bannerbanner
Союз культуры, науки, религии
Союз культуры, науки, религии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
13 из 30

Под влиянием поражения революций 1848 г. в Европе появилась особая форма умонастроения – декаданс, которая отличала многих представителей и русской культуры в кон.19 в. – нач.20 в. Декаданс следует воспринимать как состояние сознания, духовную среду, комплекс умонастроений, определённый взгляд на мир, образ жизни и стиль поведения.

Большинство исследователей считают, что с 1909 г., через 1 год после первой выставки кубистов в Париже, заявил о себе футуризм (от лат. – будущее) – одно из первых авангардистских течений, по своему значению сопоставимых лишь с кубизмом. Основными странами его распространения были Италия и Россия. Причиной появления футуризма было стремление изобрести искусство нового, машинного, индустриального века. Футуризм проявился в различных сферах искусства: театре, кино, музыке, графике.

Одним из направлений абстрактного искусства был дадаизм, хронологически располагавшийся между кубизмом и сюрреализмом. Это течение вошло в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приёмы и существенно обновившее технику письма. Многие рассматривали его как отражение общественного сознания периода 1-й мировой войны, вызвавшей хаос, разрушение, отрицание прежних ценностей. Датой рождения дадаизма считают 1916 г. Дадаисты первыми стали представлять обыденные предметы как объекты искусства: велосипедное колесо на табурете, сушилку для волос, а их методы комбинации предметов явились источником поп-арта. Под влиянием дадаизма и на основе уже существовавших центров складываются 2 самостоятельных течения – сюрреализм ((франц. – букв. сверхреализм; основоположник А.Бретон) и немецкий экспрессионизм. Сюрреализм к сер.1920-х гг. во Франции сложился теоретически и организационно, просуществовав до 1970-х гг. и оказав влияние на европейскую и на американскую культуру. Сюрреализм собрал ищущую, прогрессивно настроенную художественную молодёжь, мечтавшую проявить себя уже не на полях войны, а в мирное время. Как и в дадаизме, скандал и узаконенная анархия, отсутствие системы ценностей были их девизом.

В 1920-е гг. для характеристики изменившегося места культуры в современном обществе искусствоведами было предложено понятие – массовая культура. Интенсивное развитие средств массовой информации (СМИ) и связи привело к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а масса – большое количество людей. Незамысловатое содержание в произведениях массовой культуры часто маскируется аттракционностью, повышенной событийностью, шоковыми моментами. Так стоятся, в частности, такие виды массовой культуры, как комиксы и так называемые «мыльные оперы».

После 1-й мировой войны наиболее широко распространился в Германии и Австрии экспрессионизм, декадентское направление в литературе и искусстве, являясь отражением кризиса культуры капитализма. Для экспрессионизма характерно отрицание или нарочное искажение реального мира во имя субъективистского «выражения (экспрессии) внутреннего мира» художника.

Прошедшая в 1915г. выставка 39«беспредметных» произведений Малевича(среди них ч ё р н о г о к в а д р а т а на белом фоне) стала программным проявлением нового течения супрематизма – условного наименования одного из направлений авангарда, существовавшего в России. Экспериментальные поиски Малевича, увлечение разными направлениями (в т.ч. импрессионизмом, а затем кубизмом) привели к тому, что его программное произведение «Чёрный квадрат» вошло в историю как выражение крайностей модернистского искусства. Вместе с тем оно стало завершением той бурной эволюции, которую совершило русское искусство после 1896 г., с момента вхождения его в орбиту новейших течений европейского искусства.

Направлением современного авангардистского искусства, возникшим в 1950-е гг. практически одновременно в Англии и США был поп-арт (англ. сокращенное – общедоступное искусство). Поп-арт возник как реакция на беспредметное искусство и первоначально представлял собой коллажи – комбинации из бытовых вещей на холсте.

Развитие авангарда, прерванное в России в кон.1920-х гг., в кон.20 в. продолжало существовать на уровне творчества отдельных художников и творческих объединений.

История выставок восходит к публичному показу художественных произведений в Древней Греции в 6 в. н.э. В Италии выставки проводятся с эпохи Возрождения (15 – 16 вв.), в Голландии и Франции – с 17 в. Во Франции 1-е выставки стала устраивать Королевская академия с 1653 г.; с 1699 г. они проводятся в Лувре. С 1760 г. они организовывались и в Петербурге. В России с 1871 г. ежегодно проводились выставки передвижников.

