Полная версия
Карло Броски. Фаринелли
Фаринелли получил не менее трех лет опыта работы в лондонском театре, но в ходе последнего сезона стал задумываться о том, чтобы навсегда распрощаться со своей карьерой. Это был период, в котором соединились самый большой успех певца и одновременно отрицание им всей театральной системы. Ведь с приездом Фаринелли в Лондон музыкальная жизнь города вступила в период соперничества импресарио и театров, в котором отражались и политические конфликты. Итальянская опера против английской, дворянство против купечества, Опера знати против Генделя…
Подписав контракт с Оперой знати, Карло Броски исключил возможность работы с Генделем, который в те годы вступил в фазу обновления своего искусства. После его провала в 1732 г., и еще более серьезного в 1738 г. композитор уйдет от сочинительства опер и обратится к жанру оратории. «Для британцев поддержка экстравагантной итальянской оперы, которая не включает в себя ни наслаждения, ни смысла, ни звука, конечно, смешна», ― напишет театральный импресарио Генри Филдинг.
Но Опера знати поддерживалась королевской фамилией. Известно, что Фаринелли давал частный концерт в Сент-Джеймс дворце. Фаринелли предстал перед королем Георгом II, королевой Каролиной и Анной ― принцессой Оранской ― сторонниками генделевской фракции. Это выступление представляло собой по сути экзамен, результат соперничества двух оперных кампаний, развернутых в Лондоне. «Оппозиция музыки» ― так назвал обе эти «партии» Карло Броски в письме к С. Пеполи:
«Здесь я нашел обычную оппозицию музыки, которую я встречал на протяжении всего моего пути, но такую явную лишь здесь. Мне очень дорого стоило прийти к успеху, но это было необходимо, и я продемонстрировал свои способности настолько, насколько позволил мне здешний климат.
Когда я пел при дворе, присутствовали король и королева, капельмейстером была принцесса Оранская. Вдруг зазвучали арии Генделя, и я со всей душой принялся их исполнять, и слава небесам, прекрасно с этим справился, это заставило меня выбрать свой настоящий путь»
Эти две арии были из недавно написанной к свадьбе принцессы Оранской серенады, сочиненной Генделем ― «II Pa masso infesta». Карло говорит о том, что исполняя их, он оказался «в ловушке»: арии были написаны для контральто, и что, исполняя и итерпретируя их, он не мог избежать риска. Злобствующие критики Фаринелли тут же отреагировали, обвинив певца в «тупости», в том что он был не в состоянии оценить произведения Генделя и спасовал перед ними, жалуясь, что «трудно петь арии Генделя».
В Лондоне Карло оставался до 4 мая 1736 г. Летом 1736 г. он отправился в Париж, дал концерт в Версале, но 23 ноября того же года он вернулся в Лондон.
Сезон Королевского театра закрылся досрочно. Последней оперой, в которой принимал участие Фаринелли, стал «Демофонт» (24 мая 1737). В общей сложности в Королевском театре прошло 15 опер с участием Карло Броски Фаринелли.
Поговаривали, чтобы избежать глупейшей войны двух театров, Фаринелли сказался больным и спешно покинул Лондон.
После череды концертов для дворян и, несмотря на нерасторгнутый контракт, Фаринелли направился на летний отдых в Шотландию. Карестини, а затем Сенесино уехали в Неаполь, Куццони во Флоренцию, Фаустина Бордони в Венецию, Иоганн Хассе поселился в Дрездене. Брат Карло ― Риккардо был назначен композитором при дворе Александра Вюртембергского, он переехал в Штутгарт осенью 1736 г.. Когда в марте 1737 после смерти герцога итальянская оперная труппа распадается, старший Броски возвращается в Неаполь, надеясь добиться успеха у Франческо Манчини в роли «первого учителя» и капельмейстера королевской часовни.
В конце мая 1737 г. Карло Броски получил приглашение испанского двора через испанского посла в Лондоне графа Montijo и сэра Томаса Фицджеральда, секретаря посольства Испании с тем, чтобы поступить в качестве королевского певца к монархам Филиппу V и Елизавете Фарнезе.
9 июля 1737 г. певец с большим успехом выступил в Версале в присутствии короля Людовика XV. по свидетельству Риккобони, он очаровал даже французов, в то время вообще ненавидевших итальянскую музыку. Король подарил ему свой портрет, украшенный бриллиантами и 500 луидоров.
