bannerbanner
Союз культуры, науки, религии
Союз культуры, науки, религии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
14 из 30

А.Вебер и другие философы называют социальными религиями общественно-политические и экономические течения и формации: демократический капитализм, социализм, коммунизм. Идеология этих систем близка к религиозным верованиям, поклонению своим духовным идеалам и по действительности и преобразующей силе зачастую во много раз превосходила в этом любую религию (кроме разве ислама, где верования и политика, практическая жизнедеятельность верующих слита в единое целое).

Одним из ранних объектов поклонения были умершие предки, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Культ предков возник в глубокой древности и особенно долго был распространён в Древнем Китае, Древнем Риме, у славян и многих других народов. С культом предков тесно связан культ останков усопших, что выражалось в почитании могил героев. От него берёт начало и христианский культ мучеников, сложившийся около 4 в. н.э. Культ властелина появился в государствах Древнего Востока; заключался он в том, что цари и верховные жрецы приравнивались к богам или сыновьям богов.

Почти сразу после появления христианства возникли духовные стихи, отразившие восприятие новой религии обычным человеком; в них в доступной и понятной, легко запоминаемой стихотворной форме, разговорным языком рассказывалось о ветхозаветных персонажах (об изгнании Адама и Евы из рая, о жизни Иисуса Христа). Духовные стихи рассказывают и об общечеловеческих ценностях: честности, верности данному слову, уважению старших, любви к родной земле. Основными исполнителями духовных стихов были «калики перехожие» – странники, совершавшие хождения в Святые земли: Иерусалим, Константинополь. К нач.21 в. духовные стихи сохранились в живом бытовании лишь в среде старообрядцев и в некоторых религиозных сектах.

В древности: рога и примитивные флейты эпохи палеолита, односторонние барабаны неолитической эпохи и др. музыкальные инструменты использовались для извлечения звуков или воспроизведения сознательно регулируемого ритма.

Уже в первобытные времена существовали обрядовые песни. В кон.1 тыс. н.э. в Греции сформировалась система знаменного пения, основанная на своде мелодий, предназначенных для исполнение во время православного богослужения; знаменное пение, в соответствии со способом записи – с помощью особых знаков (знамен и крюков). В средние века духовная музыка выделилась в самостоятельное направление музыкального искусства, нередко противопоставляемое всем остальным. Начиная с 6 в., когда папа римский Григорий I создал свод церковных гимнов на библейские тексты, духовная музыка стала важнейшей составной частью европейской музыкальной культуры. В современных католических храмах исполняются рок-мессы. В православных храмах не появились музыкальные инструменты и духовная музыка осталась лишь хоровой. Многоголосное пение появилось в 18 в., а старообрядцы и в нач.21 в. пели по правилам 1-голосного знаменного распева. Начиная с сер.19 в. к духовной музыке обращались многие крупные композиторы: П.Чайковский, С.Рахманинов, И.Стравинский, произведения которых продолжали и в нач.21 в. исполнять как в храмах, так и в концертных залах.

Когда возникла необходимость в слаженном движении многих людей, возникла военная музыка. Первыми музыкальными инструментами её были ударные: барабаны и литавры, помогавшие выдерживать нужный темп во время марша. Кроме барабанов применялись и духовые инструменты, звуки которых были слышны на большом расстоянии. Различного рода трубы использовались и для подачи сигналов на перестроение и передвижение войск. В Древнем Риме впервые было введено в практику музыкальное сопровождение марша войск во время триумфа. Римляне создали систему разнообразных сигналов для оповещения и управления войсками на поле боя. Сегодня военная музыка – это музыка, исполняемая во время военных парадов (и др. торжественных военных церемоний), строевых занятий, походов и т.д. Основным жанром военной музыки является марш. Одновременно с маршем часто звучит и песня – строевая, походная, героическая.

При толковании Библии, стали создаваться драматические произведения, сопровождаемые музыкой. Из всех жанров и сфер музыкального искусства танцевальная музыка (и, наряду с ней, песня во всех её разновидностях) наиболее тесно связана с бытом и чутко реагирует на веяния времени и моды.

