bannerbanner
Союз культуры, науки, религии
Союз культуры, науки, религии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
15 из 30

Лучшим произведением киевского периода и всей древнерусской литературы признаётся «Слово о полку Игореве», написанное в кон.12 в. по поводу неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. – опасных соседей Русского государства, часто производивших набеги на Русь. Как памятник мирового значения «Слово о полку Игореве» переведено на большинство европейских языков: на все славянские языки (чешский, польский, болгарский и юр.), а также на немецкий, французский, итальянский, английский, датский, голландский, венгерский и др.

С нач.12 в. Киевское государство стало клониться к экономическому и политическому дроблению на «уделы». Гениальная русская поэма «Слово о полку Игореве» развивает народные идеи о княжеских усобицах как причине бед и страданий родной земли, о необходимости всем вместе «постоять за землю Русскую». Обороне страны много вредила феодальная раздробленность уже начавшаяся в Киевском государстве. К 13 в. Русское государство окончательно раздробилось на отдельные, почти не связанные друг с другом княжества. Киев утратил значение общерусского центра, превратившись лишь в центр небольшого княжества, которое затем было вовсе отторгнуто от Русского государства. Политический центр страны переместился с юга на северо-восток. В южных и западных областях в этот период начинается образование украинской и белорусской народностей. Против нашествия в 13 в. татаро-монгольских полчищ (ордынцы) раздробленная Русь, при всём беззаветном мужестве жителей отдельных областей, выстоять не могла. На 2 с лишком столетия она подпала под тяжелое татаро-монгольское иго, но которое не изменило на Руси ни политического, ни общественного строя. В стране продолжали существовать те же классы и с теми же взаимоотношениями. Но так как тяжелая дань, налагавшаяся татаро-монгольскими ханами на русских князей, фактически ложилась на плечи трудового народа, то он оказался в двойной зависимости: от своих феодалов и от татаро-монгольских. Было разрушено большинство русских городов, уничтожено много очагов культуры: библиотек, училищ и т.п., и огромное количество культурных и художественных ценностей – прекрасных построек, произведений искусства, книг. Татаро-монголами было уведено в плен большое количество русских людей, особенно ремесленников. Недавно ещё цветущие русские города и села запустели. Русский народ своей кровью спас Европу. «Варвары не осмелились оставить у себя в тылу… Русь, – писал А.Пушкин, – России определено было высокое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы… Татары не походили на мавров (т.е. арабов); завоевав Россию, они не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Завоеватели – татаро-монголы в культурном отношении стояли ниже русского народа и потому не могли повлиять благотворно на русскую культуру.

С 14 в. наряду с пергаментом стала входить в употребление бумага. Прежний медленный, с широкими, тщательно вырисованными буквами почерк-устав сменяется более быстрым полууставом. Буквы в нём стояли также ещё отдельно одна от другой, но были мельче и не так тщательно вырисовались.

Когда большая часть Русского государства была разорена татаро-монголами, захватнические стремления немецких рыцарей были направлены на богатые, не разорённые Новгородскую и Псковскую области.

В 14 в. крупнейшим историческим событием в жизни русского народа явилась знаменитая Куликовская битва (8 сентября 1380 г.), в которой русские впервые нанесли огромное поражение татаро-монголам, – одна из самых больших битв в Европе в средние века. Повести о Куликовской битве рисуют нам образ героя нашей истории – Дмитрия Донского. В 15 в. завершилось освобождение от татаро-монгольского ига, продолжалось объединение русских земель. Образовалось централизованное Русское государство; московской великий князь стал именоваться царём всея Руси. В 16 в. Иван Грозный широко раздвинул границы Московского государства, присоединив к нему Казанское, Астраханское и Сибирское татарские царства с населявшими их народами. Русское государство снова стало самым большим в Европе.

В начале сельское хозяйство благоприятствовало развитию Востока по погодным условиям, географическому положению его. Но 4 фактора способствовали выходу Запада вперёд Востока: добыча ископаемых, урбанизация, развитие техники, военная область. Новые суда, географические открытия и др. способствовали с 15 в. выдвижению Запада вперёд, в частности Китая.

В 16 в. большим культурным достижением при Иване Грозном было начато у нас книгопечатание. Первые печатные книги в Москве были выпущены в 1550-х гг. Зачинателями типографского (как тогда называли друкарского) дела считаются Иван Федоров и его помощник Пётр Мстиславец.

