bannerbanner
Союз культуры, науки, религии
Союз культуры, науки, религии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 30

Античная греко-римская культура оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов. Ф.Энгельс, отмечая это явление, указывал: «… без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» («Анти-Дюринг», Госполитиздат, 1953 г., с. 169). Начиная с эпохи возрождения, после ряда столетий забвения, произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли к себе внимание и интерес. В 17 – 18 вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии в европейском искусстве получило особенно широкое распространение.

Время 5 – 4 вв. до н.э. было периодом расцвета греческой (эллинской) культуры; его принято называть классическим. Свободным гражданам была необходима грамотность и знания, и в разных городах Греции существовали школы. Их должны были посещать все сыновья свободных греков старше 7 лет. После этого до 18 лет дети богатых граждан продолжали обучение в «гимнасиях». Дети ремесленников и крестьян обучались только чтению и письму. Благодаря развитию системы образования в Греции была развита наука. Греческий мыслитель Демокрит, живший в Афинах, впервые высказал мысль о том, что весь мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Современником Демокрита был известный врач Гиппократ, открывший ценность диеты для излечения от разных болезней, составивший книги по использованию различных лекарств и проведению операций. Греческий ученый, историк Геродот, живший в 5 в. до н.э., написал историю греко-персидских войн, в которую включил и рассказы о тех народах, которые в них принимали участие. Античная мифология насчитывала 9 муз, помощниц бога Аполлона и покровительниц наук и искусств. Разграничение областей наук и искусств и закрепление их за определёнными музами произведено в 3-1 вв до н.э. Древнегреческий поэт Гесиод в своём научном труде «Теогония» или «Родословная богов», впервые в дошедших до нас источниках называет их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато. Полигимния, Каллиопа. Урания. Выражение «10-я муза» уже многие столетия используют для их обозначения областей искусства, не вошедших в классический древнегреческий список. В 18 в. так называли критику, в сер.19 в. – театр-варьете, в наше время – кино, радио, телевидение.

Высокая культура Эллады оказала огромное влияние на культуру Рима. Образованные римляне умели говорить и писать по-гречески. Произведения греческих скульпторов, художников, архитекторов служили для римлян образцами. Но римские зодчие научились строить и дугообразные перекрытия, заимствовав с Востока арочные конструкции. Римляне изобрели бетон, который прочно скреплял камни в несокрушимое целое. Основным писчим материалом в Риме был папирус, но римляне уже научились делать и книги привычной формы. Римский поэт Тит Лукреций Кар в 1 в. н.э. написал поэму «О природе вещей», в которой пытался объяснить происхождение мира, людей и всего, что ими создано. Как и Демокрит, Лукреций считал, что вся природа состоит из мельчайших атомов; соединяясь друг с другом, они образуют небесные тела, Землю и людей. Происхождение богов Лукреций объяснял невежеством и беспомощностью людей перед силами природы. Государство Древний Рим существовало с 753 г. до н.э. по 476 г. н.э.

В 395 г. произошло окончательное разделение империи, но Рим считался столицей Западной Римской империи. В 4 – 5 вв. в западной части Рима на холме Монте-Ватикано началось строительство Ватикана – резиденции главы католической церкви. Для украшения внутреннего убранства дворцов приглашались лучшие художники, скульпторы, архитекторы.

Восточная часть Римской империи, благодаря единой централизованной власти, смогла просуществовать ещё почти 1000 лет, уже под именем Византии. Передвижение в 4–7 вв. германских, славянских, сарматских и др. племён (великое переселение народов) на территорию Римской империи также способствовало и её крушению. Раздел Римской империи на Восточную и Западную окончательно оформил обособление восточных провинций в самостоятельное государство. Западная Римская империя, рабовладельческое хозяйство которой переживало глубокий кризис, была разрушена варварами. В 1071 г. турки-сельджуки захватили город Иерусалим в Палестине, прекратив доступ паломников к святым местам, что вызвало недовольство среди христианских правителей Европы. И экономика Европы к концу 11в. была не на высоте, что вызывало брожение масс. На церковном соборе 1095 г. папа Урбан II выступил вдохновителем 1-го крестового похода, пообещав простить грехи всем тем, кто отправится сражаться в Святую землю; в 1099 г. они штурмом овладели Иерусалимом.

