bannerbanner
Российская цивилизация
Российская цивилизация

Полная версия

Российская цивилизация

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 17

С принятием концепции «Москва – третий Рим» определилось различное воздействие господствовавших в России и на Западе религиозно-церковных систем на общий ход развития двух обществ. Реформационное движение XVI в. в Западной Европе привело к возникновению этических ценностей протестантизма, с его ориентацией на личную ответственность индивида за свои действия, в том числе и в сфере материального производства, что не могло не усиливать динамизм развития западного региона. Ортодоксальное православие, напротив, консервировало традиционные христианские ценности, ставшие основой российской ментальности. Различия между российской и западноевропейской ментальностями стали еще более заметными.

Литература в XVI в. оставалась преимущественно религиозной. Религия оказывала свое влияние на всю общественную жизнь. Примером является «Домострой» – своеобразная домашняя энциклопедия, в которой говорится о том, как хозяйствовать, воспитывать детей, руководить семейными делами, даются советы по лечебному делу, приводится описание основных религиозных праздников, важнейших библейских событий и т. д. В это же время складывается и развивается публицистическая литература. Среди публицистов этого периода известны имена Ф. И. Карпова, И. С. Пересветова. Публицистический характер носила переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Курбским.

Характерной особенностью русской духовной культуры периода средневековья стало «запоздание» от Западной Европы процессов «интимизации» человеческой личности. В России ориентированное на общее, на коллектив сознание преодолевалось с исключительным трудом, что, в свою очередь, ставило зачастую непреодолимые преграды на пути высвобождения индивидуальных творческих сил. Российский общинный коллективизм в совокупности с православным христианским сознанием стали духовной основой сформировавшейся цивилизации на востоке Европы. Православная этика, нестяжательство, добротолюбие, община и артель сформировали в русском человеке не стремление к личному потреблению, а стремление к совершенствованию, преображению души. Духовно-нравственные мотивы жизни заняли приоритетные позиции по отношению к материальным формам жизни.

Тем не менее прогрессивные идеи проникали в Россию. В XVI в. под влиянием идей европейского Возрождения заметное развитие получают естественнонаучные знания. Писались руководства для исчисления площадей, производились действия над числами с дробями и со знаками «плюс» и «минус». Развивались механика, геология, ботаника, медицина. В 1581 г. в Москве была открыта аптека. Она обслуживала царскую семью и придворную знать. При монастырях были созданы больницы и богадельни.

К ХVI веку относится развитие русской философско-политической мысли. Известный русский дипломат Карпов считал, что государство должно быть устроено на основе «правды, закона и милости», опираться на сильную царскую власть. Иван Пересветов проповедовал идею мудрого идеального монарха. Ермолай-Еразм в своем проекте государственного устройства выдвинул смелую по тем временам мысль о том, что в основе производства материальных ценностей лежит производительный труд крестьян и что для успешного развития государства правители должны облегчать жизнь податного населения, помогать им избавиться от нищеты и бесправия. Максим Грек в духе христианского вероучения решал вопросы свободы воли, выбора между добром и злом, ответственности за свои грехи.

Русская культура в эпоху Средневековья была в значительной мере ограничена рамками церковных отношений, что определяло общий характер духовной культуры как религиозной. Духовное сословие было наиболее образованной частью русского общества. Оно играло особую роль в регулировании духовной жизни в масштабах всей страны. Во время иноземного ига Русская православная церковь, независимая от князей и от Орды (митрополит Руси подчинялся патриарху Константинополя), оказалась единственной реальной силой духовной целостности русской культуры. Проникнутая идеей власти, получаемой от Бога, церковь могла открыто осудить и даже отлучить от церкви любого человека, вплоть до правителя. Церковь обладала также большой реальной силой: она копила материальные богатства, руководила образованием, направляла развитие мысли, книгописание, искусство. В тяжелые годы иноземного ига церковь способствовала сохранению русского этнического самосознания, языка. Церкви принадлежала важнейшая роль в становлении и развитии русской государственности. Выдвинув идею Божественного происхождения верховной власти, она способствовала укреплению великокняжеского, а затем и царского правления.