Распространение определённого вида народного промысла тесно связано с условиями конкретной местности: где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство; а в районах льноводства – ткачество или прядение и т.д. На территории России, как и в др. европейских странах, известно множество различных народных промыслов. К наиболее прославленным художественным промыслам относятся: палехские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, великоустюжский промысел чернения по серебру, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское плетение кружев, мстерские вышивки. Обычно их истоки уходят в глубокую древность.

Собрания произведений искусства в термах Древнего Рима и европейских церквях и монастырях были прообразами музеев. Систематическое коллекционирование предметов искусства началось только в эпоху Возрождения, когда появились 1-е музеи: галереи Уффицы, Прадо, Лувр. Формирование основных европейских музеев завершилось в 19 в., когда они открылись для широкой публики. В России также вначале появились собрания в ризницах церквей и монастырей. С 16 в. начала составляться коллекция Оружейной палаты в Кремле. В 17 в. появляются и 1-е частные собрания, в т.ч. князя В.Голицына. В нач.18 в. по распоряжению Петра I в Петербурге была открыта Кунсткамера – 1-й в России музей естественной истории. В 1764 г. как частное собрание императрицы Екатерины II возник Эрмитаж. В 19 в. наряду с частными коллекциями К.Солдатенкова, И.Остроухова, Морозовых, частично открытыми для широкой публики, начали работать и общедоступные музеи – Эрмитаж и Музей Александра III (ныне Русский музей). В Москве открылась Третьяковская галерея – 1-й общедоступный музей русского искусства (бывшее собрание П.Третьякова). В 1912 г. в Москве открылся и Музей изящных искусств – богатейшая коллекция памятников первобытной, древнеегипетской, античной, средневековой культуры, европейского искусства 16 – 20 вв. Архитектура – один из ведущих видов пластического (греч. – податливый) искусства, по которому можно судить о прогрессе науки и техники, особенностях быта, традициях национальной культуры. Архитектура стимулирует развитие ряда отраслей знания (в т.ч. строительной механики), выдвигая перед наукой и техникой новые практические задачи.

В эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы (в отдельных регионах с 3 тыс. до н.э. – из обожжённого кирпича). Простейшей формой дома является землянка, прикрытая выступавшей над землёй крышей. В каменном и бронзовом веках существовали постройки прямоугольной и овальной формы, в которых использовались материалы, имевшиеся в данном районе. Археологи установили, что примерно 5 тыс. до н.э. в Древнем Египте уже строились грандиозные ансамбли храмовых и дворцовых зданий, были построены огромные города, носившие характер укреплённого военного лагеря и окружённые со всех сторон жилыми кварталами со свободной планировкой (в Ассирии и Вавилонии). Греческая архитектура начала формироваться примерно за 600 лет до н.э.; среди применявшихся материалов были кирпич-сырец, дерево и камень. Из огромных каменных блоков греки возводили храмы, сочетавшие в себе функции культовых и общественных сооружений.

Художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразились в постройках классического периода древнегреческой архитектуре в Афинах (Акрополь). Когда римляне завоевали Грецию, они начали подражать греческой архитектуре. Римляне впервые начали строить здания со сводами, перекрытыми куполами. Они же первыми стали применять известковый раствор в качестве соединительного материала. В Древнем Риме сложились основные типы домов – жилой и доходный, состоявший из нескольких этажей, сдававшихся внаём; в дворцовой архитектуре впервые появляется целостный ансамбль из многих зданий. В основе плана римских дворцовых ансамблей лежит структура военного лагеря. Это отражало стремление видеть во дворце и жилое помещение, и оборонительное укрепление. В Древнем Риме сложился особый тип крепостного сооружения – укреплённый военный лагерь. Он имел прямоугольную форму и чёткую планировку из поперечных и продольных улиц, пересекавшихся строго перпендикулярно. Подобные лагеря, устроенные в разных частях огромной империи, стали основой возникших вокруг них городов, которые также унаследовали прямоугольную планировку. Впервые распространились 5-6 – этажные дома: инкулы и загородные виллы. Границы империи раздвигались, строились мосты и акведуки, некоторые из них служили и в нач.21 в. Примерно в 800 г. в Европе начался романский период архитектуры, отличавшийся сочетанием простых форм и мощью каменных построек. В это время начинается строительство многочисленных фортификационных сооружений, защищавших города и резиденций феодалов (замки и горные укрепления во Франции, Германии, Испании, Чехии, Польше). Новый способ строительства первыми изобретают византийцы, которые сформировали тип купольной базилики (храм Софии в Стамбуле) и крестово-купольного храма с обширным внутренним пространством.

