bannerbannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8

Скорее всего, это – мамина весточка накануне Пасхи. Мысль о поиске веры выглядит нелепой. Я человек верующий, хотя и не воцерковленный. Поиск Учителя давно уже перестал вдохновлять. Искать надо самой и – СЕБЯ. Это – единственный путь к Богу.

Думаю, мамочка откликнулась на мои мысли. Вероятно, они были реализованы не случайно. Она – и именно она – творец этого сна. Мама показала мне, что страхи о том, что ей плохо, и она находится в месте, где сосредоточены вечные страдания, – беспочвенны. Иначе, зачем ей было показывать мне ТАКУЮ красоту? Мамочка любила рассматривать книжки с экзотическими животными, и собирала красивые картинки для будущих вышивок. Это – ее красота.

Сложнее с лицами. С одной стороны, мне дано понимание того, что они вышиты. С другой стороны, я не заметила женских лиц. Правда, могу заблуждаться, потому что, первое лицо было мужским и так меня поразило, что я, вероятнее всего, именно на нем и зациклилась. А, может, это знак того, что там, где мама находится, есть и другие души – не только женские.

Или – МОЕ УПОВАНИЕ, может, это – новый лик папы? И они – ТАМ – вместе?

В любом случае, это мамин привет вышивкой: "Успокойся, Аленка, все в порядке!"


СОН

Нахожу в неизвестном мне доме с людьми, с которыми я едва знакома. Это актриса из сериалов со своим молодым человеком. Они готовятся к какому-то концерту. Расставляют на импровизированном подиуме низкие журнальные столы. На них раскладывают пластины разноцветных обработанных и отполированных камней. Такие же – только большие – в определенном порядке по 3-4 вместе в разных геометрических конфигурациях они развешивают на стенах. По бокам и над пластинами – размещены большие экраны.

Девушка пробует пластины. Она подносит руки к тем, которые разложены на столах, осторожно и медленно водит ладонями над ними. На больших настенных пластинах и на экранах мгновенно возникают цветные сочетания. Они и калейдоскопические, и вибрирующие, как северное сияние. Буйство совершенно невообразимых форм и оттенков. Одновременно с буйством красок возникает невероятная космическая музыка. Она похожа на записи полузабытой Имы Сумак.

Стоит поднести руку к камню, как он отзывается, словно живой, завораживающей цветомузыкой. Я пытаюсь понять принцип цветосвязи – нет никаких проводов, вообще нет электричества. Как же камень через человеческие руки транслирует свой феерический мир?

Ни девушка, ни молодой человек, ничего внятного объяснить не могут. Они даже не улыбаются – просто настраивают свои "инструменты", разогревая руки и протирая чистыми тряпочками блестящие поверхности. На мое: "Какую публику они ждут?" – Недоуменно поворачиваются. Вопрос о публике, похоже, поставил их в тупик. Им все равно, кто придет. Более того, они почти уверены, что никто не придется.

Я путано пытаюсь им доказать, что об этой невероятной фантастической технологии должны узнать люди… На языке вертится, какое-то давнее название… Но они, отвернувшись от меня, сосредоточенно продолжают заниматься своим делом, заставляя пластины на стенах и экраны буквально полыхать нездешней красотой под музыку сфер.


ПОСЛЕСОНИЕ

Первое, что пришло на ум, дочка точно также – как минимум внешне – демонстративно не занимается продвижением своего творчества, хотя у нее роскошный голос и очень интересные песни. Нет, она поет. Охотно поет, но только для друзей. Поверить до конца в то, что ей не хочется расширить круг своих почитателей, я не могу. Но она на самом деле не предпринимает ни малейших усилий для самопиара.

Сон показал любопытную камне-цвето-музыкальную технологию. Еще в сновидении мелькнула мысль о некоем соответствии. После пробуждения вспомнила о терменвоксе. На этом инструменте играл скорее не музыкант, а технарь с музыкальным слухом. Звук получался при помощи манипуляций в электрическом поле рядом со специальными антеннами. Внешне это выглядело, так же таинственно, как и во сне: руки свободно поднимались и опускались, расходились и сходились, рождая любые мелодии – от классических до космических.