Особо следует отметить упрочение Русской православной церковью понятия «Святая Русь». Именно это понятие объясняет неповторимые черты русской цивилизации. Святая Русь – особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым богоизбранным народом. Многие народы понимали добро и зло как две равноценные силы, которые ведут между собой постоянную борьбу, и где-то побеждает добро, а где-то зло. Русские считали, что в большинстве случаев добро необоримо, рано или поздно оно победит.

Идеалом русской цивилизации следует считать государственное начало, сильную центральную власть и сильное самоуправление на местах. Основой его является единение светской и церковной власти, которая проводит в жизнь главную мысль, что государство, следующее идеалам христианства, должно обязательно слиться с церковью. И, наконец, еще один идеал, который следовало бы отметить, это борьба за свою земную Родину, за свое Отечество, которая является начальным движением в Царствие Небесное.

23 января 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче было учреждено патриаршество. Это было не только утверждением и признанием самостоятельности Русской православной церкви, это был также закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. С этого времени Русская православная церковь получила равноправие с пятью другими патриаршествами православной церкви. Уже с ХV в. каноническая зависимость Русской церкви от Константинопольского (Вселенского) Патриарха была лишь номинальной, завоевание Константинополя турками совсем уменьшило ее, к тому же после Флорентийской унии на Руси стали даже сомневаться в правоверии греческого духовенства. В Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского патриарха Иеремии II, его собственными словами специально упоминается «великое Российское царствие, Третей Рим». Это было подтверждено в 1590 г. Собором Патриархов поместных Церквей. Первым патриархом стал московский митрополит Иов.

Народ реагировал на возрастающую централизацию власти, ее воинственную внешнюю политику, защиту интересов поместного дворянства по своему – он массами бежал в южные степи, переселялся в новые земли на Урале и в Сибири, на окраинные территории. Наиболее отчаянные из них занимались разбоем. Феодалы, стремившиеся увеличить свои доходы, требовали закрепления свободного выхода крестьян из своих вотчин и поместий, все большего их закрепощения. Народ выражал свое возмущение бунтами и бегством. Царские указы 1592, 1597 годов пытались приостановить бегство крестьян и переманивание их богатыми феодалами, был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян, но остановить этот процесс было невозможно.

Со смертью царя Федора Ивановича династия Рюриковичей прекратила свое существование. Земским собором на царствование был избран Борис Федорович Годунов, бывший опричник, шурин царя Федора, фактически правивший страной в годы его царствования. Царь Борис Годунов продолжил политику своих предшественников. Еще активнее стали приглашать иноземцев на русскую службу. В Москве уже никого не удивляли заморские купцы, лекари, промышленники, военные, ученые люди. Все они получали должности и жалованье, земли с крестьянами. Не удалась попытка Годунова создать в Москве университет. Этому воспротивилось духовенство, которое больше знаний боялось всяких ересей. В российское государство все активнее проникали элементы европейской культуры. В первую очередь это касалось одежды, жилья, светских церемоний. При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. В 1584—1591 годах под руководством зодчего Федора Савельева по прозвищу Конь были возведены стены Белого города протяжённостью 9 км (внутри современного Бульварного кольца).

Если царствование Бориса началось довольно успешно, то постепенно череда опал породила уныние, а после двойного неурожая разразилась настоящая катастрофа. С 1601 по 1603 год в стране свирепствовал страшный голод. Как свидетельствуют источники, люди умирали на улицах и дорогах и ели друг друга. Цены на продовольствие выросли в сто раз. Борис Годунов всячески старался помочь голодающим, устраивая массовые раздачи хлеба. Но одни проблемы порождали другие.

В России началась смута. Смутное время – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса, сопровождавшаяся народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведской интервенцией, разорением страны. Это период в истории России с 1598 года по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, сопровождающийся многочисленными случаями самозванства и внешней интервенцией, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами. Происхождение названия объясняется тем, что это было время безвластия, разлада во всех слоях общества, голода и всеобщих несчастий.

