Полная версия
Союз культуры, науки, религии
Во 2 пол.19 в. монументальное искусство переживает кризис, связанный с утратой больших общественных идеалов, с упадком и художественным измельчанием архитектуры. В 1918 г. был принят ленинский план монументальной пропаганды. На улицах и площадях появились памятники выдающимся деятелям культуры, созданные крупнейшими художниками того времени. Больших успехов монументальное искусство достигла в 1930-е гг. (социалистическое преобразование городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т.п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы В.Мухина, И.Шадр, С.Меркулов, живописцы А.Дейнека, Е.Лансере. В послевоенный период новой формой монументального искусства стали мемориальные ансамбли, посвящённые героике Отечественной войны 1941 – 1945 гг.; наиболее значительные из них созданы скульпторами Е.Вучетичем в Волгограде, А.Кибальниковым в Бресте, А.Аникушиным в Ленинграде.
От греческой портретной живописи происходит иконопись, значительную роль в становлении которой как вида искусства сыграли фаюмские портреты 1 – 3 вв., написанные восковыми красками на деревянных досках. Аналогичны выполнены и древнейшие иконы (коптские и византийские). С точки зрения христианской догматики икона является таинственным символом божества, а не его точным изображением. Она представляет верующему зрительное и духовное общение с его «оригиналом». С помощью линий и красок иконописец изображает того или иного святого или события и воплощает обращённую к нему молитву. Поэтому важнейшим качеством иконы является и отрешённость, резкая отграниченность от всего живого, материального, плотского. Согласно легенде, 1-я икона была портретом Богородицы, который написал с натуры евангелист Лука. Первые иконы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Они были доставлены из западнославянских стран и Византии, где уже существовал особый культ – система почитания икон. С 11 в. появились русские мастера-иконописцы, внесшие в византийскую иконопись много нового, оригинального, в частности, собственную трактовку образов, использование цветовой символики, отражение реальных исторических событий и создание собственного пантеона святых, обозначая белым цветом нравственную чистоту, зелёным – надежду, красным – мученически пролитую кровь, синим – небо, багряным – божественность.
В искусстве древнего мира и средневековья существовали специальные требования по отношению к искусству, которые были обусловлены религиозно-каноническими предписаниями. Одним из главных признаков иератического искусства (греч. – жреческий) является строго соблюдаемая иерархия изображаемого. Главный объект поклонения всегда должен был выделяться или изображаться так, чтобы было очевидно его превосходство над всеми остальными. В иконописи размер фигуры святого напрямую связан с его значением: Господа всегда изображали выше, чем Богородицу, которая в свою очередь должна была превышать по размеру фигуры святых. Аналогично изображались и смертные: князь всегда был выше своего окружения.
Острейшим орудием политической борьбы и агитации был жанр карикатуры в графике, главным образом газетно-журнальной. Наибольший подъём и расцвет политической карикатуры наблюдался в период революционного подъёма – французской революции 1789 г., революции 1848 г., назревания революционной ситуации в России 1850 – 1860-х гг. и во время 1-й русской революции 1905 г. Сатирический жанр изобразительного искусства карикатуры сложился в кон.18 в. – нач.19 в. Элементы карикатуры существовали уже в античном искусстве, отчасти в средневековье, а также в искусстве Возрождения (рисунки Аннибале Карраччи и Леонардо да Винчи), но в то время они были сравнительно редки. После 1917 г. в России карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. В это время создаются произведения Мора, «Окна сатиры РОСТа», где работает В.Маяковский. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы гражданской и Великой Отечественной войн: в «Окнах ТАСС», плакатах, листовках, фронтовых газетах художники-карикатуристы жестоко высмеивали врага.