Однажды я это видела в каком-то фильме. Наверное, сон – к месту – вытащил это знание из глубины памяти. Хотя, возможно, в данном случае, был использован какой-то другой принцип. Ведь антенн я не заметила. Впрочем, подлинное открытие не нуждается, как минимум, в первое время, в постороннем глазе. Но тогда, зачем это показали мне? Если разговор о технологическом открытии – я пас. В точных дисциплинах я полный профан.

Есть простое объяснение. Накануне мы поспорили с приятельницей о камнях. Она говорила, что в путешествиях видит живые камни. На мой взгляд, это были только слова. Камень оживает только в любящих или понимающих руках. Он отзывается на человеческое тепло и любовь. Ему нужен непосредственный контакт – только так можно почувствовать живой отклик. В путешествии же человек просто праздный даже не наблюдатель – путник, идущий прочь.

Для меня камень – душа: медленная, древняя, мудрая. И этой душе нет никакой нужды до такой песчинки во времени, как человек. Общность и близость камню нет смысла демонстрировать. Я могу лишь надеяться на то, что изредка совпадаю с ним во времени. Такое чувство у меня иногда возникает в момент соприкосновения с агатом, видимо, моим самым любимым камнем. Но и таких мгновений немного.

Я даже почти уверена, что пластины были изготовлены из камней определенной структуры – слоистой, с блестящими полупрозрачными пластами, в которых внутренние связи иные, чем земные: и сцепление, и напряжение, и прочность. Именно поэтому, наверное, они способны рождать не только внешнюю броскую и завораживающую красоту, но и внутреннюю – могучую и прекрасную музыку вселенной.


СОН

Наблюдаю Землю с орбиты.

Передо мной – погибшая безлюдная планета.

Я понимаю, что нахожусь на каком-то корабле, который летает по орбите Земли и снимает данные. Но не только те, которые фиксируют настоящее состояние планеты, но то, что с ней случилось, – в обратной хронологии.

Я смотрю на Землю, и передо мной "летит", как фильм, история планеты от сегодняшнего дня – к прошлому. Не сразу соображаю, что надо снять хотя бы на видеокамеру или фотокамеру то, что мелькает перед глазами.

С ужасом понимаю, что у меня телефон с ограниченным ресурсом памяти.

А это значит, что со мной останется только то, что успею запомнить.


ПОСЛЕСОНИЕ

Проснулась в слезах. Мама, мамочка. Я уже ничего не верну. Мне осталась от тебя только память. Конечно, я буду приходить к тебе. Но то, что внутри холмика, уже никогда не будет тобой.

Наверное, поэтому история Земли в моем сне закончилась. Конечно, как говорят, время лечит. С папой это тоже однажды и навсегда произошло.

Но сейчас, я остро понимаю тебя и то, с чем ты прошла свою жизнь. С ощущением сиротства. Вот и я теперь – сирота. Кажется, впервые осознала, что это и есть на самом деле – одиночество. С уединением я жила всегда. Везде чувствовала его, не зависимо от того, был кто-то рядом или нет. Но теперь – на полном основании могу считать, что уединение закончилось. Началось великое время одиночества.

Мамочка, родная, ты была последним, что связывало меня с прошлым. Осталась только память. Раньше всегда могла у тебя спросить, так было или нет? И услышать ответ. Я полагалась на тебя, как на себя. Вот и все. У себя осталась только я. Дочка – будущее.

Но с прошлым связь теперь только через собственные воспоминания. Больше мне спросить уже не у кого.

А память – ограничена, как ресурс батарейки.

Но я верю, что могу вызвать любой эпизод.

У меня остался СОН.

Он – волшебник. Он обязательно поможет, когда я его попрошу.

Вполне допускаю, что сейчас я смотрела на нашу планету глазами мамы – ОТТУДА. Потому и вышло, что жизнь на Земле закончилась. Для нее – закончилась. Теперь она знает то, что недоступно никому из живущих. И потому история ей представляется – в обратной хронологии.

Для ушедших все, что было на земле, – погибло. Мама просто показала мне, что теперь для нее Земля – погибшая планета.

А я…

Могу только сожалеть, что не имею возможности записать то, что проносится перед моими глазами. Не случайно, наверное, в памяти не осталось этих кадров. Только знание, что вижу их мелькание. Мне не дано помнить не кадры – подлинную хронологию.

