Полная версия
Российская цивилизация
В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью с множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь. Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой – сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.
Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях, если беседы не подействовали. Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене. За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно.
С воцарением новой династии Романовых утверждается феодальное абсолютистское государство, ставившее своей целью политическое, экономическое и духовное укрепление, как собственной власти, так и России в целом. Царской власти были необходимы не только опоры в виде мощного государственного аппарата, стабильных налоговых поступлений, «смирного» общества, покорных соседей, но и идеологическое, духовное обоснование богоданности и незыблемости ее, определенный уровень культуры общества.
В XVII в. начинается «обмирщение» культуры – всевластие церкви в организации духовной жизни начинает постепенно преодолеваться. И хотя культура еще не вырвалась из рамок религиозных догм, церковных установок, все же прорыв к светскости в культуре был значительным. Наиболее последовательно процессы обмирщения культуры происходили в сфере образования. Благодаря печатанию книг, особенно изданию в 1634 г. «Азбуки» Василия Бурцева и «Грамматики» М. Смотрицкого в 1648 г., число грамотных людей продолжало расти. В Москве в 80-х гг. XVII в. они составляли около 24 процентов посадского населения. В провинции их число было значительно меньше. На протяжении XVII столетия в Москве было напечатано более 750 книг, большинство из них – на Московском печатном дворе, в главной русской типографии того времени. Кроме того, небольшие печатные мастерские существовали при крупных монастырях. Василий Бурцев, руководивший самостоятельным отделом типографии и именовавшийся «подьячий азбучного дела», с 1633 по 1642 г. выпустил 17 печатных книг. В конце 1640-х г. в Троицкой башне была устроена «верхняя» дворцовая типография – личная типография царя, которой руководил Симеон Полоцкий.
В XVII веке обучение в России проходило в частных школах, которые открывали в основном при религиозных учреждениях, и в индивидуальном порядке. В 1633 г. в Чудовом монастыре патриархом Филаретом была учреждена греко-латинская патриаршая школа, где учил Епифаний Славинецкий. В 1655 г. в московском Спасском монастыре была открыта школа грамматического учения, где преподавал Симеон Полоцкий. В 1640-х годах – школа Ф. М. Ртищева в Андреевском монастыре. В 1660-х годах – школа священника И. Фомина в Барашах при Введенской церкви. В 1667 г. – приходская школа при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе Москвы. В 1680 г. – школа при Печатном дворе.
Школьное образование в XVII в. было начальным. Обучение велось по печатным или рукописным азбуковникам, которые были написаны стихами. Ученики заучивали их наизусть. Предметы, изучавшиеся в начальной школе, были аналогичны преподаваемым в школах Греции и Западной Европы: чтение, письмо, пение, счет, закон Божий.
Крупнейшим событием в развитии образования стало основание в 1687 г. в Москве Славяно-греко-латинской академии. Она сыграла значительную роль в подъеме общего уровня образования в России, в развитии национальной культуры. Академия явилась первым высшим учебным заведением в России. Она готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и вершила суд над отступниками от православия. В Академии преподавали греческий, латинский и славянский языки, «семь свободных искусств» (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку), богословие. Решающее слово в учебном процессе принадлежало церкви. В Академии обучалось около ста студентов.
Академия была создана по инициативе педагога и поэта Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его ученика Сильвестра (Медведева). Академия давала образование детям не только аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов.
Литература, публицистика развивались в рамках как религиозной, так и светской традиций. Одной из ярчайших книг, написанных в рамках церковной литературы, является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Художественная литература имеет преимущественно поучительный, сатирический характер. Осмеянию подвергаются и лица духовного звания, что свидетельствует о постепенном «обмирщении» русской литературы и культуры в целом. Высмеивались также произвол чиновников, взяточничество судей, невежество помещиков. Наиболее интересными и популярными произведениями этого жанра являются «Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о курице и лисице», «Повесть о бражнике», «О диаконове поминке и кути». Публикуется довольно много переводной литературы, главным образом греческих и западноевропейских авторов. В 1672 г. в Москве, в Немецкой слободе, был открыт первый в России театр.
