Полная версия
Российская цивилизация
При царе Алексее Михайловиче активно велось освоение Сибири. Россия окончательно укрепилась в Западной Сибири. Русскими землепроходцами была открыта Восточная Сибирь и Дальний Восток. По приказу московского правительства в Сибири строились новые города, остроги, мелкие крепости, становившиеся центрами освоения новых земель. Были основаны города – Симбирск (1648), Нерчинск (1658), Иркутск (1659), Пенза (1663), Селенгинск (1666). В Сибирь направлялись царские воеводы, поощрялось стихийное движение смелых казачьих атаманов и предприимчивых промышленников, шедших в глубь сибирских земель. Их привлекали ее богатства, вольная жизнь, множество приключений. Вслед за казаками шли простые крестьяне, убегавшие от своих феодалов и начинавшие осваивать плодородные земли. У правительства был и научный интерес, благодаря которому туда направлялись экспедиции для изучения новых территорий, быта и жизни местного туземного населения, границ с другими странами. Успешно шел исторический процесс включения Сибири и Дальнего Востока в состав Русского (Российского) государства со второй половины XVI до конца XVII века.
Внутренние противоречия и проблема выбора дальнейшего пути развития вылились в так называемый церковный раскол. Поскольку вся духовная жизнь в Российском государстве направлялась церковью, постольку от ее позиции и зависел такой выбор. Разногласия между «сторонниками, ревнителями исконной русской старины» и «новообновленцами» начались с реформ патриарха Никона.
За многие годы разобщенности русских земель, смут и феодальных войн внутри самой церкви появилось множество разночтений, ересей. К тому же общий уровень грамотности даже среди священнослужителей был чрезвычайно низок. Многие попы просто заучивали несколько молитв и проповедей и произносили их с амвона во время церковных служб. Русская церковь превратилась в богатейшего земельного собственника, в ее руках оказались несметные богатства, она же под видом борьбы с ересями активно препятствовала распространению грамотности среди населения, утверждению более передовой светской культуры. Духовное господство церкви над обществом было абсолютным.
При патриархе Никоне Русская православная церковь преследовала три основные цели: она стремилась занять лидирующее положение среди других православных конфессий и стать главой всего православного мира; сохранить и усилить свое политическое и идеологическое господство в Российском государстве, свои привилегии как крупнейшего земельного собственника и опору власти; навести порядок внутри самой церкви.
Реформы патриарха Никона не затрагивали сущности веры и власти. Он хотел исправить богослужебные книги на основе греческих образцов, унифицировать церковные обряды, ликвидировать ереси. Никон вернул в церковную жизнь обычай проповеди с амвона, упразднил многогласие (одновременное исполнение нескольких песнопений, отличающихся словами и напевом), делавшее церковную службу для паствы совершенно непонятной, и приступил к «исправлению» церковных книг. Его указом, начинают редактировать все церковные книги, приводя их к греческим канонам.
Но внесение изменений в богослужебные правила в 1653 привело к противостоянию Никона и приверженцев прежних обрядов. Этот год и считается началом церковного раскола XVII века. Противники Никона восприняли его нововведения как покушение на истинные ценности русской православной веры, которую они считали самой правильной. И хотя нововведения Никона были одобрены церковными соборами, разногласия между церковными деятелями стали только обостряться. В 1656 году было принято решение его противников предать отлучению от церкви. Это решение церковного собора и вызвало раскол в Русской православной церкви на никонианскую и старообрядческую.
Притязания Никона на власть в государстве вызвали недовольство самого царя. Вначале его перестали приглашать во дворец на придворные торжества и церемонии, а в 1666 году созванный в Москве «великий собор» всех православных конфессий произвел суд над Никоном. Он был осужден, лишен патриаршего сана и священства и сослан как простой монах в Ферапонтов монастырь. Тем самым был решен вопрос о высшей власти в государстве.
Самодержавие укрепилось, церковь лишилась права и возможностей равнять себя с царской властью. Был определен «истинный» порядок: царь должен иметь преимущество в государственных делах, а патриарх – в церковных. Но его реформы не были свёрнуты и продолжали работать.
