Полная версия
Неизвестные скифы. Т.1. В поисках Легендарной Прародины
Еще одной немаловажной деталью в вопросе противопоставления таких категорий как этнос и народ, является осознание своей принадлежности к этносу и к народу. То есть, до тех пор, пока индивид не осознал своей принадлежности к этносу, в котором он и находится, он не является его частью. Речь идет о том, что новорожденный член общества – это не представитель этноса, ибо он еще не осознает своей принадлежности к нему: вот когда он станет осознавать такую принадлежность к этносу, тогда и можно говорить о ней. Кем же в таком случае является этот ребенок? А ребенок является частью родовой группы или народа, в составе которого он появился на свет и к которому принадлежит его отец, ибо родство по большей части всегда ведется по отцовской линии.
Предвкушаем еще один вопрос с подвохом, а как же быть, когда родство ведется не по отцовской линии, а по материнской? Ответ достаточно прост: здесь одна категория подменяется другой – идет подмена категории народ на категорию этнос. Дело в том, что приоритет родства по материнской линии всегда является процессом инкорпорации отдельных инородных элементов в состав этнического объединения, в то время как приоритет родства по отцовской линии всегда присущ родовым группам, участвующим в процессе народообразования, являющимся частью того или иного народа или родовой группы.
Начало формирования нового этноса и народа. А теперь коснемся не менее интересного вопроса. Когда и в какой момент начинается процесс спайки исходных элементов (родовых групп) в сплав?
В принципе, зафиксировать такой момент не сложно. Как правило, такой момент наступает после того, как одна родовая группа или народ начинает массово включать в свой состав представителей других инородных родовых групп или даже целые территориальные группы.
В качестве наглядного примера тут стоит обратиться к истории Древнего Рима и посмотреть, как создавался сам Рим.
Первоначально на одном из холмов будущего Рима, получившего название Капитолия51, расположилась банда отморозков, численностью в двести бойцов. Члены банды быстро сообразили, что на приготовление пищи, стирку, изготовление каких-то предметов быта уходит масса времени, что серьезно мешает занятиям не только военным делом, грабежом соседей но даже мешает и дележу награбленной добычи. Таким образом, перед членами банды встал не только вопрос о закреплении за собой названной территории, но еще и вопрос об организации собственного быта (кормежки, стирки, шитья хламид и так далее). Члены банды быстренько сообразили, что для этого нужно создать семьи.
Будущие римляне этот вопрос решили достаточно оригинально. Они организовали пирушку, пригласив на нее соседей. Пока соседи пили и развлекались на этой пирушке, банда совершила набег на селения пирующих и похитила из этих селений женский пол детородного возраста. Протрезвевшие родители, конечно же, возмутились такой выходкой и даже похватались за оружие. Но похищенные дамы быстро угомонили своих сородичей, заявив, что счастливы таким стечением обстоятельств и с Капитолия домой к своим родителям не вернуться. Делать было нечего и родителям пришлось согласиться с выбором, сделанным их дочерьми. Так сформировалась основа территориальной общины Рима, которая стала носить почетное имя патрициев – отцов города.
Все это позволяет назвать одну из причин, по-которой начинаются процессы образования новых народов – половой дисбаланс в составе населения.
Почему, как правило? Да потому, что не всегда это бывает началом образования нового народа. Все дело в том, что находясь в едином общественно-политическом объединении, между родовыми группами может сохраняться отчуждение, и они хоть и будут жить вместе, но, все-таки, будут жить врозь. Тут в качестве примера лучше всего взять цыган, которые продолжают жить точно так же, как жили и раньше, да еще и в том же самом качестве.
А вот в отношении появления нового процесса этнообразования (нового этноса) говорить можно и причина скрывается в том, что не всегда родовые группы превращаются в народ. До тех пор пока существует «обруч» соединяющий родовые группы в едином общественно-политическом объединении, родовые группы будут взаимодействовать друг с другом, но не сливаться в один народ. Но как только такой «обруч» лопнет, такие родовые группы тут же могут начать обосабливаться и жить прежней жизнью.
Но, как только одна родовая группа начинает взаимодействовать с другой родовой группой и начинается процесс проникновения представителей одной родовой группы в состав другой (как на бытовом, так и на управленческом уровне), и обе группы начинают оказывать влияние на мировоззрение друг друга, то тут уже можно говорить о начале нового процесса народообразования. Начинается процесс выработки всеми его представителями нового взгляда на окружающий их мир, а значит и о начале формирования нового народа. То есть, два народа (две родовые группы), разные по происхождению и разные в генетическом плане, формируют этнос, в котором участвуют оба народа (обе родовые группы). Это и можно назвать началом нового процесса народообразования.