Это еще будет. Тогда, когда придет МОЕ время.

Киностудия сна

Кем написан был сценарий?

Что за странный фантазер

Этот равно гениальный и безумный режиссер?

Как свободно он монтирует различные куски

Ликованья и отчаянья, веселья и тоски!

Ю. Левитанский


Самое невероятное, что совершенно не укладывается в моей голове, – работа сознания во время сна. Мысли в сновидении, параллельные действию, чувствам и поступкам, совершаемым во сне мной или другими персонажами. Такие мысли, наверное, существовали всегда во снах. Но только в последнее время я начинаю их точно фиксировать. И удивляюсь этому уже внутри самого сна.

Какой невероятный восторг! Спать, знать, что спишь, думать внутри сна, и знать, что думаешь именно внутри сна. А еще – это помнить!

Как же я рада, что сон – вечный и верный друг, советчик, рефери – помогает жить. И разве может банальное "спасибо" хоть в какой-то степени отразить мое истинное преклонение перед этим величественным Божьим чудом – СНОМ.

Еще невероятнее – удивительные дары в виде готовых сюжетов. Они практически представляют собой сжатые истории, которые при желании можно превратить в развернутые произведения или использовать, как части в большом замысле.


Сон приходит к человеку только тогда, когда тело находится в состоянии расслабления и покоя. Днем, у тела нет отдыха. Оно все время в движении, даже, если просто валяется на диване. В любой момент мышцы готовы к работе. Этим день тела отличается от ночи тела. Потому что ночь меняет все. Ночь для тела все равно, что день для солнечных батарей – накопление энергии рабочего состояния.

Но мозг…

У него совершено другая жизнь – ИНОЖИЗНЬ.

Почему-то я совершенно уверена, что мозг в человеческом теле – ИНОПЛАНЕТЯНИН.

Не надсмотрщик – НАБЛЮДАТЕЛЬ.

И потому так интересно понять, на каких принципах он существует? Если тело люди изучают уже давно и многое про него знают, то мозг – вместилище всех человеческих тайн. Раскрыв одну, исследователь тут же обнаруживает, что далее, как говорил остроумный И. Л. Андроников: "Потемки дремучие, и никаких перспектив ". Второй век изучения мозга многое прояснил и в физических, и в нейронных, и в прочих связях с организмом. Ученые уверяют, что уже понимают функциональное значение многих его отделов. И никто не запретит мне в это верить, хотя до сих пор многое исследователей ставит в тупик. Подозреваю, что так будет продолжаться до тех пор, пока сам Изобретатель не снизойдет до нашего любопытства. Впрочем, не вижу в этом никакого смыла. Иначе, зачем вообще было затевать эту увлекательную игру в человека?

С каких это пор "мышке" позволено разбираться в резонах "кошки"? Известны некоторые странные примеры. Такой, как потеря части мозга вследствие травмы. Это должно было бы привести к утрате некоторых функций, но… не привело. И, вопреки всем прогнозам и клиническому опыту, у человека не изменилось качество жизни. Специалисты могли бы привести и другие случаи, когда внешнее или внутреннее вмешательство – удар молнии, последствия клинической смерти и пр. – приводило к парадоксальным и необычным изменениям не только мозга, но и характера, и глубинных свойств самого человека. Некоторые пострадавшие вполне могли бы считать себя наоборот – приобретшими. Новый опыт, знания, способности, умения и, что самое важное, – смысл.

Сегодня по всему миру в секретных – и не очень – лабораториях исследуют мозг. Уже научились разными, в том числе и химическими способами стирать память – по частям и полностью, как сохраняя функцию восстановления, так и уничтожая ее. Стало доступно блокирование навсегда или на время определенной информации. Можно загружать новую информацию, развивать способности, которые расширяют представления о возможностях нашего мозга.

Только странное дело, многочисленные скальпели расковыряли всевозможные закоулки извилин, а мозг продолжает вести себя явно не по-джентльменски. Он, как самый настоящий стопроцентный русский, на ожидаемое действие выдает непредвиденную реакцию. И, как бы самоуверенно исследователи не потирали руки в предвкушении окончательной победы над мозгом в виде полного контроля, думаю, что до финиша им, как до созвездия Альфы Центавры. Или… Это будет Пиррова победа.