Особое влияние на архитектуру 2-й пол.19 в. оказало бурное развитие промышленности. В строительстве начали использоваться технические достижения и новые строительные материалы: бетон, стекло, а в кон.19 в. – железобетон. Со 2-й пол.19 в. строились здания из металла и стекла («Хрустальный дворец» в Лондоне), высотные сооружения с металлическим каркасом (Эйфелева башня в Париже 1887 г.). Группа архитекторов США создала специфическую форму офисного здания – небоскрёб; первым был построен в 1884 г. Здание состояло из 9 этажей, имело внутренний металлический каркас и кирпичные стены. Наряду с частными особняками аристократии и буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, сдаваемыми внаём, бараки и казармы для рабочих. В 1920-е гг. ведущим направлением в западноевропейской архитектуре стал рационализм или функционализм, обусловленный двумя противоположными теориями – урбанистической и дезурбанистической. На протяжении последующих десятилетий эти 2 теории объединились, и проектировщики стали одинаково использовать открытия, сделанные основателями каждого из направлений.


Древнерусская архитектура прошла большой путь, и её история охватывает более 8 в. Задолго до появления каменных построек на Руси строили самые различные сооружения из дерева: жилые дома, крепостные стены, княжеские дворцы. Каменное строительство начало развиваться лишь с 11 в. Вначале в городах появились каменные церкви и здания дворцов. Только в 16 в. из камня начинают строить и жилые дома, а также городские стены. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове, Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. Культовым зданием, предназначенным для богослужения и выполнения религиозных обрядов является храм. Архитектура основных типов храма (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистской синагоги) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрывались основные черты соответствующей религии. Архитектура христианского храма унаследовала традиции греческого зодчества.

Основой храма всегда является крест – символ христианства, спасения. Здание строго ориентировано с запада на восток. Именно к востоку обращена главная сторона храма, где в полукруглом выступе (апсиде) находится алтарь. Он является символом пещеры, где произошло Рождество Христово, а также Голгофы, где Христос был распят. Справа и слева от алтаря находятся 2 боковых помещения: жертвенник, где приготовляется хлеб и вино для литургии, а также дьяконник, где облачаются священнослужители. Алтарь отделён от остального помещения иконостасом – стеной, где размещены иконы.

Устройство храмов в неолите свидетельствовало о существенных переменах в мировоззрении первых земледельцев и животноводов. Главным божеством становится в это время бык – главное тягловое животное земледельцев.

О системе религиозных верований говорит обряд погребений. Мёртвых выносили за посёлок, чтобы грифы, грызуны и насекомые уничтожили мягкие ткани. Потом кости аккуратно собирали, завёртывали в одежды, маты и в корзинах погребали под полом дома перед ежегодным ремонтом. Хоронили останки покойников под теми же платформами, на которых спали и работали. Иногда останки посыпали красной охрой – киноварью («пищей жизни»), чтобы мёртвые воскресли. Область шеи иногда окрашивали, как и лоб, синей или зелёной краской. С погребёнными женщинами и детьми клали украшения: ожерелья, ручные и ножные браслеты. Кроме того, мотыги или тесла из диорита, костяные шпатели и ложки, особенно если женщины были похоронены вместе с детьми. В некоторые погребения клали обсидиановые зеркала, корзинки с румянами и косметические шпатели. Мужчин погребали, навешивая булаву, кремниевые кинжалы, обсидиановые наконечники стрел, глиняные печати, костяные крючки и петли и застёжки для поясов. Ткани, деревянные сосуды и ящички обнаруживаются во всех погребениях, но керамика или статуэтки в могилах никогда не встречаются. Специальные обряды погребений появились в раннем палеолите (мустье). В Шанидаре (Ирак) найдены кости одного 40-летнего неандертальца, убитого при обвале пещеры. У него правое плечо и рука были недоразвиты из-за врождённого дефекта. Он с детства владел только левой рукой и всё же дожил до почтенного для тех времён возраста. Выжить он мог только за счёт того, что его содержала община. Значит, уже в те далёкие времена община предусматривала заботу о слабых, калеках и стариках. «Первый» неандерталец (найденные в Неандертале) тоже был калека.