Здесь можно наблюдать и обратный процесс; если при взаимодействии двух (трех) родовых групп, находящихся на одной территории и в составе существующей на этой территории общественно-политической структуры не происходит выработки общего взгляда на окружающий мир, то и о новом этногенезе говорить не стоит. Поскольку нет начала, то не может быть и самого процесса.
Структурирование. Но здесь появляется еще один вопрос, а что из себя представляет кристаллическая решетка народа? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо понять, что находится в ее основании? А в основании такой решетки (структуры), находится структура кровнородственной или территориальной общины – селение, населенный пункт.
Для лучшего понимания таких процессов, опять-таки, желательно обратиться к истории Рима.
На каком-то этапе, скорее всего, с рождением потомства, жены патрициев, те самые, которые и были похищены у соседей, взвыли: «Мы тут пашем на вас, выбиваемся из сил, а вы только тем и занимаетесь, что все время развлекаетесь грабежами соседей, дележом добычи и выборами то консулов, то главного сенатора. Детей кормить нечем, корыто совсем раскололось, тын упал, а у вас, как выяснилось, руки растут не оттуда! Так, может быть, вы кого-то уже найдете, кто мог бы всю эту работу вместо вас выполнять?»
И отцы-основатели, будучи ребятами смекалистыми, да к тому же боевитыми, быстро смекнули, как следует поправить дела. Они просто пошли и перебили в соседних деревнях старост (или старейшин), а население этих деревень пригнали в Рим, обязав тех, с одной стороны проживать и вести свое хозяйство в Риме, а с другой стороны, не забывать помогать в хозяйстве семьям патрициев. Так в Риме кроме патрициев, появился плебс, то есть, народ.
Аппетит, как водится, приходит во-время еды. Женам патрициев такое дело очень даже понравилось: есть возможность переложить свои обязанности по хозяйству на чужие плечи. Они ведь ни какие-то там сельские бабы, а жены патрициев, то есть отцов-основателей Рима. И тут опять прогремело: «Значит, так, муженьки! Мы тут с бабами посоветовались и вот, что хотим вам сказать. Хозяйство мы ведем. Вместо вас управляем пришлым население, а выглядим хуже оборванцев с вокзала. Нас даже иногда путают с рабынями. Мы, вообще, должны как-то отличаться от всего того сброда, который вы понагнали в Рим? Или нет? Ну, хотя бы избы нормальные нам построили, что ли! А то ведь, живем в хлевах аки свиньи»!
И муженьки пригнали еще народу. А потом еще. И еще…
Именно так и начинает налаживаться взаимодействие нескольких кровнородственных общин, включающих не только общины основной этнообразующей группы, но и общин инородного элемента, что выливается в создание некой новой территориальной структуры. То есть, на этом этапе осуществляется взаимодействие не отдельных представителей родовых групп, а уже коллективов, состоящих из родовых групп. Такое взаимодействие осуществляется в пределах территорий, которые находятся в распоряжении таких коллективов. Здесь уже проявляется не только понимание необходимости функционирования территориальной структуры, но проявляется и понимание необходимости регулирования отношений между такими общинами, что неизбежно ведет к установлению иерархии в отношениях между ними.
С расширением Римом территориально и с захватом им новых земель, в Риме стали селиться жители завоеванных территорий. Как уже говорилось, за этими самыми жителями закрепилось такое название как плебс (народ, Populusque). Если изначально между патрициями и плебсом пролегала граница в виде свой – чужой, то со временем обе общины стали осознавать свое единство по отношению к соседям. Постепенно, осознав свое единство в структуре Рима, обе группы получили статус граждан Рима. В результате появилась общеизвестная формула «Senatus Populusque Romanus» («Сенат и народ Рима»), закованная в абревеатуру – S.P.Q.R. При этом, между группами установилась иерархия отношений: если за патрициями было закреплено право и обязанность управления всеми делами республики, то за плебсом – обязанность содержания материально, финансово и физически всей республики, а так же ее защиты от внешних врагов. Несмотря на то, что управление Римом по-прежнему было сосредоточено в руках патрициев и между группами Рима (патрициями и плебсом) сохранялась граница, каждый из них осознавал свое место в Риме, и они сообща взаимодействовали в составе республики.