Крестовые походы 11 – 13 вв. способствовали превращению Венеции, Генуи и Пизы в центры посреднической торговли между Европой и Востоком. С перемещением торговых путей со Средиземного моря на Атлантический океан, Италия превратилась в объект борьбы между Францией, Испанией и Австрией.

Во время крестовых походов рыцари пытались найти и чашу Грааля, святой сосуд Грааля _ по легендам, в нём хранилась кровь распятого Иисуса, собранная Иосифом Арифамейским. Эта чаша якобы служила Спасителю и его апостолам во время тайной вечери (была потиром, служила для причащений).

Во времена крестовых походов, когда католическая церковь расширяла районы своего влияния, прежде всего на Ближнем Востоке, возникли ордены. Первыми орденами стали постоянные, утверждённые церковью сообщества монахов (как мужчин, так и женщин), члены которых приносили торжественные обеты. Со временем представление об ордене как о рыцарском сообществе было забыто, а знак ордена стал считаться наградой за определённые заслуги. Ордена стали учреждать в связи с важными военными победами или историческими событиями и т.п.

При распаде Римской империи в 4 в. н.э., в возникшей Византии основной особенностью культуры стало длительное (по сравнению с др. странами) сохранение традиций античности. Только к 6 в. стали отчётливо видны особенности византийской культуры, искусства. Развитие византийской культуры в 4 – 7 вв. происходило в условиях ожесточённой борьбы между христианством и наследием античности.

В интерьерах храмов выражается идея всесилия Бога, неподвластного человеческой воле. Шедевром является храм святой Софии в Константинополе, огромный купол которого покоится всего на 4 столбах, а 40 окон, прорезанных в его основании, создают необычайный эффект – купол кажется парящим в высоте. Византийские храмы послужили образцами для построек в Киевской Руси.

Не только профессиональными воинами были рыцари, но и носителями особого типа культуры, получившей название куртуазной (рыцарской). Рыцари посвящали прекрасной даме свои подвиги и своё художественное творчество. Создателями и исполнителями этой лирики были трубадуры, являвшиеся поэтами и композиторами одновременно, исполняя лирические стихи и аккомпанируя себе на скрипке или виоле. Они впервые появились на юге Франции, в Провансе в кон.12 в – нач.13 в., поэтому иногда их поэзию называют провансальской. Трубадуры прославляли радости земной жизни, красоту мира. Но главная тема их лирики – прославление всепобеждающей любви. В 12–13 вв. странствующие поэты-музыканты, находившиеся в услужении у трубадуров, стали именоваться менестрелями (лат. – находящийся на службе). Менестрели воспевали красоту прекрасных дам, деяния рыцарей, походы, турниры. В 14–16 вв. менестрелями называли и простонародных музыкантов, скитавшихся по городам и сёлам.

Под названием 7 чудес света объединено 7 памятников культуры, сооружённых в различных государствах древнего мира. Они поражали воображение современников, которые даже считали, что их не могли сотворить люди, а построили сами боги. К сожалению, из всех этих памятников до нашего времени сохранились лишь египетские пирамиды.

В 1453 г. Византия перестала существовать – Константинополь был захвачен турками, переименован в Истамбул и объявлен столицей Османской империи, занимавшей Малую Азию и почти весь Балканский полуостров. В 1475 г. Турция завоевала Крым. Султан превратил крымского хана в своего вассала и стал полным хозяином Чёрного моря.

История арабского халифата охватывает период времени с 7 в. по конец 9 в. За это время арабские племена, объединившиеся против внешних завоевателей, сами завоевали огромную территорию – от Аравийского полуострова до Пиренеев. Объединению арабских племён способствовало и принятие ими единой религии – ислама. Арабский язык был принят в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, в Средней Азии, входивших в арабский халифат. Большую роль в становлении арабской культуры сыграли многочисленные торговые связи.

Арабы придумали стреловидную арку, ставшую основой готического свода. Она нашла применение в Западной Европе спустя примерно 1 тыс. лет после её изобретения. В современном мире арки применяются очень широко в качестве несущих элементов покрытий зданий, мостов, путепроводов и даже опор для электропередач.