На рубеже 12 – 13 вв. в Италии сложилось явление, впоследствии названное гуманизмом. Развитая городская культура, интенсивная художественная жизнь, идеализация античности – вот его главные особенности. Идеалы раннего гуманизма были тесно связаны с развитием предпринимательства. Купеческая щедрость и возникшее меценатство порождали более свободное творчество и вызывали смену идеалов (по сравнению со средневековыми нормами) – прославление радостей жизни, всевозможных удовольствий. Гуманисты также стали известны своими археологическими поисками и собиранием предметов древнего искусства. Во Франции это течение получило общеупотребительное название Ренессанс (Возрождение), т.е. возрождение традиций древности. К 15 в. гуманизм пронизал уже всю передовую итальянскую культуру. Гуманистам были близки: Платон, Аристотель, Еврипид, Вергилий, Овидий. С кон. 15 в. новая культура начинает развиваться и в др. европейских странах: Франции, Англии, Нидерландах, Испании. По всей Европе создаются университеты, развивается книгопечатание, техника, торговля, связи с внешним миром.
Эпохой в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы было Возрождение с основными отличительными чертами культуры: светских характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени; поэтому в неё так тесно переплелось старое и новое. Границы этого периода в разных странах различны: в Италии Возрождением называют 14 – 16 вв., а в др. европейских странах – 15-16 вв. Обычно принято выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13 – 14 вв.), Раннее (15 в.), Высокое (кон.15 в. – 1 четв.16 в.) и Позднее Возрождение (16 в.). Одной из главных черт «северного Возрождения», как принято называть этот процесс в Германии, Нидерландах и Франции, является взаимодействие с местной готической культурой. Поэтому оно носило не столь яркий и воинствующий характер, как в Италии. 15 в. был временем формирования национальных художественных школ, искусство которых также было обращено к окружающему миру. В Германии это было связано с Реформацией – антикатолическим движением, в котором принимали участие самые широкие слои общества. Поэтому для искусства немецкого Возрождения характерно широкое развитие графики – наиболее массового и доступного народу вида искусства (А.Дюрер и др.). Во Франции – развитие карандашного портрета (Клуэ). Общим является стремление изображать конкретных людей, современников, наблюдать за природой и воспевать её красоту. Важным декоративным фоном («Джоконда» Леонардо да Винчи) создаются предпосылки выделения её как самостоятельного целого (переход, например, к творчеству художников барбизонской школы). Крупными центрами культуры в эпоху Возрождения были и страны Центральной и Юго-Восточной Европы – Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Особенности культуры Возрождения ярче всего проявились в архитектуре и изобразительном искусстве Италии. Аскетические идеалы и догматическая условность средневековья сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Раньше всего этот процесс начался в больших торговых городах, где люди хотели жить красиво. Героем античных мастеров являлся прекрасный человек, величие духа которого вызывало восхищение. И итальянские художники подхватили и развили это отношение. Их героем стал не средневековый аскет и не христианский мученик, а жизнелюбивый и мужественный человек, стремившийся не к райскому блаженству, а к земному счастью. Знаменитый итальянский художник Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг.) написал картину «Сикстинская мадонна». В образе пресвятой богородицы он изобразил совсем юную женщину с ребёнком на руках. Другой крупнейший художник эпохи Возрождения – Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564 гг.) в 1504 г. создал статую Давида, изобразив библейского персонажа как борца за свободу. В эпоху Возрождения в рамках мифического, аллегорического, исторического и бытового жанров зародился один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению обнажённого тела, преимущественно женского – НЮ (франц. – нагой, раздетый). Мастера этого периода унаследовали античное преклонение перед красотой человеческого тела. Формирование ню как жанра происходило в 17 в. В произведениях П.Рубенса видны характерные для искусства барокко пышные формы. Изображение обнажённого женского тела стало главной темой в картине Д.Веласкеса «Венера с зеркалом» (1651 г.). Рембрандт отказывается от идеализации модели, трактует модель в интимно-бытовой плане («Женщина, входящая в воду», 1655 г.). В 18 в. изображение обнажённой модели широко распространяется в искусстве Франции периода господства стиля рококо. В искусстве 20 в. изображение обнажённой модели связывается с поисками новых художественных средств выражения (П.Пикассо, Ж.Руо, А.Модильяни и др.), что усиливает экспрессивность образов.