Результатом всех проблем стало крупное восстание под руководством Хлопка (1602—1603 гг.), в котором приняли участие крестьяне, холопы и казаки. Важно отметить, что это событие нельзя в полной мере назвать восстанием или мятежом. Восставшие не выдвигали никаких требований и не преследовали никаких политических целей. Они искали средства для существования и выживания и поэтому занимались грабежами и разбоями. Характерно, что еще со времен Бориса Годунова это движение также называлось не «восстание», а «разбои». Восстание Хлопка смогло получить массовость из-за проблем внутри страны – из-за голода. На его фоне произошла вспышка холеры. Голод приводил к тому, что еды катастрофически не хватало и помещики, решая эту проблему, либо давали крестьянам вольную, либо просто изгоняли их. Это привело к тотальному обнищанию населения. Волнения охватили 20 уездов, и, объединившись, восставшие двинулись на Москву. В ожесточенном сражении под Москвой восставшие были разбиты. Командующий царскими войсками Басманов был убит в бою. Хлопок был тяжело ранен, а затем и казнен. Восстание показало главное проблему в обществе – противоречия на всех уровнях.

Смута только начиналась, и даже у элиты не было четкого понимания, кто должен быть у власти. Еще помнили Ивана Грозного с его опричной политикой, помнили и боялись повторения. Социальные противоречия нужно было решать, но Борис Годунов пустил их на самотек, чем только усугубил ситуацию.

В единый поток объединились три основные силы – народное восстание под руководством Ивана Болотникова, сторонники самозванцев, иностранные силы, в основном польская шляхта, мечтавшая под шумок пограбить русские земли. В России началась самая настоящая гражданская война. Важным движением смутного времени стала борьба народа против феодалов. Народ надеялся остановить начавшееся закрепощение крестьянства, сохранить свою свободу.

Естественные противники России – Швеция и Польша в это время копили силы для нанесения решающего удара по некогда грозному восточному соседу. Поляки пытались поставить на русский трон своего короля, а шведы хотели отторгнуть север страны вплоть до Великого Новгорода. Причины для вражды у Польши и Швеции были различны, а цель была одна – порабощение либо уничтожение России и тем самым окончательное решение восточного вопроса.

Самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, царствование одного из Рюриковичей, Василия Ивановича Шуйского, семибоярщина (князья Федор Мстиславский, Андрей Трубецкой, Борис Лыков-Оболенский, Андрей Голицын, Иван Воротынский, бояре Иван Романов и Федор Шереметьев), признавшая русским царём польского королевича Владислава, – все они отстаивали свои личные интересы, нежели защищали свое Отечество. Более того, в борьбе за власть они делали ставку на исконных врагов России – Польшу и Швецию.

Захват поляками Москвы поставил перед страной реальную угрозу потери национальной независимости. Простой русский народ стал подниматься на борьбу с интервентами. Большую роль сыграл патриарх Гермоген, призывавший не верить полякам и объединяться для борьбы с ними. Он открыто выступил против захватчиков, обратившись с призывом к русскому народу подняться на защиту страны. С его благословения из Казани перевезли копию иконы Казанской Богоматери, впоследствии ставшей основной святыней ополчения.

В разных городах получили хождение «призывные грамоты», поднимавшие народ на борьбу. Особый успех имели грамоты рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, который и стал организатором первого всенародного ополчения. Первое ополчение в период Смутного времени образовано по инициативе жителей Рязани (воевода П. П. Ляпунов) для борьбы против поляков. Включало дворян, стрельцов, служилых казаков, черносошных крестьян, горожан, даточных людей, а также «тушинских» бояр, воевод и ратных людей. Первое народное ополчение – это собирательное название освободительного движения на Москву в 1611 г. против иностранных интервентов под руководством Заруцкого, Ляпунова и Трубецкого.

Встав под Москвой, ополчение занялось восстановлением центральной власти. В составе ополчения были представители разных сословий. На основе штаба ополчения был созван многочисленный Земский собор, в составе которого были бояре, дьяки, татарские ханы, князья, дворяне, служивые люди, чиновники, казаки и другие сословия. Ополчение не обладало выучкой и дисциплиной. Поэтому вскоре в лагере начались раздоры и вражда между казаками, желающими только закрепить и увеличить свои вольности, и дворянами, стремившимися укрепить дисциплину и крепостные порядки. Дрова в костёр раздора подбрасывали также поляки и приверженцы Семибоярщины, которые отправляли казакам фальшивые грамоты, в которых упоминалось о намерении воеводы Ляпунова уничтожить казачество как сословие. Это сыграло свою роль и привело к гибели Ляпунова, которого на казачьем кругу казаки обвинили в измене и казнили. Дворяне без своего военачальника вернулись в свои родные поместья и дома. Ополчение распалось. Только часть казачьего войска продолжало стоять лагерем под столицей и периодически штурмовать осаждённых чужеземцев.