Власть. В дальнейшем, с расширением территории Рима до пределов Аппенинского полуострова, происходит не только укрепление связей внутри территориальной структуры, как посредством браков, так и посредством включения в ее состав отдельных семей (тех, кто до этого не входил в состав республики и не был ее гражданами). Такую ситуацию можно выразить фразой: «Будь как мы». В результате таких процессов отдельные кровнородственные общины превращались в региональную общину. Здесь в качестве примера можно уже взять Рим времен расцвета республики.
На этом этапе появляются и укрепляются не только связи и иерархия отношений с системой взаимодействия таких общин в составе региональной структуры, но появляется и система регулирования отношений внутри такой структуры. С появлением такой системы к горизонтальной иерархии добавляется вертикальная иерархия. Таким образом, формирование, начавшееся на основе территориальной общины, постепенно превратилось в структуру общего характера – в государство.
Тут следует отметить одну интересную особенность, если формирование структуры родовой или территориальной общины всегда происходит снизу вверх, то формирование власти всегда идет сверху вниз.
Если вернуться к вопросу о том, что является толчком для взаимодействия между собой двух родовых групп, то можно без труда заметить, что такой причиной является потребность в дополнительных ресурсах. В связи с появлением такой потребности, начинается не только экспансия одной группы на территорию другой, но и инкорпорация отдельных представителей соседней группы в состав агрессора.
Если брать в качестве примера металлургию, то в народообразовании весь этот процесс будет выглядеть в виде замены в кристаллической решетке молекулы железа на молекулу углерода, меди или ванадия.
После того, как представители другой родовой группы включены в состав этнообразующей группы, отношения урегулированы и их потомки воспринимаются членами этнообразующей группы своими, происходит оформление нового народа.
Народ, в отличие от этноса имеет уже сложившуюся внутреннюю структуру (территориальную и вертикальную) и иерархию (подчиненность и связи).
Более высокий иерархический уровень оказывает воздействие на нижестоящий уровень и наоборот: подчиненные члены иерархии приобретают новые свойства и качества, отсутствовавшие у них в изолированном состоянии (влияние целого на элементы), а в результате появления этих свойств формируется целостность системы (влияние элементов системы на всю систему)52.
Таким образом, можно подытожить сказанное и уточнить определение того, что такое народ. Народ – это этнос прошедший стадию кристаллизации. То есть, народ – это и есть получившийся сплав.
Государство. Теперь коснемся вопроса о том, что такое государство и чем государственная структура отличается от структуры родовой группы?
Тут, прежде всего, нужно вспомнить о том, что говоря о природе общества, мы говорим не только об иерархии, но и о власти.
Государство – это, прежде всего, форма управления средой, территорией, системой хозяйствования и, конечно же, концентрированная форма управления обществом. Государство осуществляет управление обществом посредством создания им собственной иерархической системы, находящейся внутри общества.
Если сравнивать структуру государственной власти со структурой власти в родовой группе, то можно будет обнаружить не только сходство, заключающееся в том, что обе структуры напоминают пирамиду, но и различия. Такие различия состоят в том, что система государственной власти всегда формируется сверху вниз, в то время как система власти в родовой общине всегда формируется снизу вверх. Своеобразная звезда Давида.
Разница между родовой и государственной системой управления обществом состоит в порядке формирование органов управления. Если власть в родовой системе формируется посредством делегирования прав и обязанностей нижестоящего уровня вышестоящему уровню (снизу вверх), то формирование органов государственного управления происходит посредством делегирования вышестоящим уровнем части своих прав, полномочий и обязанностей нижестоящему уровню (сверху вниз).
Связано это с тем, что государственная система изначально создается как многоуровневая иерархическая система, пронизывающая общество сверху донизу. Каждый вышестоящий уровень такой системы главенствует над нижестоящим уровнем и подчиняется вышестоящему уровню. В добавление ко всему, каждый такой уровень взаимодействует исключительно со структурами своего уровня. Любое взаимодействие с соседними уровнями происходить исключительно по иерархии. До тех пор пока существует подобная иерархия – существует и государство. Следует отметить, что не всякий этнос или народ имеет свое государство.
Нация. Что же в таком случае нация? Этим понятием часто подменяют такое понятие как этнос. По этой причине дадим свое определение того, что такое нация. Итак, нация – это народы (этносы, родовые группы), проживающие в составе единого государства (своего или чужого). Проще говоря, нация – это население государства без общего происхождения и общей культуры. Пример: болгары, русские, молдаване, проживающие на территории государства Украина. В совокупности эти народы составляют украинскую нацию. То есть, принадлежность к нации определяется по принадлежности к государству, на территории которого и проживают жители такого государства. В отдельности же – это народы. По сути, нация – это категория политическая.
