bannerbanner
Российская цивилизация
Российская цивилизация

Полная версия

Российская цивилизация

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 17

Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие им трона. Избрание состоялось 17 (7) февраля 1613 года, но официальное объявление было отложено до 3 марта (21 февраля), чтобы за это время стало ясно, как примет народ нового царя. В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии. Но уверенности в том, что русский народ признает нового царя, не было. И только через две недели, когда были получены благоприятные вести из ближних городов, состоялось объявление результатов выборов. 21 февраля Михаил Федорович Романов был торжественно провозглашен русским царем, и ему принесли присягу как участники Земского собора, так и жители Москвы. Но самое интересное заключалось в том, что самого М. Романова на Земском соборе не было и его мнения никто не спрашивал. Вопрос был решен за него и без него.

23 (13, по другим источникам – 14) марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. Избранный Земским собором царь вместе со своей матерью Марфой Ивановной в это время скрывался от бродивших по Руси польских и казачьих отрядов в своей вотчине Костроме, за стенами Ипатьевского монастыря. Здесь ему сообщили об избрании на престол. Прибывшее посольство от Земского собора он встретил более чем прохладно и долго отказывался от царства. Зная судьбу предшественников, он и его мать считали, что и его может ждать подобная участь. И только после долгих уговоров членам посольства удалось добиться их согласия, Михаил Романов принял царство и отправился в Москву. 21 (11) июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля в Москве. Торжества длились три дня.

С этим связана знаменитая легенда о крестьянине Иване Сусанине, ради спасения царя пожертвовавшего своей собственной жизнью. Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес, в болото.

Избрание на царство Михаила Романова, согласно традиционной точке зрения, положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Потрясения Смутного времени отбросили народное хозяйство страны далеко назад. Немалое число селений было сожжено и разграблено. Многие города и сёла обезлюдели. Наблюдался сильный упадок в сельском хозяйстве, ремёслах и торговле. Крестьянство и податные сословия были разорены. Налоги собирать было почти не с кого. Казна была пуста. Но больше всего деградировали вооружённые силы. С разгромом казачества в них резко сократилось количество боеспособного элемента. Большинство дворянства также ослабело. Не имея достаточного количества крестьян, оно едва сводило концы с концами, а потому не могло представлять серьёзной боевой силы – ни с качественной, ни с количественной стороны.

Надежды московского боярства на превращение юного царя в марионетку в их руках не оправдались с самого начала. Вместе с царем прибыла многочисленная родня и представители служилого дворянства и купечества, которые и стали опорой его власти. Царем руководила его мать, сильная и властная женщина. Особая роль уделялась Боярской думе, в которую вошли представители царской родни – Романовы, Салтыковы, Черкасские, довольно быстро укрепившиеся в системе государственного управления в качестве ведущей силы. Близкое к Романовым дворянство и купечество стало играть роль основного механизма власти, заняв должности руководителей приказов и других государственных учреждений страны.

Стабилизация внутренней обстановки в стране и борьба с ее врагами требовали объединения всех сил. Поэтому юный царь обещал управлять страной вместе с Земским собором, избравшим его на царствование. В течение первых десяти лет правления Земский собор работал практически постоянно, превратившись в законосовещательный орган при царе. Без него царь не принимал серьезных решений, и, как свидетельствуют источники, он помогал царю во всех важных и трудных делах. Авторитет царя в народе был достаточно слабым, поэтому все государственные решения обсуждались и одобрялись Земским собором, без чего их исполнение было бы неэффективным. Более того, указы царя дублировались постановлениями Собора, а для их исполнения на места посылались как представители царя, так и представители Земского собора. Фактически управление страной было совместным, так как это диктовалось объективными потребностями нормализации политической, экономической ситуации в государстве. Вместе с Собором царь вынужден был решать все вопросы разоренной смутой, опустевшей и обедневшей страны, с огромным трудом восстанавливающей внутренний порядок и спокойствие.