Постепенно складывается историческая литература. Она уже не сводится к летописанию, а представляет собой исторические хроники, последовательно излагающие основные исторические события. Написанный ученым монахом Киево-Могилевской академии Иннокентием Гизелем «Синопсис» излагал древнейшую историю Руси, в том числе Киевской Руси, и был посвящен воссоединению Украины с Россией. При царе Алексее Михайловиче было создано специальное учреждение для сбора исторических материалов – Записной приказ. Особую роль в развитии философских и просветительских взглядов в ХVII в. сыграли Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, А. Белобоцкий.
Наиболее высокого развития достигла географическая наука. Русские землепроходцы проникали в Сибирь, Амурский край, на Камчатку, открывали и осваивали европейский и азиатский Север. В 1639 году отряд первопроходцев Ивана Москвитина вышел к Тихому океану и открыл Охотское море, после чего разбил лагерь в устье реки Улья. Казаки узнали от местных жителей о большой реке Амур далеко на юге. В 1640 году они отплыли на юг и исследовали юго-восточное побережье Охотского моря, возможно, достигнув устья Амура и, вероятно, на обратном пути открыв Шантарские острова. На основании записей Москвитина Курбат Иванов в 1642 году нарисовал первую русскую карту Дальнего Востока. Не менее значимыми являются экспедиции по Амуру Василия Пояркова и Ерофея Хабарова.
В 1643 году Василий Поярков пересёк Становой хребет и дошёл до верхнего течения Зеи в Даурии, народ которой, дауры, платил дань маньчжурским завоевателям Китая. После зимовки в 1644 году Поярков спустился вниз по Зее и стал первым русским, достигшим Амура. Затем они спустились вниз по Амуру и открыли местоположение устья этой большой реки с суши. Открытые территории наносились на карты, тщательно обследовались и описывались. Изучались быт присоединенных к России народов, их хозяйственная жизнь. На новых территориях производилась геологическая разведка, в первую очередь шел поиск драгоценных металлов и железных руд.
Наиболее известным является плавание Семена Дежнева (1648), в результате которого был открыт пролив между Азией и Америкой.
Коренное население и переселенцы платили определенный налог (ясак). Стандартная ставка ясака, которая налагалась в течение всего XVII века, – соболь с плательщика. Или другими шкурками. За соболя давали 50 хороших или 100 худых шкурок белок, три шкурки куницы, две шкурки росомахи. Иногда ясак брали бобрами. В XVII веке соболь стоил рубль. Хорошие шкурки, с пышным мехом и не подпорченные охотником, шли дороже, за три рубля. Но продажная цена того же соболя в Московии или в Европе составляла уже 200—300 рублей. Мука стоила 15 копеек за пуд, железный топор – 30 копеек, пешня – 20 копеек. Дощаник (большая лодка для перевозки грузов) стоил 5 рублей. То есть на вывозе только одной соболиной шкурки из Сибири и продаже ее в Московии можно было стать обеспеченным человеком. На одну шкурку соболя человек мог завести себе пашенное хозяйство. На сто шкурок соболя мог стать богатым посадским жителем и начать торговлю. А тысяча шкурок делала человека богачом. Ясак из Сибири был одним из важнейших средств пополнения государственного бюджета. В 1660 году доходы государства Российского составляли 1 млн 311 тысяч рублей, из которых 660 тысяч рублей поступило из Сибири.
Россия начинает устанавливать отношения с восточными соседями. Первым достоверным свидетельством о путешествии в Китай являются сведения о посольстве казака Ивана Петлина в 1618—1619 гг. (миссия Петлина). Миссии было поручено описать новые пути в Китай, собрать сведения о нём и соседних странах, а также установить истоки реки Обь. В Китае Петлин должен был объявить, откуда прибыла миссия, и выяснить возможность установления дальнейших отношений с Китаем. В конце августа миссия добралась до Пекина, где вела переговоры с представителями правительства династии Мин.
Как и в предыдущие века, решающее слово в церковной архитектуре оставалось за каменным монументальным строительством. В строительство проникают и постепенно утверждаются яркость, нарядность, богатство и даже роскошь декора. Стремление сделать храм возможно более поместительным, а также иметь в нем несколько приделов привело к возникновению особой группы шатровых церквей. Вместо одного шатра русские зодчие завершают церкви двумя и даже тремя одинаковыми шатрами, причем не открытыми внутри, как прежде, а опирающимися на свод. С середины XVII в. при патриархе Никоне строительство таких храмов было запрещено. Поэтому шатровое завершение в основном стало использоваться только при строительстве колоколен.