В 17 в. русские «землепроходцы» открыли колоссальные пространства Сибири: Обь, Иртыш, Енисей, Лену, Колыму, Индигирку, Большой Каменный Нос – места, безмерно трудные для освоения. 17 в. занимает важное место в истории русской литературы, являясь последним веком Древней Руси и началом нового периода русской истории, условиями жизни этого времени. В нач.17 в. небывалый голод довёл народ до отчаяния. Люди ели «траву, мертвечину, псину и кошек, кору липовую и дубовую», а боярство и монастыри поднимали цены на хлеб. В 1606 – 1607гг. поднялась крестьянская война под предводительством И.Болотникова. Внутренними осложнениями на Руси воспользовались Польша и Швеция, вмешавшиеся в русские дела: первая – под предлогом помощи «законному русскому царю», якобы сыну Ивана Грозного, на самом деле самозванцу Лжедмитрию; вторая – под видом помощи против Польши. Вмешательство этих государств, вскоре приняло характер открытой интервенции; было занято много русских земель и городов и сама столица Москва. Страна находилась на краю гибели, ей снова грозила потеря независимости. В 1611 – 1612 гг. русские города обменивались между собой грамотами, подготавливая организацию народного ополчения, которое возглавили К.Минин и Д.Пожарский, освободившее Москву и изгнавшее интервентов, спася страну. В 17 в. новыми государственными законами было окончательно оформлено закрепощение крестьян за помещиками. В 1670 – 1671 гг. началась 2-я крестьянская война под предводительством С.Разина. Война была подавлена с необычайной жестокостью. После длительной войны с польско-литовским королевством половина Украины с Киевом и часть Белоруссии были воссоединены с Россией. В 17 в. задолго до Западной Европы в России были изобретены первые пушки с винтовой нарезкой и с клиновым затвором. В 1-й пол.17 в. в Москве был отлит невиданный в мире колокол весом более 130 тн и поднят на колокольню Ивана Великого в Кремле – это были сложнейшие по тому времени техническая и механическая задачи. В 1663 г. в Москве была организована Школа грамматического учения, а в 1687 г. – знаменитая Славяно-греко-латинская академия с обучением грамматике, риторике, логике, греческому и латинскому языкам, по программам и уставу – высшее учебное заведение. В 17 в. исконным видом древнерусской литературы были жития, поучения, воинские повести.

В 16 – 18 вв. на острове Хортица, за порогами, вниз по течению реки Днепр на Украине существовала Запорожская Сечь, самоуправляющаяся казацкая организация образованная из вооруженных поселенцев, главным образом крепостных крестьян, бежавших в Запорожье от феодального гнёта. После присоединения Украины к России в 1654 г. военное и политическое значение Запорожской Сечи стало постепенно падать; в 1775 г. она была упразднена.

В нач.18 в. при Петре I была создана Российская империя, простёршая свои владения от Балтийского моря до Тихого океана, – самое большое государство мира. Государство получило новую армию и флот. Благодаря этому была разрешена важнейшая историческая задача – выход к берегам Балтийского моря и была основана новая столица государства – Петербург. На основе изучения природных богатств резко двинулось вперёд развитие основной металлургической промышленности и разных мануфактур: полотняных, шерстяных, кожевенных и др. Для быстрейшего осуществления своих начинаний Петр I посылал русских людей учиться за границу, а также приглашал из-за границы нужных стране специалистов: строителей, шкиперов, пушкарей и пр. Впервые были созданы светские училища специального типа: навигацкое (морское), артиллерийское, инженерное, горное, медицинское, которые должны были готовить технические кадры, особенно необходимые государству. Затем по губерниям были открыты «цифирные школы» общеобразовательного характера с обучением в них грамоте, арифметике, отчасти геометрии. Новым было то, что в этих школах могли обучаться и дворянские дети, и «ребятки изо всяких чинов людей» (кроме крепостных). В 16 в. и 17 в. печатались преимущественно церковные книги. Петр I организовал типографское дело; было издано книг более 600 названий. В 1-ю очередь издавались учебники, книги по арифметике, геометрии, географии, по военному делу, по сельскому хозяйству. Важным делом в области просвещения было введение периодической печати. С 1703 г. стала выходить 1-я русская газета «Ведомости». До Петра I все книги печатались церковнославянским шрифтом. Петр I ввёл гражданский алфавит и шрифт. С того времени старый, церковнославянский шрифт стал употребляться только для церковных книг, а для светских книг и газет – новый, гражданский. В литературе нач.18 в. большое распространение получила публицистика, т.е. произведения, толковавшие о злободневных общественных вопросах.