Художественный стиль, сложившейся в европейских художественных академиях 16 – 19 вв., принято называть академизмом. Название происходит от знаменитой академии Платона, местом бесед философа с учениками была роща, посвящённая мифическому герою Академу. Позже это название использовали гуманисты эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения искусство воспевало мощь и красоту человека, на рубеже же 16–17 вв. эти идеи уступили место размышлениям о сложности и несовершенстве общественных отношений, мыслям о разъединённости людей. В эту эпоху сильно обострился конфликт между личностью и обществом. Поэтому главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты барокко – драматическая патетика, склонность к заострённым контрастам, динамичность, порой преувеличенная экспрессия, смятённость эмоций, уход от насущных проблем, тяготение к фантастике, пышности, а нередко к преувеличенной декоративности. Время утверждения стиля барокко – эпоха интенсивного образования европейских государств. Поэтому для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, динамика, пристрастие к разного рода эффектам, яркая зрелищность.
На 1-ю пол.18 в. приходится расцвет русского барокко; церкви, благодаря многоярусным колоннам, широким лестницам, различным пристройкам начинают походить на дворцы. Русское барокко характеризуется придворной пышностью – перегруженностью причудливыми деталями, переходящей границы разумного. По имени князей Нарышкиных, во владениях которых появились оригинальные и самобытные барочные постройки, этот стиль называют «нарышкинским барокко». Влияние барокко проявилось и в других видах искусства: в поэзии и музыке, в т.ч. драме, лирике и опере.
С 15 – 16 вв. вплоть до 19 в. классическое искусство, относящееся к древнегреческому или древнеримскому миру, считалось в Западной Европе источником всего образцового в литературе и искусстве. На основе дворянской, придворной культуры, считавшей образцовым классическое искусство, возник классицизм – направление в искусстве и литературе в Западной Европе 17 – 18вв. и в России 18 в. Корни классицизма уходят в эпоху Возрождения – мощного движения, охватившего Европу в 14 – 16 вв., пришедшего на смену тысячелетней эпохи средневековья, с её религиозным мировоззрением и авторитетом церкви, подавлявшим человеческую личность. Особенное развитие классицизма 17 – 18 вв. падает на период господства по всей Европе политической системы абсолютизма и формирования буржуазного уклада. В период буржуазной революции во Франции классицизм стал художественным знаменем буржуазии. В России после смерти Петра I система абсолютизма продолжала укрепляться. С 18 в. заканчивается противостояние барокко и классицизма и определяются основные принципы классицизма как искусства, подчиняющегося строгим нормам, определённым эстетическим канонам.
Черты классицизма исторически имели своё положительное значение: воспитывали гражданское сознание, подчиняли литературу стройным формам, упорядочивали язык. Но, помогая литературному развитию на определённом историческом этапе, классицизм затем становился стеснительным, т.к. ограничивал связь литературы с жизнью и правдивым её отражением. В литературе классицизм представлен трагедиями П.Корнеля, Ж.Расина, комедиями Мольера и др.; в Германии – творчество Гёте, Шиллера; в России – оды Ломоносова и Державина, трагедии Сумарокова и Княжнина. В классицизме произошло раскрепощение от норм и догм средневековой морали. Главным становится конфликт долга и страсти в душе человека. В комедии и басне рассматриваются пороки и нравы общества (произведения Мольера, Ларошфуко, Лафонтена).
В петровское время в русском языке: выпадали устаревшие слова, словарный состав языка пополнялся новыми словами и выражениями, нужными для обозначения новых понятий, входивших в русскую жизнь и обиход. Но стали вводиться без необходимости, по моде, иностранные слова, засорявшие русский язык.
В русской культуре тяготение к ярко выраженной реалистичности изображаемого нашло отражение в живописи в появлении «передвижников», а в литературе – «натуральной школы». В 1870 г. по инициативе И.Крамского, Г.Мясоедова, В.Перова образовалось новое художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) – передвижники. Членами Товарищества была поставлена задача – ознакомить общество с русским искусством, сделать его доступным жителям и столичных городов, и русской провинции. Отсюда и произошло его название – общество передвижников. Источником сюжетов их картин становится современная им русская жизнь, родная природа, история русского народа. Впервые было показано бесправное положение низов общества, их страдания, горе и радости. Живопись передвижников впервые в русском искусстве стала носить социальный характер, воссозданием повседневной жизни отразив протест против самодержавия и тех условий, в которых жили простые люди. В состав ТПХВ в разное время входили: И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, И.Шишкин, А. и В.Васнецовы, А.Куинджи, В.Поленов, И.Левитан, В.Серов и др. Большую роль в развитии художественной деятельности передвижников сыграл П.Третьяков, приобретая в свою галерею произведения художников этого Товарищества, тем самым оказывая им важную материальную и моральную поддержку. ТПХВ распалось в 1923 г.