Преемник Алексея Михайловича на троне, его сын Федор пошел еще дальше в сближении с просвещенной Европой. При Федоре Алексеевиче осуществлялся поворот страны в сторону западной культуры, западной цивилизации. Был разработан проект государственно-административного переустройства страны. Предполагалось создать ряд учреждений, которые бы сократили влияние Боярской думы и власть Патриарха. Разрабатывался принцип распределения государственных служащих по степеням, соответствовавшим должностям. Намечалось разделение страны на наместничества (будущие губернии). В церковном управлении речь шла о повышении роли митрополитов и ограничении власти Патриарха. Активнее пошел процесс приглашения иностранцев на русскую службу. Многие иностранные сподвижники Петра приехали в Россию как раз в годы правления его брата.
Причем государь не считал зазорным для себя ориентироваться на заграницу. Федор следил за модой и предписал сменить старые придворные наряды на кафтаны западного образца. Заменой морально устаревшим одеждам было избрано служилое платье, максимально учитывающее нужды деятельного, прежде всего ратного, человека. Молодые бояре начали брить бороды. Вместе с тем придворным было приказано стричь волосы на польский манер и учить польский язык – это дало основания недовольным обвинять Федора в полонофилии, которую царь мог перенять под влиянием своей первой жены Агафьи Грушецкой, польки по происхождению.
В 1678 г. проведена общая перепись населения, в 1679 г. введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица. Появился новый верховный орган – Расправная палата, подчинявшаяся непосредственно царю. Федор Алексеевич все чаще подписывал указы без совета с Боярской думой. Царь сократил количество приказов, самолично установил время работы центральных ведомств, требуя решать дела безволокитно. Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на «чрезвычайном сидении» Земского собора 12 января 1682 г. местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Боярской думе. После отмены местничества разрядные книги, в которых содержались записи о том, представитель какого рода занимал тот или иной пост, были сожжены как «главные виновники» местнических споров и претензий.
При нем стали создаваться полки нового строя. Появилось девять территориальных военных округов. Каждый из них располагал полками, которые в случае необходимости вливались в единую российскую армию. Здесь же в армию определяли и даточных людей, их были обязаны поставить из своих поместий дворяне. Военными делами ведал глава объединенных военных приказов. Это была подлинная централизация военного дела в стране. При сохранении дворянской конницы и стрелецких частей большинство дворян в округах зачисляли в рейтарские полки, даточных людей – в солдатские полки. Стрелецкие части, по сути, приближались к регулярным войскам. Появились новые воинские звания – полковники, подполковники, капитаны. Были сформированы первые выборные (ударные) полки, ставшие прообразом российской гвардии. По указу царя дворяне, уклонившиеся от полковой службы, лишались поместий.
Он трижды снижал налоги, каждый раз добиваясь более справедливого их распределения. В конце концов царь созвал выборных представителей от налогоплательщиков на Земский собор, чтобы народ сам решил, как правильно «и не в тягость» платить подати и выполнять государственные повинности. Вместо многочисленных налогов стали собирать один, стрелецкий, причём все прошлые долги были по указу царя «забыты», а сумма налога уменьшена. Там, где налоги платили хлебом, царь повелел изготовить единую медную меру с печатью. Все налоги должны были стекаться в Стрелецкий приказ, во главе которого стоял Ю. А. Долгорукий. Руководствуясь мыслью, что могущество и слава государства зиждутся на богатстве, защищенности и просвещенности каждого подданного, Федор Алексеевич разумными мерами обогатил страну, изрядно пополнив казну за счет снижения налогового бремени и оптимизации государственных расходов.
