bannerbanner
Российская цивилизация
Российская цивилизация

Полная версия

Российская цивилизация

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 17

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя – справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Каждое крупное военное столкновение с завоевателями, начиная от Батыева нашествия и кончая неудавшимся походом на Русь хана Ахмата в 1480 г., служило темой для повести, которая обычно помещалась под соответствующим годом в летописи. Наибольшими литературными достоинствами отличаются «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Воже» (1378), «Повесть о нашествии Тохтамыша» (1382) и «Повесть о нашествии Едигея» (1408). На страницах этих произведений показаны страшные картины уничтожения городов, гибели многих тысяч мирных жителей. Вместе с тем представлена и героическая борьба народа против иноземных завоевателей.

Куликовская битва вызвала широкий отклик во всех слоях русского общества. Ей были посвящены три крупных литературных произведения: «Летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Каждое из них по-своему освещает это великое противостояние. «Задонщина» – это героическая поэма. Её неизвестный автор (возможно, старец Софроний Рязанец) взял за основу «Слово о полку Игореве», но заменил его действующих лиц участниками событий 1380 г. Самое крупное по объёму произведение о Куликовской битве – «Сказание о Мамаевом побоище» – включает в себя уникальные подробности событий.

В период монголо-татарского ига усиливается религиозность людей, появляется много подвижников, готовых пострадать за веру. Их жизнь и подвиги нашли отображение в многочисленных «житиях», «сказаниях» и «хождениях». Жития – это биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Таким было, например, «Житие святого Александра Невского». Монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый написал «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского». Оба эти произведения отличаются сложным, причудливым стилем, который современники называли «плетением словес».

Особым литературным жанром было похвальное слово выдающемуся князю. Это своего рода панегирик, в котором перечисляются заслуги правителя перед народом и церковью. В отличие от жития здесь содержится больше сведений о личности героя, о его политике и даже о домашних делах. Сохранилось обширное «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича», написанное неизвестным автором (вероятно, Епифанием Премудрым) вскоре после кончины великого князя, победителя Мамая.

Во все времена люди, посетившие далёкие страны, любили рассказывать об увиденном и услышанном. Эти рассказы часто записывались либо самими путешественниками, либо кем-то из их слушателей. Такого рода произведения в Древней Руси назывались хождениями. Чаще всего описывали свои путешествия благочестивые паломники. Известно, например, «Хождение» Стефана Новгородца в Царьград (середина XIV в.). Иногда путешествие предпринималось по какой-нибудь церковно-политической надобности. Так возникло «Хождение» митрополита Пимена в Царьград (конец XIV в.) и «Хождение» на Флорентийский собор неизвестного автора (середина XV в.).

Самым знаменитым произведением данного жанра является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Сочинение Никитина было первым русским произведением, описывающим торговое путешествие русского купца в Индию в 1468—1474 гг. Автор посетил Кавказ, Персию, Крым, стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских путешественников. Большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение наполнено лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.

В IX веке возник новый эпический жанр – героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян.

На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до настоящего времени, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема.

Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева – 13-главый пятинефный Софийский собор. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи ещё более широкой одноярусной. Собор строился византийскими строителями при участии киевских мастеров. Перестроен в XVII веке. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (1045—1050 годы) и Полоцке (1060-е годы).

До настоящего времени поражают своей красотой и величием Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030 году, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073—1089 гг., Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, церковь Спаса на Нередице (1198) близ Новгорода, белокаменные постройки Галича и Владимиро-Суздальского княжества. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из белого камня – известняка. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III. Во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской каменной резьбы.

Самое крупное сооружение Владимира – Успенский собор, строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента – колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь.

Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества – Дмитриевский собор (1194—1197 гг.), служивший придворным храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его четыре опорных столба, поддерживающие единственную главу. С восточной стороны – три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба, даны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображения превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную, орнаментально разработанную «ткань». В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165). Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим владимиро-суздальских стиль.