Начало царствования новой династии стало периодом расцвета сословно-представительной власти. Формально власть опиралась на все имущие сословия – боярство, дворянство, духовенство, посадское население в лице зажиточного купечества, казачество. Из системы власти исключалось крестьянское население. Это объясняется потребностью все большего закрепощения крестьян за феодалами для укрепления вотчинного и поместного хозяйства, страдавшего от недостатка рабочих рук. Смутное время привело к массовому уходу крестьян от своих хозяев и, следовательно, к их разорению. Новая дворянско-боярская власть, естественно, стремилась укрепить свое экономическое положение за счет принятия государственных решений, ограничивающих право крестьянства покидать своих хозяев. Но в первые годы правления ни царь, ни Земский собор не решались предпринимать жесткие меры, боясь вызвать новую смуту в виде массовых крестьянских выступлений.

Укрепление самодержавия и усиление централизованной власти началось после возвращения из польского плена отца царя Филарета, вновь избранного патриархом Русской православной церкви с титулом «великого государя». Будучи властным и более опытным в делах государственного управления человеком, к тому же являясь главой церкви, Филарет фактически стал полноправным правителем страны. Формально образовалось двоевластие, фактически патриарх Филарет оттеснил своего сына, законного царя, на вторые роли. При нем существенно изменилась Боярская дума, превратившаяся в совещательный орган при царе, действующий по принципу «царь указал, дума приговорила». В ней было ограничено влияние старых боярских фамилий. Напротив, в состав Думы вошли представители служилого дворянства – думные дворяне и дьяки. Увеличился численный состав Думы, в то же время внутри ее сформировался узкий круг близких к царю и патриарху людей, получивший название «Ближняя дума». Заседать в Боярской думе стали не по старинному праву, а по назначению царя и его отца. Роль Боярской думы была сведена к чисто совещательным функциям.

Изменились положение и роль Земского собора. Вернувшись из плена, как свидетельствуют источники, Филарет собрал Земский собор и советовался с ним по поводу улучшения всего порядка управления в государстве. После этого «совета» Земский собор стал собираться все реже, по воле царя или по случаю острой необходимости. Он уже не принимал собственных решений, а одобрял те предложения, которые исходят от царя и патриарха. Постоянная деятельность Собора прекратилась, хотя основные его функции формально остались. В 1625 году в титул русского царя официально вводится понятие «самодержец», подчеркивающий исключительное право царской власти, сосредоточение всех ее ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) в одних руках.

Укрепление самодержавной власти вызвало необходимость усиления исполнительной системы в управлении страной. Значительно выросла роль приказов. Им было вменено в обязанность жестко контролировать всю систему местного управления. Однако функции приказов были плохо определены и разграничены. Отвечая за самые разные направления государственной деятельности, их руководители опирались на свою придворную челядь и подвластных ему служилых людей, плохо разбирающихся в профессиональных вопросах государственного управления.

Важным делом царя и патриарха стало восстановление местной системы управления. Еще на Земском соборе 1619 года Филарет предложил улучшить местную администрацию и установить справедливость и равномерность в службе и в податях для всего населения страны. Во времена смуты система местного выборного самоуправления в уездах и городах нарушилась. Губные старосты и земские судьи, избираемые преимущественно из местного дворянства, больше были заинтересованы в решении своих собственных, нежели государственных вопросов. Да и дворянство изрядно измельчало, их поместья пришли в упадок в результате разорения и повального бегства крестьян. В военное время центральные власти стали направлять в уезды и города воевод, поручая им, как военные, так и гражданские дела. Сложилась система единоличного управления на местах, что приводило к злоупотреблениям, насилию и взяточничеству. Жалобы на них в Москву не имели результатов, приказные дьяки и прочие чиновники скорее покрывали местных воевод, чем старались навести порядок. Взяточничество и произвол процветали и в Москве, в том числе за счет поборов с местных властей.

Навести порядок в местном самоуправлении царю и патриарху не удалось. Отозвав воевод и восстановив выборную систему местного самоуправления, центральные власти столкнулись с проблемой недостатка людей, годных для управления на местах. Служилые дворяне находились на государственной службе или уклонялись от службы, произвол и взяточничество продолжали процветать, а местное население продолжало жаловаться на неэффективность властей. Попытка установить равномерность в распределении государственных повинностей тоже не удалась. Произведя опись всех населенных земель, власти попытались установить размеры повинностей для каждого землевладельца по справедливости. Дворяне тут же стали жаловаться на то, что их земли разорены и им нечем платить подати. Свободные крестьяне и горожане жаловались на непосильность податей и отвечали тем, что уходили с обжитых мест или сокращали размер пахотной земли.