Сыграв свою положительную роль, классицизм, начиная со 2-й половины 19 в., с его страстью к регламентации и требованием соблюдения чётких жанровых правил, становится явно выраженным реакционным направлением. Одной из форм протеста становится организация художников в рамках нового стилевого течения – импрессионизма, развивающегося в обстановке острой борьбы реализма с академическим искусством. С появлением новых направлений в живописи в последней трети 19 в. в Европе изменениям подверглось всё: техника письма, сюжеты, жанровая направленность. Среди импрессионистов: Моне, Ренуар, Писсарро. Импрессионизм стал первым течением нового направления, позже получившего название модернизм. Первая независимая выставка импрессионистов состоялась в 1874 г. Она преследовала цель отделиться от «академиков» и добиться большего натурализма изображения с помощью тщательного подбора тонов и оттенков, а также новым цветовым решением. Импрессионизм оказал огромное влияние на формирование культуры живописи последующих 100 лет. Импрессионизм послужил толчком для появления абстрактного искусства, а в нач. 20 в. – к возникновению: кубизма, конструктивизма, ташизма, где в основе лежало свободное обращение с изображаемым предметом, произвольная компоновка составляющих его частей и свободное расположение изображаемого предмета на плоскости (в пространстве).
14. В 18 в. во Франции вызревала буржуазная революция, в литературе выступил ряд писателей, получивших позднее название «просветителей». Они подвергли критической переоценке феодально-монархический строй, обличали деспотизм королевской власти и привилегии аристократии, требуя их ограничения, осмеивали духовенство и монахов, требовали уничтожения власти церкви и её влияния на народ и пр. Своими идеями они содействовали просвещению народа, проясняя его сознание, рассеивая предрассудки. Главнейшими из этих писателей были: Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро. Писатели-«просветители» или, как их называют (по участию издания «Энциклопедии»), энциклопедистами, сыграли большую роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции 1789 г. и оказали воздействие на все европейские страны. Многие идеи французских просветителей, не имевшие непосредственной революционной взрывной силы, оказались приемлемыми для многих представителей европейского дворянского общества, в т.ч. и русского. Вслед за царицей Екатериной II с Вольтером, Дидро и др. энциклопедистами переписывались княгиня Дашкова, граф Разумовский и др. русские аристократы; «вольтерьянство» распространилось в либеральных дворянских кругах, но не мешало им владеть огромными землями, сотнями и тысячами душ крепостных крестьян, жить в своё удовольствие за счёт их труда. Первый из мыслителей 18 в., пришедший к выводу о необходимости свержения самодержавия и уничтожения крепостного права при помощи крестьянской революции, русский просветитель Радищев превосходил западноевропейских политических мыслителей, в т.ч. Вольтера, Монтескье, Руссо и Дидро, ограниченность и отвлечённость взглядов которых он критиковал. Произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» было закончено в 1789 г. – году революции во Франции. Радищева заковывают в кандалы и ссылают в Сибирь. С воцарением Александра I в 1801 г. Радищев был полностью амнистирован и переехал в Петербург. Его назначили членом комиссии по составлению законов. Радищев с увлечением отдаётся работе и в 1802 г. подаёт правительству ряд проектов, предлагая ограничение крепостного права, свободу слова и печати, неприкосновенность личности и др. Однако его взгляды не совпадали с официальной идеологией. Глубоко разочарованный в возможности осуществления минимальной программы преобразований, Радищев 11 сентября 1802 г. отравился. Общественный деятель и писатель Н.Новиков резко обличал казнокрадство и взяточничество чиновников, произвол и самодурство крепостников-помещиков, основы дворянско-бюрократического крепостнического строя; за что правительством Екатерины II был подвергнут заключению в крепость. В результате ряда законов, изданных частью ещё до Екатерины II, частью при ней, у дворянства окончательно особое положение в государстве, – получив права не служить, не платить никаких налогов, не подлежать общему суду и наказаниям. Помещики получили право распоряжаться трудом, имуществом и самой личностью крестьян; могли без суда, своей волей, ссылать крестьян, подвергать телесным наказаниям. Крепостным крестьянам было запрещено жаловаться на владельцев. Последствием роста крепостничества и ухудшения положения крестьянства было глубокое недовольство, росшее в крестьянских массах, волнения и, наконец, огромное восстание, разразившееся в 1773 – 1775 гг. под предводительством Пугачева. Восстание было подавлено царской армией, Пугачев захвачен и затем казнен в Москве. К концу царствования Екатерины II было открыто 316 училищ с 18 тыс. учащихся в них.