Ночь просто перестанет играть особую роль в жизни людей. Ей придется уйти из жизни человека. Нет, физически ее никто не отменит. Законы природы – пока не наша прихоть. С этим "пока" никаким диктаторам и сумасшедшим ученым не совладать, хотя пытаются, забыв о принципе бумеранга.

Впрочем, это – не моя песня.


Мозг – наш страж действительности. Чтобы мы могли почувствовать себя, словно бы в детстве, когда между улыбкой и слезой расстояние – в миг с кепкой. Он дарит сон, как связь с основополагающим человеческим свойством – непосредственной реакцией на жизнь – без мути законов, обязательств и морали.

Наука скачет по этому маршруту, предложенному еще фантастом А. Беляевым, как сумасшедшая лошадь без жокея. Если человек лишится сна, мы, наверняка, останемся без внутреннего наблюдателя. Сознательно исключив сон (желающих уже предостаточно), человечество навсегда утратит способность к фантазии и … доброте.

Сон в нашей жизни – джем-сейшен! Праздник для посвященных! Лучшее, что у нас есть. Единственная подлинная собственность. Удивительнейшее из наслаждений. Если кому-то посчастливилось присутствовать на после концертных посиделках, когда музыканты играют для себя, а не для публики, тот понимает, что имеется в виду свободное творчество свободных художников, объединенных желанием доставить друг другу радость. Так что, время сна – показательная программа мозга для своего хозяина. Лишенный возможности погрузить человека в грезы и фантазии, мозг регрессирует в обычный орган и превратится в простой функциональный компьютер.

Продолжением этой "эволюции наоборот" будет то, что человек навсегда утратит душу – особое божественное состояние, объединяющее нас со вселенной. Именно это, а не грядущий многовариантный апокалипсис, и станет гибелью нашей цивилизации.

Чем отличаемся мы от зверей? Да, безусловно, сознательной деятельностью, изощренным разумом, умением логически мыслить, анализировать ситуации и события, составлять прогнозы, обращаться к ассоциациям… Но и МЕЧТАМИ, ГРЕЗАМИ, СКАЗКАМИ.

Волку сказки не нужны. Он всегда в поисках еды. И запах плоти и крови для него и есть смыл жизни. А у крови нет понятия красоты – только целесообразность, инстинкт и воля к жизни. Неужели мы хотим оставить себе только эту красоту – волчью?

Тогда выжившие "счастливчики" будут молиться не о приходе сна, а о его неуходе.

У человека на земле не останется ничего личного, когда закончатся сны.

Хорошо представляю себе вашу улыбку, мой дорогой читатель. Я не пою осанну сну. Хотя, нет.

Я пою сну осанну!

Я признаюсь ему в любви

И очень боюсь утратить способность видеть сны.

И снова прошу не волноваться по моему поводу всех, чья профессия начинается с "психо". Поверьте, со мной все в порядке, пока не наступил КОНЕЦ СВЕТА.


Как часто даже самый скрытный и неразговорчивый человек ощущает потребность в собеседнике, равном самому себе. Я не имею в виду высокомерное соответствие-соревнование положений, возможностей, должностей, кошельков, особняков и яхт. Важна встреча с другим, имеющим похожий опыт жизни, уровень развития, ценностные приоритеты и отношение к миру. Так вот, иногда, пусть даже мы себе в этом не признаемся, хочется быть с кем-то распахнутым, откровенным до конца – до самого донышка.

Но с кем?

С кем это возможно?

С родителями? От них нас давно отделяет или завеса возраста, или трагическая невозможность.

С детьми? Но что они понимают? Может быть, когда-то, когда дорастут…

С коллегами?

Друзьями?

Любимыми?

Супругами?

Случайными попутчиками, которых, наверняка, больше никогда не встретим?


Во всех наших отношениях имеется Рубикон, который перейти можно лишь однажды – под пыткой или от глупой наивности, и то… Это будут только факты. Мыслей, чувств, эмоций, надежд или разочарований мы передать все равно не сможем. Да и не захотим. Именно, не захотим. Чтобы не остаться окончательно голыми. Не обнаженными – голыми, такими, как есть.