Как только население государства (разные родовые группы и народы), проживающее на территории государства, начинает вырабатывать общий взгляд на окружающий себя мир и каждый житель такого государства начинает осознавать себя неотъемлемой частью этого государства, то можно говорить о начале формирования нового народа.
По сути, нация – это синоним слова этнос и переходная форма объединения народов или родовых групп, в процессе формировании нового народа, но в составе государства. В отсутствии государства не может быть нации.
Но, если нет государства, то нет и нации!
Национальность. Кратко коснемся и вопроса о том, что такое национальность? Национальность – это осознание человеком своей личной связи с тем или иным государством или страной. К примеру, часть населения Молдавии признает и осознает себя русскими и свою принадлежность к русскому государству. Вот эта часть населения по национальности является русскими. Еще часть населения Молдавии считает себя румынами ибо соотносит свою принадлежность с Румынией. Эта часть населения по национальности является румынами. И так далее.
Национализм. Интересно с этой точки зрения взглянуть на то, что же такое национализм. Поскольку нация – это население государства без общего происхождения и общей культуры, то национализмом следовало бы назвать идеологию, направленную на создание осознанного единства среди населения государства. К примеру, французская нация времен Наполеона, германская нация времен Бисмарка.
Этноним (этникон). По наличию и по появлению нового этнонима тоже можно определить, появился ли новый народ на карте земли или же все осталось, как и прежде?
Когда у этноса появляется название (этноним)? Этноним появляется после завершения процесса народообразования, то есть, после того, как завершился процесс формирования народа.
В таком случае появляется закономерный вопрос о том, как до момента завершения процесса народообразования называть формирующийся народ? Ответ здесь так же находится на поверхности: пока не произошло слияние народов (родовых групп) в новый народ, продолжают существовать и старые родовые группы или народы, из которых и происходит формирование нового народа, то и называть их следует точно так же, как они назывались до начала такого процесса. Для удобства, если речь идет о целостности, такую группу будем называть названием того народа, вокруг которого и происходит формирование нового народа.
Племя. Что же, в таком случае, следует называть племенем? Здесь тоже существует немало толкований.
Современная наука использует понятие «племя» только лишь для обозначения структурированной этнополитической общности, то есть родовой группы, имеющей вождя. Для обозначения такой группы обычно используется термин triba53. Но, если для подобных общностей такое обозначение годится, то для описания этногенетических процессов такой термин уже точно не подходит.
По этой причине в нашей книге будет использоваться следующее определение: племя – это новый народ, образовавшийся в процессе жизнедеятельности и интеграционных процессов, но ведущий свое происхождение по определенной линии родства. То есть, племя – это потомок того или иного народа. По большому счету, племя – это очередная ступень в процессе народообразования.
Для того чтобы было понятно о чем идет речь, пример возьмем из истории Китая.
Как многие знают, в 221 году до нашей эры некогда чжоуские княжества, а потом и царства, были объединены царством Цинь в единое государство, в результате чего была создана Циньская империя. Но просуществовала эта империя недолго. В 210 году до нашей эры в империи вспыхнуло восстание, закончившееся в 207 году до нашей эры созданием новой империи под названием Хань. Интересно тут то, что в качестве названия населением было принято не название прежней империи (Чжоу или Цинь), а название слабейшего из чжоуских царств – Хань. Таким образом, новое государство признавало себя наследником не империи Цинь, и даже не наследником империи Чжоу, а наследником царства Хань. По этой причине, современных ханьцев следует назвать племенем (потомками) древних хань.
Правда, во всем этом есть одна закавыка; по какой линии определять родство? Чаще всего такое родство определяется по языковому признаку, что в корне не верно. К примеру, существует мнение о том, что русские – это племя славян. Частично такое мнения верно. Но только лишь частично. Все дело в том, что в формировании русского народа принимали участие не только славяне, потомки которых в составе современного русского народа даже сегодня представляют меньшинство, но и другие родовые группы.
Итак, племя – это потомок, очередное звено, в череде поколений и в родословной системе. По-сути, племя – это новый народ, образовавшийся на базе уже существующего народа от которого такой народ и ведет (или предпочитает вести) свое происхождение.
Как видим, рассуждая о том, что такое род и племя, мы, по сути, рассуждаем не только о потомках, но еще и о степени родства.