В Древней Греции были созданы представления, в которых объединялись музыка и пение. Во время исполнения древнегреческих трагедий на сцене постоянно находился хор. Актёры также произносили свои монологи нараспев. В средние века огромной популярностью пользовались мистерии – театрализованные представления, в которых рассказывалось о жизни Иисуса Христа. В них также включались различные песнопения и гимны.

В 15 – 16 вв. для развлечения использовалась народная музыка, а также и та, что сочинялась по образцам народной. Понятие о лёгкой музыке и музыке серьёзной появилось под воздействием эстетики классицизма, который впервые ввёл чёткое жанровое деление в литературе. Оно было распространено и на музыку; кроме серьёзной оперы, появилась оперетта.

В музыке на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении основана гармония (греч. – стройность, соразмерность) – одно из важнейших выразительных средств музыки; как и другие выразительные средства – мелодия, ритм, тембр и др. Истоки гармонии кроются в народной музыке. Именно пение без сопровождения требовало особой согласованности от поющих. Ритмические удары барабана, кастаньет или бубна, подчёркивающие ритм и нужный темп – древнейшая форма аккомпанемента (франц. – сопровождать). В средние века для аккомпанемента использовали струнные щипковые инструменты: лютню, цитру, а затем и гитару. К нач.21 в. чаще всего аккомпанировали на рояле, обладающим высокими мелодическими возможностями и хорошо дополняющими певческие голоса и музыкальные инструменты.

В 15 в. появилась светская музыка и репертуар музыкальных произведений начал расширяться. Начиная с сер.17 в. и до настоящего времени, ведущее место в музыкальной культуре мира занимает классическая музыка: опера, оперетта, балет, оратория, концерт, симфония.

В кон.19 в. в кафе и танцевальных залах складывается регтайм (англ. – обрывок и время) – форма городской танцевальной музыки американских негров. Её название отражает главнейшую особенность – резкую отрывочность ритма, вызванную влиянием народной музыки небелого населения США. После 1 мировой войны регтайм был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в т.ч. и фокстрот. От регтайма джаз унаследовал ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Корни джаза – в музыкальном фольклоре привезённых в Америку негров. Начиная с 17 в. они жили, работали и развлекались в ином этническом окружении. Их исконная музыкальная культура постепенно смешивалась с европейской, также завезённой в Америку, и к сер.18 в. и сложился особый род музыки, преимущественно увеселительного, танцевального характера. Собственно джаз появился в Новом Орлеане между 1900 г. и 1905 г., когда там возникло множество самодеятельных оркестров, называвшихся «джаз-бандами». Но широкой публике их искусство стало известно лишь с 1920-х гг. Первая пластинка с записью музыки «джаз-банды» вышла в феврале 1917 г. С этого времени и началось постепенное распространение джаза сначала в Америке, затем и в др. странах мира. В СССР джаз получил распространение с сер.1920-х гг. Родоначальником (хотя и не первенцем) этого направления считают «Теа-джаз», организованный в 1929 г. певцом и музыкантом В.Утёсовым.

В 1910-х гг. в США возник диксиленд – джазовые ансамбли, состоявшие из белых музыкантов. Подобного рода ансамбли играли джазовую музыку так называемого нью-орлеанского стиля, характерными чертами которого были коллективная импровизация и простой аккомпанемент в сочетании с острым ритмом. На рубеже 1920-х гг. такие ансамбли получили широкое распространение и в Европе.

С огромными изменениями в жизни всего человечества, наступившие после 2 мировой войны, совпало по времени с появлением рока. В 1954 г. выходит 1-я пластинка Элвиса Пресли. В отличие от исполнителей и кантри, и классической музыки, которые во время концертов стремятся создать какой-либо образ, рок-музыканты, наоборот, с самого начала преследовали цель максимально сблизиться с аудиторией. В сер.1970-х гг. на рок-эстраде появилась молодёжь следующего поколения, именовавшая себя панками (англ. – гнилой). Доминирующей интонацией их выступлений стал резкий протест против каких-либо нравственных и моральных норм. С помощью компьютеров стало возможным синтезировать различные музыкальные звуки и формировать из них музыкальные произведения – компьютерную музыку.