Начало царствования Александра I в 1801 г. ознаменовалось целым рядом реформ и новых мероприятий: закон о «вольных хлебопашцах», предоставлявший право помещикам отпускать крестьян на свободу целыми деревнями, запрещение продажи крестьян без земли, разрешение частных типографий, возвращение из ссылки 12 тыс. пострадавших при Екатерине I I и Павле I, открытие университетов в Казани, Харькове и Петербурге, создание Царскосельского лицея, расширение сети гимназий и пр. Но самоубийство Радищева (1802 г.) явилось зловещим диссонансом на фоне надежд в начале царствования Александра I. Война с Наполеоном временно приостановила внутреннюю преобразовательную работу в стране. Когда война кончилась, то проекты об отмене крепостного права в России и введении конституции были забыты. Тяжесть положения народа вызвала усиление волнений. После войны произошли восстания на Дону, в Новороссийской губернии, на некоторых золотых приисках, восстания в Семёновском и в Саратовском полках, а также в военных поселениях, организованных Аракчеевым. В 1821 г. возникают «Северное» и «Южное» тайные общества декабристов, закончившиеся восстанием 14 декабря 1825 г., вскоре после смерти Александра I; восстание было подавлено.
Отразив разочарование в итогах французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлённость к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Основа романтического мировосприятия – разрыв идеала и социальной действительности. Главными представителями этого течения были в литературе – В.Скотт, Дж.Байрон, В.Гюго, А.Мицкевич, Э.По, М.Лермонтов, Ф.Тютчев; в музыке – Ф.Шуберт, К.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен; в изобразительном искусстве – живописцы Э.Делакруа, Ф.Рунге, Дж.Констебл и др. В России романтические мотивы характерны для творчества О.Кипренского, А.Орловского и др.
В 1920-х гг. романтизм уступает место реализму – литературному направлению, ростки которого пробивались в русской литературе давно и которому суждено было стать её основным литературным направлением. Реализм (от лат. – действительный) – литературное направление, ставящее своей задачей правдивое изображение жизни в её наиболее типичных образах и обстоятельствах. Различие между романтизмом и реализмом в том, что романтизм рассматривает жизнь, как она должна быть, а реализм описывает то, что есть в жизни. Реализм как литературное направление сложился не сразу. В древнем искусстве уже были элементы реализма. Так, в греческой поэме «Илиада» есть бытовые эпизоды из жизни античных греков, точные описания их оружия, сцены сражений и т.п. Реализм есть и в произведениях английского драматурга Шекспира, и в древнерусском «Слове о полку Игореве», и в русской литературе 18 в. Реалистическое направление в итальянской литературе, музыке, искусстве последней трети 19 в. – нач.20 в. называют веризмом (итал. – правдивый), основной ориентацией которого является беспристрастное изображение жизни, социальных конфликтов, обусловленных развитием капитализма. Оно во многом возникло под влиянием теории натурализма французского писателя Э.Золя. Наиболее полное выражение принципов веризма в итальянской опере: произведения Р.Леонкавалло (1857 – 1919 гг.) «Паяцы» (1892 г.); П.Масканьи (1863 – 1945гг.) «Сельская честь» (1890 г.); Дж.Пуччини (1858 – 1924 гг.) «Богема» (1895 г.), «Тоска» (1900 г.) и «Чио-Чио-сан» (1904 г.).
В той или иной форме критический реализм развивался в литературе и искусстве всех европейских стран. Крупнейшие представители его в изобразительном искусстве: Хогарт в Англии; Курбе, Домье во Франции; Менцель в Германии; Менье в Бельгии; Комер в США и др. Метод критического реализма определял собой всю деятельность Товарищества передвижников.