При Филарете значительно укрепило свои позиции духовенство, сыгравшее значительную роль в освобождении страны от интервентов и активно поддерживающее царскую власть. Церковнослужители в своих ежедневных проповедях внушали народу верность новому царю, призывали к покорности и смирению. Патриарх, являющийся одновременно «великим государем», жаловал церкви и монастырям за это новые вотчины, освободил их от податей. Особой грамотой царь передал в руки церкви суд над духовенством и монастырскими крестьянами. При патриархе были созданы специальные приказы, ведавшие административными, судебными и финансовыми делами. Патриарший двор был устроен по образцу царского.

Являясь опорой власти, дворянство требовало льгот и привилегий для себя. Главным из этих требований было закрепление крестьян в поместьях на вечные времена, поскольку от этого зависела продуктивность их хозяйства. Как писали в своих жалобах мелкопоместные дворяне, их крестьяне не сидят на местах и не работают на помещика, а бродят с места на место и мало пашут. Новая власть в целях укрепления своей опоры предприняла ряд мер для наведения порядка в дворянском сословии. Все служилые дворяне были расписаны по статьям. Неспособные к службе изгонялись из поместий, а земли возвращались в казну. Наиболее верным слугам царь увеличивал поместья и назначал денежное жалованье. Большая часть поместий крупного и среднего дворянства была переведена в разряд вотчин и, таким образом, стала полной собственностью своих хозяев. За службу новой династии служилое дворянство получает новые наделы за счет вновь присоединенных к России земель. Вдовам и сиротам умерших на службе дворян выдавались небольшие земельные участки «на прожиток». К середине 30-х годов поместное землевладение было устроено окончательно и дворянство как самостоятельное сословие обрело свое место в социальной структуре российского общества.

Попытки принуждения к труду в разоренных вотчинах и поместьях сопровождались массовым уходом крестьянского населения к другим хозяевам, у которых условия труда и жизни были лучше. Крестьяне «закладывали» себя и свое хозяйство в боярские или монастырские вотчины, освобожденные от уплаты податей, и тем самым становились хотя и зависимыми от хозяина, но свободными от уплаты государственных податей. Они продолжали жить на своем дворе, обрабатывать свою землю, но не считались членом общины и не платили вместе с нею податей. От этого особенно страдали городские и сельские общины, поскольку общий размер податей оставался неизменным, а число плательщиков податей постоянно уменьшалось.

В разоренной смутой стране власти пока не решались на крутые меры по отношению к крестьянству. По требованию дворянства были установлены новые сроки поиска и возвращения беглых крестьян. Они были увеличены с пяти до десяти и пятнадцати лет. Но это мало помогало, бегство крестьян не прекращалось. От этого страдало и само государство, так как численность податного населения постоянно сокращалась, а вместе с тем уменьшались государственные доходы. Поземельная подать не приносила ожидаемых результатов. Стоило государству увеличить ее размеры, как тут же крестьяне сокращали размер запашки земли и платили государству меньше. В конечном итоге власти нашли выход. Поземельная подать была заменена подворной податью. Каждый крестьянский двор должен был платить подати независимо от количества обрабатываемой земли и личной зависимости от того или иного хозяина.

Россия пошла в этом вопросе по азиатскому пути – усиливалось закрепощение крестьянского населения. В отличие от Западной Европы, где личная зависимость крестьян заметно ослабла и крестьяне, оставшиеся без наделов, постепенно превратились в батраков, бродяг или сами брали землю в аренду и превратились в зажиточных фермеров, в России феодальная зависимость только усиливалась, и помещичьи крестьяне превращались в самых настоящих рабов.

В правление Михаила Романова немало было сделано для развития торговли. Стремясь получить доход в казну, правительство поощряло иностранную торговлю. Были предоставлены значительные льготы английским и голландским купцам, которые торговали не только в Архангельске, но и в других русских городах. Началось привлечение иностранных специалистов для развития промышленных промыслов, ремесел, для создания регулярного войска. Иностранные специалисты искали по всей стране месторождения золота и серебра, меди и железа. Голландцы Виниус, Марселис и Томас де Сван начали создавать железоплавильные и оружейные заводы в Туле. Иностранные доктора лечили царскую семью. К концу царствования Михаила Федоровича в Москве проживало уже около 1000 иностранных семейств, находившихся на государственной службе у русского царя. Это возмущало российское купечество, считавшее, что иностранцы «затеснили русских купцов». Они требовали удалить иностранцев из России, но государственные интересы были выше интересов отдельных групп торговцев и ремесленников, пока еще не способных составить конкуренцию иностранной торговле.