В незапамятные времена появилась традиция ряженых, связывавшаяся с охранительными и ритуальными функциями. В нач.2 тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились театрализованные представления, основные жанры которых дошли до 21 в. практически в неизменном виде. К сер.4 в. н.э. относится возникновение театра «но» – наиболее древней формы традиционного японского театра. За 1,5 тыс. лет его строгая и тщательно, до самых мелочей регламентированная стилистика осталась практически без изменений; сюжеты пьес понятны зрителям, потому что в их основе – древние сказания и легенды, а также истории из жизни Будды. В театре «но» играют только мужчины, а женские роли обычно поручаются юношам. К 12 в. относится становление китайского театра, прежде всего традиционного театра цзацзюй. В буквальном переводе с китайского это означает «смешанные представления».

История европейского театра начинается с Древней Греции. Понятие «античный театр» включает в себя театральное искусство Древней Греции и Древнего Рима. С кон.6 в. до н.э. до 4 в. н.э. античный театр существовал как массовое зрелище, предназначенное для большого количества зрителей. С самого начала древнегреческий театр содержался на средства из городского бюджета и пожертвования состоятельных граждан. Актёрами в таком театре были только мужчины. Они выходили в масках, потому что мимика живого лица не балы видна зрителям, сидевшим в огромном амфитеатре. Нередко актёр менял маску прямо во время действия: таким способом он показывал смену душевных состояний своего героя. Кроме актёров на сцене постоянно находился хор, который подсказывал зрителям, что именно происходит перед ними, а также рассказывал о тех событиях, которые не могли представить актёры. Однако массовые действа античного театра не сразу были востребованы культурой последующих столетий. Основной проблемой было территориальное и национальное разъединение людей. Только с образованием городов и утверждением основ феодального строя, а также господства христианства в средневековье вновь наблюдается поворот к массовым театральным действам.

Параллельно с народным в ряде стран Европы развивался и церковный театр. В 13 в. в разных странах Европы возникает литургическая драма. Основой её сюжетов становились тексты из Священного писания, а местом представления – храм или церковных двор. Вершиной средневекового театра стала мистерия. Этот жанр достигает расцвета в сер.15 в. в крупнейших европейских городах. Мистерии были площадным жанром и в них довольно быстро приникли элементы народной культуры. Они стали вытеснять церковные тексты, поэтому уже в сер.16 в. церковь стала запрещать их представления. Но мистерии не угасли, сохранившись в современных карнавалах и популярных праздниках, например, шествии цветов или празднике торта. Важнейшим этапом в развитии европейского театра стала эпоха Возрождения, с пробудившимся интересом к античной драматургии. В эпоху Возрождения впервые было осознано огромное воздействие театра на современную общественную жизнь; возникают 1-е публичные театры, имеющие постоянное помещение и труппу. Одновременно возникает и придворный театр, обслуживавший аристократию. Раньше всего он появился во Франции. Позже там же возникла и его разновидность – балет. Вершины своего развития театральное искусство Возрождения достигло в Англии в 16 в., в творчестве У.Шекспира, с приходом которого связано становление реалистического театра, объединившего драму и её сценическое воплощение. В пьесах Шекспира впервые сюжетом становится сама история, перед зрителями появляются конкретные человеческие судьбы, а не придуманные автором страсти и поступки героев.