Когда в 1737 г. он решил разорвать контракт и переехать в Мадрид «по команде их католического Величества» (как пишет Бенджамин Кин, посол Великобритании в Испании), обиды с обеих сторон были одинаково сильны.
Фаринелли в Испании
McGeary пишет: «Фаринелли был призван в Мадрид королевой в надежде, что его пение поможет вылечить от изнурительный депрессии Филиппа V. В его обязанности входило исполнение серенад королю каждую ночь (точное количество арий колеблется в отчетах от трех до девяти), обязательство это, видимо, сохраняется до смерти короля. 25 августа 1737 года певец назначается „королевским музыкантом“. Обещанное певцу вознаграждение составило 1500 гиней в „английских деньгах“, а также экипаж с двумя мулами для разъездов по городу, шесть мулов для поездок между городами, а также коляска для его слуг и багажа, и неплохое и подходящее жилье для него и семьи» (1998 г.)
7 августа 1737 г. Фаринелли прибыл в Мадрид. Елизавета Фарнезе, королева, верила, что голос Фаринелли был способен вылечить тяжелую депрессию мужа, короля Филиппа V (некоторые современные врачи, такие как королевский врач Джузеппе Керви, верили в эффективность музыкальной терапии). 25 августа 1737 г. Фаринелли был назначен королевским музыкантом, и он никогда больше не пел на публике. Риччи пишет, что с первого дня Фаринелли было объявлено, что он должен оставаться на службе испанского двора, затем его «включили в штат», тем самым исключив возможность петь на публике. Зарплата составила 2000 дукатов плюс проживание, слуги в королевских ливреях, конные экипажи и королевские привилегии, а также освобождение от какой-либо юрисдикции. Хэриот называет другую сумму ― 3000 фунтов в год, не считая ценных подарков и подношений.
Лаборд рассказывает: «Говорят, что когда испанский король впал в ипохондрию, его бросать все дела заставлявшую и даже бриться и присутствовать в Совете мешавшую, королева тщетно испробовала все средства, дабы вывести его из сего состояния, и хотела прибегнуть еще к влиянию музыки, к коей Филипп очень чувствителен был. Она пригласила знаменитого Фаринелли, устроила оного тайком возле покоев короля, коему сей певец пропел неожиданно одну из самых красивых арий. Филипп был сначала поражен, затем взволнован; но в конце второй арии он приказал виртуозу войти к нему, осыпал его комплиментами и ласками и просил спеть третью арию, в которой Фаринелли превзошел самого себя. Король в восторге спросил его, какой награды он требует, и обещал ему все желаемое исполнить. Фаринелли попросил короля побриться и пойти в Совет. С сего момента болезнь короля поддалась лекарствам, и певец был щедро награжден за его выздоровление. Фаринелли сделался затем первым министром, и удивительно ― он всегда помнил, что до сей поры он был только певец. Никогда министры двора короля Филиппа, кои обедали каждый день в его дворце, не могли добиться, чтобы он сел с ними обедать. Ныне Фаринелли в уединении ведет жизнь спокойную, но счастливую; он проводит время, рассматривая портреты короля Филиппа и Елисаветы и оплакивая потерю своих благодетелей и, быть может, свое былое величие»
«Филипп потрясен первой же арией, исполненной Фаринелли, ― сообщал в своем донесении посол Великобритании сэр Уильям Кока. ― С окончанием второй он послал за певцом, расхвалил его, пообещав дать ему все, что он только пожелает. Фаринелли попросил его лишь встать, умыться, переодеться и провести заседание кабинета министров. Король повиновался и с тех пор выздоравливает».
Ч. Берни рассказывал: «Он сказал мне, что в течение первых десяти лет его пребывания при дворе Испании, пока Филипп V был жив, он пел каждый вечер для этого государя одни и те же четыре мелодии, две из которых сочинил Хассе». Две арии «Pallid oil sole» и «E pur questo dolce amplesso» из «Артаксеркса», третьей стала блестящая песнь влюбленного соловья «Queli’usignolo» из «Меропэ».
В письме к графу Пеполи Фаринелли предпочитает не перечислять их все. Даже падре Мартини и биограф Ю. Сакки не могли назвать возможный «курс лечения» Филиппа V. «Лечение» зачастую происходило ночью, возможно, чтобы отгонять кошмары от спящего короля.