Первые 50—100 лет монгольского ига на Руси практически не было каменного строительства. В отдельных княжествах восстанавливались порушенные храмы. Лишь в новгородской и псковской землях продолжалось строительство небольших храмов, больше похожих на каменные крепости. Храмы Новгорода возводились по заказу бояр, духовных лиц, богатых ремесленников, купцов, уличан, жителей одного из «концов» (так назывались ремесленные слободы), членов одной корпорации. Живое творческое воображение создателей, народные художественные вкусы определяют облик построек. С конца XIII столетия в Новгороде меняются строительный материал и техника кладки. Стены сплошь возводятся из местного, отесанного, грубого камня, и лишь в сводах, барабанах и оконных проемах применяется кирпич, менее плоский, чем старая плинфа. В 1292 г. была построена церковь Николы на Липне, в 1345 г. – церковь Спаса на Ковалеве (разрушена во время Великой Отечественной войны и восстановлена), в 1352 г. – церковь Успения на Волотовом поле.

Классический новгородский тип храма, простого и конструктивно ясного, создается во второй половине XIV в. Аналога ему нет в архитектуре других стран. Это, прежде всего, церковь Федора Стратилата на Ручью (1360—1361), построенная на средства посадника Семена Андреевича и его матери Натальи, и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Богатые заказчики этих церквей хотели видеть эффектные сооружения, исполненные на их средства, поэтому строения имеют богатый декор. По этому типу строятся церкви на протяжении XIV и XV вв.: церковь Иоанна Богослова в Радоковицах (1384), церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406).

Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие в городе в то время в основном оборонного зодчества, возведение крепостей. Каменные стены псковского детинца (Крома) и «Довмонтова города», пристроенного к нему, протянулись на 9 км. До сих пор поражают своей величественностью и неприступностью стены находящейся вблизи Пскова крепости Изборск, выдержавшей восемь немецких осад.

Строительство второй половины XIV века связано с подготовкой к решительной схватке с Ордой. В 1339—1340 гг. московский князь Иван Данилович Калита выстроил на Боровицком холме внушительную цитадель из дуба, толщиной стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7 м. Крепость с грозным видом простояла менее трех десятилетий и сгорела во время пожара летом 1365 г.

Московский Кремль при Дмитрии Донском был расширен и получил каменные стены из белого известняка протяжением около двух километров с девятью башнями (1367). С этого периода в летописях часто встречается название «Москва белокаменная». В XIV веке в Кремле были устроены пять монастырей. Первый из них (Спасо-Преображенский монастырь на бору) был создан в 1330 году, к тысячелетию Константинополя – «Нового Рима». Другим сооружением был Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году. Он располагался в восточной части территории Кремля, примыкая к Вознесенскому монастырю. Белокаменные храмы сооружаются также в Коломне и Серпухове. Постепенно белокаменные укрепления Кремля ветшали – прочность материала оказалась недостаточной и сооружения «поплыли». Летописи XV века содержат множество упоминаний о проводившихся восстановительных работах.

Русское зодчество сделало большой шаг вперёд при Иване III. Немалую роль в этом сыграло то, что по приглашению великого князя в страну прибыли итальянские мастера, познакомившие Россию с архитектурными приёмами бурно развивавшегося Возрождения.

Политические успехи Ивана III требовали перемен в столице. Завоевания независимости сделали Кремль сосредоточением государственной власти. И правитель задумался о перестройке своей резиденции. Для перестройки Кремля, церковных и дворцовых сооружений были приглашены как лучшие русские мастера, так и итальянские архитекторы и строители. В 1485—1495 годах при Иване III стены Кремля были перестроены и приобрели вид, близкий к современному. При этом известняк был заменен кирпичной кладкой.

Аристотель Фиораванти прибыл в Москву 26 марта 1475 года. Действовал он с непривычной для москвичей быстротой, применяя новые технические средства и приемы, составил план работ по реконструкции Кремля. 19 июля 1485 г. итальянский зодчий Антон Фрязин заложил стрельницу вместо старых белокаменных ворот. Так появилась Тайницкая башня (в ее основании имелся тайный ход к реке). Опытные итальянские фортификаторы возвели первоклассную крепость, стены которой протянулись на 2 километра, их высота колебалась от 19 до 8 м, а ширина составляла 3—6 м. По периметру располагалось 18 мощных башен с тремя – пятью ярусами бойниц. Угловые башни сделали круглыми (исключением стала многогранная Собакина башня). Водовозная прятала колодец, который снабжал Кремль водой, Троицкая стала тюрьмой для особо важных преступников, Набатная своим колоколом подавала москвичам сигналы опасности, собирала народ на площадь. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, которую с внешней стороны закрывали тысячи зубцов. Знаменитый миланский ласточкин хвост удивительным образом вписался в русский ландшафт Проездные башни тщательно укрепили отводными стрельницами, дополнили подъемными мостами и предмостными укреплениями. Крепость была практически неприступной.