В 11 в. появилось скоморошество; скоморохами («потешниками») на Руси называли странствующих актёров, комедиантов, музыкантов, певцов, фокусников, плясунов, дрессировщиков. Первоначально скоморохи участвовали в языческих обрядах и народных праздниках, но постепенно стали постоянными участниками народных гуляний, ярмарок и др. увеселений. Мастерство исполнения, соединённое со злободневным современным репертуаром, отражено в былинах («Вавила и скоморохи»), народных песнях, сказках и пословицах. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. Скоморошество было запрещено ещё в 17 в., но его представители продолжали существовать, и их искусство дожило и до нач.21 в., отразившись в праздничных увеселениях. В русских городах 19 в. проводились различные гулянья, приурочивавшиеся к главнейшим церковным праздникам, к таким событиям, как победы, коронации монархов, открытия общественных или частных садов. Увеселения, предлагавшиеся публике, различались в зависимости от времени года. На Рождество и масленицу это было катание с гор и на санях, постройка снежных городков. На пасху преобладали различные виды каруселей и качелей. На площади, где происходило гулянье, устраивались балаганы, ярмарочные ряды, а также площадки, на которых разыгрывались различные представления. Среди гуляющих ходили скоморохи, развлекавшие их шутками и прибаутками, а зачастую и устраивающие свои собственные представления. Чисто русскими увеселениями были выступления частушечников и «медвежья потеха», когда специально обученный медведь выступал вместе со своим вожаком в различных сценках, часто имевших ярко сатирический характер. Во время рождественских гуляний в них принимали участие и ряженые.

С 1730-х гг. в разных городах России начали появляться труппы «охочих комедиантов», т.е. любителей. Из 1 такой труппы под руководством Федора Волкова и возник постоянный театр, учреждённый в 1756 г. указом императрицы Елизаветы Петровны. С него и началась история русского профессионального театра. Параллельно с придворным в России развивался крепостной театр. Труппы существовали в усадьбах князя Юсупова, графа Шереметьева и др. Актёрами в них были крепостные крестьяне. В 1824 г. в Москве открылся Малый театр, ставший впоследствии общерусским театральным центром. Основу театрального репертуара нач.19 в. составляли водевили, мелодрамы и пьесы Н.Кукольника и Н.Полевого на темы из русской истории. Реформа русского театра связана с именем М.Щепкина, создавшего актёрскую школу. В сер.19 в. в театр пришли Н.Гоголь и А.Островский. Оформлением театральных спектаклей и в 1-ю очередь опер и балетов занимались художники В.Поленов, И.Левитан, В.Васнецов, К.Коровин, В.Серов. В декорациях и костюмах они передавали образы русской истории, отечественной природы, стихию русской сказки и эпоса.

Театральная жизнь после революций 1917 г. развивалась по нескольким направлениям: традиционные профессиональные театры, студийные коллективы, организованные крупными режиссёрами и актёрами, а также различные левые театры, направление поисков которых ориентировалось на массовые действа и агитацию. В 1918 г. Мейерхольд поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского, а в 1920 г. переехал в Москву. В 1920 г. в Москве стал работать Еврейский театр под руководством С.Михоэлса. В 1923 г. открылся театр имени МГСПС (позже – театр имени Моссовета), заявивший о себе как театр современной темы. Авторитарные методы руководства искусством, начиная с 1930-х гг. сказались и на развитии театра и драматургии.

В 1949 г. были сняты с постов руководители театров А.Таиров (Камерный театр) и Н.Акимов (Ленинградский театр комедии), а в 1950 г. закрыты Камерный и Еврейский театры в Москве. В сер.1950-х гг. в СССР был создан театр-студия «Современник» под руководством О.Ефремова. Чуть позже – театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.Любимова. 1960-е гг. стали временем очищения классики от расхожих сценических штампов.


Памятники культуры Египта, Греции, Индии и др. стран свидетельствуют о важной роли танца в жизни первобытнообщинного и рабовладельческого общества. В эпоху Возрождения в Италии небольшие мимические и танцевальные сцены входили в состав маскарадов, шествий, пиров и даже турниров. В то время в них включались народные танцы с незамысловатой хореографией. Только в эпоху классицизма, когда народные танцы стали «приспосабливать» к вкусам аристократии, бытовавшим при дворе короля Людовика XIV, сложились основные особенности балетной хореографии.