Стремление к разрешению задач правдивого, реалистического изображения жизни имеются уже в творчестве русских писателей 18 в. – Радищева, Фонвизина и др. Дальнейшее развитие реализма заметно в творчестве И.Крылова и А.Грибоедова. Но полное торжество реализма в русской литературе 19 в. связано с творчеством величайшего русского поэта А.Пушкина.
В искусстве 19 – 20 вв. общим признаком являлся принцип историзма, конкретно-историческая правдивость воспроизведения человеческих характеров. Этот принцип сформировался в конце 1820 – 1830-х гг. в творчестве А.Пушкина, О.Бальзака, А.Стендаля, П.Мериме, Ч.Диккенса, а затем составил основу творчества у Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова, М.Горького, М.Шолохова, Т.Драйзера, Т.Манна, Р.Роллана, И.Репина, С.Эйзенштейна и многих др. Реализм в искусстве означает изображение уже сложившихся характеров и творческое раскрытие (с помощью воображения художника) ещё не реализованных возможностей людей, а также и перспектива общеисторического развития.
Как синоним реализма в критической литературе 19 в. употреблялся термин «натурализм», от которого пошло название «натуральная школа». Натурализм – направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и глава направления Э.Золя, братья Э. и Ж.Гонкур, К.Лемонье и др. – в литературе; А.Антуан, О.Брам – в театре; Э.Мане, К.Менье, К.Кольвиц – в живописи). Натуралисты объявили своей целью передачу человеческой природы во всей полноте её проявлений.
Ко 2-й пол.19 в. предпосылками появления социалистического реализма являются стихотворение «Интернационал» Э.Потье, графика Т.Стейнлейна, поэзия Г.Гервега и Ф.Фрейлиграта. Начиная с этого времени в России, Франции, Англии, Германии интенсивно развивается пролетарская литература и искусство. Её представители использовали опыт, накопленный к этому времени искусством критического реализма в изображении обычных, ничем не примечательных людей и прежде всего представителей пролетариата: рабочих заводов и фабрик. Первыми произведениями соцреализма в нач.20 в. были роман «Мать» и пьеса «Враги» М.Горького, стихи Д.Бедного и др. Метод соцреализма, получивший своё развитие после 1917 г. во всех видах советского искусства (В.Маяковский, М.Шолохов, С.Эйзенштейн, К.Станиславский, А.Дейнека и др.), превратился в международное явление, распространившись в творчестве прогрессивных деятелей искусства: А.Барбюс, Б.Брехт, Л.Арагон, П.Неруда, Н.Хикмет, Ж.Амаду, Д.Олдридж, Ю.Фучек и др. Принципы соцреализма были сформулированы партийным руководством СССР, затем доведены до избранной части творческой интеллигенции на закрытых встречах, собраниях, инструктажах и только после этого опубликованы в печати как директивы партии. Первое подобное постановление появилось в 1924 г. Определение «социалистический реализм» было принято на 1 съезде советских писателей в 1934 г. Принципы нового метода оказались обязательными для всех творческих деятелей. Официально признавалось, что разнообразие, свойственное авангардным течениям 1920-х гг., более не допускалось. Творческий эксперимент и поиск переместились в литературе в область фантастики и сказки, а в живописи – в графику и книжную иллюстрацию. Наиболее полно и наглядно искусство соцреализма представлено в монументальной архитектуре. Своеобразным «парадом» этого стиля были павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 г. и 1939 г. Многие произведения признаны шедеврами искусства 1930-х гг. (статуя В.Мухиной «Рабочий и колхозница», картины «Смерть комиссара» К.Петрова-Водкина и «Оборона Петрограда» А.Дейнеки). После окончания 2-й мировой войны и образования мировой социалистической системы метод соцреализма стал обязательным и для искусства ряда стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии. Когда искусство становится орудием одной идеологии, оно становится тоталитарным. Его классическими образцами считаются и искусство Германии, Италии 1933 – 1944 гг. Ярким воплощением в монументальном искусстве является берлинский мемориал, созданный скульптором Вучетичем и архитектором Белопольским.