Заботясь о развитии образования в России, царь стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой Славяно-греко-латинской академии, которая открылась после смерти царя. Именно в ней в XVIII веке учился русский ученый М. В. Ломоносов. Причем к обучению в академии должны были допускаться представители всех сословий, а бедным назначались стипендии. Академии царь собирался передать всю дворцовую библиотеку. Патриарх Иоаким был категорически против открытия академии, он вообще был против светского образования в России. Федор Алексеевич приказал строить для детей-сирот специальные приюты и обучать их разным наукам и ремеслам. Государь хотел устроить всех нетрудоспособных в богадельни, которые строил на свои средства. Велась разработка плана создания технических училищ для бедных детей.
Этот поворот в сторону новых цивилизационных ценностей отразился и в быту. Царь приветствовал убранство домов по западным образцам, с картинами и зеркалами. Он запретил являться во дворец в долгополой одежде и приказал сменить ее на кафтаны западного образца. Традиционные одежды, по его мнению, приличны женскому платью, а служилому и дорожному времени непотребны. Начинания и проекты царя встретили яростное сопротивление и Патриарха, и Боярской думы.
Россия времен царя Федора была могучей и процветающей державой, признанной на мировой арене в ранге империи. Ее армия стала в это время одной из самых мощных в Евразии. Укрепленная граница за несколько лет отодвинулась в европейской части далеко на юг, россияне получили тысячи квадратных километров плодородной и хорошо защищенной земли. Утверждая на территории от Балтики до Тихого океана концепцию России как великой православной державы, гаранта мира и справедливости для всех народов, царь энергично защищал ее интересы в международных отношениях, поставив наше государство на один уровень с ведущими мировыми империями.
К сожалению, царствование его было недолгим, а в историю он вошел как «убогий, неполноценный» царь, которому досталось всего лишь несколько строк в школьных учебниках.
Ориентированная на запад политика царя Федора продолжалась и при регентстве его сестры Софьи, но в силу ряда причин она оказалась менее удачливой. Московское боярство, церковники, опираясь на стрелецкое войско, всячески противились нововведениям. За время правления Софья уничтожила существовавшие до этого таможенные барьеры между Россией и Украиной, что способствовало экономическому развитию этих частей государства. В несомненную заслугу царевны ставят смягчение законодательства о несостоятельных должниках, ослабление некоторых уголовных наказаний, отмену закапывания в землю живым. При Софье развивалось книгопечатание, было издано 44 книги, что сыграло революционную роль в жизни национальной элиты. В богатых домах появились крупные библиотеки. Возникло несколько десятков различных мануфактур. Развитие торговли и промышленности привело к началу формирования всероссийского национального рынка. Правительство усовершенствовало систему образования и просвещения. В доме канцлера Голицына все было поставлено на западный манер. Прекрасное каменное здание в Охотном ряду украшали картины, эстампы, зеркала, люстры, бюсты знаменитых людей. Библиотека включала книги по истории, философии, медицине, астрономии на разных языках. К иностранным гостям князь выходил одетый по польской моде.
Софья попыталась навести порядок в области судопроизводства, слова «закон» и «порядок» стали лозунгом нового правительства. Были сделаны попытки улучшить процесс судопроизводства, ускорить процедуру рассмотрения дел. Началась борьба с мздоимством. Правительство отменило смертную казнь за ряд преступлений. Голицын выступил сторонником свободного предпринимательства, в том числе и с привлечением иностранцев. Все большее количество частей русской армии переводилось на регулярную основу.
В интересах дворянства, которое помогло подавить стрелецкий мятеж, правительство организовало межевание земель и закрепление их за служилыми людьми. При этом оно руководствовалось принципом личной выслуги людей, а не их породой. Несмотря на требования дворянства ужесточить сыск беглых крестьян, Софья издала указ, запрещавший возвращать в крепостную неволю крестьян, ушедших в города. Организовывать сыск разрешалось лишь воеводам. По воспоминаниям иностранных дипломатов известно, что В. В. Голицын вынашивал мысль об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ратовал за превращение «дикарей в людей», предлагал на первых порах перевести крепостных крестьян с барщины на оброк.