Изменения происходят даже в традиционной русской иконописи. От попыток возродить традиции Дионисия («Годуновская школа» – Прокопий Чирин и Никифор Савин), где уже прослеживаются попытки более реалистического рисунка и изображения пейзажа как фона иконы или фрески, иконопись приходит к большей жизненности, к освобождению от строгих церковных установлений и догм (Назарий Истомин, иконы «Троица Ветхозаветная» и «Иоанн Предтеча»), и к стремлению работать в стиле западноевропейских художников (Симон Ушаков). Авторству С. Ушакова принадлежат портреты первых лиц государства – «Древо государей Российских». Его «Спас Нерукотворный» отличается проработкой анатомических тонкостей лица Иисуса: точно вырисованы глаза, ресницы, взгляд, остававшийся слегка отрешенным. С большим желанием Симон Ушаков принимал и «мирские» заказы.
Следующий шаг – появление портретной живописи (парсуны). Этот жанр живописи зародился под влиянием западноевропейской школы в конце XVI—XVII вв. Первые русские парсуны были созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Во второй половине XVII века парсуна пишется в ярких и довольно пёстрых красках, на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Портретное сходство передаётся условно, часто используются какие-либо атрибуты или подпись, благодаря которым можно определить, кто именно изображен. Таковы первые парсуны – изображение царя Федора Иоанновича, князя М. И. Скопина-Шуйского. К концу века портретная живопись уже характеризуется определенной объемностью изображения.
В XVI—XVII веках окончательно утвердились основные черты, ценности восточноевропейского типа цивилизационного развития. К этому времени оформилось принципиальное расхождение векторов развития Запада и Востока Европы. На Западе заканчивалась эпоха Возрождения с ее ярко выраженным гуманистическим началом, намечались первые проблески Просвещения. В России укрепление абсолютизма и крепостничества вели к подавлению личности, к ее полной зависимости от государства, церкви, помещиков, городских торговцев. Азиатский деспотизм сочетался с верой людей в «высшую справедливость», в «доброго царя», в природные силы. Водоразделом западного и восточного типов цивилизационного развития, выросшего к этому времени, можно назвать:
Глава 12. Петровская модернизация. Неудавшаяся попытка изменения цивилизационного кода России
Абсолютизм в России начал утверждаться в России во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение произошло при Петре I в первой четверти XVIII в. Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации государственного аппарата, созданием регулярной армии и флота, ростом эксплуатации населения, ликвидацией прежних привилегий правящей элиты, коренной ломкой основополагающих норм и принципов общественной и культурной жизни. Абсолютизм в России опирался на безраздельное господство дворянского сословия. Он также поддерживался купечеством и владельцами мануфактур, умножавших свое богатство благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.
Большое влияние на Петра как реформатора оказали его воспитание в европейском духе в молодости, неудачные войны и борьба за власть в начале царствования, Великое посольство 1697—1698 годов – путешествие русского царя по Европе, во время которого он ознакомился с передовыми технологиями, культурой и бытом европейских держав, а также попытался найти союзников для ведения войн против Турции и Швеции. Посольство посетило Курляндию, Пруссию, Голландию, Англию, Австрию и Польшу.
Лично для Петра посещение Европы в течение полутора лет привело к окончательному утверждению в его сознании преимущества западного образа жизни перед российским. Он увидел всю глубину отставания России от передовых стран и окончательно утвердился в мысли о необходимости преобразования своей страны в мощное европейское государство. Он убедился в том, что Россия отстала далеко не только в военном отношении, почувствовал силу западноевропейской цивилизации и воспринял идеи рационализма – веру в могущество знания и человеческого разума. В Европе Пётр проникся идеей долга всякого монарха и его подданных служить государству для «народной пользы». Идея общего блага, достижимого с помощью службы каждого человека и создания чётко регламентированного законами регулярного государства, стала основой его преобразований.
Кроме того, Петр сумел завязать хорошие отношения со многими европейскими монархами, что способствовало расширению культурных, торговых и межгосударственных отношений между Россией и этими странами. И, наконец, Петр, увидев реальные политические настроения в Европе, пришел к убеждению о необходимости завоевания выхода в Европу через Балтийское море как кратчайшего пути для общения с европейскими странами.