Культура. Что такое культура, так же существует немало определений. Для удобства восприятия, следует обратить внимание на два аспекта, которые и определяют содержание такого определения.
Во-первых, культура – это материальное отображение взглядов населения на окружающий его мир, зафиксированных в определенной форме и в совокупности таких форм. К примеру, литература, фольклор, песни, танцы, архитектура, одежда, узор, мировоззрение, религия, обряд погребения, традиция и многое другое.
Во-вторых, культура – это, конечно же, информация, которая предназначается для окружения и которая передается от человека к человеку посредством подражания и созерцания.
При этом следует иметь в виду, что в формировании любой культуры, как и в формировании этноса и народа, участие принимает население нескольких народов или родовых групп (двух, трех, четырех и так далее), каждый из которых имеет свою культуру. В каком соотношении прежние культуры принимают участие в формировании новой культуры – вопрос отдельный.
Время необходимое для формирования культуры. Конечно же, новая культура, как и новый народ, появляется не сразу – для этого требуется определенный промежуток времени, за время которого образцы новой культуры примут те формы и вид, которые будут сопровождать вначале этнос, а затем и народ, всю его последующую жизнь. Таким промежутком времени для формирования культуры в нашей работе будет срок времени, продолжительностью в 48 (сорок восемь) лет, что составляет количество времени, необходимое для появления двух новых поколений и достижения ими детородного возраста.
Время необходимое для формирования народа. Но если для формирования культуры (выработки взглядов родовых групп на окружающий мир) требуется сорок восемь лет, то для того, чтобы родовые группы в составе этноса осознали себя общностью, а окружающий мир инородной средой, требуется значительно больше времени. В нашем случае, этот промежуток времени будет равен ста сорока четырем годам или же количеству времени, необходимого для появления шести новых поколений и достижения ими детородного возраста.
Часть II
I
. Идентификатор
«Прорывы в исторической науке крайне редки. Спорные вопросы из-за недостатка источников и информации, либо из-за идеологической подоплеки, как правило, обречены оставаться спорными»
Если обратиться к современной науке, то окажется, что там скифами считается, чуть ли не все население евразийских степей, проживавшее тут примерно с 720 года до нашей эры.
Но вот, что интересно, если заглянуть в информацию, оставшуюся нам от Аристея из Проконнеса, то можно обнаружить, что в его воспоминаниях повествование ведется не о населении всего пространства евразийских степей, а об отдельно взятой группе, которая и названа скифами. Более того, у Аристея говорится и о том, что рядом со скифами проживали и другие народы. Следовательно, мнение современной науки вступает в противоречие с повествованием Аристея.
В связи с этим, вполне резонно возникает вопрос о том, как отличить тех о ком и говорил Аристей от всего остального степного населения той поры? Не найдя такого отличительного признака, мы не сможем со стопроцентной уверенностью назвать территорию, которую мы и ищем, прародиной скифов? То есть, наши выводы могут оказаться ошибочными.
В связи с наличием такого противоречия, нам, прежде чем мы приступим к поиску прародины скифов, предстоит отыскать признак, который отличал бы скифов не только от всего остального населения евразийских степей, но и от их соседей, живших с ними по соседству в легендарной прародине. Иными словами, нужен некий идентификатор, который не позволил бы перепутать скифов еще с кем-то.
Так что же может служить в качестве такого отличительного признака или, проще говоря, идентификатором?
Может ли в качестве такого отличительного признака служить керамика, оружие или орнамент?
Безусловно, что оружие, керамика и орнамент могут быть приняты в качестве основы в поиске, но ошибка здесь может быть равна результату. Дело в том, что и оружие, и керамика, и орнамент могут попасть к соседям в результате обмена, а вот сам народ, о котором мы и ведем повествование, остаться незамеченным. Ошибиться, как видим, не сложно. Таким образом, ни керамика, ни оружие, ни орнамент, ни одежда, ни произведения искусства не могут быть признаны теми отличительными признаками, которые и позволили бы идентифицировать скифов, их предков и их потомков.
Не будем замахиваться на историю всех народов и родовых групп, но в отношении скифов такой отличительный признак все-таки существует.
Если мы обратить внимание на население, о котором и писали Аристей с Геродотом, и посмотрим на захоронения тех, о ком они и писали, то сможем без труда обнаружить тот самый отличительный признак, который сопровождал скифов на всем протяжении их истории и который оставался неизменным до самого конца их существования. Таким отличительным признаком является поза покойников в захоронениях и их ориентация в пространстве относительно сторон света.