Поскольку в исламе запрещалось изображать людей или животных, орнаменты имели растительную тематику, в которую искусно вписывались изречения из Корана. Европейцы называли орнамент, распространённый в искусстве мусульманских стран, арабеской (франц. – буквально – арабский). В больших городах арабского мира существовали высшие школы, где изучались труды древнегреческих учёных, индийских астрономов и математиков. Арабы создали алгебру и систематизировали геометрию. Успешно развивалось у арабов и медицина. Великий учёный Абу Али ибн Сина (980 – 1037 гг.), которого в Европе называли Авиценной, славился как врач.

Из историй, собранных из многих стран мира, неизвестным составителем был создан свод, вошедший в историю культуры под названием «Тысяча и одна ночь». Одним из самых знаменитых поэтов арабского мира был А.Фирдоуси (940 – 1030 гг.), более 30 лет работавший над поэмой «Шах-намэ» («Книга о царях»), в которой описал борьбу иранского народа против чужеземных завоевателей, подвиги исторических и легендарных героев. Труды арабских математиков и астрономов являлись руководствами для средневековых европейских учёных. От арабов европейцы научились читать и составлять географические карты, получили цифры, компас и глобус. Несмотря на то, что большинство арабских текстов позже было сожжено инквизиторами, выполненные из них переводы стали основой культурных взаимовлияний. В сер.7 в. среди арабских племён началась война, определившая судьбу халифата и его разделение на 3 основные течения в исламе: суннитов, шиитов и хариджитов.


13. В 5 в. до н.э. в эпоху рабовладельческого общества – в Египте, Вавилоне, Индии и Китае зародилась эстетика (греч. – чувствующий, чувственный) – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Большое развитие эстетика получила в античной Греции и в Древнем Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и др., утверждавшие объективную основу прекрасного, которую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности, вопреки идеалистическому учению Платона, согласно которому прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея, а воспроизводимые искусством чувственные вещи являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями западного средневековья о «божественной красоте» (Августин, Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Л.-Б.Альберти, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, Бруно, Монтень и др.). Преодолевая идеи аристократической эстетики, утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (У.Хогарт, Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гердер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной «незаинтересованности» эстетического суждения. Противопоставив красоту – пользе, совершенство художественной формы – идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической эстетики. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель положил принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельность с противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как 1-ю и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы – из биологических закономерностей, из «природы» человека. Своё наивысшее развитие домарксовская материалистическая эстетика получила в трудах русских революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т.д.). Поворот в истории эстетики связан с применением к её области марксистского метода исследования – диалектического и исторического материализма.

Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое – раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности в отношении к природе, в культуре и быту и т.д. Прекрасное – категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления действительности и произведения искусства. Прекрасное формируется в борьбе с силами, враждебными свободе и человеческому прогрессу, в борьбе с безобразным и низменным, оно может утверждаться в жизни и через трагические обстоятельства, носить трагический характер. Идеализм (Платон, Кант, Гегель) рассматривал прекрасное как свойство духа, сознания (объективного или субъективного). Домарксовский материализм отстаивал объективность прекрасного, но нередко, в силу своей созерцательности, сводил прекрасное к чисто природному качеству (симметрия, гармония частей и целого, человек как природное существо и т.д.). Прекрасное в жизни и искусстве, доставляя духовную радость и наслаждение, приобретает огромную познавательную и воспитательную роль в обществе. Безобразное – характеризует явления действительности, сущность которых противоположна прекрасному; в общественных отношениях проявляется, например, во враждебности социальных условий свободному проявлению и расцвету жизненных сил человека, в ограниченном, уродливо-одностроннем развитии их, распаде эстетического идеала, в преобладании отрицательных типов над положительными в искусстве. События и явления, оцениваемые как возвышенное, эстетически воспринимаются человеком как противостоящие всему низменному и обыденному. Возвышенное вызывает в человеке особые чувства и переживания, поднимающие его над всем ничтожным и посредственным, ведёт его на борьбу за высокие идеи. Идеалистические теории ищут источник возвышенного в субъекте или в идеях божественной бесконечности, вечности и т.д. Марксизм видит основу возвышенного в объективной действительности и в отношении человека к ней, направленном на её революционное преобразование, а само возвышенное рассматривает как концентрированное выражение красоты человеческого подвига, величия достижений творческого труда. Диалектику свободы и необходимости, противоречия общественного развития, личности и общества, борьбу прекрасного и безобразного выражает трагическое, в котором проявляются неразрешимые на данном этапе противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. В противоположность идеалистическому толкованию сущности трагического, которая усматривалась в безысходности человеческого существования, марксизм основную причину трагических событий видит в столкновении противоположных социальных сил, вызванном законами общественного развития; и различает трагический характер новых прогрессивных сил, выступающих против отживших старых порядков. Трагические противоречия порождают в сердцах людей скорбь и эстетическое переживание (катарсис), которое оказывает очищающее воздействие на чувства и сознание человека, воспитывает в нём ненависть к низменным явлениям и закаляет волю и мужество.