На рубеже веков Россия всё ещё жила стариной, заимствуя лишь очень немногое, и постепенно отстала технологически. Её экономика и армия уже не могли на равных соперничать с английскими, шведскими и голландскими. Московское царство конца XVII в. вело амбициозную внешнюю политику во всех направлениях, но везде, кроме Сибири, перед ним стояли серьёзные противники: Турция, Швеция, Речь Посполитая… Без модернизации Россию ожидали всё более глубокое погружение в системный кризис, утрата позиция на мировой арене и, наконец, превращение в объект внешней политики соседей и распад, то есть всё то, что произошло затем с Османской империей, в которой не нашлось своего Петра I.
На рубеже XVII и XVIII веков Россия оказалась лицом к лицу с неразрешимой для нее проблемой технологических и организационных инноваций. Она была неразрешима, потому что сосредоточение почти всех природных и вещественных ресурсов в руках государства и культивирование идеологии и практики «беззаветного служения» подданных государю исключали легитимацию частных интересов и, соответственно, активизацию и мобилизацию энергии и ресурсов личности. Начавшаяся военная конкуренция с Западом, обусловленная, в том числе, и необходимостью прорыва к морским торговым путям, требовала активного использования «человеческого фактора». Однако от власти такой установки не поступало. Она не могла узаконить частные интересы – это противоречило ее природе, фундаментальным основам ее существования. Но она не могла еще навязать и насильственную модернизацию сверху.
Масштабные заимствования западной культуры (а не только отдельных технических достижений) тоже нужно было легитимировать, т. е. совместить с пафосом русской богоизбранности, обучения у иноверцев не предполагавшей. Властям сложно было навязать модернизацию стране, разоренной войнами, смутой, народными бунтами. Даже если бы проект такой модернизации возник в головах правителей, нужны были грандиозные усилия для их реализации.
Глава 11. Социально-экономические и духовно-нравственные ценности российской цивилизации средневекового периода
XVII век стал временем крупных перемен в общественно-экономической и культурно-религиозной жизни России. После успешного преодоления последствий Смутного времени страна интенсивно развивалась. В ней наблюдался значительный рост хозяйства и усиление его связи с рынком. Появление новых отраслей производства обусловило расширение деятельности мануфактур. Дальнейший рост феодальной земельной собственности и появление торгового капитала способствовали формированию общероссийского национального рынка. Наличие этих новых явлений позволяет говорить о том, что в XVII веке в России шло активное становление предпосылок капитализма.
Наряду с этим происходили также весьма значительные изменения и в культурно-религиозной жизни страны. Культура и быт русского народа испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и «обмирщение», и «европеизация» сопровождались движением общественного сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую литературу как «бунташный век»: волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.
К тому времени Россия уже установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.
Этот процесс был значительно осложнен и замедлен оформлением крепостнических отношений. В стране фактически прекратилось формирование свободного рынка наемной рабочей силы. В политической и административной областях также шло постепенное ужесточение режима: сословно-представительные учреждения и местное самоуправление были заменены бюрократическими институтами; непомерно разрослись приказы, установилась и окрепла «злокозненная московская волокита», т. е. ситуация, когда важнейшие социальные, экономические и государственные вопросы по несколько лет не находили разрешения, из-за громоздкости разбухшего бюрократического аппарата, дававшего почву для роста коррупции. С ликвидацией Боярской думы и упразднением Земских соборов можно говорить о ликвидации монархии с сословным представительством (самодержавия) и появлении абсолютизма, опиравшегося на жесткую, но далеко не всегда эффективную бюрократическую систему.
Экономика России по-прежнему держалась на сельском хозяйстве, шла экстенсивным путем. Происходило освоение новых территорий в Поволжье, Сибири и на южных рубежах. Зарождаются первые мануфактуры. Торговля, в стране, не имеющей выход к морю, развивается плохо. Модернизация страны пошла не по капиталистическому, а по крепостническому пути. Это и обусловило своеобразие исторического развития России, послужив в дальнейшем основой для различного рода потрясений и катастроф.
