состав которой входили орудия труда, оружие, скот, средства передвижения, созданные непосредственно членами такой семьи, в том числе и личное имущество членов семьи, а так же продукт, произведенный семьей в результате ее деятельности.

Понятие собственности появляется там, где нужно четко разграничить права и полномочия кого-то на что-то. Такое происходит в том случае, если в одном коллективе появляются представители разных семей, которые заботятся именно о благополучии своих семей и им, для того чтобы не было столкновений с представителями других семьи, следует провести разграничение между своим и несвоим.

И вот тут сделаем паузу. Как известно, мир познается в сравнении! Так вот, можно ли в окружающем мире найти аналогию того, что объединяет и связывает между собой представителей одной семьи и кровнородственной общины? В чем кроется механизм взаимодействия и поддержания контакта друг с другом? В чем кроется причина удержания связи родственников между собой: С чем можно сравнить кровнородственную общину, чтобы понять, о чем именно идет речь? Нужен образец, аналогия.

Причину взаимосвязи мы поймем, если обратимся к науке.

Для начала, лучше всего, обратиться к химии и посмотреть, что такое химический элемент и чем он так полезен в нашей работе?

Хими́ческий элеме́нт – это совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер.

Иными словами, поскольку все атомы с одинаковым зарядом атомных ядер одинаковы, то сколько бы их не оказалось в одном месте и в одно время, они все равно будут принадлежать к одному и тому же химическому элементу и составлять или его часть, или единое целое.

Так вот, аналогом химического элемента в человеческих обществах следует принять родовую группу, а часть такой родовой группы – кровнородственную общину. Или наоборот: в качестве аналога родовой группы в химии можно рассматривать тот самый химический элемент.

Если мы аналогом химического элемента в человеческом обществе примем родовую группу, то обязаны сказать о том, что сколько бы населенных пунктов (кровнородственных общин и отдельных семей не проживало в каждом таком населенном пункте), все они (жители такой общины), если имеют общего предка, то они все равно будут принадлежать к одной и той же кровнородственной общине.

Далее. Поскольку хими́ческий элеме́нт – это совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер, то нам желательно разобраться и с тем, что же это такое, из чего он состоит и можно ли эти данные применить к человеческим обществам?

Для этого нам предстоит обратить внимание на то, что такое атом?

А вот тут нам уже придется обратиться к физике.

Атом – это частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств33. Атом состоит из ядра и электронов (электронного облака). То есть, атом – это система, состоящая из ядра и электронов.

В примере с кровнородственной общиной, в качестве атома следует рассматривать первичную ячейку кровных родственников (семью), проживающих в одном населенном пункте, к примеру в деревне или в округе, состоящей из нескольких деревень.

Далее. Поскольку атом состоит из ядра и электронов, то желательно взглянуть и на то, что это такое?

Что такое ядро? Ядро – это внутренняя часть чего-то, вокруг которой происходит формирование системы. К примеру в физике существует такое определение как атомное ядро – это часть атома, имеющая положительный электрический заряд, в котором сосредоточена почти вся масса атомного ядра. Атомное ядро состоит из протонов, число которых равно атомному номеру элемента, и нейтронов, число которых может быть различным34.

На страницу:
3 из 10