Марксистская эстетика является теоретической основой эстетического воспитания людей социалистического общества, формирования развитых эстетических чувств и вкусов, борьбы с влияниями буржуазных пережитков в области эстетического сознания.

Одним из способов эстетического освоения мира является искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, в которых осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника предмет искусства – жизнь во всём её многообразии и богатстве. Так первобытным человеком на скалах и стенах пещер в местах его древних поселений в Европе, Северной Америке, Сибири и др. выполнены наскальные изображения (петроглифы) – изображения животных, сцен охоты, а также отдельных предметов. К 21 в. было известно 120 «картинных галерей», созданных в пещерах, где тысячелетиями сохранялись неизменные условия, наскальные изображение смогли дожить до наших дней. Особенно ярко они представлены в таких гигантах, как пещеры Нио, Труа Фрер («3-х братьев»), Тюк Д`Одубер, Пеш-Мерль, Ляско во Франции. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40 – 20 тыс.лет до н.э.

Марксизм отвергает идеалистические толкования искусства, согласно которым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа; мировой воли; божественного откровения» либо подсознательных замыслов и переживаний художника.

В литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи – через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира, в скульптуре – через пластические образы; в графике – через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке – через звукоинтонации; в театре, телевидении, кино – через воплощение живыми людьми – актёрами.

Основным стилем европейского средневековья была готика, на смену которой пришёл стиль эпохи Возрождения, в свою очередь уступивший место барокко, за которым последовала эпоха классицизма. Применительно к искусству рубежа 19 – 20 вв. говорят о синтезе стилей.

Как романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику; запечатлевая «небесную иерархию», оно должно было тем самым утверждать земную, феодальную иерархию. Высшие завоевания готики лежат в области архитектуры: вместо массивного романского собора, имевшего характер крепостного сооружения, возникает тип храма, устремлённого ввысь, со стрельчатыми сводами, где стены превращены как бы в каменное кружево. Искусство эпохи Возрождения развивалось в борьбе с готикой, противопоставляя ей новую систему художественных воззрений и вместе с тем используя те черты реализма, которые зарождались уже внутри готического искусства.

Каждый народ имеет свою культуру, свою систему обрядов, трансформировавшихся в ритуальное, культовое искусство или, с возникновением мировых религий, в церковное. В античную эпоху появилось понятие стиля – единства всего предметного окружения человека, от монументального зодчества и статуй до бытовой утвари, одежды и пр. и впервые выделяются творцы произведений искусства – скульпторы, художники, зодчие. С началом средневековья искусство теснее сливается с процессом ремесленного производства. Произведения искусства впервые становятся товаром, имеющим стоимость. Но только с наступлением эпохи Возрождения создание произведений искусства окончательно превращается в особую отрасль человеческой деятельности. В искусстве 20 в. развитие мировой культуры настолько усложняется, что понятие стиля к ней уже не применяют. На смену понятию «стиль» приходят др. определения: «течение или направление».

Капиталистический способ производства более высокий, чем рабовладельческий, и чужд высоким социальным и духовным идеалам. Здесь передовое искусство связано либо с периодом становления капитализма, когда буржуазия была еще прогрессивным классом, либо с деятельностью тех художников, которые критически настроены по отношению к этому строю.