Следующий царь Алексей Михайлович деятельно и с большой пользой отстаивал национальные интересы Российского государства. При нем в России произошли огромные перемены, во многом подготовившие реформы его сына, Петра. Более всего он надеялся утвердить в стране правосудие и лучшие порядки, удовлетворяющие интересы всех сословий. В первую очередь надо было обеспечить благополучие служилого дворянства и посадского населения, с тем чтобы укрепить экономику страны и обеспечить поступление доходов в государственную казну. Для этого он хотел улучшить законы, поскольку принятое еще при Иване Грозном Уложение устарело.

29 января (8 февраля) 1649 года было закончено составление нового Уложения. Оно представляло собой новый свод законов Российского государства. Принятое Земским собором и получившее название Соборное Уложение состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. В целом этот документ представлял собой свод законов, отражающий нормы государственного права, гражданского права, судоустройства и судопроизводства, имущественного права, уголовного права и целого ряда дополнительных правовых норм. Все эти правовые нормы защищали интересы имущих сословий и в то же время ограничивали права боярства и духовенства. Новое законодательство превращало дворянское сословие в главную опору государственной власти и самодержца Всея Руси.

Уложение содержало комплекс норм, регулирующих важнейшие отрасли государственного управления: прикрепление крестьян к земле, режим въезда и выезда из страны, вопросы, связанные со статусом вотчин и поместий. Были введены законодательные нормы, ограничивающие права духовенства в приобретении земельной собственности и их судебные полномочия, боярства и духовенства принимать «закладчиков» и селить в своих вотчинах беглых крестьян, переселять в слободы близь городов своих крестьян и холопов. Для управления вотчинами монастырей и церкви создавался Монастырский приказ. Дворяне получили право искать своих беглых крестьян бессрочно. Дворянство закрепило за собой земли, ранее переведенные из поместья в вотчину. Новое законодательство сближало условное поместное землевладение с наследственным вотчинным. Кроме того, были определены правила наследования поместий и вотчин, предусмотрены нормы выкупа и продажи земель, выделение части помещичьих земель на прожиток. Устная форма договора всё чаще заменяется письменной. Для сделок устанавливается обязательность государственной регистрации – «крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью).

Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Соборное Уложение установило, что, если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.

Купечество добилось права расширять собственную торговлю за счет запрещения права иностранцам торговать в пределах Российского государства кроме Архангельска. Большую роль сыграли принятые Торговый устав 1653 г. и Уставная грамота 30 апреля 1654 г., регламентировавшие нормы русского торгового права. Торговый устав был принят в интересах русского купечества и по инициативе торговых людей Москвы и других городов, подавших царю челобитную с требованием реформы таможенного обложения. По Торговому уставу прежнее дифференцированное обложение торговых операций множеством различных пошлин было заменено единой так называемой рублёвой пошлиной в размере 10 денег с рубля. С продажи соли взималась гривна (или 20 денег); при продаже пушнины и рыбы сохранились особые пошлины. Иностранных купцов обязали платить 12 денег (6 %) с цены товара во внутренних городах России, а в пограничных городах – ещё 4 деньги (2 %).

Самым значительным результатом принятия нового Уложения стало юридическое потомственное закрепощение крестьянского населения за феодалами, дворцом и казной. В 11-й главе «Суд о крестьянах» устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян и запрещался переход крестьян от одного хозяина к другому. В 9-й статье было записано: «А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах… …збежали или впредь учнут бегать, и тех беглых крестьян, и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат с женами и з детми и со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людям, из за кого они выбежат по переписным книгам без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не принимать и за собою не держать»[22]. Крепостное право распространялось не только на бывших холопов, но и на прежде свободных крестьян, живших на землях феодалов и превращавшихся тем самым в крепостных. Крепостное право распространялось на самого крестьянина, его семью, его жизнь, труд, результаты труда. Это касалось не только частновладельческих крестьян, но и черносошных и дворцовых. Формально оставаясь свободными, они теряли право покидать свои общины и становились собственниками царской семьи и государства. При этом крестьяне не освобождались от государственных податей. В России окончательно утвердилось крепостное право в самой жестокой азиатской форме. Как и раньше, для власти народ был простой рабочей силой, обязанной обеспечивать благополучие своих хозяев и государства.