Во сне голому человеку на голой земле не страшно. Это – естественная среда обитания души. Там мы, как рыбы в воде или птицы в воздухе, только без физических усилий и сопротивления среды. Парим сказочными эльфами.

Глупо отрицать, что некоторым снятся жуткие сказки, кошмары и монстры.

Только сон в этом не виноват.

Сознание возвращает человеку в виде страхов и ужасов его дневные представления о мире.


И чего же мы хотим от мозга, если живем внутри войны?


Только даже замурованному в темнице, снится воля – с Сознание возвращает человеку в виде страхов и ужасов его дневные представления о мире.

голубым небом, первым поцелуем и чьей-то лаской. Не знаю, как и какие надо разрушить оковы и стены, чтобы ночью не приходили чудища.

Как получается, что одни сны – крохотульки на миг, а другие – масштабные истории с хорошо закрученными сюжетами? На запись и расшифровку некоторых уходит весь день.

Не устаю удивляться невероятной скорости мысли. Недавно узнала, что где-то проводятся исследования на предмет мозговой активности, вернее, изучения мозговых излучений. Ученые почти доказали, что мозг каждого человека посылает в пространство постоянные импульсы некоей энергии. И обратно получает такие же сигналы. "Морда, морда, я кирпич, иду на сближение". Но, кроме шутки юмора, жуть, как интересно. Правда, пока не ясно, чего больше – интересного или жути?

Но я верю в человека!

Он может все!

У него есть не только свобода воли, но и свобода фантазии! Захочет – придумает! Не захочет – врачи залечат, или водка с наркотиками успокоят.

А я как-то привыкла по старинке – ищу утешения во сне. Он – мой верный товарищ. Да и лет мне немало, так что негоже друзей бросать.

Тем более, что переправа впереди – одна, зато – последняя. Главный сон жизни – окончательный. В него лучше с тем, кому доверяешь безраздельно.

И потому каждый вечер я предвкушаю, несмотря на усталость или раздражение, – волшебное ожидание.

ЧУДО сеанса личной киностудии сна.

Признаюсь, привыкнуть к этому чуду не могу до сих пор.


Как часто люди проходят мимо таланта и поют осанну примитивной подделке. Или, наоборот, пытаются усложнить то, что на самом деле является НИЧЕМ – лишь иллюзией тайны. С тех пор, как существует искусство, человек пытается ответить на многочисленные вопросы, с ним связанные. Нас нешуточно занимает тонкая грань, отделяющая искусство от неискусства.

Сегодня, когда рисованный во весь пролет разводного моста мужской детородный орган признается достижением современного художественного высказывания, этот спор перестает быть простой схоластикой. Не удивительно, если вспомнить, что разврат и мат давно и прочно прописались на всех "полянах" искусства. И до признания этого хулиганства классикой осталось немного – назначение "смелого министра культуры", который подпишет указ, где черным по белому обяжет поместить эти "художества" в школьную программу.

Я могу допустить, что годы делают меня непримиримой. Впрочем, стоит ли удивляться? Сколько раз на моей памяти я шла в противоположную сторону от четко марширующего строя? Кроме того, всегда считала, что суть взаимоотношения искусства и жизни должна сводиться к сложнейшему из деяний – НЕ СУДИТЬ, НЕ ПОНИМАЯ. И надо учить себя вникать в сложное. И не считать свое мнение истиной в последней инстанции. Но все равно, мне не хватает толерантности считать восставший фаллос искусством. Это под силу только министерству культуры РФ.

Для тех, кто занимается искусством профессионально, вопрос о том, что такое само ИСКУССТВО, не стоит. Любой художник объяснит, что искусство – это отражение действительности в образах. Но, чем глубже художник погружается в ткань своего искусства, тем чаще он задает себе вопрос – детский вопрос – действительно ли искусство – это просто образное отражение жизни? И дело не только в том, что основанием для "преображения" может быть любой повод. Это еще А. Ахматова горько подметила:

"Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда".

Самое любопытное, что никто не интересуется мнением самого "сора", который мы не замечаем.