В античной культуре существовали лишь чётко регламентированные литературные и драматические жанры. Их описание дал греческий учёный Аристотель в своей книге «Поэтика». Культура средневековья и Возрождения не знала определённых границ между жанрами. В эстетике классицизма сложилась строго определённая, нормативная, жесткая система деления всех произведений по жанрам. Именно тогда во Франции входит в употребление и сам термин «жанр». Под знаком чёткой регламентированности всех видов искусства, связанной с господством классицизма, проходит 18 в. В нач.19 в. начинается процесс постепенного размывания традиционных жанров, связанный с поиском новых художественных форм и появлением романтизма. В 20 в. происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, так называемый синтез искусств (например, сочетания бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Искусство Нового времени, где художник стремится прежде всего к предельному самовыражению, отвечающему его представлению об окружающем его мире и природе человека. Древние греки статую компоновали так, чтобы со всех сторон предмет изображения представал в наиболее выгодном для зрителя ракурсе. Икона или статуя на алтаре средневекового собора воспринимается лишь с определённой точки, которая зависит от её будущего местоположения в храме. В искусстве Возрождения преобладали устойчивые и закрытые типы композиции, обусловленные существованием центра произведения, в котором происходит основное действие и где находятся главные герои. В искусстве барокко открытая композиция часто соединяется с динамической (основные оси пересекаются под острыми углами, преобладают диагонали, круги и овалы). Процесс сочинения музыкального произведения композиция получила распространение с 13 в., практически одновременно с изобретением записи музыки.

В Китае была изобретена бумага и уже в 6 в. до н.э. был издан императорский указ, по которому она стала общеупотребительным материалом для письма. В разных районах мира были созданы различные приспособления для записи и хранения информации. В древнем Вавилоне были глиняные таблички достаточно дешёвые и очень долговечные (обожжённая глина практически неразрушима), но из-за малого размера тексты на них были очень короткими. В Египте был создан папирус – лёгкий, дешёвый, но не очень прочный материал. В Древней Греции уже в 5 в. до н.э. возникла книжная торговля и появились первые библиотеки (вначале так назывались книжные лавки). С появлением бумаги стали печатать текст, вырезанный на деревянных досках. Но вырезать текст на доске – медленное занятие и наборную печать из отдельных знаков придумал в Китае в 11 в. кузнец по имени Пи Шэн. В Европе книгопечатание появилось лишь в сер.15 в. Первоначально книги печатали как в Китае – с цельных деревянных форм-матриц. В 1440-х гг. немецкий гравёр, ювелир и резчик по камню Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатание. Он первым применил разборный шрифт для печатания книги. Создание печатной машины в 1814 г. положило начало современной типографии.

В отличие от Западной Европы, где мерой всех вещей стал человек, высшим эталоном в китайской культуре всегда была природа. Открытие эстетической ценности природы привело к тому, что ведущим художественным жанром в Китае стала пейзажная живопись; через природу люди пытались осмыслить главные законы бытия. Особенностью восточной культуры была связь с философией своего времени; все виды искусства (живопись, скульптура, графика, литература) развивались в тесном взаимодействии между собой, предполагая возможность взаимовлияний, перехода одной формы в другую, иллюстрацию образного ряда одной системы другой.

Влияние христианства сказалось и в обычае возведения культовых построек (храмов и колоколен) в честь выдающихся событий. Например, в честь взятия Казани в Москве был сооружён храм Василия Блаженного. Традиция древнеримских светских памятников была продолжена в период Возрождения (конные статуи кондотьеров Гаттамелаты в Падуе, 1747 – 1753 гг., скульптор Донателло). В городской застройке Петербурга видное место занял «Медный всадник» (1768 – 1778 гг.) работы скульптора Э.Фальконе. В символической форме он показал Петра великим преобразователем России. Период ампира стал особым этапом в развитии монументального искусства. В это время часто возводились архитектурные монументы, посвящённые военным победам (арка на площади Звезды, ныне площади де Голля в Париже, Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге). Со 2-й пол.18 в. и особенно в 19 в. сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям: И.Крылову в Петербурге в 1848 – 1855 гг. скульптора П.Клодта; И.Гёте и Ф.Шиллеру в Веймаре скульптора Э.Ричеля; А.Пушкину открытого в 1880 г. скульптора А.Опекушина.

На страницу:
11 из 30