У древних славян бытовали 3 вида захоронения умерших: сожжение на костре, захоронение в земле, оставление в каком-нибудь пустынном месте. Обычай сжигать умерших, исчез с принятием христианства. Захоронение в земле было возможно лишь в тех случаях, когда покойник был чист, т.е. не связан ни с какими враждебными силами, которые могли бы осквернить землю. Если кто по какой-либо причине умер раньше отведённого природой срока, его не закапывали в землю, а оставляли в особом месте, прикрыв сучьями и листьями. Чтобы не допустить гнева земли, умерших хоронили в большой яме, над которой возводили лёгкую постройку, не засыпая её полностью землёй. Такое сооружение называлось убогим домом и строилось в глухих местах, чаще всего в оврагах или среди болот.

В соответствии с церковным уставом перед погребением совершается панихида, а затем – в 3, 9, 20 и 40 день после смерти. Название «панихида» происходит от греческих слов «панос» – весь и «нактис» – ночь. Поминовение усопших и служба по умершим своими корнями уходят в глубокую древность.

Ритуал поминовения умершего связан с представлением о том, что покойник испытывает те же самые потребности, что и живой человек, в т.ч. нуждается в пище. Поэтому древние славяне включали в ритуал похорон обязательное угощение умершего. После погребения для умершего ставят отдельный прибор: стакан водки, накрытый хлебом.

Для увековечения памяти усопшего на могиле устанавливалось надгробие. В Древней Греции надгробиями служили статуи и стелы с изображением умершего. Основным типом надгробия в Западной Европе с 11 в. стала тумба (пустая каменная или бронзовая коробка), прикрытая плитой со статуей, рельефным или гравированным портретом умершего. На рубеже 19 – 20 вв. украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или эмблема, играющая чисто мемориальную роль.


15. Следы первых верований первобытного человека относятся к эпохе мустье (ок.100 тыс. лет назад). В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Впервые появляются в неолите храмы каменного века, хотя святилища устраивались ещё в палеолите, используя большей частью естественные укрытия: гроты, пещеры и т.п. Собственно храмы, т.е. специально построенные здания для выполнения ритуальных обрядов, появляются в неолите. Около 10–12 тыс. лет назад украшение пещер прекращается. Остаются только рисунки на предметах обихода и орудиях. Животные, которым древние охотники приносили жертвы, были разными: мамонты, носороги, бизоны, кабаны, лошади, быки, олени, лоси, рыбы, серны, барсуки и многие др. Около 10–12 тыс. лет назад резко меняются все верования человека. Кое-где около 8-9 тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в посёлках, где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми. Если ранние тайные святилища могли посещать лишь посвящённые мужчины, то теперь – все жители посёлка. Если до этого каждое племя верило в разных животных (судя по рисункам в пещерах, верили почти во всех животных, на которых охотились), то теперь их количество резко сократилось. Например, в Вавилоне и Ассирии было всего 4 главных (астральных) бога: Мардук – крылатый бык, главный бог; Набу – крылатый человек, Негал – крылатый лев, Нинуркт – крылатый орёл. Образ быка принимал часто и главный бог древних греков – Зевс (например, когда похищал Европу). Причём смена богов не была кратковременной. В Вавилоне быку Мардуку поклонялись много сотен лет. Во времена палеолитических и мезолитических охотников к богам относились менее уважительно.

Во 2–1 тыс. до н.э. в Финикии распространённы политеистические верования; главным божеством был Ваал – благотворящая сила земли; Молах – бог палящих лучей солнца. В финикийской религии имелись элементы фетишизма (культ остроконечных, конусообразных камней, деревьев, гор), были приняты: жертвоприношения (людей и животных), строгий аскетизм, самоистязания, обрезания. Первоначально верования финикиян отражали кочевой быт их предков, затем центральное место в них заняли земледельческие культы, в которых прослеживается идея умирающего и воскресающего бога, впоследствии проникшая в иудаизм и христианство.

В сознании обитателей Древней Греции легендарные божества олицетворяют различные силы природы.

РЕЛИГИИ – мировоззрения и мироощущения, форма сознания и нормы поведения, определяемые верой в существование божеств, духов, демонов и пр. Религии делят на 3 основных типа: родоплеменную, народно-национальную и мировые религии; добавляются и свои классификации: языческая и «откровенная» (ниспосланная свыше), естественные и духовные, этические (Агни Йога) и «религии спасения», апокалиптические (Свидетели Иеговы, Единой Веры, учения Аватаров /воплощение, инкарнация, нисхождение Божества на Землю в теле человека/ и т.д.).