Фаринелли стал влиятельным королевским фаворитом. А при правлении сына Филиппа, Фердинанда VI, значение его стало еще больше. Фердинанд был увлеченным музыкантом, и его жена, Барбара Браганза, была музыкальным фанатиком (в 1728 г. она назначила Доменико Скарлатти ее клавесинистом-учителем). Отношения между певцом и монархами были очень близкими: он и королева пели дуэтом, и король аккомпанировал им на клавесине. Фаринелли возглавил организацию всех придворных увеселений. Он был официально принят в ряды дворянства, сделавшись кавалером Ордена Калатравы 3 сентября 1750 года ― честь, которой он был чрезвычайно горд. Но при всем этом характер Фаринелли оставался таким, что даже мрачные испанские гранды не могли найти в нем ничего отталкивающего или достойного ненависти.
«Приехал испанский полномочный министр, дон Антонио де Аслор, ― писал в одном из писем Метастазио, ― он всем очень нравится. Все расспрашивают его о тебе, и ответы его самые положительные. Он заверил нас, что доброта и умеренность твоего характера ни в коем случае не пострадали от твоего высокого поста… Он говорит, что, даже достигнув столь завидного положения, ты не нажил врагов. Да простит меня твое сиятельство, я могу вообразить себе, насколько осторожным, бескорыстным и добродетельным должно быть твое поведение».
Обязанности артиста стали менее однообразны и утомительны, так как он убедил монарха завести оперу. Последняя стала для Фаринелли большой и радостной переменой. Назначенный единственным руководителем всех спектаклей, он выписал из Италии лучших композиторов и певцов, а Метастазио писал либретто. За этот период Фаринелли поставил 23 оперы и написал как минимум 5 кантат. В период с 1737 по 1759 гг. Фаринелли руководил придворным театром «Буэн-Ретиро», что привело к вторжению в Испанию итальянской музыки, и фактической замене испанского театра итальянской оперой. Театр был открыт для городских зрителей за определенную плату. В театре ставили аллегорические, мифологические спектакли, носившие характер феерии. Назначение Фаринелли художественным руководителем театров в Буэн Ретиро (Мадрид) и Аранхуэс положило начало десятилетия чрезвычайных феерий, созданных им в сотрудничестве с Метастазио.
Вдобавок к управлению оперой и пению, Фаринелли довольно много занимался административными делами и политикой, он стал ближайшим доверенным лицом королевской четы буквально во всех делах: в отсутствие короля и королевы он встречал высоких гостей, был личным советником монарха, заботился о приеме знатных особ.
По словам Хэриота Фаринелли приобрел при испанском дворе влияние, сравнимое только с влиянием Распутина при дворе последнего российского императора; впрочем, влияние Фаринелли было и более благотворным, и более длительным. Бывший оперный певец обратил свои усилия на решение таких проблем, как осушение и строительство каналов в болотистой местности у реки Тахо и использование их для орошения или приобретение лошадей в Венгрии для улучшения испанских пород. В последнем случае он обратился за помощью к своему неизменному конфиденту Метастазио.
В 1754 году ему пришлось пережить нелегкие времена из-за того, что министр Энсенада, которому певец, симпатизировал, впал в немилость; однако буря миновала, и Фаринелли полностью вернул себе власть и влияние.
На усладу королевской чете и её гостям Фаринелли однажды устроил День Музыки, и это было воистину незабываемый спектакль. Начиная с Дворца и заканчивая Садами, причалом и берегами реки Тахо, всё было освещено корабельными фонарями; тысячи фонарей и их свет самым волшебным образом отражались на всём ― на поверхности воды, тростниках и ветвях деревьев. Звучала музыка. Спектакль казался всем зрителям понастоящему сказочным… По Тахо курсировала целая эскадра прогулочных кораблей, состоявшая из пятнадцати судов. На этих судах королевская чета и приглашенные ими гости начали свою «музыкальную» прогулку по реке около семи часов вечера и закончили ее поздней ночью. Фаринелли находился на борту королевского судна и в сопровождении оркестра из восьми музыкантов исполнял арии из известных опер. На других судах также играли музыкальные оркестры, а на берегах реки стояли слушатели, наслаждавшиеся музыкой и голосом Фаринелли. Ночь стояла тихая, мощное и продуманное освещение и иллюминация всех остановок эскадры произвели неизгладимое впечатление как на зрителей на берегах, так и на самих участников «музыкальной» речной прогулки. Метастазио, услышав об этом большом празднике, написал ему своему близнецу: «Я присутствовал в Аранхуэсе, когда читал твое письмо… я видел театр, корабли, посадки, заколдованный дворец; я слышал трели моего несравненного Близнеца».