По праву считаются «золотым веком» русского балета 2пол.19 в. и особенно нач.20 в. Так П.Чайковский написал 3 гениальных балета: «Лебединое озеро» (1876 Г.), «Спящая красавица» (1889 г.) и «Щелкунчик» (1892 г.). После этого к балету стали относиться как к искусству. Балетмейстеры М.Петипа и М.Фокин создали так называемый психологический танец, раскрывающий всю глубину переживаний героев. Синтез французского мастерства и русской музыки, исполнительского мастерства произошёл в нач.20 в. и связан с именем балерины Анны Павловой (1881–1931 гг.). Солистка Мариинского театра, Павлова в 1909 г. участвовала в «Русских сезонах» С.Дягилева, а потом с собственной труппой гастролировала по всему миру, выступая в главных партиях классического репертуара. Среди других великих русских балерин 20в. – Т.Красавина, Г.Уланова, М.Плисецкая, Е.Максимова.

В кон.18 в. на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии возник вальс, уже в 19 в. из крестьянского танца превратившись в городской, завоевав всю Европу и став популярнейшим бальным танцем 19 – 20 вв. Крупнейшие композиторы создавали вальсы как самостоятельные пьесы (Вебер, Шуберт, Штраус, Шопен, Брамс, Глазунов, Прокофьев) или отдельные номера в опере («Фауст» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского) и балете («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского; «Золушка» Прокофьева). В ритме вальса написаны некоторые оперные арии (песенка герцога в опере Верди «Риголетто»), романсы («Средь шумного бала» Чайковского). Вальсами являются многие популярные песни: «Лунный вальс», «Школьный вальс» Дунаевского.

На первом в мире публичном киносеансе, устроенном братьями Огюстом и Луи Люмьер в Париже 28 декабря 1895 г., демонстрировали фильм «Выход с завода». Период с 1895 г. (времени рождения кино) до нач.1930-х гг. называется периодом немого кино. Главной особенностью немого кино была отточенная пластика актёрской игры, т.к. следовало передавать содержание образа лишь жестом, движением, мимикой. В нач.1930-х гг. был изобретён способ записи звука на киноплёнку. Появилась возможность запечатлеть и голос актёра.

Телевидение дало толчок к развитию приёмов экранизации классических произведений. Телевизионный игровой кинематограф вначале также повторял жанровые разновидности традиционного кино, поскольку кино и телевидение являются разновидностями экранного искусства. Но возможности телевидения привели к созданию своеобразного эквивалента романа с продолжением – многосерийного телефильма (сериала), ставшего явлением культуры 20 в., одним из её отличительных признаков.


16. В 9 в. возникло Киевское государство в результате и на основе длительного предыдущего хозяйственного, политического и культурного развития народа. Киев стал центром самого большого государства из всех государств Европы, власть которого простиралась на огромные земли: на восток – до Волги, на запад – до Карпатских гор. Это было не великорусское, не украинское, не белорусское государства, т.к. эти народности тогда ещё не сложились, а – древнерусское славянское государство. Славяне – крупнейшая в Европе группа индоевропейских народов, родственных по языку и культуре. Первобытно-общинному строю свойственна племенная общность людей, за которой следует народность. Нации связаны с возникновением капитализма.

Кон.10 в. и нач.11 в., время княжения Владимира и его сына Ярослава Мудрого, было высшей точкой расцвета Киевского государства. Оно достигло политического могущества, прочно вошло в международную жизнь и играло в ней большую роль. Киевская Русь интересовала европейских и азиатских купцов и политиков. В течение всего киевского периода Русская земля непрерывно обороняла себя от многочисленных внешних врагов: степные кочевники (печенеги и половцы) привлекались цветущими русскими городами и селами; варяги и греки покушались на политическую независимость страны. Государство защищало свои границы от врагов и было для них грозным. Византийский военный специалист Маврикий Стратег в своём сочинении «Стратегия и тактика» признавал русских сильными, храбрыми и способными противниками.

Материальную основу жизни и культуры народы в киевский период составляло земледелие, которым издавна жили славянские племена. Первоначально свободные крестьяне на Руси постепенно становились зависимыми от бояр-землевладельцев. На месте изжившего себя родового строя, сложился на много веков феодальный строй. Ко времени расцвета Киевского государства, на рубеже 10 и 11 вв., его общество являлось уже классовым, в составе которого было 2 класса: смерды (крестьяне) и мужи (бояре, феодалы). Княжеский закон охранял и защищал собственность феодалов посредством строгих наказаний крестьян. До кон.10 в. русские люди были язычниками. Языческая религия, связанная с родовым строем, не соответствовала новому строю – феодальному, которому более соответствовало христианство, способствовавшее укреплению политического единства страны и ещё более быстрому развитию её культуры.