Тем временем поляки взяли Смоленск и реально угрожали Москве. Шведы начали переговоры с новгородским боярством о признании русским царем сына шведского короля Карла-Филиппа. В России фактически не было центральной власти, боеспособной армии, среди боярства и дворянства царили разброд и внутренняя вражда, простой народ, почувствовав свободу в период Смуты, не хотел закрепощения и, соответственно, не доверял боярам и дворянам. Вольное казачество вообще не хотело подчиняться какой-либо власти. По городам и уездам страны разбойничали польские отряды. Не только власть, но и хозяйство страны пришло в полный упадок.

Инициативу в спасении государства взяла на себя православная церковь. Духовные лица постоянно призывали народ к борьбе с поляками за сохранение государства. Их призыв был услышан в Нижнем Новгороде. Староста городской общины Козьма Минин Сухорук, человек, обладавший сильной волей, громадным умом и железной энергией, призвал население города собирать казну для организации народного ополчения. Начальником его выбрали князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Всю зиму 1611/12 г. велась подготовка. К новгородскому ополчению примкнули русские города от Казани до Коломны. Противодействовали ополченцам казаки, сидевшие под Москвой и занимавшиеся преимущественно грабежами. Они считали себя властью в Москве и не хотели ее делить с кем-либо.

Весной ополчение через Ярославль двинулось на Москву. Собранный в Ярославле Земский собор вверил Д. Пожарскому «управление всею землей и всем своим войском». В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве и соединилось с остатками первого ополчения. Решающее сражение с поляками произошло 22—24 августа. Войска гетмана Хоткевича, шедшие на помощь осажденным в Кремле полякам, были полностью разбиты. 26 октября (4 ноября по новому стилю) капитулировали засевшие за стенами Кремля поляки. Москва была освобождена от интервентов, король Сигизмунд III вынужден был отказаться от притязаний на русский престол.

В ходе смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Нужно было найти пути выживания народа. Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победила идея отдать все ради общего блага, а не искать личной выгоды.

Итоги Смутного времени XVII века оказались тяжелыми для Руси. Она выстояла исключительно благодаря народным героям. Враги России, явившись на ее территории, действовали с благословения представителей боярской верхушки, фактически предавшей Русь.

В результате Смутного времени боярские семьи ослабели, а позиции дворянства окрепли. Дворяне стали опорой новой династии и получили возможность законодательного закрепления за ними поместных земель и живших на них крестьян. В новых условиях обозначилась тенденция эволюции сословно-представительской монархии к абсолютизму. В ходе Смуты отчетливо выявились негативные стороны боярского участия в управлении страной, необходимость в незыблемости православной веры и недопустимости отступления от ценностей национальной религии и идеологии. Антизападные настроения, обострившиеся в ходе борьбы с католической Польшей и протестантской Швецией, усугубили культурную и цивилизационную замкнутость России.

Наиболее тяжелым было экономическое разорение страны. Последствия его пришлось преодолевать новой власти на протяжении 20 лет. Жители страны были разорены, урожайность снизилась в четыре раза. Треть населения страны погибла – либо от голода и болезней, либо в боях.