Следующий сон как раз о том, что под ногами. Ему больше двадцати лет. Он изредка посещает меня, и всякий раз старается обратить внимание на некую определенность – деталь, вид, мысль. За эти годы накопилось 18 записанных вариантов. Были версии, рассказанные с одной стороны, потом – с другой. Несколько сюжетов представляли собой диалог посторонних персонажей. Кроме того, однажды я смотрела на "героя" сна словно бы сверху – с огромной высоты, но при странном приближении: я спускалась и внедрялась внутрь, становясь самим героем. И все мои мысли были и не моими, и не его, и не пространства – просто мыслями.

В будущем, наверное, я попытаюсь на базе этого сюжета написать что-то отдельное, чтобы понять глубинный смыл самой трансформации сна. А теперь предлагаю обобщенный вариант, основанный на идее отношений части и целого.


СОН. ПОКЛОНЕНИЕ КАМНЮ

Старая дорога. Редкие путники. Два камня. Мое размышление вслух при рассматривании камней.

Один – обыкновенный булыжник, другой – обработанный алмаз, то есть – бриллиант. Если не принимать во внимание внешние отличия, то перед глазами два совершенно одинаковых камня. Конечно, они разной формы, цвета, размера, веса и пр. Но, по сути, их природа одинаковая – неживая. Они осколки вечности, которыми при желании и возможностях может владеть человек.

Но кто может быть уверен, что они – совершенно мертвые? Они таковы в нашем представлении. И тот, и другой появились задолго до нашего рождения, может быть, даже до появления человеческой расы на земле. Они – суть явления природы, ее усилий. В природе все разумно, хотя, с точки зрения людей, не все – целенаправленно. Можно спорить и не соглашаться с этим, но можно и разделять точку зрения на то, что любое явление имеет значение: землетрясения, извержения вулканов, ураганы, горы, моря, леса… и отдельные камни. И эти отдельные камни имеют свою судьбу – историю, смысл и, следовательно, цель.

 Природе нужно было все, что она сотворила: и галактические расстояния, и планетарные катаклизмы, и паразиты, и вирусы, и ее разрушитель – человек. И вот держит он в руках два непохожих с виду камня и один после раздумий оставляет, а другой выбрасывает. Ему невдомек, что, может быть, он выбросил философа, а оставил прощелыгу. Глубоко под землей, в толще воды, среди прибрежного песка, внутри скалистой породы любой камень несет в себе не просто информацию о составе, но еще и ПРОМЫСЕЛ. Конечно, человеку трудно вообразить мысль неживого булыжника. О чем это он может размышлять? Уж, не о вечности ли?

 На первый взгляд это смешно. А на второй? Что, если допустить наличие такой мыслительной деятельности? Тогда ценность камня становится неопределима сегодняшними методами. Не могут разные камни думать об одном и том же, да и качество их мыслей, наверняка, будет разным…

А мы ходим, пинаем их, мешаем предаваться рассуждениям. Хотя, им, наверное, все равно, где, как, и в чем они сами находятся…

Для них мы – песчинки, занесенные прихотливым ветром. Вот мы есть, а спустя несколько мгновений нас нет. И снова никто и ничто не стоит между ними и вечностью.

Но пока… они неживые. И мы вольны относиться к ним так, как нам нужно, используя в исключительно прикладном значении – в виде тротуаров, метательного оружия, оградительных сооружений, талисманов… и предметов роскоши.

Камень под ногами и бриллиант – в наших глазах несопоставимы. Бриллиант имеет ценность не только потому, что тверд, прозрачен и блестящ. Он ценен кропотливым трудом, вложенным в его внешний вид. Однажды – так давно, что и не определить, кто-то выделил его из общей массы и придал индивидуальный вид. Изменения понравились окружающим. И вот уже сотни рук обрабатывают грани минерала, тысячи глаз "пожирают" его блеск, миллионы страждущих желают им обладать. Все это и составляет понятие ДРАГОЦЕННОСТЬ.

Алмаз – усовершенствованный простой графит. А столько крови на его совести!? Сколько муки и счастья, сколько возвышенных судеб и низменных поступков, несправедливости, проклятий, сломанных карьер, вознагражденных подвигов, девичьи грез и мужских фетишей.  И все-таки…

На страницу:
5 из 8