17. В отличии от понятий добра и зла, справедливость и несправедливость оценивают не какое-либо отдельное явление в целом, а соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми; в частности, соотношение между ролью отдельных людей (классов) в жизни общества и их социальным положением, трудом и вознаграждением, совершенным деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, между правами и обязанностями и т.п. Содержание понятия справедливость и несправедливость произносит приговор существующему строю и требует установления других общественных порядков. Признание людьми несправедливости эксплуатации человека человеком служит признаком того, что она изжила себя исторически. Мечты о справедливой жизни на Земле существуют с самых древних времен. Так, начиная с представлений о «золотом веке» древнегреческого поэта Гесиода (8-7 вв. до н.э.), всей истории социальной мысли сопутствуют утопические представления, т.е. вымышленное общество, жизнь как воплощение социального идеала.

Считают, что понятие «социализм» возникло после появления книги французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Этим же термином воспользовался английский филантроп и промышленник Роберт Оуэн (1771-1858гг.), пытавшийся объяснить свой взгляд на справедливое переустройство мира, создать общность труда и имущества на своих предприятиях. Социализм, как идея и нацеленность на установление справедливого общественного порядка в форме, исключающей неравенство в распределении доходов, нашёл страстных и искренних сторонников и в лице А.Сен-Симона (1760-1825гг.), и Ш.Фурье (1772-1837гг.). Но их всех мало интересовал вопрос, насколько реализуемы проекты идеального общества – важна была сама идея. Сен-Симон под социалистической идеей понимал обязательность и всеобщность труда, распределение «по способностям», государственное планирование и ликвидацию национальных и социальных различий. К сер.19 в. определённое влияние обрела идея П.-Ж.Прудона (1809-1865гг.), по которой общество преобразовывалось в федерацию свободных общин, отрицалась государственная централизация и общество реформировалось на принципах справедливости, добра и человечности.

В Древнем Китае, Южной Америке, Древнем Египте образовывался миф об избранном народе, прокладывающем путь в светлое будущее. Подобное имеется и в других учениях, приводящих к национализму и религиозной нетерпимости, экстремизму, войнам. На утопических идеях Т.Мора (1478-1535гг.), Т.Кампанеллы (1568-1639гг.) основано учение и К.Маркса (1818-1883гг.), упрощенное российскими большевиками в атеистическую систему о земном рае – коммунизме. Прообразом всех утопических теорий является работа Платона (427-347гг. до н.э.) «Государство»; понятие утопия (греч.-не существующая страна) ввёл Томас Мор в его книге «Утопия» (1516 г.).

Марксизм (детище К.Маркса и Ф.Энгельса) был далёк от идеализма и утопичности, характерных для его предшественников. Идеологов нового поколения не интересовали проблемы общечеловеческой нравственности и ценностей. Создатели марксизма полагали, что их учение глубоко научно, т.к. опирается на законы общественного развития, разработанные ими самими. Маркс считал, что конфликт производительных сил и производственных отношений мог быть разрешён только через ликвидацию частной собственности и передачу средств производства в руки общества. Новая идея пропагандировала, что лишь общественная собственность на средства производства может создать условия для преодоления отчуждения личности от экономической, политической, социальной и культурной жизни. Это дало основание социализм Маркса определить как коммунизм (от лат. – общий). Программное изложение этих идей было оформлено в 1848 г. в «Манифесте Коммунистической партии». Новая идеология носила революционный характер. Единственно возможным способом осуществления социальных преобразований считалась социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Находилось много идеологов, критиковавших ряд положений учения Маркса, в частности, идею диктатуры пролетариата, которая, по их словам, могла привести к тотальной бюрократизации общественной жизни. Но притягательная сила марксизма была очень сильна и породила большое число учеников и последователей. Опыт социалистического строительства в СССР показал сильные и слабые стороны марксизма, превратившегося в официальную идеологию страны. И хотя многие прогнозы Маркса оправдались, капитализм всё же продемонстрировал свою живучесть и способность к трансформации, а пролетарское государство в силу всеобщего обновления, отрицания автономии личности проложило путь тоталитаризму. Практика показала, что реальность отличалась от теории.