Это было завершение длительного процесса. В течение двух столетий велась непрерывная борьба между крепнущей властью Москвы и остальным русским миром, удельным и республиканским. Победа Москвы стала возможной в результате разброда среди ее противников. Кроме того, не остается никаких сомнений в том, что широкие массы населения, в особенности низшие классы, приветствовали Московскую монархию. Для них она означала конец феодальных войн и установление устойчивого, пусть даже деспотического, порядка. Этот закон и порядок были куплены, однако, дорогой ценой, уплаченной главным образом высшими классами. Новый порядок вводился суровыми, подчас революционными, методами. Удельные князья часто оканчивали жизненный путь в московских темницах, свободные институты в различных городах были уничтожены; собственность поместных бояр и даже церковная собственность были конфискованы, многие знатные и богатые семьи были переселены в другие области, чтобы освободить место для новоприбывших из Москвы. Новые территории передавались в подчинение московским воеводам и дьякам. Правосудие никогда не было сильной стороной московской администрации. Несмотря на позднейшие исправления, сделанные в первоначальных местных летописях, в них все же можно уловить отзвуки горьких стенаний порабощенного населения Новгорода, Пскова, Ростова и Ярославля.

Россия разрывалась Западом и Востоком. В политическом отношении Запад был представлен Литвой, где наряду с киевским населением и духовным наследием Византии появились благодаря польскому влиянию слабые (в то время) ростки латинской европейской культуры. Восток был представлен Москвой, где византийская культура уже отчасти смешалась с небольшим, но неуклонно возраставшим потоком тюркской и мусульманской цивилизаций. Целостность обширной, но малозаселенной территории страны с разнообразным этническим составом держалась не на единстве культуры, а на централизованной самодержавной власти, что, с одной стороны, обусловливало слабость импульсов, побуждавших власть заботиться о развитии культуры, с другой – вело к утверждению православно-государственного элемента в русском патриотизме.

К началу XVII в. благодаря образованию Российского государства и налаживанию всевозможных внутренних связей сложился единый тип русской народности, обладавший общностью социальных, психологических и культурных черт Все больше общего обнаруживалось в быту, нравах, обычаях и т. п. Начались процессы формирования единого экономического пространства на русских землях. Национальное самосознание единого русского народа составляло теперь основу духовной жизни жителей различных земель.

Формирование единого политического центра усиливало позиции государства на международной арене. К XVII веку в итоге неизменного продвижения на восток московское правительство превращается в гигантскую евроазиатскую державу, территория которой возросла вдвое. Ее границы раздвинулись от Каспийского моря до Северного Ледовитого океана, от берегов Охотского моря до Днепра. Значительно выросла численность населения, которое проживало в основном на малоплодородных землях Северной и Центральной Руси. Богатые черноземные земли Северного Причерноморья и центральной части находились тогда за пределами страны, Среднее и Нижнее Поволжье еще лишь осваивались.

Часть II. Евразийский путь развития в период царствования Романовых

Глава 10. Начало новой династии и выбор пути развития России

Для преодоления последствий смуты в стране нужно было восстановить всю систему политической власти. В соответствии с представлениями того времени это было связано в первую очередь с избранием нового царя. Династия Рюриковичей прекратила свое существование, побочные ветви старой династии во многом дискредитировали себя во время Смуты и не имели реальных шансов на занятие российского трона. Поэтому сразу же после освобождения Москвы вожди второго ополчения Д. Пожарский и Д. Трубецкой созвали новый Земский собор для избрания русского царя. Ими было предложено всем русским городам присылать выборных «по десяти человек от города», которые вместе с московскими людьми должны были определиться с избранием царя.

В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные «всей земли». Это был первый всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов. Земский собор начал свою работу 16 января (6 января по старому стилю) 1613 года. Представители «всея земли» отменили решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили «иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать», избрать своего от «великих московских родов». Все иноземные претенденты на престол были отвергнуты[21].

Соборные заседания проходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.

После долгих споров и препирательств выбор остановили на 16-летнем Михаиле Федоровиче Романове, кандидатура которого устраивала большинство представителей крупных боярских и дворянских кланов, духовенство и была достаточно популярной среди казаков и земских людей. Во-первых, молодого, не опытного в политических делах царя можно было использовать для усиления собственного влияния в системе государственной власти, ограничив его власть определенными условиями как выборного царя. Во-вторых, отец нового царя Филарет (Федор Никитич Романов) был родственником Ивана Грозного (его тетка была первой женой царя) и русским патриархом, угнанным поляками в плен. В-третьих, род Романовых считался одним из самых богатых и знатных, поэтому царь, выходец из этого рода, мог считаться важным стабилизирующим фактором политической и социальной обстановки Российского государства.

На страницу:
11 из 17