Ч. Берни со слов самого Фаринелли пишет: «После смерти Филиппа V власть перешла в пользу его преемника Фердинанда VI, при котором Фаринелли был удостоен ордена Калатравы в 1750 г., а чтобы сделать его обязанности менее скучными, убедил короля создать оперу, и эта идея вызвала у последнего большой восторг. Это были уникальные шоу, созданные новым директором. Он рассчитывал на лучших композиторов, лучших певцов того времени и поэта Метастазио».
Оперный театр при испанском дворе, управляемый Фаринелли, имел первоклассную труппу, которой директор руководил твердо, но справедливо. «По распоряжению Фаринелли, ― пишет Ю. Сакки, ― никому, будь то человек самого высокого происхождения, не разрешалось заходить в уборные артистов. Он требовал, чтобы платья женщин были пристойной длины… и не допускал балетных эпизодов в опере». Иногда его ругали за чрезмерную строгость, особенно в вопросах ангажмента на стороне.
Фаринелли при испанском дворе.
Известна история с певицей Минготти, которая была приглашена в Испанию, и пела с Джициелло в опере под руководством синьора Фаринелли. Знаменитый musico так строго соблюдал дисциплину, что не разрешал Минготти петь нигде, кроме придворной оперы, и даже упражняться в комнате, выходящей на улицу. В подтверждение этого можно привести случай, рассказанный самой Минготти. Многие знатные вельможи и гранды Испании просили ее петь в домашних концертах, но она не могла получить разрешение директора. Он распространил свой запрет так далеко, что лишил беременную высокопоставленную даму удовольствия ее услышать, так как та не была в состоянии пойти в театр, но заявила, что жаждет арии от Минготти. Испанцы питали религиозное благоговение к этим непроизвольным и буйным пристрастиям женщин в подобном положении, сколь бы сомнительными их ни считали в других странах. Поэтому супруг дамы пожаловался королю на жестокость оперного директора, которая, сказал он, убьет жену и ребенка, если его величество не вмешается. Король благосклонно внял жалобе и приказал Минготти принять даму у себя дома, приказ его величества был беспрекословно исполнен, желание дамы удовлетворено.
«Его сурово критиковали за упрямство, но он, без сомнения, считал, что этот случай может стать предецентом и его певцы станут принимать любые приглашения, что может пагубно отразиться на голосах», ― пишет Хэриот.
Все оперы, поставленные под руководством Фаринелли, были написаны на либретто Метастазио (за исключением «Армиды»), и некоторые драмы поэт сочинил специально для Мадрида. В переписке того времени есть много интересных рассуждений о постановке опер. Фаринелли очень гордился тем, что придумал новый способ для изображения дождя. В других спектаклях он хотел поставить на сцене освещенные балаганы для изображения ярмарки, в эпизоде взятия крепости он предполагал использовать настоящие лестницы. Метастазио возражал против этого:
«Я не осмеливаюсь давть в пьесе ремарки типа „Ярмарка“ или „Балаган“, которые могли бы повлиять на постановку; тем самым я оказал бы поддержку безудержному нахальству маленьких римских аббатов».
О том, что синьор Фаринелли был главным лекарством короля Филиппа V говорят многие, но немногие догадываются о том, что певец намеревался вернуться в Англию, чтобы продолжить работу в театре. Но так распорядилась судьба, что Испания уже не отпустит Фаринелли.
«Ваше маленькое, короткое и таинственное письмо от 17 июля прошлого года из Aранхуэса вместе с новостями этого двора, получяемыми и распространяемыми среди нас, говорит мне, слишком явно, о состоянии вашего ума и беспокойстве хороших людей о здоровье вашего почитаемого государя. Да будет на то воля Небес, эта буря, может, пронесется, несмотря на страшные описания, которые направляются сюда из всех частей…», ― пишет Фаринелли его «дражайший» близнец П. Метастазио.