Структура каждого исторически определенного общества, процесс его функционирования и развития, зависит от способа производства, характеризующего конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений. Способ производства характеризует основную сферу общественной жизни – сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны – производительных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих пор развивались. Это приводит к закономерному изменению производственных отношений, поскольку они перестают служить необходимым условием процесса производства. Замена же производственных отношений, означающая замену старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению всего общества. Таким образом, смена способа производства происходит не по произволу людей, а в силу действия общего экономического закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего общества характер естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Конфликт производительных сил и производственных отношений является экономической основой социальной революции, которую совершают прогрессивные силы общества. Конкретизация отражает историческое своеобразие различных вариантов одного и того же способа производства: античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах и т.д. Функционирование производительных сил предполагает сначала изготовление средств труда (группа А), а потом их использование для производства средств потребления (группа Б). Законом расширенного производства является преимущественное развитие группы «А», создание все более производительных средств труда на основе использования науки и техники, и перевооружение на этой базе всех отраслей экономики.

Изменение неустроенной жизни – это цель. Цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации.

На первом этапе нужна объединяющая разумные силы идея, которая позволит людям выбрать правильный путь. Классики отмечают, что «идеи должны овладеть массами»; а информирован – значит вооружён (слова страшнее пистолета). Необходима также способность к смелой, самоотверженной борьбе, наличие опытной партии, осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство. Совокупностью революционной ситуации является экономический и политический кризис данного общественного строя, что определяет возможность социальной революции. Отмечают, что признак этого – «верхи не могут» (господствующий класс, слой не может сохранить свое господство), а «низы не хотят» так жить; но эволюция лучше, чем революция.

Длительно действующими факторами, обеспечивающими функционирование, прогресс, являются движущие силы развития. К движущим силам развития общества относятся: общественные противоречия, дающие импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия, побудительной силой этой деятельности являются потребности, интересы и др. Двигательные силы развития делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы (материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные). Развитие осуществляется так, что в процессе преобразования того или иного явления происходит повторение на более высокой ступени некоторых черт и особенностей низших ступеней. Эта особенность развития может быть представлена в виде наглядного образа (раскручивающейся по вертикали спирали развития, где каждый новый виток как бы повторяет предыдущий, но на более высокой ступени). Для метафизики характерно понимание развития как движение по замкнутому кругу, без возникновения нового. Отмечают, что крест означает: вертикаль – духовная линия, горизонталь – материальная; в Библии записано, что нельзя одновременно служить Богу и мамону (греч. – богатство) – алчности, корыстолюбию, у древних сирийцев бог богатства, наживы.

Противоположными формами развития общества (в целом или отдельных его сторон) являются прогресс (с лат. – движение вперед) и регресс (с лат. – возвращение). Прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвет, развитие науки и культуры, развитие личности, степень возрастания общественной свободы – этому отвечают положительные силы добра. Регресс – это возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация – этому способствуют отрицательные силы зла.

Равенство в природе чего-то не устойчиво, обычно чего-то больше, чего-то меньше (устойчива игрушка «ванька-встанька», у которой низ значительно тяжелее верха). Гармоничное, устойчивое развитие определяется «золотым сечением» (1/3 и 2/3). Развитие, эволюция системы, общества происходит в условиях борьбы зла и добра, а их соотношение определяет окружающее; какая из этих величин преобладает, такое и общество («доброе или злое»).