На рубеже XVII—XVIII вв., обладая огромной территорией и имея существенный запас природных богатств, Россия серьёзно отставала от ведущих европейских держав. В Европе еще в XVII веке прошла крупномасштабная модернизация по всем направлениям. В экономике началась индустриализация; в социальной сфере шел рост городов, населения, развивались ремесла. В политическом отношении происходила демократизация общественных политических структур, закладывались предпосылки для формирования гражданского общества. В духовной сфере укреплялось господство светской культуры. Европейские страны делали новый рывок в своем развитии.
Отставание России от Запада проявлялось:
– в неразвитости капиталистических отношений, о чём свидетельствовало незначительное количество мануфактур, где использовался в основном труд крепостных;
– в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых, что приводило к необходимости ввоза из-за границы изделий из них;
– в слабом развитии международной торговли ввиду невозможности выхода к Балтийскому и Чёрному морям;
– в частых военных неудачах России во второй половине XVII в. из-за отсутствия регулярной армии и флота;
– в низком уровне науки и просвещения.
Все это грозило России потерей независимости. Отсталые сельское хозяйство, промышленность, армия, культура, сложный бессистемный аппарат вполне могли превратить страну в сырьевой придаток развивающегося Запада. Тем более что системная русофобия, господствовавшая в соседних странах, подталкивала их на войну со слабой Россией. Предыдущие войны с Польшей и Турцией только подтверждали такую возможность. Страстным желанием Петра было превратить Россию в часть Европы, сделать её такой же благоустроенной, богатой и процветающей, как Голландия и Англия.
Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжёлых испытаний, выпавших на её долю. Эволюцию государственности надолго затормозила зависимость от Орды, когда историческое развитие шло с оглядкой на Восток и страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.
Нововведения по европейскому образцу начались сразу же. Придворным людям Петр приказал носить короткое европейское платье, брить бороды. Исключение было сделано только для духовенства и крестьян. Вводились новые обычаи, в том числе ассамблеи, на которые должны были собираться все знатные люди и приучаться к европейским манерам. Было введено новое летоисчисление, Новый год стали отмечать с 1 января.
Основную роль в модернизации России по западноевропейским лекалам сыграла Северная война. Уроки первой неудачи в Северной войне оказались для Петра I решающими. С этого момента и начинаются серьезные преобразования во всех сферах жизни российского общества. Эти преобразования не имели какого-нибудь серьезного плана, происходили стихийно по мере появления все новых потребностей для укрепления армии и флота. Будет справедливым считать, что война диктовала царю порядок, сроки, темпы преобразований, была главным стимулом реформ. Большинство петровских преобразований проводились не во имя народа российского, а во имя военной мощи государства Российского за счет народа. Нередко личные амбиции Петра I становились главным фактором проводимых преобразований. При этом он не считался ни с чем – ни с положением народных масс, ни с дворянством, главной опорой самодержавия, ни с церковью. Все они были для него всего лишь инструментом в его планах, рабочей силой, призванной обеспечивать его личные устремления, солдатами для ведения войны.
В. О. Ключевский выделяет два периода преобразовательной деятельности Петра I: до Полтавы и после. До полтавской победы вся деятельность царя сводилась к созданию армии и флота, к поиску людей и финансовых средств для ведения войны. Из политических решений он выделяет два – восстановление земских учреждений и разделение страны на губернии. Но и эти политические реформы были направлены на организацию военного дела. Главным направлением реформ первого периода следует считать стремление Петра преобразовать все управление Россией по военному принципу. Его понимание роли государства и управления сводилось к пониманию главнокомандующего большой и хорошо организованной армии, в которой есть приказывающий командир и подчиняющиеся офицеры и солдаты. В. О. Ключевский определил такой стиль управления следующей фразой: «…все управление было направлено к целям войны, превратилось в Генеральный штаб и военную кассу»[23]. Государственные решения принимались лично царем и оформлялись в виде писем-приказов конкретным должностным лицам. Никакие личные и общественные интересы не принимались в расчет, Петр был далек от понимания нужд народных, и его мало волновал «превеликий всенародный вопль» от взыскания налогов и недоимок для финансирования армии. После нарвского поражения он даже приказал снять церковные колокола и перелить их на пушки, чем восстановил против себя церковь. Ну а поскольку церковь выразила недовольство политикой царя, то он лишил ее самостоятельности и подчинил государственной власти.