Аристотель Фиораванти воздвиг к 1479 году Успенский собор по подобию Успенского собора во Владимире. В основание фундамента забили дубовые сваи, рвы засыпали битым камнем и залили известью, что должно было обеспечить крепость и устойчивость здания. Он строил собор в смешанной технике, перемежая традиционные тесаные блоки белого камня, употреблявшегося им в кладке стен, с особо прочным кирпичом, которым были выложены столпы, своды и барабаны глав, что значительно облегчило нагрузку верхних частей здания на стены и опоры. В 1484—1486 годах псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, а в 1484—1489 годах новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма.

Строительством княжеских хором и внутренней стены, отделявшей их от остальной территории Кремля, занимался Алевиз Фрязин; он же перенёс на новое место парадную часть дворца – с южной стороны на восточную, обращённую к Соборной площади. В 1485 году началось возведение нового Великокняжеского дворца. Ранее всего была построена его парадная часть, от которой до наших дней сохранилась Грановитая палата. Она была построена для торжественных приёмов. Название постройка получила по восточному фасаду, отделанному гранёным рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Рядом с Грановитой палатой была выстроена Средняя золотая палата. Перед ней возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы: Красное крыльцо служило для торжественных выходов царя, Средняя лестница вела в сени Средней золотой палаты, через неё во дворец попадали послы нехристианских государств, Паперть Благовещенского собора служила входом во дворец с Соборной площади.

Со строительством в 1505—1508 годах Алевизом Новым Архангельского собора и Боном Фрязиным колокольни Ивана Великого и возведением между ними здания Казённого двора формирование Соборной площади как главной площади Московского Кремля в основном завершилось.

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе и фигура Богоматери. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона – то самое окно в духовный мир, которое позволяет лучше сосредоточиваться на молитве, обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом. Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской православной церкви, и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы восточных патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов. В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду, и она от этого выросла вверх на несколько рядов. Каждый ряд икон называется «чин», он посвящен определенным святым.

Русские люди благоговели перед иконой. Иконы не покупали, а меняли на деньги или дарили. Перед написанием иконы иконописцы постились. Иконоборчество воспринималось как ересь. Постепенно в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в церкви Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов.

В конце XIV столетия в Москве сосредоточивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и не менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работал в конце жизни Феофан Грек. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила гений Андрея Рублева.

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Фресковые росписи Феофана Грека – подлинная Библия в картинах. С 1390 г. Феофан Грек работал в Москве. Он проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Он поражает «титанизмом» и проникновенностью образов, а также великолепной византийской живописью.

В страшные времена войн и усобиц XIV—XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв (1360—17 октября 1428, Москва) – наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Сохранилось представление о Рублёве как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им – плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства. Рублёв входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Исторически известно, что в 1405 году Феофан Грек, Прохор из Городца и Андрей Рублёв начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. Для него Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон – «Преображение». По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства – Евангелие Хитрово. Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Миниатюры, заставки, фигурки зверушек-букв – это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов.

В 1408 году мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Во фресках Рублёва ощущаются артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны. Здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами. Напротив, торжествуют идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва.

Долгие годы исканий нашли завершение в образах так называемого Звенигородского чина. В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублёв были приглашены расписать новый каменный собор Святой Троицы. Рублёв написал главную икону монастыря – знаменитую «Троицу». Три ангела – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух святой – вписаны художником в треугольник и круг. Линии крыльев и одежд перетекают одна в другую, как мелодии, и рождают чувство равновесия и радостного покоя.

К сожалению, большинство работ Андрея Рублева не сохранилось. Соборы были разрушены или не выдержали ход времени. Иконы затеряны. Но даже по тем сохранившимся можно увидеть, как Андрей Рублев через свои творения пытался донести надежду на прекрасное и светлое будущее. В его фигурах видна не обреченность, как часто писали его современники, а легкость и светлость. Недаром Андрея Рублева называют предвестником русского Ренессанса. Умер он в 1427 году в Москве, в Андрониковом монастыре. В наше время Андрей Рублев был причислен к лику святых. Датой памяти считается 17 июля.

Еще одним выдающимся художником конца XV—начала XVI века считается Диони́сий (около 1440—1502) – ведущий московский иконописец и мастер фресок, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Дионисий развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

На страницу:
8 из 17