По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50% зависит от образа жизни человека, 15-18% от экологии, 15-18% от генной наследственности и только на 15-18% от медицины. Надо менять образ жизни, тогда и жизнь будет другая – все в наших руках (в итоге в масштабе страны, а лучше – мира). В Библии записаны слова Иисуса: «Не придет Царство Божие приметным образом… Царство Божие внутри нас» (Лука, стихи 17:20-21), т.е. что мы сделаем, то и будет вокруг нас. Достигается это: воспитанием в семье, школе, коллективе, через ЗОЖ (здоровый образ жизни), разъяснительно-воспитательной работой государства, активистами, партиями, СМИ, и при добровольно-принудительном согласии граждан (т. к. человек бывает слаб и ему надо помогать; «свобода – это осознанная необходимость», и свобода моего кулака не достигает вашего носа) – при контроле общества и особенно самоконтроле граждан. Ещё древнегреческий поэт Гомер (жил между 12 – 8 вв. до н.э.) в поэме «Одиссея» описал, как гребцам заткнули уши воском, а Одиссея накрепко привязали к мачте, чтобы избежать гибели от греховных сладкозвучных сирен (насилием над слабостями, людей удержали от гибельного греха). Но «насилие» – это как позолота на железе: сверху блестит, а внутри остается железо; надо менять «внутренности», в т. ч. и образ жизни, «железо превращать в золото». Не актуален и лозунг – «Свобода. Равенство. Братство», т.к. сама природа установила неравенство умов, характеров, способностей. Равенства не бывает: учёный и необразованный, дети и взрослые, женщины и мужчины, слабые и сильные, и т.п. Братство богатого с бедным? И необходима справедливость.

Коминтерн (коммунистический интернационал; 3-й Интернационал) существовал с 1919 г. по 1943 г., объединяя компартии различных стран. Коминтерн – наследник и продолжатель дела 1-го Интернационала, заложившего идейные основы борьбы международного пролетариата за социализм. В 1889 г. был основан 2-й Интернационал, просуществовавший до начала 1-й мировой войны (1914 – 1918 гг.) и распавшийся на отдельные социал-шовинистические партии, воюющие друг с другом.

В Берлине 25.11.1936 г. между фашистской Германией и Японией был заключён «Антикоминтерновский пакт», направленный против Коминтерна и оформивший блок этих агрессивных государств, ставивших своей целью завоевание мирового господства. В ноябре 1937г. к этому пакту примкнула фашистская Италия. В 1939 г. к «Антикоминтерновскому пакту» присоединились Венгрия и франкистская Испания.

Одной из разновидностей антикоммунизма является клерикальный антикоммунизм, оплотом которого выступал Ватикан, на протяжении многих лет находившийся в авангарде борьбы с коммунизмом. С антикоммунистических позиций выступали и др. религиозные центры. В их числе к 21 в.: Центр по изучению коммунизма и религии (Англия), Центр по изучению религии и прав человека в закрытых обществах (США), Всемирная исламская лига (Саудовская Аравия) и др. Значительно активизировались в кон.20 в. различные миссии: Славянская миссия, Подпольная евангелизация и др.; белоэмигрантские группировки: карловацкий раскол, Русское студенческо-христианское движение; религиозно-националистические организации: Украинская автокефальная православная церковь, Украинская евангелическо-баптистская конвенция, Всемирное сообщество литовцев-католиков и др. В пропагандистских акциях клерикального антикоммунизма участвовали издательские общества, ряд светских и религиозных радиоцентров. На разных языках велись регулярные передачи на СССР: радио «Ватикан», «Монте-Карло» (Монако), «Голос Анд» (Эквадор), «Голос «Дружбы» (Манила); религиозные и антикоммунистические программы передавались радиостанциями «Голос Америки», «Немецкая волна», «Би-би-си», «Свобода» и др., оказывающие постоянное идеологическое воздействие. На всё это расходовались огромные материально-финансовые средства.

Непрекращающаяся борьба за большую долю прибыли, за рынки сбыта, за источники сырья и т.п. порождает ожесточённую конкуренцию. При частной собственности есть и разные формы правления: автократия, самодержавие – при неограниченной, единоличной власти главы государства или монарха (царя, короля, императора и т.п.) с законодательной и исполнительной властью и с передачей её по наследству – при абсолютной монархии; ограниченная конституционная монархия – с властью по конституции ограниченной законодательным органом – выборным парламентом, обеспечивающим интересы эксплуататоров. Не является спасением и либерализм – частная собственность со свободой индивидуализма (каждый сам за себя). Демократия отвергалась ещё древнегреческим философом Платоном (427–347 гг. до н. э.) в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. В нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей. При демократии же «они, за редкими исключениями, чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе». Демократические трутни разрушают все нравственные основы жизни – честь, стыд, умеренность, потакая при этом всему низменному: «наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством» (см. «Платон» соч. в 3 т., т. 3, ч. 1, с. 331, 379 – М., Мысль, 1971 г.). Либерализм стоял на службе глобализма, а фашизм – на службе крупному капиталу.

На страницу:
15 из 30