Злой рок преследовал королевскую семью, а с этим держал при дворе в заложниках Фаринелли. После нескольких месяцев мучений 27 августа 1758 года королева умерла. Это была большая потеря для Фаринелли и Д. Скарлатти, который был ее усердным и преданным учителем. Скарлатти она оставила две тысячи дублонов и кольцо, свои лучшие клавесины и все сонаты Скарлатти предназначлись Фаринелли. Но ему было не до того, чтобы задумываться об этих подарках ― король сходил с ума от горя.
После смерти королевы Фаринелли снова оказался единственным утешением монарха, подавленного горем и меланхолией, но его попытки побудить в нем интерес к жизни не принесли успеха. Безутешный Фердинанд бродил небритый в ночной сорочке по садам Аранхуэса и вскоре скончался. Это произошло в 1759 году, ознаменовавшем конец активной деятельности Фаринелли.
Часть испанского дворца Фаринелли не так давно выставили на торги. Здание находится по адресу: 28300, Aranjuez, Calle Capitan Gomez Castrillón, 2 Дворец «Осуна де Аранхуэс». Этот дворец в неоклассическом стиле был выстроен в 1751 году по заказу самого Фаринелли. Здание находится в самом сердце города, в окружении известнейших памятников истории и архитектуры. Поблизости расположен Королевский дворец, монументальные сады «Príncipe» и «La Isla». Площадь продаваемого здания составляет 1450 м2, площадь внутреннего дворика и сада ― 700 м2.
Интерьер Дворца «Осуна де Аранхуэс»
Продается около 50% здания по цене 4,2 млн евро. В настоящее время дворец находится в запустении, однако, полностью сохраняет свою оригинальную архитектуру и внутренние детали отделки, многие из которых были отреставрированы. Жаль, что не нашлось инициатора создания музея Фаринелли, и государство могло бы выкупить данный дворец с целью создания в нем такого музея.
Пенсия и смерть
Трон Фердинанда наследовал его сводный брат Карл III, который оставил свои неаполитанские владения и огромный недостроенный дворец Казерта и приехал в Мадрид, чтобы исполнить сокровенное желание матери ― стать королем Испании. Некоторые исследователи считают, что Карл не простил Фаринелли его решения остаться при дворе после смерти Филиппа V. Хэриот опровергает этот факт. Он говорит о том, что Карл вовсе не был настроен против Фаринелли. Одним из первых его указов был указ о продолжении выплат Фаринелли: «Я делаю это с удовольствием, ибо Фаринелли никогда не злоупотреблял благоволением и великодушием моих предшественников».
Певец посетил короля в Сарагосе и поблагодарил его за доброту. Кроме того, Карл, хоть и не был большим любителем музыки, но не раз спасал Каффарэлли от последствий его дерзкого поведения. Причины, по которым Фаринелли должен был покинуть Испанию, Хэриот объясняет так: «Говорят, что Фаринелли отдавал предпочтение Австрии перед Францией, а Карл хотел изменить эту политику. Однако в 1759 г., вследствие болезненных перемен в политике, проведенных за несколько лет до этого по инициативе мадам де Помпадур, Франция и Австрия стали союзниками в Семилетней войне с Пруссией, и Фаринелли никак не мог принять чью-либо сторону в соперничестве, которое к тому времени уступило место альянсу. Скорее всего, Карл просто почувствовал необходимость избавиться от такого советника; Фаринелли, будучи уроженцем Апулии, был юридическим подданным неаполитанского короля, но, когда Карл занимал этот пост, певец, вместо того, чтобы служить ему, оказывал всяческую поддержку его сводному брату, с которым у Карла были всегда натянутые отношения».
В 1766 году Фаринелли еще состоял на службе у герцога Мединачели, интенданта Мадридской оперы, и в этом качестве набирал для него певцов в Италии, а за год до того велись переговоры о его приглашении в Мадрид для постановки спектакля в честь бракосочетания инфанта.
Было ясно, что Фаринелли теперь придется покинуть Испанию, хотя ему было разрешено иметь щедрую государственную пенсию. Он уехал в Болонью, где прожил с 19 августа 1761 года до самой смерти 16 сентября 1782 года на своей шикарной вилле Via Lama (Виа Дзанарди, 228).