Формирование России как многонационального государства исторически началось со времен Ивана Грозного, завоевания им Казанского, Астраханского ханства, освоения Сибири. Позднее в состав страны вошли народы, живущие на Дальнем Востоке, Кавказе, Крыму, Прибалтики и т. д. Общая жизнь складывалась не только политически и экономически, но и во взаимодействии с разными народами и религиями. Это накладывало особый отпечаток на население России: необходимо было вырабатывать толерантность во всех сферах общения. На протяжении всех веков это был неоднозначный процесс, были и погромы в местах, где жили инородцы, как их называли в России (не русские даже при их христианской вере).
К концуXVII века в России проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98 % населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.
Привилегированное население было представлено боярами, дворянами и духовенством. Все они составляли около 5 % населения страны. Основную массу (90 %) составляли крепостные, черносошные, дворцовые, церковные и другие крестьяне. Они составляли основную массу податного населения. Посадское (городское) население (ок. 3 %) было представлено купцами, ремесленниками, служилыми людьми и прислугой.
При этом если еще в XVI веке основная власть принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в XVII веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.
Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. К концу века крестьянские хозяйства по 10 % – принадлежали царю и боярам, 20 % – церкви, 60 % – дворянам. Отсюда видно, что уже с середины века основную роль в качестве основной верхушки общества играли дворяне и духовенство.
В России проживало два вида духовных сословий: белое ок. 110 тыс. человек к концу века, и черное (монахи) ок. 10 тыс. человек к концу века. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия – его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России XVII века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.
Крепостные крестьяне в XVII веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи, могли дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая два типа налогов: барщина и оброк. Барщина – работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла пять дней в неделю. Оброк – налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.
К концу XVII века городское население России составляло примерно 3 % от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город – Москва (27 тыс. дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома. Население города делилось по богатству на:
– лучшие – богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын», например, Иван Васильев сын Панкратова;
– средние – зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров;
– молодшие – бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.
Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты, Однако, как только речь заходила о внешней опасности, община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали.
Большинство крестьян продолжало жить в курных избах. Топили в доме печь по-чёрному, это было из-за экономических соображений, ведь для отопления «по-белому» необходимо было больше дров. Пил у крестьян не было, приходилось рубить дрова топором, что отнимало много сил. Интерьер избы был таков: киот – шкафчик с иконами в красном углу, полати – помост для сна на уровне печи, вдоль стены были расположены лавки, на которых не только сидели, но и спали. Над лавками были полки, на которых хранилась вся утварь избы.
Ели крестьяне по два-три раза в день. Хлеб был основой пищей, который пекли раз в неделю. В голодные времена крестьяне ели ржаную муку, замешанную с различными добавками. Были популярны блины и оладьи из овсяной или гречневой муки, также различные лепёшки из теста. На столе кроме хлеба был суп – щи из квашеной капусты, сало (во время поста его заменяли грибами или рыбой). Также можно было встретить различные каши, в основном гречневая и овсяная. Питьё состояло из классического кваса, киселя или взваров из фруктов, которые имели лечебный эффект. Мясо в употреблении было редким, считалось праздничным блюдом. В праздники крестьяне пекли пироги, кулебяки, а также пили пиво или «хлебное вино».
Одежда у мужчин состояла из кафтана, балахона, рубашки, портов (в зимнее время ещё подштанники), онучи (обмотка для ног под лапти), сами лапти, шапка-треух. Зимой сверху они носили шубу или тулуп. У женщин – сарафан, рубаха, душегрейка, понёва (юбка), зипун (полукафтан), лапти и шуба. Крестьяне побогаче носили сапоги. Духовный мир крестьянина был тесно связан с природой и опирался на опыт поколений. Крестьяне в решении многих вопросов действовали по обычаю: как прадеды и деды, жили и поступали. Традиционность в крестьянской культуре прослеживалась в народном творчестве и фольклоре. Зимой молодёжь собиралась «на посиделки» в какой-нибудь просторной избе. Там рассказывались сказки и легенды, пелись старинные песни. Летом водили хороводы, устраивали игры с песнями и речитативами.