Развитие государственной жизни создало потребность в образованных людях. В кон.11 в. в Киеве Анной, сестрой князя Ярослава было учреждено 1-е в Европе женское училище. Князь Владимир Мономах любил книги, был умелым писателем и говорил на нескольких языках; его отец Всеволод знал 5 языков. Черниговская княжна Евфросиния была знакома с грамматикой, риторикой, философией и математикой. В то же время – император Оттон Великий (10 в.) научился читать только к 46 годам, король Филипп Смелый (13 в.), вступая на французский престол, не умел ни читать, ни писать; многие герцоги и графы Англии в 12 в. из-за неумения писать часто ставили крестик вместо подписи. При раскопках в Киеве, Новгороде, Смоленске и др. местах найдено много обыкновенных бытовых предметов: горшков, деревянной посуды, сапожных колодок и пр. – с надписями, сделанными простыми ремесленниками, а в Новгороде много и берестяных грамот, писанных простыми горожанами. Среди произведений устной народной поэзии существовали сказки, пословицы, обрядовые песни, славы в честь возвращавшихся из походов князей, плачи. Одно из важнейших мест в устном народном творчестве киевского периода принадлежит былинам, в которых отразилось много подлинных событий, героев и врагов русского народа киевского периода. Самый любимый герой народных былин – Илья Муромец, о котором сложено больше всего былин. Наряду с Ильёй Муромцем выступают в киевских былинах Добрыня Никитич, Алёша Попович – такие же храбрые, беззаветно преданные родине воины, как и их «атаман» Илья. На былинные сюжеты написаны картины художниками И.Репиным, В.Васнецовым, оперы и др. музыкальные произведения композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Бородиным и др. В киевский период русский народ обладал уже развитым языком. Исследование памятников языка киевского периода: договоров русских с греками при Олеге и Игоре, законов Ярослава Мудрого «Русская Правда» и др. доказывает существование в это время самобытного русского языка. Этот язык имел богатый словарный состав, обладавший большим количеством слов для обозначения разных предметов и понятий. Язык имел сложившуюся грамматику, все основные части речи, все типы простого и ряд типов сложного предложения. Сохранившиеся древнейшие русские книги относятся только к 11 в., но есть свидетельства тому, что письменность существовала гораздо раньше. Два арабских путешественника, бывших в Киевской Руси в 9 – 10 вв., видели надписи на русском языке. Договоры русских с греками 911 г. и 944 г. были написаны по-гречески и по-русски. Археологами найдены при раскопках предметы 10 в. с русскими надписями на них. Древнерусские книги были рукописными; книгопечатания ещё не существовало. Материалом для книг служила не бумага, которой и в Европе ещё не знали, а пергамент – тонко отделанная и отбелённая кожа телячья, козья и свиная.

Слова в строчке друг от друга не отделялись. Этот древний русский почерк называется уставом. Созданная с таким трудом и искусством книга, ценилась высоко, дорого, часто дороже коровы, лошади, дома. Простой народ вследствие дороговизны пергамента часто пользовался берестой как письменным материалом. Писали на ней острой костяной или металлической палочкой, продавливая буквы. Памятников книжности киевского периода к кон.20 в. дошло немного: от 11 в. – около 30, от 12 в. – около 100. Одним из самых распространённых жанров литературы киевского периода были летописи. Лучшим представителем этого вида литературы был знаменитый Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, написавший «Повесть временных лет». О городе Киеве Нестор рассказывает, как он был основан братьями, предводителями племени полян, и стал называться по имени старшего из них, Кия. Город затем был завоёван князем Олегом, приплывшим со своей дружиной из Новгорода, и объявлен им столицей всего Русского государства: «Будь ты, Киев, матерью городов русских». Нестор пишет, как в 907 г. князь Олег завоевал Царьград или Константинополь – столицу Византийского царства.

На страницу:
14 из 30