Вот, что сообщает Ч. Берни: «Когда Карл III, король Испании, поднялся на трон, Фаринелли получил приказ покинуть королевство, но ему позволено было забрать все вещи; таким образом, богатое имущество из своего дома, состоящее почти все из подарков, полученных от великих людей, Карло Броски удалось вывезти. Певец говорил с великим сожалением, что вынужден искать «другое место жительства, прожив 24 года в Испании, где он привык и в которой его связывали дорогие узы дружбы».
Осенью 1759 г. Карло Броски вернулся в Италию и первым городом, встретившим его, стала Парма. Певца с почетом принял герцог, младший брат монарха Карла, здесь певец задержался до ноября 1760 г. Затем он отправился в Неаполь, где был встречен с огромными почестями, как нацональный герой простыми горожанами, но с такой холодностью официальных лиц, что предпочел выбрать в качестве места жительства Болонью. 3 июля 1761г. певец прибыл на свою виллу, чтобы прожить здесь до конца дней.
Берни говорил, что Карл «приказал» ему жить там и нигде больше; Вернон Ли утверждал, что Карл выбрал Болонью специально, потому что там Фаринелли особенно не любили. Поговаривали также, что первым решением Фаринелли было поселиться в Неаполе, в месте его рождения, но его испугали слишком активные притязания его родственников. Тем не менее, он имел тесное общение с родной сестрой и двумя ее сыновьями. Один из которых, старший, был его любимцем, хотя это был болезненный ребенок с испорченным характером. Это еще раз доказывает, сколь значимы были для певца естественные семейные привязанности, в которых он искал утешения. Берни говорит и о том, что Фаринелли рассматривал вариант поселиться в Англии, но все же мечтал провести остаток жизни в ставшей родной ему Испании.
Болонья соперничала с Неаполем в праве именоваться музыкальной столицей Италии, там жил выдающийся музыкант того времени и друг Фаринелли падрэ Мартини. И кроме этого великий певец избрал этот город местом, где проведет свою старость уже 2 сентября 1732 года. А. Барилли писал:
«Я слышал, что знаменитый musico Фаринелли решил обосноваться внашем городе и купил себе прекрасное поместье… сенат даровал гражданство знаменитому Фаринелли, который приобрел себе поместье за 28 000 лир наличными».
Находясь в Испании, Фаринелли следил за строительством роскошной виллы в этом поместье, и теперь она была готова для проживания. Еще один хроникер, Галеати, описывает приезд певца в Болонью и оказанный ему восторженный прием, в заметке от 6 июля 1760 года: «Карло Броски, изветный как Фаринелли, приехал в Болонью и поселился в своем доме за Ламме (Порта деле Ламе или Ламме ― одни из городских ворот). На следующий день его посетил граф Франческо Капрара, в овечьем парике; говорят, что он приветствовал его от имени Императора. В восемь часов Фаринелли нанес визит графу Одоардо Пеполи…», и так далее, вплоть до приема в честь Фаринелли, данного знаменитой филармонической академией. Совершенно очевидно: болонцы гордились тем, что столь прославленный человек поселился в их городе.
Когда Фаринелли вернулся в Италию, все его старые друзья, родственники и знакомые уже ушли из жизни, и с переездом на новое место жительства из Испании, ему пришлось начинать все сначала: строить новую жизнь без любимого занятия, но Фаринелли нашел утешение в поддержке талантливой молодежи.
Вилла Фаринелли в Болонье.
Жизнь, которую вел Фаринелли на своей вилле нельзя назвать монашеской. Берни говорит, что памятный визит к Фаринелли он нанес 23 августа: «Каждому любителю музыки будет приятно узнать, что синьор Фаринелли все еще жив и при этом пребывает в добром здравии и рассудке. Я нашел Фаринелли более моложавым на вид, чем предполагал. Он высокий, тонкий, но не производит впечатление больного. Он был так добр, что взял меня этим утром к отцу Мартини, в библиотеке которого я потратил много своего времени. В ходе беседы Фаринелли сказал, указывая на отца Мартини: „То, что делает он, переживет века; а то немногое, что я сделал, уже минуло и забыто всеми!“ Я сказал ему, что в Англии все еще много людей, которые очень хорошо помнят его заслуги, память о его выступлениях еще так свежа, что многие из слышавших его не желают знать других певцов, что все королевство по-прежнему прославляет его и что, по моему твердому убеждению, это отношение сохранится и у будущих поколений».