Закрепощение крестьян было мерой укрепления помещичьего хозяйства как основы экономики страны. С одной стороны, такая мера действительно сыграла положительную роль. К середине века восстановились площади обрабатываемых земель. Основу национальной экономики стали составлять крупные феодальные поместья. Но, с другой стороны, закрепощение усилило натуральный характер поместий и вотчин, препятствовало развитию ремесел, промышленного производства, торговли. Они развивались крайне медленно. Даже к концу века в России насчитывалось всего два десятка мануфактур, выпускающих ничтожное количество товарной продукции. Они в основном обслуживали царский двор и потребности армии.

В царствование Алексея Михайловича начался рост городов. Их общее число составляло двести пятьдесят. Стали оживать ремесла и торговля. Города и даже целые регионы специализировались на производстве отдельных видов продукции. Поволжье становилось основным производителем хлеба; Тульский, Тихвинский и Устюжно-Железопольский районы – железа и изделий из него; поволжские города специализировались на обработке кожи; северные и северо-западные города – на производстве полотна; Поморье – на добыче соли. Появились первые ярмарки, среди которых наиболее известной стала Макарьевская в Нижнем Новгороде. Во многом этому способствовал запрет на торговлю в России иностранцев. Но в то же время фактическая монополия русских купцов ограничивала внешнеэкономические связи. Вся внешняя торговля шла через Архангельск и частично Астрахань, но объем ее был невелик, так как русские купцы выходить на западный рынок опасались, а иностранцы вследствие узости внутреннего рынка особенно развивать его не хотели. Самые крупные купцы, гости, получали льготы и привилегии, в том числе право торговать со странами Западной Европы, владеть вотчинами, они освобождались от налогов и посадских служб. Но таких купцов во всей стране насчитывалось около трех десятков. Основную массу составляли мелкие торговцы, владевшие в городах несколькими лавками. Даже Торговый устав 1667 года, закрепивший позиции русского купечества на внутреннем рынке, не стал реальным стимулом развития производства и торговли.

Недовольство новыми законами и порядками проявляли, с одной стороны, боярство и духовенство, а с другой стороны, простой народ, закрепощенный окончательно. Все это вылилось в серию крупных выступлений против власти, подтвердивших название XVII века как «бунташного века». Известны «соляной бунт», «медный бунт». Самым крупным народным выступлением стало восстание крестьян и казаков под руководством Степана Тимофеевича Разина в 1670—1671 гг.

Крестьянские выступления против угнетения имели и определенную идеологическую основу. В это время проводилась церковная реформа, приведшая к расколу Русской православной церкви на официальную никонианскую и оппозиционную старообрядческую. Восставшие выступали за «истинную русскую веру», видя в ней защитницу от всяческих нововведений, в том числе и крестьянского закрепощения. Наиболее наглядным примером такого выступления стало Соловецкое восстание 1668—1676 годов. В нем более всего соединились элементы религиозной и социальной борьбы угнетенных масс. Отказавшись признать исправленные богослужебные книги, монахи Соловецкого монастыря развернули мощное движение социального протеста по всей стране. Даже атаман С. Разин хотел соединиться с восставшими монахами, чтобы под старообрядческими лозунгами поднять против власти весь русский народ. Итогом Соловецкого восстания стало то, что из 500 защитников монастыря в живых осталось только шестьдесят. Это еще один пример доброты царя, народного заступника и народной же заступницы матушки-церкви.

При Романовых в России окончательно утверждается сословно-представительная монархия с тенденцией постепенного скатывания к ограниченному абсолютизму.

В 1654 году произошло эпохальное событие, которое вошло в историю как Воссоединение Украины с Россией – историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство (Русское царство). Причиной перехода являлось избавление православного населения Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой. Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась его местным органом и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти. Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя.

На страницу:
12 из 17