Мировые религии – 3 религии буддизм, ислам и христианство (по алфавиту) оказались более совершенными, а потому и наиболее распространенными. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм (греч. – человек мира); эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика. Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко стать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их.

Одной из первых мировых религий был буддизм, возникший в 6 – 5 вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы. Последователи буддизма считают, что он явился результатом проповеди Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после «просветления» Буддой Шакья-Муни. Будда – в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению.

Во 2 тысячелетии до н.э. возник иудаизм на основе политеистических верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, после завоевания ими Палестины в 13 в. до н.э., и впитавших в себя религиозные представления местных земледельческих народов. Культ Яхве (Элохим) бога племени Иуды (отсюда – иудаизм), сыгравшего главную роль в становлении древнееврейского государства в начале 10 в. до н.э. и выдвинувшего из своей среды династию первых царей, превратился в общегосударственный культ, а впоследствии – в культ единого бога, управляющего миром. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм с 7в. до н.э. становится монотеистической религией. Пятикнижие Моисея письменно закрепило (444г. до н.э.) складывавшиеся на протяжении веков верования. Древний период истории иудаизма («библейский») завершился во 2 в. до н.э., когда складывается Библия – свод иудейских святых книг (в христианстве – Ветхий Завет).

Греческим словом «Библия» («Книги») называют комплекс сборников, сложившихся в глубокой древности на территории Передней Азии преимущественно в иудейско-израильской среде, в которых излагается религиозная догма иудаизма и христианства. Библия, канонизированная христианской церковью, отличается от иудаистского канона прежде всего тем, что здесь имеется Новый Завет – собрание книг собственно христианского происхождения, излагающих основы христианского учения.

В 1-м веке н.э. в Восточной части Римской империи возникло христианство. К началу 4 в. оно превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся 1-й Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. Центральное место в христианстве занимает вера в искупительную жертву сына божьего Иисуса Христа, казненного правителем Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскресшего из мертвых и вознесшегося на небо, открывшего тем самым возможность воскрешения своих последователей.

Первоначальному христианству не были известны появившиеся позже представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении и др. догматы. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. Сформулированный Никейским и Константинопольским Вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и изменялся. Как до соборов, так и в процессе их деятельности между региональными христианскими объединениями велись ожесточенные споры по вопросам понимания различных догматов. Еще более длительной была борьба, связанная с разным отношением к некоторым обрядам, почитанию икон и т.д. В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В 14 в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Гугеноты во Франции и пуритане в Англии – это те же кальвинисты, основанные в 1536 г. Жаном Кальвином в Швейцарии. Кальвинизм отвергает подчинение Папе, упрощает обряды и таинства, проповедники избираются верующими, нет иерархии священников. На нач. 21 в. и 15 автокефальных церквей свидетельствовали не о едином монолитном течении христианства.

В Западной Аравии в 7 в., в период перехода арабских народов от первобытнообщинного строя к классовому обществу, их объединения в феодально-теократическое государство Арабский халифат возник ислам (араб. – покорность), явившийся идеологическим отражением этих процессов. Вероучение ислама, изложенное в священной книге мусульман Коране, сложилось из элементов первобытных религий, а также иудаизма, христианства, зороастризма. В его основе лежит вера в единого Бога (Аллаха), творца небес и земли, по воле которого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Аллах – имя бога в мусульманской религии. Коран согласно мусульманскому преданию был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). У мусульман Мухаммед (около 570 – 632 гг.) считается величайшим пророком, посланником бога «нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха» – провозглашается в исламе. В конце 19 в. в исламе возникло религиозно-политическое течение – панисламизм (от греч. pan – всё и ислам). Его основоположник Джемальад-Дин аль-Афгани (1839 – 1897 гг.) выдвинул идею о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве под руководством халифа (духовный и светский глава мусульманского государства – халифата). Выдвигается и теория «исламского социализма», которая пытается разработать «особый путь» к социализму на основе соединения его с мусульманской религией. Это учение исходит из того, что основные социалистические принципы содержатся в исламе и начали осуществляться ещё в мусульманской общине пророка Мухаммеда. Разные социальные группы вкладывают в понятие исламского социализма своё содержание.

На страницу:
13 из 30