Во второй период, после полтавской победы, преобразования носили более осмысленный характер, но их цель оставалась прежней. Содержание огромной армии и флота, поддержание международного престижа страны требовали огромных средств. Стабильное и обширное пополнение казны требовало четкой организации всей системы государственного управления. Поскольку 2/3 всех государственных доходов шло на войну, а собираемость налогов была ниже уровня государственных расходов, постольку надо было найти или создать новые источники пополнения казны. В этом и состоял главный смысл всех последующих реформ. Если раньше применялись в основном временные меры, диктуемые задачами текущего момента, то теперь, когда у Петра стало больше времени для занятия государственными делами и накопился опыт управления страной, преобразовательная деятельность стала более целенаправленной. Распорядительное законодательство постепенно заменяется учредительным законодательством. Об этом говорят следующие данные: с 1700 по 1709 год было принято около 500 законодательных и распорядительных актов, с 1710 до конца 1719 года – 1238, а с 1720-го и до конца жизни Петра – еще столько же. Основными становятся не приказы-распоряжения, а обширные законоположения, регламенты, штаты, инструкции, международные акты. Так война превратила Петра I из корабельного мастера и войскового организатора в многостороннего преобразователя[24].
Политические взгляды Петра I на протяжении всего периода его царствования в принципе оставались неизменными. Он считал, что сильное государство – это в первую очередь сильная самодержавная власть, организованная по военному принципу «командир и подчиненные». Его идеалом была шведская система политической организации общества, представлявшая собой в то время абсолютную монархию с четко выраженной вертикалью власти. С самого начала своего царствования Петр считал себя абсолютным самодержцем. Он управлял страной посредством своих указов, создаваемых самолично и отвечающих его представлениям о государственных интересах и роли сословий в решении им поставленных задач. Поэтому он сразу же перестал созывать Боярскую думу и все вопросы внутреннего управления решал в своей собственной канцелярии (кабинете) с наиболее доверенными лицами.
После посещения Европы он еще больше утвердился в мысли создания такой системы управления, которая работала бы без сбоев и реализовывала его указания. Царь полагал, что поскольку он есть «помазанник божий» и самодержец, то все законы должны исходить только от него. До полтавской победы вся система власти работала именно по этому принципу. Все приказы, воеводы на местах подчинялись непосредственно царю и выполняли его волю. Круг задач, связанных с комплектованием армии и сбором средств на ее содержание, состояние войны, требовавшее напряжения всех сил государства, вызывали необходимость совершенствования старой системы управления, не отвечавшей новым интересам и потребностям государства. Петр понимал это совершенствование как усиление ответственности должностных лиц за выполнение его указов и приказов.
Реформа государственного управления привела к фактическому упразднению Боярской думы и созданию Ближней канцелярии для обсуждения важнейших государственных дел, к созданию в Москве Бурмистерской палаты, переименованной в 1700 году в Ратушу, для управления ремесленными и торговыми делами в столице, обеспечила более четкий учет служилых дворян, рекрутов и сбора повинностей.
Страна была разделена на восемь губерний. По нескольку прежних уездов объединялись в провинцию. Во главе губерний были поставлены губернаторы (в Азовской и Петербургской – генерал-губернаторы), которым принадлежала административно-полицейская и судебная власть. В помощь губернатору придавались чиновники, ведавшие конкретными участками управления – денежными, военными, судебными, провиантскими и т. д. В 1713 году были учреждены при губернаторах коллегии, состоявшие из вице-губернатора и восьми – двенадцати ландратов. Вначале члены коллегии избирались местными дворянами, но уже через год их стали назначать сверху, и они превратились в обычных чиновников, ведавших определенными местными делами. Губернаторы, возглавлявшие губернии, собирали налоги, вершили суд, набирали рекрутов, обеспечивали поставки различных товаров для армии и флота, содержали приписанные к ним полки. Губернии впоследствии разделили на провинции (волости) и дистрикты (уезды). Губернские органы управления подчинялись соответствующим коллегиям.